Теоретические основы экономики и управления
001: 10.18721/1Е.13304 УДК 338.2
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Адаменко А.А.1, Хорольская Т.Е.1, Петров Д.В.2
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина», Краснодар, Российская Федерация;
2 НИЦ «Академия знаний», Краснодар, Российская Федерация
Наличие развитой системы малого предпринимательства является непременным условием стабильной экономики страны, а также отдельно взятого региона. Важнейшим условием реализации потенциала малого предпринимательства является эффективная система государственной поддержки данных субъектов бизнеса. Уровень развития малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации значительно отличается, это зависит от множества факторов, так Краснодарский край отличается достаточно высоким развитием малого и среднего бизнеса. В статье рассмотрены основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Краснодарского края по видам экономической деятельности за 2019 г., при этом выявлен явный перевес в сторону оптовой и розничной торговли. В этой связи отмечено, что предпринимателям целесообразно обратить свое внимание и на другие отрасли экономики Краснодарского края, приемлемые для малого и среднего бизнеса. Сказано о том, что со стороны государства субъекты малого бизнеса должны в полной мере получать информационную, консультационную, имущественную, финансовую и образовательную поддержку. Приведен перечень организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Краснодарского края. Обозначены факторы, оказывающие негативное влияние на развитие государственной инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса. Проанализированы основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства Краснодарского края в динамике за 10 лет. Обозначены негативные моменты в деятельности субъектов малого предпринимательства, тормозящие их развитие. Рассмотрены мероприятия, проводимые на территории Краснодарского края в целях реализации статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации». Сделан вывод о том, что малый бизнес находится в тяжелых конкурентных условиях и, несмотря на, казалось бы, значительное количество действующих систем поддержки малого предпринимательства, необходима разработка и внедрение более эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства.
Ключевые слова: экономика, предпринимательство, малый бизнес, государственное регулирование, эффективность, поддержка малого предпринимательства
Ссылка при цитировании: Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Петров Д.В. Государственная поддержка как инструмент развития малого бизнеса // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2020. Т. 13, № 3. С. 57-67. Б01: 10.18721ДЕ.13304
Это статья открытого доступа, распространяемая по лицензии СС БУ-КС 4.0 (Ии^://сгеа-tivecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/)
STATE SUPPORT AS A TOOL TO DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS
A.A. Adamenko1, T.E. Khorolskaya1, D.V. Petrov2
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin", Krasnodar, Russian Federation; 2 SIC "Knowledge Academy", Krasnodar, Russian Federation
Developed small business is an indispensable condition for a stable economy of the country, as well as for individual regions. The most important condition for realizing the potential of small business is an effective system of state support for the business entities. The level of development of small business in different regions of the Russian Federation varies significantly, it depends on many factors. Thus, the Krasnodar Territory is characterized by fairly developed small and medium-sized businesses. The article discusses the main indicators of the activities of small businesses in the Krasnodar Territory by type of economic activity for 2019, while revealing a clear predominance of wholesale and retail trade. In this regard, it was noted that the entrepreneurs should be advised to turn their attention to other sectors of the economy of the Krasnodar Territory fit for small and medium-sized businesses. The state should provide small business entities with full informational, consulting, property, financial and educational support. The paper contains a list of organizations that make up the infrastructure for supporting small and medium-sized enterprises of the Krasnodar Territory. We identify factors that have a negative impact on the development of the state infrastructure for supporting small businesses and analyze the main indicators of the activity of small businesses of the Krasnodar Territory in dynamics over 10 years. We indicate negative aspects in the activities of small businesses that inhibit their development and consider measures taken in the Krasnodar Territory in order to implement Article 11 of the Federal Law of July 21, 2007 No. 209-FZ "On the Development of Medium and Small Enterprises in the Russian Federation". We conclude that small business is in difficult competitive conditions and, despite the seemingly significant number of existing support systems for small businesses, is currently in need for development and implementation of a more effective system of state support.
Keywords: economy, entrepreneurship, small business, state regulation, efficiency, support for small business
Citation: A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov, State support as a tool to development of small business, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Economics, 13 (3) (2020) 57-67. DOI: 1018721/JE.13304
This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license (https://creativecommons.org/li-censes/by-nc/4.0/)
Введение
Малый бизнес во всем цивилизованном мире играет не последнюю роль в развитии рыночной экономики. Одной из особенностей развития малого предпринимательства является его возможность обеспечить достаточному количеству людей наличие рабочих мест, достойный доход работникам и, как следствие, сформировать средний класс. В развитых станах (Америке, Японии, европейских странах и т.д.) около половины трудоспособного населения занято в малом бизнесе.
Немаловажной особенностью малого предпринимательства выступает его способность к инновациям, оно может стать толчком для зарождения и дальнейшего развития эффективных проектов, зарождения крупных компаний с высокотехнологичной продукцией. Возможность открыть свой бизнес дает возможность простому населению реализовать свои предпринимательские способности, совместить их с имеющимся творческим потенциалом, нестандартным мышлением, что позволяет рассматривать малый бизнес как институт рыночной конкурентной экономики.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ перед крупным бизнесом, а именно: возможность начала бизнеса с меньшим стартовым капиталом; объединение функций собственности и управ-
ления; он довольно гибок, т.е. гораздо быстрее откликается на внешние изменения, у него высокая степень адаптации к потребностям клиентов; направленность на потребности конкретного региона, территории. Несмотря на указанные преимущества, малому предприятию объективно трудно конкурировать с крупными компаниями, в связи с этим со стороны государства разрабатываются и внедряются в жизнь программы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства. Тем не менее, необходимо отметить несовершенство действующей государственной политики в данном направлении, об этом явно свидетельствует тот факт, что на долю малого предпринимательства в России в объеме ВВП в 2019 г. пришлось только 26,3%.
На протяжении последних десятилетий сохраняется повышенный интерес к вопросам становления и активизации малого бизнеса, его роли в развитии предпринимательства и общества в целом, данная тематика исследований прослеживается в трудах Н.А. Алексеевой, А.Н. Гнатюк, О.И. Дивиченко, А.Е. Кремина, Д.В. Пушной, О.А. Рязановой, А.Д. Чигрина и др. [5,8—13,17,18,20]. Исследованию действующей системы государственной поддержки субъектов малого бизнеса, ее эффективности посвящены работы А.А. Мандровой, И.В. Так-машевой, Р.С. Тяглова и др. [1—4,6,14,19].
Объектом исследования в данной статье выступает система государственной поддержки субъектов малого бизнеса. Предметом исследования является эффективность действующей системы поддержки субъектов малого бизнеса со стороны государства.
Цель данной статьи — рассмотреть основные направления действующей системы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, выявить имеющиеся проблемы и возможные пути повышения их эффективности.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач: составить представление о состоянии малого предпринимательства, динамике его развития в последние годы; дать обзор действующих программ государственной поддержки субъектов малого бизнеса, охарактеризовать их эффективность; сформулировать основные направления повышения эффективности системы государственной поддержки малых предприятий.
Методы
Методика исследования построена на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов единства логического, структурного, системно-функционального и сравнительного анализа.
Результаты исследования
Уровень развития малого предпринимательства в различных регионах Российской Федерации значительно отличается, это зависит от множества факторов: экономических, социальных, политических и др. В частности, Краснодарский край отличается достаточно высоким развитием малого и среднего предпринимательства, оно выступает неотъемлемой частью экономики региона, оказывающей влияние на ее состояние и развитие.
Обратим внимание на развитие субъектов малого предпринимательства, без учета среднего бизнеса и микропредприятий, проведем анализ основных показателей деятельности исследуемых субъектов на территории Краснодарского края в 2019 г. (табл. 1).
Так, по состоянию на конец 2019 г. на территории Краснодарского края осуществляли свою деятельность 6543 субъекта малого предпринимательства (без учета микропредприятий). В 2019 г. на малых предприятиях число замещенных рабочих мест работниками списочного состава, внешними совместителями и работавшими по договорам гражданско-правового характера составило 195,1 тыс. Оборот субъектов малого предпринимательства в отчетном году составил 880904 млн руб.
Таблица 1. Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства на территории Краснодарского края по видам экономической деятельности, 2019 г.
Виды экономической деятельности Число малых предприятий (на конец года) Число рабочих мест на малых предприятиях Оборот малых предприятий
единиц в % к итогу тыс. человек в % к итогу млн руб. в % к итогу
Всего 6543 100 195,1 100 880904 100
из них: - сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 318 4,9 14,7 7,5 48203 5,5
- добыча полезных ископаемых 46 0,7 2,0 1,0 5362 0,6
- обрабатывающие производства 821 12,5 31,2 16,0 106027 12,0
- обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха 42 0,6 1,5 0,8 4976 0,6
- водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений 97 1,5 3,6 1,8 5759 0,7
- строительство 838 12,8 22,8 11,7 60351 6,9
- торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов 1922 29,4 47,4 24,3 463470 52,6
- транспортировка и хранение 378 5,8 11,4 5,8 27431 3,1
- деятельность гостиниц и предприятий общественного питания 426 6,5 14 7,2 23474 2,7
- деятельность в области информации и связи 131 2,0 3,5 1,8 6181 0,7
- деятельность по операциям с недвижимым имуществом 422 6,4 10,4 5,3 62304 7,1
- деятельность профессиональная, научная и техническая 281 4,3 7,7 3,9 26724 3,0
- деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 449 6,9 13,7 7,0 13268 1,5
- образование 9 0,1 0,3 0,2 575 0,1
- деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 221 3,4 7,6 3,9 17948 2,0
- прочие 142 2,2 3,3 1,7 8852 1,0
Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL: https://krsdstat.gks.ru/
Как показывают представленные данные, значительный перевес по числу субъектов малого бизнеса (29,4%) и, как следствие, по численности рабочих мест (24,3%) и объему оборота (52,6%) приходится на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов. Данный вид деятельности выбирается предпринимателями не случайно, так как является самым востребованным среди потребителей. Наблюдающийся явный перекос в сторону данного вида деятельности вызывает необходимость рекомендовать предпринимателям обратить свое внимание и на другие отрасли экономики Краснодарского края, приемлемые для малого и среднего бизнеса. В частности, не стоит забывать, что Краснодарский край является курортным регионом, к тому же в настоящее время в крае активно развивается промышленность, но доля участников
малого бизнеса в этом процессе довольно мала. Естественно, что крупные предприятия и корпорации имеют преимущества по наличию финансовых и иных возможностей. В этой связи Правительство Российской Федерации, и, конечно же, руководство края обязаны предпринимать определенные меры поддержки малого и среднего бизнеса.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса входит в область деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также различных организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих исполнение различных федеральных, региональных и местных государственных программ.
Если рассматривать структуру государственной поддержки малого бизнеса по ее форме и виду, то можно выделить несколько основных категорий (рис. 1).
Информационная поддержка
информационное обеспечение действующих владельцев малого бизнеса, будущих предпринимателей, при этом акцент должен быть на создании доступной информационной среды, соответсвующих ресурсов в сети Интернет
Консультационная поддержка
грамотная правовая поддержка субъектов малого бизнеса, наличие развитого бизнес-консалтинга в регионах
- Имущественная поддержка
наличие возможности получения в аренду, либо выкуп оборудования, транспортных средств и другого имущества на льготных условиях
| Финансовая поддержка
реальная возможность субъектов малого бизнеса в получении субсидий, работающая программма льготного кредитования, наличиеинвестиционных и иных фондов, ориентированных на поддержку и развитие малого бизнеса
Образовательная поддержка
наличие программ обучения предпринимателей в рамках их подготовки, переподготовки, повышения квалификации: организация тренингов, мастер-классов, "круглых-столов" и других мероприятий, способствующих приобретению дополнительных компетенции по ведению бизнеса
Рис. 1. Структура государственной поддержки малого бизнеса по форме и виду
Среди мер государственной поддержки малого бизнеса целесообразно также сказать о необходимости со стороны государства активизировать участие субъектов малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, так как именно государственный заказ может выступать гарантированным источником финансирования и одной из антикризисных мер в современных экономических условиях. Для этого должны быть разработаны четкие механизмы привлечения субъектов малого бизнеса в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов, необходимо осуществлять квотирование части государственного и муниципального заказа для малого предпринимательства.
Система государственной поддержки малого бизнеса, генерированная на определенной территории, включает в себя:
- соответствующие нормативно-правовые акты;
- совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, регулирующих данную сферу и осуществляющих управление инфраструктурой ее поддержки;
- государственную инфраструктуру, состоящую как из некоммерческих, так и коммерческих организаций, деятельность которых осуществляется по инициативе государства и направлена на развитие малого предпринимательства.
На территории Кубани на сегодняшний день работают следующие организации, составляющие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:
- Фонд развития бизнеса Краснодарского края;
- Центр поддержки предпринимательства;
- Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края;
- Фонд микрофинансирования Краснодарского края;
- Коворкинг-центр «Место действия».
В 2018 г. был создан Региональный инжиниринговый центр, в сфере деятельности которого оказание комплекса услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, направленных на содействие технической и технологической модернизации предприятий малого и среднего предпринимательства. Данный центр вошел в состав Фонда развития бизнеса Краснодарского края.
На территории Краснодарского края функционируют центры молодежного инновационного творчества, их появление обусловлено возрастающей в последние годы тенденции повышения инновационной активности предпринимательских структур, в том числе и представителей малого бизнеса.
В настоящее время как в целом по стране, так и на Кубани реализуется ряд программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, действует Программа льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, реализуемая Министерством экономического развития Российской Федерации, которая ставит целью создание механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем субсидирования банкам недополученных доходов по льготным кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, выданным на цели приобретения оборудования, машин, транспортных средств, для пополнения оборотного капитала, а также для запуска новых, в том числе инновационных, проектов.
На территории Краснодарского края при получении в долгосрочную аренду или при выкупе государственного и муниципального имущества приоритет отдается представителям малого бизнеса, такая мера является реализацией имущественной поддержки представителей малого бизнеса в регионе.
Одним из драйверов развития малого предпринимательства является образовательная платформа, которая позволяет не только прививать необходимые навыки ведения предпринимательской деятельности, но и формирует бизнес-сообщество. Так начиная с 2016 г. в регионе действует проект «Школа молодого предпринимателя», он ориентирован в первую очередь на молодежь, студентов, будущих предпринимателей.
Анализ функций действующих на территории Краснодарского края организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, показывает, во-первых, рост их количества, а во-вторых, зачастую отмечается дублирование, либо взаимное дополнение отдельных функций. Оба эти момента не способствуют повышению эффективности деятельности указанных организаций и свидетельствуют об острой необходимости построения доступной, более понятной и прозрачной инфраструктурной поддержи субъектов малого и среднего бизнеса.
Авторы различных научных трудов, посвященных проблемам государственного регулирования малого и среднего бизнеса формулируют ряд факторов, оказывающих негативное влияние на развитие государственной инфраструктуры поддержки указанных субъектов бизнеса, а именно:
- институциональные факторы, суть которых заключается в том, что в настоящее время отсутствует полный спектр необходимых институтов, дающих возможность получения различных видов поддержки субъектами малого предпринимательства;
- информационные факторы, то есть отсутствие грамотной и доступной информации об институтах поддержки малого предпринимательства;
- ресурсные факторы, обусловленные недостаточной обеспеченностью ресурсной базы для поддержания и развития малого предпринимательства, в том числе и низкой квалификацией кадрового состава;
- координационно-организационные факторы, вызванные отсутствием централизованного звена в инфраструктуре поддержки малого и среднего бизнеса [7, 15, 16].
Параллельно с указанными инфраструктурными факторами можно выделить следующие проблемные аспекты государственной поддержки малого и среднего бизнеса: налоговые, финансово-кредитные и организационно-законодательные.
В табл. 2 отражена динамика основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства Краснодарского края.
Таблица 2. Основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства
на территории Краснодарского края
Показатель 2010 г. 2015 г. 2018 г. 2019 г. 2019 г. в % (раз) к
2010 г. 2015 г. 2018 г.
Число малых предприятий (на конец года), единиц 7008 7161 6888 6543 93,4 91,4 95,0
Число рабочих мест на малых предприятиях, тыс. человек 219,6 207,3 210,0 195,1 88,8 94,1 92,9
Оборот малых предприятий, млн руб. 353400 787100 857855 880 904 в 2,5 раз 111,9 102,7
Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн руб. 13338 14200 14646 17778 133,3 125,2 121,4
Источник: Управление Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. URL: https://krsdstat.gks.ru/
Имеющиеся данные дают наглядное представление о том, каким образом происходило изменение основных показателей деятельности субъектов малого предпринимательства за прошедшее десятилетие. Вплоть до 2015 г. на территории Краснодарского края происходил рост количества малых предприятий, а в последующие годы их число снижалось. При этом количество рабочих мест наибольшее свое значение принимало в 2010 г., в динамике лет оно снизилось на 7,1%. Оставшиеся два показателя демонстрируют рост за исследуемый период времени, так оборот малых предприятий возрос в 2,5 раза в отчетном году по сравнению с 2010 г., а объем инвестиций увеличился на 33,3%. Рост первого из них вполне логичен и объясняется в большей мере не ростом объема продаж малого предпринимательства, а инфляцией: ростом как закупочных, так и продажных цен, — а вот рост объем инвестиций в деятельность малого бизнеса является положительной тенденций.
Несмотря на относительно небольшое снижение численности малых предприятий, а также на рост размеров выручки субъектов малого бизнеса на территории Краснодарского края, нельзя не отметить следующие негативные стороны в деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, тормозящие их развитие:
- низкий уровень производительности труда представителей малого бизнеса;
- недостаточность высококвалифицированных кадров;
- высокая степень морального и физического износа используемого оборудования;
- достаточно жесткие требования требований кредитных учреждений к заемщикам, высокая для представителей малого бизнеса стоимость кредитов.
Все перечисленные факторы препятствуют развитию не только малого, но и среднего предпринимательства на территории Краснодарского края, хотя аналогичная ситуации сложилась практически во всех регионах.
Все это свидетельствует о том, что малый бизнес находится в тяжелых конкурентных условиях и, несмотря на, казалось бы, значительное количество действующих систем поддержки малого предпринимательства, в настоящее время просто необходима разработка и внедрение более эффективной системы государственной поддержки малого предпринимательства.
При этом в целях реализации статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии среднего и малого предпринимательства в Российской Федерации» на территории Краснодарского края постоянно проводятся следующие мероприятия:
- ежеквартально осуществляется анализ социально-экономического развития малого и среднего предпринимательства, разрабатывается прогноз развития малого и среднего предпринимательства, дается оценка эффективности проводимых региональными властями действующих мер поддержки малого и среднего предпринимательства;
- организуются конференции, семинары для предпринимателей, «круглые столы», даются разъяснения по актуальным вопросам предпринимателей;
- в средствах массовой информации регулярно размещается информация о развитии субъектов малого и среднего предпринимательства, о действующих программах по поддержке данных субъектов бизнеса и по другим аналогичным вопросам.
Заключение
В процессе проведенного исследования выявлено следующее:
1) в последние годы число субъектов малого бизнеса и количество рабочих мест на малых предприятиях несколько сократилось;
2) одной из причин снижения интереса к ведению малого бизнеса является слабо работающая система государственной поддержки малого предпринимательства, и это несмотря на их значительное количество;
3) повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса возможно путем проведения качественного мониторинга действующих в настоящее время систем господдержки и объективной их оценки.
Таким образом, со стороны государства субъекты малого бизнеса должны в полной мере получать информационную, консультационную, имущественную, финансовую и образовательную поддержку, однако не всегда эта поддержка предоставляется в полной мере, достаточной для выполнения своих функций.
Во многих регионах, в том числе и в Краснодарском крае, наблюдается рост количества организаций, составляющих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, однако при этом зачастую отмечается дублирование, либо взаимное дополнение отдельных функций этих организаций.
На сегодняшний день реализуется множество государственных программ, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса, но не все они являются эффективными. В частности, программы льготного кредитования не всегда учитывают реальные потребности малого бизнеса, имеет место плохая информированность потенциальных заемщиков об условиях действующих государственных программ. Одной из проблем развития малого бизнеса является недостаточность квалицированных кадров, несмотря на проводимую в этом направлении работу, вопрос остается открытым. Нельзя не отметить низкую степень участия субъектов малого бизнеса в государственных и муниципальных закупках, что обусловлено отсутствием четких
механизмов привлечения субъектов малого бизнеса в качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальных контрактов.
Дальнейшие направления исследования по данной проблематике могут быть направлены на разработку принципиально нового механизма государственной поддержки малого бизнеса, направленного на повышение эффективности всей системы и активизации малого предпринимательства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Billon M., Lera-Lopez F., Marco R. Differences in digitalization levels: a multivariate analysis studying the global digital divide. Review of World Economics, 2010, no. 146—1, pp. 39—73.
2. Borio C. et al. The globalisation of inflation: the growing importance of global value chains. Federal Reserve Bank of Dallas, 2017, no. 300.
3. Burriel P., Galesi A. Uncovering the heterogeneous effects of ECB unconventional monetary policies across euro area countries. European Economic Review, 2018, no. 101, pp. 210—229. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2017.10.007
4. Kucharcukova O.B., Claeys P., Vasicek B. Spillover of the ECB's monetary policy outside the euro area: How different is conventional from unconventional policy? Journal of Policy Modeling, 2016, no. 38-2, pp. 199-225.
5. Mindlin Y.B., Novikov S.V., Kireev S.V., Adamenko A.A., Belitskaya O.V. Innovative territorial clusters. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, no. 6-8 Special issue, pp. 251-256.
6. Beraja M., Fuster A., Hurst E., Vavra J. Regional heterogeneity and the refinancing channel of monetary policy. The Quarterly Journal of Economics, 2019, no. 134-1, pp. 109-183. DOI: 10.1093/qje/ qjy021
7. Адаменко А.А., Петров Д.В. Действующие льготы для субъектов малого бизнеса // Вестник Академии знаний. 2019. № 30(1). С. 194-198.
8. Алексеева Н.А. Препятствия развитию малого бизнеса в регионе // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2014. № 2(22). С. 30.
9. Гнатюк А.Н. Основные подходы к изучению малого бизнеса как субъекта адаптации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 4. С. 21-25.
10. Гонежук М.К. Сравнительный анализ роли и места малого бизнеса в регионе // Естественно-гуманитарные исследования. 2019. № 26(4). С. 71-80.
11. Дивиченко О.И. Факторы развития малого предпринимательства в регионе в социологическом измерении // Наука. Общество. Государство. 2017. № 5-2(18). С. 137-141.
12. Кремин А.Е. Методический подход к оценке влияния малого бизнеса на экономику региона // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. № 2(28). С. 21-28.
13. Латыпов Р.Т., Резниченко Д.В. К вопросу о конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в условиях рыночной экономики (на примере Российской Федерации и мировой практики) // Вестник Академии знаний. 2018. № 2(25). С. 148-153.
14. Мандрова А.А. Концептуальный подход к оптимизации государственной поддержки малого и среднего бизнеса в аграрной сфере // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2019. № 1. С. 175-183.
15. Папова, Л.В., Миронов О.А. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VI международной научной конференции. Краснодар, 9-11 дек. 2015 / Сост. Ю.И. Сигидов, Е.В. Мартыненко, В.В. Башкатов. Майкоп: Изд-во «Магарин Олег Григорьевич», 2016. С. 544-549.
16. Петров Д.В., Хорольская Т.Е. Малое предпринимательство России: современное состояние и перспективы развития // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 215-219. DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10104
17. Пушная Д.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики региона (на примере северо-кавказского федерального округа) // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2015. № 7(79). С. 23.
18. Рязанова О.А. Оценка экономической безопасности субъектов малого бизнеса: возможности и направления практического применения // Инновационное развитие экономики. 2017. № 6 (42). С. 412-416.
19. Тяглов С.Г., Такмашева И.В. Региональная поддержка сектора предпринимательства как один из факторов инновационного развития экономики // Россия: Тенденции перспективы развития. Ежегодник ИНИОН РАН / Отв. ред. В.И. Герасимов. 2018. С. 1092-1095.
20. Чигрин А.Д. Малый бизнес и конкурентоспособность России — нетрадиционная трактовка // Журнал новой экономической ассоциации. 2018. № 3(39). С. 110—127. DOI: 10.31737/22212264-2018-39-3-5
REFERENCES
1. M. Billon, F. Lera-Lopez, R. Marco, Differences in digitalization levels: a multivariate analysis studying the global digital divide. Review of World Economics, 2010, no. 146—1, pp. 39—73.
2. C. Borio et al., The globalisation of inflation: the growing importance of global value chains. Federal Reserve Bank of Dallas, 2017, no. 300.
3. P. Burriel, A. Galesi, Uncovering the heterogeneous effects of ECB unconventional monetary policies across euro area countries. European Economic Review, 2018, no. 101, pp. 210—229. DOI: 10.1016/j.euroecorev.2017.10.007
4. O.B. Kucharcukova, P. Claeys, B. Vasicek, Spillover of the ECB's monetary policy outside the euro area: How different is conventional from unconventional policy? Journal of Policy Modeling, 2016, no. 38—2, pp. 199—225.
5. Y.B. Mindlin, S.V. Novikov, S.V. Kireev, A.A. Adamenko, O.V. Belitskaya, Innovative territorial clusters. International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, no. 6—8 Special issue, pp. 251—256.
6. M. Beraja, A. Fuster, E. Hurst, J. Vavra, Regional heterogeneity and the refinancing channel of monetary policy. The Quarterly Journal of Economics, 2019, no. 134—1, pp. 109—183. DOI: 10.1093/ qje/qjy021
7. A.A. Adamenko, D.V. Petrov, Deystvuyushchie lgoty dlya subyektov malogo biznesa [Current incentives for small businesses]. Vestnik Akademii znaniy, 2019, no. 30 (1), pp. 194—198. (rus)
8. N.A. Alekseyeva, Prepyatstviya razvitiyu malogo biznesa v regione [Obstacles to small business development in the region]. Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika, 2014, no. 2 (22), p. 30. (rus)
9. A.N. Gnatyuk, Osnovnyye podkhody k izucheniyu malogo biznesa kak subyekta adaptatsii [The main approaches to the study of small business as a subject of adaptation]. Gumanitarnye, sotsialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2017, no. 4, pp. 21—25. (rus)
10. M.K. Gonezhuk, Comparative analysis of the role and places os small business in the region. Yestestvenno-gumanitarnye issledovaniya, 2019, no. 26 (4), pp. 71—80. (rus)
11. O.I. Divichenko, Factors of small enterprise's development in the region in sociological dimension. Science. Society. State, 2017, no. 5—2 (18), pp. 137—141. (rus)
12. A.E. Kremin, Metodicheskiy podkhod k otsenke vliyaniya malogo biznesa na ekonomiku regiona [Methodological approach to assessing the impact of small business on the economy of the region]. Ekonomika i menedzhment sistem upravleniya, 2018, no. 2 (28), pp. 21—28. (rus)
13. R.T. Latypov, D.V. Reznichenko, K voprosu o konkurentosposobnosti malogo i srednego predprinimatelstva v usloviyakh rynochnoy ekonomiki (na primere Rossiyskoy Federatsii i mirovoy praktiki) [To the question of the competitiveness of small and medium-sized enterprises in a market economy (fthe Russian Federation and world practice)]. Vestnik Akademii znaniy, 2018, no. 2 (25), pp. 148—153. (rus)
14. A.A. Mandrova, Kontseptualnyy podkhod k optimizatsii gosudarstvennoy podderzhki malogo i srednego biznesa v agrarnoy sfere [A conceptual approach to optimizing state support for small and medium-sized businesses in the agricultural sector]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravleni, 2019, no. 1, pp. 175—183. (rus)
15. L.V. Papova, O.A. Mironov, Ekonomicheskie sanktsii protiv Rossii: vyzovy i ugrozy [Economic sanctions against Russia: challenges and threats]. Sigidov Yu.I., Martynenko E.V., Bashkatov V.V. (Eds.). Informatsionnoe obespechenie effektivnogo upravleniya deyatelnostyu ekonomicheskikh subyektov [Information support for the effective management of economic entities]. Proceedings of VI
International scientific conference, Krasnodar, Dec. 9-11, 2015. Maykop, Magarin O.G. publishing, 2016, pp. 544-549. (rus)
16. D.V. Petrov, T.E. Khorolskaya, Maloe predprinimatelstvo Rossii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [Small business in Russia: current status and development prospects]. Yestestvenno-gumanitarnye issledovaniya, 2020, no. 2(28), pp. 215-219. (rus). DOI: 10.24411/2309-4788-202010104
17. D.V. Pushnaya, Rol malogo biznesa v razvitii ekonomiki regiona (na primere severo-kavkazskogo federalnogo okruga) [The role of small business in the development of the regional economy (on the example of the North Caucasus Federal District)]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami, 2015, no. 7 (79), p. 23. (rus)
18. O.A. Ryazanova, Otsenka ekonomicheskoy bezopasnosti subyektov malogo biznesa: vozmozhnosti i napravleniya prakticheskogo primeneniya [Assessment of the economic security of small businesses: opportunities and practical applications]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki, 2017, no. 6 (42), pp. 412-416. (rus)
19. S.G. Tyaglov, I.V. Takmasheva, Regionalnaya podderzhka sektora predprinimatelstva kak odin iz faktorov innovatsionnogo razvitiya ekonomiki [Regional support of the business sector as one of the factors of innovative development of the economy]. Gerasimov V.I. (Ed.). Rossiya: Tendentsii perspektivy razvitiya [Russia: Trends development prospects.]. Yearbook of INION RAS, 2018, pp. 1092-1095. (rus)
20. A.D. Chigrin, Small business and the competitiveness of Russia: an unconventional view. Zhurnal novoy ekonomicheskoy assotsiatsii, 2018, no. 3(39), pp. 110-127. (rus). DOI: 10.31737/2221-22642018-39-3-5
Статья поступила в редакцию 12.05.2020.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / THE AUTHORS
АДАМЕНКО Александр Александрович
E-mail: [email protected]
ADAMENKO Aleksandr A.
E-mail: [email protected]
ХОРОЛЬСКАЯ Татьяна Евгеньевна
E-mail: [email protected]
KHOROLSKAYA Tatyana E.
E-mail: [email protected]
ПЕТРОВ Денис Вадимович
E-mail: [email protected]
PETROV Denis V.
E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020