Научная статья на тему 'Потенциал научной и профессиональной культурной элит в решении проблемы идентичности'

Потенциал научной и профессиональной культурной элит в решении проблемы идентичности Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
29
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЭЛИТА / ФИННО-УГОРСКИЕ НАРОДЫ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ETHNIC IDENTITY / PROFESSIONAL CULTURAL ELITE / FINNO-UGRIC PEOPLES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Хафизова Наталия Алексеевна

Рассматриваются роль научной элиты в деле развития теоретического уровня этнического самосознания и способы его функционирования. Формулируются основные задачи оптимизации потенциала культуры для повышения самоуважения этноса. Определяются задачи культурной элиты финно-угорских народов на сегодняшний день.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potential of Academic and Professional Cultural Elites for Solving the Problems of Identity

The author considers the role of the academic elite in the development of the theoretical level of ethnic consciousness and its methods of operation. It formulates the main tasks in optimizing the potential of culture to enhance ethnic self-esteem. It also defines the modern tasks for the cultural elite of the Finno-Ugric peoples.

Текст научной работы на тему «Потенциал научной и профессиональной культурной элит в решении проблемы идентичности»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

открыты при Институте национальной культуры в области финно-угорской культуры. В научной области это расширение взаимного сотрудничества с ведущими учеными финно-угорского мира, активизация совместных научных проектов через российские и зарубежные фонды, проведение международных конференций и научно-практических семинаров по проблемам финно-угроведения. В области информационной это создание специализированных библиотек, медиатек по финно-угроведению, что способствует глубокому изучению куль-

туры, языка и истории финно-угорских народов. Организация Международного научно-образовательного центра при ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» позволит решать многие конкретные задачи в области образования и науки, среди которых приоритетной является создание условий для постоянно развивающихся международных контактов. Основу для формирования этих связей составляет многостороннее социокультурное, научно-образовательное взаимодействие, создающее уникальную возможность межкультурного диалога.

Поступила 21.09.2012

ПОТЕНЦИАЛ НАУЧНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЭЛИТ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ*

Н. А. ХАФИЗОВА,

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и права Пермского научно-исследовательского политехнического университета (г. Пермь, РФ)

Одна из наиболее значимых проблем финно-угорских народов, проживающих на территории России в ситуации много-этничности и исторически сложившегося лидерства русской культуры, - это создание условий для обретения, для актуализации вторичной идентичности. Последняя является результатом осознанного выбора себя в качестве представителя конкретного этноса; этот момент осознанности важен, ибо позволяет обеспечивать существование этнической культуры не столько самой по себе, но как возможности для

1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».

высекания индивидуальных смыслов и раскрытия своей индивидуальности тем или иным человеком. Решение данной проблемы предполагает максимальное задействование потенциала научной и профессиональной культурной элит.

Научная элита призвана прежде всего развивать теоретический уровень этнического самосознания, который дает представления об устройстве и способах его функционирования. Данный фактор предъявляет к ученым требование глубокого теоретического осмысления не только основ сознания своего этноса и форм проявления, но и культурных пределов в его возможности давать адекватные ответы на вызовы времени в условиях много-этничности. И это является чуть ли не

© Хафизова Н. А., 2013

Финно-угорский мир. 2013. № 2

единственной панацеей от возможных перекосов в возрождении и воспроизводстве этнической культуры, в развитии культуры толерантности.

Деятельность профессиональной культурной элиты должна быть направлена на обналичивание ценностей и архетипов того или иного народа в литературе, театре, танце, пении, художественном и прикладном творчестве, в организации традиционных празднований.

Для оптимизации потенциала культуры, для повышения самоуважения этноса ученые должны решать следующие задачи:

- осмысливать условия утверждения системообразующей ценности, которая и дух народа выражает, и позволяет жить в современном мире;

- выявлять систему архетипов, питающих душу народа, но не потворствовать ситуации симулякровости и усиления маскарадного характера обрядово-культовой стороны этнической культуры. Не секрет, что религиозная жизнь финно-угорских народов длительное время находилась в поле влияния православия или ислама, так что миф как форма мировоззрения давно мертв и не нуждается в реанимации (не нужен ни старый миф, ни новый, ни, тем более, мифологемы), хотя мифология как учение об изначальных мифологических представлениях народа важна, поскольку позволяет увидеть специфику ценностно-архитепической сферы этнического самосознания;

- проводить анализ гетеро- и автостереотипов с точки зрения их слабых и сильных сторон для существования в современном мире и для прояснения того, какие архетипы и ценности действуют в них;

- осмысливать формы и методы распространения национального языка. Особо стоит обратить внимание на осознание его роли и места (культурной ниши) в жизни человека: звукоряд, мелодика кодируют

ритм, темп, усиливают восприимчивость души его носителей. Анализ языковой практики позволяет выявить те живые точки - смыслы - в духе народа, на которые и можно сделать ставку в деле сохранения этнической культуры в целом;

- давать экспертную оценку решениям власти в отношении способов развития идентичности и деятельности культурной элиты в этом направлении.

Деятельность профессиональной культурной элиты должна быть направлена на обналичивание ценностей и архетипов того или иного народа в литературе, театре, танце, пении, художественном и прикладном творчестве, в организации традиционных празднований.

Задачи культурной элиты финно-угорских народов на сегодняшний день можно представить таким образом:

- предъявлять специфику народного театра - быть пропагандистом этнического языка, эпоса и местом восстановления душевного здоровья, ибо театральная ниша - быть местом потрясения духа, где говорится преимущественно о трагедийности человеческого бытия, а не о повседневности человека - занята театром европейской и русской драматургии;

- восстанавливать литературные источники и создавать литературу на родном языке;

- сохранить специфику танцевального и певческого искусства, музыки как форм реального оживления души народа, приобщения к ней, восстановления душевного здоровья;

- организовывать праздники, фестивали, музеи, но с пониманием их культурного предела, ибо они перестали быть формой бытования духа всего народа, но зато являются важным способом культивирования этнического языка, оживления памяти о своих корнях и ситуативного переживания этнического единства. Все это может позволить успешно и без надрывов воспроизводить, обретать и предъявлять другим свою этническую идентичность.

Поступила 21.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.