Перспективы расширения сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии коррупции и активизации деятельности ООН по усилению мер против коррупции
ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА,
заместитель Директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международной и региональной безопасности
Аннотация: В статье показано, что государства — члены ООН организовывают на национальном уровне и интеграционном уровне конференции, комитеты, национальные антикоррупционные центры с целью реализовать нормы и принципы Конвенции ООН против коррупции 2003 г. 11 октября 2017 г. на Саммите СНГ в г. Сочи была принята Концепция сотрудничества государств — участников СНГ в противодействии коррупции. Многие ее положения и понятия базируются на национальных законах государств СНГ о противодействии коррупции. Отмечены новые векторы межгосударственной политики противодействия коррупции в СНГ. Особая опасность трансграничной коррупции заключается в ее международном характере, когда объектом преступлений являются не только имущество и имущественные права, но и суверенные права государств на национальную собственность.
Ключевые слова: противодействие коррупции, конвенция ООН против коррупции, межгосударственное сотрудничество стран СНГ в противодействии коррупции
Prospects for expanding the cooperation of the CIS member states in counteracting corruption and activating the UN activities to strengthen measures against corruption
ZADORINA ANASTASIA MIHAYLOVNA
Deputy Director of the Institute of CIS security issues, Head of Center for International and Regional Security
Abstract: The article shows that the UN member states organize conferences, committees, national anticorruption centers at the national level and at the integration level in order to implement the norms and principles of the 2003 UN Convention against Corruption. October 11, 2017 at the CIS Summit in Sochi, the Concept of Cooperation of the CIS Member States in Combating Corruption was adopted. Many of its provisions and concepts are based on the national laws of the CIS states in the fight against corruption. New vectors of the interstate anti-corruption policy in the CIS were noted. The special danger of cross-border corruption lies in its international character, where the object of crimes are not only property and property rights, but also sovereign rights of states to national ownership.
Key words: counteraction to corruption, UN convention against corruption, interstate cooperation of CIS countries in combating corruption
Новые векторы межгосударственной политики противодействия коррупции в СНГ
Борьба с коррупцией является составной частью межгосударственной системы противодействия преступности на пространстве СНГ1. Коррупция является деструктивным, преступным фактором на национальным и интеграционном уровне, разрушающим добросовестные партнерские связи и наносящим значительный вред экономическому сотрудничеству стран СНГ. Борьба с коррупцией, которая приобрела транснациональный характер, чтобы быть эффективной, должна расширять унификацию и гармонизацию законодательства в этой сфере. Основные принципы противодействия коррупции, определенные законодательством стран СНГ, включая Россию, устанавливают в качестве приоритетов следующие условия:
• признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
• законность;
• публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
• неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
• комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
• приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
• сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами2.
В рамках СНГ на протяжении ряда лет сотрудничества было принято несколько основопола-
гающих документов. Так 15 ноября 2003 г. был принят Модельный закон «Основы законодательства об антикоррупционной политике». 25 ноября 2008 г. - Модельный закон «О противодействии коррупции». 17 мая 2012 г. - Модельный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». 23 октября 2013 г. подписано Соглашение об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции. 29 ноября 2013 г. был принят Модельный закон «Об антикоррупционном мониторинге». 27 ноября 2015 г. подписано Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ об изменениях в Модельный Уголовный кодекс СНГ по вопросам борьбы с коррупцией.
11 октября 2017 г. на Саммите СНГ в г. Сочи принята Концепция сотрудничества государств -участников СНГ в противодействии коррупции3.
Многие положения и понятия Концепции сотрудничества стран СНГ в противодействии коррупции базируются на национальных законах государств СНГ в этой области. Так, по российскому законодательству противодействие коррупции означает деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией),
1 Лебедев С.Н. Формирование эффективной системы сотрудничества в противодействии коррупции - важная задача, стоящая перед странами Содружества. 29 ноября 2017 г. http://www.cis.minsk.by/news.php?id=8590
2 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
3 Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии коррупции от 11 октября 2017 г. Принята на Саммите СНГ в г. Сочи. 11.10.2017 г. http://vesti-sochi.tv/obshhestvo/52563-na-sammite-glav-sng-v-sochi-podpisaN-koncepcii-o-protivodejstvii-korrupc
деятельность по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений1.
В законодательстве о противодействии коррупции Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Кыргызстан, Республики Таджикистан и других государств СНГ определение противодействия коррупции имеет много общего. С точки зрения основ уголовного права оно является уголовно наказуемым деянием, включающим составы нескольких преступлений против правопорядка, государственной службы, прав и законных интересов граждан и других гражданских и государственных устоев общества.
Значение этого документа весьма велико и состоит в том, что он послужит межгосударственной основой для дальнейшей разработки в рамках СНГ международных договоров, соглашений межгосударственных программ в сфере противодействия коррупции.
Концепция утвердила принципы и цели антикоррупционного сотрудничества стран СНГ, включающие создание в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств - участников СНГ благоприятных условий для совместных усилий по противодействию коррупции; углублению и расширению международного сотрудничества; развитию партнерства субъектов в формировании и реализации мер антикоррупционной политики; установлению антикоррупционных стандартов в государствах - участниках СНГ с учетом уровня, определенного международными правовыми актами, заключенными в рамках СНГ; обеспечению
доступа к информации о фактах коррупции, кор-рупциогенных факторах и реализации антикоррупционной политики и др.
Принцип неотвратимости ответственности за коррупцию определен в Концепции сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии коррупции от 11 октября 2017 г. как один из основных. В качестве важной меры противодействия коррупции нормы законодательства стран СНГ предусматривают профилактику коррупции путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов; предъявление соответствующих закону квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; применения мер юридической ответственности за непредставление сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Разработка и реализация совместных программ по противодействию коррупции в странах СНГ
Сотрудничество государств - участников СНГ в области противодействия коррупции направлено на дальнейшее совершенствование дого-
ворно-правовой базы СНГ в данной сфере. При этом разработка и реализация совместных программ и планов по противодействию коррупции в
1 Статья 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».
А.Б. Бекмагамбетов, В.П. Ревин
УГОЛОВНОЕ
ПРАВО РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Общая часть
рамках СНГ предполагает осуществление согласованных мер в сотрудничестве с международными организациями в сфере противодействия коррупции.
Страны СНГ оказывают взаимное содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по противодействию коррупции, в осуществлении межгосударственного розыска и выдачи лиц, скрывшихся от уголовного преследования в рамках Соглашения о функционировании Межгосударственного совета СНГ по противодействию коррупции, созданного в 2013 г. По запросам или в инициативном порядке страны СНГ предоставляют соответствующую информацию в заинтересованные министерства внутренних дел стран СНГ.
Заместитель Председателя Исполкома СНГ (Исполнительного секретаря СНГ) Конысбек Жу-
1 Новости СНГ. Заседание Межгосударственного совета СНГ http://www.e-gorod.ru/documents/sngeaes/2017_09/2017_09.
супбеков в своем выступлении на очередном заседании Межгосударственного совета СНГ по противодействию коррупции 27 сентября 2017 г. в Казани заявил, что терроризм, экстремизм и, как показывает практика, способствующие им преступления коррупционной направленности являются основной угрозой безопасности и стабильности на пространстве СНГ. В государствах -участниках СНГ принимаются активные меры по противодействию коррупции. Так, в 2015 г. в странах СНГ было зарегистрировано 19,6 тыс. коррупционных преступлений, в 2016 г. их было уже 16,6 тыс.1 Практически все государства СНГ приняли законы о борьбе с коррупцией и усиливают профилактику коррупционных общественно опасных деяний. В Республике Казахстан, в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Планы внедрения электронного правительства, когда граждане могут посредством Интернета совершать множество процедур, в том числе по вопросам регистрации и получения различного рода документов и справок.
В Концепции стран СНГ о противодействии коррупции от 11 октября 2017 г. уделено особое внимание формам сотрудничества путем: обмена информацией о состоянии коррупционной преступности; выполнения запросов об оказании правовой помощи, поступающих от компетентных органов государств - участников СНГ, по вопросам противодействия коррупции в рамках международных договоров и национального законодательства; выработки предложений по совершенствованию правового обеспечения, форм и методов совместной деятельности по противодействию коррупции; обмена нормативными правовыми актами, научными, учебными и методическими пособиями по проблемным вопросам противодействия коррупции; оказания содействия проведению проверок по заявлениям, сообщениям и иной информации о коррупционных преступлениях и правонарушениях.
по противодействию коррупции 27 сентября 2017 г. Казань. 29 kazan.htm
Исключительную важность для расширения сотрудничества стран СНГ представляют официальные визиты и рабочие встречи; координационные совещания по актуальным вопросам противодействия коррупции; проведение международных научно-практических конференций, круглых столов, семинаров; внедрение интернет-технологий в процесс многоуровневого взаимодействия в сфере противодействия коррупции; обмен опытом работы по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию коррупционных преступлений и правонарушений; проведение совместных семинаров, консультаций и совещаний; разработка унифицированных поня-
тий и терминов, используемых в области противодействия коррупции; обучение, переподготовка и повышение квалификации специалистов, осуществляющих противодействие коррупции, в том числе на базе соответствующих высших учебных заведений государств - участников СНГ; заключение международных договоров о сотрудничестве в сфере противодействия кор-рупции1.
Реализация положений Концепции будет способствовать созданию более эффективной системы международного сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии коррупции.
Рекомендации Конференции государств-участников Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (Доклад 6-10 ноября 2017 г.)
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.) является унифицированным международно-правовым документом, включающим базовые нормы и принципы противодействия коррупции2.
В ходе пятой сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции был представлен аналитический доклад на тему: «Воплощение обязательств в конкретные результаты: воздействие механизма обзора хода осуществления Конвенции ООН против коррупции» (СДС/^Р/2013/14)3.
Другой доклад Конференции государств -участников Конвенции ООН против коррупции «Ана-
лиз передовой практики, опыта и соответствующих мер, принятых государствами-участниками после завершения страновых обзоров в рамках первого цикла функционирования Механизма обзора хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» также был представлен на обсуждение в ООН 6-10 ноября 2017 г.4 Конференция государств - участников Конвенции ООН против коррупции рекомендовала в своем докладе продолжать добровольно обмениваться информацией об успешных видах практики, опыте и соответствующих мерах, включая информацию, касающуюся технической помощи, и рассмотреть вопрос о предоставлении такой информации.
1 Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии коррупции от 11 октября 2017 г. Принята на Саммите СНГ в г. Сочи. 11 октября 2017 г. http://vesti-sochi.tv/obshhestvo/52563-na-sammite-glav-sng-v-sochi-podpisali-koncepcii-o-protivodejstvii-korrupc
2 Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. http://base.garant.rU/2563049/#ixzz52JETsk7X
3 Заседание Пятой сессии Конференции государств - участников Конвенции ООН против коррупции 6-10 ноября 2017 г. http://www.unodc.org/documents/treaties/UNCAC/C0SP/session5/V1706723r.pdf
4 Доклад ООН «Анализ передовой практики, опыта и соответствующих мер, принятых государствами-участниками после завершения страновых обзоров в рамках первого цикла функционирования Механизма обзора хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» 6-10 ноября 2017 г. http://www.unodc.org/documents/ treaties/UNCAC/C0SP/session5/V1706723r.pdf
Выявление ООН пробелов и недостатков в национальных стратегиях по борьбе с коррупцией связано с описанием конкретных мер, выявлением пробелов и определением дальнейших шагов для устранения таких пробелов и укрепления системы в целом. Государства - члены ООН в процессе обсуждения доклада приводили примеры того, как сам процесс ратификации или присоединения к Конвенции ООН против коррупции 2003 г. побудил их к более тщательному рассмотрению своих антикоррупционных систем. При этом ряд государств отложили присоединение к Конвенции ООН против коррупции до тех пор, пока их правовые и институциональные основы не будут соответствовать ее требованиям.
Государства организовали на национальном уровне как региональные конференции, так и национальные антикоррупционные центры с целью реализовать мероприятия ООН и совместно продемонстрировать приверженность нормам и принципам Конвенции ООН против коррупции и Механизму обзора хода осуществления Конвенции ООН против коррупции, который продолжает оставаться чрезвычайно важным для борьбы с коррупцией.
Главы III и IV Конвенции ООН против коррупции содержат значительное число законодательных требований в отношении криминализации тех или иных видов коррупционной практики. 86 процентов государств находятся в процессе принятия или планируют принятие различных законодательных мер после завершения «антикоррупционного обзора» ООН в их странах.
В международной практике противодействия преступным коррупционным финансово-экономическим деяниям, которые, как правило, многова-риантны и комплексны по составу, требуется квалификация основного и связанного с ним преступления. Для целей Конвенции ООН против коррупции характер транснациональной организованной преступности означает любое правонарушение, в результате которого получены доходы, в отношении которых могут быть совершены деяния, образующие состав коррупционного преступления.
В процессе развития международной практики расследования трансграничных коррупционных преступлений появляются новые методы и приемы изучения оснований, причин и последствий преступления. Например, «контролируемая поставка» означает антикоррупционный метод, при котором допускается вывоз, провоз или ввоз на территорию одного или нескольких государств незаконных или вызывающих подозрение партий груза с ведома и под надзором их компетентных органов в целях расследования какого-либо преступления и выявления лиц, участвующих в совершении этого преступления.
Особая опасность трансграничной коррупции заключается в ее международном характере, когда объектом преступлений являются не только имущество и имущественные права, но и суверенные права государств на национальную собственность, на невмешательство во внутренние дела иностранных субъектов, на защиту валют-но-финансовой и банковской системы.
Государства либо уже приняли, либо находятся в процессе принятия новых законов или правовых положений в целях оптимального осуществления требований Конвенции и выполнения рекомендаций, сделанных в процессе обзора. Всеобъемлющая законодательная реформа, по отчетам государств - членов ООН, идет полным ходом, поскольку уже разработан пакет специальных антикоррупционных законов, регулирующих такие аспекты, как защита лиц, сообщающих о случаях коррупции, публичные закупки и доступ
к информации, меры касающиеся борьбы с отмыванием денежных средств, касающихся санкций в отношении юридических лиц.
Однако иногда желаемый результат не достигается, поскольку в процессе реформы антикоррупционного законодательства возникла необходимость внести поправки в конституцию государства (что очень сложно процедурно), чтобы обеспечить соблюдение положений о защите и независимости правоохранительных органов и учреждений по предупреждению и противодействию коррупции.
Ряд государств уже ввели уголовную ответственность за такие деяния, как злоупотребление влиянием в корыстных целях и отмывание денежных средств, что явилось прямым результатом влияния мер ООН.
Что касается конкретных примеров принимаемых мер, то государства, по сведениям ООН, заинтересованы в создании ряда новых учреждений, таких как высший совет по вопросам верховенства права и борьбы с коррупцией; национальное агентство по предупреждению и противодействию коррупции; управление по защите лиц, сообщающих информацию; различные специализированные подразделения в рамках судебной системы, наделенные функциями по предупреждению и противодействию коррупции.
Особо эффективны функционирующие подразделения финансовой разведки и специальные комитеты по борьбе с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма, включая центральные подразделения по борьбе с подкупом и коррупцией в рамках национальных агентств по борьбе с преступностью.
Государства намерены продолжать деятельность по укреплению координации и сотрудни-
чества между национальными учреждениями на основе законов о создании механизма по координации действий правоохранительных органов и контролирующих учреждений, включая налоговую инспекцию.
Государства намерены укреплять региональные инициативы интеграционных сообществ и союзов по осуществлению требований ООН в отношении сотрудничества между правоохранительными органами. Так, в 2017 г. деятельность рабочей группы по экологическим преступлениям и коррупции, входящей в сеть сотрудников правоохранительных органов Тихоокеанских островов, была сосредоточена на законодательстве о защите лиц, сообщающих информацию.
Предстоящее транспонирование Директивы 2015/849 Европейского парламента и Совета Европейского союза, касающейся предотвращения использования финансовой системы для целей отмывания денежных средств или финансирования терроризма, также будет способствовать укреплению полномочий подразделений финансовой разведки, включая стандарты Эгмонтской группы и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также сотрудничество с Всемирным банком.
Нормативно-правовые акты и литература
1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. 2. Концепция сотрудничества государств - участ-№ 273-Ф3 (ред. от 28 декабря 2017 г.) «О противо- ников СНГ в противодействии коррупции от 11 октя-действии коррупции». бря 2017 г. Принята на Саммите СНГ в г. Сочи 11 ок-