Научная статья на тему 'Правовые формы и методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь'

Правовые формы и методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4149
415
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / противодействие / правовые формы / содержание коррупции / разновидности коррупции / причины коррупции / законодательство / антикоррупционная борьба. / corruption / counteraction / legal forms / content of corruption / corrup-tion types / reasons of corruption / law / anti-corruption fight.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галина Николаевна Москалевич

Статья посвящена вопросам борьбы с коррупцией в Республике Беларусь на современном этапе. Автор раскрывает природу коррупции, содержание понятия «коррупция», формирует его определение. Рассмотрены разновидности, причины и формы проявления коррупции, моральный ущерб и экономический вред, который наносит она обществу. Приведены конкретные примеры борьбы с коррупционными проявлениями в производственной сфере. Проанализировано законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы борьбы с коррупцией. Подчеркнуто, что соответствующая законодательная база является одной из составляющих эффективного противодействия коррупции, играет важную роль в борьбе с ней. В статье рассмотрены и проанализированы экономические, правовые, организационные и иные меры противодействия коррупционным правонарушениям. Основное внимание уделено правовым формам и методам борьбы с коррупцией в белорусском обществе. Предложены конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и нейтрализовать действия лиц, замешанных в коррупции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FORMS AND METHODS OF COMBATING CORRUPTION IN REPUBLIC OF BELARUS

The article is devoted to today’s problems of combating corruption in the Republic of Belarus. The author reveals the nature of corruption and of the concept of “corruption”; its definition is given. Particular reasons and forms of corruption are considered. It is emphasized that corruption causes both moral damages and economic harm in our society. Concrete examples of the anti-corruption fight in the industrial sector are given. The legislation of the Republic of Belarus regulating anti-corruption issues is analyzed. It is emphasized that corresponding legislative framework plays an important role in combating corruption; it is one of the components of effective anti-corruption system. some economic, legal, organizational and other measures of combating corruption offenses are discussed and analyzed in the article. special attention is given to legal forms and methods of anti-corruption fight in the Belarus society. Concrete measures of reducing corruption in the state and society, and identifying and punishing people involved into corruption are proposed.

Текст научной работы на тему «Правовые формы и методы борьбы с коррупцией в Республике Беларусь»

УДК 343.59

Галина Николаевна Москалевич

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин факультета права Белорусского государственного экономического университета, г. Минск.

E-mail: moskalevich74@gmail.com

ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Статья посвящена вопросам борьбы с коррупцией в Республике Беларусь на современном этапе. Автор раскрывает природу коррупции, содержание понятия «коррупция», формирует его определение. Рассмотрены разновидности, причины и формы проявления коррупции, моральный ущерб и экономический вред, который наносит она обществу. Приведены конкретные примеры борьбы с коррупционными проявлениями в производственной сфере. Проанализировано законодательство Республики Беларусь, регулирующее вопросы борьбы с коррупцией. Подчеркнуто, что соответствующая законодательная база является одной из составляющих эффективного противодействия коррупции, играет важную роль в борьбе с ней. В статье рассмотрены и проанализированы экономические, правовые, организационные и иные меры противодействия коррупционным правонарушениям. Основное внимание уделено правовым формам и методам борьбы с коррупцией в белорусском обществе. Предложены конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и нейтрализовать действия лиц, замешанных в коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие, правовые формы, содержание коррупции, разновидности коррупции, причины коррупции, законодательство, антикоррупционная борьба.

Коррупция представляет угрозу для нашего общества, подрывая доверие людей к власти, закону, ведет к срыву всех государственно-правовых реформ, которые в настоящее время проводятся в Республике Беларусь, снижает правоохранительный потенциал государства.

Коррупция способствует разочарованию в демократических принципах, предусматривающих равенство и социальную справедливость, уважение к правам человека; препятствует реализации гражданами своих конституционных прав, разрушает моральные устои общества. Негативно воздействует коррупция и на развитие экономики, финансовой системы и всей инфраструктуры государства, препятствует формированию и становлению рыночных отношений, поскольку при наличии коррупции затруднительно говорить о здоровой и эффективной конкуренции в производственной сфере. Национальный бюджет страдает из-за алчности, расточительства и ошибок в государственном управлении.

Кроме того, коррупция способствует росту актов терроризма, распространению наркомании, легализации доходов, полученных преступным пу-

тем, уклонению от уплаты налогов, а также ряду других негативных явлений, угрожающих безопасности личности, общества и государства.

Уровень коррупции в мире постоянно растет, появилась даже ее транснациональная форма. Серьезную угрозу коррупции для Республики Беларусь, всю опасность ее проявлений осознает как правительство республики, так и все общество в целом, активно поддерживающее принимаемые на государственном уровне антикоррупционные меры.

Учитывая актуальность рассматриваемой тематики, значительное внимание уделяет ей юридическая наука как в странах дальнего зарубежья, так и на постсоветском пространстве, в том числе и в Республике Беларусь. Вместе с тем многие проблемы все еще остаются нерешенными, требуют изучения, глубокого и комплексного исследования.

Следует также подчеркнуть, что в рамках отечественной правовой системы не было сформировано единой отрасли законодательства по противодействию коррупции. Нормы права, направленные на борьбу с коррупцией, находятся в разных отраслях права и располагаются в нормативных правовых актах разного уровня.

Целью статьи является рассмотрение и анализ эффективности правовых форм и методов борьбы с коррупцией в Республике Беларусь. Прежде всего следует остановиться на рассмотрении самого термина «коррупция», который впервые появился в международных документах в 50-е гг. ХХ в. Однако содержание данного понятия четко не было определено, долгое время не получало юридической квалификации. Основное внимание уде-ялось принятию и обеспечению выполнения соответствующих национальных законов и правил, применению уголовных санкций, гражданско-правовых и административных мер.

Исторические корни коррупции уходят в глубокую древность и связаны прежде всего с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и поддержки в своих корыстных интересах для решения возникающих сложных проблем. Аристотель борьбу с коррупцией рассматривал как основу обеспечения политической стабильности: «Самое главное при всяком государственном строе - это посредством законов и остального порядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться» [Аристотель: 1983, с. 547]. Прошли века и даже тысячелетия, но в этом плане в жизни практически ничего не изменилось. Коррупция существовала всегда и везде, и бороться с ней было нелегко. Как показывает реальность, сегодня все страны мира в значительной степени поражены коррупцией. Пока ни одному государству, в том числе и в СНГ, не удалось полностью решить данную проблему. Что же может собой представлять это явление?

Коррупция (лат. соггцрйо) означает подкуп, подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц. Коррумпировать (лат. соггитреге) - подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами. В научной литературе, средствах массовой информации, обыденной жизни этот термин употребляют весьма часто, однако понимают его по-разному.

В Законе о борьбе с коррупцией, принятом на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников стран СНГ, дано следующее определение коррупции: это «не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ

государственными должностными лицами, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ» [Модельный закон: 1999].

С учетом изменившихся условий и накопленного практического опыта противодействия коррупционным проявлениям в Законе Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» дано уточненное правовое определение понятия коррупция: это «умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей» [Закон Республики Беларусь № 165-З: 2012, ст. 1].

В самом общем виде о коррупции можно сказать, что это преступная деятельность, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения. Представление о коррупции в научных исследованиях чаще всего связывают с наиболее распространенным явлением - взяточничеством, подкупом. Однако такое узкое понимание, с одной стороны, не раскрывает сути коррупции как явления, механизма ее негативного воздействия на государственные и социальные институты, а с другой, сужает поле применения правовых средств в борьбе с этим явлением. Отсутствие понимания сложности данной проблемы породило множество неверных подходов к ее решению, не приносящих ощутимых результатов [Хамазина: 2008, с. 5].

Коррупция является следствием как общих процессов возникновения и развития преступности, так и конкретных, обусловленных спецификой выполнения государственной и иной службы. Она также связана с формированием организованной, экономической среды, отсутствием действенных преград на пути перерастания экономического интереса соответствующих преступников в политический интерес в сфере возможного использования криминальных доходов на подкуп.

Следует отметить и благоприятную для развития коррупции ситуацию в 1990-е гг. на постсоветском пространстве (экономический, политический, идеологический кризисы), когда в условиях вседозволенности, «дикого» рынка, можно было купить практически все, в том числе и государственные должности с получением властных полномочий. Представляется, что основными причинами зарождения коррупции могут быть:

- низкий доход (независимо от престижности и статуса профессиональной деятельности), который воспринимается большинством населения как свидетельство жизненной неудачи (неспособность удовлетворять потребности семьи в обеспеченной жизни, что нередко приводит к внутриличностному конфликту в результате коллизии долга перед обществом и перед семьей);

- недостаточно четкое правовое регулирование служебной деятельности и служебных обязанностей должностных лиц, которое носит лишь самый общий характер и не предусматривает отдельных ситуаций, когда решение проблем может осуществляться по собственному усмотрению власть имущих, что зачастую приводит к произволу. В такой ситуации граждане готовы откупиться от многочисленных и расплывчатых требований служащих, поскольку они ценят свое личное время и здоровье. Уже само по себе предъявление таких требований провоцирует взятку, а значит требует данную ситуацию оценивать как вымогательство взятки;

- недостаточно высокий морально-нравственный уровень общества наличие благоприятных для коррупции социально-психологических условий, когда, например, коррупция в среде государственных служащих признается нормальным явлением, что можно рассматривать как важный фактор формирования криминальной мотивации.

В Республике Беларусь, как и в других странах, одной из объективных причин роста коррупции является низкое качество нормативной правовой основы в служебной деятельности государственных служащих. На наш взгляд, действующая законодательная и нормативная правовая база недостаточно четко регламентирует исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, предоставляющих физическим и юридическим лицам соответствующие публичные услуги (лицензии, разрешения, заключения и др.).

Существует также ряд субъективных проблем, решить которые с помощью норм права достаточно сложно. Это касается характеристик самих служащих, совершающих коррупционные преступления, иерархии их нравственных и материальных ценностей, неготовности отказаться от материальной выгоды ради соблюдения закона и норм морали, сохранения своей профессиональной чести. К моральной неустойчивости можно отнести и такие черты личности, как жадность, зависть, привычка, стремление жить не по средствам и т.п.

Проводимые в нашей стране социальные исследования показывают, что коррупция как массовое социальное явление в системе государственной власти и управления, а также в системе государственной службы еще не получила должного общественного осуждения. Формы коррупции бесконечно разнообразны: от получения взяток за совершение как законных, так и незаконных действий, до сложных и завуалированных действий. К последним, например, относятся участие должностных лиц в разных сферах предпринимательской деятельности, продажа должностей и званий и т.п.

Можно выделить такие формы коррупции, как взяточничество, вымогательство, протекционизм, лоббизм, непотизм, незаконное распределение общественных ресурсов, незаконная приватизация, необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов, незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др. Выделяются и такие виды коррупции, как административная, бытовая, деловая, корпоративная, партийная, политическая.

В мировой практике встречается особая разновидность коррупции -«пленение государства» (действия отдельных лиц, групп или фирм в государственном и в частном секторах с целью оказания влияния на формирование законов, законодательных актов и других инструментов государственной

политики, в результате чего обеспечиваются определенные преимущества в процессе перераспределения государственной собственности, финансовых ресурсов и иных благ в свою пользу). Наиболее типичные проявления коррупции - подкуп чиновников, взяточничество за предоставление благ и преимуществ, протекционизм (выдвижение работников по признаку родства, землячества, личной преданности и приятельских отношений).

Согласно данным Института социологии НАН Беларуси, среди коррупционных преступлений наиболее высокими темпами за последние 15 лет растет число случаев взяточничества и хищений путем присвоения, растраты или злоупотребления служебным положением.

Поскольку по своей природе коррупция представляет собой социально-правовое явление, то и бороться с ней необходимо, сочетая комплекс различных методов с использованием системы разнообразных правовых средств борьбы с проявлениями коррупции разной степени общественной опасности. Применение мер уголовно-правового характера требуется по фактам наиболее опасных случаев ее проявлений, а также более мягких дисциплинарных, административных, гражданско-правовых мер.

Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый 20 июля 2006 г. [Закон Республики Беларусь № 165-З: 2012]. Это третий по счету антикоррупционный Закон с момента образования нашего суверенного государства (первый был принят 15 июня 1993 г., второй - 26 июня 1997 г.). В названном Законе очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений, дан перечень как правонарушений, создающих условия для коррупции, так и коррупционных правонарушений.

Действие данного Закона распространяется на должностных лиц практически всех организаций негосударственной формы собственности. Определен ряд ограничений и специальных требований для государственных должностных лиц, закреплены полномочия и права в сфере борьбы с коррупцией специальных подразделений органов прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Прокуратура Республики Беларусь определена ответственной за организацию борьбы с коррупцией, в связи с чем она наделена особыми полномочиями.

Законом также конкретно определены государственные органы и иные организации, участвующие в борьбе с коррупцией.

Согласно ст. 4 Закона, борьба с коррупцией основывается на принципах: законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма.

В настоящее время в целях реализации государственной антикоррупционной политики и принятия мер по противодействию коррупции и криминализации экономики республики создан Общественный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь по противодействию коррупции.

Одним из важнейших направлений противодействия коррупции является правотворчество. Последовательное совершенствование правовой системы, законотворческого процесса и законодательства в целом, устранение коллизий, пробелов и коррупциогенных норм права, порождающих коррупцию, имеют существенное значение для реализации норм антикоррупционного законодательства.

Наряду с Законом Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» основными нормативными правовыми актами, направленными на противодействие коррупции, также являются Законы Республики Беларусь: «О Прокуратуре Республики Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» и «О борьбе с организованной преступностью».

15 марта 2013 г. решением республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией утверждена Программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2013-2015 гг. Во исполнение мероприятий данной программы разработаны региональные программы по борьбе с преступностью и коррупцией.

Руководство Республики Беларусь последовательно и настойчиво предпринимает необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» [Закон Республики Беларусь: 2012, ст. 5]. Использование в борьбе с проявлениями коррупции специальных правовых ограничений, юридической ответственности и мер юридической защиты дают определенные результаты.

Согласно статистическим данным по Витебской области, например, за первое полугодие 2013 г. выявлено 236 преступлений коррупционной направленности.

Структура выявленных за вышеуказанный период преступлений выглядит следующим образом:

61% - составляют факты взяточничества;

25% - хищения путем злоупотребления служебными полномочиями;

14% - иные должностные преступления.

Применительно к отраслям и сферам деятельности наибольшее количество коррупционных преступлений зарегистрировано в промышленности, в системах здравоохранения и государственного управления, в строительстве и на транспорте, в системах образования и торговли [Борьба с коррупцией: 2014].

Исходя из выше изложенного полагаем необходимым:

- разработать меры (моральные и материальные), способствующие повышению роли гражданского общества в борьбе с коррупцией; созданию атмосферы нетерпимости общества в целом к этому негативному социально-правовому явлению;

- создать условия, делающие возможным для СМИ и гражданского общества поддерживать национальное правительство на высшем уровне прозрачности и беспристрастности в управлении общественными делами;

- совершенствовать комплекс правовых и организационных средств, направленных на исключение условий и причин, способствующих коррупционным проявлениям;

- разработать механизмы организации взаимодействия органа исполнительной власти с правоохранительными, налоговыми органами, а также органами исполнительной власти, осуществляющими функции контроля и надзора;

- использовать методику анализа правовых актов на предмет кор-рупциогенности;

- разъяснять на всех уровнях антисоциальный характер коррупции и ее отрицательные последствия для общества, государства и граждан;

- создать эффективную систему административного противодействия коррупции;

- проводить независимую научную и правовую антикоррупционную экспертизу законопроектов в период их разработки и обсуждения;

- исключить «коррупциогенность» нормативных правовых актов: детально регламентировать, в какие сроки принимается решение, какие документы должны быть представлены, какими являются образцы этих документов, при каких исчерпывающих перечисленных условиях возможен отказ, например в лицензировании;

- организовать систему социального контроля, который должен носить в первую очередь упреждающий характер.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М. : Мысль 1983. 83G с. (Филос. наследие;

т. 9G).

2. Борьба с коррупцией - важнейшая задача для государства и общества [Электронный ресурс] (информ. материал в помощь докладчикам, членам ИПГ), август 2G13 г. URL: senno.vitebsk-region.gov.by/dfiles/GGG214_328G2_8.doc (дата обращения: G7.G6.2G14).

3. Хамазина О.И. Правовые средства противодействия коррупции: проблемы теории и практики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.GG.G1 / Сарат. гос. акад. права. Саратов, 2GG8. 3G с.

4. Модельный Закон «О борьбе с коррупцией». Принят на тринадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление № 13-4 от 3 апреля 1999 г.) // Информ. бюлл. Межпарламент. Ассамблеи государств-участников СНГ. 1999. № 21. С. 7G-84.

5. Закон Республики Беларусь 2G июля 2GG6 года № 165-З «О борьбе с коррупцией». Принят Палатой представителей 23 июня 2GG6 г.; одобрен Советом Республики 3G июня 2GG6 г. (с изм. и доп., в ред. Закона Республики Беларусь от 22 дек. 2G11 года № 332-З) // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. 2G12. № 5. 2/1885.

REFERENCES

Aristotle. Sochineniya. V 4 t. T. 4, Moscow, Mysl', 1983, 83G p. (in Russ.).

Bor'ba s korruptsiey — vazhneyshaya zadacha dlya gosudarstva i obshchestva (inform. material v pomoshch' dokladchikam, chlenam IPG), avgust 2013 g., available at: senno. vitebsk-region.gov.by/dfiles/GGG214_328G2_8.doc (accessed G7 June 2G14). (in Russ.).

Khamazina O.I. Pravovye sredstva protivodeystviya korruptsii: problemy teorii i praktiki : avtoref. dis. . kand. yurid. nauk, Saratov, 2GG8, 3G p. (in Russ.).

Model'nyy Zakon «O bor'be s korruptsiey». Prinyat na trinadtsatom plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoy Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG (Postanovlenie № 13-4 ot 3 aprelya 1999 g.), Inform. byull. Mezhparlament. Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG, 1999, no. 21, pp. 7G-84. (in Russ.).

Zakon Respubliki Belarus' 2G iyulya 2GG6 goda № 165-Z «O bor'be s korruptsiey». Prinyat Palatoy predstaviteley 23 iyunya 2GG6 g.; odobren Sovetom Respubliki 3G iyunya 2GG6 g. (s izm. i dop., v red. Zakona Respubliki Belarus' ot 22 dek. 2G11 goda № 332-Z), Nats. reestrpravovykh aktovRespubliki Belarus', 2G12, no. 5, 2/1885. (in Russ.).

Galina N. Moskalevich, Candidate of Law, assistant professor, Department of Civil Law Disciplines, Belarus State Economic University, Minsk.

E-mail: moskalevich74@gmail.com

LEGAL FORMS AND METHODS OF COMBATING CORRUPTION IN REPUBLIC OF BELARUS

Abstract: The article is devoted to today's problems of combating corruption in the Republic of Belarus. The author reveals the nature of corruption and of the concept of "corruption"; its definition is given. Particular reasons and forms of corruption are considered. It is emphasized that corruption causes both moral damages and economic harm in our society. Concrete examples of the anti-corruption fight in the industrial sector are given. The legislation of the Republic of Belarus regulating anti-corruption issues is analyzed. It is emphasized that corresponding legislative framework plays an important role in combating corruption; it is one of the components of effective anti-corruption system. Some economic, legal, organizational and other measures of combating corruption offenses are discussed and analyzed in the article. Special attention is given to legal forms and methods of anti-corruption fight in the Belarus society. Concrete measures of reducing corruption in the state and society, and identifying and punishing people involved into corruption are proposed.

Keywords: corruption, counteraction, legal forms, content of corruption, corrup-tion types, reasons of corruption, law, anti-corruption fight.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.