Научная статья на тему 'ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА И ДОЛГА В ПЕРИОД КОРОНАКРИЗИСА'

ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА И ДОЛГА В ПЕРИОД КОРОНАКРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ И ДОЛГ / КОРОНАКРИЗИС / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семенихина Анна Викторовна, Морозова Ольга Ивановна, Комиссарова Наталья Сергеевна

В условиях неустойчивого состояния экономики как одного из серьезных последствий пандемии вируса COVID-19 большое значение приобретает изучение динамики и особенностей изменения структуры государственного и муниципального кредита и долга. Целью исследования является анализ государственных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации, достижение баланса государственного бюджета, и их влияния на объем государственного и муниципального кредита и долга в период пандемии и локдауна. Методы, используемые в ходе работы: общенаучные методы исследования на теоретическом и эмпирическом уровне, методы институционального анализа. В статье освещаются ключевые мероприятия, разработанные государством в период корона-кризиса, направленные на поддержку экономики, предпринимательства и граждан. Также выявляется их взаимосвязь не только с государственным и муниципальным кредитом и долгом, но и с другими экономическими явлениями, такими как безработица и инфляция. Представлены динамика расходов федерального бюджета и прогноз динамики источников финансирования дефицита федерального бюджета, что позволило глубже изучить исследуемую проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семенихина Анна Викторовна, Морозова Ольга Ивановна, Комиссарова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MEASURES FOR STABILIZING THE ECONOMIC SITUATION IN RUSSIA AND THEIR IMPACT ON THE VOLUME OF STATE AND MUNICIPAL LOAN AND DEBT DURING THE CORONACRISIS PERIOD

In the context of the unstable state of the economy, as one of the serious consequences of the COVID-19 virus pandemic, it is of great importance to study the dynamics and characteristics of changes in the structure of state and municipal credit and debt. The aim of the study is to analyze government measures aimed at stabilizing the economic situation, achieving a balance of the state budget, and their impact on the volume of state and municipal credit and debt during a pandemic and lockdown. Methods used in the course of work: general scientific research methods at the theoretical and empirical level, methods of institutional analysis. The article highlights the key measures developed by the state during the coronavirus crisis, aimed at supporting the economy, entrepreneurship and citizens. They also revealed their relationship not only with state and municipal credit and debt, but also with other economic phenomena such as unemployment and inflation. The dynamics of federal budget expenditures and the forecast of the dynamics of sources of financing the federal budget deficit are presented, which made it possible to study the problem under study in depth.

Текст научной работы на тему «ДЕЙСТВЕННЫЕ МЕРЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА И ДОЛГА В ПЕРИОД КОРОНАКРИЗИСА»

doi 10.475776/2712-7559_2021_1_6 удк 336.27:336.14

Семенихина Анна Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Россия, г. Орел, e-mail: an-semenikhina@rambler.ru

Морозова Ольга Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Россия, г. Орел, e-mail: 777olia09@mail.ru

Комиссарова Наталья Сергеевна,

студентка, Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Россия, г. Орел,

e-mail: nata.komissarova.2000@gmail.com

действенные меры стабилизации экономической ситуации в россии и их влияние на объем государственного и муниципального кредита и долга в период коронакризиса

В условиях неустойчивого состояния экономики как одного из серьезных последствий пандемии вируса COVID-19 большое значение приобретает изучение динамики и особенностей изменения структуры государственного и муниципального кредита и долга. Целью исследования является анализ государственных мер, направленных на стабилизацию экономической ситуации, достижение баланса государственного бюджета, и их влияния на объем государственного и муниципального кредита и долга в период пандемии и локдауна. Методы, используемые в ходе работы: общенаучные методы исследования на теоретическом и эмпирическом уровне, методы институционального анализа. В статье освещаются ключевые мероприятия, разработанные государством в период корона-кризиса, направленные на поддержку экономики, предпринимательства и граждан. Также выявляется их взаимосвязь не только с государственным и муниципальным кредитом и долгом, но и с другими экономическими явлениями, такими как безработица и инфляция. Представлены динамика расходов федерального бюджета и прогноз динамики источников финансирования дефицита федерального бюджета, что позволило глубже изучить исследуемую проблему.

Ключевые слова: государственный и муниципальный кредит и долг; коронакризис; меры государственной поддержки; баланс государственного бюджета; экономическая политика.

udc 336.27:336.14

Semenikhina Anna Viktorovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Orel State University named after I. S. Turgenev, Russia, Orel, e-mail: an-semenikhina@rambler.ru

Morozova Olga Ivanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Orel State University named after I. S. Turgenev, Russia, Orel, e-mail: 777olia09@mail.ru

Komissarova Natalya Sergeevna,

student, Orel State University named after I. S. Turgenev, Russia, Orel, e-mail: nata. komissarova. 2000@gmail. com

effective measures

for stabilizing the economic situation in russia and their

impact on the volume of state

and municipal loan and debt during the coronacrisis period

In the context of the unstable state of the economy, as one of the serious consequences of the COVID-19 virus pandemic, it is of great importance to study the dynamics and characteristics of changes in the structure of state and municipal credit and debt. The aim of the study is to analyze government measures aimed at stabilizing the economic situation, achieving a balance of the state budget, and their impact on the volume of state and municipal credit and debt during a pandemic and lockdown. Methods used in the course of work: general scientific research methods at the theoretical and empirical level, methods of institutional analysis. The article highlights the key measures developed by the state during the coronavirus crisis, aimed at supporting the economy, entrepreneurship and citizens. They also revealed their relationship not only with state and municipal credit and debt, but also with other economic phenomena such as unemployment and inflation. The dynamics of federal budget expenditures and the forecast of the dynamics of sources of financing the federal budget deficit are presented, which made it possible to study the problem under study in depth.

Keywords: state and municipal credit and debt; corona crisis; measures of state support; balance of the state budget; economic policy.

На современном этапе развития экономики под влиянием мировых тенденций значение финансовой стабильности особенно важно. Достижение баланса государственного бюджета, избежание состояний дефицита и профицита является одной из главных задач. Большое значение в проведении гибкой и устойчивой политики в области финансов играет умение правильно и рационально использовать государственный и муниципальный кредит, а также квалифицированно управлять государственным долгом. В период коронакризиса важно, чтобы эти инструменты были направлены на регуляцию денежного обращения, контроль уровня процентных ставок и изменений валютного курса. От правильного обращения с государственным и муниципальным кредитом и долгом зависит не только стабильность и конкурентоспособность экономики страны в кризисный период, но и возможность предотвратить ряд негативных последствий при выходе из него.

Рассмотрим сущность и специфику государственного и муниципального кредита. В первую очередь, необходимо указать, что это совокупность специфических финансовых отношений, возникающих между государством (органов его власти) и юридическими и/или физическими лицами, а также иностранными государствами и международными организациями, касаемых предоставления кредитов:

- со стороны государства и органов местного самоуправления юридическим и физическим лицам (резидентам и нерезидентам), иностранным государствам, международным организациям, государственным органам и органам местного самоуправления (другого уровня). В этом случае Россия или органы

местного государственного самоуправления выступают как кредиторы;

- со стороны юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), иностранных государств, международных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления (другого уровня) государству и его органам. В этом случае Российская Федерация и органы местного самоуправления выступают в роли заемщика. Эта форма кредитных отношений является главной, чаще всего государство и его органы занимают данную позицию.

Отдельно можно выделить такие финансовые отношения, когда государство выступает гарантом по обязательствам физических или юридических лиц, которые чаще всего не являются надежными заемщиками. В таком случае государство обязуется взять на себя все невыполненные ими обязательства, что никак не отражается на объеме государственного долга [15].

Важно, что у России нет отдельного бюджета для осуществления кредитных операций, для этих целей используются средства из государственного или местного финансового бюджета на определенный год.

Рис. 1 - Черты и принципы государственного и муниципального кредита

Специфические принципы и черты государственного и муниципального кредита представлены на рис. 1.

Таким образом, роль государственного и муниципального кредита в стабилизации экономики страны велика. Она обеспечивает уменьшение финансовой нагрузки на население, осуществление крупных стратегически важных проектов, контроль за платежеспособным спросом, денежными потоками и объемом денежной массы. Также при рациональном использовании государственного кредита появляется объективная возможность влияния на темпы экономического роста и сокращение дефицита бюджета, который в настоящих условиях характерен для многих стран, снижение уровня инфляции или сглаживание ее скачков. Кредитные отношения помогают не только повысить финансовую устойчивость государства, но и способствуют развитию социальной сферы,

поддержке отдельных отраслей, малого и среднего бизнеса, что является движущей силой укрепления экономики страны.

Понятие государственного долга вызывает немало дискуссий, ведь его связь с государственным кредитом очевидна, но не так проста, как кажется. Дело в том, что некоторые ошибочно считают, что государственный долг и понятие государства как заемщика в кредитных отношениях тождественны. На самом деле государственный долг - это заемные отношения, но он формируется не только за счет финансового заимствования органов местного самоуправления и страны в целом, но и посредством появления гарантийных обязательств. Для наглядности представим общую схему взаимосвязи государственного и муниципального кредита с государственным долгом (рис. 2) [15].

Из рисунка видно, что государственный долг может быть как внешним, так и внутренним.

Рис. 2 - Взаимосвязь государственного и муниципального кредита с государственным долгом

В первом случае возникают обязательства, которые чаще всего выражены в иностранной валюте. В общую сумму внешнего государственного долга входят заимствования (в иностранной валюте) по государственным ценным бумагам, кредитные суммы и целевые заимствования Российской Федерации, связанные с международными отношениями, выраженные в иностранной валюте, а также обязательства, которые защищены государственными гарантиями (в иностранной валюте).

Во втором случае это обязательства, выраженные как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, в случае

если обязательства возникают между субъектами России и государством в целом по поводу целевого использования иностранных кредитов. Внутренний долг составляют заимствования (в валюте Российской Федерации) по государственным ценным бумагам, кредитные суммы и целевые заимствования, выраженные в национальной валюте, обязательства по государственным гарантиям (в национальной валюте), а также объем основного долга и иные заимствования государства (в валюте Российской Федерации).

Государственный долг, несмотря на свое название, включает в себя долг регионов. При этом два этих долга полностью автоном -

ны и не зависят друг от друга, что закреплено в ст. 102 БК РФ и ст. 126 ГК РФ (субъекты не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации, так же как и Российская Федерация не отвечает по долговым обязательствам субъектов) [10].

В условиях коронакризиса эффективное управление сложной системой государственных кредитов и займов становится затруднительным. Для этого государство разрабатывает целый ряд специальных мер, направленных на сохранение баланса и предотвращение последствий, которые могут стать сильным ударом по экономике страны. В первую очередь, они ориентированы на не -допущение дефицита бюджета, резкий рост инфляции, безработицы, защиту предпринимательства и особо значимых отраслей.

Рассмотрим подробнее изменения, которые коснулись государственного и муниципального кредита, а также государственного долга в период коронакризиса.

Прежде всего, стоит акцентировать внимание на новом Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 № 696, которое утвердило одну из самых востребованных и актуальных программ поддержки бизнеса и предпринимательства. В соответствии с ним был запущен процесс так называемого «льготного зарплатного кредитования» для компаний. В роли кредитных организаций после принятия указанного постановления выступило более 20 банков, с которыми можно было заключить кредитный договор с 01.06.2020 по 01.11. 2020 сроком до 30.06.2021. Для многих предприятий выплата зарплат сотрудникам стала острой проблемой, поэтому такие условия были как никогда кстати. Важно, что кредит для таких целей выдавался максимум под 2 %, но его ставка могла быть и меньше при выполнении некоторых условий:

- при сохранении 90 % сотрудников предприятия государство полностью погашает кредит самостоятельно;

- при сокращении менее 20 % от общего числа сотрудников государство списывает половину кредитной суммы [6].

Безусловно, такие меры были приняты не только для поддержки предприятий, но и для недопущения резкого всплеска безработицы. Также ранее была утверждена еще одна программа поддержки бизнеса и индивидуальных предпринимателей, наиболее пострадавших отраслей и некоммерческих организаций социальной сферы, по которой кредиты на выплату заработной платы работникам выдавались по нулевой кредитной ставке. В этом случае срок погашения кредита установлен до 01.04.2021. Большое значение данные программы приобрели для градообразующих предприятий, ведь у них появилась возможность сохранить необходимую численность высококвалифицированных работников и обойтись без задержки заработных плат. В табл. 1 рассмотрены некоторые особенности зарплатных кредитных программ [8].

За семь месяцев существования данных программ сумма льготных кредитов по ним составила более 1 трлн рублей относительно малого и среднего бизнеса (МСП). Более 40 тыс. предприятий таким образом получили субсидии и поддержку от государства. Причем в период посткоронакризиса, когда предприятия снова начали включаться в работу, произошла новая волна оформления таких кредитов под низкий процент, направленных на возобновление деятельности с сохранением численности сотрудников. Также следует отметить, что государственный кредит помог сохранить рабочие места более чем 1,2 млн работников.

Условия Принципы и характеристики

Заемщиками может выступать ограниченный круг организаций - Имеющие социальную ориентацию и включенные в реестр НКО - Наиболее пострадавшие, также включенные в реестр НКО - Относящиеся к одной или нескольким отраслям, наиболее пострадавшим от ко-ронакризиса - Относящиеся к одной или нескольким из отраслей, включенных в определенный перечень отраслей - Организации, которые еще не начали приостанавливать свою деятельность (в том числе процедуру банкротства) на момент заключения договора с кредитной организацией

Таблица 1 - Особенности и условия «зарплатных» кредитных программ в период коронакризиса

Программа направлена на выдачу кредитов с двумя целями - На погашение расходов по предпринимательской деятельности организаций, включая выплаты заработной платы по ТК РФ - На погашение некоторых видов кредитных договоров (в том числе по взятым ранее кредитам на выплату зарплаты работникам)

Изменение ставки в зависимости от рассматриваемого периода - В базовый период и период наблюдения действует ставка согласно условиям, рассмотренным ранее - В период погашения действуют ставки, устанавливаемые конкретной кредитной организацией

Размер кредитной суммы зависит от нескольких факторов - Размер оплаты труда сотрудников согласно МРОТ - Численности сотрудников предприятия на 01.06.2020 - Длительности базового периода

Собственно, по поводу положительных эффектов от двух кредитных программ идут споры. Многие не признают их эффективности, так как считают эту помощь незначительной:

- во-первых, число сохраненных сотрудников не так уж велико по сравнению с общим числом занятых (динамика безработицы показана на рис. 3);

- во-вторых, в связи с оговоркой в документах о том, что поддержка должна быть направлена на наиболее пострадавшие отрасли, предприятия, которые не вошли в этот перечень, понесли огромные убытки;

- в-третьих, коронакризис сбавил свои темпы, но не закончился, а период погашения кредитов настал и многих застал врасплох [2].

■Уровень безработицы: Рис. 3 - Динамика безработицы в Российской Федерации с января 2019 г. по октябрь 2020 г., в %

Несмотря на это, многие отмечают, что программы помогли сохранить стабильность и были эффективны в совокупности с другими мерами поддержки. Одной из наиболее актуальных и востребованных из них признана «Субсидия на дезинфекцию и профилактику», принятая Постановлением Правительством Российской Федерации от 02.07.2020 № 976. Она была направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства и действовала с 15.07.2020 по 15.08.2020. Все расходы, связанные с целым пакетом выплат по ней, взяло на себя государство. Это позволило предприятиям и индивидуальным предпринимателям, трудящимся в пострадавших от коронакризиса отраслях, едино-разово безвозмездно получить денежные

средства и направить их на осуществление мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. По результатам данной программы около 293 тыс. организаций получили суммарную выплату в размере свыше 11 млн руб. [13].

Государственные субсидии, непосредственно связанные с заемными отношениями, также были направлены на поддержку стоматологий и кинотеатров. В том случае, если они расположены в арендуемом федеральном имуществе, расходы по арендным платежам государство временно брало на себя (в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 № 1155-р). Данные меры распространялись на объекты малого и среднего

предпринимательства и действовали в период с апреля по август 2020 г. Уже в марте 2020 г. список организаций был расширен, туда вошли также организации, чья деятельность связана со сферой туризма, сферы услуг, гостиничного и ресторанного бизнеса, культуры и пр. [14].

Также во время коронакризиса сильно пострадали компании, осуществляющие авиаперевозки. Поэтому государственные субсидии в объеме более 23 млрд руб. были направлены на поддержку авиакомпаний (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 № 661). Отличительной особенностью в этом случае явилось то, что организации были обязаны 60 % средств от общей суммы направить на выплату зарплат персоналу. Такое условие было установлено с целью сохранения кадрового потенциала авиакомпаний по всей стране. Оставшиеся средства организации могли направить на оплату стоянки воздушных судов, лизинговых задолженностей, содержание помещений и прочего имущества. Причем по первым двум направлениям также были введены ограничения - не более 10 % и 30 % соответственно [8].

Помощь туроператорам была регламентирована Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2020 № 583. Ее смогли получить организации, внесенные в единый федеральный реестр туроператоров. Как отмечается в документе, основная цель данных субсидий - возмещение материальных затрат туристам, которым не были оказаны услуги, и покрытие расходов на возврат туристов из зарубежных стран на территорию Российской Федерации. Помощь предоставлялась единоразово, как и прежде, организациям, которые не являются банкротами, не проходят процесс ликвидации и т. п., а также не имеют задолженностей в отношении федерального бюджета, налоговых органов [9].

Структура государственного кредита и долга изменилась в том числе из-за нововведений в законодательстве по вопросу кредитных отношений с иностранными государствами. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1456-50 установило новый порядок предоставления кредитов иностранным заемщикам. В нем прописаны основные цели государства по данному вопросу:

- с помощью кредитных отношений с иностранными государствами необходимо обеспечить поддержку экспорта товаров отечественного производства, в том числе с высокой долей добавленной стоимости;

- повышение устойчивости отечественных хозяйствующих субъектов на перспективных внешних рынках;

- кредитная политика должна оказывать положительное влияние на поддержку и развитие сотрудничества между Российской Федерацией и другими странами по различным направлениям;

- повышенное внимание к имиджу Россий -ской Федерации среди стран-кредиторов;

- поощрение здоровых равноправных отношений с другими странами, исключающих дискриминацию [10].

Постановление регулирует ряд вопросов по предоставлению экспортных кредитов, поставкам товаров на территорию иностранных государств, финансовых кредитов, цель которых - экстренная поддержка иностранных государств, также отдельно выделен раздел по вопросам предоставления займов на содействие развития иностранных государств.

В отношении предоставления государственных и муниципальных гарантий тоже были внесены изменения. В частности, их отражает Законопроект № 941158-7, в котором раскрыто содержание изменений в БК РФ в целях совершенствования механизма государственной поддержки. В первую очередь они направлены:

- на повышение активности банков в предоставлении кредитов юридическим лицам под государственные гарантии с целью устранения и предотвращения возможных последствий коронакризиса;

- сохранение баланса и рациональное распределение рисков между всеми субъектами, которым были или будут предоставлены государственные гарантии;

- ужесточение контроля за целевым и рациональным расходованием средств, осуществление проектов, по которым государство выступает гарантом;

- поддержку и развитие систем предостав -ления государственных (муниципальных) гарантий иностранным государствам и международным организациям с целью укрепления экспортных связей с ориентацией не только

на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию;

- поддержку национальной валюты, укрепление рубля, снижение спроса на прочие иностранные валюты, стимулом к чему выступает пониженный коэффициент риска по активам в национальной валюте;

- устранение неопределенности в отношении необходимости привлечения агентов по конкретным вопросам, касающимся государственных и муниципальных гарантий.

После внесения изменений и поправок в БК РФ правительство имеет право предоставлять государственные и муниципальные гарантии в размере, превышающем показатели программ, которые закреплены в законе о бюджете на 2020 г.

Также был введен новый вид государственных и муниципальных гарантий, который направлен на возникновение такого рода кредитных отношений с одним бенифи-циаром по обязательствам сразу нескольких принципалов. То есть теперь, в период коро-накризиса принципалы не будут отбираться в индивидуальном порядке правительством, что дает возможность для массового предоставления государственных и муниципальных гарантий.

Все рассмотренные меры со стороны государства оказывают прямое влияние на изменение объема государственного и муниципального кредита и долга. Вместе с тем хотелось бы отметить, что в отношении физических и юридических лиц были введены дополнительные «кредитные каникулы» (предоставляются бесплатно, штрафы за просрочку не взимаются), что косвенно повлияло на динамику экономических показателей страны. Эти меры предусмотрены для тех лиц, которые сильно пострадали в период коронакризиса, в частности потеряли работу или их доходы резко снизились. В соответствии со ст. 6.1-1 ФЗ от 21.11.2013 № З53-Ф3 и Информационным письмом Банка России условия кредитных договоров могли быть изменены, отсрочены платежи по кредитам.

Также меры не обошли стороной и ипотечное кредитование, размер платежей по которому также мог быть уменьшен, а процесс выплат приостановлен на определенный срок. Для поддержки той части граждан, которая потеряла рабочие места, был увеличен размер пособия по безработице до 12 130 руб. С одной стороны, безусловно, это масса плюсов как для физических лиц, так и предпринимателей, но и тут не обошлось без проблем. В связи с тем, что отсрочка кредитов стала реальной, так же как и увеличенные пособия, значительно возросло число работников, занятых «не официально», получающих «зарплату в конверте» [9; 6].

По сравнению со многими зарубежными странами период коронакризиса оказал не такое сильное влияние на изменение экономики России, в том числе на объем государственного и муниципального кредита и долга. Это связано с тем, что уже на протяжении многих лет действует ряд санкций по отношению к нашей стране со стороны других государств, из-за чего произошло развитие и укрепление отраслей экономики. Также многие аналитики и экономисты отмечают, что перед острой фазой кризиса страна обладала финансовыми резервами, сдерживала уровень инфляции и безработицы на низком уровне, что сделало ее более подготовленной к таким переменам. Доходные и расходные статьи бюджета подверглись изменениям, несмотря на все принятые государством меры, планируется исполнение бюджета с его дефицитом, также ожидается падение ВВП к концу 2021 г. на 3,8 %. Рассмотрим динамику и прогноз расходов федерального бюджета за 2019-2023 гг., в которые входит обслуживание государственного долга (табл. 2) [13].

Отсюда видим, что, как и ожидалось, силь -ный рост расходов пришелся на 2020 г., который стал переломным для многих стран. В 2021 г. увеличение расходной части бюджета должно немного остановиться и в 20212023 гг. увеличиваться равномерно.

Таблица 2 - Динамика расходов федерального бюджета за 2019-2023 гг., млрд руб.

Показатель 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.* 2023 г.*

Обслуживание госдолга 731 897 1204 1366 1611

Общегосударственные вопросы 1364 3639 1583 1459 1617

Национальная экономика 2827 3191 3327 3004 3120

Национальная оборона 2997 3639 1583 1459 1617

Образование 827 1011 1083 1052 1095

Здравоохранение 713 1265 1130 1135 1101

ЖКХ 282 384 322 296 417

Социальная политика 4883 5767 5595 5762 6074

СМИ 104 101 103 102 102

Расходы всего 18 215 23 734 21 520 21 885 23 671

Если рассматривать обслуживание государственного долга в отдельности, то можно заметить, что прогнозируется постепенный рост расходов по данной статье. Сокращение доходов бюджета и рост государственного долга провоцируют дефицит бюджета. Новые обязательства и меры поддержки, затраты по которым взяло на себя государство, оказывают сильное влияние на рост

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дефицита бюджета и в последствии на снижение деловой активности населения и хозяйствующих субъектов Российской Федерации. Увеличение затрат по государственным программам делает необходимым рост финансирования, направленного на устранение дисбаланса объема государственного и муниципального кредита и долга, поддержку бюджета (табл. 3) [1; 7].

Таблица 3 - Прогноз динамики источников финансирования дефицита федерального бюджета

на 2021-2023 гг., млрд руб.

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г.

Источники внутреннего финансирования 4709 2755 1248 1409

Использование ФНБ 342 95 3,8 3,8

Государственные ценные бумаги 4501 2682 2056 2401

Приватизация 12 4 4 3

Бюджетные кредиты 8 54 58 46

Источники внешнего финансирования -268 17 -144 -219

Заемные источники -99 256 43 -13

Государственные кредиты -167 -235 -184 -198

Таким образом, на исправление сложившейся ситуации в федеральном бюджете в большей степени планируется направить источники внутреннего финансирования. Если обратить внимание на строку «Заемные источники» можно заметить, что ожидается стремительный рост их объема в 2021 г.

А вот государственные кредиты, напротив, уменьшили свой объем более чем в 1,5 раза по сравнению с 2020 г.

Рассмотрим, как изменялся государственный внешний долг в период с января по ноябрь 2020 г. (рис. 4) [14].

Рис. 4 - Динамика объема внешнего государственного долга Российской Федерации за 01.01.2020 - 01.11.2020 гг., млн долл.

По мнению экспертов, такое резкое сокращение внешнего государственного долга в мае 2020 г. связано со снижением стабильности курса национальной валюты, а также мерами по предотвращению скачка инфляции, то есть попытками по сохранению финансовой и экономической стабильности. Увеличение внешнего государственного долга от месяца к месяцу (до сентября) связано с обеспечением финансирования антикризисных мер поддержки и смягчением инфляционного шока. По прогнозам Минфина России, в последующие годы следует ожидать уверенный рост объема внешнего долга [5].

На росте внутреннего долга сильно отразились те меры поддержки, которые ранее были нами рассмотрены. Значительно вырос объем государственных гарантий, а внутренний государственный и муниципальный долг в 2021 г., как ожидается, превысит показатели 2020 г. более чем на 5100 млрд руб. В соответствии с прогнозом в период с 2021 по 2023 г. объем внутреннего государственного и муниципального долга будет увеличиваться, причем только за счет государственных ценных бумаг (государство будет реже выступать в роли гаранта) [10].

Подводя итог исследованию, отметим, что в достижении сбалансированности между государственным кредитом и долгом в период коронакризиса важно проводить четкую и эффективную государственную экономическую политику. Опыт пережитых кризисных ситуаций, как никогда, становится очень ценным, ведь опираясь на него, можно избежать многих ошибок в управлении объемом государственного и муниципального кредита и долга. Также следует помнить, что любое принятое решение имеет как положительные, так и отрицательные последствия, поэтому меры, которые государство разрабатывает для поддержки экономической активности и предпринимателей, организаций и граждан, должны быть соизмеримы со многими факторами и хорошо продуманы. Увеличение расходной части бюджета и сокращение доходной стало серьезной проблемой для российской экономики в 2020 г. Необходимо продолжить поиск решений, которые смогут оказать положительное влияние на устранение дефицита бюджета, снизить риски и повысить финансовую стабильность, ведь многие меры государственной поддержки

будут пролонгированы, а возможно даже появятся новые, способствующие активному восстановительному экономическому росту и сохранению бюджетной и долговой устойчивости.

Список литературы:

1. Антикризисная господдержка населения возрождает зарплаты в конвертах // Сетевое издание «Ведомости». - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/11/29/848720-antikrizisnaya-gospodderzhka (дата обращения: 02.03.2021).

2. Вводятся госгарантии для предприятий, пострадавших от коронавируса // Государственная дума : официальный сайт. - URL: http://duma.gov.ru/ news/48522 (дата обращения: 02.03.2021).

3. Внутренний государственный долг России: динамика по годам // Финансовая социальная платформа «Финансовая возможность». - URL: http://fincan.ru/ artides/113_vnutrennjj-gosudarstvennyj-dolg-rossii-po-godam (дата обращения: 02.03.2021).

4. Министерство финансов Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://www.minfin.gov.ru (дата обращения: 02.03.2021).

5. Минэкономразвития внесены изменения в программу льготного кредитования МСП // Министерство экономического развития Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://economy. gov.ru/material/news/minekonomrazvitiya_vneseny_ izmeneniya_v_programmu_lgotnogo_kreditovaniya_msp. html (дата обращения: 02.03.2021).

6. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году : федеральный закон от 22.04.2020 № 120-ФЗ: [принят Государственной думой 17 апреля 2020 года: одобрен Советом Федерации 17 апреля 2020 года] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 17. - Ст. 2968.

7. О государственной поддержке предпринимателей в связи с пандемией // Интернет издание ООО «Лента.Ру» : официальный сайт. - URL: https://lenta. ru/articles/2020/07/22/podderzhka (дата обращения: 02.03.2021).

8. О предоставлении в 2020 году из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на частичную компенсацию расходов в связи со снижением доходов таких авиакомпаний в результате падения объемов пассажирских воздушных перевозок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции : постановление Правительства Российской Федерации от 13.05.2020 г. № 661 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 20. -Ст. 3185.

9. Об утверждении Правил предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета туроператорам на возмещение затрат, понесенных при выполнении мероприятий, связанных с ограничениями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции : постановление Правительства Российской Федерации от 25.04.2020 № 583 // Собрание законо-

дательства Российской Федерации. - 2020. - № 18. -Ст. 2902.

10. Об утверждении Правил предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам - заемщикам : постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1456-50 // Собрание законодательства Российской Федерации. -2020. - № 39. - Ст. 6042.

11. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации // Министерство финансов Российской Федерации : официальный сайт. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/public_debt/external/ structure (дата обращения: 02.03.2021).

12. Погасить долг по антикризисным кредитам с нулевой ставкой смогли далеко не все // Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» : официальный сайт. - URL: https://deloros.ru/besplatnye-kredity-zakonchilis.html (дата обращения: 02.03.2021).

13. Пояснение к проекту федерального закона о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. Бюджет для граждан. - URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2020/10/ main/0778_Minfin_Budget.pdf (дата обращения: 02.03.2021).

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2020 № 1155-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 18. -Ст. 2968.

15.Что такое государственными муниципальныйкре-дит // Платформа Yandex Zen. - URL: https://zen.yandex. ru/media/kak_finance/chto-takoe-gosudarstvennyi-i-municipalnyi-kredit-5a7d3cb91aa80c5c505f90ad (дата обращения: 02.03.2021).

References:

1. Antikrizisnaya gospodderzhka naseleniya vozrozhdaet zarplaty' v konvertax, Setevoe izdanie «Vedomosti». URL: https://www.vedomosti.ru/economics/ articles/2020/11/29/848720-antikrizisnaya-gospodderzhka (data obrashheniya: 02.03.2021).

2. Vvodyatsya gosgarantii dlya predpriyatij, postradavshix ot koronavirusa, Gosudarstvennaya duma : oficial'nyj sajt. URL: http://duma.gov.ru/news/48522 (data obrashheniya: 02.03.2021).

3. Vnutrennij gosudarstvenny'j dolg Rossii: dinamika po godam, Finansovaya social'naya platforma «Finansovaya vozmozhnost'». URL: http://fincan.ru/articles/113_ vnutrennij-gosudarstvennyj-dolg-rossii-po-godam (data ob-rashheniya: 02.03.2021).

4. Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii: oficiarnyj sajt. URL: https://www.minfin.gov.ru (data obrashheniya: 02.03.2021).

5. Mine'konomrazvitiya vneseny' izmeneniya v programmu l'gotnogo kre-ditovaniya MSP, Ministerstvo e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii : oficiarnyj sajt. URL: https://economy.gov.ru/material/ news/minekonomrazvitiya_vneseny_izmeneniya_v_ programmu_lgotnogo_kreditovaniya_msp.html (data obrashheniya: 02.03.2021).

6. O vnesenii izmenenij v Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii i Fe-deral'ny'j zakon "O priostanovlenii dejstviya otdel'ny'x polozhenij Byudzhetnogo kodeksa Rossijskoj Federacii i ustanovlenii osobennostej ispolneniya byudzhetov byudzhetnoj sistemy' Rossijskoj Federacii v 2020 godu : federal'ny'j zakon ot 22.04.2020 № 120-FZ: [prinyat Gosudarstvennoj dumoj 17 aprelya 2020 goda: odobren Sovetom Federacii 17 aprelya 2020 goda], Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2020, no. 17, ss. 2968.

7. O gosudarstvennoj podderzhke predprinimatelej v svyazi s pandemiej, Internet izdanie OOO «Lenta.Ru» : oficiarnyj sajt. URL: https://lenta.ru/articles/2020/07/22/ podderzhka (data obrashheniya: 02.03.2021).

8. O predostavlenii v 2020 godu iz federal'nogo byudzheta subsidij rossij-skim aviakompaniyam na chastichnuyu kompensaciyu rasxodov v svyazi so snizheniem doxodov takix aviakompanij v rezul'tate padeniya ob''emov passazhirskix vozdush-ny'x perevozok vsledstvie rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 13.05.2020 № 661, Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2020, no. 20, st. 3185.

9. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya v 2020 godu subsidij iz federal'nogo byudzheta turoperatoram na vozmeshhenie zatrat, ponesenny'x pri vy'polnenii meropriyatij, svyazanny'x s ogranicheniyami, vy'zvanny'mi rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii : postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 25.04.2020 № 583, Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2020, no. 18, st. 2902.

10. Ob utverzhdenii Pravil predostavleniya Rossijskoj Federaciej gosudarstvenny'x kreditov inostranny'm gosudarstvam - zaemshhikam : postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.09.2020 № 1456-50, Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2020, no. 39, st. 6042.

11. Ob''em gosudarstvennogo vneshnego dolga Rossijskoj Federacii, Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii : oficiarnyj sajt. URL: https://minfin.gov.ru/ ru/perfomance/public_debt/external/structure (data obrashheniya: 02.03.2021).

12. Pogasit' dolg po antikrizisny'm kreditam s nulevoj stavkoj smogli daleko ne vse, Obshherossijskaya obshhestvennaya organizaciya «Delovaya Rossiya» : oficiarnyj sajt. URL: https://deloros.ru/besplatnye-kredity-zakonchilis.html (data obrashheniya: 02.03.2021).

13. Poyasnenie k proektu federal'nogo zakona o federal'nom byudzhete na 2021 god i planovy'j period 2022 i 2023 godov. Byudzhet dlya grazhdan. URL: https://www. minfin.ru/common/upload/library/2020/10/main/0778_ Minfin_Budget.pdf. (data obrashheniya: 02.03.2021).

14. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.04.2020 № 1155-r, Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2020, no. 18, st. 2968.

15. Chto takoe gosudarstvenny'j i municipal'ny'j kredit, Platforma Yandex Zen. URL: https://zen.yandex.ru/media/ kak_finance/chto-takoe-gosudarstvennyi-i-municipalnyi-kredit-5a7d3cb91aa80c5c505f90ad (data obrashheniya: 02.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.