Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
422
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ / ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ахмедзянов Р.Р., Слободянюк Ю.Е.

Вопрос увеличение эффективности противодействия коррупционным преступлениям в таможенных органах России обусловлен тем, что уровень общественной опасности исследуемого явления довольно высок, что объясняется положением Федеральной таможенной службы Российской Федерации в системе государственных органов и бюджетной спецификой данного института. Результатом преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере становятся как общее снижение эффективности функционирования таможенных органов, так и существенный подрыв публичной власти, что приводит к причинению государству довольно значительного ущерба материального характера, ущемлению прав и свобод граждан и иных субъектов правовых отношений. Несмотря на разрабатываемые в нашей стране антикоррупционные стратегии, направленные на предотвращение возникновения коррупционных правонарушений, которые включают в себя комплекс мер уголовного, административного и иного характера, а также разработку нормативно - правовых актов проблема коррупции является наиболее острой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF FIGHTING CORRUPTION IN CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The issue of increasing the effectiveness of countering corruption crimes in the customs authorities of Russia is due to the fact that the level of public danger of the phenomenon under study is quite high, which is explained by the position of the Federal Customs Service of the Russian Federation in the system of state bodies and the budgetary specifics of this institution. The result of corruption-related crimes in the customs sphere is both a general decrease in the efficiency of the functioning of customs authorities and a significant undermining of public authority, which leads to quite significant material damage to the state, infringe ment of the rights and freedoms of citizens and other subjects of legal relations. Despite the anti-corruption strategies being developed in our country aimed at preventing the occurrence of corruption offenses, which include a set of criminal, administrative and other measures, as well as the development of regulatory legal acts, the problem of corruption is the most acute.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

5. Ивкина А.С. Формы таможенного контроля: личный таможенный досмотр // В сборнике: Современные вопросы таможенного дела Сборник научных статей студентов специальности 38.05.02 - Таможенное дело Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского. Брянск, 2018.

6. Гундоричев А.А., Мосеенкова А.О., Ахмедзянов Р.Р., Алексеева Е.В., Алексеев П.А. Роль таможенных органов РФ в обеспечении продовольственной безопасности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Т. 9. № 10-1. - С. 235-242.

7. Халяпина Е.С. Система таможенных органов в рамках обеспечения экономической безопасности в таможенном регулировании/Экономика и предпринимательство. 2019. № 4 (105). С. 1163-1167.

8. Дорожкина Т.В., Полякова К.В. Роль таможенных органов в создании благоприятного бизнес-климата на территории ЕАЭС // Modem Economy Success. - 2020. - №2. - С. 110-114.

9. Крутиков В.К., Косихина О.П., Мигел А.А. Российские особенности внедрения цифровых технологий в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. 2018. № 5 (94). С. 66-69.

10. Официальный сайт ФТС РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения 17.04.2022).

References:

1. Agliullin R.A. Problems of efficiency of customs authorities in the field of economic security // In the collection: Economics, business, innovation collection of articles of the IX International Scientific and Practical Conference. 2019. pp. 96-98.

2. Balandina, G. Customs and tariff policy and stimulation of innovations in Russia. / G. Balandina, N. Volovik, S. Prikhod-ko. - M.: Publishing House of the RANEPA Case, 2018. - 228 p.

3. Borodavko, E. Control of customs value as a deterrent to the liberalization of foreign trade of the member countries of the single Economic space. / E. Borodavko. // Theory and practice of customs and foreign economic activity. - No. 1. - 2018. -pp. 108-121.

4. Vagin V.D. Customs authorities and their role in ensuring economic security in the sphere of foreign economic activity - St. Petersburg, 2019.

5. Ivkina A.S. Forms of customs control: personal customs inspection// In the collection: Modern issues of customs affairs Collection of scientific articles of students of specialty 38.05.02 - Customs affairs of Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky. Bryansk, 2018.

6. Gundorichev A.A., Moseenkova A.O., Akhmedzyanov R.R., Alekseeva E.V., Alekseev P.A. The role of the customs authorities of the Russian Federation in ensuring food security // Economy: yesterday, today, tomorrow. - 2019. - Vol. 9. No. 10-1. - pp. 235-242.

7. Khalyapina E.S. The system of customs authorities within the framework of ensuring economic security in customs regula-tion//Economics and entrepreneurship. 2019. No. 4 (105). pp. 1163-1167.

8. Dorozhkina T.V., Polyakova K.V. The role of customs authorities in creating a favorable business climate on the territory of the EAEU // Modern Economy Success. - 2020. - No.2. - pp. 110-114.

9. Krutikov V.K., Koshikhina O.P., Miguel A.A. Russian features of the introduction of digital technologies in the context of sanctions // Economics and entrepreneurship. 2018. No. 5 (94). pp. 66-69.

10. The official website of the Federal Customs Service of the Russian Federation. [electronic resource]. Access mode: https://customs.gov.ru / (accessed 17.04.2022).

EDN: XOVSAS

Р.Р. Ахмедзянов - к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенного дела и логистики, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, rakhmed@yandex.ru,

R.R. Akhmedzyanov - Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Customs and Logistics, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky,

Ю.Е. Слободянюк - студент 5 курса специальности «Таможенное дело», Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

Y.E. Slobodyanyuk - 5th year student of the specialty "Customs", Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ MAIN DIRECTIONS OF FIGHTING CORRUPTION IN CUSTOMS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. Вопрос увеличение эффективности противодействия коррупционным преступлениям в таможенных органах России обусловлен тем, что уровень общественной опасности исследуемого явления довольно высок, что объясняется положением Федеральной таможенной службы Российской Федерации в системе государственных органов и бюджетной спецификой данного института. Результатом преступлений коррупционной направленности в таможенной сфере становятся как общее снижение эффективности функционирования таможенных органов, так и существенный подрыв публичной власти, что приводит к причинению государству довольно значительного ущерба материального характера, ущемлению прав и свобод граждан и иных субъектов правовых отношений. Несмотря на разрабатываемые в нашей стране антикоррупционные стратегии, направленные на предотвращение возникновения коррупционных правонарушений, которые включают в себя комплекс мер уголовного, административного и иного характера, а также разработку нормативно - правовых актов проблема коррупции является наиболее острой.

Abstract. The issue of increasing the effectiveness of countering corruption crimes in the customs authorities of Russia is due to the fact that the level of public danger of the phenomenon under study is quite high, which is explained by the position of the Federal Customs Service of the Russian Federation in the system of state bodies and the budgetary specifics of this institution. The result of corruption-related crimes in the customs sphere is both a general decrease in the efficiency of the functioning of customs authorities and a significant undermining of public authority, which leads to quite significant material damage to the state, infringe-

ment of the rights and freedoms of citizens and other subjects of legal relations. Despite the anti-corruption strategies being developed in our country aimed at preventing the occurrence of corruption offenses, which include a set of criminal, administrative and other measures, as well as the development of regulatory legal acts, the problem of corruption is the most acute.

Ключевые слова: коррупция, таможенные органы, направления борьбы, исследование опыта, проблемы, перспективы.

Keywords: corruption, customs authorities, areas of struggle, research experience, problems, prospects.

Борьба с правонарушениями коррупционного характера перманентна и не может быть прервана, поскольку либо нелегально, либо путем непрерывного поиска неоднозначных трактовок в нормативных правовых актах, которые позволяют беспрепятственно осуществлять коррупционную деятельность, коррупция будет прослеживаться в любом обществе.

В таможенных органах каждой страны проводится активная деятельность по противодействию коррупции, включая работу с личным составом таможенных органов, оценку и совершенствование законодательной базы в сфере таможенного дела. Итогами проводимых на данный момент в системе таможенных органов мероприятий по профилактике коррупции и многоуровневой работы по противодействию ей является контроль и сдерживание роста коррупционных проявлений, тем не менее, такие меры не всегда являются достаточными [5].

Большая доля коррупции в системе таможенных органов нашей страны можно объяснить несколькими причинами:

- высокая степень коррумпированности государственного аппарата и бизнеса в целом;

- недочеты в выборе, изучении и расстановке кадров;

- низкая оплата труда;

- отсутствие четкой регламентации действий сотрудника таможенного органа и надлежащего контроля за его деятельностью, способствующее недобросовестному отношению к своим должностным обязанностям, и нарушениям дисциплины;

- низкий уровень воспитательно-профилактической деятельности руководителей всех уровней;

- недоработанность таможенного законодательства, позволяющая находить «лазейки» для правонарушителей и безнаказанно допускать нарушения таможенного законодательства;

- кадровый протекционизм, дающий возможность правонарушителям внешнеэкономической деятельности и коррумпированным сотрудникам таможенных органов продвигать на должности «своих» людей и с их поддержкой формировать коррупционные схемы для извлечения незаконной прибыли и т.д.

При анализе уровня коррупции в государствах мировой практикой принято использовать индекс восприятия коррупции (ИВК - далее) (Corruption Perceptions Index - CPI). Данный индикатор является субъективным, так как отражает уровень восприятия коррупции бизнес-сообществом и анализирующем лицами. При значении ИВК равном 0, уровень коррупции считается максимально возможным, при ИВК 100 - минимальный уровень коррупции. Данный индикатор используется при расчетах значений отдельных государств, районов, регионов, формируется на основе опросов и оценки сложившейся ситуации аналитиками. Рассмотрим динамику показателя ИВК в Российской Федерации в 2019-2021 гг.

Таблица 1 - Место России в мире по индикатору восприятия коррупции

Год Балл Место / из стран

2019 г. 29 131/176

2020 г. 30 129/180

2021 г. 29 136/180

Анализ данных, представлены в таблице 1, позволяет сделать вывод, что по состоянию на 2021 год показатель ИВК в Российской Федерации составляет 29 баллов. Среди других государств России уступает не только развитым странам (где показатель варьируется от 75 до 90 баллов (Дания, Швеция, Финляндия и другие)), но и соседним государствам, таким как Беларусь, КНР, Грузия, Литва, Эстония. Таким образом, можно констатировать, что на данный момент в Российской Федерации наблюдаются серьезные проблемы в борьбе с коррупцией, охвативший не только общественные сферы жизни, но и систему государственных органов, включая в Федеральную таможенную службу.

На рисунке 1 приведены данные о количестве возбуждённых уголовных дел подразделениями по противодействию коррупции ФТС России, а также иными контролирующими органами в период 2019-2021 гг. Наблюдаемые случаи проявления коррупции демонстрируют потребность в совершенствовании мер по профилактике и противодействию коррупционных проявлений в системе таможенных органов.

■ По другим преступлениям, совершенным как должностными лицами

таможенных органов, так и другими лицами

■ По преступлениям коррупционной направленности

20191. 2020 г. 2021 г

Рисунок 1 - Соотношение количества уголовных дел, возбужденных в отношении должностных лиц таможенных органов

В первую очередь, следует «привязать» минимальный размер заработной платы труда к размеру прожиточного минимума в регионе. Это проявляется по причине неравномерности развития регионов Российской Федерации, а также редкого повышения должностного оклада работников таможенных органов. Учитывая вышесказанное, видится необходимым установить размер оплаты труда по каждому региону. Эта работа должна быть возложена на подразделения по бухгалтерскому учету таможенных органов, в функционал которых нужно ввести обязанности по мониторингу величины прожиточного минимума в регионе и пересчету размеров заработных плат.

Увеличение перечня социальных гарантий, невзирая на дополнительные расходы, повысит престиж таможенной службы нашей страны и сократит коррупционные проявления, иными словами, представляет собой мероприятие профилактической направленности [4].

Кроме того, видится необходимым сократить взаимодействие работника таможенного органа и лица, пересекающего таможенную границу Евразийского экономического союза. Для достижения данной цели следует ввести автоматизированную систему подачи документов и прохождения таможенного контроля в пунктах пропуска (на данный момент проводятся мероприятия по автоматическому выпуску, но не повсеместно).

Наравне с автоматизацией определенных таможенных операций рационально разработать онлайн трансляцию или мониторинг (чтобы транспортное средство при въезде пропускалось, к примеру, через мобильные инспекционно-досмотровые комплексы в случае, если есть подозрение в нарушении таможенного законодательства Союза. Тогда транспортное средство направляется на таможенный досмотр, который проводится сотрудником таможенного органа, оснащенного специальными техническими средствами (например, портативная камера видео наблюдения и микрофоном). Информация с камеры в онлайн режиме передается в таможенное управление, в регионе деятельности которого находится данный таможенный пост).

В целях борьбы с коррупционными проявлениями в системе таможенных органов России необходимо обратить внимание на опыт относительно менее коррумпированных зарубежных государств. В качестве таких стран можно рассмотреть Данию, Новую Зеландию, Финляндию, Швецию и Норвегию. Опыт Дании может помочь сформировать в нашей стране условия для создания благоприятной бизнес - среды, применение метода, разработанного Датским агентством международного развития, смысл которого заключается в том, что антикоррупционные положения необходимо включать в договоры как обязательные [8].

Исследование опыта борьбы с коррупцией зарубежных государств даст возможность избежать ошибок в антикоррупционной деятельности и определить наиболее оптимальные инструменты противодействия коррупции в системе таможенных органов России. Одновременно, программа, которая направлена на противодействие коррупции в таможенных органах одной страны, может быть нерезультативной в другом государстве. Использование зарубежного опыта борьбы с коррупцией в системе таможенных органов нашей страны не может базироваться лишь на копировании мероприятий антикоррупционного регулирования, продемонстрировавших продуктивность в таможенных органах другого государства. Это обусловлено тем, что коррупция постоянно видоизменяется, усложняется, адаптируется к тенденциям, которые происходят во внешней среде таможенной деятельности, а также имеют национальные особенности и черты восприятия обществом.

Из числа наиболее важных мер нематериального характера необходимо отметить потребность в формировании союзов (ассоциаций) ветеранов таможенной службы в каждом регионе деятельности

таможенных органов. Данная необходимость объясняется тем, что подобные профессиональные организации, отчасти, обеспечивают социальную и правовую защиту ветеранов, проводят с ними культурно-просветительные мероприятия, осуществляют значительную работу по возрождению и преумножению традиций таможенной службы, помогают в трудоустройстве. В таких учреждениях могут участвовать как действующие, так и бывшие сотрудники и служащие.

Кроме рассмотренного ранее, немаловажным фактором борьбы с коррупцией является ротация в системе таможенных органов.

Тем не менее, как представляется с точки зрения оптимизации и увеличения результативности, ротацию следует производить, беря во внимание следующие факторы:

• уровня подготовки сотрудника по новому направлению деятельности (необходимо время подготовки и внеочередная аттестация);

• периода ротации (в случае, если сотрудник назначается на должность сроком менее полугода, он может и не стремиться исследовать все аспекты возглавляемого подразделения).

Видится необходимым усовершенствовать порядок отбора в кадровый резерв и утверждения на должность. К примеру, можно организовать собеседование соискателя с тремя (как минимум) сотрудниками таможенного органа (один, как минимум, представитель профильного направления деятельности), в результате чего происходит тайное голосование и определяется результат. Вероятны и другие варианты утверждения на вакантные должности из кадрового резерва: дополнительная аттестация, конкурс между представителями кадрового резерва и другое.

В целом кадровое обеспечение таможенных органов необходимо осуществлять, основываясь на научно обоснованные методы, учитывая активно растущие требования к кадрам и прогнозирование предстоящих потребностей [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что комплексный подход, одновременно воплощающий в жизнь меры по противодействию коррупционным проявлениям, так и их профилактику, даст возможность сократить уровень коррупции в системе таможенных органов Российской Федерации и поднять престижность работы. Нельзя не отметить, что рассмотренные проблемные аспекты являются только частью кластера проблем борьбы с коррупцией в таможенных органах. По этой причине работа в этом направлению будет продолжена.

Источники:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 25.03.2022) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

2. Ахмедзянов Р.Р., Ключникова Е.В. Причины адаптации персонала в таможенных органах // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. № 3-1 (61). С. 12-14.

3. Белоусов Ю.Л., Путилов П.Н. Противодействие коррупции в таможенных органах Российской Федерации // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2018. № 2(47).

4. Жамсатов А.К. Опыт и перспективы борьбы с коррупцией в странах ЕАЭС // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сб. ст. по матер. LXVII-LXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 12(61). - Новосибирск: СибАК, 2018. - С. 71-81.

5. Коваль В. Д. Противодействие коррупции в таможенных органах в системе общегосударственных мер противодействия коррупции: Международно-правовой аспект // Вопросы российского и международного права. 2018. Том 8. № 11А. С. 70-76.

6. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах // Вестник Калужского университета. 2018. № 3. С. 7-12.

7. Правовые основы противодействия коррупции: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / А. И. Зем-лин, О. М. Землина, В. М. Корякин, В. В. Козлов; под общ. ред. А. И. Землина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 197 с.

8. Решетников М. М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия: монография / М. М. Решетников. - 2-е изд. -Москва: Издательство Юрайт, 2019. 101 с.

9. Шувалова Н. Н. Этика государственной и муниципальной службы: учебник и практикум для СПО / Н. Н. Шувалова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. 334 с.

10. Чаусов Н.Ю., Калугин О.А. Менеджмент: учебное пособие, 2010 год Москва. - 496 с.

11. Федеральная таможенная служба: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (дата обращения: 17.04.2022).

References:

1. Criminal Code of the Russian Federation of 13.06.1996 No. 63-FZ (ed. of 25.03.2022) [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru.

2. Akhmedzyanov R.R., Klyuchnikova E.V. Reasons for personnel adaptation in customs authorities // Economics and Business: theory and practice. 2020. No. 3-1 (61). pp. 12-14.

3. Belousov Yu.L., Putilov P.N. Anti-corruption in the customs authorities of the Russian Federation // Universum: Economics and Jurisprudence: electron. scientific. journal. 2018. No. 2(47).

4. Zhamsatov A.K. Experience and prospects of the fight against corruption in the EAEU countiies // Topical issues of social sciences: sociology, political science, philosophy, history: collection of articles on Mater. LXVII-LXVIII International Scientific and

Practical Conference No. 12(61). - Novosibirsk: SibAK, 2018. - pp. 71-81.

5. Koval V. D. Anti-corruption in customs authorities in the system of national anti-corruption measures: International legal aspect // Issues of Russian and international law. 2018. Volume 8. No. 11A. pp. 70-76.

6. Petrushina O.M., Borzenkova A.V. Corruption and the fight against it in customs authorities // Bulletin of Kaluga University. 2018. No. 3. pp. 7-12.

7. Legal foundations of anti-corruption: textbook and workshop for bachelor's degree and specialty / A. I. Zemlin, O. M. Zem-lina, V. M. Koryakin, V. V. Kozlov; under the general editorship of A. I. Zemlin. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 197 p.

8. Reshetnikov M. M. Psychology of corruption. Utopia and dystopia: a monograph / M. M. Reshetnikov. - 2nd ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 101 p.

9. Shuvalova N. N. Ethics of state and municipal service: textbook and workshop for SPO / N. N. Shuvalova. - 2nd ed., reprint. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 334 p.

10. Chausov N.Yu., Kalugin O.A. Management: textbook, 2010 Moscow. - 496c.

11. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru / (accessed: 04/17/2022).

EDN: XXCKBJ

А.В. Бабкин - д.э.н., профессор, Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН, al-vas@mail.ru,

A.V. Babkin - Doctor of Economics, Professor, Institute for Econimic Studies of the Kola Science of the Russian Academy of Sciences;

Н.Е. Егоров - канд.физ.-мат.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, ene01@yandex.ru,

N.E. Egorov - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Research Institute of Regional Economy of the North, North-Eastern Federal University;

Г.С. Ковров - д.э.н., доцент, заведующий лабораторией, Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, kgs02@yandex.ru,

G.S. Kovrov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the laboratory, Research Institute of Regional Economy of the North, North-Eastern Federal University.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ И КРУПНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ1 DIGITALIZATION OF THE ECONOMY OF REGIONS AND LARGE OIL AND GAS COMPANIES

IN THE RUSSIAN ARCTIC2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цифровизации в зарубежных странах мира и России. Представлены результаты анализа и оценки потенциала цифровизации в субъектах арктической зоны России. Получено, что среди арктических регионов по интегральному уровню потенциала цифровизации лидирующие позиции с относительно высокими показателями занимают Ямало-Ненецкий АО, Мурманская область и Республика Карелия. Высокие показатели потенциала цифровизации обусловлены в основном относительно высокими показателями регионов на использование широкополосного доступа к сети интернет организациями и населением, которые на арктических территориях России малочисленны по сравнению с центральной частью страны. Показана отсутствие прямой корреляционной связи между финансовыми затратами на цифровизацию организаций и уровнем потенциала цифровизации рассматриваемых регионов. Проведен анализ стратегических документов по цифровой трансформации производственной деятельности крупных бизнес-компаний нефтегазового сектора экономики в арктической зоне Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the issues of digitalization in foreign countries of the world and Russia. The results of the analysis and assessment of the potential of digitalization in the subjects of the Arctic Zone of the Russian Federation are presented. It was found that among the regions of the Russian Arctic, the Yamal-Nenets Autonomous Area, Murmansk region and Republic of Karelia occupy the leading positions with relatively high indicators in terms of the integrated level of digitalization potential, while the five regions of the Russian Arctic have higher digitalization potential levels than the Russian Federation as a whole. The high rates of digitalization potential are mainly due to the relatively high rates of the regions for the use of broadband Internet access by organizations and the population, which are small in the Arctic territories of Russia compared to the central part of the country. The absence of a direct correlation between the financial costs of digitalization of organizations and the level of digitalization potential in the regions under consideration is shown. The analysis of strategic documents on the digital transformation of the production activities of large business companies of the oil and gas sector of the economy in the Arctic zone of the Russian Federation is carried out.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по теме «Закономерности пространственной организации и пространственного развития социально-экономических систем северного региона ресурсного типа» (проект № FSRG-2020-0010).

2 The study was conducted in framework of the state task of the Ministry of education and science under on the theme «Regularities of spatial organization and spatial development of socio-economic systems of the Northern region resource type» (No. FSRG-2020-0010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.