Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
предпринимательство / предпринимательская деятельность / предприниматели / малое предпринимательство / среднее предпринимательство / entrepreneurship / entrepreneurial activity / entrepreneurs / small entrepreneurship / medium entrepreneurship

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова А.А.

В статье изучаются понятие и виды предпринимательской деятельности. Рассматриваются субъекты предпринимательской деятельности – малые и средние предприниматели в их сравнении. Автор исследует правовые основы регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT AND CRITERIA OF SMALL & MEDIUM-SIZED BUSINESSES

The article studies the concept and types of entrepreneurial activity. The subjects of entrepreneurial activity are considered – small and medium-sized entrepreneurs in their comparison. The author explores the legal basis for regulating the activities of small and mediumsized businesses.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

УДК 33

Малахова А.А.

магистрант Уральский институт управления (филиал) Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Екатеринбург, Россия)

ПОНЯТИЕ И КРИТЕРИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация: в статье изучаются понятие и виды предпринимательской деятельности. Рассматриваются субъекты предпринимательской деятельности - малые и средние предприниматели в их сравнении. Автор исследует правовые основы регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, предприниматели, малое предпринимательство, среднее предпринимательство.

Сегодня предпринимательство является важным фактором экономического роста и развития. Оно способствует созданию новых мест для работы, развитию инноваций и улучшению качества жизни. Вне зависимости, от его субъектов - малые, средние и крупные предприниматели.

Большая российская энциклопедия гласит, что «предпринимательство -инициативная самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность физического лица или группы лиц по управлению и использованию общего имущества в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных или нематериальных благ» [11]. Вся эта деятельность необходима только для одного - получение дохода, то есть прибыли.

История предпринимательства началась в Древней Греции и Античности, где купцы и торговцы занимались обменом и продажей товаров. В средние века

появились первые мануфактуры и торговые дома, которые занимались производством и продажей товаров. В эпоху Возрождения и Просвещения предприниматели стали играть важную роль в экономике, создавая новые отрасли и предприятия.

В XIX веке с развитием капитализма и индустриализации предприниматели начали играть ключевую роль в развитии экономики и создании новых рабочих мест. В XX веке с появлением транснациональных корпораций и глобализации предприниматели стали еще более влиятельными и успешными.

Сущность предпринимательства заключается в том, что бизнесмены рискуют и берут обязательство за управление компанией, разработку новых продуктов и услуг, установление цен и удовлетворение потребностей клиентов.

Цель предпринимательства - создание ценности для потребителя и получение прибыли для предпринимателя.

Задачи предпринимательства: разработка и реализация новых идей и возможностей; создание и развитие новых продуктов и услуг; организация производства и продажи товаров и услуг; управление ресурсами и финансами; принятие рисков и решение проблем; установление и поддержание отношений с партнерами, клиентами и поставщиками; развитие и рост бизнеса.

Признаки предпринимательства представлены в следующем:

- Самостоятельность, инициативность, свобода в приятом решении;

- Обязательная регистрация;

- Нацеленность на получение прибыли;

- Опора на инновации

Каждый из этих признаков, по-своему, влияет на жизнь и деятельность участников бизнеса - малых и средних предпринимателей.

Функции предпринимательства:

- Общеэкономическая;

- Ресурсная;

- Творческо-поисковая функция;

- Социальная функция;

- Организаторская функция.

Совокупность объектов предпринимательства содержит в своем составе различные виды деятельности, связанные с производством, продажей, покупкой, обменом, перераспределением материальных и нематериальных благ, а также другими операциями с товарами и услугами.

Субъектами предпринимательства являются граждане, а также различные хозяйствующие субъекты (зарубежные и отечественные компании).

Современное предпринимательство в России подразделяется на виды:

1. Малое предпринимательство. По мнению исследователей-экономистов И.А. Кириченко и В.В. Кошенскова малый и средний бизнес представляются фундаментальным системообразующим компонентов российской экономики в сложный период технологических преобразований, развития цифровизации, информатизации общества, выхода на первый план искусственного интеллекта, развития множества форм рыночных отношений и способов финансирования бизнеса. «Решение социальных и экономических проблем во многом зависит от темпов развития такого сегмента экономики, как малое и среднее предпринимательство» [5, с. 120]. То есть, эти бизнесы занимают важное место в национальной экономике, определяя её вектор развития, а также влияя на макропоказатели государства.

Малое предпринимательство - это форма предпринимательства, которая характеризуется небольшими размерами бизнеса, обычно с числом работников менее 100 человек, а годовой доход не выше 800 млн. рублей. Он с минимальным порогом не только создает новые места для работы, закрепляя гарантии трудоустройства населения среднего класса, предусматривая квоты для лиц с ограниченными возможностями, но и занимается развитием инноваций и конкуренции, а также увеличением благосостоянием страны.

2. Среднее предпринимательство - форма предпринимательства в Российской Федерации, которая характеризуется тем, что в системе субъекта бизнеса обычно трудится от 100 до 250 работников, а годовой доход не выше 2

млрд. рублей. Средний бизнес находится посередине (отсюда и лексический смысл названия) между крупным и средним, играет достаточно важную роль в экономике страны, особенно в отраслях, где требуется больше ресурсов и технологий.

Категория субъекта МСП зависит от наибольшего по значению условия.

Организации среднего звена обычно располагают сетью филиалов в административно-территориальных границах конкретного муниципального образования. Это могут быть группа частных медицинских клиник, салонов красоты и массажа, сеть небольших магазинов или кафе быстрого питания (например, «Восток» в Амурской области, «PitStop Burger» на Курилах, «Своя компания» в Уфе), минизаводы, а также в группу среднего бизнеса входят молодые развивающиеся франшизы.

Малое и среднее предпринимательство в нашем государстве могут быть представлены в различных отраслях, таких как производство, торговля, услуги, туризм, транспорт (такси), образовательная среда и другие.

Исследователь Е.Ф. Чеберко относит к субъектам малого и среднего предпринимательства «потребительские кооперативы, коммерческие предприятия, физические лица, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц либо индивидуальных предпринимателей соответственно. Это могут быть бизнесмены, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства» [9, с. 110].

Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет Федеральная налоговая служба. Этот реестр находится в открытом доступе на их официальном сайте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (СПС «КонсультантПлюс»).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2023) (СПС «КонсультантПлюс»).

3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.07.2023) (СПС «КонсультантПлюс»).

4. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 (ред. от 03.02.2023) «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» (вместе с «Правилами представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений») (СПС «КонсультантПлюс»).

5. Кириченко, И.А., Кошенсков, В.В. Малое предпринимательство России через призму национального проекта / И.А. Кириченко, В.В. Кошенсков // Мир новой экономики. - 2021. - № 2. - С. 118-130.

6. Логинов, В.Н. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие / В.Н. Логинов. - М.: КноРус, 2019. - 216 с.

7. Савенко, Н.Е. К вопросу о понятии и признаках предпринимательской деятельности в современных условиях / Н.Е. Савенко // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. - 2022. - № 1. - С. 73-83.

8. Савкина, Р.В. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Р.В. Савкина, Е.Г. Мальцева. - М.: КноРус, 2021. - 214 с.

9. Чеберко, Е.Ф. Основы предпринимательской деятельности: учебник и практикум для вузов / Е.Ф. Чеберко. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 219 с.

10. Шашкова, А.В. Предпринимательское право: учебник для вузов / А.В. Шашкова. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 234 с.

11. Предпринимательство: «Большая российская энциклопедия». -Режим доступа: https://old.bigenc.ru/economics/text/3175307/ (дата обращения: 25.09.2023).

Malakhova A.A.

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Ekaterinburg, Russia)

THE CONCEPT AND CRITERIA OF SMALL & MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Abstract: the article studies the concept and types of entrepreneurial activity. The subjects of entrepreneurial activity are considered - small and medium-sized entrepreneurs in their comparison. The author explores the legal basis for regulating the activities of small and medium-sized businesses.

Keywords: entrepreneurship, entrepreneurial activity, entrepreneurs, small entrepreneurship, medium entrepreneurship.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.