Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМАТИКА РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМАТИКА РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бизнес / малое и среднее предпринимательство / государственная регистрация / реестр субъектов предпринимательства / business / small and medium-sized businesses / state registration / register of business entities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Владимирович Витковский

В данной статье рассмотрен механизм регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, а также связанные с ним некоторые теоретические и практические проблемы. Помимо этого, анализируются нормы Гражданского кодекса РФ и некоторые другие правовые акты в сфере предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN MECHANISMS AND PROBLEMS OF REGISTRATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES, AS WELL AS THE ACTIVITIES OF THE REGISTER OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This article discusses the mechanism of registration of small and medium-sized businesses, as well as some theoretical and practical problems associated with it. In addition, the article analyzes the norms of the Civil Code of the Russian Federation and some other legal acts in the field of entrepreneurship.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМАТИКА РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 346 ББК 67.404

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ПРОБЛЕМАТИКА РЕГИСТРАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, А ТАКЖЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЕСТРА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В данной статье рассмотрен механизм регистрации субъектов малого и среднего предпринимательства, а также связанные с ним некоторые теоретические и практические проблемы. Помимо этого, анализируются нормы Гоажданского кодекса РФ и некоторые другие правовые акты в сфере предпринимательства.

Ключевые слова: бизнес, малое и среднее предпринимательство, государственная

регистрация, реестр субъектов

предпринимательства.

A.V. VITKOVSKY, Lawyer of «Primavera» LLC vit-av@mail.ru 2, Amurskaya Str., Moscow, 105122

THE MAIN MECHANISMS AND PROBLEMS OF REGISTRATION OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES, AS WELL AS THE ACTIVITIES OF THE REGISTER OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. This article discusses the mechanism of registration of small and medium-sized businesses, as well as some theoretical and practical problems associated with it. In addition, the article analyzes the norms of the Civil Code of the Russian Federation and some other legal acts in the field of entrepreneurship.

Key words: business, small and medium-sized businesses, state registration, register of business entities.

Алексей Владимирович Витковский

юрист ООО «Примавера»

vit-av@mail.ru

105122, г. Москва, ул. Амурская, д. 2

Важным условием возникновения и осуществления своей деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства является государственная регистрация. Данная процедура регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»!, а также Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»2, в котором предусмотрен единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить, что в данный момент законодательством Российской Федерации предусмотрено существование такого механизма, как двойная регистрация (сначала в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а затем в качестве субъекта малого предпринимательства). Однако практика показала, что данный механизм вполне оправдан в первую очередь для получения такими субъектами государственной поддержки.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 №408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»з дополнил Закон №209-ФЗ ст. 4.1 «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», в соответствии с ним вносятся сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, которые отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Данный реестр помогает обеспечить субъектам малого и среднего предпринимательства более широкий доступ к государственной помощи, а также контроля со стороны налогового органа. Помимо этого, важной функцией данного реестра является обеспечение персонифицированного учета государственной поддержки, оказанной государством по линии малого и среднего предпринимательства.

Деятельность указанного реестра исчисляется с 01.08.2016 г. Реестр находится в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы России

1 Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13.08.2001 г., №33 (Часть I), ст. 3431.

2 Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 30.08.2007 г., №31 ст. 4006.

3 Федеральный закон от 29.12.2015 №408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4.01.2016 г., №1 (Часть I), ст. 28.

и представляет базу данных о субъектах малого и среднего предпринимательства.

В реестре содержатся следующие сведения:

— информация о субъекте (ИНН, место нахождение, категория);

— сведения о лицензиях, участии в программах партнерства между юридическими лицами;

— о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов;

— иные сведения, включаемые в единый реестр.

Анализ закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также мнений ученых-юристов [1, с. 22-26] позволяет сделать вывод о том, что приобретение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства осуществляется в силу соответствия критериям, определенным в статье 4 данного Закона, а не в связи с внесением сведений о них в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В дополнение к изложенному также следует отметить, что единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства реализует исключительно учетные, контрольные и информационные, но не легитимационные функции. При исполнении информационной функции реестр, не только позволяет органам исполнительной власти получить соответствующую информацию, но и провести субъектный анализ.

Небезынтересной в этом отношении является ситуация, когда сведения о юридическом лице некорректно отражены либо не внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. С помощью установленного программного обеспечения существует возможность включения в реестр таких сведений на основании сообщения, направляемого через сайт ФНС России.

Раскрывая вопрос, касающийся возможности субъектов малого и среднего предпринимательства свой статус другими способами помимо реестра [2] следует обратиться к судебной практике. Так, в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (на примере ЗАО «Арсенал вин») указано, что «само по себе отсутствие сведений о ЗАО «Арсенал вин» в ЕРСМСП не может влиять на обстоятельства соответствия общества критериям субъекта малого предпринимательства, тем более что в период проведения проверки указанный реестр не велся»1. Однако стоит заметить, что судебная практика по данному вопросу весьма неоднозначна.

1 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 9.08.2017 №13АП-10685/2017 по делу №А56-79331/2016; Постановление Тринадцатого арбитражного

Обобщая изложенное отметим, что государственный контроль, осуществляемый через реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно назвать эффективным. Это обусловлено возможностью централизованно отслеживать информацию и вносимые актуальные изменения, осуществлять обобщенный анализ числа субъектов малого и среднего предпринимательства, получать (хоть и в минимальном количестве) сведения об эффективности их деятельности.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. — 2016. — №2. — С. 22-26.

2. Кузьмина Е.Е. Предпринимательская деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Е.Е. Кузьмина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 417 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://urait.ru/bcode/453022 (дата обращения 09.12.2020).

апелляционного суда от 4.04.2017 №13АП-10985/2017 по делу №А56-90030/2016 // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.