Научная статья на тему 'СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ- УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ'

СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ- УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТАМОЖЕННАЯ СФЕРА / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / CORRUPTION / NATIONAL SECURITY / COUNTERACTION / CUSTOMS AUTHORITIES / ANTI-CORRUPTION POLICY / CUSTOMS SPHERE / PREVENTION OF CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрова Людмила Ивановна

В статье рассмотрены вопросы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере противодействия коррупционным проявлениям в таможенной сфере. Проанализированы опыт методов борьбы с коррупцией в ряде наименее коррумпированных стран, причины коррупционного поведения участников таможенных правоотношений. Рассмотрены система организации сотрудничества на пространстве СНГ в сфере противодействия коррупции в деятельности таможенных органов, а также законодательство, регулирующее эти вопросы. Сделан вывод, что в условиях новых вызовов и угроз необходимо дальнейшее укрепление и совершенствование сотрудничества право-охранительных подразделений в борьбе с коррупционными и иными правонарушениями в таможенной сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATION OF THE CIS MEMBER STATES IN THE FIELD OF COMBATING CORRUPTION IN THE CUSTOMS SPHERE

The article deals with the issues of cooperation of the member States of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the field of combating corruption in the customs sphere. The experience of methods of fighting corruption in a number of the least corrupt countries, the causes of corrupt behavior of participants in customs relations are analyzed. The system of organization of cooperation in the CIS in the field of combating corruption in the activities of customs authorities, as well as legislation regulating these issues are considered. It is concluded that in the face of new challenges and threats, it is necessary to further strengthen and improve the cooperation of law enforcement agencies in the fight against corruption and other offenses in the customs sphere.

Текст научной работы на тему «СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВ- УЧАСТНИКОВ СНГ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ»

Сотрудничество государств — участников СНГ в сфере противодействия коррупции в таможенной сфере

ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА АЛЕКСАНДРОВА,

старший научный сотрудник отдела научного обеспечения прокурорского надзора и укрепления законности в деятельности таможенных органов и на транспорте НИИ Университета прокуратуры Российской Федерации

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в сфере противодействия коррупционным проявлениям в таможенной сфере. Проанализированы опыт методов борьбы с коррупцией в ряде наименее коррумпированных стран, причины коррупционного поведения участников таможенных правоотношений. Рассмотрены система организации сотрудничества на пространстве СНГ в сфере противодействия коррупции в деятельности таможенных органов, а также законодательство, регулирующее эти вопросы. Сделан вывод, что в условиях новых вызовов и угроз необходимо дальнейшее укрепление и совершенствование сотрудничества правоохранительных подразделений в борьбе с коррупционными и иными правонарушениями в таможенной сфере.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: коррупция; национальная безопасность; противодействие; таможенные органы; антикоррупционная политика; таможенная сфера; профилактика коррупции

Cooperation of the CIS member states in the field of combating corruption in the customs sphere

LYUDMILA IVANOVNA ALEXANDROVA

Senior Researcher, Department of Scientific ensuring prosecutorial supervision and strengthening the rule of law in the activities of customs authorities and in transport Research Institute of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation

ANNOTATION

The article deals with the issues of cooperation of the member States of the Commonwealth of Independent States (CIS) in the field of combating corruption in the customs sphere. The experience of methods of fighting corruption in a number of the least corrupt countries, the causes of corrupt behavior of participants in customs relations are analyzed. The system of organization of cooperation in the CIS in the field of combating corruption in the activities of customs authorities, as well as legislation regulating these issues are considered. It is concluded that in the face of new challenges and threats, it is necessary to further strengthen and improve the cooperation of law enforcement agencies in the fight against corruption and other offenses in the customs sphere. KEYWORDS: corruption; national security; counteraction; customs authorities; anti-corruption policy; customs sphere; prevention of corruption

В современном мире коррупция признана одной из глобальных проблем, пагубно влияю -щих на развитие стран и механизмы управления государством, делающих их малоэффективными.

С коррупционной проблемой борются все государства мирового сообщества, и за последние годы накоплен в этой сфере немалый опыт, включающий самые разнообразные меры. Серьезных успехов добились такие страны, как Великобритания, США, Германия, Финляндия, Япония и др. Организация антикоррупционной деятельности в этих странах построена, главным образом, на том, что правительства этих стран осознают коррупцию как наиболее серьезную проблему национальной безопасности, в связи с чем усилия по борьбе с коррупцией являются всеохватывающими и, как правило, институционализа-рованными1.

По некоторым исследованиям различных государственных подходов по противодействию коррупции в западных странах выделены ее особые модели: систематическая коррупция (Италия, Франция, Испания, Бельгия); проявляющаяся систематическая коррупция (Германия, Греция); спонтанная коррупция (Португалия, Ирландия, Австрия); случайная коррупция (Нидерланды, Финляндия Швеция, Дания)2.

Касаясь методов борьбы с коррупцией в наименее коррумпированных странах, следует отметить, что, например, в Германии - экономически высокоразвитой стране, борьбе с этим вредным явлением придается очень большое значение. Для этой страны характерен высокий уровень раскрытия коррупци-

онных преступлений, чему способствуют увеличение штата сотрудников полиции, прокуратуры, а также создание горячей линии для анонимных сообщений. Руководством страны отмечается важность проведения по этому на -правлению научных исследований и внедрению практических результатов, проведению профилактических мероприятий. В государственных органах страны коррупция ниже, чем в бизнесе, что объясняется особым положением чиновников: высокие зарплаты, льготы и жесткие требования к должностным лицам.

В Нидерландах нормы противодействия коррупции заложены в конституции этой стра -ны (Конституции Королевства Нидерландов). Здесь существуют три уровня для расследова -ния коррупционных дел: в самой организации, в Службе общественного мнения и в Генеральной прокуратуре. Виновными всегда признаются две стороны, и для возбуждения дела достаточно одного факта принятия «подарка». Чиновники, «пойманные» на взятке, лишаются всех социальных льгот и гарантий.

Успех борьбы с коррупцией в Финляндии во многом объясняется тем, что финны взяли из мирового опыта самые эффективные мето -ды противодействия и применили их: свободу прессы; принципы открытости и гласности в работе государственных органов; снятие неприкосновенности с чиновников, депутатов, президента и судей. При этом в стране нет специального закона о коррупции или специальных органов контроля, но практически нет и коррупции3.

В настоящее время в странах, входящих в состав Содружества Независимых Государств

1 Институционализация - англ. institutionalization; нем. Institutionalisierung. 1. Образование стабильных образцов соц. взаимодействия, основанного на формализованных правилах, законах, обычаях и ритуалах. И. делает возможным прогнозирование соц. поведения в определенных соц. ролях (таких, как роль родителей, служащего, священника и т. п.). 2. Правовое и организационное закрепление сложившихся в обществе форм поведения, отношений и т.д. (URL: http://www.onlineslovari.ru/dic-soc.html (дата обращения: 07.01.2020)).

2 URL: http://cyberleninka.rU/artikle/n/protivodeystivie-korruptsii-v-stranah-sodpruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv (дата обращения: 20.11.2019).

3 URL: https://zen.yandex.ru/media/spasibovsem/13-naimenee-korrumpirovannyh-stran-mira-5c5c9d5b53ed6f00ad78cd02 (дата обращения: 08.01.2020).

(СНГ), также накоплен немалый опыт борьбы коррупцией, ставший основой межгосударственной системы противодействия преступности на пространстве СНГ. Коррупция, являясь преступным и деструктивным фактором на национальным и интеграционном уровне, разрушающим добросовестные партнерские связи и наносящим значительный урон внешнеэкономическому сотрудничеству стран СНГ, приобретает транснациональный характер.

Проблема коррупции в таможенных органах непосредственно связана с международной торговлей, она влияет на мировую экономику. Негативный результат коррупции в таможенных службах включает:

• сокращение доходов;

• экономический ущерб, который возникает из-за снижения доходов;

• недобросовестную ценовую конкуренцию для местных отраслей промышленности;

• недооценку и/или неправильную классификацию импортных и экспортных товаров.

Кроме того, «коррупционные опасения» касаются:

• незаконного ввоза опасных веществ и про -дуктов, в том числе запрещенных к перевозке товаров;

• возврата конфискованных товаров и валюты;

• занижения таможенных пошлин и таможенной стоимости товаров;

• предоставления необоснованных отсрочек таможенных платежей.

Пограничная коррупция позволяет преуспевать другим преступлениям, таким как терроризм и браконьерство, которые имеют разрушительные и длительные последствия.

Всемирная таможенная организация считает, что наибольшая вероятность возникно-

вения коррупции существует там, где таможенные органы обладают монополией власти над клиентами, имеют дискреционные полномочия в отношении поставок товаров или услуг, а также пользуются тем, что имеет место низкий уровень контроля или подотчетности4. Примером может служить случай, когда сотрудники отдела собственной безопасности Оренбургской таможни совместно с оперативно-розыскной частью Оренбургского линейного отдела МВД России на транспорте Оренбургской области задержали трех должностных лиц таможенного пункта «Илекский» при получении взятки в размере 50 тыс. руб. от участника внешнеэкономической деятельности, осуществлявшего транзит через границу из Узбекистана четырех автомобилей марки «КАМАЗ». Как было установлено, сотрудники таможенного пункта, находясь на своих рабочих местах на территории многостороннего автомобильного пункта пропуска Оренбургской таможни, с целью незаконного получения денежных средств от жителя Узбекистана С. искусственно созда -ли условия, препятствующие проезду данных автомобилей через таможенную границу. В этой ситуации С. был вынужден дать взятку сотрудникам таможенного поста за беспрепятственный проезд через таможенную границу Российской Федерации. По данному факту в отношении должностных лиц таможенного пункта «Илецкий» Оренбургской таможни было возбуждено уголовное дело по пунктам «а», «в» ч. 4 ст. 290 УК РФ за получение взятки5.

Сегодня государства - участники СНГ придают большое значение не только экономической интеграции, но и эффективному междуна -родному сотрудничеству в сфере противодействия коррупции, нацеленному на создание антикоррупционного консенсуса в рамках СНГ.

4 Базалиева К.Ю., Паулов П.А. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения // Экономика и социум. 2018. № 3 (46).

5 Э.Ж. Жабаева, Е.О. Филиппова. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Приложение 39. «Современные научные исследования. 2017. Вып. 7. https://e-koncept.ru/2017/970671.htm (дата обращения: 08.01.2020).

На протяжении ряда лет сотрудничества государств - участников СНГ было принято несколько основополагающих документов. Так 15.11.2003 г. был принят Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике»; 25.11.2008 г. - Модельный закон «О противодействии коррупции»; 29.11.2013 г. - Модельный закон «Об антикоррупционном мониторинге»; 17.05.2012 г. -Модельный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». 25.10.2013 г. государствами - участниками СНГ подписано Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК), задачами которого были обозначены:

• определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции;

• оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств - участников данного соглашения;

• содействие сближению и гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств-участников;

• разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества государств-участников в сфере противодействия коррупции;

• координация взаимодействия компетентных органов государств-участников, а также заинтересованных органов СНГ по вопросам противодействия коррупции;

• обеспечение реализации принятых в рамках СНГ документов в сфере противодействия коррупции.

В июле 2018 г. на заседании МСПК при рассмотрении вопросов развития нормативно-правовой базы и координации деятельности сторон при выполнении совместных проектов на пространстве СНГ в борьбе с коррупцией было определено, что в ближайшем пе-

риоде одним из приоритетных направлений сотрудничества в этой сфере будет являться возврат активов, полученных противоправным путем. Предполагается, что такая мера лишит коррупционные действия финансовой основы

Во время названного заседания было подписано Соглашение о сотрудничестве между МСПК и Координационным советом руководителей органов налоговых (финансовых) расследований государств - участников СНГ, положения которого нацелены на противодействие коррупции, легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма.

11 октября 2017 г. на Саммите СНГ в г. Сочи принята Концепция сотрудничества государств - участников СНГ о противодействии коррупции (далее - Концепция).

Большинство положений и понятий Концепции базируются на национальных законах государств - участников СНГ в этой области. Так, согласно российскому законодательству противодействие коррупции означает деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), деятельность по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

В законодательстве о противодействии коррупции Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан и других государств - участ-

ников СНГ определение противодействия коррупции имеет много общего. С точки зрения основ уголовного права она является уголовно наказуемым деянием, включающим составы нескольких преступлений против государственной службы, правопорядка, прав и законных интересов граждан и других гражданских и государственных устоев общества.

Значимость Концепции велика и состоит в том, что она служит межгосударственной основой для дальнейшей разработки в рамках СНГ международных договоров, соглашений межгосударственных программ в сфере противодействия коррупции.

В Концепция определены принципы и цели антикоррупционного сотрудничества государств - участников СНГ, в том числе в таможенной сфере деятельности, включающие создание в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств - участников СНГ благоприятных условий для совместных усилий по противодействию коррупции; углублению и расширению международного сотрудничества; развитию партнерства субъектов в формировании и реализации мер антикоррупционной политики; установлению антикоррупционных стандартов в государствах - участниках СНГ с учетом уровня, определенного международными правовыми актами, заключенными в рамках СНГ; обеспечение доступа к информации о фактах коррупции,коррупциогенных факторах и реализации антикоррупционной политики и др.

Одними из основных принципов в Концепции определены неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В качестве важной меры противодействия коррупции нормы законодательства стран СНГ предусматривают профилактику коррупции путем формирования в обществе нетер-

пимости к коррупционному поведению, антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; предъявление соответствующих закону квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; применения мер юридической ответственности за непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Сотрудничество государств - участников СНГ в области противодействия коррупции направлено на дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы СНГ в данной сфере. При этом разработка и реализация совместных программ и планов по противодействию коррупции в рамках СНГ предполагает осуществление согласованных мер в сотрудничестве с международными организациями в сфере противодействия коррупции.

В таможенной сфере государства - участники СНГ осуществляют взаимное содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по противодействию коррупции, в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования, в рамках Соглашения о МСПК по запросам или в инициативном порядке; государства - участники СНГ предоставляют соответствующую информацию в заинтересованные министерства внутренних дел этих государств.

12 сентября 2018 г. в г. Чолпон-Ата (Кыргызская Республика) на XVIII заседании Комитета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (далее - Комитет) были рассмотрены механизмы и порядок реализации мероприятий по противодействию

коррупции6. Особое внимание уделялось вопросам организации и проведения совместных мероприятий по борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями в таможенной сфере, а также вопросам координации деятельности по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Также на заседании рассматривались аспекты совершенствования информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных служб: участники обменялись опытом использования программных средств при расследовании уголовных дел и дел об административных правонарушениях, а также проводились мероприятия по повышению квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных служб государств - участников СНГ7.

С учетом рекомендаций Экономического совета СНГ и по согласованию с Исполкомом СНГ заключены рамочные меморандумы и протоколы об информационном обмене с координационными правоохранительными органами СНГ, такими как Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, Антитеррористический центр стран СНГ, Координационная служба Совета командующих пограничными войсками стран СНГ.

В Концепции стран СНГ о противодействии коррупции от 11.10.2017 г. уделено особое внимание формам сотрудничества путем: обмена информацией о состоянии коррупционной преступности; выполнения запросов об оказании правовой помощи, поступающих от компетентных органов государств - участников

СНГ, по вопросам противодействия коррупции в рамках международных договоров и национального законодательства; выработки предложений по совершенствованию правового обеспечения, форм и методов совместной де -ятельности по противодействию коррупции; обмена нормативными правовыми актами, научными, учебными и методическими пособиями по проблемным вопросам противодействия коррупции; оказания содействия проведению проверок по заявлениям, сообщениям и иной информации о коррупционных преступлениях и правонарушениях.

Исключительную важность для расширения сотрудничества стран СНГ представляют официальные визиты и рабочие встречи; координационные совещания по актуальным вопросам противодействия коррупции; проведение международных научно-практических конференций, круглых столов, семинаров; внедрение интернет-технологий в процесс многоуровневого взаимодействия в сфере противодействия коррупции; обмен опытом работы по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений; проведение совместных семинаров, консультаций и совещаний; разработка унифицированных понятий и терминов, используемых в области противодействия коррупции; обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов, осуществляющих противодействие коррупции, в том числе на базе соответствующих высших учебных заведений государств - участников СНГ; заключение международных договоров о сотрудничестве в сфере противодействия коррупции.

6 Комитет образован по инициативе Совета руководителей таможенных служб государств-участников Содружества Независимых Государств (СРТС СНГ), созданного Решением Совета глав правительства СНГ от 23.12.1993. для координации действий таможенных служб государств-участников СНГ в области таможенного дела. (Решением СРТС СНГ№ 9/47 06.06.2008 г.).

7 Информация Исполнительного комитета СНГ (URLhttp:// https://t.me/lentasng (дата обращения 09.01.2020).

Современный быстро меняющийся мир бросает новые вызовы, порождает новые угрозы, требующие выработки особых подходов и принятия эффективных комплексных мер по усилению потенциала всех государственных институтов, призванных обеспечивать безопасность. Это требует укрепления и

совершенствования сотрудничества правоохранительных подразделений в борьбе с коррупционными и иными правонарушениями в таможенной сфере - решения одной из важнейших задач, стоящих перед таможенными службами государств - участников Содружества Независимых Государств

Нормативно-правовые акты и ли

1. Модельный закон от 15.11.2003 г. «Основы законодательства об антикоррупционной политике» (Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств. 2004. № 33. С. 225-260).

2. Модельный закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (принят в г. Санкт-Петербурге 17.05.2012 г. Постановлением 37-12 на 37-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).

3. Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции (Интернет-портал правовой информации Шр:// www.pravo.gov.ru, 23.10.2014).

4. Модельный закон от 29.11.2013 г. «Об антикоррупционном мониторинге» (принят в г. Санкт-Петербурге 29.11.2013 г. Постановлением 3921 на 39-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ).

5. Концепция сотрудничества государств -участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции» (принята Решением Совета глав государств СНГ в г. Сочи 11.10.2017 г.).

6. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». «Собрание законодательства РФ». 29.12.2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.

7. Информация Исполнительного комитета СНГ о проведении 12.09. 2018 г. 18-го заседания Коми-

тета глав правоохранительных подразделений Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ (URL: http:// https://t.me/ lentasng (дата обращения 09.01.2020).

8. Базалиева К.Ю., Паулов П.А. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные методы предупреждения // Экономика и социум. 2018. № 3 (46).

9. Э.Ж. Жабаева, Е.О. Филиппова. Коррупция в таможенных органах: причины и возможные мето -ды предупреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». Приложение 39. «Современные научные исследования. 2017. Выпуск 7. (https://e-koncept.ru/2017/970671.htm).

10. .URL:http://cyberleninka.ru/artikle/n/ protivodeystivie-korruptsii-v-stranah-sodpruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv

11. https://cyberleninka.ru/article/n/ protivodeystvie-korruptsii-v-stranah-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv Поляков М.М. Противодействие коррупции в странах Содружества Независимых Государств // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2014. № 2. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/protivodeystvie-korruptsii-v-stranah-sodruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv (дата обращения: 10.12.2020).

12. URL: https://zen.yandex.ru/media/ spasibovsem/13-naimenee-korrumpirovannyh-stran-mira-5c5c9d5b53ed6f00ad78cd02

Normative legal acts and literature

1. Model law «Fundamentals of legislation on anti-corruption policy» from 15.11.2003 (Information bulletin. Interparliamentary Assembly of Member States of the Commonwealth of Independent States. 2004. N 33. S. 225 - 260).

2. The Model Law on Anti-Corruption Expertise of Regulatory Legal Acts and Draft Regulatory Legal Acts «(adopted in St. Petersburg on 17.05.2012 by

Resolution 37-12 at the 37th plenary session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States).

3. Agreement on the formation of the Interstate Council for Combating Corruption (Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 23.10.2014).

4. Model Law «On Anti-Corruption Monitoring» dated November 29, 2013. Adopted in St. Petersburg

on November 29, 2013 by Resolution 39-21 at the 39th plenary session of the CIS Interparliamentary Assembly)

5. The concept of cooperation of member states of the Commonwealth of Independent States in combating corruption. Adopted by the Decision of the Council of CIS Heads of State in Sochi on 11.10.2017)

6. Federal Law dated 25.12.2008 No. 273-FZ «On Combating Corruption».

7. «Collection of legislation of the Russian Federation», December 29, 2008, N 52 (part 1), art. 6228

8. Information from the CIS Executive Committee on the holding of the 18th meeting of the Committee of Heads of Law Enforcement Divisions of the Council of Heads of Customs Services of the CIS Member States on September 12, 2018 (URLhttp: // https://t.me/ lentasng (date of access 09/01/2020)...

9. Bazalieva K.Yu., Paulov P.A. Corruption in customs authorities: causes and possible methods of prevention / «Economy and Society» No. 3 (46) 2018

10. E. Zh. Zhabaeva, EO Filippova «Corruption in customs authorities: causes and possible methods of prevention» Scientific and methodological electronic journal «Concept». Appendix 39. «Modern scientific research. Issue 7 «. 2017. (https://e-koncept. ru/2017/970671.htm)

11. URL: http: //cyberleninka.ru/artikle/n/ protivodeystivie-korruptsii-v-stranah-sodpruzhestva-nezavisimyh-gosudarstv

12. URL: https: //zen.yandex.ru/media/ spasibovsem/13-naimenee-korrumpirovannyh-stran-mira-5c5c9d5b53ed6f00ad78cd02

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.