Научная статья на тему 'Луис Орсетти о Степане Эрьзе: этноэтика мордвы как основа мировосприятия скульптора'

Луис Орсетти о Степане Эрьзе: этноэтика мордвы как основа мировосприятия скульптора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
С. Д. ЭРЬЗЯ / Л. ОРСЕТТИ / СКУЛЬПТУРА XX ВЕКА / «ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР» В МИРОВОСПРИЯТИИ ХУДОЖНИКА / ЭТНОЭТИКА МОРДВЫ / S. D. ERZYA / L. ORSETTI / “ETHNO-CULTURAL FACTOR” IN THE WORLDVIEW OF THE SCULPTOR / XX CENTURY SCULPTURE / THE ETHNO-ETHICS OF MORDOVIAN PEOPLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Клюева Ирина Васильевна

Анализируются опубликованные и неопубликованные материалы о скульпторе-мордвине Степане Эрьзе, принадлежащие перу аргентинского журналиста Луиса Орсетти. Выявляется значение «этнокультурного фактора» – этноэтики мордвы – в мировосприятии художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Louis Orsetti about Stepan Erzya: Ethnics and Ethics of the Mordovians as the Basis of the Sculptor’s World View

It analyzes the published and unpublished sources about the Mordovian sculptor Stepan Erzya, written by an Argentine journalist Luis Orsetti. It reveals the meaning of “ethno-cultural factor”, the ethno-ethics of the Mordovian people, for the worldview of the sculptor.

Текст научной работы на тему «Луис Орсетти о Степане Эрьзе: этноэтика мордвы как основа мировосприятия скульптора»

Финно-угорский мир. 2013. № 2

Фундаментальной основой становления профессиональных форм творчества у мордвы (национальной литературы, драматургии, изобразительного и музыкального искусства), так же как у других поволжских финно-угров (марийцев и удмуртов), явился фольклор. Особо следует сказать о многогранной и разносторонней помощи в становлении и ускоренном развитии профессиональных форм творчества мордвы со стороны деятелей, представлявших традиции русской и новой советской культуры.

Постсоветский период отмечен заметными достижениями в профессиональном искусстве мордовского этноса, в частности возникновением национального балета, а также усилением творческих контактов с художественной культурой финно-угорского мира. Расширение полиэтнического культурного пространства в масштабах общероссийского духовного единства сегодня является залогом успешного бытия профессионального искусства различных народов, мордовского в том числе.

Поступила 21.09.2012

ЛУИС ОРСЕТТИ О СТЕПАНЕ ЭРЬЗЕ: ЭТНОЭТИКА МОРДВЫ

КАК ОСНОВА МИРОВОСПРИЯТИЯ СКУЛЬПТОРА*

И. В. КЛЮЕВА,

кандидат философских наук, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства Института национальной культуры ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

В интервью, которые Степан Эрьзя давал журналистам в Аргентине, он, как правило, говорил о своем происхождении, обусловившем выбор творческого псевдонима, однако представители прессы в своих публикациях о скульпторе часто ограничивались простой констатацией фактов, о которых имели смутное представление. Подробнее и глубже других об этнических корнях художника пишет его друг и добровольный секретарь - журналист Луис Ор-сетти (1906-1985). Он просит племянника Эрьзи, московского скульптора

1 Издание материалов осуществлено при финансовой поддержке Минобрнауки РФ в рамках госзадания. Проект 6.6254.2011 «Исследование современных процессов и тенденций развития в культуре финно-угорских народов России».

М. И. Нефедова, прислать ему необходимую литературу, которая помогла бы лучше понять культуру мордовского народа: «По рассказам Эрьзи я создал себе довольно ясное представление о мордвинах, хотя недостаточное для такой работы, которую его жизнь заслуживает... Прошу Вас послать мне всевозможную литературу об (так в тексте. - И. К) языке и преданиях, религии, привычках, одним словом, о мордовской культуре вообще» [2, 2].

Как подчеркивает Орсетти, «этнокультурный фактор» - определяющий в мировосприятии Эрьзи и в его характере: «.его характер, полностью сформировавшийся до того, как он вышел в большой мир, оставался характером крестьянского парня, выросшего в лесах и державше-

© Клюева И. В., 2013

КРУГЛЫЙ СТОЛ

го в руках плуг. Знакомство с культурой и нравами Запада сталкивалось с наивными представлениями и экстраординарной чистотой его народа, которые не перечеркивались, не модернизировались. Вся жизнь Эрьзи была обусловлена верностью принципам, впитанным им с молоком матери в чреве мордвы... Поглощенный своей единственной страстью - искусством - он не забывал, что, прежде всего, он - человек, сын земли, скромного и неизвестного племени» [3, 13]. Отрыв от родных корней грозил разрушением нравственности: Эрьзя рассказывал Орсетти, как боялась его мать, что он «пропадет в городе», ведь это уже произошло с некоторыми из его односельчан, которые, уйдя в город, «превратились в пропащих пьяниц» [1, 150].

В мордовской крестьянской общине, как писал Орсетти, «царил примитивный коммунизм», требующий соблюдения неписаных нравственных законов: «Никто их не писал, но никто их не нарушал. Мораль строгая, точная, грубая, простая, могущественная» [3, 13]. Журналист передает свой разговор со скульптором о религиозных верованиях мордвы. На вопрос, какого бога чтят его земляки, Эрьзя отвечает: «Никакого... Они признают только природу» [1, 311]. Орсетти комментирует: «Религиозное поклонение природе и ее созданиям. Чувство близости и родства со всем, что есть на земле, жило в них... Они любили и уважали людей, любили и уважали животных. Связь с землей, природой проявлялась в преклонении перед всем живым: не оскорблять и не лишать жизни ни одно полезное существо. Эрьзя хранит в глубине своей души неизгладимый отпечаток тех наивных. и прекрасных норм и часто рассказывает, что в свое время никто не осмеливался осквернить лес. повредить дерево, отрезая "живые" зеленые ветви» [3, 13]. Эти же принципы распространялись и на общественные отношения: Эрьзя, как и его соплеменники, не выносил насилия. Один из основных неписаных законов, усвоенных художником с детства: «Не грязни воду, которую пьют другие» [1,

13]. Он формулирует основное правило, которым руководствуется в жизни: никогда никому не делать зла и стремиться помочь всем, кому можешь [1, 79].

Эрьзя подчеркивал, что главной носительницей нравственности в мордовской семье является женщина-мать: «Мать -самый лучший и важный человек в жизни. Отец может быть вором или злодеем, но мать должна быть доброй женщиной. Моя мать меня научила, как я должен относиться к вещам, жить, как ценить животных и растения, и как оторвать ветвь от дерева, и как поддержать человека» [1, 231]. Аргентинская пресса много писала о любви Эрьзи к живой природе, о его привязанности к кошкам, которых в его доме всегда было много. «О его любви к животным и растениям можно было бы писать целые страницы», - подчеркивает Орсетти: в то же время «ни одна человеческая проблема не оставляет его равнодушным» [3, 13].

Орсетти подчеркивает такие черты характера Эрьзи: «наивность и простота. открытая душа и кротость» [1, 16]. Жизнь, которую он ведет в Аргентине, -это «жизнь святого» [1, 160]. Художнику явно не хватает светского воспитания, он «неотесан» [1, 16], бывает вспыльчивым, резким в суждениях. Но он всегда искренен, ему совершенно чужды лицемерие, ханжество: «Он мало уделяет внимания требуемой учтивости. Он не знает эти-кетов. однако нет более гуманного человека, чем он», ибо «дух его общины» сохраняется «в его сердце, как храм» [1, 16].

Поступила 21.09.2012

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Орсетти, Л. Скульптор Степан Эрьзя. Биографические заметки и очерки. 1950 г. : машиноп. копия ; пер. с исп. - ЦГА РМ. Ф. 1689. Оп. 1. Ед. хр. 562. л. 375.

2. Письмо Л. Орсетти М. И. Нефедову (1940-е гг.). - ЦГА РМ. Ф. 1689. Оп. 1. Ед. хр. 703. Л. 1-2.

3. Orsetti, L. Stephan Erzia, artista de America y del Mundo // Hombre de America [Buenos Aires]. - 1945. - № 27, Oct. - P. 12-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.