Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ'

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
343
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / таможенные органы / правоохранительная деятельность / преступление / правонарушение / corruption / customs authorities / law enforcement activities / crime / offense

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.К. Кучерявенко, А.Р. Шафиева, А.С. Левченко, Р.Р. Ахмедзянов

Борьба с коррупцией является одной из важнейших задач любого современного государства. В Российской Федерации коррупция представляет собой проблему, которая требует интенсивной, координированной и эффективной работы всех ветвей государственной власти. В статье рассматриваются вопросы эффективности деятельности по борьбе с коррупцией на примере таможенных органов, а также перечисляются различные направления совершенствования подходов к такой деятельности. Актуальность данной статьи обусловлена высокой степенью влияния уровня коррупции на экономику государства и на качество функционирования различных государственных институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.К. Кучерявенко, А.Р. Шафиева, А.С. Левченко, Р.Р. Ахмедзянов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

The fight against corruption is one of the most important tasks of any modern state. In the Russian Federation, corruption is a problem that requires intensive, coordinated and effective work of all branches of government. The article discusses the issues of the effectiveness of anti-corruption activities on the example of customs authorities, and also lists various directions for improving approaches to such activities. The relevance of this article is due to the high degree of influence of the level of corruption on the state economy and on the quality of functioning of various state institutions.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ»

References:

1. Deineka A.V. Personnel management. Textbook. "Dashkov and K", 2013.

2. Lukashevich V. V. Fundamentals of personnel management. KnoRus. 2015.

3. E. Mayo (26.12.1880-07.09.1949) American psychologist and sociologist, researcher of problems of organizational behavior and management in industrial organizations, one of the founders of American industrial sociology and the doctrine of "human relations". [electronic resource]. - Access mode: https://www.peoples.ru/science/sociologist/elton_mayo/index 1.html.

4. Nezhdanov D. V. Team for a million. We are creating a personnel management system. I. Peter. 2016.

5. Ozernikova T. G. Systems of motivation and stimulation of labor activity. Training manual. Irkutsk. I. BSU. 2016.

6. Solomandina T. O., Solomandin V. G. Motivation and stimulation of labor activity: a textbook-Ed. 3rd, reprint. and additional M.: Yurayt, 2017.

7. Taylor F. U. (20.03.1856 - 21.03.1915) American engineer, founder of the scientific organization of labor and management. [electronic resource]. - Access mode: https://vikent.ru/author/24.

8. Taylor F. U. Scientific organization of ore. M.: Business and Service, 1925. [electronic resource]. - Access mode: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_006537610/

9. Chuvatkin P. Personnel management of hotel enterprises. Textbook for universities. 2020. Yurayt.

10. Shpachenko A. A. How to make an effective motivational tool for personnel management out of labor remuneration. 2017.

11. EDUGET online educational platform. Article "6 styles of personnel management: how to become an effective manager" from 27.11.2019. [electronic resource]. - Access mode: https://www.eduget.com/news/6_stilej_ upravleniya_personalom_ kak_stat_effektivnym_menedzherom-2545.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11289

А.К. Кучерявенко - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, KucheryavenkoAK@studklg.ru,

A.K. Kucheryavenko - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsk; А.Р. Шафиева - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, shafievaalbina@yandex.ru,

A.R. Shafieva - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky; А.С. Левченко - студент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, LevchenkoAS@studklg.ru,

A.S. Levchenko - student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky; Р.Р. Ахмедзянов - канд. эк. наук, доцент, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, rakhmed@yandex.ru

R.R. Akhmedzyanov - Candidate of Ec. sciences, Associate Professor, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky.

АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ ANALYSIS OF THE ACTIVITIES OF THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA IN THE FIGHT AGAINST CORRUPTION

Аннотация. Борьба с коррупцией является одной из важнейших задач любого современного государства. В Российской Федерации коррупция представляет собой проблему, которая требует интенсивной, координированной и эффективной работы всех ветвей государственной власти. В статье рассматриваются вопросы эффективности деятельности по борьбе с коррупцией на примере таможенных органов, а также перечисляются различные направления совершенствования подходов к такой деятельности. Актуальность данной статьи обусловлена высокой степенью влияния уровня коррупции на экономику государства и на качество функционирования различных государственных институтов.

Abstract. The fight against corruption is one of the most important tasks of any modern state. In the Russian Federation, corruption is a problem that requires intensive, coordinated and effective work of all branches of government. The article discusses the issues of the effectiveness of anti-corruption activities on the example of customs authorities, and also lists various directions for improving approaches to such activities. The relevance of this article is due to the high degree of influence of the level of corruption on the state economy and on the quality of functioning of various state institutions.

Ключевые слова: коррупция, таможенные органы, правоохранительная деятельность, преступление, правонарушение.

Keywords: corruption, customs authorities, law enforcement activities, crime, offense.

На протяжении многих лет коррупция признается одной из важнейших проблем качественного функционирования государственных институтов, а повышение эффективности противодействия ей представляется основой устойчивого развития общества.

Антикоррупционная деятельность на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений деятельности государства в лице профильных министерств и ведомств. Регламентируется такая деятельность рядом нормативно-правовых актов, включая: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции»; Федеральный закон от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»; Федеральный

закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 года № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; Федеральный закон Российской Федерации от 08 марта 2006 года № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» и другие. Перечень только основных нормативно правовых актов федерального уровня, относящихся к антикоррупционной деятельности, включает в себя около 30 наименований, среди которых Федеральные законы, Указы Президента и Постановления Правительств, что обусловлено сложностью регулируемого явления, а также серьезностью проблемы коррупции [1].

Виды экономического ущерба от преступлений коррупционной направленности можно разделить на две условные категории: прямой ущерб, выражающийся в недополучении бюджетом денежных средств и косвенный ущерб, заключающийся в нарушении корректного функционирования различных государственных институтов и как следствие снижении их эффективности.

В настоящее время большинство публикуемых оценок ущерба коррупции основаны на измерении прямого ущерба, поскольку измерение ущерба косвенного является достаточно затруднительно ввиду сложности процессов, анализ которых необходим для подобной оценки.

По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации ущерб от преступлений коррупционной направленности в 2020 году составил порядка 63 млрд. рублей, что на 8 млрд. рублей больше, чем в 2019 году. При этом доля указанной категории от общей суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений, также выросла с 8,8 % до 11 % за этот же период. Самой коррумпированной, в соответствии с этими данными, является правоохранительная сфера - 17,4 % от общего количества уличенных в коррупции должностных лиц.

В виду озвученного выше представляется целесообразным произвести анализ эффективности деятельности на примере одного из федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему правоохранительных органов. Федеральная таможенная служба России (далее - ФТС), которая является частью правоохранительной системы и администрирует таможенные платежи, обладающие значительной долей в структуре доходов федерального бюджета, что делает ФТС ведомством подходящим для целей анализа.

В рамках ФТС функционирует специализированное управление, в зону ответственности которого входит разработка и осуществление мероприятий, направленных на противодействие коррупции. Показатели деятельности этого управления включены в данные, указанные в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты антикоррупционной деятельности таможенных органов и их подразделений

Показатели 2018 год 2019 год 2020 год

Общее количество возбужденных уголовных дел коррупционной направленности 251 362 266

Выявленные преступления коррупционной направленности совершенные: - должностными лицами - взяткодателями 173 93 80 282 159 123 148 67 81

Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, % 88,5 93,5 95,7

Источник: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации»

В соответствии с приведенными выше данными, общее количество возбужденных дел коррупционной направленности в 2020 году составило 266, что на 96 дел меньше, чем в предыдущем году. Однако, значение этого показателя в 2018 году было меньше на 15 дел, чем в 2020 году. Снижение показателя может свидетельствовать как о повышении эффективности антикоррупционной деятельности при одновременном снижении общего количества преступлений, относящихся к этой категории, так и о снижении интенсивности такой деятельности.

Количество выявленных преступлений также демонстрирует резкий рост в 2019 году до 282 со значения 173 в 2018 году, а в 2020 значение показателя снизилось до 148 выявленных преступлений.

Следует обратить внимание на то, что количество должностных лиц, уличенных в коррупционных преступлениях в 2019 году возросло на 71 %, а количество участников ВЭД, в отношении которых были заведены дела по этой категории преступлений, - на 54 %. При этом в 2020 году впервые за 3 года количество уличенных должностных лиц не превысило количество участников ВЭД, в отношении которых были выявлены факты коррупции.

Немаловажным показателем качества осуществления таможенными органами антикоррупционной деятельности является доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов. На протяжении всего рассматриваемого периода этот показатель демонстрирует устойчивый рост. Однако абсолютный прирост этого показателя в 2020 году составил 2,2 п.п, что более, чем в два раза ниже уровня абсолютного прироста в 2019 году.

Обобщая проведенный анализ можно сделать вывод о резком росте абсолютных показателей в 2019 году с последующим их столь же значительным снижением в 2020 году. При этом относительная эффективность антикоррупционной деятельности в таможенных ежегодно возрастает, а в общем количестве лиц, совершающих коррупционные преступления, происходят структурные изменения. На основании этого и озву-

ченного ранее факта роста уровня коррупции в системе правоохранительных органов, можно заключить о неравномерности развития подходов к борьбе с коррупцией между различными государственными органами.

Следует отметить то, что по мнению руководителя управления по противодействию коррупции ФТС Мурышова Д.Н. одним из самых уязвимых направлений с точки зрения возникновения коррупционных рисков является работа мобильных групп по выявлению санкционной продукции. Снижению в том числе и этого риска призвана способствовать деятельность ФТС по отбору кандидатов, претендующих на службу в таможенных органах. Данные об этой деятельности приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты отбора кандидатов, претендующих на службу в таможенных органах, человек

Показатель 2018 год 2019 год 2020 год

Количество кандидатов, в отношении которых были проведены специальные проверки 7674 7501 18421

Количество кандидатов, которым отказано в приеме на службу в результате специальных проверок 32 30 51

Источник: Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации»

Данные, указанные в таблице 2 свидетельствуют о том, что доля кандидатов, которым было отказано в поступлении на службу на основании сведений полученных в результате специальных проверок с 0,39 % в 2018 и 2019 годах до 0,28 % в 2020 году, что обуславливается двукхратным ростом количества кандидатов, подвергнутых таким проверкам. Снижение этого показателя определяет снижение эффективности каждой подобной проверки, что, при сохранении тенденции роста количества кандидатов, вызовет необходимость совершенствования алгоритма проведения таких проверок.

К направлениям совершенствования подходов к осуществлению деятельности по противодействию коррупции в таможенных органах можно отнести повышение уровня автоматизации технологических процессов, осуществляемых в таможенных органах, что снизит влияние человеческого фактора на принятие решений, относящихся к объектам таможенного контроля. Также к таким направлениям относятся повышение уровня оплаты труда должностных лиц таможенных органов, разработка и применение более эффективных методик идентификации актов коррупции, повышение интенсивности и качества межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия с банковскими и иными организациями [3].

Совершенствования требуют и правовые нормы, позволяющие лицам, совершившим коррупционные преступления небольшой и средней тяжести, после выплаты штрафа вновь занимать должности государственной и муниципальной службы, что, по мнению генерального прокурора Краснова И.В., противоречит основополагающим принципам антикоррупционной работы.

Таким образом, осуществление антикоррупционной деятельности на сегодняшний день является критически важным аспектом деятельности всех органов государственной власти. При наличии определенных успехов в этом направлении, сохраняется ряд проблем, решение которых необходимо для дальнейшего устойчивого развития системы государственных институтов и, как следствие, сохранения способности государства выполнять свои важнейшие функции.

Источники:

1. Куксин И.Н. Борьба с коррупцией - приоритетное направление становления в России правового государства // Право: история и современность. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-korruptsiey-prioritetnoe-napravlenie-stanovleniya-v-rossii-pravovogo-gosudarstva (дата обращения: 13.05.2021).

2. Солонина Светлана Викторовна, Макаровская Алина Вячеславовна, Степанович Дарья Витальевна Влияние коррупции на экономику России // Научный вестник ЮИМ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n /vliyanie-korruptsii-na-ekonomiku-rossii (дата обращения: 13.05.2021).

3. Таможенная служба Российской Федерации в 2020 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 15.03.2021).

4. Ахмедзянов Р.Р., Иванова Н.Н. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, как составная часть экономической безопасности страны // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: "Экономика и управление. 2019. №13. С. 89 - 91.

5. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России/Russian Economic Bulletin. 2020. Т.3. №2. С. 177-181.

References:

1. Kuksin I. N. The fight against corruption is a priority direction of the formation of the rule of law in Russia // Law: history and modernity. 2019. No. 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/borba-s-korruptsiey-prioritetnoe-napravlenie-stanovleniya-v-rossii-pravovogo-gosudarstva (date accessed: 13.05.2021).

2. Corned beef Svetlana V., Makarov Alina Vyacheslavovna, S. Darya Vitalyevna the Impact of corruption on the economy of Russia // Scientific Herald YUIM. 2019. No. 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n /vliyanie-korruptsii-na-ekonomiku-rossii (accessed: 13.05.2021).

3. The Customs Service of the Russian Federation in 2020. [electronic resource]. Access mode: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (accessed 15.03.2021).

4. Akhmedzyanov R. R., Ivanova N. N. Currency control carried out by customs authorities as an integral part of the country's economic security // Bulletin of the Central Russian University Educational Consortium. Series: "Economics and Management. 2019. No. 13. pp. 89-91.

5. Miguel A. A., Shulikova M. A. Improving currency control in the system of countering the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism in Russia/ / Russian Economic Bulletin. 2020. Vol. 3. No. 2. pp. 177-181.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11290

О.А. Левшукова - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, loa18@rambler.ru,

O.A. Levshukova - candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of finance, Kuban State Agrarian University;

Д.А. Алленова - студент, Кубанский государственный аграрный университет, dar-ya.allenova@gmail.com,

D.A. Allenova - student, Kuban State Agrarian University;

О.А. Подставкина - студент, Кубанский государственный аграрный университет, olg.podstavkina@mail.ru,

O.A. Podstavkina - student, Kuban State Agrarian University.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ FEATURES OF THE ORGANIZATION OF BUDGET AND TAX INSTRUMENTS AT THE PRESENT STAGE

Аннотация. Данная научная статья в полной мере является анализом экономических тенденций в федеральных округах на территории России, оценки общественного и экспертного мнения об эффективности реализуемых финансово-экономических и бюджетно-налоговых мер. Рассматриваются в работе способы создания основы для выработки предложений о применении методов государственного антикризисного регулирования и конструировании внутренних антикризисных решений в сфере производства и предпринимательской деятельности. На основании изученного литературного материала и приведенных источников, сделаны выводы относительно комплекса наиболее приоритетных мер, соответствующих стратегическим целям экономического развития, политики финансовой устойчивости организаций.

Abstract. This scientific article is fully an analysis of economic trends in federal districts on the territory of Russia, an assessment of public and expert opinion on the effectiveness of the implemented financial, economic and budgetary tax measures. The paper considers methods of creating a basis for developing proposals on the application of methods of state anti-crisis regulation and the design of internal anti-crisis solutions in the field of production and business. Based on the studied literary material and the cited sources, conclusions were drawn regarding a set of top-priority measures corresponding to the strategic goals of economic development, the policy of financial stability of organizations.

Ключевые слова: налогообложение, региональная налоговая политика, антикризисные меры, государственная поддержка, направления реализации.

Keywords: taxation, regional tax policy, anti-crisis measures, state support, directions of implementation.

Применение режимов социальных и административных ограничений, изоляция регионов и стран, приостановление деятельности в ряде отраслей (туризм, культурно-массовые мероприятия, бытовые и индивидуальные услуги) оказывают непосредственное воздействие на процессы создания валового внутреннего продукта. Однако, экономические потери не являются одинаковыми для всех отраслей и регионов, оперативность реагирования на изменения в разных подсистемах также ассиметрична. В связи с этим, целесообразно провести анализ ключевых показателей состояния отраслей и видов деятельности в 2020 году с учетом региональной специфики. В сферу рассмотрения целесообразно также включить методы государственной поддержки экономики, оценку потенциально возможных для реализации инструментов антикризисного управления в бизнес-среде и государственном секторе.

Достаточно показательными являются тенденции основных макроэкономических и региональных индикаторов в первом полугодии 2020 года. Рассматривая сферу обрабатывающих производств, подчеркнем ведущую роль федеральных округов (Центрального, Приволжского и Северо-Западного) в этих видах деятельности. В перечисленных округах переработка преобладает над добычей полезных ископаемых в структуре произведенного продукта. Объем отгруженных товаров в отраслях обрабатывающих производств в первом полугодии 2020 года превышал показатели аналогичного периода 2019 года в Центральном, СевероКавказском, Дальневосточном федеральных округах. В остальных округах стоимостной объем продукции обрабатывающих производств заметно снизился. Отметим, что добыча полезных ископаемых преобладает над сферой обрабатывающих производств только в двух федеральных округах: Уральский и Дальневосточный. Именно в Уральском федеральном округе снижение объемов добычи было максимальным: с 3466 до 2493 млрд. рублей [1].

По объему работ в строительстве в первом полугодии 2020 года наблюдался спад во всех федеральных округах, кроме Уральского (индекс физического объема в этой отрасли составил 115,6 % к первому по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.