Научная статья на тему 'Роль и значение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства'

Роль и значение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1778
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ЕДИНЫЙ РЕЕСТР СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ / НАЛОГОВЫЙ КАЛЬКУЛЯТОР / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / UNIQUE REGISTER OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES / SPECIAL TAX REGIMES / TAX CALCULATOR / TAX LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Типалина Мария Валерьевна

В статье дана краткая характеристика мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассмотрен единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обоснована необходимость внесения в реестр дополнительной информации. Ключевым показателем должен стать режим налогообложения. Предлагается дополнить сайт Федеральной налоговой службы России новым налоговым калькулятором калькулятором выбора системы налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and the meaning of unique register small and medium enterprises

The article analyzes measures of support small and medium enterprises. The author considers unique register of small and medium enterprises and substantiates the necessity of including additional information. Key‘s indicator should be tax regime. The author offers to add the site of the Federal Tax Service of Russia by a new tax calculator of the choice taxation system.

Текст научной работы на тему «Роль и значение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства»

УДК 336.02:336.025:336.027

М.В. Типалина РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОГО РЕЕСТРА

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье дана краткая характеристика мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Рассмотрен единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, обоснована необходимость внесения в реестр дополнительной информации. Ключевым показателем должен стать режим налогообложения. Предлагается дополнить сайт Федеральной налоговой службы России новым налоговым калькулятором -калькулятором выбора системы налогообложения.

Ключевые слова: субъект малого предпринимательства, единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, специальные налоговые режимы, налоговый калькулятор, налоговое законодательство.

Maria TipaHna THE ROLE AND THE MEANING OF UNIQUE

REGISTER SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES

Annotation. The article analyzes measures of support small and medium enterprises. The author considers unique register of small and medium enterprises and substantiates the necessity of including additional information. Key's indicator should be tax regime. The author offers to add the site of the Federal Tax Service of Russia by a new tax calculator of the choice taxation system.

Keywords: small and medium enterprises, unique register of small and medium enterprises, special tax regimes, tax calculator, tax law.

Проблемам поддержки субъектов малого предпринимательства посвящено множество работ как исследовательского, так и практического характера. Возникают вопросы о размере налоговой нагрузки, правилах ведения налогового учета, государственном контроле за деятельностью данных хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для реализации государственной политики в данной области могут предусматриваться следующие меры:

- упрощенные правила ведения бухгалтерского и налогового учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

- специальные налоговые режимы;

- упрощенный порядок составления статистической отчетности;

- финансовая поддержка;

- имущественная поддержка;

- информационная поддержка;

- консультационная поддержка;

- оказание поддержки в сфере образования;

- оказание поддержки в области инноваций и промышленного производства;

- оказание поддержки субъектам, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность;

- оказание поддержки субъектам, осуществляющим сельскохозяйственную деятельность [8].

Органы исполнительной власти, а также организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, ведут реестры получателей такой поддержки.

© Типалина М.В., 2017

В указанных реестрах содержатся следующие сведения: информация об источнике поддержки, о получателе поддержки, вид, форма, срок и размер предоставленной поддержки, информация о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Включение юридического лица в такой перечень подтверждает факт предоставления государственной или муниципальной поддержки. Его цель - обеспечить персонифицированный учет государственной поддержки, оказанной органами исполнительной власти по линии малого и среднего предпринимательства. Ведение всех указанных реестров направлено на систематизацию информации, ее консолидацию, следовательно, повышение доступности поддержки таких субъектов.

С 01.08.2016 г. стал функционировать единый реестр, который размещен в открытом доступе на сайте Федеральной налоговой службы России и представляет собой базу данных о субъектах малого и среднего предпринимательства.

В связи с созданием единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства появился целый ряд вопросов: что такое реестр, как он формируется, кто вносит сведения, как часто они будут обновляться, что делать, если на сайте нет информации об организации и так далее [2; 3; 6; 7].

«Создание такого реестра позволит: снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки; обеспечить организацию формирования заказчиками и кредитными организациями перечня субъектов для их потенциального участия в закупках товаров, работ, услуг, а также в целях оказания кредитно-гарантийной поддержки; обеспечить реализацию «надзорных каникул» для малых предприятий; повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства; максимально раскрыть информацию о видах деятельности субъектов и производимых ими товарах работах, услугах, в том числе о производимой инновационной продукции, высокотехнологичной продукции» [1].

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся следующие сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства:

- информация о субъекте (наименование, ИНН, коды общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), место нахождение, категория);

- сведения о лицензиях, участии в программах партнерства между юридическими лицами, о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [9];

- иные сведения, включаемые в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Реестр будет формироваться автоматически, путем присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.

Субъект малого или среднего предпринимательства может самостоятельно через сайт Федеральной налоговой службы (ФНС) России внести в реестр дополнительные сведения о себе, которые помогут найти его крупнейшим заказчикам. Кроме имеющейся возможности сообщить о своей продукции, опыте исполнения контрактов, об участии в программах партнерства, также возможно указать контактную информацию (адрес электронной почты, телефон, сайт). Для целей повышения каче-

ства мер поддержки, а также для формирования информационной базы для унификации и изменения критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства необходимо предусмотреть в реестре дополнительную информацию.

Ключевым показателем должен стать режим налогообложения. Данная информация позволит государственным органам оценить использование субъектами малого предпринимательства такой меры поддержки, как специальные налоговые режимы. В свою очередь для потенциальных партнеров оценить возможность работы с точки зрения налога на добавленную стоимость (НДС), поскольку плательщики специальных налоговых режимов не являются плательщиками НДС, соответственно, у покупателя не будет возможности принять НДС к вычету. Кроме того, в реестре необходимо предусмотреть показатели среднего дохода по видам экономической деятельности и субъектам Федерации без представления в открытом доступе информации о доходе каждой организации. Данная мера позволит оценивать и пересматривать критерии отнесения организаций к микро-, малым и средним предприятиям по величине дохода.

Ежегодный анализ указанных показателей позволит унифицировать подходы к определению критериев для целей Федерального закона № 209-ФЗ от 24.07.2007 ред. от 03.07.2016 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и перехода на упрощенную систему налогообложению [8].

ФНС России на официальном сайте предлагает множество калькуляторов для физических лиц: калькулятор транспортного, земельного, налога на имущество физических лиц, патентной системы налогообложения. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, входящих в единый реестр, предлагается ввести на официальном сайте ФНС России дополнительный раздел - калькулятор выбора системы налогообложения, что позволит субъектам малого предпринимательства оценить возможность использования специальных налоговых режимов.

В таблице 1 представлена анкета налогоплательщиков для размещения на сайте, которую необходимо будет заполнить для функционирования налогового калькулятора. На ее основе будет в автоматическом режиме проводиться расчет налогов при разных режимах налогообложения. В алгоритм расчета должны быть заложены методики исчисления налогов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации [4; 5].

Таблица 1

Анкета налогоплательщика для выбора режима налогообложения [4; 5]

Вопрос Критерий (ответ)

Место осуществления деятельности Наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования. Применяется для оценки права налогоплательщика на пониженные ставки или тариф страховых взносов, а также показателей коэффициента К2 для оценки применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Организационно-правовая форма

Вид деятельности по ОКВЭД Проверка на соответствие требованиям статей 346.2, 346.12, 346.26, 346.43 НКРФ (дляИП). Статья 427 НК РФ, проверка права на пониженные тарифы страховых взносов.

Окончание таблицы 1

Вопрос Критерий (ответ)

Занимается ли налогоплательщик: - производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых; - розничной торговлей, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли; - оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, имеет на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг; - оказанием услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 м2 по каждому объекту организации общественного питания; - оказанием услуг по временному размещению и проживанию в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 м2; - производит сельскохозяйственную продукцию, доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, составляет не менее 70 процентов Да/Нет Оценивается право применять специальные налоговые режимы, уточняются показатели деятельности для расчета применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога.

Доля участия других организаций составляет более 25 процентов Да/Нет Оценивается право применять специальные налоговые режимы

Средняя численность работников Менее 100;100 и более Оценивается право применять специальные налоговые режимы

Остаточная стоимость основных средств Менее 150 млн руб., более 150 млн руб. Оценивается право на применение упрощенной системы налогообложения

Является ли компания (ИП) плательщиком налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, по которому определяется кадастровая стоимость Да/Нет Размер кадастровой стоимости имущества

Доходы налогоплательщика для целей налогообложения Указываются соответствующие величины за год в рублях. Проводится проверка на соответствие дохода ст. 346.13 НК РФ для целей упрощенной системы налогообложения.

Расходы налогоплательщика для целей налогообложения

Расходы на оплату труда работников

Страховые взносы

При расчете размера налогов на общем режиме учитывается нагрузка по налогу на прибыль организаций, НДС и налог на имущество организаций. По остальным налогам организации и индивидуальные предприниматели будут налогоплательщиками, вне зависимости от применяемого режима налогообложения. По упрощенной системе необходимо проводить расчеты размера единого налога при различных объектах налогообложения.

В таблице 2 представлена таблица, которая является итогом работы налогового калькулятора, сформированная на основе анкеты налогоплательщика.

Таблица 2

Итоговая таблица расчетов выбора режима налогообложения

Параметр/режим налогообложения Возможность применения режима (да/нет) Предполагаемая сумма налогов к уплате

Общий режим

Упрощенная система налогообложения При объекте «доходы» При объекте «доходы-расходы»

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

Патентная система налогообложения

Таким образом, предложенные меры позволят оценивать и пересматривать критерии отнесения организаций к микро-, малым и средним предприятиям, облегчат налогоплательщикам выбор режима налогообложения.

Библиографический список

1. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. - Режим доступа : https://rmsp.nalog.ru/ index.html (дата обращения : 07.04.2017).

2. Малышко, В. Реестр для малого бизнеса / В. Малышко // Практический бухгалтерский учет. - 2016. -№ 5. - С. 16-24.

3. Мошкович, М. Г. Малый бизнес : реестр не для всех? / М. Г. Мошкович // Главная книга. - 2016. - № 19. -С. 11-16.

4. Налоги и налогообложение : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д. Г. Черник, М. В. Карп, Е. Л. Гулькова [и др.] ; под ред. Д. Г. Черника, Ю. Д. Шмелева. - М. : Юрайт, 2017. - 410 с.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 117-ФЗ от 05.08.2000 (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.04.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (датаобращения : 07.04.2017).

6. Скоробогатов, М. Малый бизнес теперь в «открытом доступе» / М. Скоробогатов // Налоговый учет для бухгалтера. - 2016. - № 9. - С. 11-15.

7. Типалина, М. В. Специальные налоговые режимы как мера поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации / М. В. Типалина // Актуальные проблемы управления-2016 : Материалы 21-й Международной научно-практической конференции ; Государственный университет управления. - М. : ГУУ, 2016.

8. Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007 (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения : 07.04.2017).

9. Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (датаобращения : 07.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.