УДК 343.35
Аслан Хазрет-Алиевич Пихов
кандидат юридических наук, соискатель кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар. E-mail: [email protected]
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Статья посвящена вопросам формирования уголовно-правовых средств противодействия коррупции в государствах, ранее входивших в состав СССР. Автор проводит сравнительно-правое исследование уголовного законодательства соответствующих стран в части, касающейся ответственности за взяточничество и иные коррупционные преступления. Особое внимание обращено на правовую основу противодействия коррупции в странах-участницах Содружества Независимых Государств, осуществляющих наиболее тесное сотрудничество в данной сфере. В статье учтены нормы и Модельного уголовного кодекса, и Модельного закона «О противодействии коррупции», имеющие значение для развития национального законодательства странучастниц СНГ. На основе сравнительного анализа уголовного и иного законодательства указанных государств, точек зрения представителей теории уголовного права и криминологии определяется потенциальная возможность унификации уголовно-правовых средств противодействия транснациональной коррупции на постсоветском пространстве, предлагаются пути совершенствования таких средств.
Ключевые слова: уголовно-правовые средства противодействия коррупции, Содружество Независимых Государств, противодействие коррупции, унификация, транснациональная коррупция, коррумпированность властных структур.
Международные нормативные правовые акты признают коррупцию транснациональным явлением, которое затрагивает общество и экономику всех без исключения стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней [Конвенция ООН: 2000]. Наиболее полное сотрудничество предполагается на уровне стран, имеющих общие и во многом сходные исторические, геополитические, правовые и иные предпосылки для осуществления взаимодействия. При этом трудно найти более явный пример одновременного сочетания большинства таких предпосылок, чем Содружество Независимых Государств, а равно иные страны, ранее входившие в состав СССР, то есть так называемое постсоветское пространство [Празаускас: 1992. 7 февраля]. Данные государства не только географически граничат друг с другом, но и еще имеют обширные социогуманитарные, политические, правовые и другие связи, в том числе достаточно длительный и сравнительно недавний опыт всесоюзного правового регулирования, создававшего нормативную базу для законодательства всех бывших Советских Социалистических Республик.
Так, на протяжении всей истории существования СССР наряду с уголовным законодательством входивших в него Республик существовало общесоюзное уголовное законодательство [Основные начала...: 1924], служившее основой и ориентиром для республиканских уголовных кодексов, отличавшихся друг от друга лишь отдельными деталями. В этом же русле развивалась и теория советского уголовного права, положившая начало для дальнейшего генезиса данной отрасли научного знания в каждом из ставших суверенными государств, ранее
входивших в состав СССР [Основные начала...: 1958]. Не стали исключением и вопросы уголовной ответственности за должностные и иные коррупционные преступления, традиционно находившиеся в центре внимания советских ученых-правоведов [Ефимов: 1967; Жижиленко: 1927; Ляпунов: 1987].
После распада СССР на постсоветском пространстве возникла региональная международная организация, в которую вошла большая часть бывших Советских Социалистических Республик, - Содружество Независимых Государств (СНГ) как межгосударственное объединение, созданное для развития сотрудничества в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях. В него вошли все бывшие республики СССР, за исключением Прибалтийских государств. Туркмения и Украина являются «ассоциированными членами» СНГ, а Грузия, заявившая о выходе из состава СНГ после военного конфликта в Южной Осетии, перестала быть членом СНГ 18 августа 2009 г.
Внутри СНГ также происходят интеграционные процессы, предполагающие более тесное сотрудничество отдельных государств: Конфедеративный союз России и Белоруссии (Союзное государство России и Белоруссии), организованный 2 апреля 1997 г. на основе ранее созданного Сообщества России и Белоруссии (2 апреля 1996 г.); Организация Договора о Коллективной Безопасности (ОДКБ), созданная на основе соответствующего Договора от 15 мая
1992 г., в которую входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения; Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), договор об учреждении которого был подписан 10 октября 2000 г. главами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, Таможенный Союз.
На уровне СНГ были приняты Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января
1993 г. (Минск, 22 января 1993 г.), и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. (Кишинев, 7 октября 2002 г.), сформировавшие основу для более тесного международного сотрудничества по различным правовым вопросам.
Таким образом, на постсоветском пространстве имеются политические, экономические, правовые, социальные и иные предпосылки для осуществления активного сотрудничества в различных сферах, в том числе в области предупреждения преступности и такой ее части, как организован-ная преступность и коррупция [Иванцов: 2009].
Учитывая опыт формирования и применения всесоюзного законодательства, в СНГ активно формируется модельное законодательство, имеющее ориентирующее, рекомендательное значение для государств-участников данного объединения и способствующее унификации правовых средств регулирования определенных сфер общественных отношений. Особое значение модельное законодательство имеет в сфере противодействия преступности в целом и ее коррупционной составляющей, в частности.
Так, 3 апреля 1999 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ был принят Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 13-4 от 3 апреля 1999 г.). В дальнейшем в текст данного Модельного закона были внесены существенные изменения, а слово «борьба» в его названии было заменено на слово «противодействие» [Постановление.: 2008]. В качестве одной из целей рассматриваемого Модельного закона названа консолидация правовых средств, направленных против
коррупции, а задачами признаются обеспечение неотвратимости юридической ответственности за совершенное коррупционное правонарушение и возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями (статья 1). В статье 2 Модельного закона приводятся основные понятия, в том числе определяются коррупция и коррупционное правонарушение, субъекты таких правонарушений и субъекты противодействия коррупции. В числе целей и задач международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции названы следующие: выработка согласованной политики и совместных программ по противодействию коррупции; объединение усилий государств для преодоления угрозы дальнейшей эскалации коррупционных проявлений; выработка согласованной политики, законов и регулирующих положений в сфере противодействия коррупции (статья 7). При этом сфера правового регулирования отнесена к приоритетным для эффективной реализации комплекса мер противодействия коррупции (статья 8), что следует учитывать при совершенствовании уголовно-правовых средств противодействия коррупции.
Для формирования общей базы развития национального уголовного законодательства на уровне СНГ был принят такой рекомендательный акт, как Модельный уголовный кодекс СНГ [Модельный уголовный кодекс...: 1996], имеющий Общую и Особенную части, то есть касающийся всех институтов уголовного права.
Модельный уголовный кодекс в главе 32 «Преступления против публичной службы» раздела XIII «Преступления против государственной власти» предусматривает статьи об ответственности за взяточничество и другие преступления, которые можно отнести к числу коррупционных в силу использования виновными своего служебного статуса «из корыстной, иной личной или групповой заинтересованности»: злоупотребление служебным положением (статья 301), бездействие по службе (статья 302), превышение служебных полномочий (статья 303), незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 304), получение взятки (статья 305), дача взятки (статья 306), посредничество во взяточничестве (статья 307), служебный подлог (статья 308).
В главе 29 Модельного уголовного кодекса «Преступления против порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности» содержаться статьи об ответственности за такие преступления коррупционной направленности, как коммерческий подкуп (статья 271), злоупотребление полномочиями служащими коммерческих или иных организаций (статья 283), злоупотребление правомочиями аудиторами, третейскими судьями, нотариусом или адвокатом (статья 284). Кроме того, Модельный уголовный кодекс предусматривает использование лицом своего служебного положения в качестве квалифицирующего признака ряда иных преступлений.
Сопоставление содержания выделенных статей Модельного кодекса с национальным уголовным законодательством государств-участников СНГ привело нас к выводу о том, что данные страны при разработке своих уголовных кодексов первоначально придерживались большинства положений этого рекомендательного акта, однако в дальнейшем соответствующие уголовно-правовые нормы стали приобретать все большее количество особенностей. Данные особенности обусловлены спецификой развития каждой из данных стран, последовавшего после распада СССР, в том числе разной степенью имплементации положений общемировых и европейских международных правовых актов в сфере противодействия коррупции и транснациональной организованной преступности.
Например, имплементация статьи 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции [Конвенция ООН против коррупции...: 2003] в виде соответствующего уголовно-правового запрета произведена в Украине (статья 368-2 УК Украины) и в Кыргызстане (статья 308-1 УК Кыргызстана) [Проблемы совершенствования.: 2014, с. 36]. В России данная международно-правовая норма не была воспринята уголовным правом в силу несоответствия принципу презумпции невиновности [Правовые механизмы...: 2012, с. 133]. Однако она нашла свое отражение в гражданском законодательстве в виде новеллы, дополняющей статью 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), предусматривающей обращение по решению суда в доход государства имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с российским антикоррупционным законодательством доказательства его приобретения на законные доходы [Федеральный закон № 231-ФЗ: 2012].
Положения статьи 12 «Злоупотребление влиянием в корыстных целях» [Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию.: 1999], касающиеся так называемой торговли влиянием, имплементированы в азербайджанское и украинское уголовное законодательство: в статье 312-1 УК Азербайджана установлена ответственность за незаконное воздействие на решение должностного лица (торговля авторитетом), а в статье 369-2 УК Украины - за злоупотребление влиянием [Проблемы совершенствования.: 2014, с. 36].
Примечательно, что независимые исследования довольно скептически оценивают усилия бывших союзных республик по «минимизации» коррупционной деятельности. Так, международная организация Transparency International в своем ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» (Corruption Perceptions Index) определила в 2013 г. России 127-е место в рейтинге [Индекс восприятия коррупции: 2013]. Индекс 2013 г. охватывает 177 стран и территорий и основан на данных из источников за два последние года. Такой же результат показали Азербайджан, Гамбия, Ливан, Мадагаскар, Мали, Никарагуа и Пакистан. Если сравнивать нынешний показатель России с результатом предыдущего года, позиции страны практически не изменились. Что касается бывших советских республик, то некоторые из них заметно перегнали Россию по Индексу восприятия коррупции. Лучшие результаты показали Эстония (28 место), Литва (43), Латвия (49), Грузия (55), Армения (94), Молдова (102). Ниже России в рейтинге оказались Казахстан (140 место), Украина (144, самая коррумпированная страна в Европе), Кыргызстан (150), Таджикистан (154), а также Туркменистан и Узбекистан (делят 168 место).
При этом следует учитывать не только «имиджевые» издержки, но и иные последствия коррупционной деятельности [Иванцов; Домников: 2013].
Тем не менее отметим, что имплементация международных нормативных правовых актов в уголовное законодательство государств-участников СНГ имеет определенное унифицирующее значение. Примером тому служит тот факт, что уголовное законодательства большинства данных стран предусматривает конфискацию имущества лиц, осужденных за коррупционные преступления (Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).
Вместе с тем считаем, что позитивная роль общемировых и европейских международных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции должна сказываться не только на развитии национального, но и модельного уголовного законодательства государств-участников СНГ. Представляется, что
присоединение данных стран к тем или иным декларациям либо конвенциям является поводом для совершенствования соответствующих модельных законов, в том числе и Модельного уголовного кодекса. Только тогда модельное законодательство не утратит своей актуальности, действительно обретет свойства некой основы для унификации национального уголовного законодательства стран в составе СНГ. Положительный опыт в такой унификации может выступить одной из предпосылок расширения международного сотрудничества на постсоветском пространстве, способствовать более активному вовлечению в данную деятельность прибалтийских стран и иных бывших социалистических государств, не участвующих в СНГ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ефимов М.Е. Вопросы квалификации должностных преступлений по УК БССР. Минск : Беларусь, 1967. 40 с.
2. Жижиленко А.А. Должностные (служебные) преступления. М. : Право и жизнь, 1927. 132 с.
3. Здравомыслов Б.В. Должностные преступления. М. : Юрид. лит., 1975. 168 с.
4. Иванцов С.В. Использование международного опыта в системе контроля организованной преступности // Черные дыры в Российском законодательстве: Юрид. журнал. 2010. № 6. С. 97-100.
5. Иванцов С.В. Коррупция в системе организованной преступности и правовые средства ее предупреждения // Организованная преступность в XXI веке: проблемы теории практики : Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. М. : Междунар. юрид. ин-т, 2011. С. 158-164.
6. Иванцов С.В. Правовые проблемы контроля над организованной преступностью: международный опыт и перспективы развития // Вестн. Воронеж. ин-та МВД России. 2009. № 3. С. 10-16.
7. Иванцов С.В., Домников А.С. Криминологическая оценка социальных последствий коррупционной деятельности // Рос. кримин. взгляд. 2013. № 3. С. 228-232.
8. Индекс восприятия коррупции, 2013 [Электронный ресурс] // Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл - Россия. URL: http:// www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii (дата обращения: 21.06.2014).
9. Квициния А.К. Должностные преступления. М. : Рос. право, 1992. 223 с.
10. Кириченко В.Ф. Виды должностных преступлений. М., 1959. 184 с.
11. Ляпунов Ю.И. Ответственность за взятку. М. : Юрид. лит., 1987. 63 с.
12. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций : мо-ногр. / Т.Я. Хабриева [и др.]; отв. ред. О.И. Тиунов. М. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации : Юриспруденция, 2012. 288 с.
13. Празаускас А. СНГ как постколониальное пространство // Независимая газ. 1992. 7 февр.
14. Проблемы совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения / О.А. Плохой [и др.] ; под ред. Т.Я. Хабриевой. М. : Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2014. 64 с.
15. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ. URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=20593 (дата обращения: 21.06.2014).
16. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882.
17. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 7 октября 2002 г.) [Электронный ресурс] // Интернет-портал СНГ: http://www.e-cis.info/page.php?id=20396 (дата обращения: 21.06.2014).
18. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.) ETS № 173 // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20. Ст. 2394.
19. Конвенция ООН против коррупции (принята резолюцией 58/4 Генеральной
Ассамблеи ООН 31 октября 2003 г.) ll Собрание законодательства Рос. Федерации. 2006. № 26. Ст. 2780.
20. Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 17 февраля 1996 г.) ll Приложение к Информ. бюлл. Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ. 1997. Вып. 10. 215 с.
21. Модельный закон «О борьбе с коррупцией» (принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 13-4 от 3 апреля 1999 г.) ll Информ. бюлл. Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ. 1999. № 21. С. 70.
22. Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ № 31-20 от 25 ноября 2008 г. «О новой редакции Модельного закона «О противодействии коррупции» ll Информ. бюлл. Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ. 2009. № 43. С. 429.
23. Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"» ll Собрание законодательства Рос. Федерации. 2012. № 50, ч. 4. Ст. 6954.
24. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик (утверждены Постановлением Президиума ЦИК СССР от 31 октября 1924 г.) ll Собрание законодательства СССР. 1924. № 24. Ст. 205.
25. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик (утверждены Законом СССР от 25 декабря 1958 г. «Об утверждении Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик») ll Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. № 1. Ст. 6.
REFERENCES
Efimov M.E. Voprosy kvalifikatsii dolzhnostnykh prestupleniy po UK BSSR, Minsk, Belarus', 1967, 40 p. (in Russ.).
Federal'nyy zakon ot 3 dekabrya 2012 goda № 231-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona "O kontrole za sootvetstviem raskhodov lits, zameshchayushchikh gosudarstvennye dolzhnosti, i inykh lits ikh dokhodam"», Sobraniezakonodatel'stvaRos. Federatsii, 2012, no. 50, pt. 4, art. 6954. (in Russ.).
Indeks vospriyatiya korruptsii, 2013, Tsentr antikorruptsionnykh issledovaniy i initsiativ Transperensi Interneshnl — Rossiya, available at: http:llwww.transparency.org.rul indeks-vospriiatiia-korruptcii (accessed 21 June 2014). (in Russ.).
Ivantsov S.V. Ispol'zovanie mezhdunarodnogo opyta v sisteme kontrolya organizovannoy prestupnosti, Chernye dyry v Rossiyskom zakonodatel'stve: Yurid. zhurnal, 2010, no. 6, pp. 97-100. (in Russ.).
Ivantsov S.V. Korruptsiya v sisteme organizovannoy prestupnosti i pravovye sredstva ee preduprezhdeniya, Organizovannaya prestupnost' vXXI veke: problemy teorii praktiki : Sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Moscow, Mezhdunar. yurid. in-t, 2011, pp. 158-164. (in Russ.).
Ivantsov S.V. Pravovye problemy kontrolya nad organizovannoy prestupnost'yu: mezhdunarodnyy opyt i perspektivy razvitiya, Vestn. Voronezh. in-ta MVD Rossii, 2009, no. 3, pp. 10-16. (in Russ.).
Ivantsov S.V., Domnikov A.S. Kriminologicheskaya otsenka sotsial'nykh posledstviy korruptsionnoy deyatel'nosti, Ros. krimin. vzglyad, 2013, no. 3, pp. 228-232. (in Russ.).
Khabrieva T.Ya. (ed.) Problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii oprotivodeystvii korruptsii i praktiki egoprimeneniya, Moscow, In-t zakonodatel'stva i sravnit. pravovedeniya pri Pravitel'stve Ros. Federatsii, 2014, 64 p. (in Russ.).
Kirichenko V.F. Vidy dolzhnostnykh prestupleniy, Moscow, 1959, 184 p. (in Russ.).
Konventsiya o pravovoy pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeynym i ugolovnym delam (Minsk, 22 yanvarya 1993 g.), available at: http:llwww.e-cis. infolpage.php?id=20593 (accessed 21 June 2014). (in Russ.).
Konventsiya o pravovoy pomoshchi i pravovykh otnosheniyakh po grazhdanskim, semeynym i ugolovnym delam (Kishinev, 7 oktyabrya 2002 g.), available at: http:llwww.e-cis. infolpage.php?id=20396 (accessed 21 June 2014). (in Russ.).
Konventsiya ob ugolovnoy otvetstvennosti za korruptsiyu (Strasburg, 27 yanvarya 1999 g.) ETS № 173, Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2009, no. 20, art. 2394. (in Russ.).
Konventsiya OON protiv korruptsii (prinyata rezolyutsiey 58/4 General'noy Assamblei OON 31 oktyabrya 2003 g.), Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2006, no. 26, art. 2780. (in Russ.).
Konventsiya OON protiv transnatsional'noy organizovannoy prestupnosti (prinyata rezolyutsiey 55/25 General'noy Assamblei OON ot 15 noyabrya 2000 g.), Sobranie zakonodatel'stva Ros. Federatsii, 2004, no. 40, art. 3882. (in Russ.).
Kvitsiniya A.K. Dolzhnostnyeprestupleniya, Moscow, Ros. pravo, 1992, 223 p. (in Russ.).
Lyapunov Yu.I. Otvetstvennost' za vzyatku, Moscow, Yurid. lit., 1987, 63 p. (in Russ.).
Model'nyy Ugolovnyy kodeks dlya gosudarstv-uchastnikov SNG (prinyat postanovleniem Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG 17 fevralya 1996 g.), Prilozhenie k Inform. byull. Mezhparlament. Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG, 1997, iss. 10, 215 p. (in Russ.).
Model'nyy zakon «O bor'be s korruptsiey» (prinyat Postanovleniem Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG № 13-4 ot 3 aprelya 1999 g.), Inform. byull. Mezhparlament. Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG, 1999, no. 21, p. 70. (in Russ.).
Osnovnye nachala ugolovnogo zakonodatel'stva Soyuza SSR i Soyuznykh Respublik (utverzhdeny Postanovleniem Prezidiuma TslK SSSR ot 31 oktyabrya 1924 g.), Sobranie zakonodatel'stva SSSR, 1924, no. 24, art. 205. (in Russ.).
Osnovnye nachala ugolovnogo zakonodatel'stva Soyuza SSR i Soyuznykh Respublik (utverzhdeny Zakonom SSSR ot 25 dekabrya 1958 g. «Ob utverzhdenii Osnovnykh nachal ugolovnogo zakonodatel'stva Soyuza SSR i Soyuznykh Respublik»), Vedomosti Verkhovnogo Soveta SSSR, 1959, no. 1, art. 6. (in Russ.).
Postanovlenie Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG № 31-20 ot 25 noyabrya 2008 g. «O novoy redaktsii Model'nogo zakona «O protivodeystvii korruptsii», Inform. byull. Mezhparlament. Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG, 2009, no. 43, p. 429. (in Russ.).
Prazauskas A. SNG kak postkolonial'noe prostranstvo, Nezavisimaya gaz., 1992, 7 Fevr. (in Russ.).
Tiunov O.I. (resp. ed.) Pravovye mekhanizmy implementatsii antikorruptsionnykh konventsiy : monogr., Moscow, In-t zakonodatel'stva i sravnit. pravovedeniya pri Pravitel'stve Ros. Federatsii, Yurisprudentsiya, 2012, 288 p. (in Russ.).
Zdravomyslov B.V Dolzhnostnye prestupleniya, Moscow, Yurid. lit., 1975, 168 p. (in Russ.).
Zhizhilenko A.A. Dolzhnostnye (sluzhebnye) prestupleniya, Moscow, Pravo i zhizn', 1927, 132 p. (in Russ.).
Aslan H. Pikhov, Candidate of Law, applicant, Department of Criminology, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Krasnodar. E-mail: [email protected]
CRIMINAL AND LEGAL MEANS OF COMBATING CORRUPTION IN POST-SOVIET COUNTRIES
Abstract: The article is devoted to the issue of formation of criminal and legal means of combating corruption in former Soviet states. The author conducts the com-parative-legal research of the criminal legislation of the respective countries concerning responsibility for bribery and other corruption crimes. Special attention is given to legal basis of combating corruption in the states -members of the Commonwealth of Inde-pendent States, which carry out the closest cooperation in this sphere. The article also considers standards of the Model criminal code and the Model law "On combating corruption", which are important for the development of the national legislation of the states - members of the CIS. Based on the comparative analysis of criminal and other legislation of the specified states and points of view of representatives of theory of criminal law and criminology, the potential of unification of criminal and legal means of combating corruption in post-Soviet states is defined, ways of improvement of such means are suggested.
Keywords: criminal-legal means of combating corruption, Commonwealth of Independent States, combating corruption, unification, transnational corruption, corrup-tion of power structures.