МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ПРОЦЕССЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
Ю.В. Бугаева, студент А.Д. Воронина, студент Н.А. Хохлова, студент
Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-3-158-161
Аннотация. На таможенные органы РФ возложена задача по оказанию содействия в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, а также обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществления сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела. В статье рассмотрена нормативно-правовая база взаимодействия подразделений по противодействию коррупции таможенных органов РФ с правоохранительными структурами других государств, сделан вывод о необходимости более четкой регламентации распределения обязанностей между конкретными субъектами взаимодействия с учетом условий функционирования ЕАЭС.
Ключевые слова: международное взаимодействие, противодействие коррупции, оперативно-розыскная деятельность, таможенные органы.
Эффективное противодействие коррупционным преступлениям невозможно без консолидации усилий всего мирового сообщества в целом, и правоохранительных органов различных стран в частности, а также гражданского общества каждого цивилизованного государства. Только объединение усилий на всех направлениях, повышение эффективности всех форм взаимодействия создадут условия для реальной отдачи на фронте борьбы с коррупцией.
Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм взаимодействия с правоохранительными органами и специальными службами.
Международное сотрудничество подразделяется на взаимодействие с иностранными (международными) правоохранительными органами и иными органами. При взаимодействии с иностранными (международными) правоохранительными органами вторым субъектом взаимодействия является конкретный правоохрани-
тельный орган иностранного государства, как члена ЕАЭС, так и не участвующего в нем, или международная правоохранительная организация. К иным иностранным (международным) органам относятся как конкретные таможенные администрации, так и международные таможенные организации.
Правовыми основами взаимодействия в процессе противодействия коррупции является международное законодательство и национальные нормативные правовые акты, которые подчеркивают важность и необходимость осуществления взаимодействия.
В Конвенции ООН «Против коррупции» отмечается, что коррупция уже не представляет локальной проблемы, а превратилась в транснациональное явление. Предупреждение и искоренение коррупции — это обязанность всех государств и для обеспечения эффективности своих усилий они должны сотрудничать друг с другом. В Конвенции «Об уголовной ответственности за коррупцию» подчеркивается, что для эффективной борьбы с коррупцией требуется расширение, активиза-
ция и надлежащее осуществление международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере. Киотской конвенцией одним из принципов организации таможенного дела задекларировано взаимодействие во всех надлежащих случаях с другими государственными органами власти и таможенными администрациями.
В международных нормативных правовых актах СНГ вопросам противодействия коррупции также отводится ключевая роль. Так, Модельный закон СНГ «Основы законодательства об антикоррупционной политике» декларирует приоритет мер предупреждения коррупции, причем таможенные органы, наряду с другими, являются субъектом антикоррупционной политики, основной задачей которых является предупреждение коррупционных правоотношений.
В Модельном законе СНГ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что взаимодействие субъектов противодействия коррупции является одним из основных принципов противодействия коррупции. Одной из задач оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Модельным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», является содействие в борьбе с преступностью в соответствии с международными договорами. Запросы других субъектов оперативно-розыскной деятельности являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в соответствии с международными договорами и с учетом норм национального законодательства, предоставляют результаты оперативно-розыскной деятельности государствам-участникам СНГ на безвозмездной основе, а субъекты оперативно-розыскной деятельности обязаны информировать другие органы по компетенции.
ТК ЕАЭС предусмотрена принципиальная возможность осуществления оперативно-розыскной деятельности подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов РФ на сопредельной территории, так как в соответствии с международными договорами государств-
членов Союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов ЕАЭС. Таможенные органы государств-членов ЕАЭС осуществляют исполнение запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств.
Взаимодействие в области обеспечения собственной безопасности таможенных служб государств-участников СНГ осуществляется по следующим направлениям: обмен информацией, в том числе полученной в результате оперативно-розыскной деятельности; разработка и реализация совместных мер. Кроме того, стороны могут оказывать друг другу содействие в проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Таможенные органы РФ, обеспечивая выполнение международных обязательств в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств. При выявлении таможенными органами РФ признаков преступлений, производство по делам, о которых отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других государственных органов, таможенные ораны должны немедленно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.
В соответствии с федеральным законом N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», обязанностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, является информирование других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность на территории РФ, о ставших им известных фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов и оказание этим органам необходимой помощи. Одним из оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются запросы других органов, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
На основании анализа законодательст- нии противодействия коррупции, которая ва, действующего в сфере организации включает в себя как открытые, так и за-взаимодействия подразделений по проти- крытые нормативные акты. водействию коррупции таможенных орга- Таким образом, можно прийти к выво-
нов РФ с другими субъектами оперативно- ду, что нормативно-правовая база органи-розыскной деятельности за рубежом, мож- зации взаимодействия подразделений по но сделать вывод о том, что оно, в целом, противодействию коррупции таможенных решает поставленные задачи, однако тре- органов РФ с правоохранительными бует более детальной правовой регламен- структурами других государств в целом тации взаимодействия заинтересованных соответствует потребностям практики в субъектов как в рамках ЕАЭС, так и меж- сфере противодействия коррупции, однако ду различными ведомствами. В таможен- требует более детальной регламентации ных органах РФ создана правовая база, распределения обязанностей между кон-регламентирующая международное и кретными субъектами взаимодействия с межведомственное взаимодействие по ли- учетом условий функционирования ЕАЭС.
Библиографический список
1. Алексеева Е.В., Бугаева Ю.В. Анализ международного опыта противодействия коррупции в таможенных органах: практика стран Европейского Союза // Вестник Академии знаний. - 2020. - №5 (40). - С. 30-33.
2. Алексеева Е.В., Воробьева Е.Д. Коррупция в деятельности таможенных органов Российской Федерации: причины возникновения и возможность применения зарубежного опыта противодействия // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 32 (6). -С. 42-46.
3. Дорожкина Т.В., Ромашкова А.К., Иочис Я.А. Современная антикоррупционная политика в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС // Russian Economic Bulletin. - 2020. -Т. 3. №1. - С. 52-56.
4. Короткова О.А. Анализ генезиса законодательства об ответственности за взяточничество в Российской империи // Проблемы права. - 2019. - № 5 (74). - С. 77-80
5. Короткова О.А., Исрапилова А.Р. Анализ генезиса коррупции в истории зарубежных стран // Вестник Калужского университета. - 2019. - №2. - С. 66-68.
6. Петрушина О.М., Борзенкова А.В. Коррупция и борьба с ней в таможенных органах // Вестник Калужского университета. - 2018. - № 3. - С. 7-12.
INTERNATIONAL COOPERATION IN THE PROCESS OF COMBATING CORRUPTION CRIMES IN THE CUSTOMS AUTHORITIES
Yu.V. Bugaeva, Student A.D. Voronina, Student N.A. Khokhlova, Student
Supervisor: E.V. Alekseeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. The customs authorities of the Russian Federation are tasked with providing assistance in the fight against corruption and international terrorism, as well as ensuring compliance with the international obligations of the Russian Federation in terms of customs affairs, cooperation with customs and other competent authorities of foreign states, international organizations dealing with customs issues. The article examines the regulatory framework for the interaction of anti-corruption units of the customs authorities of the Russian Federation with law enforcement agencies of other states, and concludes that there is a need for more precise regulation of the distribution of responsibilities between specific subjects of interaction, taking into account the conditions of the functioning of the EAEU.
Keywords: international cooperation, anti-corruption, operational and investigative activities, customs authorities.