Научная статья на тему 'Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития'

Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3307
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательство / малый бизнес / малое предпринимательство / развитие малого бизнеса / экономика / entrepreneurship / small business / small business / small business development / economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. В. Петров, Т. Е. Хорольская

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации, оно является одним из основных элементов развития хозяйственной системы страны. Малый бизнес выступает мощным инструментом организации и развития предпринимательской деятельности, он имеет ряд преимуществ перед крупным бизнесом. Среди основных проблем, осложняющих деятельность предприятий малого бизнеса можно выделить частое изменение законодательства, высокую стоимость кредитов, рост инфляции, острую конкуренцию на рынке, а также в целом неблагоприятную экономическую обстановку в стране. Среди серьезных угроз в адрес малого бизнеса можно отметить снижение покупательской способности населения. С целью обеспечения устойчивого финансового роста предприятий малого бизнеса необходимо срочное решение указанных проблем, а это является прерогативой российских властей, которые и должны создать благоприятные условия для данных субъектов бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS OF RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Small business plays an important role in the development of the economy of the Russian Federation, it is one of the main elements of the development of the country's economic system. Small business is a powerful tool for organizing and developing entrepreneurial activity; it has a number of advantages over large business. Among the main problems that complicate the activities of small businesses are frequent changes in legislation, the high cost of loans, rising inflation, intense competition in the market, as well as the generally unfavorable economic situation in the country. Among the serious threats to small businesses can be noted a decrease in the purchasing power of the population. In order to ensure sustainable financial growth of small businesses, an urgent solution to these problems is necessary, and this is the prerogative of the Russian authorities, which should create favorable conditions for these business entities.

Текст научной работы на тему «Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития»

руководителям и предпринимателям нужны сотрудники с дополнительными социальными навыками, которые знают и понимают своих клиентов, не боятся новых идей, имеют смелость выбрасывать старые способы мышления, процессы и структуры, когда это необходимо.

Источники:

1. Каплан Р. Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию М. Олимп-Бизнес,

2006

2. Мишурова И.В. Развитие малого предпринимательства как условие долговременного роста региональной экономики //TERRA ECONOMICUS, 2012, 10 том, 2 номер, 2 часть, с.166-170 , коды классификатора JEL: L26, O18

3. Мишурова И.В. Стратегические сессии для декомпозиции бизнес-процессов корпоративных структур //Вестник академии знаний, №34 (5), 2019, сентябрь-октябрь, с. 175-179

4. Николаев Д.В. Финансовое планирование как фактор стратегического развития //Финансовые исследования, 2018, №3, с. 117-123, https://finis.rsue.ru/2018_N3/2018-3.pdf

5. Николаев Д.В. Управление организационным развитием компании для роста экономических результатов //Финансовые исследования, 2019, № 3 (64), с.141-147, https://finis.rsue.ru/2019_N3/2019-3.pdf

6. Николаев Д.В. Концептуальные подходы к управлению и оценке эффективности процессов организационных изменений на предприятиях //Вестник академии знаний, №34(5),2019, с. 191-198

7. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. Nikolaevа N.V. Sinyuk T.Yu. Nesterova O.S. Communicative Technologies in Anti-Crisis Management of Corporate Structures.International Conference on Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, Publication Date February 2019,ISBN 978-94-6252-676-1, ISSN 2352-5398, DOI https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.16, p.79-83

8. Badura, A.; Gebhardt, J.; Lampater, E., Balanced Scorecard als Führungsinstrument im strategischen Prozess. In: Ronald Gleich (Hrsg.), Balanced Scorecard. Best-Practice-Losungen für die strategische Unternehmenssteuerung. Freiburg 2012, S. 229-249.

9. Kaplan, Robert S.; Norton, David P., The Balanced Scorecard. Translating strategy into action, 1996

10. Niven, Paul R., Balanced Scorecard. Arbeitsbuch. 2. Aufl. Weinheim 2009.

Sources:

1. Kaplan R. Norton D. Balanced Scorecard. From strategy to action M. Olymp-Business, 2006

2. Mishurova I.V. The development of small business as a condition for the long-term growth of the regional economy // TERRA ECONOMICUS, 2012, 10 volume, 2 number, 2 part, p.166-170, JEL classifier codes: L26, O18

3. Mishurova I.V. Strategic sessions for the decomposition of business processes of corporate structures // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, September-October, p. 175-179

4. Nikolaev D.V. Financial planning as a factor of strategic development // Financial Research, 2018, No. 3, p. 117123, https://finis.rsue.ru/2018_N3/2018-3.pdf

5. Nikolaev D.V. Management of the organizational development of the company for the growth of economic results // Financial Research, 2019, No. 3 (64), p.141-147, https://finis.rsue.ru/2019_N3/2019-3.pdf

6. Nikolaev D.V. Conceptual approaches to managing and evaluating the effectiveness of organizational change processes at enterprises // Bulletin of the Academy of Knowledge, No. 34 (5), 2019, p. 191-198

7. Mishurova I.V. Nikolaev D.V. Nikolaevа N.V. Sinyuk T.Yu. Nesterova O.S. Communicative Technologies in Anti-Crisis Management of Corporate Structures.International Conference on Communicative Strategies of Information Society (CSIS 2018) Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 289, Publication Date February 2019,ISBN 978-94-6252-676-1, ISSN 2352-5398, DOI https://doi.org/10.2991/csis-18.2019.16, p.79-83

8. Badura, A.; Gebhardt, J.; Lampater, E., Balanced Scorecard als Führungsinstrument im strategischen Prozess. In: Ronald Gleich (Hrsg.), Balanced Scorecard. Best-Practice-Losungen für die strategische Unternehmenssteuerung. Freiburg 2012, S. 229-249.

9. Kaplan, Robert S.; Norton, David P., The Balanced Scorecard. Translating strategy into action, 1996

10. Niven, Paul R., Balanced Scorecard. Arbeitsbuch. 2. Aufl. Weinheim 2009.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10104

Д.В. Петров - руководитель НИЦ «Академия знаний» г. Краснодара, hati1984@mail.ru,

D.V. Petrov - head of SIC «Academy of Knowledge», Krasnodar;

Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», khorolskaya77@mail.ru,

T.E. Khorolskaya - senior lecturer, department of accounting theory, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ SMALL BUSINESS OF RUSSIA: CURRENT STATE AND DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация. Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации, оно является одним из основных элементов развития хозяйственной системы страны. Малый бизнес выступает мощным инструментом организации и развития предпринимательской деятельности, он имеет ряд преимуществ перед крупным бизнесом. Среди основных проблем, осложняющих деятельность предприятий малого бизнеса можно выделить частое изменение законодательства, высокую стоимость кредитов, рост ин-

фляции, острую конкуренцию на рынке, а также в целом неблагоприятную экономическую обстановку в стране. Среди серьезных угроз в адрес малого бизнеса можно отметить снижение покупательской способности населения. С целью обеспечения устойчивого финансового роста предприятий малого бизнеса необходимо срочное решение указанных проблем, а это является прерогативой российских властей, которые и должны создать благоприятные условия для данных субъектов бизнеса.

Annotation. Small business plays an important role in the development of the economy of the Russian Federation, it is one of the main elements of the development of the country's economic system. Small business is a powerful tool for organizing and developing entrepreneurial activity; it has a number of advantages over large business. Among the main problems that complicate the activities of small businesses are frequent changes in legislation, the high cost of loans, rising inflation, intense competition in the market, as well as the generally unfavorable economic situation in the country. Among the serious threats to small businesses can be noted a decrease in the purchasing power of the population. In order to ensure sustainable financial growth of small businesses, an urgent solution to these problems is necessary, and this is the prerogative of the Russian authorities, which should create favorable conditions for these business entities.

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, малое предпринимательство, развитие малого бизнеса, экономика

Keywords: entrepreneurship, small business, small business, small business development, economy

Малое предпринимательство играет важную роль в развитии экономики Российской Федерации, оно является одним из основных элементов развития хозяйственной системы страны. Без малого бизнеса экономика любой страны будет неполной. Малый бизнес выступает мощным инструментом организации и развития предпринимательской деятельности, он дает возможность раскрыть свои способности различным слоям населения, а со временем он может стать родоначальником более крупной компании.

Уже неоднократно говорилось о преимуществах малого бизнеса над крупным, а именно:

1) малый бизнес не требует больших капиталовложений, для его открытия требуется минимальное количество средств, что позволяет создавать множество фирм - представителей малого бизнеса;

2) малый бизнес отличается более гибким реагированием на меняющиеся экономические и иные условия, то есть он быстрее реагирует на покупательский спрос, данное обстоятельство обусловлено особенностями малого бизнеса:

- как правило, малые предприятия не имеют на своем балансе большого количество оборудования, тем более дорогостоящего, это позволяет им достаточно быстро и безболезненно переходить на выпуск нового вида продукции;

- у малого предприятия довольно простая структура управления, не имеющая длинной цепочки прохождения информации от потребителя к руководству, что позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия, спрос и пожелания потребителей;

3) для создания рабочих мест на малом предприятии требуются минимальные затраты, что положительным образом влияет на снижение уровня безработицы, возможности трудоустройства социально уязвимых слоев населения;

4) в отличие от крупного бизнеса субъектам малого предпринимательства присуща большая свобода в выборе вида предпринимательской деятельности, в вводе на рынок нового продукта, адаптации своей продукции (работ, услуг) под потребности покупателей. Это возможно по той причине, что владелец малого бизнеса (а он же чаще всего и является собственником бизнеса) самостоятельно принимает управленческие решения, у него нет необходимости проводить согласование с различными отделами, специалистами, как это происходит в более крупных компаниях. Однако с учетом самостоятельности принятия решений успех малого бизнеса полностью зависит от компетенции собственника, его способности принимать грамотные решения, предвидеть возможные изменения в экономике, прогнозировать подъем роста или спада спроса на определенные товары, работы услуги и т.д.;

5) более тесный контакт руководства с потребителями, что также обусловлено малой численностью сотрудников и отделов. Это позволяет подстраиваться под желания клиентов, оперативно реагировать на изменяющийся спрос, выполнять индивидуальные заказы, в некоторых случая предоставлять персональные скидки. Все это способствует появлению постоянных клиентов, росту объема продаж;

6) малый бизнес оказывает весомое влияние на рост конкуренции, что способствует развитию рыночных отношений, продвижению товаров на рынке, совершенствованию продукции, повышению качества выполнения различных работ и обслуживания.

Среди основных проблем, осложняющих деятельность предприятий малого бизнеса можно выделить следующие:

1) достаточно часто меняющееся законодательство Российской Федерации, например:

- повышение ставки налога на добавленную стоимость с 1 января 2019 г. спровоцировало рост закупочных цен, что вызвало необходимость пересмотра ценовой политики, и, как следствие, потерю клиентов и рынков сбыта;

- рост страховых взносов повлек за собой отказ от повышения заработной платы работникам на малых предприятиях либо рост продажных цен, невозможность расширения штата, а часть малых предприятий вынуждена была пойти на крайние меры, такие как сокращение штатных единиц и «уход в тень»;

- переход на онлайн-кассы поставил малые предприятия перед необходимость осуществления дополнительных расходов на приобретение, установку и настройку терминалов, а также на ежегодное их обслуживание, обновление фискального накопителя;

2) высокая стоимость кредитов для малого бизнеса и ужесточение требований банков к заемщикам;

3) высокая инфляция;

4) обострение конкуренции за клиентов с крупными компаниями;

5) неблагоприятная экономическая ситуация в стране в целом, которая по мнению многих тормозит развитие бизнеса.

С целью становления и развития малого бизнеса в России необходимо решать обозначенные проблемы.

В России в период с 2015 г. по 2019 г. не наблюдалось устойчивой тенденции роста малого и среднего бизнеса. Численность работников, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в этот период изменялась незначительно, порядка 18,9-19,3 млн. человек, это с учетом самозанятых граждан. Количество субъектов малого и среднего бизнеса в целом по стране оставалось примерно на одном уровне (5,5-6 млн.).

Доля малого и среднего предпринимательства в российской экономике в настоящее время составляет немногим более 20 %, это при том, что доля малого и среднего бизнеса в валовой внутренний продукт в развитых странах составляет порядка 50-60 %. Отметим, что Росстат и Минэкономразвития России прогнозируют рост доли малого и среднего предпринимательства в экономике страны к 2024 г. до уровня 32,5 %, но это только прогноз, по факту изменения законодательства и экономической обстановки в последние годы оказывали только негативное влияние на развитие малого предпринимательства.

Рассмотрим, каким образом происходит распределение отраслей, в которых работают малые предприятия на территории Российской Федерации. На рисунке 1 представлено распределение субъектов малого бизнеса по видам экономической деятельности по итогам 2019 г.

Рисунок 1 - Распределение субъектов малого бизнеса в России по видам экономической деятельности, 2019 г.

Как видно из рисунка по итогам прошедшего 2019 г. практически четверть всех представителей малого бизнеса была занята в оптовой торговле, 15 % из них были заняты в строительстве, а 11 % в розничной торгов-

ле. Десятая часть малых предприятий в отчетном году осуществляла транспортные услуги, остальные же виды деятельности исследуемых субъектов бизнеса составляли менее 8 %.

Следует также отметить, что в различных регионах интересы малых предприятий отличаются. Так, например, в курортных населенных пунктах Краснодарского края значительный удельный вес малых предприятий приходится на предприятия общественного питания, так как данные территории изобилуют множеством кафе и ресторанов.

Настроение владельцев малого бизнеса в последние годы является пессимистичным, они прогнозирую снижение эффективности бизнеса, особенно это касается таких отраслей как розничная торговля и строительство. При этом необходимо отметить, что у представителей малого бизнеса, осуществляющих разработку компьютерного программного обеспечения более благоприятные перспективы. Это обусловлено популярностью 1Т-технологий, их востребованностью в различных сферах жизни.

Что же угрожает малому бизнесу в России на сегодняшний день, чего больше всего боятся владельцы малых предприятий? Среди данных угроз можно выделить снижение покупательской способности населения.

снижение налоговой нагрузки

смягчение санкционного давления

повышение потребитольского спроса

максимальная возможность удаленной работы с государственными органами и банками

принятие работающих программ государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Рисунок 2 - Меры, способствующие развитию малого предпринимательства России

В настоящее время снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы граждан направляются в первую очередь на приобретение товаров первой необходимости, а именно на приобретение продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформ было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, разумеется, и наукоемкую стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут про-

должаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом.

Снижение покупательской способности населения привело к тому, что все больше малых предприятий по итогам финансового года отмечают снижение числа клиентов, уменьшение средне суммы чека, и как следствие, снижение показателей прибыли.

В это связи первоочередной задачей для владельцев малого бизнеса является сохранение клиентской базы. С этой целью предприниматели готовы менять ценообразование и форматы торговли с учетом современных технологий и вновь формирующихся запросов потребителей, повышать качество товаров и сервиса, расширять перечень товаров, работ и услуг.

Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий:

- внутренней экономической обстановки в стране в целом и в ее регионах;

- способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.

В большей степени эти факторы воздействуют на развитие субъектов малого бизнеса, которые наиболее чувствительны к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которых личные черты конкретного руководителя во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

На рисунке 2 наглядно представлены меры, принятие которых может благоприятным образом сказаться на развитии малого предпринимательства России.

Отметим, из всех перечисленных мер, на сегодняшний день развитию малого бизнеса в России будут способствовать следующие:

- снижение налоговой нагрузки на субъектов малого бизнеса;

- рост потребительского спроса;

- смягчение банковской политики по кредитованию субъектов малого бизнеса.

Отметим также, что в последнее время наметилась тенденция негативного отношения к результатам государственной поддержки субъектов малого бизнеса, это обусловлено тем, что, несмотря на множество существующих программ поддержки малого предпринимательства, они не дали заметного результата.

Малый бизнес считается важной составляющей рыночной экономики, без которой нельзя представить эффективное развитие государства. От малого бизнеса зависит развитие конкурентной среды в экономике, предложение высококачественных услуг, создание необходимых рабочих мест, внедрение инноваций в производства. Для обеспечения устойчивого финансового роста, российским властям в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для малого бизнеса, как более гибкого, инициативного сектора экономики любого государства.

Источники:

1. Prokhorova V.V. Clustering of modern economic processes: «pros» and «cons» / V.V. Prokhorova, A.A. Adamenko, V.A. Tupchienko, V.V. Shalatov, S.A. Vasnev, V.A. Blaginin // International Journal of Applied Business and Economic Research. -2017. - Т. 15. - № 12. - С. 225 -232.

2. Адаменко А.А. Классификация предприятий малого бизнеса / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Е.А. Подобная // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 21. - С. 6-12.

3. Адаменко А.А., Петров Д.В., Стадник А.И. Роль сферы малого и среднего бизнеса в региональной системе предпринимательства / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, А.И. Стадник // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 27(1). - С. 12-18.

4. Папова, Л.В. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы / Л.В. Папова, О.А. Миронов // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 544-549.

5. Стадник А.И., Петров Д.В., Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). - С. 925-929.

Sources:

1. Prokhorova V.V. Clustering of modern economic processes: "pros" and "cons" / V.V. Prokhorova, A.A. Adamenko, V.A. Tupchienko, V.V. Shalatov, S.A. Vasnev, V.A. Blaginin // International Journal of Applied Business and Economic Research. -2017. - T. 15. - No. 12. - S. 225 -232.

2. Adamenko A.A. Classification of small businesses / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, E.A. Similar // Natural-Humanitarian Studies. - 2018. - No. 21. - S. 6-12.

3. Adamenko A.A., Petrov D.V., Stadnik A.I. The role of the sphere of small and medium business in the regional system of entrepreneurship / A.A. Adamenko, D.V. Petrov, A.I. Stadnik // Humanities Studies. - 2020. - No. 27 (1). - S. 12-18.

4. Papova, L.V. Economic sanctions against Russia: challenges and threats / L.V. Papova, O.A. Mironov // Information support for the effective management of economic entities. Materials of the VI international scientific conference. - 2016 .-- S. 544549.

5. Stadnik A.I., Petrov D.V., Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized entrepreneurship in Russia and ways to solve them // Economics and Entrepreneurship. - 2014. - No. 11-2 (52-2). - S. 925-929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.