Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

ВОПРОСЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МСП / СУБЪЕКТ МСП / ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МСП / ЗАРУБЕЖНАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МСП / ЗАКОН 209-ФЗ / КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ К МСП / РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МСП / ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ РЕЕСТРА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глухов К. В., Смолина Д. А.

В статье исследуется проблема типологизации малого и среднего предпринимательства в России, актуальная в связи с ростом их государственной поддержки, в целях увеличения адресности оказываемой поддержки. Также рассматривается вопрос развития малого и среднего предпринимательства в России с конца предыдущего столетия, его постепенно изменяющееся законодательное регулирование и сравнение критериев типологизации его субъектов в России и зарубежных странах. Кроме того, поднимается вопрос о выпадающих из официальной типологизации субъектах малого и среднего предпринимательства, однако по своему характеру деятельности не перестающих быть таковыми, и возможных причинах подобного явления. Для решения спорных вопросов типологизации в статье на основе проведенного исследования выдвигаются некоторые предположения и возможные пути решения, способные устранить пробелы законодательства. В рамках исследования были использованы такие научные методы, как анализ и обобщение отечественных и зарубежных антикризисных мер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глухов К. В., Смолина Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REVIEW (TYPOLOGY) OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS IN RUSSIA AND ABROAD

The article examines the problem of classification of small and medium-sized business in Russia, which is relevant due to the increase in state support for them, in order to increase the targeting of the support provided. The article also discusses the development of small and medium-sized business in Russia since the end of the previous century, its gradually changing legislative regulation and comparison of criteria for classification of small and medium-sized business in Russia and foreign countries. In addition, the question is raised about small and medium-sized business falling out of the official classification, while, by their nature of activity, do not cease to be such and possible causes of this phenomenon. In order to resolve controversial issues of classification, some assumptions and possible ways to solve are put forward in the article on the basis of the conducted research that can eliminate gaps in legislation. Within the framework of writing this article, such scientific research methods were used as analysis and generalization of domestic and foreign anti-crisis measures.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 338.28 JEL E69 DOI 10.26425/1816-4277-2022-8-94-103

Вопросы типологизации субъектов малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом

Глухов Константин Вячеславович1

Ведущий советник Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства ORCID: 0000-0002-3305-1643, е-шзД: konstantinglukhov@gmail.com

Смолина Дарья Алексеевна2

Студент, ORCID: 0000-0001-7836-3002, е-шзД: d.a.smolina@yandex.ru

Министерство экономического развития России, г. Москва, Россия 2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва, Россия

Аннотация

В статье исследуется проблема типологизации малого и среднего предпринимательства в России, актуальная в связи с ростом их государственной поддержки, в целях увеличения адресности оказываемой поддержки. Также рассматривается вопрос развития малого и среднего предпринимательства в России с конца предыдущего столетия, его постепенно изменяющееся законодательное регулирование и сравнение критериев типологизации его субъектов в России и зарубежных странах. Кроме того, поднимается вопрос о выпадающих из официальной типологизации субъектах малого и среднего предпринимательства, однако по своему характеру деятельности не перестающих быть таковыми, и возможных причинах подобного явления. Для решения спорных вопросов типологизации в статье на основе проведенного исследования выдвигаются некоторые предположения и возможные пути решения, способные устранить пробелы законодательства. В рамках исследования были использованы такие научные методы, как анализ и обобщение отечественных и зарубежных антикризисных мер.

Ключевые слова

Малое и среднее предпринимательство, история развития МСП, субъект МСП, типологизация субъектов МСП, зарубежная типологизация субъектов МСП, закон 209-ФЗ, критерии отнесения к МСП, реестр субъектов МСП, исключение из реестра, индивидуальный предприниматель

Для цитирования: Глухов К.В., Смолина Д.А. Вопросы типологизации субъектов малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом//Вестник университета. 2022. № 8. С. 94—103.

© Глухов К.В., Смолина Д.А., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The review (typology) of small and medium-sized business in Russia and abroad

Konstantin V. Glukhov1

Senior Advisor at the Department of Investment Policy and SME Development, ORCID: 0000-0002-3305-1643, e-mail: konstantinglukhov@gmail.com

Daria A. Smolina2

Student, ORCID: 0000-0001-7836-3002, e-mail: d.a.smolina@yandex.ru

Ministry of Economic Development of Russia, Moscow, Russia 2National Research University "Higher School of Economics" Moscow, Russia

Abstract Keywords

The article examines the problem of classification of small and medium-sized busi- Small and medium-sized business in Russia, which is relevant due to the increase in state support for them, in order ness, history of development to increase the targeting of the support provided. The article also discusses the devel- of small and medium-sized busi-opment of small and medium-sized business in Russia since the end of the previous ness, classification of small and century, its gradually changing legislative regulation and comparison of criteria for clas- medium-sized business, foreign sification of small and medium-sized business in Russia and foreign countries. In ad- classification of small and medi-dition, the question is raised about small and medium-sized business falling out of the um-sized business, Federal Law official classification, while, by their nature of activity, do not cease to be such and pos- 209-FZ, criteria for classifying sible causes of this phenomenon. In order to resolve controversial issues of classifica- SMEs, exclusion from the reg-tion, some assumptions and possible ways to solve are put forward in the article on the ister, register of SMEs, individ-basis of the conducted research that can eliminate gaps in legislation. Within the frame- ual entrepreneurs work of writing this article, such scientific research methods were used as analysis and generalization of domestic and foreign anti-crisis measures.

For citation: Glukhov K.V, Smolina D.A. (2022) The review (typology) of small and medium-sized business in Russia and abroad. Vestnik universiteta, no. 8, pp. 94—103.

© Glukhov K.V., Smolina D.A., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

ВВЕДЕНИЕ

Выделение малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) в отдельную категорию юридических лиц обосновывается, прежде всего, необходимостью определения той части бизнес-сообщества, которая нуждается в государственной поддержке.

Государство, в свою очередь, заинтересовано в увеличении масштабов деятельности МСП с точки зрения увеличения налогооблагаемой базы, роста доходов населения и решения вопросов занятости последнего. Кроме того, сохраняет свою актуальность вопрос сохранения и повышения эффективности расходования государственных средств, направленных на поддержку указанной категории предпринимательства.

В связи с повышенной актуальностью исследования вопроса категоризации субъектов МСП необходимо провести общий обзор и анализ сложившегося российского законодательства, изучить особенности зарубежных критериев и выявить возможные пробелы в типологизации российских субъектов МСП. В исследовании использован исторический метод, необходимый для изучения развития подходов к МСП, а также методы анализа, описания и систематизации. Сравнение и синтез позволили выявить особенности типологизации субъектов МСП.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Малое и среднее предпринимательство в России появилось относительно недавно, примерно после «застойного» периода в 80-е гг. XX в., а деятельность различных партийных и производственно-хозяйственных объединений стала предпосылкой для развития малого бизнеса.

В основном исследователи выделяют четыре этапа становления МСП в России.

Первый этап датируется концом 1980-х гг., когда предусматривалось большое количество льгот за счет средств государственного бюджета, приведшее к накоплению капиталов у населения, а также начала развиваться розничная торговля и были устранены некоторые недостатки организации производства дефицитных товаров и услуг. Этот этап характеризуется отсутствием детального регулирования МСП, вследствие чего предприниматели стали прибегать к самостоятельной защите прав и интересов, постепенно организовывая отраслевые предприятия [1].

В 1980-е гг. были утверждены законы, закрепляющие принципы деятельности малого предпринимательства в СССР [2], условия для работы коопераций [3], упрощенный процесс создания малых предприятий [4].

Ко второму этапу относят период 1991—1995 гг., который иллюстрирует экстенсивный тип экономического развития. Ключевыми событиями являются либерализация цен, развитие МСП в 1991—1992 гг., массовая приватизация государственного имущества, отмена монополии внешней торговли.

Во время второго этапа следствием высокой инфляции стало резкое увеличение процентных ставок банковского кредита. Это привело к массовому созданию предприятий, предоставляющих информационные, консультационные, финансовые и образовательные услуги.

Также были изданы следующие важные для малого предпринимательства акты: Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июня 1991 г. № 406 «О мерах по поддержанию и развитию МП», Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Третий этап (1996—2003 гг.) отличается изменением ситуации во время кризиса 1998 г., принятием законов, ужесточающих требования регистрации и развития субъектов МСП, следовательно, сокращением количества МСП.

Так для регистрации предприятия было необходимо посещение различных фондов, налоги стали занимать до 80 % легального дохода предпринимателей — в связи со снижением доходности такой деятельности произошло сокращение числа субъектов МСП.

Сейчас развитие МСП находится на четвертом этапе, который начался с 2003 г. В целом можно наблюдать тенденцию постепенного улучшения состояния субъектов МСП. Одна из причин — принятие

Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — закон № 209-ФЗ), который демонстрирует иной подход к субъектам МСП, принципы государственной поддержки, определяет специальные налоговые режимы и другие упрощенные налоговые правила.

Некоторые ученые предлагают делить становление МСП в России на три этапа: интенсивное становление предпринимательства (1990—1995 гг.), насыщение и структурное оформление (1996—1998 гг.), цивилизованная модернизация (с 1998 г. по наст. время) [5].

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР ТИПОЛОГИЗАЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И В ДРУГИХ СТРАНАХ

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ МСП В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии со статьей 4 закона № 209-ФЗ под субъектами МСП понимаются зарегистрированные хозяйственные общества, товарищества и партнерства, производственные и потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (далее — ИП) [6].

Также согласно этой статье есть ограничения по структуре уставного капитала для МСП: доля организаций, не относящихся к МСП, должна составлять менее половины, а доля государства, регионов или некоммерческих организаций — четверть, так как физические лица или организации МСП должны владеть большей частью уставного капитала общества с ограниченной ответственностью [6].

Кроме такого критерия определения категорий МСП, как среднесписочная численность, установленного в законе № 209-ФЗ, существует второй критерий — доход, закрепленный в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

К ИП применяются те же самые критерии: доход и среднесписочная численность работников.

Таким образом, в Российской Федерации к малому предприятию относятся организации со среднесписочной численностью не более 100 человек и доходом не более 800 млн руб., для микропредприятий — среднесписочная численность не более 15 человек и доход не более 120 млн руб., для среднего предприятия — доход не более 2 млрд руб. и среднесписочная численность не более 250 [6; 7], а для отдельных видов деятельности — 1 000 или 1 500 человек (табл. 1) [6; 8].

Таблица 1

Критерии видов субъектов малого и среднего предпринимательства

Категория субъекта Доход за год, млн руб. Среднесписочная численность работников, чел.

Микропредприятие 120 не более 15

Малое предприятие 800 не более 100

Среднее предприятие не более 250

2 000 (отдельные виды — не более 1 000 или 1 500)

Составлено автором по материалам источников [6; 7]

Отдельными видами деятельности признаются для 1 000 человек хозяйственные общества и партнерства, включенные в утвержденный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. № 1412; для 1 500 человек — предприятия, которые подходят под критерии, указанные в статье 4 закона № 209-ФЗ, и основной вид деятельности которых — сфера общественного питания (класс 56 раздел I Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД)) [6].

ВИДЫ СУБЪЕКТОВ МСП В ДРУГИХ СТРАНАХ

В мире существуют разные подходы к определению субъектов МСП, некоторые отличаются даже среди регионов одного государства.

Тем не менее есть распространенные критерии: численность работников и годовой доход. Численность работников — единственный критерий отнесения к МСП в таких странах, как Австралия, Армения, Республика Беларусь, Канада, Коста-Рика и Новая Зеландия; а в Бразилии, Индии, Индонезии и Чили он не выделяется [9].

Европейская комиссия в 2003 г. предложила следующую классификацию для МСП: количество работников (менее 250), годовой оборот или годовая балансовая ведомость (до 43 млн евро) [10].

В Канаде отсутствуют финансовые показатели в качестве критериев определения субъектов МСП, а число работников ограничивается 499 [11].

Китайское законодательство содержит критерии для МСП в Законе о поощрении МСП Китая, а также «Промежуточные критерии классификации малых и средних предприятий», согласно которым требования отличаются в зависимости от отрасли субъекта; для малого предпринимательства предусмотрено выполнение трех условий, а для среднего — только двух [12]. Кроме того, количественные характеристики значительно выше европейских.

США придерживаются различных определений МСП, которые варьируются от отрасли к отрасли. Практика соответствует Североамериканской системе отраслевой классификации (NAICS), по которой заметна разница между отраслями: например, в горнодобывающей промышленности МСП, добывающие никелевую или медную руду, могут нанимать до 1 500 человек, в то время как компания по добыче серебра может нанимать не более 250 человек, чтобы квалифицироваться как МСП [13].

В Японии микропредприятие определяется как организация, которая нанимает менее пяти сотрудников в секторе торговли и услуг и менее 20 сотрудников в производственном и других секторах в соответствии с Основным законом о МСП [14]. Малый и средний бизнес не разделяется, но есть указание количественных характеристик, зависящих от отраслевых требований.

Таким образом, были рассмотрены подходы к определению субъектов МСП в пяти законодательствах (табл. 2). В них присутствуют приблизительно общие черты, однако отличия свидетельствуют о влиянии национальных экономик. В дополнение к этому возможны отраслевые требования, которые создают разные пороги в зависимости от отрасли.

Таблица 2

Критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства в других странах

Страна Сектор МСП Наличие отраслевых требований Число работников Оборот/ баланс/доход

Европейский союз Микробизнес Нет 0-9 чел. Оборот или общий баланс до 2 млн евро

Малый бизнес 10-49 чел. Оборот или общий баланс до 10 млн евро

Средний бизнес 50-249 чел. Оборот или общий баланс до 43 млн евро

Канада Микробизнес Нет 0-4 чел. -

Малый бизнес 5-99 чел. -

Средний бизнес 100-499 чел. -

Китай Малый бизнес Да до 600 чел. Годовой доход до 30 млн юаней

Средний бизнес 100-3 000 чел. Годовой доход до 300 млн юаней

США Малый бизнес Да до 1 500 чел. до 41,5 млн долл. США

Япония Микробизнес Да до 20 чел. -

Малый и средний бизнес до 300 чел. Уставный капитал до 300 млн йен

Составлено автором по материалам источников [10—14]

ЕДИНЫМ РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

С 2016 г. осуществляется внесение субъектов МСП в единый реестр Федеральной налоговой службы (далее — ФНС России) на основании статьи 4.1 закона № 209-ФЗ. По состоянию на 10 января 2022 г. в реестр включены 5 866 703 субъекта МСП в Российской Федерации (рис. 1).

СУБЪЕКТОВ; 5 866 703

РАБОТНИКОВ:14662197 ? ПРОДУКЦИИ: 9 291 О.

ЕЯ МИКРО МАЛЫЕ СРЕДНИЕ

МП

ЮЛ

Па состоянию на:

О. 10.01.2022 V

Источник: [15]

Рис. 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по федеральным округам

При соответствии критериям субъектов МСП организация или ПП включается в реестр автоматически. Сроки внесения субъектов МСП в реестр также указаны в статье 4.1 закона № 209-ФЗ: с 10 января по 10 июня и с 10 июля по 10 декабря [6]. Организации и ИП исключаются из реестра раз в год (10 июля), в случае если предприятие не предоставило нужные сведения в ФНС России или больше не соответствует критериям МСП.

Основаниями для внесения или исключения сведений о юридических лицах и ИП являются:

— сведения, содержащиеся в единых государственных реестрах юридических лиц и ИП;

— сведения о среднесписочной численности работников и о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, а также сведения, содержащиеся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году;

— сведения, представленные биржами, Фондом «Сколково», Министерствами науки и высшего образования, экономического развития, промышленности и торговли Российской Федерации, держателями реестров акционеров акционерных обществ, аудиторскими организациями (поставщики) [15].

Согласно статье 4.1 закона № 209-ФЗ организация или ИП могут дополнить сведения в реестре информацией в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью о:

— производимой продукции с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной или высокотехнологичной продукции;

— включении организации или ИП в реестры участников программ по закупках в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— наличии в предшествующем календарном году контрактов в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [6; 15].

Исходя из представленной на сайте единого реестра ФНС России статистики (рис. 2) можно сделать вывод, что наиболее распространенными видами деятельности, включенными в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), являются деятельность автомобильного грузового транспорта (16 %) и строительство жилых и нежилых зданий (15 %) [15].

7 %

7 %

8 %

15 %

8 %

11 %

I 49.41 Деятельность автомобильного транспорта (1)

41.20 Строительсьво жилых и нежилых зданий (2) I 68.20 Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом (3) I 47.11 Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (4) 47.91 Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети «Интернет» (5) 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке пролуктов питания (6)

68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом (7) I 46.90 Торговля оптовая неспециализированная (8) 96.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты (9)

47.19 Торговля розничная прочая в специализиро-

ванных магазинах

(10)

Источник: [15]

Рис. 2. Наиболее распространенные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации по количеству упоминаний в выписках из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ)

СПОРНЫЕ МОМЕНТЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Поскольку роль сектора МСП в обеспечении устойчивого экономического развития и решении стоящих перед страной социально-экономических вызовов очевидна, в особенности в период усугубления экономических затруднений, вызванных распространением новой коронавирусной инфекции, поддержку субъектов МСП стоит рассматривать в качестве одного из приоритетов государственной экономической политики [16], а в целях повышения эффективности и адресности оказываемых мер государственной поддержки необходимо обратить внимание на те организации бизнеса, которые не в полной мере отвечают официальной трактовке характеристики субъектов МСП.

Так, например, необходимо решить, имеет ли смысл выходить за рамки установленного государством реестра субъектов МСП и включать в данную категорию и иные организации, которые не полностью соответствуют требованиям закона № 209-ФЗ (либо же их нахождение в реестре субъектов МСП может быть оспорено).

Отсутствие в реестре МСП автоматически означает невозможность участия в государственных программах поддержки этой категории компаний. Сюда могут быть отнесены следующие организации:

— дочерние общества крупных компаний (Учитывая, что такие компании имеют возможность получения помощи от материнской компании, резонно ли их рассматривать как полноценных субъектов МСП и тем самым подпадающих под различные программы государственной помощи? - Прим. авт.);

— организации, утратившие статус субъекта МСП вследствие различных технических ошибок и не по причине ликвидации и перехода в статус «крупного» бизнеса, как то: несвоевременно поданная отчетность, сбой в учетной системе ФНС России и т.п. В данном случае это обратная ситуация, когда

организация формально не субъект МСП, но по всем признакам таковым является и, соответственно, может претендовать на получение государственной поддержки;

— не полностью соответствующие заявленным критериям (например, только по выручке, но не по численности и т.п.);

— ведущие подакцизную деятельность, формально попадающую под определение «высокомаржинальная», но на территориях, требующих особого внимания государства (моногорода, арктические территории, Дальний Восток, Северный Кавказ, республика Крым и город Севастополь);

— предприятия и организации с государственным участием, либо состоящие на балансе государственных структур (как, например, различные муниципальные организации и федеральные государственные унитарные предприятия).

ВЫВОДЫ

Поскольку основная цель классификации и отнесения к субъектам МСП ряда бизнес-организаций — определение перечня юридических лиц, имеющих право претендовать на государственную поддержку (о целях государства в данном случае уже было упомянуто выше), то для повышения эффективности расходования государственных средств, развития отдаленных территорий и повышения адресности оказываемой поддержки критерии отнесения к субъектам МСП должны быть скорректированы.

Например, следует предусмотреть переходный период после утраты статуса МСП для ряда организаций с целью сохранения права на получение государственной поддержки. Кроме того, представляется целесообразным ввести исключения на запрет получения помощи субъектам МСП, ведущим подакцизную деятельность в ряде регионов или отраслей народного хозяйства (например, гостиничный и ресторанный бизнес). При этом субъекты МСП — дочерние или связанные (аффилированные) с крупным бизнесом организации могут быть ограничены в получении государственной поддержки, так как данная поддержка может быть оказана материнской (связанной) компанией или группой.

Кроме того, пересмотр критериев для включения субъектов МСП в реестр ФНС России (пусть это и является отдельной, в достаточной степени трудоемкой задачей), а также его более гибкое применение может послужить повышению адресности осуществляемым мерам поддержки и повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Также представляется разумным изучение зарубежного опыта классификации субъектов МСП, в том числе для включения ряда предпринимателей в перечень субъектов МСП с целью оказания им государственной поддержки.

Библиографический список

1. Грицунова С.В., Лотарева К.М. Развитие малого предпринимательства в России. Мир науки. Педагогика и психология. 2015;(2):34.

2. СССР. Закон СССР от 19.11.1986 «Обиндивидуальной трудовой деятельности» (утратил силу). http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=245#UutyH9TwjRooyu8t (дата обращения: 11.06.2022).

3. СССР. Закон СССР от 26.05.1988 г. № 8998-Х1 (ред. от 07.03.1991 г., с изм. от 15.04.1998 г.) «О кооперации в СССР» (утратил силу). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1361/ (дата обращения: 11.06.2022).

4. СССР. Письмо Минобразования РСФСР от 25.12.1989 № 09-14/897 «О направлении Положения об организации деятельности малых предприятий». http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=16696#UPhzH9TAfQa9 6x7o1 (дата обращения: 11.06.2022).

5. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И. Становление малого бизнеса в России. Инновации. 2006;(9):63—67.

6. Российская Федерация. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 11.06.2022).

7. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от оуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 11.06.2022).

8. Российская Федерация. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.11.2017 № 1412 (ред. от 13.03.2021) «О предельном значении среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют

в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности, и об утверждении Правил формирования перечня хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 11.06.2022).

9. Баринова В. А., Земцов С. П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование. Вопросы статистики. 2019;26(6):55—71. https://doi. org/10.34023/2313-6383-2019-26-6-55-71

10. Eurostat. Structural business statistics: Small and medium-sized enterprises (SMEs). https://ec.europa.eu/eurostat/web/structur-al-business-statistics/small-and-medium-sized-enterprises (дата обращения: 11.06.2022).

11. Government of Canada. Key Small Business Statistics — 2020. https://wwwic.gc.ca/eic/site/061.nsf/eng/h_03126.html (дата обращения: 11.06.2022).

12. Liu X. SME Development in China: A Policy Perspective on SME Industrial Clustering. In: Lim H. (ed.) SME in Asia and Globalization. ERIA Research Project Report 2007-5. https://wwweria.org/SME%20Development%20in%20China_A%20 Policy%20Perspective%20on%20SME%20Industrial%20Clustering.pdf (дата обращения: 11.06.2022).

13. U.S. Small Business Administration. Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Codes. https://www.sba.gov/sites/default/files/2019-08/SBA%20Table%20of%20Size%20Standards_Effective%20 Aug%2019%2C%202019_Rev.pdf (дата обращения: 11.06.2022).

14. Nakagawa R. The Policy Approach In Promoting Small And Medium Sized Enterprises In Japan. International Business & Economics Research Journal (IBER). 2012;11(10):1087-1098. https://doi.org/10.19030/iber.v11i10.7254

15. Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://ofd.nalog.ru/ about.html (дата обращения: 11.06.2022).

16. Глухов К.В., Соловьев И.А. Антикризисные решения для развития малого и среднего предпринимательства как фактор повышения экономической безопасности государства. Вестник университета. 2020;(11):83-89. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-11-83-89

References

1. Gritsunova S.V, Lotareva K.M. Development of small business in Russia. World of Science. Pedagogy and psychology. 2015;(2):34.

2. USSR. Law of the USSR dated 19 November 1986 "On individual labor activity" (repealed). http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=ESU&n=245#UutyH9TwjRooyu8t (accessed 11.06.2022).

3. USSR. Law of the USSR dated May 26 1988 No. 8998-XI (as amended on 7 July 1991, as amended on 15 April 1998) "On cooperation in the USSR" (repealed). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1361/ (accessed 11.06.2022).

4. USSR. Letter of the Ministry of Education of the RSFSR dated 25 December 1989 No. 09-14 / 897 "On the Direction of the Regulations on the Organization of the Activities of Small Enterprises". http://wwwconsultant.ru/cons/cgi/online.cgipreq— doc&base=ESU&n=16696#UPhzH9TAfQa96x7o1 (accessed 11.06.2022).

5. Nikitina L.N., Khudilainen M.I. Formation of small business in Russia. Innovations. 2006;(9):63-67.

6. Russian Federation. Federal Law dated 24 July 2007 No. 209-FZ (as amended on 2 July 2021) "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from 1 January 2022). http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed 11.06.2022).

7. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated 4 April 2016 No. 265 "On the marginal values of income received from entrepreneurial activities for each category of small and medium-sized businesses". http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_196415/ (accessed 11.06.2022).

8. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation dated22 November2017 No. 1412 (as amended on 13 March 2021) "On the limit value of the average number of employeesfor the previous calendar yearfor medium-sized enterprises — business companies, economic partnerships that carry out entrepreneurial activities as the main activity in sphere of light industry, and on the approval of the Rules for the formation of a list of economic companies, economic partnerships that carry out entrepreneurial activity in the sphere of light industry as their main activity". http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (accessed 11.06.2022).

9. Barinova V A., Zemtsov S. P. International comparative analysis of the role of small and medium-sized enterprises in the national economy: a statistical study. Questions of statistics. 2019;26(6):55-71. https://doi.org/10.34023/2313-6383-2019-26-6-55-71

10. Eurostat. Structural business statistics: Small and medium-sized enterprises (SMEs). https://ec.europa.eu/eurostat/web/structur-al-business-statistics/small-and-medium-sized-enterprises (accessed 11.06.2022).

11. Government of Canada. Key Small Business Statistics — 2020. https://www.ic.gc.ca/eic/site/061.nsf/eng/h_03126.html (accessed 11.06.2022).

12. Liu X. SME Development in China: A Policy Perspective on SME Industrial Clustering. In: Lim H. (ed.) SME in Asia and Globalisation. ERIA Research Project Report 2007-5. https://www.ena.org/SME%20Development%20in%20China_A%20 PoKcy%20Perspective%20on%20SME%20Industrial0/o20Qustermgpdf (accessed 11.06.2022).

13. U.S. Small Business Administration. Table of Small Business Size Standards Matched to North American Industry Classification System Codes. https://www.sba.gov/sites/default/files/2019-08/SBA%20Table%20of%20Size%20Standards_Effective%20 Aug%2019%2C%202019_Rev.pdf (accessed 11.06.2022).

14. Nakagawa R. The Policy Approach In Promoting Small And Medium Sized Enterprises In Japan. International Business & Economics Research Journal (IBER). 2012;11(10):1087-1098. https://doi.org/10.19030/iber.v11i10.7254

15. Federal Tax Service of Russia. Unified register of small and medium-sized businesses. https://ofd.nalog.ru/about.html (accessed 11.06.2022).

16. Glukhov K.V, Solovev I.A. Anti-crisis solutions for the development of small and medium-sized businesses as a factor in improving the economic security of the state. Vestnik universiteta. 2020;(11):83—89. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2020-11-83-89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.