Юридические науки
УДК 343
Макаров Андрей Владимирович Andrey Makarov
Жукова Александра Сергеевна Aleksandra Zhukova
коррупция как негативное социально-правовое явление в российской федерации и за рубежом: организационные основы и меры предупреждения
corruption as negative socially - the legal phenomenon in the russian federation and abroad: organizational bases and prevention measures
Представлен правовой анализ основ международного сотрудничества Российской Федерации в противодействии коррупции, определено участие РФ в ряде международно-правовых документов, в частности в Конвенции ООН против коррупции и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, что определяет необходимость внутригосударственного юридического механизма исполнения конвенционных норм [1, 2]. Отмечено, что особенности применения норм Конвенций связаны с им-плементацией международных норм в российское законодательство с учетом норм международного и национального права.
Авторы придерживаются мнения, что «основополагающая задача современных исследований в области коррупции — это определение «коррупции» как международного негативного «явления»; необходима формулировка понятия «международное сотрудничество в противодействии коррупции» и разработка международной стратегии противодействия коррупции»
Ключевые слова: государство, коррупция, организационные основы противодействия коррупции, международное сотрудничество, правовая основа, имплементация, демократия, права человека и гражданина, стратегия предупреждения преступности
Extensive bases of the international cooperation of the Russian Federation in counteraction of corruption are defined by participation of the Russian Federation in a row between-national and legal documents, in particular in the UN Convention against corruption and the Convention on criminal liability for corruption that defines need of the interstate legal mechanism of execution of conventional norms [1,2]. Features of application of standards of Conventions are connected with implementation of the international norms in the Russian legislation taking into account norms of the international and national law
The authors hold the opinion: — «The fundamental problem of modern researches in the field of corruption is, «corruption» definition as international negative «phenomenon», the formulation of the concept «the international cooperation in corruption counteraction» and development of the international strategy of counteraction of corruption» is necessary
Key words: state, corruption, organizational bases of counteraction of corruption, international cooperation, legal basis, implementation, democracy, human rights and citizen, strategy of crime prevention
Согласно докладу базирующейся в Берлине международной неправительственной организации Transparency International, в Индексе Восприятия Коррупции (ИВК) в 2013 г. Россия набрала 2,8 баллов и заняла 133 место из 176 возможных (в 2012 г. — 143 место с индексом 2,4 балла). Результаты свидетельствуют о широких масштабах распространения коррупции. Так, 27 % респондентов выплачивали взятки для получения доступа к государственным услугам и институтам за последние 12 месяцев, что свидетельствует об отсутствии каких—либо улучшений по сравнению с данными предыдущих опросов. Тем не менее, почти 90 % опрошенных заявили о том, что будут бороться с коррупцией, а 2/3 респондентов, от которых требовали взяток, отказались платить. Этот факт указывает на то, что правительство, гражданское общество и деловой сектор должны приложить гораздо больше усилий по вовлечению граждан в противостояние коррупции [3]. По мнению респондентов, ни одна отрасль за последние три года не стала менее коррумпированной: менее всего выросла оценка коррумпированности для бизнеса и некоммерческих организаций ( прибавка в 0,2 балла по 5-балльной шкале). Впрочем, третий сектор, в отличие от предпринимателей, оценивается россиянами как достаточно «чистый». Больше доверия только к религиозным организациям — треть опрошенных считает, что в них коррупция отсутствует совсем или крайне низка. Россияне оценивают как крайне коррумпированные: полицию (66 % опрошенных поставили ей «высшую» оценку), судебную (59 %) и парламентскую системы (54 %), чиновников (74 %) и политические партии (49 %). Эти институты не только получили наихудшие оценки со стороны граждан, но и прирост уверенности в их коррумпированности самый быстрый — средняя оценка каждой из этих групп выросла более чем на полбалла за три года.
На фоне серьезного кризиса доверия населения к политической системе, государственному управлению, правоохранительным органам и судебной системе, в том
числе в части их действий в борьбе с коррупцией, выросла уверенность граждан в собственных силах. Хотя уверенность в том, что простой человек может способствовать победе над коррупцией растет не так быстро, как недоверие к государственным институтам. Так, 45 % опрошенных уверены, что их голос имеет значение; 86 % готовы сообщить о факте коррупции, хотя три года назад об этом говорило только 52 % респондентов. Для России главный вывод состоит в том, что граждане нашей страны разуверились в эффективности государственной антикоррупционной кампании. Только 5 % опрошенных считают эффективными усилия правительства, направленные на борьбу с коррупцией, и никто не назвал их «очень эффективными». В 2010 г. таких было 18 и 6 % соответственно. Следует отметить, что последний опрос проводился с сентября 2012 г. по март 2013 г., то есть громкие дела, в том числе связанные с коррупцией в Министерстве обороны России, не заставили народ поверить в искренность властей [3].
В настоящее время государства на всех уровнях международного взаимодействия — универсальном, региональном и локальном — осуществляют деятельность по криминализации коррупционных деяний и налаживанию международного сотрудничества по противодействию коррупции [4].
Что касаемо России, как участника международного сотрудничества, то принцип международного сотрудничества РФ в области противодействия коррупции представлен в национальном законодательстве и развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций, соглашений.
Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях (ст. 4 ФЗ № 273-Ф3 «О противодействии коррупции»):
1) установления лиц, подозреваемых ( обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
Ратификация Российской Федерацией основных международных правовых антикоррупционных инструментов и связанное с этим участие России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), принятие и вступление в силу Федеральных законов «О противодействии коррупции» [5] и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [6], утверждение Национальной стратегии противодействия коррупции [7] создали прочную законодательную базу для организации эффективного противодействия коррупции в Российской Федерации, отвечающую международным стандартам. Целью Национальной стратегии является противодействие коррупции, искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе. Также на сегодняшний день в России действует Межгосударственный совет по противодействию коррупции, который является органом отраслевого сотрудничества Содружества Независимых Государств и предназначен в рамках своей компетенции для обеспечения организации и координации противодействия коррупции, а также обзора реализации обязательств государств-участников Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции [8] в сфере противодействия коррупции и конс-
труктивного сотрудничества с международными организациями и их структурами.
Среди основ реализации международных стандартов отметим следующие: Декларация о принципах международного права [9], Конвенция ООН против коррупции [4], Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию [2], Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур [10], Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 г. [2], Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г. [11]; Договор о противодействии легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличными денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Российской Федерацией 19 декабря 2011 г.
[12], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах от 10 ноября 2006 г.
[13], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в борьбе с преступностью от 26 августа 2009 г. [14] и др.
Следует отметить, что каждое государство-участник Конвенции ООН «против коррупции» обеспечивает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, наличие органа или, в надлежащих случаях, органов, осуществляющих предупреждение коррупции с помощью таких мер, как проведение эффективной и скоординированной политики противодействия коррупции, способствующей участию общества и отражающей принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом, честности и неподкупности,
прозрачности и ответственности и, в надлежащих случаях, осуществление надзора и координации проведения такой политики (Ст. 5 Конвенции); расширение и распространение знаний по вопросам предупреждения коррупции (Ст. 6 Конвенции); обеспечивает органу или органам необходимую самостоятельность, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы с тем, чтобы такой орган или органы могли выполнять свои функции эффективно и в условиях свободы от любого ненадлежащего влияния; необходимые материальные ресурсы и специализированный персонал, а также такую подготовку персонала, какая может потребоваться для выполнения возложенных на него функций (ст. 6 Конвенции); сообщает Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций название и адрес органа или органов, которые могут оказывать другим государствам-участникам содействие в разработке и осуществлении конкретных мер по предупреждению коррупции (Ст. 6 Конвенции) [2].
Формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупции является важнейшей мерой профилактики и предупреждения коррупции как на национальном уровне, так и в международном сообществе.
Литература_
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: [принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г., ратифицирована Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ с заявлениями] // Бюллетень международных договоров. 2006. № 10.
2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.): [ратифицирована Федеральным законом от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ] // Совет Европы и Россия. 2002. № 2.
3. Электронный ресурс: [http:// www. transparency. org.ru / barometr — mirovoi — korruptcii / korruptciiu-pobedit-ne — pravitelstvo — a-grazhdane] / Барометр мировой коррупции (19 окт. 2013 г.)
4. Хабриева Т.Я., Тиунов О.И., Кашепов В.П. и др. Правовые механизмы имплементации антикоррупционных конвенций: монография. М.: «Ин-
Политика противодействия коррупции может оказаться неэффективной без повышения уровня правосознания населения. Поэтому задачами являются разработка и применение ресурсного обеспечения системы мер по правовому воспитанию, правовой пропаганде.
Система правового воспитания и просвещения должна включать поэтапное решение ряда вопросов путем введения обязательных правовых дисциплин на всех уровнях образования; издания популярных брошюр с советами и рекомендациями о способах защиты своих прав и законных интересов юридически и морально безупречными средствами; создания постоянно транслируемых специальных программ на телевидении и радио (опыт проведения такой работы развивает РПА Минюста России); всемерной поддержки ныне действующих общественных и некоммерческих организаций, занимающихся разработкой и реализацией антикоррупционных программ; активной пропаганды правовых знаний со стороны работников правоохранительных органов, судов, органов юстиции; организации подготовки квалифицированных специалистов и повышения профессионализма лиц, занимающихся правовым воспитанием и просвещением.
_References
1. Konventsiya Organizatsii Ob»edinennyh Natsiy protiv korruptsii (United Nations Convention against Corruption [adopted by the General Assembly of the United Nations 31 October 2003, ratified by the Federal Law dated by March 8, 2006 № 40-FZ statements]): Bulletin of international agreements. 2006, no. 10.
2. Konventsiya ob ugolovnoy otvetstvennosti za korruptsiyu ETS № 173 (Criminal Law Convention on Corruption ETS № 173 (Strasbourg, 27 January 1999) [ratified by the Federal Law of July 25, 2006 № 125-FZ]): Council of Europe and Russia. 2002, no. 2.
3. Barometr mirovoy korruptsii (Global Corruption Barometer) Available at: http: // www. transparency. org.ru / barometr - mirovoi - korruptcii / kor-ruptciiu-pobedit-ne - pravitelstvo - a-grazhdane]
4. Khabrieva T.Y., Tiunov O.I., Kashepov V.P. and others. Pravovye mehanizmy implementatsii antikorruptsionnyh konventsiy [Legal mechanisms
ститут законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации», 2013.
5. О противодействии коррупции: федер. закон [25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (в ред. от 30 сентября 2013 г. № 261-ФЗ)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.
6. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федер. закон [17 июля 2009 г. № 172-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 29. Ст. 3609.
7. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы: указ Президента Рос. Федерации [13 апреля 2010 г. № 460 в ред. от 13 марта 2012 г. № 297] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 16. Ст. 1875.
8. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Соглашения об образовании Межгосударственного совета по противодействию коррупции: постановление Правительства Рос. Федерации [23 марта 2013 г. № 255] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 13. Ст. 1580.
9. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: [24 октября 1970 г.] // Действующее международное право (т. 1).
10. Об объявлении Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с коррупцией: приказ Генеральной прокуратуры Рос. Федерации [от 26 сентября 2007 г. № 149] // Справочно-правовая система «Гарант» (19 окт. 2013 г.).
11. Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок: [Стамбул, 21 ноября 1997 г., ратифицирована Федеральным законом от 1 февраля 2012 г. № 3-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 17. Ст. 1899.
of implementation of anti-corruption conventions]: monograph. Moscow: «Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation», 2013.
5. O protivodeystvii korruptsii (On combating the corruption): federal law [25 December 2008 № 273-FZ (as amended. on September 30, 2013 № 261-FZ)]. Coll. Ros legislation. Federation. 2008, no. 52 (Part I). Art. 6228.
6. Ob antikorruptsionnoy "ekspertize norma-tivnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pra-vovyh aktov (On the anti-corruption expertise of legal acts and draft legislation): The federal law [17 July
2009. No. 172-FZ (as amended. November 21, 2011 № 329-FZ)]. Coll. of Rus legislation of the RF. 2009, no. 29. Art. 3609.
7. O Natsionalnoy strategii protivodeystviya korruptsii i Natsionalnom plane protivodeystviya korruptsii na 2010 - 2011 gody (About National AntiCorruption Strategy and the National Anti-Corruption Plan for 2010 - 2011): President's decree Rus. Federation [April 13, 2010. No. 460 as amended. March 13, 2012. No. 297]. Coll. of Rus legislation of the RF.
2010, no. 16. Art. 1875.
8. O predstavlenii Prezidentu Rossiyskoy Fed-eratsii predlozheniya o podpisanii Soglasheniya ob obrazovanii Mezhgosudarstvennogo soveta po pro-tivodeystviyu korruptsii (Representation of the President of the Russian Federation proposals on the signing of the Agreement on the Interstate Council of the AntiCorruption formation): Government Resolution of the Rus. Federation [March 23, 2013, no. 255]. Coll. of the Rus legislation of the RF, 2013, no. 13. Art. 1580.
9. Deklaratsiya o printsipah mezhdunarodnogo prava, kasayuschihsya druzhestvennyh otnosheniy i sotrudnichestva mezhdu gosudarstvami v sootvetstvii s Ustavom Organizatsii Ob" edinennyh Natsiy (Declaration on Principles of International Law concerning friendly relations and cooperation among States in accordance with the Charter of the United Nations): current international law (i.e. 1).
10. Ob obyavlenii Soglasheniya o sotrudnichestve generalnyh prokuratur (prokuratur) gosudarstv -uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v borbe s korruptsiey (On Declaring the Agreement on Cooperation of Prosecutors General (prosecutors) of the Commonwealth of Independent States in the fight against corruption): the order of the General Prosecutor of the Rus. Federation [September 26, 2007, no. 149]. Legal reference system "Garant" (Oct. 19. 2013).
11. Konventsiya po borbe s podkupom inostrannyh dolzhnostnyh lits pri osuschestvlenii mezhdunarodnyhkommercheskihsdelok (Convention on Combating Bribery of Foreign Public Officials in International Business Transactions): [Istanbul, November 21, 1997, ratified by the Federal Law of February 1, 2012, no. 3-FZ]. Coll. of the Rus legislation of the RF 2012, no. 17. Art. 1899.
12. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза: [Москва, 19 декабря 2011 г., ратифицирована Федеральным законом 25 декабря 2012 г. № 249-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 21. Ст. 2561.
13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах: [Москва, 10 ноября 2006 г., вступило в силу 10 апреля 2009 г. ] // Бюллетень международных договоров. 2012. № 1.
14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о сотрудничестве в борьбе с преступностью: [Москва, 26 августа 2009 г.] // Бюллетень международных договоров. 2010. № 1.
Коротко об авторах_
Макаров А.В., д-р юрид. наук, профессор, декан юридического факультета, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия jus — chita@yandex. ru
Научные интересы: экономические и финансовые правоотношения, финансово-кредитная безопасность государств, уголовное право, китайская культура, стратегическое партнерство, правовые вопросы взаимодействия приграничных территорий и развитие экономических отношений России со странами Востока
12. Dogovor o protivodeystvii legalizatsii (ot-myvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma pri peremeschenii nalichnyh denezhnyh sredstv i (ili) denezhnyh in-stru-mentov cherez tamozhennuyu granitsu Tamozhennogo soyuza (Treaty on countering the legalization (laundering) of proceeds from crime and terrorist financing by moving cash and (or) cash instruments across the customs border of the Customs Union): [Moscow, December 19, 2011, ratified by the Federal Law December 25, 2012, no. 249-FZ]. Coll. of the Rus legislation of the RF 2013, no. 21. Art. 2561.
13. Soglashenie mezhdu Pravitelstvom Rossi-yskojy Federatsii i Pravitelstvom Respubliki Bolgarii o sotrudnichestve v borbe s prestupnostyu, osobenno v ee organizovannyh formah (Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Bulgaria on Cooperation in Combating Crime, in Particular in its Organized Forms): [Moscow, November 10, 2006, entered into force on 10 April 2009]. Bulletin of international agreements. 2012, no. 1.
14. Soglashenie mezhdu Pravitelstvom Rossi-yskoy Federatsii i Pravitelstvom Respubliki Yuzhnaya Osetiya o sotrudnichestve v borbe s prestupnostyu (Agreement between the government of the Russian Federation and the Government of the Republic of South Ossetia on cooperation in the fight against crime): [Moscow, August 26, 2009]. Bulletin of international agreements, 2010, no. 1.
_Briefly about the authors
A. Makarov, doctor of law sciences, professor, dean of the Law department, Transbaikal State University, Chita, Russia
Scientific interests: economic and financial legal relationship, finance-credit safety of the states, criminal law, Chinese culture, strategic partnership, legal questions of interaction of border territories and development of economic relations of Russia with countries of East
Жукова А. С., ст. преподаватель, каф. «Уголовное право и уголовный процесс», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия aleksa091987@yandex.ru
Научные интересы: уголовное право, противодействие коррупции, экономические и финансовые правоотношения, вопросы взаимодействия государств в противодействии экономической преступности
A. Zhukova, senior teacher, Criminal Law and Criminal Trial department, Transbaikal State university, Chita, Russia
Scientific interests: criminal law, corruption counteraction, economic and financial legal relationship, questions of interaction of the states in counteraction of economic crime