Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФИЦИТ / СИСТЕМНЫЕ МЕРЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЫНОК / МАКРОСРЕДА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филина Марина Алияровна, Гамзагаджиев Марат Тагирович

В данной статье рассмотрены основные показатели функционирования федерального бюджета России, абсолютные и относительные значения доходов и расходов в динамике, охарактеризовано современное дефицитное состояние федерального бюджета вследствие пандемии и последовавшего за ней экономического кризиса. Автор приводит обзор запланированных Правительством Российской Федерации системных мер по преодолению экономического кризиса в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филина Марина Алияровна, Гамзагаджиев Марат Тагирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF THE BUDGETARY POLICY OF RUSSIA FOR THE MEDIUM TERM

This article examines the main indicators of the functioning of the federal budget of Russia, the absolute and relative values of revenues and expenditures in dynamics, describes the current deficit of the federal budget due to the pandemic and the subsequent economic crisis. The author provides an overview of the systemic measures planned by the government of the Russian Federation to overcome the economic crisis in the country.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_2_193 УДК 336.143.2

Филина Марина Алияровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: oleg-filin@yandex.ru

Гамзагаджиев Марат Тагирович,

магистрант кафедры финансов и кредита, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: gamzagadjiev999@gmail. com

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

В данной статье рассмотрены основные показатели функционирования федерального бюджета России, абсолютные и относительные значения доходов и расходов в динамике, охарактеризовано современное дефицитное состояние федерального бюджета вследствие пандемии и последовавшего за ней экономического кризиса. Автор приводит обзор запланированных Правительством Российской Федерации системных мер по преодолению экономического кризиса в стране.

Ключевые слова: дефицит; системные меры; экономический рынок; макросреда; инвестиционная активность.

UDC 336.143.2

Filina Marina Aliyarovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: oleg-filin@yandex.ru

Gamzagadzhiev Marat Tagirovich,

Master's student of the Department of Finance and Credit, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: gamzagadjiev999@gmail. com

MAIN DIRECTIONS OF THE BUDGETARY POLICY OF RUSSIA FOR THE MEDIUM TERM

This article examines the main indicators of the functioning of the federal budget of Russia, the absolute and relative values of revenues and expenditures in dynamics, describes the current deficit of the federal budget due to the pandemic and the subsequent economic crisis. The author provides an overview of the systemic measures planned by the government of the Russian Federation to overcome the economic crisis in the country.

Keywords: deficit; systemic measures; economic market; macroenvironment; investment activity.

В настоящее время существует немало работ, исследующих взаимосвязи между уровнем дефицита бюджета и показателями благосостояния населения, уровнем раз-

вития экономики. Теоретически проблему дефицита бюджета можно решить за счет увеличения налогов и уменьшения его расходной части. Однако этот вопрос намного

сложнее, так как увеличение налогов, как и сокращение расходов, могут быть встречены негативно со стороны общества и всей экономики в целом [2, с. 96].

Единого решения или же способа выполнения данной задачи не существует. Отталкиваясь от этого, можно предположить, что применяемые правительством в нынешнее время меры, являются сугубо субъективны-

Исходя из данных табл. 1 мы видим, что вследствие падения доходов бюджета в 2020 году и одновременного роста его расходов, профицит федерального бюджета сменился на дефицит, и, скорее всего, в ближайшие годы он будет пребывать в данном состоя-

Из табл. 2 мы видим, что в 2020 году для финансирования дефицита бюджета была использована значительная часть средств ФНБ в абсолютном выражении, но их доля в общем объеме фонда составила 7,26 %. В 2021 году эта тенденция продолжится, пусть уже и не в столь больших размерах (3,45 %). Российской Федерации удалось сократить долговую нагрузку по источникам внешнего финансирования, так как в структуре источников финансирования дефицита федераль-

ми, об их эффективности можно будет судить по их результатам. Необходимо помнить, что для достижения сбалансированности бюджета любого уровня бюджетная политика должна сочетаться с политикой доходов и расходов, как элементов единой фискальной политики.

Проанализируем основные характеристики федерального бюджета за 2019-2023 г.

нии. Однако ожидается положительная динамика роста доходов бюджета в последующие годы, что позволит существенно уменьшить его дефицит. Далее рассмотрим источники финансирования дефицита федерального бюджета.

ного бюджета данная статья наиболее болезненно сказывается на экономике.

Итак, главный вывод, который мы можем сделать, это то, что в 2019-2020 годах произошло резкое увеличение дефицита бюджета вследствие пандемии коронавируса, однако Правительство запланировало его постепенное уменьшение на плановый период. Для стабилизации федерального бюджета Правительство России в соответствии с положениями БК РФ изыскивает источники

Таблица 1 - Основные характеристики федерального бюджета РФ (млрд руб.) [6]

Показатель 2019 2020 2021 2022 2023

Отчет Оценка Закон Закон Закон

ВВП 110 046 106 974 115 533 124 223 132 822

Нефть (долл/барр) 63,8 41,8 45,3 46,6 47,5

ДОХОДЫ 20 188,8 17 852,4 18 765,1 20 637,5 22 262,7

% к ВВП 18,3 16,7 16,2 16,6 16,8

НЕФТЕГАЗОВЫЕ 7 924,3 5 127,0 5 987,2 6 884,3 7 489,8

% к ВВП 7,2 4,8 5,2 5,5 5,6

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ 12 264,5 12 725,5 12 777,9 13 753,2 14 772,9

% к ВВП 11,1 11,9 11,1 11,1 11,1

РАСХОДЫ 18 214,5 22 561,7 21 520,1 21 885,0 23 671,3

% к ВВП 16,6 21,1 18,6 17,6 17,8

ДЕФИЦИТ/ПРОФИЦИТ 1 974,3 - 4 709,3 - 2 755,0 - 1 247,5 - 1 408,6

% к ВВП 1,8 - 4,4 - 2,4 - 1,0 - 1,1

Таблица 2 - Источники финансирования дефицита федерального бюджета (млрд руб.) [6]

Показатель 2019 2020 2021 2022 2023

Отчет Оценка Закон Закон Закон

ДЕФИЦИТ (-) / ПРОФИЦИТ (+) 1 974,3 - 4 709,3 - 2 755,0 - 1 247,5 -1 408,6

Источники финансирования дефицита -1 974,3 4 709,3 2 755,0 1 247,5 1 408,6

в том числе:

ФНБ 4,7 342,1 95,0 3,8 3,8

Счет по учету средств доп. нефтегазовых доходов - 2 956,8 - - - 702,7 - 787,3

Иные источники 977,8 4 367,2 2 660,0 1 946,3 2 192,2

финансирования дефицита бюджета в ближайшие годы.

Рассмотрим цели и задачи бюджетной политики и планируемые системные меры на этот период. Так, в соответствии с Общенациональным планом действий по восстановлению занятости и доходов населения период с 2020 по 2024 год, их условно можно разделить на 2 этапа:

Борьба с пандемией и восстановление экономики (2020-2021 гг.):

- укрепление системы здравоохранения;

- поддержка занятости и доходов граждан;

22,5

С

оо 00

* 20,0 17,5 15,0 12,5 10,0

Эралс, $/барр.

Основным направлением бюджетных расходов на 2021 год является поддержка восстановления экономики и повышение ее потенциала: увеличение в 2021 г. предельных расходов (в том числе на финансирование Общенационального плана: 1,1 % ВВП) за счет повышения первичного структурного дефицита: с 585 до 1 460 млрд руб. (дополнительные заимствования).

Основными целями на данном направлении являются: создание стабильной и предсказуемой макросреды, то есть создание таких институтов макроэкономической политики, которые бы обеспечивали независимость от цен на нефть, устойчиво низкие инфляционные ожидания и равновесные реальные процентные ставки, стабильную налоговую и квази-налоговую нагрузку; повы-

- поддержка МСП и пострадавших отраслей и компаний.

Повышение потенциала развития экономики (2021-2023 гг.):

- содействие достижению национальных целей развития;

- повышение инвестиционной активности;

- формирование справедливой конкурентной среды [3].

Остановимся на целях и задачах периода, охватывающего 2021-2023 годы. На рис. 1 отражена динамика расходов федерального бюджета, в том числе с учетом антикризисных мер.

шение объема и качества инвестиций, путем изменения структуры налоговой нагрузки, инвестиционного климата и деловой среды, эффективности госкомпаний; внедрение стимулирующих механизмов. Также важнейшими являются следующие национальные цели развития:

- сохранение численности населения, здоровье и благополучие людей;

- создание возможностей для самореализации и развития талантов;

- комфортная и безопасная среда для жизни;

- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

- цифровая трансформация.

Также планируется повышение потенциала развития экономики за счет структурного

антшфнзн :н ые расходу, в т.ч. вклккченн ые б Общенацнональн ый план

2005 2006 2019 2020 2021 2022 2023 50,4$ 60,9$ 63,8$ 39,9$ 43,8$ 45,6$ 46,5$

Рисунок 1 - Динамика расходов федерального бюджета [7]

маневра в налоговой системе, планируется сбалансированное снижение прямых налогов для предприятий МСП, за счет следующих мер:

1. Повышение эффективности льгот в нефтедобыче:

- отмена льгот «по выработанности» с правом перехода на режим НДД;

- отмена льгот «по вязкости» нефти и для отдельных участков недр;

- предоставление новых льгот в целях развития добычи на отдельных месторождениях (с заключением инвестиционных соглашений);

- справедливость распределения природной ренты: повышение ставок НДПИ на отдельные твердые полезные ископаемые с пониженным (относительно других стран) уровнем распределяемой в пользу граждан (бюджета) ресурсной ренты.

2. Снижение регрессивности налогообложения доходов:

- деофшоризация (пересмотр условий соглашений с отдельными странами) - повышение ставки налога на прибыль с выплат доходов (в виде процентов и дивидендов) в оффшорные юрисдикции до 15 %;

- налогообложение пассивных доходов обеспеченных граждан: введение НДФЛ с доходов от сбережений (размером свыше >1 млн руб.) [5].

Важной задачей является поддержка предпринимательства и стимулирование инвестиций в экономику, с помощью введения:

1) стимулирующих налоговых и финансовых мер:

- стимулы для развития нефтегазохимии: отрицательный акциз на сырье для новых проектов с глубокой переработкой;

- новый механизм предоставления инвестиционных налоговых льгот: заключение инвестиционных соглашений;

- уточнение параметров режима НДД: повышение бюджетной эффективности;

- реализация механизма СПИК 2.0 и запуск механизма СЗПК;

2) справедливых конкурентныхусловий, улучшения налогового администрирования;

3) поддержки МСП:

- снижение страховых взносов (в рамках налогового маневра);

- расширение применения патентного режима.

Также правительство планирует пересмотреть структуру расходов, ожидается при-оритизация расходов в пользу:

- национальных проектов, в целом на реализацию приоритетных программ предусмотрен опережающий рост расходов с 2,2 трлн руб. в 2020 году до 2,8 трлн руб. в 2023 году (+27%);

- мер по повышению доходов и снижению бедности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- мероприятий, которые вносят значимый вклад в достижение национальных целей развития.

При этом государство продолжает делать основной упор в сторону улучшения благополучия людей, сохранения численности населения, здоровья. В рамках данного направления планируется осуществить следующие меры:

1. Повышение уровня рождаемости: программа материнского капитала; программы ежемесячных выплат в связи с рождением детей; создание условий для трудовой деятельностиродителей малолетних детей; введение дополнительных мест в дошкольных учреждениях для детей в возрасте до 3-х лет.

2. Снижение уровня смертности: развитие систем ранней диагностики и дистанционного мониторинга здоровья пациентов; оснащение больниц современным оборудованием; предоставление грантов на разработку лекарственных средств и медицинских изделий; оказание медпомощи детям с тяжелыми заболеваниями, угрожающими жизни: в том числе за счет средств от введения повышенного налогообложения доходов свыше 5 млн руб.

3. Снижение уровня бедности и поддержка доходов: повышение пенсионного обеспечения темпами, опережающими инфляцию; поддержка низкооплачиваемых работников: в том числе за счет изменения порядка расчета МРОТ; поддержка граждан с низкими доходами (на принципах нуждаемости): выплаты на детей до 7 лет, охватывающие более 3,5 млн семей (более половины малоимущих домохозяйств).

Для борьбы с бюджетным дефицитом, помимо увеличения доходов, за счет проведения структурных изменений в налоговой системе, увеличения инвестиций и т. д. планируется провести работу в направлении

2017 2018 2019 2020 202 1 2022 2023 2024 ... 2030

Рисунок 2 - Рост располагаемых доходов населения, % [6]

Развитие проектных принципов управления

Обзоры бюджетных расходов

Система налоговых расходов

Совершенствование государственных закупок

Управление ликвидностью на ЕКС

Казначейское сопровождение

Централизация обеспечивающих функций госорганов

Инициативное бюджетирование

|=> И>:

и>-

f>:

синхронизация подходов к разработке и управлению госпрограммами и национальными (федеральными) проектами

перспективное обеспечение охвата обзорами бюджетных расходов

бюджетных

включение налоговых расходов в финансовое обеспечение госпрограмм завершение формирование методологий оценки эффективности налоговых расходов на федеральном уровне

оптимизация количества конкурентных способов определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок) введение умиги н 'ч стоимостной 111,Н1'-|и ( мстии сокращение и унификация сроков и процедур определения поставщиков

запуск Единого казначейского счета

совершенствование инструментов управления ликвидностью

постепенный переход к рентабельности I • .1 к,т и

регулированию

предельного

подведение итогов эксперимента централизации закупок.

включение механизма инициативного >г г 1 ■ и| .и щи' в процедуру разработки и реализации отдельных госпрограмм

разработка методологической основы реализации инициативгых проектов в субъектах РФ и муниципальных образованиях

Рисунок 3 - Повышение эффективности бюджетных расходов [5]

повышения эффективности бюджетных расходов [1, с. 74].

Таким образом, правительство запланировало множество различных системных мер для реализации бюджетной политики в ближайший плановый период. Данные меры затрагивают практически все основные сферы жизни государства и согласно прогнозу самого правительства помогут выбраться из кризиса, вызванного пандемией, позволят вновь вернуться к стабильному экономическому росту и уменьшению дефицита федерального бюджета.

Список литературы

1. Весельева, О. Н. Основные проблемы и пути повышения эффективности управления расходами федерального бюджета / О. Н. Васильева // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сборник статей по материалам XXXV международной студенческой научно-практической конференции № 24(35). - 2017. - С. 86.

2. Годин, А. М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А. М. Годин, И. В. Подпорина. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. - 340 с.

3. Кирюшкина, А. Н. Влияние стабилизационной политики на дефицит государственного бюджета и государственный долг / А. Н. Кирюшкина // Экономика и социум. - 2015. - № 3 (16). - С. 17-19.

4. Национальные проекты РФ: официальный сайт. - URL: https://национальныепроекты.рф/ (дата обращения 25.10.2021).

5. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол № 36, раздел VII) (№ П13-60855 от 02.10.2020). - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_333667/ (дата обращения: 25.10.2021).

6. О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов: Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ // Официальный сайт Министерства финансов РФ. - URL: https://minfin. gov.ru/ru/document/?id_4=132143-federalnyi_zakon_

ot_08.12.2020__385-fz_o_federalnom_byudzhete_

na_2021_god_i_na_planovyi_period_2022_i_2023_ godov (дата обращения 25.10.2021).

7. Российская Федерация. Кодексы. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 26.10.2021).

References

1. Vesel'eva O.N. Osnovny'e problem/ i puti povy'sheniya e'ffektivnosti upravleniya rasxodami federal'nogo byudzheta. Nauchnoe soobshhestvo studentov: mezhdisciplinarnye issledovaniya: sbornik statej po materialam XXXV mezhdunarodnoj studencheskoj nauchno-prakticheskoj konferencii № 24(35). 2017. S. 86.

2. Godin A.M., Podporina I.V. Byudzhet i byudzhetnaya sistema Rossijskoj Federacii: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K°», 2019. 340 s.

3. Kiryushkina A.N. Vliyanie stabilizacionnoj politiki na deficit gosudarstvennogo byudzheta i gosudarstvenny'j dolg. E'konomika i socium. 2015. № 3 (16). S. 17-19.

4. Nationally e proekty RF: oficiarnyj sajt. URL: https://nacionarny'eproekty'.rf/ (data obrashheniya 25.10.2021).

5. Obshhenacional'nyj plan dejstvij, obespechivayushhix vosstanovlenie zanyatosti i doxodov naseleniya, rost e'konomiki i dolgosrochnye strukturny'e izmeneniya v e'konomike (odobren Pravitel'stvom RF 23.09.2020, protokol № 36, razdel VII) (№ P13-60855 ot

02.10.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_333667/ (data obrashheniya: 25.10.2021).

6. O federal'nom byudzhete na 2021 god i na planovyj period 2022 i 2023 godov: Federal 'ny'j zakon ot 08.12.2020 № 385-FZ. Oficiarnyj sajt Ministerstva finansov RF. URL: https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=132143-

federalnyi_zakon_ot_08.12.2020__385-fz_o_

federalnom_byudzhete_na_2021_god_i_na_planovyi_ period_2022_i_2023_godov (data obrashheniya

25.10.2021).

7. Rossijskaya Federaciya. Kodeksy. Byudzhetnyj kodeks RF ot 31.07.1998 № 145-FZ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (data obrashheniya: 26.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.