Научная статья на тему 'УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН'

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРАВОНАРУШЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / BRIBERY / CRIMINAL RESPONSIBILITY / CORRUPTION / COUNTERING / MODEL CODE / PREVENTION OF OFFENSES / INTERNATIONAL STANDARDS / FIGHT AGAINST CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нурализода Вайсиддин Джалолидин

В статье рассматриваются вопросы привлечения к уголовной ответственности за взяточничество и направления воздействия на коррупцию. С этой целью анализируются правовые акты Республики Таджикистан на предмет их соответствия Модельному закону СНГ «О противодействии коррупции» и Конвенции ООН против коррупции. Отмечается, что в Республике Таджикистан организационно-правовая система противодействия коррупции была сформирована и закреплена в 2005 г. в связи с принятием Закона РТ «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, по мнению автора, эффективность существующей в настоящее время системы противодействия коррупции в Республике Таджикистан вызывает определенные сомнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR BRIBERY IN THE SYSTEM OF MEASURES COUNTERING CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

In the article considered the questions of criminal responsibility for bribery and potential ways of the impact on the corruption. For this purpose, it analyzed some legal acts of the Republic of Tajikistan for its compliance with the CIS Model Law "On Countering Corruption" and the UN Convention against Corruption. It is noted that in the Republic of Tajikistan, the institutional-legal system for combating corruption were established in 2005 with the adoption of the Law of the Republic of Tajikistan “On the fight against corruption”. At the same time, in the author’s opinion, the effectiveness of the current anti-corruption system in the Republic of Tajikistan under the critical doubts.

Текст научной работы на тему «УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН»

УДК 343.352 (575.3)

НУРАЛИЗОДА В.Д.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО В СИСТЕМЕ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

Ключевые слова: взяточничество, уголовная ответственность, коррупция, противодействия, Модельный кодекс, предупреждение, правонарушений, международные стандарты, борьба с преступностью.

В статье рассматриваются вопросы привлечения к уголовной ответственности за взяточничество и направления воздействия на коррупцию. С этой целью анализируются правовые акты Республики Таджикистан на предмет их соответствия Модельному закону СНГ «О противодействии коррупции» и Конвенции ООН против коррупции. Отмечается, что в Республике Таджикистан организационно-правовая система противодействия коррупции была сформирована и закреплена в 2005 г. в связи с принятием Закона РТ «О борьбе с коррупцией». Вместе с тем, по мнению автора, эффективность существующей в настоящее время системы противодействия коррупции в Республике Таджикистан вызывает определенные сомнения.

NURALIZODA, V.J.

THE CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR BRIBERY IN THE SYSTEM OF MEASURES COUNTERING CORRUPTION IN THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN

Keywords: bribery, criminal responsibility, corruption, countering, Model Code, prevention of offenses, international standards, the fight against crime.

In the article considered the questions of criminal responsibility for bribery and potential ways of the impact on the corruption. For this purpose, it analyzed some legal acts of the Republic of Tajikistan for its compliance with the CIS Model Law "On Countering Corruption" and the UN Convention against Corruption. It is noted that in the Republic of Tajikistan, the institutional-legal system for combating corruption were established in 2005 with the adoption of the Law of the Republic of Tajikistan "On the fight against corruption". At the same time, in the author's opinion, the effectiveness of the current anti-corruption system in the Republic of Tajikistan under the critical doubts.

В соответствии с международными стандартами, каждое государство, присоединившееся к Конвенции ООН против коррупции, основываясь на принципах национального законодательства, разрабатывает и реализует эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции [1]. В качестве рекомендации, Конвенция ООН предлагает формирование системы противодействия коррупции, осуществляемой фактически по двум основным направлениям - предупреждение коррупции и борьба с коррупцией [2]. При этом вопросы привлечения к уголовной ответственности за коррупционные преступления, в том числе за взяточничество, входит в сферу борьбы c коррупцией. Основной идеей последнего в рамках Конвенции ООН против коррупции выступает криминализация отдельных деяний. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что формирование организационно-правовой системы противодействия коррупции на национальном уровне рассматривается как прерогатива суверенных государств.

В Республике Таджикистан организационно-правовая система противодействия коррупции, как таковая, была сформирована в 2005 г. в соответствии с принятием Закона РТ «О борьбе с коррупцией» [3]. До этого усилия государственной власти по формированию эффективной системы противодействия коррупции, по мнению ряда исследователей, носили скорее формальный и декларативный характер, что отчасти объясняется отсутствием специализированного органа по координации противодействия коррупции и неполнотой принимавшихся мер [4]. Следует отметить, что эффективность существующей в настоящее время системы противодействия коррупции в Республике Таджикистан также вызывает у некоторых национальных исследователей определенные сомнения. Это объясняется спецификой таджикской коррупции, для которой, по мнению исследователей, не характерно наличие транснациональных связей и свойственно переплетение с национальной культурой [5], что делает затруднительным реализацию некоторых положении конвенции ООН против коррупции.

Не вдаваясь в дискуссию вокруг данных выводов, отметим, что Закон РТ «О борьбе с коррупцией» связан скорее не с Конвенцией ООН против коррупции, а с реализацией общего подхода стран-участников Содружества Независимых Государств (далее СНГ) по вопросам борьбы с коррупцией, выраженного в Модельном Кодексе СНГ «О борьбе с коррупцией» 1999г. [6]. Этот вывод подтверждается не только общностью структуры Закона РТ «О борьбе с коррупцией» и Модельного закона СНГ «О борьбе с коррупцией», но и общим видением

организационно-правовых основ противодействия коррупции. Так, в частности, Модельный кодекс СНГ «О борьбе с коррупцией» 1999г. определил фактически три направления воздействия на коррупцию - предупреждение коррупции, реализацию юридической ответственности за коррупционные правонарушения и устранение последствий коррупционных правонарушений. Аналогично была выстроена и система борьбы с коррупцией и в Республике Таджикистан, где были определены те же самые направления. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что данный подход является более разносторонним, чем тот, который предлагает Конвенция ООН против коррупции, где специально не выделяется такое направление воздействия на коррупцию, как устранение ее последствий.

В 2008 г., в соответствии с Межгосударственной программой СНГ о совместных мерах по борьбе с преступностью на 2008-2010 гг., был принят Модельный закон СНГ «О противодействии коррупции» в новой редакции. В нем, как отмечают исследователи, большое значение уделялось развитию межгосударственных связей между государствами СНГ по противодействию коррупции [7]. Однако принятие данного Модельного закона не привело к принятию нового Закона в Республики Таджикистан о противодействии коррупции. Изменение общего подхода стран-участников СНГ в сфере противодействия коррупции было воспринято на национальном уровне в Республике Таджикистан посредством внесения отдельных изменений в действующее национальное законодательство. При этом ряд вопросов, которые, по нашему мнению, имеют важное значение для формирования организационных основ противодействия коррупции в Республике Таджикистан, остались не урегулироваными, либо требуют уточнения.

Во-первых, обращает на себя внимание изменение названия модельного закона СНГ против коррупции, где характер воздействия на коррупцию стал обозначаться не термином «борьба», а словом «противодействие», в то время как в Республике Таджикистан прежнее название Закона «О борьбе с коррупцией» сохранили. Во-вторых, изменился подход стран-участников СНГ к основным направлениям противодействия коррупции, который был своеобразно реализован в Республике Таджикистан.

В частности, Модельный кодекс СНГ «О противодействии коррупции (новая редакция)» устранил трехсоставную систему воздействия на коррупцию, скоординировав в этом плане свою позицию с положениями Конвенции ООН против коррупции, а также отчасти трансформировал и разъяснил содержание оставшихся направлений. Так, в Модельном кодексе появилось описание предупреждения коррупции, как деятельности, направленной на выявление, устранение, либо ограничение причин, порождающих условия или способствующих коррупции. Вместо привлечения к юридической ответственности, Модельный кодекс СНГ «О противодействии коррупции» 2008 г. представил деятельность по предупреждению, пресечению, раскрытию, расследованию коррупционных правонарушений и наказанию виновных [8]. Таджикский законодатель скорректировал свой подход, заменив привлечение к юридической ответственности на более широкую конструкцию, включающую выявление, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений. При этом было расширено направление, связанное с ликвидацией последствий коррупции и добавлено еще одно направление. В итоге, организационная основа противодействия коррупции в Республики Таджикистан стала включать в себя четыре основных направления:

1) деятельность по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

2) деятельность по выявлению, раскрытию, пресечению и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

3) деятельность по минимизации и устранению последствий коррупционных правонарушений;

4) деятельность по оказанию содействия в предупреждении, выявлении, раскрытии, пресечении и расследовании коррупционных правонарушений.

В итоге, как мы видим, законодатель в Законе РТ «О борьбе с коррупцией» дважды использовал термин «борьба», причем в двух разных смыслах: в смысле общего воздействия на коррупцию (оставив данный термин как определяющий сущность данного воздействия в названии Закона) и в смысле выявления, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений. В связи с этим, необходимо определить значение данного термина.

Следует отметить, что в науке по этому вопросу нет единства мнений. Так, например, А.И. Долгова под борьбой с преступностью рассматривает активное столкновение общества и преступности в целях обеспечения господства закона и охраняемых им интересов посредством осуществления общей организации борьбы с преступностью, предупреждения преступности и осуществления правоохранительной деятельности [9]. Как мы видим, данное определение является довольно широким и охватывает разные направления деятельности, которые даже шире, чем те, которые предусмотрены Законом РТ «О борьбе с коррупцией». О.А. Алфимова определила борьбу с преступностью, как систему разнообразных мер, направленных на устранение детерминант преступности, пресечение и раскрытие преступлений, осуществление уголовного правосудия, исправление лиц, совершивших преступление, а также профилактику и предупреждение противоправных деяний [10]. В целом, данный подход соответствует изначальному подходу законодателя, принявшего Закон РТ «О борьбе с коррупцией», который предусматривал такие направления борьбы как предупреждение коррупции, привлечение к ответственности и ликвидацию последствий коррупции. Как мы видим, широкое восприятие термина «борьба с коррупцией» имеет научную основу. Однако, несмотря на это, позиция таджикского законодателя по отношению к данному термину претерпела определенные изменения.

В частности, в 2013 году с учетом международных стандартов была разработана Стратегия противодействия коррупции в Республике Таджикистан на период 2013-2020 годов

[11]. Как мы видим законодатель, при определении названия данного документа, использовал не термин «борьба», а слово «противодействие». В содержании же данного нормативного правового акта, при описании различных форм и мер противодействия коррупции, он употребил и слово «борьба». То есть налицо определенная подмена понятий в плане установления на уровне СНГ подходов к терминологии.

Вообще, если сравнивать лексическое значение слов «борьба» и «противодействие», то можно обнаружить существенную разницу между ними. Так, слово «борьба» толкуется, как сражение со стремлением победить; стремление что-либо уничтожить, искоренить. Слово «противодействие», в свою очередь, толкуется как действие, препятствующее другому действию

[12]. Как видим, термин «борьба» предполагает реализацию радикальной, наиболее жесткой формы воздействия на объект, предполагая его полное устранение из орбиты воздействия, в то время как противодействие не имеет такого однозначного характера и предполагает недопущение распространения воздействия данного объекта. Это обстоятельство сформировало точку зрения, согласно которой борьба с преступлениями (в том числе с коррупционными преступлениями) выражается преимущественно в мерах уголовно-правового характера [13], отличающихся наиболее суровыми формами воздействия на коррупцию. Например, А.П. Алексеева и П.И. Бабошкин вполне справедливо указывают, что борьба с преступностью полностью находится в плоскости воздействия на противоправное поведение, в то время как, например, профилактика направлена не на противоправное поведение, а только лишь на факторы, которые могут способствовать его возникновению. Поэтому, по мнению указанных авторов, борьба с коррупцией предполагает активное осуществление мероприятий, направленных на выявление, раскрытие и расследование уже совершенных противоправных деяний. В этом аспекте профилактика и борьба с преступлениями, взаимно дополняя друг друга, формируют противодействие правонарушениям [14]. Таким образом, термин «борьба с коррупцией» уже по своему значению, чем термин «противодействие коррупции».

А.В. Майоров, также отмечая наличие конкуренции смежных понятий «борьба с преступностью» и «профилактика преступности», отмечал, что по отношению к ним термин «противодействие преступности» универсален и носит собирательный характер [15]. В целом, по нашему мнению, такая позиция представляется наиболее логичной, соответствующей и лексическому толкованию, и соотношению терминов «борьба» и «противодействие», а также созвучной международно-правовому подходу на уровне стран-участников СНГ.

Весьма противоречивой в этой связи выглядит позиция В.Б. Малинина и В.А. Измалкова, по мнению которых «борьбу с преступностью» можно рассматривать в двух значениях, - как предупреждение преступности и как деятельность по раскрытию и пресечению преступлений, выявлению виновных и их наказанию [16]. На наш взгляд, эта позиция не учитывает значения

термина «борьба» и вносит путаницу в понятийно-категориальный аппарат, поскольку не ясно, в каких случаях борьбу с коррупцией следует оценивать в значении профилактики, а в каких - в значении привлечения к юридической ответственности. Интересно, что 76,5% опрошенных нами сотрудников органов милиции и прокуратуры Республики Таджикистан указали, что термин «противодействие коррупции» шире по своему значению, чем термин «борьба с коррупцией». При этом, по мнению 62,8% респондентов, термин «борьба с коррупцией» предполагает действия по привлечению лиц, совершивших коррупционное правонарушение к юридической ответственности. Как мы видим, практические работники, в целом, верно понимают сущность и соотношение исследуемых терминов.

Следует отметить, что в большинстве стран СНГ в названиях законов, устанавливающих организационно-правовые основы противостояния коррупции, используется термин «противодействие», который качестве одного из направлений включает деятельность по борьбе с коррупцией.

Например, Закон Кыргызской Республики «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимает деятельность по профилактике коррупции, по борьбе с коррупцией, по минимизации и ликвидации последствий коррупции и по оказанию содействия в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании коррупционных правонарушений [17]. Как мы видим, противодействие коррупции понимается кыргызским законодателем также же, как и противодействие коррупции по Закону РТ «О борьбе с коррупцией». В Законе Туркменистана термин «борьба» с коррупцией вообще представлен в виде самостоятельного понятия, охватывающего деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций гражданского общества, физических и юридических лиц в пределах их компетенции, направленная на выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование правонарушений, связанных с коррупцией. При этом отмечается, что борьба с коррупцией является элементом противодействия коррупции [18].

Не вдаваясь в спорность представленного определения в части возможности и допустимости осуществления органами местного самоуправления, организациями гражданского общества, физическими и юридическими лицами деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, подчеркнем, что в содержательном аспекте понятие «борьба с коррупцией» в Туркменистане, в целом, соответствует аналогичному понятию в Республике Таджикистан.

На основании изложенного, представляется необходимым привести в соответствие с логикой и международными стандартами стран-участников СНГ наименование Закона РТ «О борьбе с коррупцией», заменив в его названии слово «борьба» на слово «противодействие». Соответственно, требуют корректировки нормативные правовые акты производного характера, а также наименования субъектов противодействия коррупции, например, Агентства по государственному финансовому надзору и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан.

Литература и источники

1. Конвенция ООН против коррупции: Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года; Таджикистан присоединился 25 сентября 2006 [электронный ресурс] офиц. сайт ООН. - URL. -http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (Дата обращения 08.12.2018 года)

2. Суханов В.А. 10 лет Конвенции ООН против коррупции: успехи и вызовы// Власть. 2013. №10. С. 181.

3. О борьбе с коррупцией: Закон Республики Таджикистан от 25 июля 2005 года №100; в ред. Закона РТ № 1440 от 30 мая 2017 года [электронный ресурс] base.spinform: справочная правовая система- URL. -http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8989 (Дата обращения 8.12.2018 года)

4. Гинтер Ю.И. Анализ влияния антикоррупционных мер на экономическую безопасность Республики Таджикистан // Вестник Таджикского технического университета. 2010. Т.1-1. №1. С.92.

5. Умаров Х.А. Проблемные моменты в вопросе имплементации международно-правовых актов Республикой Таджикистан (на примере Конвенции ООН против коррупции 2003 г.)// Противодействие современной преступности: оценки эффективности уголовной политики и качества уголовного закона: Сборник научных трудов. Саратов: Сателлит, 2010. С. 108-110.

6. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 3 апреля 1999 г. №13-4 «О правовом обеспечении противодействия преступности на территории стран Содружества» // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. 1999. №21.

7. Башанкаев С.Д. Антикоррупционная политика в странах СНГ // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. №1. С. 169.

8. О противодействии коррупции: Модельный закон СНГ (новая редакция); Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-20 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ //

Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2QQ9. №43. С. 429 - 446.

9. Долгова А.И. Криминология. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2Q16. С.251-261.

1Q. Алфимова О.А. Словарь основных криминологических терминов. Новокузнецк: ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2Q14. С. 5.

11. Стратегия по противодействию коррупции в Республике Таджикистан на 2Q13-2Q2Q годы: утверждена Указом Президента Республики Таджикистан от 3Q августа 2Q13 года, № 15Q4; в редакции Указа Президента РТ 7Q3, от 19.Qб.2Q17г.№892 [электронный ресурс] Агентство по государственному финансовому надзору и борьбе с коррупцией РТ: офиц сайт URL .- http://anticorruption.tj/index.php/ru/protivostoyanie-korruptsii/strategiya-i-programmy-natsionalnogo-razvitiya (Дата обращения 12.12.2Q18 года)

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка: / под общ.ред. проф. Л.И. Скворцовой. 24-е изд. испр. М.: Оникс, 2QQ5. С.69.

13. Трунцевский Ю.В. Понятие, содержание и виды мер уголовно-правового и административного воздействия // Административное и муниципальное право. 2Q15. №6. С. 555-556.

14. Алексеева А.П., Бабошкин П.И. Понятие противодействия преступности // Юристъ-Правоведъ. №3. С.33.

15. Майоров А.В. Противодействие преступности - приоритетное направление в уголовной политике государства // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч-практ. конф. № 2(34). Новосибирск: СибАК, 2Q14. С. 128-133.

16. Малинин В.Б., Измалков В.А. Борьба с организованной преступностью одна из основных задач государства// Актуальные вопросы борьбы с преступлениями^^. № 1. С.29.

17. О противодействии коррупции: Закон Кыргызской Республики от 8 августа 2Q12 года N 153; в ред Закона КР от 17 мая 2Q14 года N 7Q [электронный ресурс] офиц. сайт Генеральной прокуратуры Кырзгыз. Респ. - URL -https://www.prokuror.kg/the-legal-basis-for-the-activities-of-procuratorial-organs-m/legislation-on-combating-corruption/26B0-zakon-kyrgyzskoj-respubliki-o-protivodejstvii-korruptsii.html (Дата обращения 12.12.2Q18 года).

1B. О противодействии коррупции: Закон Туркменистана от 1 марта 2Q14 года №35-V; в ред Законов Туркменистана от 26.Q8.2Q17 г. №600-V, Q4.11.2Q17 г.) [электронный ресурс] законодательство стан СНГ: прав. портал. -URLhttp://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=659B9 (Дата обращения 12.12.2Q18 года).

References and Sources

1. Konvenciya OON protiv korrupcii: Prinyata rezolyuciej 5B/4 General'noj Assamblei ot 31 oktyabrya 2003 goda; Tadzhikistan prisoedinilsya 25 sentyabrya 2006 [ehlektronnyj resurs] ofic. sajt OON. - URL. - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (Data obrashcheniya 0B.12.201B goda)

2. Suhanov V.A. 1Q let Konvencii OON protiv korrupcii: uspekhi i vyzovy// Vlast'. 2Q13. №1Q. S. 1B1.

3. O bor'be s korrupciej: Zakon Respubliki Tadzhikistan ot 25 iyulya 2QQ5 goda №1QQ; v red. Zakona RT № 144Q ot 3Q maya 2Q17 goda [ehlektronnyj resurs] base.spinform: spravochnaya pravovaya sistema- URL. - http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=B9B9 (Data obrashcheniya B.12.201B goda)

4. Ginter YU.I. Analiz vliyaniya antikorrupcionnyh mer na ehkonomicheskuyu bezopasnost' Respubliki Tadzhikistan // Vestnik Tadzhikskogo tekhnicheskogo universiteta. 2010. T.1-1. №1. S.92.

5. Umarov H.A. Problemnye momenty v voprose implementacii mezhdunarodno-pravovyh aktov Respublikoj Tadzhikistan (na primere Konvencii OON protiv korrupcii 2003 g.)// Protivodejstvie sovremennoj prestupnosti: ocenki ehffektivnosti ugolovnoj politiki i kachestva ugolovnogo zakona: Sbornik nauchnyh trudov. Saratov: Satellit, 2010. S. 10B-110.

6. Postanovlenie Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv ot 3 aprelya 1999 g. №13-4 «O pravovom obespechenii protivodejstviya prestupnosti na territorii stran Sodruzhestva» // Informacionnyj byulleten' Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv - uchastnikov SNG. 1999. №21.

7. Bashankaev S.D. Antikorrupcionnaya politika v stranah SNG // Vestnik Kalmyckogo instituta gumanitarnyh issledovanij RAN. 2Q15. №1. S. 169. B. O protivodejstvii korrupcii: Model'nyj zakon SNG (novaya redakciya); Prinyat v g. Sankt-Peterburge 25.11.200B Postanovleniem 31-20 na 31-om plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoj Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG // Informacionnyj byulleten'. Mezhparlamentskaya Assambleya gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. 2QQ9. №43. S. 429 - 446.

9. Dolgova A.I. Kriminologiya. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Norma, 2016. S.251-261.

10. Alfimova O.A. Slovar' osnovnyh kriminologicheskih terminov. Novokuzneck: FKOU VPO Kuzbasskij institut FSIN Rossii, 2014. S. 5.

11. Strategiya po protivodejstviyu korrupcii v Respublike Tadzhikistan na 2013-2020 gody: utverzhdena Ukazom Prezidenta Respubliki Tadzhikistan ot 3Q avgusta 2Q13 goda, № 15Q4; v redakcii Ukaza Prezidenta RT 7Q3, ot 19.Q6.2Q17g.№892 [ehlektronnyj resurs] Agentstvo po gosudarstvennomu finansovomu nadzoru i bor'be s korrupciej RT: ofic sajt URL .- http://anticorruption.tj/index.php/ru/protivostoyanie-korruptsii/strategiya-i-programmy-natsionalnogo-razvitiya (Data obrashcheniya 12.12.201B goda)

12. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo yazyka: / pod obshch.red. prof. L.I. Skvorcovoj. 24-e izd. ispr. M.: Oniks, 2005. S.69.

13. Truncevskij YU.V. Ponyatie, soderzhanie i vidy mer ugolovno-pravovogo i administrativnogo vozdejstviya // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2Q15. №6. S. 555-556.

14. Alekseeva A.P., Baboshkin P.I. Ponyatie protivodejstviya prestupnosti // YUrist"-Pravoved". №3. S.33.

15. Majorov A.V. Protivodejstvie prestupnosti - prioritetnoe napravlenie v ugolovnoj politike gosudarstva // Voprosy sovremennoj yurisprudencii: sb. st. po mater. XXXIV mezhdunar. nauch-prakt. konf. № 2(34). Novosibirsk: SibAK, 2Q14. S. 128-133.

16. Malinin V.B., Izmalkov V.A. Bor'ba s organizovannoj prestupnost'yu odna iz osnovnyh zadach gosudarstva// Aktual'nye voprosy bor'by s prestupleniyami.2Q15. № 1. S.29.

17. O protivodejstvii korrupcii: Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot B avgusta 2012 goda N 153; v red Zakona KR ot 17 maya 2014 goda N 70 [ehlektronnyj resurs] ofic. sajt General'noj prokuratury Kyrzgyz. Resp. - URL -https://www.prokuror.kg/the-legal-basis-for-the-activities-of-procuratorial-organs-m/legislation-on-combating-corruption/26B0-zakon-kyrgyzskoj-respubliki-o-protivodejstvii-korruptsii.html (Data obrashcheniya 12.12.201B goda).

18. O protivodejstvii korrupcii: Zakon Turkmenistana ot 1 marta 2Q14 goda №35-V; v red Zakonov Turkmenistana ot 26.Q8.2Q17 g. №6QQ-V, 04.11.2017 g.) [ehlektronnyj resurs] zakonodatel'stvo stan SNG: prav. portal. - URLhttp://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=659B9 (Data obrashcheniya 12.12.201B goda).

НУРАЛИЗОДА ВАЙСИДДИН ДЖАЛОЛИДИН - аспирант РУДН.

NURALIZODA, VAYSIDDIN JALOLIDIN - Ph.D. student, RUDN ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.