Научная статья на тему 'ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / МАЛЫЙ БИЗНЕС / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ РЕСУРС / НАЛОГОВЫЙ РЕЕСТР / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карп М.В., Захарова А.В., Типалина М.В., Самоделко Л.С.

Предпринимательство является неотъемлемой составляющей рыночной экономики. Однако, лишь в последнее время представилась возможность анализировать этот кластер в оперативном режиме. Цель работы - качественный анализ показателей, формируемый Федеральной налоговой службой России для характеристики деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В статье представлены результаты обзора показателей информационно-цифровых ресурсов Федеральной налоговой службы России, характеризующих деятельность субъектов малого предпринимательства: единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; единый государственный реестр налогоплательщиков; государственный информационный реестр бухгалтерской (финансовой) отчетности; сервис «Прозрачный бизнес». Сделан вывод, что информационно-статистические базы Федеральной налоговой службы России обладают существенным потенциалом для частичного формирования данных статистической отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также допустимы для экономико-статистического анализа деятельности как конкретного субъекта, так и для группы субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF INDICATORS OF INFORMATION AND DIGITAL RESOURCES OF THE FEDERAL TAX SERVICE THAT CHARACTERIZE THE SMALL BUSINESSES ACTIVITIES

Entrepreneurship is an integral part of the market economy. However, only recently it has been possible to analyse this cluster online. The purpose of the research paper is a qualitative analysis of indicators formed by the Federal Tax Service of Russia to characterize the activities of small and medium-sized businesses. The article presents the results of a review of the indicators of information and digital resources of the Federal Tax Service of Russia that characterize the activities of small businesses: the unified register of small and medium - sized businesses; the unified register of small and medium-sized businesses - recipients of support; the unified state register of taxpayers; the state information register of accounting (financial) reporting; the “Transparent Business” service. It is concluded that the information and statistical databases of the Federal Tax Service of Russia have a significant potential for partial formation of statistical reporting data of small and medium-sized businesses, and are also acceptable for economic and statistical analysis of the activities of both a specific entity and a group of entities.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ

УДК 33б.025

JEL H21

Карп Марина Викторовна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7339-9911 e-mail: marvik-09@mail.ru

Захарова Александра Вячеславовна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4444-1209 e-mail: avzakharova@mail.ru

Типалина Мария Валерьевна

канд. экон. наук, «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: mariatipalina@yandex. ru ORCID: 0000-0002-9984-1891

Самоделко Людмила Сергеевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: Samodelko-diplom@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6551-5625

ВО! 10.26425/1816-4277-2021-6-112-120

ОБЗОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. Предпринимательство является неотъемлемой составляющей рыночной экономики. Однако, лишь в последнее время представилась возможность анализировать этот кластер в оперативном режиме. Цель работы - качественный анализ показателей, формируемый Федеральной налоговой службой России для характеристики деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В статье представлены результаты обзора показателей информационно-цифровых ресурсов Федеральной налоговой службы России, характеризующих деятельность субъектов малого предпринимательства: единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки; единый государственный реестр налогоплательщиков; государственный информационный реестр бухгалтерской (финансовой) отчетности; сервис «Прозрачный бизнес». Сделан вывод, что информационно-статистические базы Федеральной налоговой службы России обладают существенным потенциалом для частичного формирования данных статистической отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства, а также допустимы для экономико-статистического анализа деятельности как конкретного субъекта, так и для группы субъектов.

Ключевые слова: налогообложение, налоговое администрирование, налоговый контроль, декларирование, средний бизнес, малый бизнес, микропредприятия, информационно-цифровой ресурс, налоговый реестр, межведомственное взаимодействие

Для цитирования: Карп М.В. Захарова А.В., Типалина М.В., Самоделко Л.С. Обзор показателей информационно-цифровых ресурсов Федеральной налоговой службы, характеризующих деятельность субъектов малого предпринимательства//Вестник университета. 2021. № 6. С. 112-120.

Marina V. Karp

Dr. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7339-9911 e-mail: marvik-09@mail.ru

Aleksandra V. Zakharova

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4444-1209

e-mail: avzakharova@mail.ru

Mariya V. Tipalina

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia e-mail: mariatipalina@yandex.ru ORCID: 0000-0002-9984-1891

Lyudmila S. Samodelko

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia e-mail: Samodelko-diplom@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6551-5625

OVERVIEW OF INDICATORS OF INFORMATION AND DIGITAL RESOURCES OF THE FEDERAL TAX SERVICE THAT CHARACTERIZE THE SMALL BUSINESSES ACTIVITIES

Abstract. Entrepreneurship is an integral part of the market economy. However, only recently it has been possible to analyse this cluster online. The purpose of the research paper is a qualitative analysis of indicators formed by the Federal Tax Service of Russia to characterize the activities of small and medium-sized businesses. The article presents the results of a review of the indicators of information and digital resources of the Federal Tax Service of Russia that characterize the activities of small businesses: the unified register of small and medium - sized businesses; the unified register of small and medium-sized businesses - recipients of support; the unified state register of taxpayers; the state information register of accounting (financial) reporting; the "Transparent Business " service. It is concluded that the information and statistical databases of the Federal Tax Service of Russia have a significant potential for partial formation of statistical reporting data of small and medium-sized businesses, and are also acceptable for economic and statistical analysis of the activities of both a specific entity and a group of entities. Keywords: taxation, tax administration, tax control, declaration, medium-sized business, small business, microenterprises, information and digital resource, tax register, interdepartmental interaction

For citation: Karp M.V., Zakharova A.V., Tipalina M.V., Samodelko L.S. (2021) Overview of indicators of information and digital resources of the Federal Tax Service that characterize the small businesses activities. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 112-120. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-6-112-120

© Карп М.В. Захарова А.В., Типалина М.В., Самоделко Л.С., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Karp M.V., Zakharova A.V., Tipalina M.V., Samodelko L.S., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Проблемы снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, в том числе малый бизнес, находятся сегодня в центре внимания государственных органов. При этом до определенного момента отсутствовала сама возможность оперативной оценки и анализа деятельности хозяйствующих субъектов. В свою очередь оценочные и аналитические выкладки опирались на показатели, формируемые Федеральной службой государственной статистики России (Росстат), что не способствовало своевременному принятию решений в области оперативного и стратегического регулирования этой экономической составляющей.

Первые шаги в указанном направлении сделаны: организации освобождены от сдачи бухгалтерской отчетности в Росстат, поскольку ее представляют в налоговые органы в электронном виде и размещают на общедоступном государственном информационном ресурсе; отменена обязанность организаций представлять декларации по транспортному и земельному налогам и т. п. [7; 9; 10]. Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России) начала публикацию пока минимального объема общепринятых и отражаемых Рос-статом показателей, характеризующих предпринимательскую деятельность в виде открытых и публичных данных [5]. Определенно, это только начало большого процесса, но цифровые возможности и разнообразие имеющихся показателей позволяют констатировать наличие показателей иного качества, характеризующих предпринимательскую деятельность [6]. Однако у организаций остался существенный объем работы по формированию статистической отчетности для Росстата. Часть показателей данных форм предпринимательства может быть сформирована на основе данных информационных баз ФНС России.

Цель исследования - оценка качества показателей, формируемых ФНС России, для характеристики предпринимательской деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

В качестве задач выделены:

- определение ресурсного потенциала ФНС России с целью характеристики деятельности малого и среднего бизнеса;

- выделение показателей, характеризующих предпринимательскую деятельность рассматриваемых субъектов;

- качественная оценка возможности их применения. Исследование

Субъекты малого и среднего бизнеса - хозяйствующие субъекты, относимые к данной форме предпринимательства на основании условий ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации (далее - РФ) от 4 апреля 2016 № 265, к которым относятся средние, малые и микропредприятия [3; 4].

Сегодня к статистическим данным, формируемым ФНС России в виде индивидуальных и агрегированных данных, необходимо отнести показатели, отражаемые в статистических налоговых формах отчетности, специализированных реестрах и информационных сервисах, опирающихся на данные, полученные в результате администрирования деятельности субъекта, и на налоговую и бухгалтерскую отчетность организации.

В качестве агрегированных источников информации, публикуемых информационно-цифровым ресурсом в рубрике статистика и аналитика вкладки «Деятельность», выступают формы официальной статистической налоговой отчетности [11]. В результате анализа указанных источников информации был подтвержден факт, что в формах статистической налоговой отчетности ФНС России содержится сводная информация по налогоплательщикам, администрированию и налогообложению. Однако эта информация в итоге не обеспечивает характеристику деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с отсутствием выделения субъектов в качестве самостоятельных групп.

На ФНС России возложена обязанность по ведению единого реестра субъектов малого предпринимательства и реестра бухгалтерской (финансовой) отчетности [1; 2]. Данные, отражаемые в этих реестрах формируются на базе первичных налоговых источников информации (налоговые декларации) и бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта. Таким образом, ФНС России формирует статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществляет их публикацию на собственном официальном сайте [3; 11].

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, формируемый ФНС России, является одним из основных информационно-цифровых ресурсов, аккумулирующий административные данные о налогоплательщиках данной группы [3; 8]. Основная цель реестра заключается в публикации и предоставлении пользователям результирующих данных, которые качественно характеризуют деятельность хозяйствующих субъектов и базируютя на обезличенных налоговых данных в режимах поиска информации и статистических данных. Сведения из реестра предоставляются в виде документа или документов из источника информации «вид сведений», которым и является реестр. Таким образом, ФНС России обеспечивает обмен информацией в рамках межведомственного взаимодействия и рамках общего доступа. В первом случае предоставляемые сведения носят официальный характер, а во втором - характер публичной информации [8].

Выделение субъектов малого предпринимательства в реестре осуществляется по определенным критериям [3]. Основными критериальными условиями отнесения субъекта хозяйственной деятельности к той или иной группе предпринимательства выступают:

- размер дохода;

- численность работающих;

- доля участия других организаций и компаний в уставном капитале [5].

В то же время общими критериями для всех субъектов хозяйственной деятельности в рамках формирования показателей, характеризующих деятельность микропредприятий целесообразно считать размер дохода и численность работающих, так как иные условия для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей в расчетах не учитываются [3].

В связи с изложенным выше можно констатировать, что ФНС России на сегодняшний день является поставщиком специализированной информации как в рамках межведомственного взаимодействия для федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, так и в виде общедоступных статистических данных в виде агрегированных форм отчетности и аналитико-статистических выкладок.

В качестве способов получения данных из информационно-цифрового ресурса ФНС России, в том числе сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечения тем самым доступа потребителя к налоговой информации необходимо выделить следующие методы:

- метод экспорта данных, то есть формирование выборочных (конкретных) данных из реестра осуществляемый по запросу потребителя в рамках как межведомственного взаимодействия, так и общего доступа, например, сведения (выписка) из реестра;

- метод публикации информации, то есть формирование агрегированных форм отчетности как в целом по РФ, так и в различных разрезах, например, по территориальному признаку, ОКВЭД и т. п.

Запросная форма предоставления данных из реестра базируется на данных из других реестров ФНС России: ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков), ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей), ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц), а показатели формируются в соответствии со справочником «Субъекты Российской Федерации», Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2 - расширенный состав), выбираются из справочника программ партнерства [8] (рис. 1).

Однако данная форма является наиболее комфортной при проверке контрагента или при получении общей информации, в том числе в виде количественных показателей о хозяйствующем субъекте, и наименее желательна с позиции формирования статистических показателей в рамках межведомственного взаимодействия, так как поисковые запросы не позволяют формировать количественные показатели, характеризующие предпринимательскую деятельность малого и среднего бизнеса в целом. Количественные показатели, характеризующие деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, предоставляются из реестра в том числе при использовании режима поиска (рис. 2). Поисковый запрос осуществляется на базе вводимых поисковых атрибутов из раздела реестра в виде статистических данных.

Результатом использования поискового режима являются показатели, характеризующие количество субъектов предпринимательства как в целом, так и в качестве вновь созданных, имеющих лицензии и договора, участвующих в программах партнерства или производящих инновационную, или высокотехнологическую продукцию. Пользователь самостоятельно указывает необходимые атрибуты поиска, информация по которым

необходима в данный момент. В результате поиск осуществляется по состоянию последнего внесения изменений на 10 число месяца, а также по типу субъекта, видам деятельности, региональным и муниципальным единицам.

Запрос на получение сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

Ввод ИНН

у р

и

т р

о п м И

Сведения о юридическом лице

Сведения о индивидуальном предпринимателе

Наименование организации (полное/сокращенное)

ИНН юридического лица

ФИО индивидуального предпринимателя

ИНН индивидуального предпринимателя

Сведения о месте нахождения юридического лица/ месте жительства индивидуального предпринимателя

Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности

Регион (субъект Российской Федерации) Район (улус и т.п.) Город (область и т.п.)

Населенный пункт (село и т.п.)

Сведения о лицензиях, выданных субъекту МСП

Сведения о производимой субъектом

Код региона (в соответствии со справочником «Коды субъектов Российской Федерации» (ССРФ)

ОКВЭД об основном виде деятельности

ОКВЭД о дополнительных видах деятельности

МСП продукции

Сведения о лицензируемом виде деятельности, на который выдана лицензия

Код вида продукции (ОКПД2)

Код позиции продукции (ОКПД2)

Наименование вида продукции (ОКПД2)

Признак отнесения продукции к инновационной, высокотехнологичной

Сведения о включении субъекта МСП в реестры программ партнерства

Наименование заказчика, реализующего программу партнерства

ИНН заказчика, реализующего программу партнерства

Номер договора о присоединении к выбранной программе партнерства

Дата договора о присоединении к выбранной программе партнерства

Серия лицензии Номер лицензии

Вид лицензии

Дата выдачи лицензии

Дата начала лицензии

Дата окончания лицензии

Наименование лицензирующего органа, выдавшего или переоформившего лицензию

Дата приостановления действия лицензии

Наименование лицензирующего органа, приостановившего действие лицензии

Сведения о наличии у субъекта МСП в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ

Сведения о наличии у субъекта МСП в предшествующем календарном году договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 апреля 2011 г. № 223-ФЗ

Сведения по состоянию реестра на дату запроса

Вид субъекта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Категория субъекта

I Г

Дата включения в реестр

Признак сведений о вновь созданном юр. лице / зарегистрированном индивидуальном предпринимателе

Сведения о том, что юр. лицо / индивидуальный предприниматель является социальным предприятием

Сведения о среднесписочной численности работников

Источники: [5; 8]

Рис. 1. Алгоритм формирования сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

при запросе информации

Вывод результатов поиска в виде количества записей субъектов по введенным атрибутам поиска

Источники: [5; 8]

Рис. 2. Алгоритм формирования сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

при использовании режима поиск

В свою очередь набор дополнительных атрибутов подразделяется на два блока:

- атрибуты, характеризующие основные показатели в разрезе региональных и муниципальных единиц;

- атрибуты, характеризующие основные показатели в разрезе экономических видов деятельности и видов продукции.

Таким образом, основными показателями с точки зрения ФНС России являются:

- общее количество субъектов (микропредприятий), в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели;

- количество субъектов (микропредприятий), имеющих признак «вновь созданные»;

- количество субъектов (микропредприятий), имеющих признак «социальное предприятие»;

- дата включения субъекта (микропредприятия) в реестр субъектов МСП.

Использование дополнительных наборов атрибутов позволяет получить результат в виде следующих показателей:

- количество субъектов (микропредприятий), имеющих лицензии;

- количество субъектов (микропредприятий), имеющих договора;

- количество субъектов (микропредприятий), производящих инновационную, высокотехнологическую продукцию;

- количество субъектов (микропредприятий), участвующих в программах партнерства [5; 8].

Для получения публичных статистических данных необходимо использовать раздел «Статистика» Единого реестра субъектов МСП, который в свою очередь подразделяется на основные и аналитические показатели. Данные из раздела «Статистика» предоставляются в иллюстративной, табличной и графической формах (рис. 3).

К основным публичным статистическим данным относятся следующие показатели:

- количество субъектов;

Административные данные ФНС России

Статистика

Общие данные

Статистические данные в виде иллюстраций и таблиц

— Количество субъектов

Среднесписочная численность работников

Общее количество продукции и услуг

Количество субъектов всего

Количество вновь созданных субъектов

Количество индивидуальных предпринимателей

_ Количество юридических лиц

По федеральным округам

По регионам

- Участвующие в программах партнерства

Имеющие в предшествующем календарном году договоры, заключенные

- в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ

«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Имеющие в предшествующем календарном году контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Да

Да

Да

Аналитические статистические данные _Представившие сведения о производимой субъектом продукции

Количество субъектов (круговая)

Количество субъектов / работников (динамика)

Выбор вида статистических данных Выбор даты опубликования Нет ^^ \ Количество субъектов / работников (динамика)

Количество субъектов (динамика)

Количество работников (линейчатая) по федеральным округам и регионам

Количество работников (динамика)

Соотношение работников к субъектам МСП по ФО и регионам

Соотношение работников к субъектам МСП (динамика)

10 самых «популярных» ОКВЭД

Выбор атрибутов данных

Нет

Выбор даты и атрибутов данных

Нет

Вывод результатов поиска по введенным атрибутам поиска

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 3. Алгоритм формирования сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства

при пользовании разделом «Статистика»

- среднесписочная численность работников;

- количество субъектов, имеющих признак «вновь созданные»;

- количество субъектов, участвующих в программах партнерства;

- имеющие в предшествующем календарном году договоры, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- имеющие в предшествующем календарном году контракты, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [5; 8].

Получить данные из раздела «Статистика» рассматриваемого реестра допустимо в следующих разрезах (изначально выводятся с позиции всего по РФ):

- по типу субъекта (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель);

- по федеральным округам и регионам;

- по дате создания (действующее, вновь созданное).

В рассматриваемом разделе также предлагается аналитическая статистическая информация, заключающаяся в формировании долевых и динамических показателей:

- количество субъектов МСП (круговая);

- количество субъектов/работников МСП (динамика);

- количество субъектов МСП (динамика);

- количество работников (линейчатая) по федеральным округам и регионам;

- количество работников (динамика);

- соотношение работников к субъектам МСП по ФО и регионам;

- соотношение работников к субъектам МСП (динамика);

- 10 самых «популярных» ОКВЭД.

К аналитическим показателям применяются те же разрезы, что и к основным, за исключением деления данных, исходя из территориального критерия.

В качестве отличительной особенности раздела «Статистика» необходимо выделить факт, что получаемая информация может быть экспортирована в Excel. Однако необходимо помнить о временной составляющей при публикации данных. Так, в поисковых режимах применяется поиск конкретных данных по состоянию последнего внесения изменений на 10 число месяца, а в разделе «Статистика» показатели формируются ежемесячно на 10 число за весь период, начиная с 1 августа 2016 г.

К новшествам ФНС России необходимо отнести начало ведения Единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки [3; 11]. Этот реестр начал аккумулировать информацию недавно, но уже позволяет получать данные, характеризующие процесс оказания помощи субъектам МСП.

По состоянию на сегодняшний день к показателям, формируемым в рамках данного направления формирования статистической информации, необходимо отнести:

- количество получателей поддержки;

- размер оказанной помощи;

- признаки нарушения при оказании поддержки.

Эти показатели представляют также исходя из категории субъектов МСП в разрезе субъектов РФ, в разрезе форм и видов поддержки, а также в части объема оказанной помощи поддержки.

В рамках настоящей статьи целесообразно выделить Государственный информационный реестр бухгалтерской (финансовой) отчетности. Этот информационно-цифровой ресурс представляет интерес для пользователей с позиции получения первоначальных данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта. Однако этот ресурс предоставляет отчетность по каждому субъекту в индивидуальном порядке и не агрегирует ее, что не позволяет характеризовать деятельность субъектов в целом и в определенных разрезах. Самостоятельная агрегация трудозатратна.

Среди сервисов определенного внимания заслуживает сервис ФНС России «Прозрачный бизнес». С помощью этого сервиса возможно выделение информации о применяемой хозяйствующим субъектом системе налогообложения и суммах уплаченных налогов. Однако этот сервис, как и реестр бухгалтерской (финансовой) отчетности, не предоставляет информацию в агрегированном состоянии, а для самостоятельной

агрегации потребуется перечень ИНН в разрезе территориальной принадлежности организаций, которую, например, можно извлечь из Единого реестра субъектов МСП. Таким образом, самостоятельная агрегация данных также трудозатратна.

Заключение

Проведенное исследование позволяет отметить, что показатели, формируемые Федеральной налоговой службой России в качестве характеристики деятельности малых предприятий с помощью информационных ресурсов направлены, прежде всего, на мониторинг состояния малого бизнеса с точки зрения задач, поставленных перед налоговой службой - контроль за правильностью исчисления, поступлением налоговых платежей и учетом налогоплательщиков. В то же время представленные сервисы позволяют использовать содержащуюся в них информацию в расширенном аспекте посредством проведения детального анализа функционирования субъектов малого предпринимательства в разрезе территорий Российской Федерации, видов деятельности, занятости населения.

Информационные базы Федеральной налоговой службы России обладают существенным потенциалом для частичного формирования данных статистической отчетности субъектов малого предпринимательства и широким спектром показателей, характеризующих малое и среднее предпринимательство. Посредством подбора идентификационных показателей, таких как ИНН, ОКВЭД, номера строк деклараций и бухгалтерской отчетности, отражающих показатели деятельности малого и среднего бизнеса, возможно собрать информацию о деятельности компаний и в дальнейшем снизить административную нагрузку на них.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_312099/ (дата обращения 10.03.2021).

2. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191298/ (дата обращения 11.03.2021).

3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в последней редакции) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 05.03.2021).

4. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения 11.03.2021).

5. Формирование статистических показателей, характеризующих деятельность микропредприятий, на основе информационных ресурсов ФНС России в целях снижения административной нагрузки на малый бизнес: монография / Под общ. ред. М. В. Карп. - М.: КноРус, 2021, 296 а

6. Цифровая экономика - драйвер формирования налоговой стратегии РФ и способов ее реализации: монография / Под ред. Т. М. Рогуленко, М. В. Карп. - М.: КноРус, 2020. - 142 а

7. Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности // Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bo.nalog.ru/about (дата обращения 10.03.2021).

8. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства // Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения: 06.03.2021).

9. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки // Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmsp-pp.nalog.ru/index.html (дата обращения 05.03.2021).

10. Прозрачный бизнес (сервис Федеральной налоговой службы России) // Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pb.nalog.ru/index.html (дата обращения 10.03.2021).

11. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения: 20.03.2021).

BecmuuK yuueepcumema № 6, 2021

References

1. Federal Law No. 444-FZ dated on November 28, 2018 "On amendments to the Federal Law "On accounting" (as amended, dated on July 26, 2019), Legal reference system "ConsultantPlus ". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_312099/ (accessed 10.03.2021).

2. Federal Law No. 408-FZ dated on December 29, 2015 "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" (as amended, dated on July 3, 2016), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191298/ (accessed 11.03.2021).

3. Federal Law No. 209-FZ dated on July 24, 2007 "On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation" (in the latest version), Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/ (accessed 05.03.2021).

4. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 265 dated on April 4, 2016 "On the maximum values of income received from entrepreneurial activity for each category of small and medium-sized businesses", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (accessed 11.03.2021).

5. Formation of statistical indicators that characterize the activities of microenterprises, based on the information resources of the Federal Tax Service of Russia in order to reduce the administrative burden on small businesses: monograph, under general editorship of M. V. Karp, Moscow, KnoRus, 2021, 296 p. (In Russian).

6. Digital economy - the driver of the formation of the tax strategy of the Russian Federation and ways of its implementation: monograph, edited by T. M. Rogulenko, M. V. Karp, Moscow, KnoRus, 2020, 142 p.(In Russian).

7. State information resource of accounting (financial) statements, Federal Tax Service of Russia. Available at: https://bo.nalog.ru/ about (accessed 10.03.2021).

8. Unified register of small and medium-sized businesses, Federal Tax Service of Russia. Available at: https://ofd.nalog.ru/index. html (accessed 06.03.2021).

9. Unified register of small and medium-sized Businesses - recipients of support, Federal Tax Service of Russia. Available at: https://rmsp-pp.nalog.ru/index.html (accessed 05.03.2021).

10. Transparent business (service of the Federal tax service of Russia), Federal tax service of Russia. Available at: https://pb.nalog. ru/index.html (accessed 10.03.2021).

11. Federal Tax Service of Russia. Available at: https://www.nalog.ru (accessed 05.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.