Научная статья на тему 'Анализ государственного долга и долговой устойчивости города Москвы в 2015-2019 годах и плановом периоде 2020-2021 годов'

Анализ государственного долга и долговой устойчивости города Москвы в 2015-2019 годах и плановом периоде 2020-2021 годов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1386
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOSCOW / PUBLIC DEBT / BUDGET DEFICIT / EXTERNAL DEBT / DOMESTIC DEBT / GOVERNMENT SECURITIES / LOANS / BUDGET LOANS / GOVERNMENT GUARANTEES / DEBT SUSTAINABILITY / THE PROGRAM OF PUBLIC EXTERNAL BORROWING / THE PROGRAM OF PUBLIC DOMESTIC BORROWING / FORECAST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головчанский Илья Александрович, Плужникова Татьяна Владимировна,

В статье поднимается вопрос актуальности рассмотрения государственного долга субъектов Российской Федерации, а также необходимости эффективного управления им. Рассматривается государственный долг г. Москвы в 2015-2019 гг. и плановом периоде 2020-2021 гг. Анализируется объем, структура и динамика государственного долга, в том числе внешнего и внутреннего, а также динамика по видам долговых обязательств. Оцениваются программы государственных внутренних и внешних заимствований, на основании содержания которых сделаны расчеты по объемам государственного долга в 2019-2021 гг. На основании методики, предложенной Министерством финансов Российской Федерации, рассчитаны показатели долговой устойчивости региона, а именно, отношение государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговые, неналоговые, дотации). Сделаны выводы о государственном долге и долговой устойчивости рассматриваемого субъекта Российской Федерации, а также о долговой политике, проводимой в нем. Приведен прогноз долговой устойчивости на период 2020-2021 гг. Признается высокий уровень долговой устойчивости города Москвы и взвешенность проводимой долговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE DEBT AND DEBT STABILITY OF THE MOSCOW CITY FROM 2015 TO 2019 AND IN THE PLANNED PERIOD 2020-2021 Abstract. The article raises the question of the relevance of the consideration of public debt of the constituent entities of the Russian Federation, as well as the need for its effective management. Considered the state debt of Moscow in 2015-2019. and the planned period 2020-2021. Analyzed the volume, structure and dynamics of public

The article raises the question of the relevance of the consideration of public debt of the constituent entities of the Russian Federation, as well as the need for its effective management. Considered the state debt of Moscow in 2015-2019. and the planned period 2020-2021. Analyzed the volume, structure and dynamics of public debt, including external and internal, as well as the dynamics of the types of debt obligations. The programs of state internal and external borrowings are estimated, on the basis of the content of which the calculations were made on the volumes of public debt in 2019-2021. Based on the methodology proposed by the Ministry of Finance of the Russian Federation, indicators of the region’s debt sustainability were calculated, namely, the ratio of public debt to total budget revenues excluding gratuitous receipts, the share of expenses on servicing public debt in total budget expenditures at the expense of subventions, the ratio of the annual amount of payments for the repayment and servicing of public debt to budget revenues (tax, non-tax, subsidies). The conclusions are made about the state debt and debt sustainability of the subject of the Russian Federation under consideration, as well as about the debt policy pursued therein. The forecast of debt sustainability for the period 2020-2021 is given. The high level of debt sustainability of the city of Moscow and the balance of the pursued debt policy are recognized.

Текст научной работы на тему «Анализ государственного долга и долговой устойчивости города Москвы в 2015-2019 годах и плановом периоде 2020-2021 годов»

Abstract. This article discusses the decisive role of financial policy as an integral part of the economic policy being implemented and the financial system of the country as a whole. It has been determined that financial policy is a complex of tax, budgetary, monetary institutions and instruments of the financial power of the state. The main strategic goal of the financial policy on the organization of conditions for improving the quality of life of the population is identified. Considered the direction of the financial policy of Russia. The main problems of financial policy implementation are identified. The ways of settling the financial situation in the country are proposed.

Keywords: financial policy, macroeconomics, financial system, transformation.

УДК 33.336.3

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА И ДОЛГОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ В 2015-2019 ГОДАХ И ПЛАНОВОМ ПЕРИОДЕ 2020-2021 ГОДОВ

Головчанский Илья Александрович, студент (e-mail: mail@golovchansky.com) Плужникова Татьяна Владимировна, студентка (e-mail: pluzhnikova.ta@yandex.ru) Научный руководитель: Хамалинская Виктория Владимировна, к.э.н., доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г.Москва, Россия

В статье поднимается вопрос актуальности рассмотрения государственного долга субъектов Российской Федерации, а также необходимости эффективного управления им. Рассматривается государственный долг г. Москвы в 2015-2019 гг. и плановом периоде 2020-2021 гг. Анализируется объем, структура и динамика государственного долга, в том числе внешнего и внутреннего, а также динамика по видам долговых обязательств. Оцениваются программы государственных внутренних и внешних заимствований, на основании содержания которых сделаны расчеты по объемам государственного долга в 2019-2021 гг. На основании методики, предложенной Министерством финансов Российской Федерации, рассчитаны показатели долговой устойчивости региона, а именно, отношение государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета (налоговые, неналоговые, дотации). Сделаны выводы о государственном долге и долговой устойчивости рассматриваемого субъекта Российской Федерации, а также о долговой политике, проводимой в нем. Приведен прогноз долговой устойчивости на период 2020-2021 гг. Призна-

ется высокий уровень долговой устойчивости города Москвы и взвешенность проводимой долговой политики.

Ключевые слова: город Москва, государственный долг, дефицит бюджета, внешний долг, внутренний долг, государственные ценные бумаги, кредиты, бюджетные кредиты, государственные гарантии, долговая устойчивость, программа государственных внешних заимствований, программа государственных внутренних заимствований, прогноз.

Введение. Дефицит бюджет приводит к необходимости привлечения дополнительных заимствований, что поднимает вопрос о государственном долге регионов. Государственная долговая политика субъектов Российской Федерации, которая является составной частью бюджетной политики, оказывает непосредственное влияние на макроэкономическую устойчивость и социально-экономическое развитие региона. В силу этого, в современных реалиях рассмотрение вопроса государственного долга и управления им видится актуальным и значимым [6].

Методика исследования. В работе использованы методы практического анализа и синтеза, обобщения и классификации, а также эмпирического описания и прямого измерения.

Результаты и обсуждения. Под государственным долгом понимаются обязательства, которые возникают из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными Бюджетным Кодексом Российской Федерации.

К внешнему долгу относятся обязательства, которые возникают в иностранной валюте, а к внутреннему - обязательства, которые возникают в валюте Российской Федерации [1].

Рассмотрим объем государственного долга г. Москвы в 2015-2019 гг. (табл.1).

На протяжении 2015 - 2018 гг. объем государственного долга г. Москвы снижался. В 2015 году он составлял 140 451 331,98 тыс. руб., а в 2018 году 30 000 000 тыс. руб., то есть изменение за три года составило 110 451 331,98 тыс. руб. Так, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. объем государственного долга уменьшился на 55,96 %, в 2017 г. по сравнению с 2016 г. на 44,47 %, а в 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 12,66 %, составив 21,36 % от значения 2015 г. Соответственно, уменьшается и доля государственного долга г. Москвы и в общем объеме государственного долга Российской Федерации с 0,06 в 2015 г. до 0,01 в 2018 г.

190 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (36), 2019 Таблица 1. Объем государственного долга г. Москвы в 2015-2019 гг.

год Субъект Российской Федерации Объем государственного долга субъекта Российской Федерации, тыс. руб.

в том числе по видам долговых обязательств всего

государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства*

2015 год на 01.01.2016 г. Москва 86 565 497,00 32 436 760,40 21 449 074,58 0,00 0,00 140 451 331,98

Всего 432 762 011,25 965 432 730,93 808 674 450,86 102 959 123,81 8 761 872,08 2 318 590 188,93

Доля от общего объема 0,20 0,03 0,03 0,00 0,00 0,06

2016 год на 01.01.2017 г. Москва 48 403 317,00 0,00 13 449 074,58 0,00 0,00 61 852 391,58

Всего 432 762 011,25 965 432 730,93 808 674 450,86 102 959 123,81 8 761 872,08 2 318 590 188,93

Доля от общего объема 0,11 0,00 0,02 0,00 0,00 0,03

2017 год на 01.01.2018 г. Москва 34 347 558,00 0,00 0,00 0,00 0,00 34 347 558,00

Всего 548 519 312,45 666 961 162,96 1 010 337 722,32 81 535 648,27 8 050 330,76 2 315 404 176,75

Доля от общего объема 0,06 0,00 0,00 0,00 0,00 0,01

2018 год на 01.01.2019 г. Москва 30 000 000,00 0,00 0,00 0,00 0,00 30 000 000,00

Всего 551 363 552,40 636 015 176,04 939 976 974,16 71 504 880,11 7 452 702,82 2 206 313 285,54

Доля от общего объема 0,05 0,00 0,00 0,00 0,00 0,01

Опер. данные на 01.03.2019 г. Москва 30 000 000,00 0,00 0,00 0,00 0,00 30 000 000,00

Всего 549 299 960,40 487 793 154,19 1 003 028 415,05 70 459 447,40 7 452 702,82 2 118 033 679,85

Доля от общего объема 0,05 0,00 0,00 0,00 0,00 0,01

* объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации

(муниципального образования), выраженных в валюте Российской Федерации Источники данных: Министерство финансов Российской Федерации, портал открытых данных города Москвы, собственные расчёты

Таблица 2. Объем внутреннего государственного долга

г. Москвы в 2015-2019 гг.

ГОД Субъект Российской Федерации Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, тыс. руб.

в том числе по видам долговых обязательств всего

государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства*

2015 год на 01.01.2016 г. Москва 86 565 497,00 0,00 21 449 074,58 0,00 0,00 108 014 571,58

Всего 432 762 011,25 932 995 970,53 808 674 450,86 102 959 123,81 8 356 714,18 2 285 748 270,63

Доля от общего объема 0,20 0,00 0,03 0,00 0,00 0,05

2016 год на 01.01.2017 г. Москва 48 403 317,00 0,00 13 449 074,58 0,00 0,00 61 852 391,58

Всего 432 762 011,25 932 995 970,53 808 674 450,86 102 959 123,81 8 356 714,18 2 285 748 270,63

Доля от общего объема 0,11 0,00 0,02 0,00 0,00 0,03

2017 год на 01.01.2018 г. Москва 34 347 558,00 0,00 0,00 0,00 0,00 34 347 558,00

Всего 548 519 312,45 666 961 162,96 1 010 337 722,32 81 535 648,27 7 777 740,61 2 315 131 586,60

Доля от общего объема 0,06 0,00 0,00 0,00 0,00 0,01

2018 год на 01.01.2019 г. Москва 30 000 000,00 0,00 0,00 0,00 0,00 30 000 000,00

Всего 551 363 552,40 636 015 176,04 939 976 974,16 71 504 880,11 7 452 702,82 2 206 313 285,54

Доля от общего объема 0,05 0,00 0,00 0,00 0,00 0,01

Опер. данные на 01.03.2019 г. Москва 30 000 000,00 0,00 0,00 0,00 0,00 30 000 000,00

Всего 549 299 960,40 487 793 154,19 1 003 028 415,05 70 459 447,40 7 452 702,82 2 118 033 679,85

Доля от общего объема 0,05 0,00 0,00 0,00 0,00 0,01

* объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации

(муниципального образования), выраженных в валюте Российской Федерации Источники данных: Министерство финансов Российской Федерации, портал открытых данных города Москвы, собственные расчёты

Изменения объёмов внутреннего государственного долга соответствовали изменениям общих объёмов государственного долга (табл. 2).

Структура внутреннего государственного долга была представлена такими видами долговых обязательств, как государственные ценные бумаги (их доля присутствовала на протяжении всего рассматриваемого периода) и бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (присутствовали в период до 2017 г.).

Обратимся к данным по внешнему государственному долгу г. Москвы (табл. 3).

Таблица 3. Объем внешнего государственного долга _г. Москвы в 2015-2019 гг. [7,8,91_

ГОД Субъект Российской Федерации Объем государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации, долл. США**

в том числе по видам долговых обязательств всего

государственные ценные бумаги кредиты от иностранных банков государственные гарантии иные долговые обязательства** *

2015 год на 01.01.2016 г. Москва 0,00 445 054 318,79 0,00 0,00 445 054 318,79

Итого 0,00 445 054 318,79 0,00 5 559 040,76 450 613 359,55

Доля от общего объема - 1,00 - 0,00 0,99

2016 год на 01.01.2017 г. Москва 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Итого 0,00 0,00 0,00 4 907 744,71 4 907 744,71

Доля от общего объема - - - 0,00 0,00

2017 год на 01.01.2018 г. Москва 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Итого 0,00 0,00 0,00 4 732 451,45 4 732 451,45

Доля от общего объема - - - 0,00 0,00

2018 год на 01.01.2019 г. Москва 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Итого 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Доля от общего объема - - - - -

Оперативные данные на 01.03.2019 г. Москва 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Итого 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00

Доля от общего объема - - - - -

** в соответствие со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации внешний долг субъекта Российской Федерации формируют обязательства субъекта Российской Федерации, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией,

возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) *** объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в иностранной

валюте

Источники данных: Министерство финансов Российской Федерации, портал открытых данных города Москвы, собственные расчёты

На конец 2015 года внешний государственный долг составлял 445 054 318,79 тыс. руб., но уже в октябре 2016 года он был погашен, в связи с чем динамика внешнего государственного долга в статье не рассматривается.

В общем это можно считать одним из аспектов грамотного подхода к выбору видов долговых обязательств, так как, например, отдано предпочтение кредитам не от кредитных и международных финансовых организаций, а бюджетным, обслуживание и погашение которых обеспечивается меньшими расходами.

Стоит отметить, что из всех субъектов Российской Федерации внешний государственный долг присутствовал помимо г. Москвы только у молодой республики Крым, возможно, это был внутренний долг, который после вхождения в состав Российской Федерации в 2014 году стал внешним -выраженным в иностранной валюте, в 2017 году он был погашен. Таким

образом, по состоянию на 1 марта 2019 г. внешний государственный долг отсутствует у всех субъектов Российской Федерации.

Государственный долг муниципальных образований города Москвы представлен нулевыми значениями, это можно связать с особенностью разграничения полномочий между Правительством города Москвы и муниципальными округами, входящими в его состав, а именно, с ограничениями в отношении местного уровня по формированию муниципального долга на территории рассматриваемом субъекте.

Рассматривая долю видов долговых обязательств в их общем объеме, можно заметить, что в 2015-2016 гг. преобладает доля государственных ценных бумаг, а с 2017 года она занимает 100 % объема государственного долга (табл.4).

Таблица 4. Динамика государственного долга г. Москвы по видам долговых обязательств в 2015-2019 гг.

ГОД Субъект Российской Федерации Объем государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации

в том числе по видам долговых обязательств всего

государственные ценные бумаги кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственные гарантии иные долговые обязательства

2015 год на 01.01.2016 Доля в общем объеме 61,63% 23,09% 15,27% 0,00% 0,00% 100,00%

Темп прироста к пред. году -22,19% 16,61% -0,32% -100,00% х -13,16%

2016 год на 01.01.2017 Доля в общем объеме 78,26% 0,00% 21,74% 0,00% 0,00% 100,00%

Темп прироста к пред. году -44,08% -100,00% -37,30% х х -55,96%

2017 год на 01.01.2018 Доля в общем объеме 100,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 100,00%

Темп прироста к пред. году -29,04% х -100,00% х х -44,47%

2018 год на 01.01.2019 Доля в общем объеме 100,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 100,00%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темп прироста к пред. году -12,66% х х х х -12,66%

Опер. данные на 01.03.2019 Доля в общем объеме 100,00% 0,00% 0,00% 0,00% 0,00% 100,00%

Темп прироста к пред. году 0,00% х х х х 0,00%

Источники данных: Министерство финансов Российской Федерации, портал открытых данных города Москвы, собственные расчёты

Для прогнозирования объемов государственного долга обратимся к программе государственных заимствований г. Москвы. Согласно ей и на основании бюджета г. Москвы на 2019 г. и плановый период 2020-2021 гг. можно узнать запланированные Правительством г. Москвы объемы привлечения государственных заимствований. Так, по программам государственных внутренних заимствований планируется привлекать по 40 000 000,00 тыс. руб. ежегодно. Но в то же время стоит обратить внимание и на программу погашения государственных внутренних заимствований того же периода, согласно ей, погашений внутреннего государственного долга в годах рассматриваемого периода не предусмотрено. Для оценки прогноза внешнего государственного долга стоит обратить внимание на программу внешних государственных заимствований. Она показывает, что привлечение и погашение внешних государственных заимствований в 2019-2021 гг. также не предусмотрено. Для объяснения причин подобных решений рассмотрим объемы последний программ внешних государственных заимствований. Так, согласно закону о бюджете города Мо-

сквы на 2014 г. и плановый период 2015-2016 гг. в 2016 г. планировалось погасить 407 000 тыс. евро по курсу 51,3 руб. за один евро. Но уже в программе государственных внешних заимствований на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг. тот же объем планировалось погасить в 2016 г. по курсу 55 руб. за один евро. Согласно закону о бюджете города Москвы на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг. этот объем был погашен 20 октября 2016 г. по курсу 100 руб. за один евро. Данная ситуация привела к неконтролируемому росту расходов на обслуживание государственного долга, что и стало причиной отказа Правительства Москвы от практики привлечения внешних государственных заимствований. Поэтому, можно сделать вывод, что в обозримом будущем внешних заимствований не предвидится и при расчете прогноза объема государственного долга в 2019 - 2021 гг. объемом внешнего государственного долга можно пренебречь. На основании данных выводов можно с высоким уровнем точности произвести расчет плановых значений государственного долга города Москвы в 2019-2021 гг. для оценки долговой устойчивости.

Таблица 5. Программа государственных внутренних заимствований города Москвы. Объем привлечения средств (тыс. рублей) [2]

Программа государственных внутренних заимствований города Москвы на

Виды заимствований 2019 2020 2021

Закон о бюджете на 20192021 гг. Государственные ценные бумаги* 40 000 000,00 40 000 000,00 40 000 000,00

Итого 40 000 000,00 40 000 000,00 40 000 000,00

Государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации **Бюджетные кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Источники данных: Департамент финансов города Москвы, Единый портал бюджетной системы РФ, _Портал открытого бюджета города Москвы, Законы о бюджете города Москвы на соответствующие годы

Министерство финансов Российской Федерации предлагает проводить оценку долговой устойчивости субъектов Российской Федерации с использованием большого количества показателей и присвоения группы долговой устойчивости — высокой, средней, низкой [8]. Применив указанную методику к г. Москве, были рассчитаны следующие показатели долговой устойчивости (табл. 5).

Таблица 6. Показатели долговой устойчивости г. Москвы в 2015-2018 гг. и планового периода 2019-2021 гг., %

Показатели долговой устойчивости 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Отношение государственного долга к общему объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений [4] 8,84% 3,49% 1,67% 1,30% 3,01% 4,50% 5,80%

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций 0,70% 0,51% 0,16% 0,10% 0,14% 0,27% 0,39%

Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к доходам бюджета 0,62% 0,47% 0,16% 0,09% 0,15% 0,29% 0,42%

Источники данных: Министерство финансов Российской Федерации, портал открытых данных города Москвы, собственные расчёты

Сравнив полученные показатели с пороговыми значениями, соответствующими классификации долговой устойчивости регионов, можно с уверенностью сказать, что г. Москва относится к группе регионов с высокой

долговой устойчивостью, что говорит о надежной обеспеченности долговых обязательств.

Это может свидетельствовать о наличии высокого кредитного уровня и, как следствие, высокий позиции в международных кредитных рейтингах долгосрочных долговых обязательств г. Москвы. Данные обстоятельства положительно сказываются на инвестиционном имидже.

Выводы. По результатам проведенного исследования г. Москву можно отнести к регионам с высокой долговой устойчивостью, которая на протяжение всего рассматриваемого периода только увеличивается, положительная сохраняется и в прогнозируемых периодах.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что руководство региона последовательно проводит взвешенную и консервативную политику управления государственным долгом, основанную на анализе бюджетного потенциала и определении потребностей в привлечении внешних и внутренних заимствований.

Список литературы

1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения 10.04.2019)

2. Закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» от 21 ноября 2018 года N 30 // Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения 10.04.2019)

3. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Бюджет города москвы и рост эффективности государственных финансов // Вопросы государственного и муниципального управления. -2016. - №2. - С. 72-95.

4. Головчанский И.А., Плужникова Т.В. Сравнительный анализ доходной части бюджета города москвы за 2015-2019 годы // Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия: сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции (18-19 апреля 2018 года). -Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2019. - С. 65-69.

5. Завгородняя В. В. Влияние отдельных факторов на стабильность финансовой системы россии // Финансовая жизнь. - 2018. - №3. - С. 89-93.

6. Головчанский И.А., Плужникова Т.В., Федорова У.М., Бюджетная устойчивость субъектов Российской Федерации. Сборник студенческих статей. Управление общественными финансами: вызовы и перспективы. - М.: Эдитус, 2018. С.63-75.

7. Единый портал бюджетной системы Российской Федерации // Режим доступа: http://budget.gov.ru (дата обращения 09.04.2019)

8. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации URL: https://www.minfin.ru/ru/ (дата обращения: 11.04.2019).

9. Открытый бюджет Москвы (портал) // Режим доступа: http://budget.mos.ru (дата обращения 09.04.2019)

Golovchansky Ilya Alexandrovich, student Pluzhnikova Tatiana Vladimirovna, student (e-mail: pluzhnikova.ta@yandex.ru)

Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia Supervisor:

Khamalinskaya Victoria Vladimirovna, Ph.D., associate professor Financial University under the Government of the Russian Federation Moscow, Russia

ANALYSIS OF STATE DEBT AND DEBT STABILITY OF THE MOSCOW CITY FROM 2015 TO 2019 AND IN THE PLANNED PERIOD 2020-2021

Abstract. The article raises the question of the relevance of the consideration of public debt of the constituent entities of the Russian Federation, as well as the need for its effective management. Considered the state debt of Moscow in 2015-2019. and the planned period 20202021. Analyzed the volume, structure and dynamics of public debt, including external and internal, as well as the dynamics of the types of debt obligations. The programs of state internal and external borrowings are estimated, on the basis of the content of which the calculations were made on the volumes of public debt in 2019-2021. Based on the methodology proposed by the Ministry of Finance of the Russian Federation, indicators of the region's debt sustain-ability were calculated, namely, the ratio of public debt to total budget revenues excluding gratuitous receipts, the share of expenses on servicing public debt in total budget expenditures at the expense of subventions, the ratio of the annual amount of payments for the repayment and servicing of public debt to budget revenues (tax, non-tax, subsidies). The conclusions are made about the state debt and debt sustainability of the subject of the Russian Federation under consideration, as well as about the debt policy pursued therein. The forecast of debt sustainability for the period 2020-2021 is given. The high level of debt sustainability of the city of Moscow and the balance of the pursued debt policy are recognized.

Keywords: Moscow, public debt, budget deficit, external debt, domestic debt, government securities, loans, budget loans, government guarantees, debt sustainability, the program of public external borrowing, the program of public domestic borrowing, forecast.

УДК 339.13

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА СНЕКОВУЮ ПРОДУКЦИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯМИ

Голубева Ольга Владиславовна, к.п.н., доцент (e-mail: gololga@yandex.ru) Белоусова Ксения Владимировна, студент (e-mail: ksbel99@yandex.ru) Булганина Светлана Викторовна, к.т.н., доцент (e-mail: bulgsv@mail.ru) Большакова Юлия Сергеевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: yulia1898@mail.ru)

В статье представлены результаты маркетингового исследования, проведенного в ноябре 2018 года. Целью опроса являлось изучение спроса на снековую продукцию у жителей Нижнего Новгорода, преимущественно молодежи. Выявлен ассортимент приобретаемой продукции, отношение к снекам, частота и места их покупки. Показаны критерии выбора сне-ков.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, снеки, потребители, опрос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.