АНАЛИЗ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИИ
И.И. Сердюкова, студент В.А. Носиков, студент Т.В. Черникова, студент
Научный руководитель: М.В. Непарко, доцент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского
(Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-11-4-136-139
Аннотация. В статье рассмотрены элементы коррупционной деятельности в таможенных органах и меры борьбы с ней. В Российской Федерации создана необходимая законодательная база по противодействию коррупции, однако, выявляемые факты коррупционного характера в органах государственной власти свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования. Делается вывод, что необходимо внедрить меры, которые будут стимулировать антикоррупционное поведение должностных лиц таможенных органов, ведущее место среди которых должны занимать поощрительные и стимулирующие меры.
Ключевые слова: таможенные органы, коррупция, взятка, подкуп, коррупционер, пособничество и подстрекательство.
Коррупция в любой сфере деятельности является серьезной проблемой, которая наносит непоправимый ущерб государственности, подрывает доверие граждан к государственным органам, затрудняет экономическое развитие страны в целом. Коррупция деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц.
В настоящее время сложно представить хоть одну государственную структуру, которую бы не коснулась коррупция, именно поэтому так остро стоит проблема противодействия коррупционной деятельности, поиск активных и эффективных методов борьбы с ней [3]. Сложность борьбы с коррупцией состоит в том, что она состоит из заинтересованных двух сторон - того, кто дает взятку и того, кто ее берет.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 дано определение коррупции, это: «злоупотребление служебными полномочиями,
дача или получение взятки, подкуп или незаконное использование своего должностного положения в целях получения выгоды в виде денежных средств, ценностей или другого имущества» [5]. Также в данном законе дано определение противодействию коррупции, это: «деятельность государственных органов по выявлению, пресечению и минимизации коррупционных правонарушений и преступлений».
В настоящее время поток контрабанды в Россию самых различных товаров не иссякает (автомобили, электроника, меха, алкоголь, сигареты). Не иссякает и поток уголовных дел против должностных лиц таможенных органов, которые за взятку разрешают ввоз товаров на таможенную территорию с заниженной таможенной стоимостью, и, как следствие, уплатой таможенных платежей не в полном объеме.
Для определения состояния противодействия коррупции в таможенных органах рассмотрим динамику уголовных дел, которые возбуждены по противодействию коррупции в течение 3 лет (таблица 1) [6].
Таблица 1. Динамика уголовных дел, возбуждённых подразделениями таможенных органов по противодействию коррупции в 2018-2020гг._ ___
2018г. 2019г. 2020г. 2020г. в % к
2018г. 2019г.
Уголовные дела, возбужденные подразделениями таможенных органов по противодействию коррупции 251 362 266 105,98 73,48
Преступления коррупционной направленности, из них: 173 282 148 85,55 52,48
В отношении взяткодателей 80 123 81 101,3 65,85
В отношении должностных лиц таможенных органов 93 159 67 72,04 42,14
Дела по другим преступлениям 78 80 118 151,28 147,5
По данным из таблицы следует, что общее количество уголовных дел, возбуждённых подразделениями по противодействию коррупции в 2020 году сократилось на 26,52% по сравнению с 2019 годом. Такая динамика с одной стороны обусловле-
на ужесточением борьбы с коррупцией в таможенных органах. Важным показателем работы по противодействию коррупции является количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности [6]. Динамика представлена на рисунке 1.
60 58 56 54 52 50 48 46 44
52
58
49
2018г.
2019г.
2020г.
Рис. 1. Динамика количества должностных лиц таможенных органов, привлеченных к уголовной ответственности за коррупционную деятельность в 2018-2020гг.
По данным рисунка 1 можно сказать, что количество должностных лиц в 2020 году, привлеченных к уголовной ответственности, незначительно снизилось, а на протяжении исследуемого периода динамика практически на одной уровне.
Так, по итогам совместных оперативно-розыскных мероприятий сотрудники УФСБ России по Приморскому краю, регионального управления СКР и Дальневосточного таможенного управления заподозрили начальника таможенного поста «Морской порт Славянка» К. Игнатьева в получении взяток. По данным следователей, глава таможенного поста получил за поверхностный осмотр морского судна 600 тыс. рублей и разделил деньги между участниками своей группы [1].
В 2020 году возбуждено уголовное дело о взятках в отношении первого заместителя начальника по таможенному контролю Дальневосточного таможенного управления генерал-майора С. Федорова. Он осужден по обвинению в особо крупных взятках на 12 лет лишения свободы с выплатой штрафа свыше 100 млн рублей. Генерал-майор систематически получал незаконное вознаграждение за покровительство компании «Дальзавод-Терминал», которая ввозила в Россию меховые изделия под видом стройматериалов. Общая сумма взяток составила не менее 26 млн рублей и 150 тыс. долларов [1].
Понятно, что нечистых на руку таможенников изобличают не только на Дальнем Востоке, подобные факты имеют ме-
сто по всей России. Преступления, связанные со взяточничеством являются скрытыми и в разглашении их совершения не заинтересована ни одна из сторон (взяткополучатель и взяткодатель). Довольно часто участники этого преступления для придания большей конспиративности его совершения используют иных лиц, которым доверяют, в том числе родственников, близких людей.
Однако если имущественная выгода в виде денег, иных ценностей, оказание материальных услуг предоставлены родным
По данным рисунка 2 следует, что в динамике за 2018-2020 гг. уголовные дела в отношении должностных лиц таможенных органов снизились с 93 до 67 случаев. В отчетный год уголовные дела в отношении взяткодателей перестали иметь наибольший удельный вес в структуре правонарушений, как это было в 2018 и 2019 годах. Это можно объяснить общим снижением преступлений коррупционной направленности.
Решение этих проблем возможно путем оптимизации качества контроля за должностными лицами и членами их семей, мотивации сотрудников и создания преимуществ в работе в таможенных органах [4].
Приказом ФТС России от 30.09.2021 № 848 «Об утверждении плана ФТС России по противодействию коррупции в таможенных органах на 2021-2024 годы» предусмотрено выявление признаков нарушения законодательства о противо-
и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, то действия должностного лица признаются получением взятки, а родственники или близкие должностного лица, «помогавшие» в преступлении привлекаются к уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве.
Структура преступлений коррупционной направленности за 3 года представлена на рисунке 2.
действии коррупции, оперативное реагирование на известные факты коррупционных проявлений в действиях должностных лиц, формирование отрицательного отношения к коррупции, повышения уровня знаний должностных лиц и работников, совершенствование форм и методов работы по противодействию коррупции.
Таким образом, принимаемые меры по противодействию коррупции в таможенных органах будут способствовать предупреждению и профилактике коррупционных проявлений, обеспечению соблюдения должностными лицами ограничений и запретов, обеспечению открытости и доступности информации об антикоррупционной деятельности ФТС России, а также осуществлению мер по повышению эффективности исполнения сотрудниками таможенных органов должностных обязанностей.
□ уголовные дела в отношении должностных лиц таможенных органов
□ уголовные дела в отношении взяткодавателей Рис. 2. Структура преступлений коррупционной направленности в 2018-2020гг. [6]
Библиографический список
1. Ведомости. «Руководитель управления по противодействию коррупции ФТС о взятках на таможне» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/characters/2021/04/11/865463-murishev-o-vzyatkah (22.11.2021).
2. Дакашев, М. М. Проблема противодействия коррупции в области таможенного дела / М. М. Дакашев, П. А. Паулов // Modern Science. - 2021. - № 3-1. - С. 148-151.
3. Мигел, А.А., Шуликова, М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Мигел А.А., Шуликова М.А. Russian Economic Bulletin. 2020. Т. 3. № 2. С. 177-181.
4. Непарко М.В., Колябин К.В. Криминализация ответственности должностных лиц таможенных органов за коррупционные правонарушения // Вестник Калужского университета. 2020. № 4 (49). С. 17-20.
5. Федеральный Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-Ф3 (последняя редакция);
6. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbomik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (22.11.2021).
ANALYSIS OF ANTI-CORRUPTION IN RUSSIAN CUSTOMS BODIES
I.I. Serdyukova, Student
V.A. Nosikov, Student
T.V. Chernikova, Student
Supervisor: M.V. Neparko, Associate Professor
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky
(Russia, Kaluga)
Abstract. The article discusses the elements of corruption in customs authorities and measures to combat it. The Russian Federation has created the necessary legislative framework for combating corruption, however, the revealed facts of corruption in public authorities indicate the need for further improvement. It is concluded that it is necessary to introduce measures that will stimulate the anti-corruption behavior of customs officials, the leading place among which should be occupied by incentive and incentive measures.
Keywords: customs authorities, corruption, bribery, bribery, corrupt official, aiding and abetting.