Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРОНАВИРУСНЫХ ШОКОВ НА СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРОНАВИРУСНЫХ ШОКОВ НА СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

524
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
федеральный бюджет / дефицит / государственный долг / ОФЗ. / federal budget / deficit / public debt / OFZ.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Монастырёв Максим Дмитриевич

Глобальный кризис, усугубленный пандемией COVID-19, привел к тому, что федеральный бюджет РФ в 2020 году стал дефицитным. Мы исследуем влияние шоков налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на ключевые параметры управления государственным долгом и предоставляем эмпирические данные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Монастырёв Максим Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE IMPACT OF CORONAVIRUS SHOCKS ON THE STATE OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The global crisis, exacerbated by the COVID-19 pandemic, has led to a deficit in the federal budget of the Russian Federation in 2020. We examine the impact of fiscal and monetary policy shocks on key dimensions of public debt management and provide empirical evidence.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРОНАВИРУСНЫХ ШОКОВ НА СОСТОЯНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» УДК 336.276

Монастырёв Максим Дмитриевич Monastyrev Maxim Dmitryevich

Студент Student Волгоградский государственный университет Volgograd State University

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРОНАВИРУСНЫХ ШОКОВ НА СОСТОЯНИЕ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ANALYSIS OF THE IMPACT OF CORONAVIRUS SHOCKS ON THE STATE OF THE FEDERAL BUDGET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Глобальный кризис, усугубленный пандемией COVID-19, привел к тому, что федеральный бюджет РФ в 2020 году стал дефицитным. Мы исследуем влияние шоков налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики на ключевые параметры управления государственным долгом и предоставляем эмпирические данные.

Ключевые слова. федеральный бюджет, дефицит, государственный долг, ОФЗ.

Abstract. The global crisis, exacerbated by the COVID-19 pandemic, has led to a deficit in the federal budget of the Russian Federation in 2020. We examine the impact of fiscal and monetary policy shocks on key dimensions of public debt management and provide empirical evidence.

Key words. federal budget, deficit, public debt, OFZ.

Экономические последствия COVID-19, вызвавшие обвал цен на нефть и замедления роста внутреннего производства, и шаги, предпринятые для поддержки населения и предприятий в период пандемии, привели к значительному дефициту федерального бюджета Российской Федерации. Многие исследователи рассматривали в своих работах природу дефицита бюджета и государственного долга: теоретическая база представлена трудами Алексеева И.А. [1] и Belke A [2].

Согласно Федеральному закону от 02.12.2019 № 380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год» сумма доходов утверждена в размере 20,38 трлн рублей, сумма расходов в размере 19,5 трлн руб., профицит в размере 0,88 трлн руб. [3].

XI Международная научно-практическая конференция За 2020 год доходы федерального бюджета составили 18,72 трлн рублей (90,9% от утвержденных доходов). Исполнение расходов составило 22,82 трлн рублей (116,1% от утвержденных расходов и 95,7% от сводного бюджетного списка с учетом изменений) [4]. Дефицит бюджета составил 4,1 трлн рублей, или 3,8% ВВП. Последний раз дефицит приближался к этому уровню в 2010 году (3,9% ВВП) (Рис.1).

Рис. 1. Динамика общего дефицита и ненефтегазового дефицита федерального бюджета РФ, трлн руб.

Источник: составлено автором на основе [5]

Российская Федерация во 2 кв. 2020 года сократила добычу нефти в рамках сделки ОПЕК+, чтобы поддержать мировые цены на нефть. Однако, эта стабилизация произошла за счет сокращения физических объемов производства, что ограничивает потенциал роста нефтяных доходов, а доля нефтяных доходов в формировании федерального бюджета снижается (Рис. 2).

-Доходы, всего -Нефтегазовые доходы -Ненефтегазовые доходы

Рис. 2. Динамика доходов федерального бюджета и их составляющих,

помесячно, млрд руб.

Источник: составлено автором на основе [5]

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Большую часть роста расходов федерального бюджета составляют расходы на социальную политику, расходы на здравоохранение и прямые трансферты в региональные бюджеты, что отражает меры поддержки в ответ на пандемию СОУГО-19 (Рис. 3).

-Расходы, всего -Здравоохранение -Социальная политика -Национальная экономика

Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета и их составляющих,

помесячно, млрд руб.

Источник: составлено автором на основе [5]

В декабре 2020 принят Закон №385 -ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», где рассматриваются основные аспекты федерального бюджета на 3 года (Табл. 1)

Таблица 1. Основные параметры федерального бюджета на 2021-2023 гг.

2021 г. 2022 г. 2023 г.

Доходы, трлн руб. 18,77 20,64 22,26

Расходы, трлн руб. 21,5 21,9 23,7

Дефицит бюджета, трлн руб. -2,8 -1,2-1,4 -1,2-1,4

Дефицит бюджета, % ВВП -2,4 -1,0-1,1 -1,0-1,1

Баланс ФНБ на конец года, трлн руб. 12,49 12,64 13,47

Источник: составлено автором на основе [6]

Чтобы восполнить дефицит федерального бюджета в 2020 году, приоритетной мерой Минфина РФ было увеличение государственных заимствований. Финансирование дефицита в 2020 году в значительной степени зависело от государственных внутренних заимствований. Данная мера являлась приоритетной и планируется, что государственный долг будет наращиваться в 2021-2023 годах. Минфин РФ за 2020 год привлек 5,18 трлн руб внутреннего

96

XI Международная научно-практическая конференция

долга, что в 2,5 раза больше, чем было привлечено в 2019 году, и стало максимальной суммой за более чем 15 лет [6].

МинФин делает рекордные размещения ОФЗ при постоянном оттоке иностранных инвестиций. А иностранные инвестиции уходят, в первую очередь, из-за падающей доходности по отношению к рискам. Банк России рекордно снизил ключевую ставку в 2020 году, следовательно, по ОФЗ, которая привязана к ставкам на денежном рынке средняя бескупонная доходность около 5% (Рис. 4)[7].

-Средняя бескупонная доходность ОФЗ сроком от 0,25 до 10 лет

-Ставка ШОМА

-Ключевая ставка Банка России

-Государственный внутренний долг РФ (на вспомогательной оси)

Рис. 4. Динамика ставок на денежном рынке РФ и ставки ОФЗ, %, Государственный внутренний долг РФ, трлн руб

Источник: составлено автором на основе [6],[7].

Государственный долг будет продолжать расти, но ожидается, что отношение государственного долга к ВВП вырастет не выше, чем до 21,5% к концу 2023 года (Табл. 2) Учитывая риск повышения процентных ставок на денежном рынке в 2021 году, это может серьёзно сказаться на затратах по процентным ставкам для сделок, привязанных к динамике ключевой ставки и ставке RUONIA, т.е. ОФЗ (Рис. 4). Повышение суммы на обслуживание внутреннего долга учитываются в бюджете 2021-2023, по плану они могут вырасти ориентировочно в 2 раза, но при этом данная мера может стать рискованной для состояния бюджетной стабильности.

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований» Таблица 2. Объём и структура государственного долга на период

2021-2023, млрд руб

Показатели 2020 год (оценка) 2021 год 2022 год 2023 год

Объем государственного долга РФ, 20 398,6 23 552,8 25 883,9 28 407,4

всего

% к ВВП 19,1 20,4 20,8 21,4

Объем государственного внутреннего 15 492,7 18 315,3 20 519,2 22 946,9

долга РФ

Объем государственного внешнего 4 905,9 5 237,5 5 364,6 5 460,5

долга РФ

Источник: составлено автором на основе [6]

Начиная с 2021 года, Минфин РФ планирует наращивать государственный долг, в основном потому, что поступления от нефтегазовой отрасли в соответствии с бюджетным правилом снова начнут отводиться для дальнейшей передачи в ФНБ. Новые государственные заимствования призваны сохранить в неизменном виде более 13,5 трлн рублей сбережений, которые РФ накопила в ФНБ в период высоких цен на энергоносители. При этом, чтобы продолжать занимать так же интенсивно, как в 2020 году, Минфин РФ должно задуматься о наличии надёжных источников финансирования государственного долга, а поиск альтернативного инвестора в ОФЗ на финансовом рынке может оказаться невыполнимой задачей, т.к. спрос на ОФЗ среди участников аукционов помимо остаётся низким.

Соотношение государственного долга РФ к ВВП на конец 2020 года составляло около 19% , что делает РФ одной из стран с наименьшей задолженностью в мире [6]. Последний раз объем заимствований превышал 20% ВВП в 2004 году, когда он был равен 20,8% ВВП. Самым низким за всю новейшую историю РФ стал уровень 2008 года, когда показатель составлял 6,5%. Например, в Японии долги Правительства превышают 250% ВВП, Государственный долг Соединенных Штатов составляет 130% ВВП.

Спад, вызванный пандемией коронавируса, означает тенденцию к дефициту бюджета. Однако, противостояние данной тенденции через меры консолидации бюджета только усугубят возникший в результате экономический

XI Международная научно-практическая конференция спад, еще больше увеличив дефицит бюджета. Ведь чтобы максимизировать эффективность и свести к минимуму потери от коронавирусных шоков, Правительство обязано тратить до полной занятости, при этом сохраняя целевой характер финансирования. Именно поэтому как сам дефицит бюджета, так и восполнение дефицита бюджета через повышение государственного долга становятся нормой для современных как развитых, так и впоследствии развивающихся стран.

В целом, не стоит говорить о дефиците бюджета как о явлении, которое критически важно предотвратить, сохраняя профицит, как это было в РФ в 20182019 гг. Гораздо важнее, понимать, как бюджетная политика отражается на экономической активности в РФ, где уже на протяжении нескольких лет ВВП не растёт более чем на 3% в год.

Библиографический список:

1. Алексеева И. А. Эволюция и перспективы развития рынка облигаций федеральных займов / И. А. Алексеева, И. А. Петрова // Известия Байкальского государственного университета. — 2018. — Т. 28, № 4. — С. 640-649. — DOI: 10.17150/2500-2759.2018.28(4).640-649.

2. Belke, A. Driven by the Markets? ECB Sovereign Bond purchases and the Securities Markets Program. Intereconomics 2010, 45, 357-363.

3. Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 380-Ф3 «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201912 03004 (дата обращения: 09.03.2021).

4. Оперативный доклад Счётной Палаты РФ об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов январь - декабрь 2020 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ach.gov.ru/ upload/ iblock/e37/e3 71835371389756c2d319de62f0bd12.pdf (дата обращения: 09.03.2021).

«Новые импульсы развития: вопросы научных исследований»

5. Министерство Финансов РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru /(дата обращения: 12.03.2021).

6. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" от 08.12.2020 N 385-Ф3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_370144/(дата обращения: 09.03.2021).

7. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 21.03.2021)

УДК 33

Мычкина Мария Дмитриевна Погорелова Софья Вадимовна Mychkina Maria Dmitrievna Pogorelova Sofya Vadimovna

Студент

Students Самарский государственный экономический университет

Samara State University of Economics

ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

PLANNING AND CONTROL IN THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация, в настоящий момент в России активно развиваются информационно-коммуникационные технологии, что постепенно ведет к формированию и реализации цифровой экономки страны. В статье рассматриваются взаимосвязи задач и информационно -аналитического обеспечения государственного, муниципального и корпоративного управления в социальной-экономической сфере, а также в сфере национальной безопасности.

Abstract: At the moment, information and communication technologies are actively developing in Russia, which gradually leads to the formation and implementation of the digital

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.