ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ
Чмут Г.А.,
к.э.н., доцент кафедры «Финансы, бухучет и налогообложение», ЮУ (ИУБиП) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: galina-chmut@уandex/ru
НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАИМСТВОВАНИЙ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСДОЛГА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
JEL classification: 066
Аннотация
Цель. Представленная статья направлена на исследование необходимости осуществления государственных заимствований, обеспечивающих покрытие дефицита федерального бюджета в условиях пандемии коронавируса и обоснование экономической безопасности государственного долга Российской Федерации.
Структура/методология/подход. Коронавирусная пандемия внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в текущем году. Финансирование антикризисных программ требовало увеличения расходов федерального бюджета. В то же время доходы федерального бюджета в связи с введением ограничительных мероприятий сократились. Следствием сложившейся ситуации явился рост дефицита федерального бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований. Вместе с тем увеличение государственных заимствований ведет к росту государственного долга Российской Федерации, что может создавать угрозу экономической безопасности страны. С целью возможности снижения дефицита федерального бюджета рассмотрены предложения по дополнительному увеличению доходной части феде-
рального бюджета. На основе российского и международного опыта в управлении государственным долгом обоснована экономическая безопасность государственного долга Российской Федерации.
Основу методического аппарата данного исследования составляет концептуально-теоретическое обобщение инструментов формирования федерального бюджета на основе бюджетной и налоговой политики. Методологической основой являются фундаментальные положения экономической теории, теории государственных финансов, финансовой безопасности государства.
Результаты. Проведенный анализ доказал необходимость осуществления государственных заимствований в условиях недостаточного поступления доходов и увеличения расходов федерального бюджета в связи с пандемией коронавируса. Проведенные исследования позволили обосновать экономическую безопасность государственного долга Российской Федерации.
Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены в практике государственных заимствований при формировании бюджетов в кризисных ситуациях. Кроме того, обоснование экономической безопасности государственного долга Российской Федерации может использоваться при формировании долговой политики.
Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в теоретическом обобщении подходов в обосновании необходимости осуществления государственных заимствований в кризисных ситуациях и обосновании экономической безопасности государственного долга. Практическую значимость имеют следующие положения: обоснование целесообразности привлечения государственных заимствований в целях минимизации рисков невыполнения расходных обязательств бюджета при экономически безопасном государственном долге; предложения по оценке экономической безопасности государственного долга позволят прогнозировать долговую политику.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы федерального бюджета, дефицит бюджета, государственные заимствования, государственный долг.
G.A. Chmut
NECESSITY OF BORROWING AND SECURITY OF RUSSIAN GOVERNMENT DEBT IN A PANDEMIC
Annotation
The presented article is aimed at researching the need for government borrowing to cover the federal budget deficit in the context of the coronavirus pandemic andjustifying the economic security of the state debt of the Russian Federation
The coronavirus pandemic has made adjustments to the implementation of fiscal policy this year. Funding anti-crisis programs required an increase in federal budget expenditures. At the same time, the federal budget revenues decreased due to the introduction of restrictive measures. The consequence of this situation was the growth of the federal budget deficit, which is covered by state borrowings. At the same time, an increase in government borrowing leads to an increase in the government debt of the Russian Federation, which can pose a threat to the country's economic security. With the aim of reducing the federal budget deficit, proposals for an additional increase in the revenue side of the federal budget were considered. The economic security of the state debt of the Russian Federation is substantiated on the basis of Russian and international experience in public debt management
The basis of the methodological apparatus of this study is a conceptual and theoretical generalization of the tools for forming the federal budget on the basis of budgetary and tax policy. The methodological basis is the fundamental provisions of economic theory, the theory of public finance, financial security of the state.
The analysis proved the need for government borrowing in the face of insufficient income and increased federal budget expenditures in connection with the coronavirus pandemic. The studies carried out made it possible
to substantiate the economic security of the state debt of the Russian Federation.
The analysis proved the need for government borrowing in the face of insufficient income and increased federal budget expenditures in connection with the coronavirus pandemic. The studies carried out made it possible to substantiate the economic security of the state debt of the Russian Federation.
The scientific significance lies in the theoretical generalization of approaches to substantiate the needfor government borrowing in crisis situations and to substantiate the economic security of public debt. The following provisions are of practical importance: justification of the expediency of attracting government borrowings in order to minimize the risks of non-fulfillment of budget expenditure obligations with an economically safe government debt; proposals for assessing the economic security of public debt will make it possible to predict debt policy.
Keywords: federal budget, federal budget revenues, budget deficit, government borrowing, government debt.
Введение
Введение мер, направленных на сдерживание коронавирусной инфекции, привело к сокращению спроса потребителей нефтепродуктов и, как следствие, сокращению поступлений в федеральный бюджет. Мировой нефтяной рынок столкнулся с самым масштабным в современной истории падением спроса на нефтепродукты, что отразилось на ценовой конъюнктуре. В течение первого полугодия 2020 года цены на нефть падали ниже 10 долларов за баррель [1]. Снижение деловой активности предприятий в связи с проводимыми ограничительными мероприятиями, направленными на сдерживание инфекции, также оказало негативное влияние на поступление ненефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
В целях увеличения доходов федерального бюджета часть средств Фонда национального благосостояния была размещена в акции ПАО «Сбербанк». Сформировавшаяся от продажи акций ПАО «Сбербанк» прибыль банка частично перечислена в доходы федерального бюджета.
Кроме того, с целью выполнения расходных обязательств федерального бюджета и увеличения поступлений в федеральный бюджет была реализована часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.
Проводимые федеральным Правительством меры по увеличению доходной части бюджета не смогли обеспечить бездефицитное финансирование расходных обязательств текущего года. Дефицит федерального бюджета России за текущий год по информации Финмаркет может составить 5 трлн рублей. Федеральный бюджет на очередной бюджетный период также является дефицитным. Предложенные федеральным правительством мероприятия по увеличению доходов федерального бюджета, включая пересмотр налоговых льгот нефтегазовому сектору, увеличение налоговой ставки с тринадцати до пятнадцати процентов НДФЛ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих пять миллионов рублей за налоговый период, и ряд других мероприятий не смогли обеспечить бездефицитный федеральный бюджет.
В соответствии с бюджетным законодательством, дефицит федерального бюджета текущего года и в плановом трехлетнем бюджетном периоде планируется покрывать в основном за счет государственных заимствований Российской Федерации. Вместе с тем увеличение государственных заимствований ведет к росту государственного долга Российской Федерации, что может создать угрозу к экономической безопасности страны.
Экономическая безопасность страны является одной из характеристик экономической системы, определяющих ее способность поддерживать условия жизни и деятельности населения, обеспечивать необходимыми ресурсами для развития народного хозяйства и реализации национально-государственных интересов. Поэтому обеспечение экономической безопасности является одним из важнейших национальных приоритетов. В связи с чем проблема изучения
экономической безопасности страны в условиях роста государственного долга Российской Федерации является актуальной. Рост государственного долга может оказывать отрицательное влияние на экономическую безопасность страны, изучение проблемы долговой зависимости государства, особенно в отношении внешнего долга, всегда имело актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при экономической независимости.
Материалы и методы
Информационную основу статьи составили результаты исследования по актуальным аспектам формирования бюджетов в кризисных ситуациях, материалы бюджетной и налоговой политики, статьи по проблемам управления государственным долгом. При написании статьи использовались данные существующего бюджетного и налогового законодательства, данные о структуре и динамике государственного долга Российской Федерации, статистические данные. В ходе исследования использовались методы научного познания, системно-структурный анализ, логическое обобщение и другие.
В условиях снижения доходов федерального бюджета по сравнению с ожидаемыми до пандемии для выполнения расходных обязательств федерального бюджета и достижения национальных целей развития федеральным правительством предусмотрен ряд мер по поступлению дополнительных доходов и отмена неэффективных налоговых льгот.
По итогам проведенного Минфином РФ анализа влияния введения режима НДД на доходы федерального бюджета было принято решение о необходимости уточнения его параметров с учетом порядка расчета НДПИ и вывозной таможенной пошлины. Данное решение сможет оказать положительное влияние не только на поступления НДД, но и на поступления других нефтегазовых доходов федерального бюджета [3].
Необходимо отметить, что ряд неэффективных льгот, предоставляемых по налогу на добычу полезных ископаемых,
при формировании федерального бюджета на очередной бюджетный период были отменены. С целью увеличения доходов федерального бюджета и повышения эффективности налоговых льгот изменены параметры предоставления ряда льгот нефтегазовому сектору. Так, в действующем законе о федеральном бюджете сумма нефтегазовых доходов определена с учетом базовой цены на нефть. Однако базовая цена не отражает фактическую стоимость нефти. В связи с чем при формировании федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов использовались прогнозные объемы добычи и переработки нефти и экспорта топливно-энергетических товаров, указанные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов. Нефтеперерабатывающим компаниям, заключившим соглашение о создании новых мощностей по переработке нефтяного сырья и выполнившим условия по соблюдению стоимостных пределов предлагается введение обратного акциза, что в дальнейшем, после реализации инвестиционных проектов, обеспечит дополнительное поступление доходов в федеральный бюджет. Кроме того, с целью дополнительных поступлений по НДПИ предлагается отмена при уплате НДПИ понижающего коэффициента 0,7 [3].
В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 года [2] предлагается налогообложение по ставке 15% доходов, полученных лицами, не являющимися налоговыми резидентами, в виде процентов и дивидендов.
Увеличение налоговой ставки с тринадцати до пятнадцати процентов НДФЛ в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих пять миллионов рублей за налоговый период, также обеспечит дополнительное поступление в федеральный бюджет [3].
С 1 января 2021 года предусмотрено взимание налога с доходов физических лиц от процентов по вкладам в банках и облигациям российских организаций, эмитированным после 1 января 2017 года, а также
доходов с процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства [4], что также позволит обеспечить дополнительные поступления в бюджет.
С целью увеличения доходной базы федерального бюджета предложено увеличение на двадцать процентов акцизов на табачную и никотиносодержащую продукцию, а также индексация ставок акцизов на подакцизную продукцию за исключением табачной продукции на уровне прогнозируемой инфляции [3].
В связи с неэффективностью налоговых льгот в части освобождения от налога на добавленную стоимость операций по реализации исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин данную льготу предлагается отменить.
Кроме того, предлагается повышение ставки платы за пользование природными ресурсами лесов в части введения коэффициентов к ставкам платы в зависимости от ликвидного запаса древесины на 1 га и удаленности лесного участка от доступных автомобильных дорог с твердым покрытием при осуществлении рекреационной деятельности в лесах.
Совокупный эффект предложенных изменений позволит увеличить доходы федерального бюджета в 2021 году и составит 590,0 млрд рублей, в 2022 году - 732,0 млрд рублей, в 2023 году - 706,7 млрд рублей [3]. Однако, несмотря на предложенные мероприятия по увеличению доходов, расходные обязательства федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период превышают доходы федерального бюджета. Рост расходов на медицинское обеспечение в 2020 году в связи с проведением мероприятий по борьбе с коронави-русной инфекцией можно было бы частично компенсировать за счет введения налога в виде страховых платежей теневого сектора экономики [5]. Однако даже введение этих мероприятий не окажет существенное влияние на объем государственных заимствований.
Согласно федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, дефицит федерального бюджета на 2021 год составит 2,75 трлн рублей, на 2022 год - 1,25 трлн рублей, на 2023 - 1,41 трлн рублей. Основными источниками покрытия дефицита федерального бюджета будут государственные заимствования Российской Федерации, что приведет к росту государственного долга Российской Федерации.
Верхний предел государственного внутреннего долга на 1 января 2022 года установлен в объеме 18,315 трлн руб., на 1 января 2023 года - 20,52 трлн руб., на 1 января 2024 года - 22,95 трлн руб.
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2011-2020 гг.) [15]
экв. млн долл. США
По состоянию Всего В т.ч. по государственным гарантиям Российской Федерации
на в иностранной валюте
01.11.2020 51 982,4 15 404,7
01.01.2019 49 156,5 11 567,4
01.01.2018 49 827,3 10 357,2
01.01.2017 51 211,8 11 730,5
01.01.2016 50 002,3 11 875,9
01.01.2015 54 355,4 12 083,2
01.01.2014 55 794,2 11 399,1
01.01.2013 50 769,2 11 389,8
01.01.2012 35 801,4 1008,9
01.01.2011 39 956,9 913,3
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации (2011-2020 гг.) [15]
По состоянию на Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации, млрд руб.
Всего В т.ч. государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации
01.01.2011 2940,39 472,25
01.01.2012 4190,55 637,33
01.01.2013 4977,90 906,6
01.01.2014 5722,24 1289,85
01.01.2015 7241,17 1765,46
01.01.2016 7307,61 1734,52
01.01.2017 8003,46 1903,11
01.01.2018 8689,64 1442,52
01.11.2019 9176,40 1426,92
01.01.2020 10172,93 840,53
01.11.2021 13924,64 760,020
Представленные выше данные о ро- его безопасности для экономики страны,
сте государственного долга вызывают особенно в отношении внешнего долга,
неоднозначное толкование в отношении усиливающего зависимость государства от
Верхний предел внешнего госдолга установлен на 1 января 2022 года в объеме 72,0 млрд долларов, на 1 января 2023 года -73,2 млрд долларов, на 1 января 2024 года -73,6 млрд долларов.
Анализируя структуру госдолга Российской Федерации с 2011 года по 01.11.2020, необходимо отметить рост как внешнего, так и внутреннего государственного долга Российской Федерации.
Данные о структуре фактически сложившегося государственного долга Российской Федерации в период с 01.01.2011 по 01.11.2020 представлены ниже [15].
международных кредиторов и оказывающего влияние на перераспределительные отношения между национальной экономикой и остальным миром [6].
В узком смысле понятие «долговая безопасность» представляет собой определенный уровень государственной задолженности или оптимальное соотношение между внешним и внутренним долгом, обеспечивая при этом возможность погашения внешнего государственного долга за счет ликвидных активов [16]. Именно наличие ликвидных активов, необходимых для погашения внешнего долга, является важной составляющей при оценке экономической безопасности государственного долга.
Вопросы изучения экономической безопасности государственного долга в мире стали особенно актуальны начиная с 2008 года. Это объясняется тем, что в условиях мирового финансового кризиса некоторые страны (Испания, Греция, Италия, Португалия и др.) столкнулись с невозможностью рефинансировать государственный долг, что дестабилизировало их финансовую систему и экономику. В связи с чем в этих странах были введены ограничительные меры по осуществлению государственных заимствований. В целях снижения заимствований в этих странах были сокращены бюджетные расходы и установлен жесткий контроль за долговыми обязательствами, что в конечном счете сдерживало развитие экономики.
Любые кризисные явления и снижение темпов роста мировой экономики становятся причиной недопоступления доходов в бюджет, следствием чего является рост государственного долга. Анализ стран по отношению государственного долга к ВВП за 2013, 2015 и 2018 годы показал, что при росте государственного долга его отношение к ВВП неравномерно и зависит в основном от уровня развития экономики страны. Около шестидесяти четырех процентов стран к концу 2018 года имели государственный долг, не превышающий шестьдесят процентов ВВП. Среднее значение совокупного мирового государственного долга к мировому ВВП составило при этом восемьдесят процентов
[7]. Совокупный госдолг стран мира достигнет рекордного уровня в 2020 году, приблизившись к 100% ВВП, говорится в октябрьском обзоре Fiscal Monitor, опубликованном Международным валютным фондом. По сообщениям экспертов фонда, рекордный уровень будет достигнут на фоне роста государственных расходов в связи с необходимостью поддержки экономик в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавируса и недостаточным поступлением доходов [15].
Вместе с тем в государственной программе «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320, отношение госдолга Российской Федерации к ВВП на текущий и плановый бюджетный период установлено в пределах всего лишь двадцати процентов.
Мировой опыт по снижению долговой нагрузки указывает, что планы по снижению долга должны быть сосредоточены на постоянных структурных реформах и увязаны с государственными программами. Именно страны с [10].
Еще одним значимым моментом в снижении рисков по погашению государственного долга является координация госдолга. Организационная структуры координации госдолга в развитых странах представлена координационным комитетом высшего уровня. В этих странах вопросами погашения и обслуживания государственного долга занимаются подразделения государственного казначейства или министерства финансов [11].
На основе накопленного международного и российского опыта критериями безопасности государственного долга являются:
- отношение госдолга РФ к ВВП в сравнении с мировыми показателями;
- преобладание государственного внутреннего долга над государственным внешним долгом;
- наличие достаточного количества ликвидных активов на случай досрочного погашения внешнего госдолга;
- наличие постоянных структурных реформ, позволяющих реализовывать государственные программы;
- наличие организационной структуры высшего уровня в координации госдолга.
Применим указанные критерии к параметрам государственного долга РФ с целью определения его экономической безопасности.
Плановое отношение государственного долга РФ к ВВП в период с 2021 по 2023 составит 20,4-21,4% [3]. Вместе с тем в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» значение госдолга РФ будет находиться в пределах порогового значения 20%, что является самым низким мировым показателем госдолга.
В период с 2021 по 2023 год в общем объеме госдолга РФ будет преобладать государственный внутренний долг, его доля 2021 году составит 77,8%, в 2022 году -79,3%, в 2023 году - 80,8% [3]. Таким образом, внутренний госдолг превышает внешний более чем в 5 раз, что также является положительным моментом. Необходимо также отметить, что у федерального правительства имеются ликвидные активы, которые размещены в Фонде национального благосостояния, размер которого по состоянию на 01.11.2020 г. составил 167,63 млрд долларов США, что значительно превышает значение внешнего госдолга РФ (52,0 млрд долларов США по состоянию на 01.11.2020 г.).
Правительством России утвержден Общенациональный план действий, который должен не только переломить сложившуюся ситуацию, но и приступить к проведению долгосрочных структурных изменений в экономике. Целью Общенационального плана является экономический рост, рост доходов населения, обеспечение реализации национальных целей развития экономики, что позволит в дальнейшем увеличить доходы федерального бюджета и обеспечит финансирование расходов федерального бюджета без привлечения заимствований.
Координацию государственного долга Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Все вышеперечисленное обосновывает экономическую безопасность госдолга Российской Федерации.
Обсуждения
Проблемы осуществления государственных заимствований и управления государственным долгом рассматривались неоднократно. Среди работ в этом направлении можно выделить работы Д.А. Бицоевой, З.Б. Тедеевой [8], А.В. Фрицлера, Е.А. Тархановой [13].
Одним из используемых в мировой практике методов снижения долговой нагрузки является сокращение заимствований. Данный метод использовался во многих странах ЕС. Вместе с тем успешность данного метода является относительной в большинстве случаев. Сокращение расходов бюджета приводит к росту безработицы [11].
Кроме того, обращает на себя внимание опыт Бельгии, которая смогла снизить задолженность по госдолгу за счет проведения постоянных структурных реформ [12].
Исследуя проблемы безопасности госдолга, А.В. Фрицлер и Е.А. Тарханова под термином «долговая безопасность» понимают определенный уровень государственной задолженности или оптимальное соотношение между внешним и внутренним долгом [16]. При этом необходимым условием является возможность погашения внешнего государственного долга за счет ликвидных активов.
Среди основных целей политики управления государственным долгом выделяют своевременное выполнение долговых обязательств и оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга и снижение рисков проводимой долговой политики [13].
Обеспечение экономической безопасности государственного долга и успешное управление госдолгом требует слаженной работы всех подразделений правительства [14].
Результаты
Реализация задач по достижению национальных целей развития страны, включая реализацию национальных проек-
тов, остается основной задачей экономической политики. Для достижения поставленных в федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов целей были запланированы необходимые доходы. Однако пандемия внесла изменения в реализацию бюджетной политики. В связи с чем доходов оказалось недостаточно для выполнения расходных обязательств. Для достижения поставленных целей и выполнения обязательств текущего федерального бюджета и в очередном трехлетнем бюджетном периоде необходимо изыскание дополнительных доходов бюджета. Предложения по увеличению доходов федерального бюджета не позволяют в полной мере финансировать запланированные расходы федерального бюджета. В связи с чем осуществления заимствований являются необходимой мерой покрытия дефицита бюджета и выполнения поставленных задач в сложившейся ситуации. Вместе с тем накопленные заимствования ведут к росту государственного долга, вызывая споры о безопасности государственного долга России. Проведенные исследования по определению безопасности госдолга РФ позволили сделать вывод об экономически безопасном государственном долге Российской Федерации.
Заключение
В данной статье рассмотрены мероприятия по увеличению доходов федерального бюджета. Однако предложенные мероприятия оказались недостаточными для выполнения расходных обязательств федерального бюджета как на текущий, так и на предстоящий бюджетный период. Сложившийся дефицит федерального бюджета требует дополнительных источников финансирования. В статье обоснована необходимость осуществления государственных заимствований на финансирование расходов федерального бюджета в сложившихся условиях. Накопленный дефицит бюджета ведет к росту государственного долга России. Однако, несмотря на неоднозначное толкование о безопасности роста государственного долга России, в статье обоснована экономическая безопасность государственного долга Российской Федерации.
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что расходные обязательства, предусмотренные федеральным законом на текущий год и очередной бюджетный период, будут выполнены, при этом государственный долг РФ будет находиться на экономически безопасном уровне.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
I. Основные направления бюджетной, налоговой и тарифно-таможенной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов // СПС «Консультант Плюс».
2 Перечень поручений Президента Российской Федерации от 28 марта 2020 г. № Пр-586 //СПС «Консультант Плюс».
3. Пояснительная записка к Законопроекту № 1027743-7 «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // sozd.duma.gov.ru/объекты законотворчества/Законопроект 1027743 -7
4 Федеральный законом от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
5. Чмут Г.А. Дополнительные источники финансирования здравоохранения в современной России // Заметки ученого, 9/2018, с. 100-104.
6. Сухарев А.Н. Вопросы экономической теории. Макроэкономика // Проблемы современной экономики, № 4 (32), 2009.
7. Чалова А. Государственный долг в странах мира и в России - проблема или необходимость? : Монография / РЭУ им. Г.В. Плеханов // http://www. finam.ru/analysis/forecasts/gosud arstvennyiy-dolg
8. International Financial Statistics. W., 2000 (December). P. 358, 950.
9. Bohn H. A Positive Theory of Foreign Currency Debt // Journal of International Economics. 2008. Vol. 29. P. 47.
10. Бицоева Д.А., Тедеева З.Б. Управление государственным долгом: теория и практика // Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 С. 203-207.
II. Finance Statistics [Electronic resource] // Government. Access mode:
http://epp.eurostat.ec.europa.eu/por-
tal/page/portal/government_finance_statis-
tics/data/main_tables.
12. Belgium Stability Programme (20092012) [Electronic resource]. Accessmode: http://stabilityprogramme.be/en/Stability_pro-gram_2009_2012_Belgium_Cabinet_Fi-nances_20100201_EN.pdf
13. Monetary Policy Framework [Electronic resource] / Bank of England. Access mode: http://www.bankofengland.co.uk/mon-etarypolicy/Pages/framework/framework.aspx
14. Klein T. External Debt Management. An Introduction / Tomas M. Klein. Washington D C., The World Bank. 1994. 234 p.
15. Минфин РФ / Деятельность / Государственный долг РФ. Режим доступа: http://minfin.gov.ru>
16. Фрицлер А.В., Тарханова Е.А. Влияние внешнего государственного долга на экономическую безопасность России // Сборник избранных статей Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2020, С. 31-34.
17. Финмаркет. Аналитика. Новости. 14.10.2020. По оценкам МВФ, совокупный госдолг стран мира приблизится к 100% ВВП в 2020 году.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. The main directions of budgetary, tax and tariff-customs policy for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023 // SPS "Consultant Plus".
2. The list of orders of the President of the Russian Federation dated March 28, 2020 No. Pr-586 // SPS "Consultant Plus".
3. Explanatory note to Bill No. 10277437 "On the federal budget for 2021 and for the planning period of 2022 and 2023" // sozd.duma.gov.ru/objects of lawmaking / Bill No. 1027743-7.
4. Federal Law No. 102-FZ of April 1, 2020 "On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // ATP Consultant Plus.
5. Chmut G.A. Additional sources of healthcare financing in modern Russia // Scientific and practical journal "Notes of a scientist", 9/2018, pp. 100-104.
6. Sukharev A.N. Questions of economic theory. Macroeconomics. Problems of the modern economy, N 4 (32), 2009.
7. Chalova A. Monograph, PRUE. G.V. Plekhanov Public debt in the countries of the world and in Russia - a problem or a necessity? // http://www.finam.ru/analysis/fore-casts/gosudarstvennyiy-dolg
8. Bitsoeva D.A., Tedeeva Z.B. Public Debt Management: Theory and Practice // Economics and Entrepreneurship. 2018. № 8. S. 203-207.
9. Finance Statistics [Electronic resource] / Government. Access mode: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/por-tal/page/portal/government_finance_statis-tics/data/main_tables.
10. Belgium Stability Programme (20092012) [Electronic resource]. Accessmode: http://stabilityprogramme.be/en/Stability_pro-gram_2009_2012_Belgium_Cabinet_Fi-nances_20100201_EN.pdf
11. Monetary Policy Framework [Electronic resource] / Bank of England. Access mode: http://www.bankofengland.co.uk/mon-etarypolicy/Pages/framework/framework.aspx
12. Klein T. External Debt Management. An Introduction / Tomas M. Klein. Washington D C., The World Bank. 1994. 234 p.
13. RF Ministry of Finance // Activity // State debt of the RF Access mode: http://min-fin.gov.ru
14. Fritzler A.V., Tarkhanova E.A. The influence of external public debt on the economic security of Russia // Collection of selected articles of the All-Russian scientific-practical conference. SPb.: GNII "National Development", 2020, pp. 31-34.
15. Finmarket. Analytics. News. 10/14/2020. According to IMF estimates, the total national debt of the countries of the world will approach 100% of GDP in 2020.