Научная статья на тему 'Оптимизация долговой нагрузки субъектов российской Федерации (на примере республики Мордовия)'

Оптимизация долговой нагрузки субъектов российской Федерации (на примере республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ / БЮДЖЕТ / КАЗНАЧЕЙСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ / КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ДОЛГА / ДОТАЦИИ / STATE DEBT / REPUBLIC OF MORDOVIA / BUDGET / MAINTENANCE OF FEDERAL TREASURY / STATE CREDIT / COMMERCIAL CREDIT / DEBT REORGANIZATION / SUBSIDY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маринова Светлана Шамилевна, Ганина Светлана Валерьевна, Рузаева Дарья Вадимовна

С начала становления рыночной экономики государства и по настоящее время проблема эффективного управления государственным долгом субъектов РФ является ключевой. В Республике Мордовия наблюдается постоянный рост госдолга, поэтому особое внимание будет уделено сопутствующим этому факторам, в частности, низким управленческим навыкам. Для покрытия уже взятых кредитов органы государственной власти Мордовии используют кредит под залог государственного имущества либо его продажу. В итоге складывается замкнутый круг: «получение кредита для выплаты процентов по уже имеющимся». В статье рассмотрены факторы, влияющие на формирование государственного долга, например, низкие навыки планирования бюджета субъекта, человеческий фактор, а также несбалансированность бюджетов. Дополнительно авторы проанализировали систему антикризисных мер, наиболее популярных для оптимизации долговой нагрузки, рассмотрели их практическую реализацию в действиях органов государственной власти Республики Мордовия, выделили преимущества и недостатки. Результаты исследования показали, что дальнейшее применение экстренных мер приводит к увеличению долговой нагрузки. Для уменьшения долга требуется поиск стабильного источника доходов в долгосрочном периоде, развитие местного производства, а не экстренное применение краткосрочных методов спасения экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION DEBT OF RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS (BY THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)

A problem of efficient management public debt of Russian Federation subjects is a crucial problem since the beginning of market economy formation in state to present time. The increase in a debt is observed in Republic of Mordovia, that is why special attention will be focused on the concurrent factors, in part, weak management skills. Mordovian bodies of state power use a sale property or a credits on property to pay off a public debt. It created a vicious circle «get a credit for pay off interest on old credit» in the end. This article discusses a factors which influence on the public debt formation, for example, a weak planning skills of subject budget, human factor and budget imbalance. In addition, authors analysed a system of anti-recessionary measures that are the most popular for optimization debt, described its practical implementation in the actions of Mordovian bodies of state power and select its pros and cons. A research results showed that “fast” emergency measures lead to the increase in a debt. A stable income in the long term, a local production development, not shortterm measures of saving economy needful to reduce debt.

Текст научной работы на тему «Оптимизация долговой нагрузки субъектов российской Федерации (на примере республики Мордовия)»

УДК 336.3

С. Ш. Маринова

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», Саранск, Россия, e-mail: marinova.svetlana@mail.ru

С. В. Ганина

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: ganinasveta97@mail.ru

Д. В. Рузаева

Средне-Волжский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»,

Саранск, Россия, e-mail: rdv97@mail.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Аннотация. C начала становления рыночной экономики государства и по настоящее время проблема эффективного управления государственным долгом субъектов РФ является ключевой. В Республике Мордовия наблюдается постоянный рост госдолга, поэтому особое внимание будет уделено сопутствующим этому факторам, в частности, низким управленческим навыкам. Для покрытия уже взятых кредитов органы государственной власти Мордовии используют кредит под залог государственного имущества либо его продажу. В итоге складывается замкнутый круг: «получение кредита для выплаты процентов по уже имеющимся».

В статье рассмотрены факторы, влияющие на формирование государственного долга, например, низкие навыки планирования бюджета субъекта, человеческий фактор, а также несбалансированность бюджетов. Дополнительно авторы проанализировали систему антикризисных мер, наиболее популярных для оптимизации долговой нагрузки, рассмотрели их практическую реализацию в действиях органов государственной власти Республики Мордовия, выделили преимущества и недостатки.

Результаты исследования показали, что дальнейшее применение экстренных мер приводит к увеличению долговой нагрузки. Для уменьшения долга требуется поиск стабильного источника доходов в долгосрочном периоде, развитие местного производства, а не экстренное применение краткосрочных методов спасения экономики.

Ключевые слова: государственный долг, Республика Мордовия, бюджет, казначейское сопровождение, государственный кредит, коммерческий кредит, реструктуризация долга, дотации.

S. Sh. Marinova

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia, e-mail: marinova.svetlana@mail.ru

S. V. Ganina

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia, e-mail: ganinasveta97@mail.ru

D. V. Ruzaeva

The Mid-Volga Institute (branch) «The All-Russian State University of Justice

(RLA of the Ministry of Justice of Russia)», Saransk, Russia, e-mail: rdv97@mail.ru

OPTIMIZATION DEBT OF RUSSIAN FEDERATION SUBJECTS (BY THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)

Annotation. A problem of efficient management public debt of Russian Federation subjects is a crucial problem since the beginning of market economy formation in state to present time. The increase in a debt is observed in Republic of Mordovia, that is why special attention will be focused on the concurrent factors, in part, weak management skills. Mordovian bodies of state power use a sale property or a credits on property to pay off a public debt. It created a vicious circle «get a credit for pay off interest on old credit» in the end.

This article discusses a factors which influence on the public debt formation, for example, a weak planning skills of subject budget, human factor and budget imbalance. In addition, authors analysed a system of anti-recessionary measures that are the most popular for optimization debt, described its practical implementation in the actions of Mordovian bodies of state power and select its pros and cons.

A research results showed that "fast" emergency measures lead to the increase in a debt. A stable income in the long term, a local production development, not short-term measures of saving economy needful to reduce debt.

Keywords: state debt, Republic of Mordovia, budget, maintenance of Federal Treasury, state credit, commercial credit, debt reorganization, subsidy.

С начала становления рыночной экономики государства и по настоящее время проблема эффективного управления государственным долгом субъектов

РФ является ключевой. Среди наиболее распространенных факторов, влияющих на формирование госдолга субъектов РФ, можно выделить следующие:

1) Низкие навыки планирования. Согласно данным «Национального рейтингового агентства» [1], увеличение займов в конце года «может свидетельствовать о низком качестве финансового планирования в регионах, ...для многих регионов госдолг по-прежнему остается инструментов латания бюджетных «дыр», а не источником финансирования проектов развития». Краткосрочное планирование призывает брать краткосрочные кредиты. Выходом из данной ситуации мы считаем развитие среднесрочного планирования с расширением выдачи среднесрочных кредитов заранее определенными порциями.

Стоит отметить, что указанный фактор имеет место быть также при планировании бюджета субъекта на текущий финансовый год и плановый период. Проблема Республики Мордовия заключается в неоправданном увеличении доходной части бюджета. Заместитель начальника департамента межбюджетных отношений Минфина РФ Елена Денисова отметила, что причиной роста госдолга Мордовии является не только рост самих расходов, но и несоответствующие доходы [9]. Иначе говоря, в доходную часть бюджета субъекта заложен «воздух», а те обязательства, что указываются в расходной части, остаются без бюджетного финансирования.

2) Человеческий фактор. Говоря о человеческом факторе, стоит учитывать возможность его двойной трактовки. С одной стороны, здесь можно говорить о коррупции и недочетах законодательства, пробелы и противоречия которого влекут неоднозначность чтения статей и возможность «для маневра».

С другой стороны, «незнание закона не освобождает от ответственности». Зачастую именно отсутствие профессиональных качеств и навыков может повлечь за собой неграмотное руководство и низкое качество работы сотрудников. Полноценной реализации социально-экономических задач органами государственной власти субъекта, направлению средств на цели, предусмотренные принятым законом о бюджете, зачастую препятствует недобросовестное отношение должностных лиц к выполнению своих обязанностей и использованию своих полномочий. Речь идет не столько о правонарушениях коррупционного характера на местах, сколько о количестве выявленных нарушений законодательства о бюджете в целом.

К примеру, в Республике Мордовия по состоянию на 01.10.2019г. прокуратурой республики выявлено 895 нарушений законов о бюджете, из них: по пяти нарушениям лица привлечены к дисциплинарной ответственности, по трем - материалы направлены для решения вопроса об уголовном преследовании [14]. Кроме того, в 2012 году Счетной палатой РФ была проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства, а также целевого использования межбюджетных трансфертов. По итогам проверки выявлено расходование средств с нарушениями в сумме 11,7 миллиарда рублей, из них 1,2 миллиарда -неэффективные расходы [20].

Приведенная статистика показывает, что неоднократные нарушения законов о бюджете являются преградой для определения направлений расходования бюджетных средств и в целом для их должного исполнения.

3) Несбалансированность бюджетов. Учитывая дифференцированность экономических систем каждого из субъектов России, их разную специализацию, уровень благосостояния граждан, населяющих данные субъекты России, иные специфические факторы, влияющие на финансовую деятельность (климатически особые зоны, приграничное положение, вероятность и частота наступления чрезвычайных ситуаций, наличие полезных ископаемых и т.д.), сложно говорить о возможности составления универсальной программы для вывода региональных экономик из красной долговой группы. Здесь стоит учитывать опасность проседания доходной статьи в сторону наиболее характерного экономического направления (промышленность, добыча ресурсов, сельское хозяйство, торговля). Не достает механизма «подушки безопасности» для субъектов.

Таким образом, в отличие от других субъектов, где источники поступления доходов в бюджет можно строго разделить на частные и государственные, в случае с Республикой Мордовия можно говорить об абсолютном преобладании государственных кредитов. При этом, если официальные государственные займы, как правило, выдаются субъектам по ставке 0,1%, вторая -опосредованная - линия государственного кредитования происходит по завышенной процентной ставке. Коммерческие банки, чтобы гарантированно вернуть себе хотя бы саму выданную сумму кредита, могут пойти на снижение процентной ставки и облегчить обслуживание долга.

В сложившейся ситуации с Республикой Мордовия главными последствиями такого необоснованного двойного государственного кредитования, о чем говорилось выше, стало «обесценивание» капиталов Республики Мордовия, в результате чего при продаже акций регионального имущества вырученные средства оказались меньше, чем могли бы быть, и сама мера продажи имущества не оказала того положительного эффекта, какой могла бы оказать.

Можно выделить единый комплекс мер, которые применяются в совокупности или с упором на одну из них. Далее рассмотрим наиболее популярные из данных антикризисных мер.

1. Получение средств из федерального бюджета.

Государство на постоянной основе оказывает финансовую поддержку субъектам РФ, главным образом, в виде дотаций, субсидий и субвенций. Наиболее предпочтительным являются государственные дотации, получаемые на безвозвратной и безвозмездной основе.

Другой формой поддержки со стороны государства региональных экономик является предоставление бюджетных кредитов, которые занимают по данным статистики наибольший процент в структуре государственного долга субъектов РФ. Так в период с 2014 по 2017 год субъектам РФ были

предоставлены бюджетные кредиты на сумму более 1 трлн рублей. В результате государство столкнулось с проблемой неспособности дотационных субъектов самостоятельно решить долговые проблемы и создания ими долговых мыльных пузырей. Для разрешения сложившейся ситуации были предприняты меры.

Первое, в проекте федерального бюджета на 2018-2020 гг. не запланировано предоставление регионам бюджетных кредитов, кроме тех, сумма которых составляет 1-2 млрд руб. ежегодно и которые формируются за счет целевых иностранных займов от международных институтов развития [17].

Второе, с целью уменьшения долговой нагрузки субъектов с 2018 года начала свое действие программа реструктуризации полученных бюджетных кредитов [7].

2. Реструктуризация долга.

Реструктуризация долга входит в комплекс мер, применяемых в ситуациях неспособности бюджета субъекта РФ самостоятельно справиться со своими долговыми обязательствами. В рамках реструктуризации долга может быть осуществлено: списание части долга, изменение условий выплат оставшейся части долга, замена части долга на долю в собственности.

С 2018 г. была запущена новая программа в отношении финансирования субъектов РФ сроком действия на 7 лет по реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, что позволит высвободить субъектам дополнительные финансовые ресурсы, которые, в свою очередь, будут направлены на стабилизацию собственной экономики. В случае положительной динамики -роста доходов выше уровня инфляции - субъект РФ имеет право обратиться в Правительство РФ с просьбой о продлении сроков реструктуризации еще на пять лет. Таким образом, общий срок погашения бюджетных кредитов может составить 12 лет.

Реструктуризация позволит гасить кредиты в размере не более 5 % объема основного долга в 2018-2019 гг. В 2020 г. сумма выплат увеличится до 10% от объема задолженности. В 2021-2024 гг. регионы будут выплачивать по 20% ежегодно. В 2018 году госдолг регионов, участвующих в программе реструктуризации, сократился на 107,4 млрд рублей, или на 5,4%, в том числе, задолженность по рыночным заимствованиям сократилась на 49,0 млрд рублей, или на 4,9% [7].

3. Коммерческие кредиты.

Под коммерческим кредитом можно понимать кредит, получаемый как от частной организации, так и от банка. Именно данная категория финансовых средств дает наибольшую нагрузку на бюджет субъекта РФ, поскольку займы, чаще всего, оформляются в виде краткосрочного обязательства [3]. Направив полученные средства в производство, на погашение предыдущих займов, иные цели, субъект РФ не успевает вовремя скоординировать средства, достаточные для того, чтобы погасить заем или сделать платеж. Поэтому одни краткосрочные займы вызывают необходимость брать новые займы для погашения уже имеющихся, что превращает экономику в замкнутый круг кредитования и

мешает выводить средства на погашение других статей государственного долга субъекта. Главный риск коммерческого кредитования состоит в том, что организация может не согласиться на выдачу нового кредита и выдвинуть требования возврата оставшейся суммы долга.

С иной проблемой столкнулась Республика Мордовия в период активного финансирования строительства нового спортивного объекта мирового масштаба и выплаты долговых обязательств по ранее взятым кредитам перед федеральным бюджетом. Так, по состоянию на конец 2015 года объем госдолга республики достиг 34 752 412, 4 тыс. руб. [12]. Власти субъекта решили воспользоваться возможностью получения коммерческого кредита в Мордовском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» под залог республиканского имущества. Был заключен договор об ипотеке между банком и Государственным комитетом имущественных и земельных отношений РМ, на основании которого банку переданы Спортивный комплекс «Мордовия», три ледовых дворца, находящихся в столице региона и близлежащем районе [2], а по последующему договору между теми же сторонами в залог было передано спортивное сооружение Спортивной школы олимпийского резерва по зимним видам спорта [16]. По договорам были проведены отдельные прокурорские проверки, а по итогам рассмотрения иска прокурора в суде договоры были признаны незаконными. Аналогичные инциденты продолжаются и до настоящего момента. Таким образом, работа надзорного органа предотвращает незаконный вывод дорогостоящего имущества из казны республики [5].

Проведенный анализ позволяет сформулировать ряд вопросов. Во-первых, вследствие чего регион, увеличивая объем получаемых кредитов, средства которых направлялись на проведение спортивных мероприятий мирового уровня, определяет объектами залогов исключительно спортивные объекты? И, во-вторых, с чем связано пренебрежение органами государственной власти субъекта нормами федерального законодательства при заключении договоров об ипотеке?

4. «Внешнее управление».

Экономистами внешнее управление со стороны федеральных органов государственной власти может рассматриваться как жесткая, но крайне действенная мера. Стоит заметить, что данная мера является новой для российской финансовой системы. Она опробирована в трех субъектах РФ в течение 2018 года (Костромская область, Республика Хакасия, Республика Мордовия). В рамках «внешнего управления» право принятия решений по расходованию средств бюджета субъекта РФ переходит к представителям Министерства финансов РФ и Федерального казначейства.

Так называемое «казначейское сопровождение» функционирует в системе действий со стороны Минфина РФ и Федерального казначейства по определению первоочередных расходов бюджета субъекта, а затем осуществлению платежей казначейством с привлечением отдельных инструментов контроля. По результатам «эксперимента» положительный

эффект был достигнут в Республике Хакасия и Костромской области, общий объем государственного долга был снижен на 11,2% и 7% [1].

В Республике Мордовия переломить ситуацию не удалось. При этом переход на внешний контроль стал ключевым условием получения новых кредитов из федерального бюджета для покрытия части дефицита бюджета Мордовии. Предложенная Минфином РФ в 2018 году программа реструктуризации долга, по мнению региональной власти, даст ожидаемый результат через 12 лет с учетом того условия, что республика добровольно переходит на контроль казначейства.

В рамках процедуры казначейского сопровождения Республика Мордовия в октябре 2019 года перешла на информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет». По предварительным подсчетам данное нововведение позволит создать условия для оздоровления финансовой обстановки в субъекте путем ежегодной экономии 17,3 млн. рублей [10]. Нельзя утверждать, что заявленная сумма будет значимой при взятых субъектом обязательств по ежегодной выплате в федеральную казну 2 млрд. рублей.

Из преимуществ пользования системой «Электронный бюджет» можно выделить, во-первых, гарантированное обеспечение открытости и прозрачности бюджетных процессов; во-вторых, укрепление контроля за целевым использованием бюджетных средств; в-третьих, создание возможности мониторинга соответствия расходования бюджетных средств и результатов их реализации. Переход на электронный документооборот по оценкам органов государственной власти республики - это не столько возможность сокращать расходы на обеспечение материальными носителями реализации бюджетных процессов, сколько экономия за счет некого «отказа от действующих программных продуктов». Подсистема управления расходами в части казначейского сопровождения включает в себя механизм, предназначенный для эффективного использования, обеспечения прозрачности и контроля бюджетных средств лишь по крупным государственным заказам.

По нашему мнению, внедрение данной системы следует рассматривать, прежде всего, как инструмент финансового контроля федеральной власти за экономической деятельностью субъекта РФ.

В целом, казначейское сопровождение выступает как мера экстренного характера и при грамотной реализации, взаимодействии региональной и федеральной власти, учете специфики субъекта может стать основным инструментом прекращения наращивания долга и конечной стабилизации бюджета региона.

5. Выпуск ценных бумаг.

В настоящее время наиболее популярной формой займа в Мордовии становится облигация. Основным условием, ограничивающим использование облигационных займов как источника финансирования дефицита бюджета, является минимальный объем размещения. Объем размещения займа должен

быть достаточным для создания активного вторичного рынка [18]. Объем выпуска ценных бумаг Республики Мордовия по номинальной стоимости на 2018 год в сумме 5 000 000,00 тыс. рублей [13]. Стоит отметить, что за прошедший год объем выпускаемых республикой государственных облигаций более, чем в 1,5 раза превышает объем выпускаемых облигаций за предыдущие годы. Таким образом, государственная власть субъекта определяет облигации одним из ключевых источников финансирования дефицита бюджета в 2019 году

[4].

Облигации - источник финансирования дефицита бюджета (млн. руб.)

2017 год

_2018 год

2019 год _2020 год

—2021 год

-12000 -10000 -8000 -6000 -4000 -2000 0 2000 4000

Рисунок 1. Облигации как источник финансирования дефицита бюджета Республики

Мордовия, млн. руб.

6. Продажа имущества субъекта РФ.

Данная мера считается одной из крайних, которая используется только тогда, когда были исчерпаны любые другие возможности получения денежных траншей извне. По мнению экономистов [15], мера хотя и позволяет разово получить крупную сумму денег, но содержит в себе множество рисков. Сумма после продажи может оказаться недостаточной для улучшения ситуации в силу большого размера суммы долга, в рамках долгосрочной перспективы - из собственности субъекта РФ уходит стабильный источник дохода.

В соответствии с новыми условиями реструктуризации долга Мордовии, предложенными Минфином РФ, регион будет возвращать бюджетные кредиты до 2024 года, а пополняться казна будет за счет продажи госсобственности. Обратимся к открытым данным ГКУ РМ «Фонд имущества». Так, с 2013 года по настоящее время республика проводит аукционы по продаже зданий школ, профессиональных училищ, аптек, фельдшерских пунктов, магазинов, ферм, а также зданий незавершенного строительства и нежилых помещений. Несмотря на небольшую стоимость продаваемого, вывод из государственной собственности имущества, прежде всего, социального предназначения, негативно отражается на населении особо удаленных населенных пунктов республики. Кроме подобного имущества, из собственности субъекта посредством продажи акций происходит активный вывод предприятий с

размерами уставного капитала от 5 до 10 миллионов (автотранспортные предприятия и типографии), а также от 10 миллионов и выше: Акции АО «Проектный институт «Мордовжилкоммунпроект» (12 201 000 руб), АО «Мордовская ипотечная корпорация» (1 824 281 000 руб), ПАО «Мордовцемент» (76 149 000 руб), ОАО «Биохимик» (98 842 000 руб) [19].

Громким событием начала 2019 года для всего региона стала продажа акций АО «Тепличное», уставной капитал которого составлял 2 092 841 000 руб [19]. Запланированная сумма продажи акций составляла 4,3 млрд. руб. После нескольких несостоявшихся аукционов по продаже Государственный Фонд имущества был вынужден уменьшить стоимость акций в 2,5 раза. Итоговая сумма продажи составила 1,7 млрд. руб. с учетом того, что новые владельцы акционерного общества будут обязаны уменьшить высокую долговую нагрузку самого агрокомплекса путем погашения взятых кредитов [11].

Проанализировав успешность всех проведенных продаж акций государственных предприятий, мы пришли к выводу, что они не дали ожидаемого результата. Поэтому определение в качестве основного источника пополнения казны в условиях выплаты реструктуризированного государственного долга продажи государственного имущества, по нашему мнению, не самое удачное решение региональных властей.

7. Получение средств из бюджета другого субъекта, а также муниципальный заем.

По аналогии с получением средств из федерального бюджета, в рамках экономического сотрудничества между субъектами РФ денежные суммы могут быть предоставлены в виде безвозвратных займов - дотаций или же в виде кредитов, процентная ставка которых оговаривается отдельно. В рамках муниципального займа субъект РФ может занять денежные средства у органов местного самоуправления, находящихся на его территории.

8. Перераспределение источников получения доходов. В рамках данной меры хотелось бы поговорить о социальных и налоговых статьях бюджета. Данную меру можно назвать одним из показателей кризисного состояния экономики. Говоря о налоговой сфере, следует учитывать строгий контроль за данной сферой со стороны федеральной власти. Стоит учитывать, что государство и само может перераспределить объем получаемых субъектами средств с определенного вида налогов в региональные бюджеты. Остается социальная сфера, в которой выплаты, льготы по-прежнему могут устанавливаться или даже отменяться самим субъектом.

Установленный план власти республики по поэтапному сокращению государственного долга включает в себя процедуру по перераспределению полномочий органов (в том числе и в рамках перехода на электронный документооборот по вышеупомянутой программе «Электронный бюджет»). За счет реализации данного курса сокращения долга было принято решение сократить 12 органов исполнительной власти, преобразовать 52 сельских поселения и реорганизовать некоторые бюджетные организации социальной

сферы. Благодаря этому логично последовало кадровое сокращение -оптимизировали 626 рабочих мест в органах государственной власти и местного самоуправления [6]. Возможно, данная мера носит радикальный характер для власти региона. Тем не менее, за 5 лет оптимизации рабочих мест на государственной и муниципальной службе бюджету Мордовии удалось сэкономить 28 млрд. руб. Однако при региональном сокращении может возникнуть риск резкого ухудшения качества работы государственных и муниципальных органов, к примеру, по предоставлению государственных услуг, на фоне общефедерального плана Минфина РФ по сокращению госслужащих с 2020 года [8].

Подводя итоги проведенного исследования, стоит отметить, что возросший объем долговой нагрузки субъектов РФ свидетельствует о накопившихся проблемах в бюджетной сфере.

Анализ состояния госдолга на примере Республики Мордовия показал, что для исправления ситуации региональной власти требуется активная помощь центра. Вновь предложенные и согласованные условия реструктуризации госдолга позволят выйти из критического положения не ранее, чем через 5 лет. Единственное решение проблемы региональная власть находит в реформировании социальной сферы и продаже государственного имущества. Хотя внедренное казначейское сопровождение расходами республики пока что не дает ожидаемых результатов, его эффективность доказана на Республике Хакасия и Костромской области. Однако стоит проработать порядок его осуществления в сторону ужесточения контроля для повышения качества планирования бюджета, исключения нарушений бюджетного законодательства и коррупционной составляющей.

Отдельным краеугольным камнем стоит вопрос о коммерческих кредитах. Стоит ввести четкие правила аукционов по привлечению коммерческих кредитов на конкурсной основе. Нужно отходить от принятого стандарта брать кредит в одном и том же банке под крайне невыгодный для субъекта процент.

На федеральном уровне стоит обдумать запрет в отношении субъектов РФ, имеющих долговую нагрузку свыше 100%, наделять их правом проведения мероприятий российского, а в особенности мирового уровня, поскольку в случаях недостаточного спонсирования от организаторов, регионы выходят с предложением о предоставлении кредита под условия, выгодные кредитору.

Необходимо особо отметить, что долговая амнистия Минфина РФ представляет опасность, прежде всего, для самого субъекта, так как не решает проблему отсутствия навыков грамотного управления бюджетом. Для борьбы с госдолгом требуется поиск стабильного источника доходов в долгосрочном периоде, развитие местного производства, а не экстренное применение краткосрочных методов спасения экономики.

Библиографический список

1. Аналитические материалы госдолга субъектов РФ // Национальное рейтинговое агентство. URL: http://www.ra-national.ru/ru/analytics (дата обращения: 25.03.2019).

2. Арбитражный суд Волго-Вятского округа признал законным решение Арбитражного суда Республики Мордовия которым удовлетворено исковое заявление заместителя прокурора республики: Официальный сайт Прокуратуры республики Мордовия URL:http://www.prokrm.ru/content/view/8380/3/ (дата обращения: 16.03.2019).

3. Афанасьев Р. С. Вопросы долговой нагрузки на региональные бюджеты субъектов Российской Федерации на примере Республики Мордовия // Иннов: электронный научный журнал, 2017. №4 (33). С. 5.

4. Бюджет для граждан к проекту закона республики Мордовия о республиканском бюджете республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Официальный сайт Министерства финансов РМ.

5. В результате принятых прокурорами мер в 2017 году правообладателям возвращено 30 незаконно переданных в обход конкурентных процедур объектов государственного и муниципального недвижимого имущества: Официальный сайт Прокуратуры республики Мордовия . URL: http://www.prokrm.ru/content/view/10170/3/ (дата обращения: 16.03.2019).

6. Власти Мордовии рассчитывают до конца 2019 года снизить госдолг республики почти на 10% // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/7055719 (дата обращения: 25.11.2019).

7. Интервью директора Департамента межбюджетных отношений [Министерства финансов РФ] Ларисы Ерошкиной агентству ТАСС URL:https://www.minfin.ru/ru/infomat/press-center/?id_4=36494 (дата обращения: 16.03.2019).

8. Министерство финансов планирует масштабное сокращение госслужащих // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20190923/1558984870.html (дата обращения: 25.11.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Мордовию переведут на казначейское сопровождение // Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/economics/byudzhet-mordovii-perevedut-na-kaznacheyskoe-soprovozhdenie. html (дата обращения: 20.03.2019).

10. Мордовия перейдет на «Электронный бюджет» // Российская газета. URL: https://rg.ru/2019/10/21/reg-pfo/mordoviia-perejdet-na-elektronnyj -biudzhet.html (дата обращения: 25.11.2019).

11. Мордовское АО «Тепличное» продали за половину стоимости // ФедералПресс. URL: https://fedpress.ru/news/13/economy/2271350 (дата обращения: 01.12.2019).

12. Объём долговых обязательств, отраженных в государственной долговой книге Республики Мордовия на 2015 год: Официальный сайт Министерства финансов РМ

13. Об установлении предельного объёма выпуска государственных ценных бумаг Республики Мордовия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов: Постановление Правительства Республики Мордовия от 28.04.2018 №289 // Справочная правовая система «Гарант».

14. Основные показатели работы Прокуратуры Республики Мордовия за январь-сентябрь 2019 года: Приложение к приказу Генерального прокурора РФ/URL: http://prokrm.ru/media/stat/1909/pm_556_1909.pdf (дата обращения: 25.11.2019).

15. Оттолкнуться от дна: госдолг вырос только в 16 регионах РФ. В их числе Татарстан // Реальное время. URL: https://realnoevremya.ru/artides/130012-reyting-regionov-rf-po-razmere-gosdolga-v-2018-godu (дата обращения: 16.03.2019).

16. Прокуратурой в судебном порядке оспорен договор об ипотеке (залоге недвижимости) спортивного сооружения: Официальный сайт Прокуратуры республики Мордовия. URL: http://www.prokrm.ru/content/view/8451/3/ (дата обращения: 16.03.2019).

17. Путин анонсировал реструктуризацию бюджетных кредитов регионов // РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59c5542b9a79477b81e649c9?from=materials_on_subject (дата обращения: 16.03.2019).

18. Рыбин И. Сравнение облигационных займов и кредитов // Рынок ценных бумаг, № 1, 2017. С. 63-64.

19. Сведения о продаже государственного и муниципального имущества: Официальный сайт Государственного казенного учреждения Республики Мордовия «Фонд имущества». URL: http://firm.e-mordovia.ru/index2.htm (дата обращения: 22.03.2019).

20. СП РФ: Госдолг Мордовии почти вдвое превышает размер доходов // Российская газета. URL: https://rg.ru/2012/04/10/reg-pfo/dolg-anons.html Дата обращения: 20.03.2019

References

1. Analiticheskie materialy gosdolga subektov RF // Nacional'noe rejtingovoe agentstvo. URL: http://www.ra-national.ru/ru/analytics (data obrashhenija: 25.03.2019).

2. Arbitrazhnyj sud Volgo-Vjatskogo okruga priznal zakonnym reshenie Arbitrazhnogo suda Respubliki Mordovija kotorym udovletvoreno iskovoe zajavlenie zamestitelja prokurora respubliki: Oficial'nyj sajt Prokuratury respubliki Mordovija URL:http://www.prokrm.ru/content/view/8380/3/ (data obrashhenija: 16.03.2019).

3. Afanas'ev R. S. Voprosy dolgovoj nagruzki na regional'nye bjudzhety subektov Rossijskoj Federacii na primere Respubliki Mordovija // Innov: jelektronnyj nauchnyj zhurnal, 2017. №4 (33). S. 5.

4. Bjudzhet dlja grazhdan k proektu zakona respubliki Mordovija o respublikanskom bjudzhete respubliki Mordovija na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov: Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RM.

5. V rezul'tate prinjatyh prokurorami mer v 2017 godu pravoobladateljam vozvrashheno 30 nezakonno peredannyh v obhod konkurentnyh procedur ob#ektov gosudarstvennogo i municipal'nogo nedvizhimogo imushhestva: Oficial'nyj sajt Prokuratury respubliki Mordovija . URL: http://www.prokrm.ru/content/view/10170/3/ (data obrashhenija: 16.03.2019).

6. Vlasti Mordovii rasschityvajut do konca 2019 goda snizit' gosdolg respubliki pochti na 10% // TASS. URL: https://tass.ru/ekonomika/7055719 (data obrashhenija: 25.11.2019).

7. Interv'ju direktora Departamenta mezhbjudzhetnyh otnoshenij [Ministerstva finansov RF] Larisy Eroshkinoj agentstvu TASS URL: https://www.minfin.ru/ru/infomat/press-center/?id_4=36494 (data obrashhenija: 16.03.2019).

8. Ministerstvo finansov planiruet masshtabnoe sokrashhenie gossluzhashhih // RIA Novosti. URL: https://ria.ru/20190923/1558984870.html (data obrashhenija: 25.11.2019).

9. Mordoviju perevedut na kaznachejskoe soprovozhdenie // Parlamentskaja gazeta. URL: https://www.pnp.ru/economics/byudzhet-mordovii-perevedut-na-kaznacheyskoe-soprovozhdenie. html (data obrashhenija: 20.03.2019).

10. Mordovija perejdet na «Jelektronnyj bjudzhet» // Rossijskaja gazeta. URL: https://rg.ru/2019/10/21/reg-pfo/mordoviia-perejdet-na-elektronnyj -biudzhet.html (data obrashhenija: 25.11.2019).

11. Mordovskoe AO «Teplichnoe» prodali za polovinu stoimosti // FederalPress. URL: https://fedpress.ru/news/13/economy/2271350 (data obrashhenija: 01.12.2019).

12. Objom dolgovyh objazatel'stv, otrazhennyh v gosudarstvennoj dolgovoj knige Respubliki Mordovija na 2015 god: Oficial'nyj sajt Ministerstva finansov RM

13. Ob ustanovlenii predel'nogo objoma vypuska gosudarstvennyh cennyh bumag Respubliki Mordovija na 2018 god i planovyj period 2019 i 2020 godov: Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Mordovija ot 28.04.2018 №289 // Spravochnaja pravovaja sistema «Garant».

14. Osnovnye pokazateli raboty Prokuratury Respubliki Mordovija za janvar'-sentjabr' 2019 goda: Prilozhenie k prikazu General'nogo prokurora RF. URL: http://prokrm.ru/media/stat/1909/pm_556_1909.pdf (data obrashhenija: 25.11.2019).

15. Ottolknut'sja ot dna: gosdolg vyros tol'ko v 16 regionah RF. V ih chisle Tatarstan // Real'noe vremja. URL: https://realnoevremya.ru/articles/130012-reyting-regionov-rf-po-razmere-

gosdolga-v-2018-godu (data obrashhenija: 16.03.2019).

16. Prokuraturoj v sudebnom porjadke osporen dogovor ob ipoteke (zaloge nedvizhimosti) sportivnogo sooruzhenija: Oficial'nyj sajt Prokuratury respubliki Mordovija. URL:http://www.prokrm.ru/content/view/8451/3/ (data obrashhenija: 16.03.2019).

17. Putin anonsiroval restrukturizaciju bjudzhetnyh kreditov regionov // RBK. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/59c5542b9a79477b81e649c9?from=materials_on_subject (data obrashhenija: 16.03.2019).

18. Rybin I. Sravnenie obligacionnyh zajmov i kreditov // Rynok cennyh bumag, № 1, 2017. S. 63-64.

19. Svedenija o prodazhe gosudarstvennogo i municipal'nogo imushhestva: Oficial'nyj sajt Gosudarstvennogo kazennogo uchrezhdenija Respubliki Mordovija «Fond imushhestva». URL: http://firm.e-mordovia.ru/index2.htm (data obrashhenija: 22.03.2019).

20. SP RF: Gosdolg Mordovii pochti vdvoe prevyshaet razmer dohodov // Rossijskaja gazeta. URL: https://rg.ru/2012/04/10/reg-pfo/dolg-anons.html Data obrashhenija: 20.03.2019

Сведения об авторах:

Маринова Светлана Шамилевна - доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске, кандидат исторических наук, доцент.

E-mail: marinova.svetlana@mail.ru

Ганина Светлана Валерьевна - студент 5 курса очной формы обучения, специальность «Правоохранительная деятельность» Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске.

E-mail: ganinasveta97@mail.ru

Рузаева Дарья Вадимовна - студент 5 курса очной формы обучения, специальность «Правоохранительная деятельность» Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России) в г. Саранске.

E-mail: rdv97@mail.ru

About the authors:

Marinova Svetlana Shamilevna - docent of the department of state and legal disciplines of Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saransk, candidate of historical sciences, docent.

E-mail: marinova.svetlana@mail.ru

Ganina Sveltana Valerjevna - 5-year student of full-time education, specialty "Law Enforcement" Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saransk

E-mail: ganinasveta97@mail.ru

Ruzaeva Daria Vadimovna - 5-year student of full-time education, specialty "Law Enforcement" Middle-Volga Institute (branch) of Russian State University of Justice (RLA of the Ministry of Justice of Russia) in Saransk. E-mail: rdv97@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.