Научная статья на тему 'Реализация основных направлений долговой политики региона'

Реализация основных направлений долговой политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / БЮДЖЕТ / КРЕДИТЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ПРЕДЕЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ДОХОДОВ / DEBT / BUDGET / LOANS / STATE GUARANTEES / REVENUE LIMIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Текеева Халимат Эльмурзаевна, Узденова Фатима Магамедовна

В статье рассматривается структура государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики. Проведен анализ состояния и структуры государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики. Долговая политика субъекта определяет приоритеты в области управления государственным долгом, направленные на сохранение объема долга в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. Долговая политика республики основывается на принципах безусловного исполнения взятых на себя регионом обязательств по погашению и обслуживанию заемных средств в полном объеме и в установленные сроки, а также направлена на снижение влияния долговой нагрузки на экономику. Для уменьшения объема государственного внутреннего долга необходимо расходные обязательства республики планировать в пределах прогнозируемых объемов доходов, а поступления из источников финансирования дефицита республиканского бюджета направлять только на погашение долговых обязательств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Текеева Халимат Эльмурзаевна, Узденова Фатима Магамедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the main directions of the region ‘s debt policy

The article considers the structure of the state internal debt of the Republic of Karachai-Cherssa. An analysis of the structure of the state internal debt of the Republic of Karachai-Circassian was carried out.Results. The subject ‘s debt policy defines priorities in the field of public debt management aimed at maintaining the volume of debt within the limits established by the budget legislation of the Russian Federation. The debt policy of the Republic is based on the principles of unconditional fulfillment of the obligations assumed by the region to repay and service the borrowed funds in full and within the specified terms, as well as aimed at reducing the impact of the debt burden on the economy. In order to reduce the volume of state domestic debt, it is necessary to plan expenditure obligations of the republic within the limits of projected volumes before, and revenues from sources of financing of the deficit of the republic budget are allocated only for repayment of debt obligations.

Текст научной работы на тему «Реализация основных направлений долговой политики региона»

Реализация основных направлений долговой политики региона Implementation of the main directions of the region 's debt policy

Ь А МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ лЛ ЖУРНАЛ

УДК 336.3 DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10231 Текеева Халимат Эльмурзаевна,

к.э.н., доцент, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Узденова Фатима Магамедовна, ФГБОУ ВО Северо-Кавказская государственная академия (ФГБОУ ВО СКГА), г.Черкесск

Tekeeva Halimat Elmurzayeva, FSBOU TO North Caucasus State Academy (FSBOU TO SKGA), K.E., Associate Professor of Accounting Department, Cherssk

Uzdenova Fatima Magamedna, FSBOU TO North Caucasus State Academy (FSBOU TO SKGA), K.E., Associate Professor of Accounting Department, Cherssk

Аннотация. В статье рассматривается структура государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики. Проведен анализ состояния и структуры государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики. Долговая политика субъекта определяет приоритеты в области управления государственным долгом, направленные на сохранение объема долга в пределах ограничений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации. Долговая политика республики основывается на принципах безусловного исполнения взятых на себя регионом обязательств по погашению и обслуживанию заемных средств в полном объеме и в установленные сроки, а также направлена на снижение влияния долговой нагрузки на экономику. Для уменьшения объема государственного внутреннего долга необходимо расходные обязательства республики планировать в пределах прогнозируемых объемов доходов, а поступления из источников финансирования

дефицита республиканского бюджета направлять только на погашение долговых обязательств.

Summary. The article considers the structure of the state internal debt of the Republic of Karachai-Cherssa. An analysis of the structure of the state internal debt of the Republic of Karachai-Circassian was carried out.Results. The subject 's debt policy defines priorities in the field of public debt management aimed at maintaining the volume of debt within the limits established by the budget legislation of the Russian Federation. The debt policy of the Republic is based on the principles of unconditional fulfillment of the obligations assumed by the region to repay and service the borrowed funds in full and within the specified terms, as well as aimed at reducing the impact of the debt burden on the economy. In order to reduce the volume of state domestic debt, it is necessary to plan expenditure obligations of the republic within the limits of projected volumes before, and revenues from sources of financing of the deficit of the republic budget are allocated only for repayment of debt obligations.

Ключевые слова: долговые обязательства, бюджет, кредиты, государственные гарантии,

задолженность, предельный объем доходов.

Key words: debt, budget, loans, state guarantees, debt, revenue limit.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде следующих обязательств [1]:

- государственные ценные бумаги субъекта Российской Федерации;

- бюджетные кредиты, привлекаемые в бюджет субъекта РФ из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- кредиты, полученные субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

- государственные гарантии субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных видах, кроме указанных выше[2].

В государственный долг субъектов Российской Федерации входят:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

- размер основной задолженности по бюджетным кредитам, вносимым в бюджет субъекта Российской Федерации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- размер обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации;

- объем иных (без учета указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

В государственный внутренний долг субъекта Российской Федерации включаются[3]:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

- размер основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;

- размер основной задолженности по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- размер обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ, выраженный в валюте РФ;

- размер обязательств субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) [11];

- объем иных (кроме указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ.

В России действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства в Министерстве финансов РФ, которое ведет Государственную долговую книгу Российской Федерации[12]. Государственный долг по целевым обязательствам -это долг государства перед вкладчиками Сбербанка России, потерявшими свои вклады после либерализации цен. Внутренний долг можно разделить на две группы[13]:

- рыночные, существующие в виде эмиссионных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и др.);

- нерыночные, выпущенные в счет финансирования сформированного бюджетного долга (векселя Министерства финансов Российской Федерации, задолженность перед Банком России и др.).

Быстрый рост государственного внутреннего долга привел к тому, что расходы на обслуживание долга превысили доходы от размещения государственных ценных бумаг. Поэтому были приняты меры по сокращению этих расходов[14].

Во-первых, нерезиденты были допущены на российский рынок ценных бумаг (им разрешалось открывать счета типа "С" для покупки государственных ценных бумаг).

Во-вторых, начался выпуск нерыночных займов и золотых сертификатов, а также выпуск еврооблигаций , который позволил перевести внутренний долг во внешний. Расходы на обслуживание внешнего долга меньше, чем внутреннего: заимствования за рубежом в худшем случае стоят 25% годовых.

До принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания задолженности его субъектов не была вполне легитимной[15]. Статус государственного долга субнациональных образований не был закреплен в законодательно-нормативных актах, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов РФ такой статьи расходов, как расходы на обслуживание государственного долга (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета).

В результате, заимствования в различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы на их обслуживание в расходной части бюджета по отдельной статье. В результате произошло искажение общего состояния их бюджетов - занижение фактических расходов (и фактической потребности в этих расходах) [17]. Такая ситуация сохраняется и сегодня, хотя ситуация несколько изменилась с принятием Бюджетного кодекса.

Он устанавливает ограничение на объем заемных средств, выделяемых субъектом Российской Федерации (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета[20]:

- для субъекта Федерации - 30% собственных доходов бюджета региона;

- для муниципалитета - 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи.

При этом ограничение на объем заемных средств не учитывает привлеченных и полностью использованных в текущем финансовом году средств на погашение (реструктуризацию) существующего долга. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% от объема расходов бюджета соответствующего уровня. Фактически из вышесказанного следует, что средства, накопленные за счет заимствований, не могут использоваться для финансирования обслуживания ранее образовавшегося долга, а также не могут использоваться для погашения долга субъекта Федерации. В определенной степени это положение противоречит статье 105 Бюджетного кодекса, которая определяет процесс реструктуризации долга как погашение долговых обязательств с одновременным заимствованием (взятием на себя иных долговых обязательств) в размере долговых обязательств, подлежащих погашению, с другими условиями и условиями погашения.

По факту исполнения бюджета объём государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики составил 5331595,1 тыс. рублей, что меньше объёма государственного внутреннего долга КЧР в сравнении с итогами исполнения бюджета КЧР за 2017 год на 196363,3 тыс. рублей[5].

По факту исполнения республиканского бюджета КЧР объём государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики не превышает предельного объёма государственного внутреннего долга, установленного Законом Карачаево-Черкесской Республики от 25.12.2017 года №85-РЗ «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» (в ред. последних изменений от 29.12.2018 года № 90-РЗ) и не превышает ограничений, установленных ст. 107 Бюджетного кодекса РФ[6].

В структуру государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики входят:

1. Задолженность по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета -3134215,0 тыс. рублей или 58,8% от объёма государственного внутреннего долга, в том числе:

- бюджетный кредит, привлеченный из федерального бюджета в 2010 г. для частичного покрытия дефицита бюджета КЧР (на ликвидацию последствий засухи) - 375224,4 тыс. рублей;

- бюджетный кредит, привлеченный из федерального бюджета в 2015 г. для частичного покрытия дефицита бюджета КЧР (погашение долговых обязательств)- 365161,0 тыс. рублей;

- бюджетный кредит, привлеченный из федерального бюджета в 2014 г. для частичного покрытия дефицита бюджета КЧР - 133101,3 тыс. рублей;

- бюджетный кредит, привлеченный из федерального бюджета в 2016 г. для частичного покрытия дефицита бюджета КЧР (погашение долговых обязательств)- 1831653,2 тыс. рублей;

- бюджетный кредит, привлеченный из федерального бюджета в 2016 г. для частичного покрытия дефицита бюджета КЧР (погашение долговых обязательств) - 142523,8 тыс. рублей;

- бюджетный кредит, привлеченный из федерального бюджета в 2017 г. для частичного покрытия дефицита бюджета КЧР (погашение долговых обязательств) - 286551,3 тыс. рублей;

2. Коммерческие кредиты, привлеченные в ОАО «Сбербанк России» в 20162017 гг. для частичного покрытия дефицита бюджета КЧР - 372447,8 тыс. рублей или 7,0% от объёма государственного внутреннего долга.

3. Задолженность перед Росрезервом по товарному кредиту (3000 тонн дизтоплива) -76632,3 тыс. рублей - или 1,4% от объёма государственного внутреннего долга[4].

4. Обязательства по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации 1748586,0 тыс. рублей или 32,8% от объёма государственного внутреннего долга.

Структура государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики соответствует нормам определенным ст. 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Доля кредитовкредитных организаций от общего объёма долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики составляла: на 01.01.2014 года - 32,5%, на 01.01.2015 года - 37%, на 01.01.2016 года - 47,9%, на 01.01.2017 года - 31,8%, на 01.01.2018 года -6,3%, на 01.01.2019 года составила -7,0%.

Наряду с сокращением объёма государственного внутреннего долга, за последние 3 года уменьшилась доля кредитов от кредитных организаций и существенно улучшилась структура государственного внутреннего долга, что повлекло снижение расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в 2018 году[7].

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики, при годовом плане республиканского бюджета за 2018 год 260910,3 тыс. рублей, фактически исполнены на 206110,3 тыс. рублей или 79,0 %, что составляет 0,9% от объема расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Отношение установленных и исполненных расходов на обслуживание государственного внутреннего долга к расходам республиканского бюджета не превысило норматива, установленного ст. 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации (15% от объема расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Основные направления долговой политики Карачаево-Черкесской республики на 2019 год и плановый период 2020 года сформированы в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1482 «Об утверждении Правил предоставления (исполь-

зования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2017 год» с изменениями на 17 марта 2018 года. Рекомендациями по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации и государственной программой Карачаево- Черкесской Республики «Управление государственными финансами и государственным имуществом Карачаево-Черкесской Республики на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 31.10.2013 №361[8].

Под долговой политикой понимается деятельность органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, направленная на поддержание объема государственного долга Карачаево-Черкесской Республики на оптимальном уровне, минимизацию стоимости обслуживания государственного долга и равномерное распределение платежей, связанных с его погашением и обслуживанием. Задачами долговой политики являлись и являются:

-обеспечение размера дефицита республиканского бюджета в 2018 - 2020 годах на уровне не более 10,0 процентов от суммы доходов республиканского бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за 2018 - 2020 годы соответственно (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств республиканского бюджета, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона о республиканском бюджете, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации);

-обеспечение поэтапного сокращения доли общего объема долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики, в том числе по долговым обязательствам Карачаево-Черкесской Республики по государственным ценным бумагам Карачаево-Черкесской Республики и кредитам, полученным Карачаево- Черкесской Республикой от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций:

к 1 января 2019 года доля общего объема долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики должна была составить не более 62% (процентов) от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год, в том числе доля общего объема долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики по государственным ценным бумагам Карачаево- Черкесской Республики и кредитам,

полученным Карачаево-Черкесской Республикой от кредитных организаций - не более 26% (процентов) от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год[9].

Достижение целей и решение задач долговой политики осуществляется путем выполнения комплекса мероприятий, сгруппированных по следующим основным направлениям долговой политики:

1. Поддержание объема государственного долга на оптимально уровне, в рамках которого предполагается:

- установление и исполнение расходных обязательств Карачаево- Черкесской республики в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и с учетом требований статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- проведение мероприятий, направленных на рост доходной и оптимизацию расходной частей республиканского бюджета и приводящих к сокращению дефицита республиканского бюджета и государственного долга;

- осуществление мониторинга финансового состояния принципала в течение всего срока действия государственной гарантии Карачаево-Черкесской Республики;

- осуществление контроля за своевременным и полным исполнением принципалом своих обязательств перед бенефициаром в течение всего срока действия государственной гарантии Карачаево-Черкесской Республики;

- осуществление мониторинга использования бюджетных ассигнований получателями средств республиканского бюджета в целях своевременного принятия решения о сокращении невостребованных бюджетных ассигнований и объема заимствований при исполнении республиканского бюджета;

- направление дополнительных доходов, поступивших сверх утвержденных годовых назначений, при исполнении республиканского бюджета на сокращение дефицита республиканского бюджета в целях снижения объема государственного долга;

2. Минимизация стоимости обслуживания государственного долга, в рамках которой предполагается:

- привлечение временно свободных средств государственных бюджетных и автономных учреждений Карачаево-Черкесской Республики в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;

- привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств республиканского бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций;

- взаимодействие с Министерством финансов Российской Федерации по привлечению долговых обязательств в виде бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета в целях рефинансирования долговых обязательств, подлежащих погашению в 2018-2020 годах;

- равномерное распределение платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга, в рамках которого предполагается:

- привлечение рыночных долговых обязательств только на средне- и долгосрочные периоды в целях удлинения профиля государственного долга республики;

- проведение анализа сроков погашения действующих долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики и выявление пиков платежей в целях обеспечения равномерного распределения платежей, связанных с погашением и обслуживанием государственного долга;

- оптимизация структуры государственного долга за счет увеличения доли среднесрочных и долгосрочных заимствований в общем объеме долговых обязательств Карачаево-Черкесской Республики в целях равномерного распределения долговой нагрузки на республиканский бюджет в соответствующем финансовом году и плановом периоде;

- планирование графиков погашения долговых обязательств Карачаево- Черкесской Республики.

Реализация основных направлений долговой политики будет способствовать дальнейшему сохранению долговой устойчивости республиканского бюджета и повышению инвестиционной привлекательности Карачаево- Черкесской Республики, а также способствовать дальнейшему сохранению долговой устойчивости республиканского бюджета и позволит выполнить условия соглашений о предоставлении бюджету Карачаево-Черкесской Республики из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Карачаево-Черкесской Республики, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Карачаево-Черкесской Республики в 2015 и 2017 годах.

По состоянию на 01.01.2019 г. объем государственного внутреннего долга республики составил 5 331 595,1 тыс. рублей, в том числе:

- 3 134 215,0 тыс. рублей - задолженность по бюджетным кредитам;

- 372 447,8 тыс. рублей - задолженность по коммерческим кредитам;

- 1 748 300,0 тыс. рублей - обязательства по ценным бумагам;

- 76 632,3 тыс. рублей - задолженность перед Росрезервом за заимствованное дизельное топливо - товарный кредит (таблица 1).

Таблица 1- Долговая книга Карачаево-Черкесской республики на 01.01.2019 года

Нанменова ние территори и Обязатель ства по договора М= соглашен иям в том числе Прочие занмство вання (товарны й кредит) ВСЕГО оЬязательст в Справ оч но, расходы по обслужи ванию внутренн его долга

Ценные бумаги Кредиты кредитных органшац ий Бюджетные кредиты от бюджетов других уровнен

1 2 3 4 5 6 7

Правитель ство КЧР 1 748 300=0 372 447,8 3 134 215,0 76 632,3 205 610,3

Итого по субъекту 5 254 9623 СгрЗ-грб) 1 748 300,0 372 447,8 3 134 215,0 76 632,3 5 331 595Д (гр2-гр7+г Р8)

По состоянию на 01.01.2019 г. объем муниципального долга составил 228 619,4 тыс. рублей, в том числе:

- 90 000,0 тыс. рублей - задолженность по коммерческим заимствованиям;

- 61 252,0 тыс. рублей - задолженность по бюджетным кредитам, полученным из средств республиканского бюджета для покрытия временных кассовых разрывов, возникших при исполнении местных бюджетов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 53 467,4 тыс. рублей - задолженность по бюджетным кредитам, полученным из средств республиканского бюджета для частичного покрытия дефицита местного бюджета;

- 23 900,0 тыс. рублей - задолженность по бюджетным кредитам, полученным из средств республиканского бюджета для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автодорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения).

В соответствии с основными направлениями бюджетной, налоговой и долговой политики Карачаево-Черкесской Республики на 2018 -2020годы, необходимо принять меры по максимальному наполнению бюджета собственными доходами и обеспечении

сбалансированности бюджета в среднесрочной перспективе, по снижению объема государственного внутреннего долга КЧР и качественному изменению структуры долговых обязательств КЧР в целях снижения расходов на обслуживание государственного внутреннего долга. В целях уменьшения объема государственного внутреннего долга Карачаево-Черкесской Республики расходные обязательства Карачаево-Черкесской Республики необходимо планировать в пределах прогнозируемых объемов доходов, а поступления из источников финансирования дефицита республиканского бюджета направлять только на погашение долговых обязательств.

Повысить качество управления государственными финансами в части минимизации объемов изменений сводной бюджетной росписи в ходе исполнения республиканского бюджета, обеспечения исполнения расходов в утвержденных объемах, равномерности кассовых расходов бюджета в течение финансового года, сокращения дебиторской и кредиторской задолженности, повышения эффективности администрирования закрепленных доходов главными администраторами доходов республиканского бюджета - органами государственной власти КЧР.

Принять меры по повышению достоверности и надёжности основных показателей прогноза республиканского бюджета[10]. Принять меры по повышению эффективности и качества реализации государственных программ до высокого уровня эффективности, а также разработать систему мер по повышению ответственности республиканских органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками- координаторами государственных программ, за целевое и эффективное использование бюджетных средств, достижение результатов в соответствии с ожидаемым эффектом и выполнение целей, задач и мероприятий, утвержденных паспортами государственных программ.

Продолжить работу по реализации комплекса дополнительных мер по оптимизации расходов республиканского бюджета и по развитию доходного потенциала Карачаево-Черкесской Республики в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование всех потребностей бюджетной сферы с учетом необходимости решения важнейших социальных и экономических задач, и выполнения условий предоставления дотаций из федерального бюджета с учетом положений части 2 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, т.е. доля дотаций из федерального бюджета не должна превышать 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации[16].

Главным администраторам бюджетных средств разработать механизм, позволяющий не допускать образования просроченной и нереальной к взысканию дебиторской

задолженности и принять меры к уменьшению дебиторской задолженности, а также обеспечить исполнение функций главного распорядителя в части внутреннего контроля за использованием бюджетных средств, и проведение контрольных проверок в подведомственных учреждениях.

Список литературы

1. Основы государственной политики регионального Развития Российской Федерации на период до 2025 года Указ президента Российской Федерации от 16 января 2017 года №13// info@mfkchr.ru

2. Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019гг. // Министерство финансов Российской Федерации pdf.knigi-x.ru/21tehnicheskie/.

3. Мухин А.Н., Пикалова Ю.В., Формирование долговой политики субъектов Российской Федерации//Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, №8 (34), 2018

4. План мероприятий, направленных на мобилизацию дополнительных доходов консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской Республики за счет повышения эффективности налогообложения имущества и погашения задолженности, на 2017 год, от 21 марта 2017 года // info@mfkchr.ru

5. Проект закона «О внесении изменений в Закон КЧР «О республиканскомбюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» //minfin09.ru

6. Пояснительная записка по проекту закона «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» //minfin09.ru

7. Дефицит бюджета и дополнительные источники финансирования дефицита бюджета //minfin09.ru

8. Распоряжение Главы КЧР №213 Об утверждении плана мероприятии по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики КЧР на 20132017 годы //minfin09.ru

9. Официальный сайт Министерства финансов РФ//Ц^: http://www.minfin.ru

10. Рекомендации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики [Электронный ресурс] - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=104993

11. Боголепов М.И. Государственный долг (к теории государственного кредита). Типологический очерк. С.-Петербург, издательство О.Н. Поповой, 1910.

12. Брагинская Л.С. Проблемы перехода от финансового контроля к аудиту эффективности долговых обязательств.// Финансы и кредит. 2008. №30 (318).

13. Воронин Ю., Кабашкин В. Управление государственным долгом. //Экономист. 2006. № 1.

14. Ершов М.В. О российской долговой политике в современных условиях // Деньги и кредит. 2012. № 6

15. Кудинова С.А. Как сбалансировать бюджет // Бюджет. 2012. № 5.

16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Стат. сб. / Росстат. М., 2011.

17. Российские регионы скатываются в долговую яму. http://www.2010-2011.ru/news/v-pyatnadtsati-regionakli-rf-uroven-gosdolga-za-poslednie-tri.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.