Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ'

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МИКРОПРЕДПРИЯТИЯ / КРИТЕРИИ / БИЗНЕС / ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аванесова Р.Р., Еремина Н.В., Мусостов З.Р.

Создание мощного сектора мелкого и среднего предпринимательства является одним из ключей к экономическому и социальному процветанию страны. Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом экономической системы государства, хотя доля субъектов малого бизнеса в целом невелика. Как мощный источник развития экономики малый бизнес отвечает экономическим интересам РФ, позволяя приумножать ее национальное богатство и создавать новые ценности. В современных рыночных условиях хозяйствования в России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. В статье определены основные критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CRITERIA AND PROBLEMS OF SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

The creation of a powerful small and medium-sized enterprise sector is one of the keys to the country's economic and social prosperity. Small business is by far the most common. Small business is an integral part of the economic system of the state, although the share of small businesses is generally small. As a powerful source of economic development, small business meets the economic interests of the Russian Federation, allowing it to increase its national wealth and create new values. In modern market conditions of economic management in Russia, steps have been taken towards democratic reforms and the formation of market relations. We can say that millions of Russian citizens are engaged in entrepreneurial activities, which have a tangible economic and social effect. However, if we consider the potential opportunities of our society, then the share of the business sector in strengthening the market economy is still clearly insufficient. The article defines the main criteria for classifying subjects as small businesses.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-22-27

Р.Р. Аванесова - к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента филиала ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» в г. Белореченске, mbc_@mail.ru,

R.R. Avanesova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management of the branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Adyghe State University" in Belorechensk;

Н.В. Еремина - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, nata-eremina@mail.ru,

N.V. Eremina - Senior Lecturer, Department of Accounting Theory, FSBEI HE Kuban SAU;

З.Р. Мусостов - ассистент кафедры Государственного и муниципального управления, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», zmr@hotmail.co.uk,

Z.R. Musostov - Assistant of the Department of State and Municipal Administration of the, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Chechen State University named after A.A. Kadyrov".

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ MAIN CRITERIA AND PROBLEMS OF SMALL BUSINESSES IN RUSSIA

Аннотация. Создание мощного сектора мелкого и среднего предпринимательства является одним из ключей к экономическому и социальному процветанию страны. Малый бизнес на сегодняшний день является самым распространенным. Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом экономической системы государства, хотя доля субъектов малого бизнеса в целом невелика. Как мощный источник развития экономики малый бизнес отвечает экономическим интересам РФ, позволяя приумножать ее национальное богатство и создавать новые ценности. В современных рыночных условиях хозяйствования в России сделаны шаги в сторону демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. В статье определены основные критерии отнесения субъектов к малому предпринимательству.

Abstract. The creation of a powerful small and medium-sized enterprise sector is one of the keys to the country's economic and social prosperity. Small business is by far the most common. Small business is an integral part of the economic system of the state, although the share of small businesses is generally small. As a powerful source of economic development, small business meets the economic interests of the Russian Federation, allowing it to increase its national wealth and create new values. In modern market conditions of economic management in Russia, steps have been taken towards democratic reforms and the formation of market relations. We can say that millions of Russian citizens are engaged in entrepreneurial activities, which have a tangible economic and social effect. However, if we consider the potential opportunities of our society, then the share of the business sector in strengthening the market economy is still clearly insufficient. The article defines the main criteria for classifying subjects as small businesses.

Ключевые слова: предпринимательство, микропредприятия, критерии, бизнес, доход.

Keywords: entrepreneurship, micro-enterprises, criteria, business, income.

Одно из основных направлений повышения эффективности экономики России - это развитие малого предпринимательств, чем выше доля малых и средних предприятий, тем более развитой является экономика страны. Как показывает опыт развитых стран, около 60 % валового внутреннего продукта создается именно в малом бизнесе. В настоящее время в России малое предпринимательство по многим параметрам отстает от малого бизнеса ряда стран Европы, США, Японии, хотя именно эффективное развитие малого и среднего бизнеса способствует формированию сбалансированной рыночной конъюнктуры, путем гибкости и вы-

сокой адаптивности данного сегмента рынка к экономическим изменениям. В современных условиях, в том числе и в связи с СОУГО-19, в основном развивается малое предпринимательство в посреднической сфере и в отраслях, которые не предполагают существенных и долгоокупающихся капитальных вложений, а именно торговля, общественное питание, мелкий ремонт техники и машин и другие, в тоже время сфера научно-технических новшеств и информации, практически не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой - монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы.

Эффективное развитие малого предпринимательства позволяет решать принципиально важные задачи, в числе которых диверсификация экономики, создание новых рабочих мест, повышение уровня жизни населения. На уровне макроэкономики развитие малого предпринимательства способствует следующим положительным эффектам:

- увеличение уровня занятости в стране;

- повышение экспортного потенциала;

- государство косвенно развивает направления деятельности, которые не могут быть поставлены в разряд государственных приоритетов;

- предприятия малого бизнеса могут выступать главными поставщиками сырья и комплектующих для больших предприятий;

- улучшение конкурентной среды, что немаловажно для качества предлагаемых товаров и уровня цен.

В Российской Федерации основным законодательным актом, регулирующим развитие малого предпринимательства, является Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007. Субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона №209-ФЗ являются организации и ИП, которые в соответствии с определенными условиями относятся к малым и средним предприятиям и сведения о которых указываются в едином реестре таких субъектов.

Основные юридические критерии отнесения к малому бизнесу представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Юридические критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства России

Организационно-правовая форма Условия для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства Примечания

1 2 3

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Условие 1: 1а. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале не превышает 25 % 2б. суммарная доля участия иностранных организаций или организаций, не являющихся СМП, не превышает 49 % ООО, удовлетворяющее Условию 1а, но не удовлетворяющее Условию 1б, признается СМП, если такое ООО соответствует Условию 4, 5 или 6

Акционерное общество Условие 2: Акции, обращающиеся на организованном РЦБ, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики -

Условие 3: Акционеры - РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют не более чем 25 % голосующих акций, а акционеры -иностранные организации или организации, не являющиеся СМП, владеют не более чем 49 % голосующих акций -

Продолжение таблицы

1 2 3

Организации -«интеллектуалы» Условие 4: Деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для ЭВМ, изобретений, селекционных достижений и т.д.), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) Учредители (участники) - это бюджетные, автономные научные учреждения либо являющиеся бюджетными, автономными учреждениями образовательные организации высшего образования

Организации -«сколковцы» Условие 5: Имеют статус «сколковца» -

Организации с «особенным» учредителем Условие 6: Учредители (участники) - это АО «РОСНАНО» или Фонд инфраструктурных и образовательных программ

Наряду с юридическими критериями важно оценивать и возможность отнесения субъектов к малому предпринимательству в соответствии с численностью работников (таблица 2).

Таблица 2 - Критерии отнесения к малому предпринимательству, в соответствии с численностью персонала

Тип организации Среднесписочная численность работников в 2020 г. Примечания

Микропредприятие До 15 человек включительно -

Малое предприятие От 16 до 100 человек включительно -

Среднее предприятие От 101 до 250 человек включительно -

От 251 до 1000 человек включительно Хозяйственное общество, хозяйственных партнерство входит в утвержденный Минпромторгом перечень предприятий легкой промышленности в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства от 22.11.2017 № 1412

Однако наиболее важным критерием является доход (таблица 3). Категория среднего и малого предприниматель определяется в соответствие с ч. 3 ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ с наибольшим по значению условием, то есть если, например, по численности ООО соответствует микропредприятию, но выручка за 2020 г. составит 950 млн. руб., то оно будет отнесено к категории среднего предпринимательства.

Таблица 3 - Критерии отнесения к малому предпринимательству, в соответствии с доходом

Тип организации Предельное значение дохода в 2020 г. Примечания

Микропредприятие 120 млн. руб. Доход определяется по данным налогового учета путем суммирования доходов по всем осуществляемым видам деятельности и применяемым налоговым режимам

Малое предприятие 800 млн. руб.

Среднее предприятие 2 млрд. руб.

Говоря о перспективах развития малого предпринимательства, нельзя не отметить и многочисленные факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие предпринимательства в регионах Российской Федерации, такие как:

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

- нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

- сложность доступа к деловой информации - сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

- неурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесе;

- отсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя;

- нестабильность экономической ситуации в стране;

- недобросовестность крупного бизнеса;

- доступ к кредитным ресурсам и высокая ставка кредитования;

- правовая неграмотность самих предпринимателей;

- отсутствие явного развития производства;

- высокая планка налоговых платежей;

- недостаточность кадрового потенциала;

- длительное оформление документации, особенно на землю.

Основные направления развития малого бизнеса в России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные направления развития малого бизнеса в России

По нашему мнению, основной проблемой малого предпринимательства является именно несовершенство системы кредитования, так как банки предоставляют кредиты только под залог или поручительство, что является проблемой для предприятий сферы малого бизнеса. Также на низкий уровень кредитования малого бизнеса влияют негативные внешнеполитические условия, которые оказывают соответствующее влияние и на экономическую ситуацию в стране; уменьшение количества банков в результате отзыва лицензий Центробанком, в результате сократились предложения и выбор инвестиций на рынке. В период 2020-2021 гг. все это стало особенно критично, потому что отсутствует «живая денежная масса», так как для населения и предприятий становится актуальным замораживание денежных средств, увеличиваются сроки закрытия обязательств, в результате недостатка оборотных средств. Наибольшую проблему это представляет именно для частных малых предприятий, так как невозможность получить кредит исключает возможность конкуренции с более крупными предприятиями. Такая ситуация сложилась во многих станах, но в России проявилась наиболее остро. Существенное влияние на развитие малого предпринимательства оказывают и проблемы широкого «теневого» сектора предпринимательской деятельности, сложность и запутанность регионального законодательства, высокие административные барьеры, препятствующие возникновению новых фирм, недостаточность налоговых поступлений от малых предприятий в региональный и местный бюджеты.

Блокирует нормальную работу малых предприятий и большое количество проверок представителями госучреждений, а также значительный объем разрешающих и согласующих документов, сроки их получения. В настоящее время в России около 197 органов контроля и надзора, которые осуществляют 236 функций и следят за выполнением требований к бизнесу, что в сотни раз выше, чем в странах Европы. Малые предприятия, как субъект управления в рыночной экономике России, характеризуются, прежде всего, как неустойчивая предпринимательская единица, которая зависит от колебаний рынка.

В первую очередь к мерам поддержки малого предпринимательства можно отнести сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством механизма сбалансирования спроса и предложения и развитие здоровой конкурентной среды, а также внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования. Необходимо на федеральном уровне усовершенствовать статистический и методический инструментарий оценки с целью определения роли малого бизнеса в экономике страны с целью совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства и выработать согласованные механизмы поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, используя нефинансовые и финансовые инструменты, которые уже имеются в российской экономике. Система стимулирования малого бизнеса должна быть нацелена на развитие и расширение производства высокотехнологичной и инновационной продукции. Ведь именно развитие малого бизнеса создает предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики, а именно безработицу, конъюнктурные колебания, кризисные явления.

Источники:

1. Адаменко А.А. Меры поддержки малого и среднего предпринимательства в России в ретроспективе / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров. - Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 33 (1). - С. 8-11.

2. Адаменко А.А. Классификация факторов риска предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, В.В. Маркелов // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. -№ 28 (2). - С. 10-15.

3. Адаменко А.А. Государственная поддержка как инструмент развития малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2020. - Т.13. - № 3. - С. 57-67.

4. Адаменко А.А. Классификация предприятий малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.А. Подобная // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 21. - С. 6-12.

5. Еремина, Н. В. Первичный учет на малых предприятиях / Н.В. Еремина, Е. Калашникова. Т Г. Кришталь // Цифровизация экономики и ее информационное обеспечение: материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов/ сост. Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова. - Краснодар : КубГАУ. - 2020. - С. 56-61.

6. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон Российской Федерации от 24.07.2007 № 209-ФЗ.

7. Инюкин А.Ф. Особенности и перспективы организации малого бизнеса на основе франчайзинга в России / А.Ф. Инюкин, Т.Е. Хорольская, Б.М. Мусаева / Вестник Академии знаний. - 2021. - № 1 (42). - С. 169-173.

8. Нормова Т.А. Влияние COVID-19 на экономику России и меры борьбы с ним / Т.А. Нормова, А.В. Стародубцева, А.А. Нерсесьян // Естественно-гуманитарные исследования, 2020. - № 30(4). - С. 129-131.

References:

1. Adamenko A.A. Measures to support small and medium-sized businesses in Russia in retrospect. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov. - Natural and humanitarian research. - 2021. - No. 33 (1). - S. 8-11.

2. Adamenko A.A. Classification of risk factors for entrepreneurial activity / A.A. Adamenko,

D.V. Petrov, V.V. Markelov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 28 (2). - S. 10-15.

3. Adamenko A.A. State support as a tool for the development of small business / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Scientific and technical statements of the St. Petersburg State Polytechnic University. Economic sciences. - 2020. - T.13. - No. 3. - P. 57-67.

4. Adamenko A.A. Classification of small business enterprises / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya,

E.A. Similar // Natural and humanitarian research. - 2018. - No. 21. - P. 6-12.

5. Eremina, NV Primary accounting at small enterprises / NV Eremina. Eremina, E. Kalashnikova. TG Krishtal // Digitalization of the economy and its information support: materials of the Interna-

tional scientific conference of young scientists and university teachers / comp. Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasov. - Krasnodar: KubSAU. - 2020. - S. 56-61.

6. On the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation: Feder. Law of the Russian Federation of July 24, 2007 No. 209-FZ.

7. Inyukin A.F. Features and prospects of small business organization based on franchising in Russia / A.F. Inyukin, T.E. Khorolskaya, B.M. Musaeva / Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2021. -No. 1 (42). - S. 169-173.

8. Normova T.A. Impact of COVID-19 on the Russian economy and measures to combat it / T.A. Normova, A.V. Starodubtseva, A.A. Nersesyan // Natural-humanitarian research, 2020. - № 30 (4). - S. 129-131.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-5-27-34

Н.А. Асанова - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, natalia 9104 @yan dex. ru,

N.A. Asanova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Krasnodar Cooperative Institute (branch) Russian University of Cooperation;

Л.Н. Исачкова - профессор кафедры экономики и финансов, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, ekif. kra@yan dex. ru,

L.N. Isachkova - Professor of the Department of Economics and Finance, Candidate of Economics, Krasnodar Cooperative Institute (branch) Russian University of Cooperation;

С.Ю. Хут - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, khutemma@yandex.ru,

S.Yu. Khut - Associate Professor of the Department of Economics and Finance, Candidate of Economics, Krasnodar Cooperative Institute (branch) Russian University of Cooperation.

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF CONSUMER PRODUCTS COOPERATION AS AN INNOVATIVE

MODEL RURAL DEVELOPMENT IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Аннотация. В настоящее время социально-экономическое развитие современного общества во многих аспектах определено уровнем внедрения цифровых технологий. Данный процесс в отечественной экономике проходит неравномерно как в регионах, так и в отраслях. Особо остро стоит вопрос о цифровизации экономики сельских территорий, поскольку условия их функционирования в настоящее время не соответствуют необходимым критерия по уровню благосостоянию, инфраструктуре и другим показателям.

Переход к цифровому укладу сельских территорий обеспечит новый импульс для устойчивого их развития, где потребительская кооперация может выступать драйвером, поскольку именно эта институциональная структура в силу своих сущностных характеристик способна удовлетворять социально-экономические потребности сельского населения и рационально использовать имеющийся потенциал сельских территорий. Потребительская кооперация уже около 2-х столетий обеспечивает жизнедеятельность сельских жителей, но в настоящее время снизились преимущественно в конкурентной среде сельских территорий регионов. Цифровизация сельской экономики может послужить этапом возрождения многоотраслевой деятельности потребительских обществ. Изучая и исследуя деятельность организаций потребительской кооперации необходимо выделить те группы территорий, где потребительская кооперация совместно с государством сможет реализовать экономическое развитие и социальную миссию. В этой связи появится возможность посредством цифровых технологий провести переустройство всех ниш жизнедеятельности сельского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.