Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ'

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / АРКТИКА / ПАНДЕМИЯ / ПРОГРАММА / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Распопова Алла Юрьевна, Беспалова Светлана Владимировна

Развитие сектора малого и среднего бизнеса в условиях Крайнего Севера является важнейшим приоритетом государственной политики. В работе рассмотрены и систематизированы меры поддержки предпринимательства на различных уровнях власти, что особенно актуально в условиях пандемии. Несмотря на многочисленные программы, количество субъектов малого и среднего бизнеса в Мурманской области сокращается, что свидетельствует об их низкой эффективности и несоответствии потребностям бизнеса в сложившихся условиях жестких ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Распопова Алла Юрьевна, Беспалова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE MURMANSK REGION AMID THE CORONAVIRUS WORLD SPREAD

The development of the small and medium-sized business sector in the Far North is the most important priority of Russian state policy. Small businesses know the specifics of local market conditions, which, together with high mobility, allows such enterprises to develop new market niches quickly, introduce innovative production solutions and meet the current demand of goods and services in the market. However, the dynamics of the development of small and medium-sized businesses has been negative in recent years in Murmansk region. The investment potential of medium-sized businesses is decreasing, despite numerous programs of state support. This fact indicates their low efficiency and inadequacy to business needs in the current conditions of severe restrictions. The economic situation in the country has deteriorated due to the coronavirus spread. Research results show a reduction in the turnover of small and medium-sized enterprises around the world, especially among those organizations that have not been able to reorganize to digital technologies in their activities, primarily in the sale and promotion of goods and services. Therefore, the issue of state support for entrepreneurs remains relevant, on the one hand, and the ability to reformat business for new realities, on the other hand. This article analyzes the advantages of small and medium-sized businesses, the difficulties faced by entrepreneurs in this sector, and numerous support programs in Murmansk region. To develop the sphere of small and medium-sized businesses, the region government needs to pay attention not only to stimulating the creation of new economic entities, but also to supporting the existing ones.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ»

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области в условиях распространения коронавирусной инфекции

Светлана Беспалова, Алла Распопова

Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия

Информация о статье

Поступила в редакцию: 11.02.2021 Принята к опубликованию: 15.07.2021

УДК 334.72(470.21) ШЬ Ь26

Ключевые слова:

малое и среднее предпринимательство, меры государственной поддержки, Арктика, пандемия, программа, стратегия

Keywords:

small and medium-sized businesses, government support measures, the Arctic, pandemic, program, strategy

Аннотация

Развитие сектора малого и среднего бизнеса в условиях Крайнего Севера является важнейшим приоритетом государственной политики. В работе рассмотрены и систематизированы меры поддержки предпринимательства на различных уровнях власти, что особенно актуально в условиях пандемии. Несмотря на многочисленные программы, количество субъектов малого и среднего бизнеса в Мурманской области сокращается, что свидетельствует об их низкой эффективности и несоответствии потребностям бизнеса в сложившихся условиях жестких ограничений.

Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Murmansk Region Amid the Coronavirus World Spread

Svetlana Bespalova, Alla Raspopova Аbstract

The development of the small and medium-sized business sector in the Far North is the most important priority of Russian state policy. Small businesses know the specifics of local market conditions, which, together with high mobility, allows such enterprises to develop new market niches quickly, introduce innovative production solutions and meet the current demand of goods and services in the market. However, the dynamics of the development of small and medium-sized businesses has been negative in recent years in Murmansk region. The investment potential of medium -sized businesses is decreasing, despite numerous programs of state support. This fact indicates their low efficiency and inadequacy to business needs in the current conditions of severe restrictions. The economic situation in the country has deteriorated due to the coronavirus spread. Research results show a reduction in the turnover of small and medium-sized enterprises around the world, especially among those organizations that have not been able to reorganize to digital technologies in their activities, primarily in the sale and promotion of goods and services. Therefore, the issue of state support for entrepreneurs remains relevant, on the one hand, and the ability to reformat

DOI: https://dx.doi.org/10.24866/2311-2271/2021-3/33-45

business for new realities, on the other hand. This article analyzes the advantages of small and medium-sized businesses, the difficulties faced by entrepreneurs in this sector, and numerous support programs in Murmansk region. To develop the sphere of small and medium-sized businesses, the region government needs to pay attention not only to stimulating the creation of new economic entities, but also to supporting the existing ones.

Введение

Развитие сектора малого и среднего бизнеса создает предпосылки ускоренного экономического развития, роста конкуренции и диверсификации экономики, что играет важную роль в функционировании современных экономик.

Подобная важность объясняется спецификой и особенностями данного вида предпринимательства. Малые и средние предприятия (далее - МСП) способны более рационально использовать кадровые, материальные и денежные ресурсы, что делает их более мобильными, а значит способными быстрее реагировать на рыночные изменения.

Малый бизнес лучше знает особенности конъюнктуры местных рынков, что вкупе с высокой мобильностью позволяет таким предприятиям быстро осваивать новые рыночные ниши, внедрять инновационные производственные решения и удовлетворять актуальный спрос на рынке товаров и услуг. Такие бизнесы создают новые рабочие места, что повышает благосостояние населения и увеличивает доходы бюджета за счет налоговых отчислений.

Подобные экономические преимущества не остаются вне фокуса современных государств.

Однако в связи с распространением коронавирусной инфекции экономическая ситуация в стране осложнилась, что безусловно сказалось, в том числе, на предприятиях малого и среднего бизнеса. Результаты исследований показывают сокращение товарооборота МСП по всему миру, особенно среди тех организаций, которые не смогли перестроиться на цифровые технологии в своей деятельности, прежде всего в продажах и продвижении товаров и услуг [1]. Поэтому актуальным остается вопрос государственной поддержки предпринимателей, с одной стороны, и способность переформатировать свой бизнес под новые реалии, с другой стороны.

Теоретико-методологические основы исследования

Для Российской Федерации развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важнейших приоритетов экономической политики.

Таблица 1

Базовые критерии отнесения к субъектам МСП_

Критерий Микропредприятие Малое предприятие Среднее предприятие

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год, чел. 15 16-100 101-250

Предельные значения величины дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, млн руб. 120 800 2000

Источник: составлено авторами по данным [3]

Согласно законодательству Российской Федерации, субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Критерии отнесения к группам субъектов МСП представлены в табл. 1.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике России;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Развитие предпринимательства является национальной целью Российской Федерации, что обозначено в «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации до 2030 года» [4]. Документ предполагает создание конкурентоспособной на мировом уровне, гибкой и адаптивной современной экономики, которая обеспечивает высокий уровень индивидуализации товаров и услуг, высокую скорость технологического обновления и стабильную занятость, а также является основой для устойчивого повышения качества жизни населения и роста числа граждан Российской Федерации, относящихся к среднему классу, путем развития сферы малого и среднего предпринимательства. Системным интегратором мер поддержки бизнеса выступает акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

В рамках стратегии планируется увеличение оборота, производительности труда и доли занятого населения на предприятиях малого и среднего бизнеса, а также доли МСП в валовом внутреннем продукте страны. В качестве методов осуществления поставленной цели в отношении малого и среднего предпринимательства предусматривается:

— интеграция функций поддержки;

— стимулирование спроса на продукцию указанных предприятий;

— создание условий для повышения производительности труда;

— обеспечение доступности финансовых ресурсов;

— совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;

— повышение качества государственного регулирования;

— стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях;

— укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Увеличение глобального интереса к Арктике также нашло отражение в государственной политике России. Важнейшими векторами развития региона являются: обеспечение высокого качества жизни населения, развитие и рациональное использование ресурсной базы, а также ускорение экономического развития территорий Арктики. Кроме того, продвигаются крупные инфраструктурные проекты, улучшается инвестиционный климат, создаются условия для развития туризма.

В целях обеспечения национальных интересов страны функционирует «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года», где Мурманская область специализируется на развитии портовой, морехозяйственной и энергетической инфраструктуры, а также туристических и деловых кластеров [5].

В подобных условиях важным является развитие МСП на территории Арктики, в частности и в Мурманской области, т.к. именно малый бизнес за счет своих качеств способен обеспечить поддержку крупных проектов, диверсифицировать экономику и способствовать формированию среднего класса среди населения.

Несмотря на государственное стимулирование развития МСП, в Мурманской области можно наблюдать рецессию деловой активности бизнеса. Так, согласно данным табл. 2, общее количество субъектов за 2 года сократилось почти на 11%.

Таблица 2

Количество субъектов МСП в Мурманской области в 2018-2021 гг. _по состоянию на 10 апреля каждого года, чел.__

Категория субъектов МСП 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Юридические лица, в т. ч.: 11 841 10 823 9985 9460

Микропредприятия 10 784 9884 9186 8725

Малые предприятия 1006 892 759 683

Средние предприятия 51 47 40 52

Индивидуальные предприниматели 15 184 15 453 15 261 14 630

Итого 2 7 025 26 276 25 246 24 090

Источник: составлено авторами по данным [6]

По состоянию на 10 апреля 2021 г., наибольшему сокращению подверглись микропредприятия, их численность сократилась на 2059 субъектов, что значительно больше, чем в 2018 г., где за тот же период численность малых предприятий сократилась на 323 субъекта. В свою очередь, незначительное сокращение в 2021 г. претерпело количество индивидуальных предпринимателей, за 3 года число ИП сократилось на 554 человека. Количество средних предприятий за период практически не изменилось и составило 52 субъекта.

Данные по количеству занятых, представленные в табл. 3, отражают похожую динамику. За 3 года сумма среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего бизнеса сократилась на 16 % и составила 51 091 чел., из которых 43 074 чел. работали на юридических лиц и 8017 чел. - на индивидуальных предпринимателей.

Таблица 3

Среднесписочная численность работников субъектов МСП в Мурманской области _в 2018-2021 гг. по состоянию на 10 апреля каждого года, чел._

Категория субъектов МСП 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Юридические лица 52 626 49 321 43 510 43 074

Индивидуальные предприниматели 8317 8174 7459 8017

Итого 60 943 57 495 50 969 51 091

Источник: составлено авторами по данным [6]

Так, в сфере МСП к началу 2021 г. было задействовано примерно 7% населения Мурманской области; на одно юридическое лицо в среднем за период приходилось около 4 работников, а на ИП меньше одного (в статистике не учитываются ИП без наемных сотрудников).

Таким образом, следует признать, что несмотря на государственное стимулирование развития малого бизнеса, в Мурманской области существуют преграды для его успешного развития. Очевидным препятствием являются высокие по сравнению с европейской частью России затраты на рабочее место, вследствие обязанности выплачивать северные надбавки и оплачивать дополнительные дни отпуска работников. Отдаленное расположение региона увеличивает расходы на логистику материалов, что повышает производственные издержки предприятий.

Важным фактором является продолжающаяся стагнация темпов роста реальных доходов населения, что снижает спрос на товары и услуги предприятий. Это сужает спектр деятельности МСП до удовлетворения минимального набора потребностей населения. Хотя по результатам проведенного исследования И.А. Секушиной, Мурманская область занимает лидирующее место среди всех регионов Арктической зоны по показателям уровня и качества жизни населения, а также по показателям экономического развития территории [7].

Слаборазвитое законодательство в сфере прав собственности сдерживает развитие инновационных производств, т.к. предприниматели не могут быть уверены в защите эксклюзивных прав на результаты собственной деятельности в суде.

Начинающие предприниматели стремятся минимизировать риски, что проявляется в выборе технологически простых сфер производства. Совокупность указанных факторов приводит к тому, что в регионе преимущественно развиваются производства с малой добавленной стоимостью.

Стоит отметить и административные барьеры, процесс регистрации предприятия сопряжен с большим количеством документарной работы, что для потенциального предпринимателя без специализированных знаний может быть критично. Новые требования по маркировке препятствуют развитию производства инновационной, технически сложной продукции.

В процессе функционирования бизнес также подвергается и серьезной контрольно-надзорной нагрузке, что препятствует развитию предприятий и ликвидирует предпринимательскую инициативу среди населения. Имеет место и малая осведомленность предпринимателей о мерах поддержки МСП, многие субъекты не знают о финансовых и консультационных преференциях.

Кроме того, отмена ЕНВД и нераспространение патентной системы налогообложения на большее количество видов деятельности делают ведение бизнеса для некоторых субъектов все менее выгодным.

Существующие барьеры развития во многом способствуют переходу субъектов МСП в теневой сектор, что снижает социальную защищенность как самих предпринимателей, так и их наемных сотрудников, а также оказывает негативное

влияние на экономику страны. Эти наблюдения также подтверждаются результатами исследования, проведенного С.Л. Калининой и Е.П. Кузнецовой, которые отметили, что в зарубежных странах доля продукции МСП в составе валового внутреннего продукта варьируется от 51 до 62%, в то время как в России - только 21% [8].

Однако исследования, проведенные РБК, говорят о том, что в условиях пандемии произошло «обеление» малого бизнеса, то есть рост конкуренции в малом бизнесе увеличился, а работа по «серым» бизнес-схемам сократилась.

Таким образом, была обоснована важность малого и среднего бизнеса для современной экономики, а также на основе законодательства был определен вектор дальнейшего развития МСП в России и Арктической зоне Российской Федерации. Анализ состояния МСП в Мурманской области показал, что несмотря на государственные меры поддержки, деловая активность в регионе сокращается. Фокус государственной поддержки преимущественно на вновь созданные предприятия вызывает у действующих организаций необходимость в самостоятельном поиске и привлечении средств для дальнейшего развития.

Изыскание инвестиций требует эффективного менеджмента, в данном случае, проектное управление является одним из наиболее эффективных способов привлечения инвестиций и достижения целей. Далее более подробно остановимся на методах оценки инвестиционных проектов, позволяющих выбрать наиболее выгодный концепт в целях развития бизнеса.

Результаты исследования и обсуждения

В Российской Федерации функционирует многоуровневая система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» включает в себя пять федеральных проектов (далее - ФП) [9].

1. ФП «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности».

2. ФП «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию».

3. ФП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

4. ФП «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

5. ФП «Популяризация предпринимательства».

Приоритетными целями вышеперечисленных проектов являются многосторонняя поддержка бизнеса на всех этапах его развития, минимизация барьеров развития, а также популяризация предпринимательства среди населения страны [10, 11]. На базе указанных проектов, с учетом региональной специфики, в Мурманской области функционируют одноименные региональные проекты.

Проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» предполагает создание единого реестра субъектов МСП - получателей поддержки [12]. Организациям, входящим в данный реестр, предоставляется помощь в получении поручительств (гарантий) и льготного доступа к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций. Также стимулируется деятельность, направленная на осуществление экспорта субъектами МСП и их участие в конкурентных закупках.

В рамках регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» проводятся мероприятия по вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность, а также предоставляются информационно-

консультационные и образовательные услуги на единой площадке региональной инфраструктуры [13].

Кроме того, осуществляется улучшение условий ведения предпринимательской деятельности для субъектов, применяющих патентную систему налогообложения, реализуется механизм субсидирования затрат по договорам лизинга за счет средств регионального бюджета.

Финансовая поддержка предоставляется начинающим предпринимателям и субъектам МСП, включенным в реестр социальных предпринимателей, посредством выдачи грантов, предоставления поручительств и гарантий на обеспечение доступа к кредитным ресурсам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» предполагает предоставление комплекса информационно-консультационных и образовательных услуг, а также финансовой помощи в виде микрозаймов по льготной ставке для самозанятых граждан [14].

На федеральном уровне и в Мурманской области, в частности, также реализуется проект по созданию цифровой экосистемы, ориентированной на потребности пользователей - субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, желающих открыть собственное дело [15]. Сервис включает в себя востребованные услуги, а также механизмы адресного подбора и прогрессивного одобрения инструментов поддержки, обеспечивающие получение необходимого результата с минимальным набором действий.

В регионе функционирует муниципальная подпрограмма «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Мурманске» [16]. Подпрограмма предусматривает оказание информационно-консультационной, финансовой и имущественной поддержки субъектам МСП в период с 2018 по 2024 гг. Это предполагает предоставление начинающим и действующим предпринимателям грантов и субсидий для частичной компенсации расходов по отдельным направлениям финансово-хозяйственной деятельности, а также предоставление в аренду муниципального имущества города Мурманска для осуществления социально-значимых и приоритетных видов деятельности без проведения торгов в качестве муниципальной преференции.

Инфраструктура поддержки субъектов МСП в Мурманской области состоит из ряда центров и фондов, организованных на основе положений региональных и федеральных программ развития. В целях координации программ поддержки функционирует Совет по развитию МСП при Правительстве Мурманской области, правозащитную деятельность в регионе осуществляет Уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте Российской Федерации.

Центр поддержки предпринимательства Мурманской области фокусируется на предоставлении различных информационно-консультационных услуг. В рамках собственной деятельности Центр осуществляет содействие в проведении патентных исследований, консультирует предпринимателей по вопросам начала ведения бизнеса, финансового планирования, маркетингового продвижения, правового обеспечения и информационного сопровождения. Реализуются различные программы обучения для лиц, заинтересованных в начале осуществления предпринимательской деятельности, предоставляется информация о возможностях получения кредитных и иных финансовых ресурсов. Центр содействует участию субъектов МСП в выставочных и конгрессных мероприятиях на территории Российской Федерации.

Фонд развития малого и среднего предпринимательства Мурманской области предоставляет финансовую поддержку в целях_ создания условий для

формирования и роста малого и среднего предпринимательства в Мурманской области [17]. Реализация указанных мер происходит с помощью механизмов микрофинансирования, субсидирования и предоставления поручительств при банковском кредитовании.

В зависимости от вида микрозайма, предприниматели имеют возможность получить до 2 млн руб. сроком на 2-3 года с льготной процентной ставкой в 46%. Важным условием является, что предприниматель финансирует не менее 20% проекта за счет собственных средств и использует не менее 50% суммы займа на инвестиционные цели.

В целях упрощения доступа субъектов МСП к кредитным ресурсам, Фонд предоставляет поручительства и банковские гарантии в совокупном размере до 23 000 тыс. руб. на один субъект, сроком до 7 лет, с платой за поручительство в 1% годовых.

Субъекты МСП, осуществляющие общественно значимую деятельность и отвечающие критериям Фонда, имеют возможность получить субсидию в размере до 600 тыс. руб. [18, 19]. Субъекты также имеют возможность получить поддержку в размере до 1 млн руб. в рамках субсидирования в целях возмещения затрат, связанных с кредитно-лизинговыми обязательствами.

Консультационную и информационную поддержку предпринимателей по бухгалтерским и юридическим аспектам ведения бизнеса, а также содействие в процессе подготовки документации для получения финансовой поддержки осуществляет ГОБУ «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор» [20].

На базе учреждения действует программа «Губернаторский стартап», в рамках которой население Мурманской области имеет возможность получить грант в форме субсидии до 1 млн руб. на развитие предпринимательских инициатив [21]. Также предприниматели региона имеют возможность получить грант на приобретение франшизы [22]. Субсидия в размере до 1 млн руб. используется для финансового обеспечения планируемых расходов в рамках реализации обязательств по договору франчайзинга.

Центр кластерного развития Мурманской области направлен на развитие трех кластеров на территории региона: туристско-рекреационного, производственно-пищевого и кластера северного дизайна. В рамках деятельности Центр проводит мониторинг состояния потенциала территориальных кластеров, а также разрабатывает и реализует инвестиционные проекты их последующего развития. Организация способствует созданию цепочек взаимодействия участников, что в дальнейшем преобразуется в совместные кластерные проекты.

Центр покрывает расходы резидентов кластеров в размере от 50 до 90% на оказание услуг в сферах маркетинга и продвижения в СМИ, сертификации продукции, организации тренингов, а также участия в отраслевых выставках.

Также следует отметить, что в условиях распространения новой коронави-русной инфекции предприятия малого бизнеса Мурманской области получили региональную поддержку.

В частности, к наиболее значимым мерам поддержки предпринимательского сектора можно отнести меры по снижению налоговой нагрузки для отдельных категорий предпринимателей: изменение налоговой ставки с 15 до 5% по УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», с 6 до 1% - с объектом налогообложения «доходы» с 2020 по 2022 гг. Также произошло снижение и по патентным платежам.

Кроме того, предприниматели, бизнес которых относится к отраслям экономики, наиболее пострадавших от пандемии, могут воспользоваться такой мерой федеральной поддержки как займ под 0% на выплату заработной платы.

Вышеназванные меры поддержки стимулируют предпринимательский интерес со стороны населения области, позволяют существующим предприятиям расширить собственную деятельность и в целом улучшают экономическую ситуацию в регионе. Основными точками роста для малого и среднего бизнеса являются туризм, рекреационные услуги, строительство, рыбопромышленный комплекс и традиционные виды хозяйствования, а также инновационное производство товаров.

Заключение

Таким образом, были изучены проекты поддержки предпринимателей на различных уровнях власти Российской Федерации, а также действующая инфраструктура помощи малому и среднему бизнесу. Содействие государства позволяет предприятиям получить как консультационную, так и финансово-материальную помощь в различных формах.

Настоящее состояние малого и среднего предпринимательства в Мурманской области свидетельствует о том, что в стремлении развивать сферу МСП государству необходимо обращать внимание не только на стимулирование создания новых хозяйствующих субъектов, но также на поддержку и развитие существующих.

Крупные инвестиционные проекты и природные особенности региона делают Мурманскую область одним из наиболее привлекательных субъектов РФ для ведения бизнеса в Арктике. При этом существующий пакет мер поддержки МСП в недостаточной мере отражает потребности бизнеса, перестраивающегося на цифровые способы продажи и продвижения товаров и услуг. В то же время, из существующих мер поддержки все же возможно изыскать финансовые ресурсы для реализации инвестиционных проектов развития. Рост глобального интереса к региону со стороны других государств и крупных предприятий стимулирует субъектов МСП к экономическому развитию.

Список источников /References

1. Harianto, R.A., Sari, P.N. Strategic digitalization of UMKM business as an alternative to survive the COVID-19 pandemic (2021) Linguistics and Culture Review, 5, pp. 617-623. DOI: 10.37028/lingcure.v5nS1.1446

2. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» : Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ : ред. от 30.12.2020 [«O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiiskoi Federatsii» : Federal'nyi zakon [«On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation» : Federal Law of July 24, 2007 No. 209-FZ : edition of December 30, 2020]] Available at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (accessed: 11.04.2021).

3. «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 265 [«O predel'nykh znacheniyakh dokhoda, poluchennogo ot osushchestvleniya predprinimatel'skoi deyatel'nosti, dlya kazhdoi kategorii sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva» Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ["On the limit values of income received from the implementation of entrepreneurial activity for each category of small and medium-sized businesses" Resolution of the Government of the Russian

Federation of April 4, 2016 No. 265]] Available at: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_196415/ (accessed 30.04.2021)

4. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства Российской Федерации до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года № 1083-р [«Strategiya razvitiya malogo i srednego predprin-imatel'stva Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda», utverzhdennaya rasporyazheniem Pravi-tel'stva Rossiiskoi Federatsii ["Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation until 2030", approved by the order of the Government of the Russian Federation of June 2, 2016 No. 1083-r]] Available at: http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_199462/ (accessed 21.04.2021)

5. О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года : указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 [O Strategii razvitiya Arkticheskoi zony Rossiiskoi Federatsii i obespecheniya natsional'noi bezopasnosti na period do 2035 goda : ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [On the Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and Ensuring National Security for the Period up to 2035: Decree of the President of the Russian Federation of October 26, 2020 No. 645]]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366065/ (accessed 20.04.2021)

6. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Edinyi reestr sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Unified register of small and medium-sized businesses]] Available at: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html (accessed: 19.04.2021)

7. Секушина И.А. Оценка качества экономического пространства регионов Европейского Севера России. Известия ДВФУЭУ. Экономика и управление. №4. 2020. сс. 38-50 [Sekushina I.A. Otsenka kachestva ekonomicheskogo prostranstva regionov Evro-peiskogo Severa Rossii [Assessing the Quality of the Russia's European North Economic Space]. Izvestiya DVFUEU = Bulletin of DVFUEM, 2020, no. 4, pp. 38-50.]

8. Калинина, С.Л., Кузнецова Е.П. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности: теоретические подходы и опыт реализации в развитых странах // Известия ДВФУ. Экономика и управление. №4. 2020. сс. 100-112 [Kalinina, S.L., Kuznetsova E.P. Metody gosudarstvennogo regulirovaniya predprinimatel'skoi deyatel'nosti: teoreticheskie podkhody i opyt realizatsii v razvitykh stranakh [Methods of Entrepreneurial Activity State Regulation: Theoretical Approaches and Implementation Experience in Developed Countries] Izvestiya DVFUEU = Bulletin of DVFUEM, 2020, no 4, pp. 110-112.]

9. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [Pasport natsional'nogo proekta «Maloe i srednee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noi predprinimatel'skoi initsiativy» [Passport of the national project "Small and Medium-sized Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives"]]. Available at: http://static.government.ru/media/ files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (accessed 27.04.2021).

10. О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области : Закон Мурманской области от 27.05.2008 № 977-01-ЗМ0 : ред. от 09.10.2019 [O sodeistvii razvitiyu i gosudarstvennoi podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva v Murmanskoi oblasti : Zakon Murmanskoi oblasti [On assistance to the development and state support of small and medium-sized businesses in the Murmansk region: Law of the Murmansk region of May 27, 2008 No. 977-01-ZMO: edition of October 09, 2019]] : Available at: https://docs.cntd.ru/document/913513706 (accessed 25.04.2021)

11. О государственной поддержке начинающих предпринимателей и малых инновационных компаний : Постановление Правительства Мурманской области от 31 июля 2012 года № 392-ПП [O gosudarstvennoi podderzhke nachinayushchikh predprinimatelei i malykh innovatsionnykh kompanii : Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti [On state support for start-up entrepreneurs and small innovative companies: Resolution of the Government of the Murmansk region dated July 31, 2012 No. 392-PP]] : Available at: https://docs.cntd.ru/document/913523385 (accessed 18.04.2021)

12. Паспорт регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» [Pasport regional'nogo proekta «Akseleratsiya sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva» [Passport of the regional project "Acceleration of small and medium-sized businesses"]] Available at: https://mirp.govmurman.ru/bitrix/compo-nents/b1team/govmurman.element.file/download.php?ID=353442&FID=538688 (accessed 28.04.2021)

13. Паспорт регионального проекта «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» [Pasport regional'nogo proekta «Sozdanie uslovii dlya legkogo starta i komfortnogo vedeniya biznesa» [Passport of the regional project "Creating conditions for an easy start and comfortable doing business"]] Available at: https://mirp.gov-murman.ru/bitrix/components/b1team/govmurman.element.file/down-load.php?ID=353476&FID=538690 (accessed 29.04.2021)

14. Паспорт регионального проекта «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» [Pasport regional'nogo proekta «Soz-danie blagopriyatnykh uslovii dlya osushchestvleniya deyatel'nosti samozanyatymi gra-zhdanami» [Passport of the regional project "Creation of favorable conditions for the implementation of activities by self-employed citizens"]] Available at: https://mirp.gov-mur-man.ru/bitrix/components/b1team/govmurman.element.file/down-load.php?ID=353478&FID=538696 (Accessed 27.04.2021).

15. Паспорт федерального проекта «Создание Цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами МСП и самозанятыми гражданами» [Pasport feder-al'nogo proekta «Sozdanie Tsifrovoi platformy s mekhanizmom adresnogo podbora i vozmozhnost'yu distantsionnogo polucheniya mer podderzhki i spetsial'nykh servisov sub"ektami MSP i samozanyatymi grazhdanami» [Passport of the federal project "Creation of a Digital Platform with a mechanism for targeted selection and the ability to remotely receive support measures and special services by SMEs and self-employed citizens"]] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380886/ (Accessed 26.04.2021).

16. Паспорт подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Мурманске" на 2018-2024 годы [Pasport pod-programmy "Razvitie i podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva v gorode Mur-manske" na 2018-2024 gody [Passport of the subprogram "Development and support of small and medium-sized businesses in the city of Murmansk" for 2018-2024]] Available

at: https://www.citymurmansk.ru/img/ all/385_2_razvitie_i_pod-

derzhka_malogo_i_srednego_predprinimatelstva_v_gorode_murmanske.doc (accessed 27.04.2021).

17. Об оказании финансовой поддержки в виде субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства : Постановление Правительства Мурманской области от 14 октября 2016 года № 508-ПП [Ob okazanii finansovoi podderzhki v vide subsidii sub"ektam malogo i srednego predprinimatel'stva : Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti [On the provision of financial support in the form of subsidies to small and medium-sized businesses: Resolution of the Government of the Murmansk region dated October 14, 2016 No. 508-PP]]. Available at: https://docs.cntd.ru/document/441768280 (accessed 22.04.2021).

18. О предоставлении субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Мурманской области на реализацию мероприятий муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства : Постановление Правительства Мурманской области от 18 января 2012 года № 7-ПП [O predostavlenii subsidii iz oblastnogo byudzheta byudzhetam munitsipal'nykh obrazovanii Murmanskoi oblasti na realizatsiyu meropriyatii munitsipal'nykh programm razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva : Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti [On the provision of subsidies from the regional budget to the budgets of municipalities of the Murmansk region for the implementation of measures of municipal programs for the development of small and medium-sized businesses: Decree of the Government of the Murmansk region of

January 18, 2012 No. 7-PP]] - Available at: https://docs.cntd.ru/document/913522329 (accessed 28.04.2021)

19. О порядке предоставления финансовой поддержки некоммерческим организациям -инициаторам проектов в сфере развития предпринимательства : Постановление Правительства Мурманской области от 6 июня 2014 года № 294-1III [O poryadke predostavleniya finansovoi podderzhki nekommercheskim organizatsiyam - initsiatoram proektov v sfere razvitiya predprinimatel'stva : Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti [On the procedure for providing financial support to non-profit organizations -initiators of projects in the field of entrepreneurship development: Decree of the Government of the Murmansk region dated June 6, 2014 No. 294-PP]]. Available at: http://pravo.gov-murman.ru/?docbody=&nd=128070789&rdk=1&backlink=1 (accessed 19.04.2021).

20. О порядке предоставления статуса резидента государственного областного бюджетного учреждения "Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор" с целью предоставления в аренду нежилых помещений : Постановление Правительства Мурманской области от 28 марта 2014 года № 164-ПП [O poryadke pre-dostavleniya statusa rezidenta gosudarstvennogo oblastnogo byudzhetnogo uchrezhdeniya "Murmanskii regional'nyi innovatsionnyi biznes-inkubator" s tsel'yu predostavleniya v ar-endu nezhilykh pomeshchenii : Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti [n the procedure for granting the status of a resident of the state regional budgetary institution "Murmansk regional innovative business incubator" for the purpose of leasing non-residential premises: Resolution of the Government of the Murmansk region dated March 28, 2014 No. 164-PP]] Available at: https://docs.cntd.ru/document/412301635?marker (accessed 16.04.2021).

21. Об оказании финансовой поддержки в виде Губернаторского стартапа на поддержку предпринимательских инициатив : Постановление Правительства Мурманской области от 13 апреля 2020 года № 212-ПП [Ob okazanii finansovoi podderzhki v vide Guber-natorskogo startapa na podderzhku predprinimatel'skikh initsiativ : Postanovlenie Pravi-tel'stva Murmanskoi oblasti [On the provision of financial support in the form of a Governor's startup to support entrepreneurial initiatives: Resolution of the Government of the Murmansk region dated April 13, 2020 No. 212-PP]] Available at: http://www.consult-ant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW087;n=100773#08855057810095999 (accessed 22.04.2021).

22. Об оказании финансовой поддержки в виде грантов для предпринимателей на приобретение франшизы : Постановление Правительства Мурманской области от 6 июля 2020 года № 481-ПП. [Ob okazanii finansovoi podderzhki v vide grantov dlya predprini-matelei na priobretenie franshizy : Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoi oblasti [On the provision of financial support in the form of grants for entrepreneurs to purchase a franchise: Decree of the Government of the Murmansk region of July 6, 2020 No. 481-PP]] Available at : http://www.consultant.ru/reg-base/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW087;n=100384#07205450351693938 (accessed 22.04.2021).

А.Ю. Распопова, С.В. Беспалова // Известия ДВФУ. Экономика и управление. 3. 2021. 33-45 Сведения об авторах / About authors

Распопова Алла Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления, Мурманский арктический государственный университет. 183038 Россия, Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 16. E-mail: raspopova.alla@edu.ru

Alla Yu. Raspopova, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management, Murmansk Arctic State University. 16 Kapitana Egorova str., Murmansk, Russia 183038. E-mail: raspopova.alla@edu.ru

Беспалова Светлана Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления, Мурманский арктический государственный университет. 183038 Россия, Мурманск, ул. Капитана Егорова, д. 16. E-mail: bespalova.svetlana@edu.ru Svetlana V. Bespalova, Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Hed of the Department of Economics and Management, Murmansk Arctic State University. 16 Kapitana Egorova str., Murmansk, Russia 183038. E-mail: bespalova.svetlana@edu.ru

© Распопова А.Ю., Беспалова СВ. © Raspopova A.Yu., Bespalova C.V. Адрес сайта в сети интернет: http://jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.