Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1189
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
малое и среднее предпринимательство / государственная поддержка / экономика / бизнес / государство

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бирич А.А.

В статье рассматривается понятие и содержание государственного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Анализ действующего законодательства показал наличие сложного и неоднозначного понятия, которое необходимо совершенствовать в целях приведения отдельных положений законодательства в соответствие. В доктрине также нет единого подхода к пониманию субъекта малого и среднего предпринимательства. Нами предложено понятие, которое является исчерпывающим и в достаточной мере раскрывающим субъектов малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бирич А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-1-18-21 БИРИЧ Алексей Андреевич,

NIION: 2021-0079-1/23-1 Аспирант, Всероссийский государственный

MOSURED: 77/27-025-2023-01-1 университет юстиции (РПА Минюста России),

e-mail: mail@law-books.ru

ПОНЯТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация. В статье рассматривается понятие и содержание государственного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации. Анализ действующего законодательства показал наличие сложного и неоднозначного понятия, которое необходимо совершенствовать в целях приведения отдельных положений законодательства в соответствие. В доктрине также нет единого подхода к пониманию субъекта малого и среднего предпринимательства. Нами предложено понятие, которое является исчерпывающим и в достаточной мере раскрывающим субъектов малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, государственная поддержка, экономика, бизнес, государство.

BIRICH Alexey Andreevich,

Graduate student, All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

THE CONCEPT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES

Annotation. The article discusses the concept and content of the state mechanism for supporting small and medium-sized businesses in the subjects of the Russian Federation. The analysis of the current legislation has shown the existence of a complex and ambiguous concept that needs to be improved in order to bring certain provisions of the legislation into compliance. The doctrine also does not have a unified approach to understanding the subject of small and medium-sized businesses. We have proposed a concept that is exhaustive and sufficiently discloses small and medium-sized businesses.

Key words: small and medium-sized entrepreneurship, state support, economy, business, government.

Развитие малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день является одной из важнейших задач государства, так как именно этот сегмент рынка существенно воздействует на развитие и рост экономики.

Так во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1] реализуется специальный национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Вместе с тем, необходимо отметить, что для комплексного анализа всего государственного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства необходимо провести анализ основных категорий, а именно: субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), государственный механизм поддержки субъектов МСП.

Так Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2] (далее - Закон о МСП) определено понятие «субъекты малого и среднего предпринимательства», а именно - хозяйствующие субъекты (юридические

лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о МСП, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проведя анализ рассматриваемого понятия, можно сделать вывод об основных признаках понятия «субъекты МСП»:

- только хозяйствующий субъект, являющийся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

- хозяйствующий субъект должен соответствовать специальным условиям и относиться к определенной категории, перечень которых является исчерпывающим;

- сведения о хозяйствующем субъекте должны быть отражены в специальном реестре.

Необходимо обратить внимание, что каждый из этих признаков в указанной норме нераскрыт в должной мере, а сама норма носит отсылочный характер.

Так анализ нормативных актов, позволяет сделать вывод, что понятие «хозяйствующий субъект» раскрыто в статье 4 Федерального

закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» [3] и говоря о хозяйствующих субъектах, следует понимать, что речь идет о коммерческой или некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход или же индивидуального предпринимателя, иное физическое лицо, которое не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя, но ведет (осуществляет) профессиональную деятельность, приносящую доход с соблюдением федерального законодательства на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации. Вместе с тем, первый рассматриваемый нами признак ограничивает круг интересующих нас хозяйствующих субъектов до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, иные субъекты в рамках исследования рассматриваться не будут.

Понятие юридического лица закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации [4] (далее - Гражданский кодекс), а именно в статье 48, в которой отмечается, что юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Наиболее оптимальное понятие индивидуального предпринимателя изложено в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации [5] (далее - Налоговый кодекс), а именно физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Аналогичное понятие содержится в ст. 23 ГК РФ.

Определив, какие категории хозяйствующих субъектов могут претендовать на отношение их к МСП, следует перейти к специальным условиям, которые являются вторым признаком рассматриваемого понятия.

Категории и специальные условия для них определены в статье 4 Закона о МСП. Так согласно части 1 рассматриваемой статьи к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Данная норма ещё раз указывает, что субъектами МСП могут быть только юридические лица и индивидуальные предприни-

матели, но при этом необходимо обратить внимание на уточнение перечня организационно-правовых форм. Представляется понятным, что наличие такого условия, делает невозможным получение статуса субъект МСП для юридических лиц, зарегистрированных в форме государственного унитарного предприятия.

Другим специальным условием является среднесписочная численность работников (далее - СЧР) за предшествующий календарный год, так для категории «малое предприятие предельная СЧР составляет до 100 человек, а для категории «микропредприятие» предельная СЧР составляет 15 человек. В случае, если СЧР составляет от 101 до 250 человек, то предприятие может иметь категорию «среднее». Вторым числовым критерием является величина полученного дохода, которая в отличии от СЧР не закреплена в Законе о МСП, а устанавливается Правительством Российской Федерации, так для категории «микропредприятие» предельное значение дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год составляет 120 млн. рублей, для «малых» предприятий 800 млн рублей, а для «средних» до 2 млрд. рублей.

Третий признак рассматриваемого понятия говорит об обязательном отображении информации в специальном реестре, а именно в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии со статьей 4.1 Закона о МСП. Говоря о наличии юридического лица или индивидуального предпринимателя в указанном реестре, речь идет о возможности идентифицировать его в реестре посредством индивидуального номера налогоплательщика, а также специальных отметках, а именно: категория (микро, малое, среднее), даты включения в реестр.

Анализируя научные исследования, в которых анализируется понятие субъект МСП, можно встретить позицию, согласно которой законодательное определение, представленное в Законе о МСП, является основным и исчерпывающим [6]. Иная позиция трактует понятие субъекта МСП путем комбинирования понятия предпринимательской деятельности, изложенного в ГК РФ, с критериями, которые установлены в отношении субъектов МСП, то есть согласно этой позиции субъекты МСП - это лица, ведущие самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой риск и направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В отношении этого понятия также отмечается, что для ведения такой деятельности требуется быть зарегистрированным в установленном

государством порядке. Эта часть понятия, из ч. 1 ст. 2 ГК РФ комбинируется с формулировкой «и соответствующие установленным законом критериям» (численность работников, показатели дохода и т.д.) [7]. В научной литературе ранее существовала дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, квалификации его в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица. Указанную позицию поддерживали такие ученные как: В.С. Белых [8], В.В. Лаптев [9], В.К. Андреев [10]. Иная позиция в рамках этой дискуссии была у И.В. Ершова, который считал достаточным квалифицировать субъектов малого и среднего предпринимательства как субъектов предпринимательского права, которые могут создаваться в организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций, предусмотренных ГК РФ [11].

Необходимо отметить, что рассматриваемая дискуссия проходила относительно давно и на текущий момент теоретики и практики фактически сходятся во мнении, что понятие, закрепленное в Законе о МСП, является исчерпывающим.

Более актуальным следует на наш взгляд выделить научные труды, которые обращают внимание на неточности действующего понятия. Так А.Ю. Прохорская отмечает, что одним из основных недостатков понятийного аппарата «субъект МСП» является использование термина «предприятие», которое как правило используется в отношении государственных и муниципальных предприятий [12]. Естественно, что в отношении этой позиции имеется и противоположенное мнение, так В.С. Белых считает, что понятие «предприятие», когда оно применяется по отношению к субъектам МСП используется условно и подразумевает, что любое образование, осуществляющее предпринимательскую деятельность, представляет собой именно предприятие [12]. И.В. Ершова, отмечая межотраслевой характер института МСП, говорит о том, что применяемые в законодательстве понятия должны иметь единый смысл во всех нормативных правовых актах, определяющих правовую сферу малого и среднего бизнеса. И.В. Ершова, предлагает для устранения указанных противоречий исключить термины «хозяйствующий субъект» и «предприятие» из законодательной дефиниции или легально возродить термин «предприятие» и закрепить его содержание в законодательстве [13].

Указанные предложения видятся весьма актуальными и их стоит учитывать для устранения имеющихся неточностей законодательства. Так, видится возможным упростить имеющееся в Законе о МСП определение понятия субъект МСП и изложить его в следующей редакции: «Субъекты малого и среднего предпринимательства - это юридические лица (коммерческие) и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, закрепленным в настоящем законе, сведения, о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства». Рассмотренное предложение позволит устранить отдельные неточности, но не упростит имеющееся понятие.

Рассмотрев понятие субъект МСП с нормативной и теоретической точек зрения, стоит перейти к рассмотрению понятий, раскрывающих категорию «государственный механизма поддержки» [14]. В Законе о МСП 209-ФЗ не используется такое понятие как государственный механизм поддержки, но вместе с тем используется понятие «поддержка МСП», в рамках которого следует понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», его дочерних обществ, деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр», а также деятельность заказчиков, указанных в части 1 статьи 16 Закона о МСП.

Следует отметить, что данное понятие, как и понятие субъект МСП, является отсылочным и требует дальнейшего изучения и совершенствования.

Список литературы:

[1] Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ, 27.07.2020, № 30, ст. 4884.

[2] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.07.2007, N 31, ст. 4006.

чттжжжжжжжжшшшшшмжжжжжжшшшшшмжжжжж^

20 ПРАВО П УПРАВЛЕНИЕ - № 1 - 2023

[3] Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.

[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824.

[6] Брыков Б.А., Соколинская Н.Э. Выбор модели кредитования для субъектов МСП // Евразийский Союз Ученых. 2017. № 1-2 (34). С. 53.

[7] Алешкин А.И. Понятие субъекта малого предпринимательства и законодательство, регулирующее правоотношения в данной сфере // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 23.

[8] Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М., 2008. С.145-154.

[9] Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занков-ского. М., 2006. С.75

[10] Андреев В.К. О государственном регулировании малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / Отв. ред. М.А. Супатаев, В.К. Андреев. М.: Юрист, 2004. С. 37

[11] Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение /Л.В. Андреева, Т.А. Андронова, Н.Г. Апресова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М., 2014. С. 158.

[12] Прохорская А.Ю. Правовое регулирование деятельности субъектов среднего предпринимательства: дисс. канд. юрид. наук. Москва, 2017. С. 39.

[13] Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 9. С. 1132.

[14] Васильева О.Н., Венгеровский Е.Л., Головченко О.Н., Панина С.А. и др. Правовое регулирование экономической деятельности. Учебник / Москва, 2020. Сер. 76 Высшее образование (1-е изд.)

Spisok literatury:

[1] Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 27.07.2020, № 30, st. 4884.

[2]Federal'nyjzakon ot 24.07.2007№ 209-FZ«O razvitiimalogo isrednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 30.07.2007, N 31, st. 4006.

[3] Federal'nyj zakon ot 26.07.2006 № 135-FZ «O zashchite konkurencii» // Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.07.2006, № 31 (1 ch.), st. 3434.

[4] Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 № 51-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF, 05.12.1994, № 32, st. 3301.

[5] Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ// Sobranie zakonodatel'stva RF, № 31, 03.08.1998, st. 3824.

[6] Brykov B.A., Sokolinskaya N.E. Vybor modeli kreditovaniya dlya sub»ektov MSP // Evrazijskij Soyuz Uchenyh. 2017. № 1-2 (34). S. 53.

[7] Aleshkin A.I. Ponyatie sub"ekta malogo predprinimatel'stva i zakonodatel'stvo, reguliruyushchee pravootnosheniya v dannoj sfere // Predprinimatel'skoe pravo. 2010. № 4. S. 23.

[8] Belyh V.S. Pravovoe regulirovanie predprinimatel'skoj deyatel'nosti v Rossii. M., 2008. S.145-154.

[9] Predprinimatel'skoe (hozyajstvennoe) pravo. Uchebnik/ Pod red. V.V. Lapteva, S.S. Zankovskogo. M., 2006. S.75

[10] Andreev V.K. O gosudarstvennom regulirovanii malogo predprinimatel'stva //Malyj biznes na etape obnovleniya zakonodatel'stva o predprinimatel'stve / Otv. red. M.A. Supataev, V.K. Andreev. M.: YUrist, 2004. S. 37

[11]Maloe isredneepredprinimatel'stvo:pravovoe obespechenie/L.V. Andreeva, T.A. Andronova, N.G. Apresova i dr.; otv. red. I.V. Ershova. M., 2014. S. 158.

[12] Prohorskaya A.YU. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti sub"ektov srednego predprinimatel'stva: diss. kand. yurid. nauk. Moskva, 2017. S. 39.

[13] Ershova I.V. Definiciya sub"ekta malogo i srednego predprinimatel'stva: zakonodatel'nye, statistich-eskie, doktrinal'nye podhody // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2013. № 9. S. 1132.

[14] Vasil'eva O.N., Vengerovskij E.L., Golovchenko O.N., Panina S.A. i dr. Pravovoe regulirovanie eko-nomicheskoj deyatel'nosti. Uchebnik/ Moskva, 2020. Ser. 76 Vysshee obrazovanie (1-e izd.)

'^mmmmmmmmmmmmiiimmmmmsmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.