08.00.10. Финансы, денежное обращение и кредит
А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (adam83@mail.ru),
A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;
Д.В. Петров - начальник научно-издательского центра, Кубанский социально-экономический институт (hati1984@mail.ru),
D. V. Petrov - head of the scientific and publishing center, Kuban Social and Economic Institute
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА ACTING BENEFITS FOR SMALL BUSINESS ENTITIES
Аннотация. В данной статье авторами обозначены проблемы малого предпринимательства, возникающие на сегодняшний день в Российской Федерации. Приведены критерии определения малого бизнеса. Достаточно подробно рассмотрены льготы, которыми могут воспользоваться в настоящее время субъекты малого бизнеса на территории Российской Федерации, а именно описан порядок и условия предоставления налоговых и надзорных каникул для данной категории экономических субъектов. Сказано про региональные налоговые льготы, предоставление субсидий малому бизнесу. Оговорены особенности ведения кадрового учета, а также послабления при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности, Обозначены преимущества при осуществлении закупок государственными и муниципальными учреждениями, а также сказано про возможные льготы при аренде имущества. При этом более пристальное внимание уделено льготам, предоставляемым субъектам малого предпринимательства на территории Краснодарского края.
Annotation. In this article, the authors outlined the problems of small business emerging in the Russian Federation today. The criteria for determining small business are given. The privileges currently available to small business entities on the territory of the Russian Federation are described in sufficient detail, namely, the procedure and conditions for granting tax and supervisory holidays for this category of economic entities are described. It is said about regional tax privileges, granting of grants to small business. Specifics of personnel records management, as well as indulgence in accounting and preparation of accounting reports were specified. Advantages were identified when purchasing public and municipal institutions, and also mentioned possible benefits when leasing property. At the same time, more attention is paid to the benefits provided to small businesses in the Krasnodar Territory.
Ключевые слова: субъекты малого бизнеса, критерии определения малого бизнеса, льготы, налоговые каникулы.
Keywords: subjects of small business, criteria for determining small business, benefits, tax holidays.
Основная проблема большинства владельцев малого бизнеса - это ограниченный бюджет, который не позволяет развиваться в полную меру и вынуждает постоянно экономить то на продвижении, то на персонале, то еще на чем-то. Но есть некоторые льготы, на которые малый бизнес вправе претендовать и которые могут сильно помочь на первых порах.
Прежде чем понять, на какие льготы можно рассчитывать, нужно убедиться в том, что бизнес соответствует критериям, по которым его можно отнести к субъектам малого и среднего предпринимательства. Приведем критерии определения малого бизнеса в 2018 году.
Лимиты доходов для субъектов малого и среднего бизнеса установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Чтобы понять, соответствует ли компания критериям малого бизнеса или нет, нужно брать в расчет не только выручку от реализации (критерий до 1 августа 2016 года), а все доходы от предпринимательской деятельности.
В 2018 году к малым относятся компании, которые, во-первых, вписываются в рамки лимита по размеру доходов в 800 млн. руб. и по численности персонала в 100 человек, а во-вторых, соответствуют требованиям по доле участия других компаний в уставном капитале:
- для государственных образований, общественных и религиозных организаций и фондов - не более 25 % в сумме;
- для обычных юридических лиц, в том числе иностранных, - не более 49 % в сумме;
- для юридических лиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, ограничений
нет.
С 1 августа 2016 года функционирует Единый государственный реестр субъектов малого и среднего бизнеса, используя данные по отчетности. Доступ к этому ресурсу можно получить на сайте Федеральной налоговой службы. Реестр позволяет убедиться в наличии и правильности внесенных данных о конкретном бизнесе. Чтобы
им воспользоваться, достаточно ввести идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер или основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, название фирмы или фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя.
Единый государственный реестр субъектов малого и среднего бизнеса имеет важное значение, так как наличие в нем сведений о предприятии гарантирует возможность получения определенных льгот, которые полагаются малому бизнесу. Поэтому, если в реестре не оказалось сведений о конкретном бизнесе или выяснилось, что те сведения, которые есть, некорректны, следует отправить заявку и предоставить верную информацию.
Рассмотрим льготы, которыми могут воспользоваться в настоящее время субъекты малого бизнеса.
1. Налоговые каникулы.
Впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели имеют право получения так называемых налоговых каникул. Эта мера поддержки возникла своевременно, как раз в разгар экономического кризиса, с 1 января 2015 года. Предполагается, что налоговые каникулы должны стать стимулом для открытия бизнеса на фоне нестабильной ситуации в экономике.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 477-ФЗ устанавливает срок, в течение которого впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели могут применять нулевые налоговые ставки, этот срок установлен до 31 декабря 2020 года. Воспользоваться такой возможностью могут предприниматели, соблюдающие ряд требований:
- они применяют упрощенную систему налогообложения или патентную систему налогообложения;
- их деятельность имеет отношение к производству, социальной или научной сфере;
- доля услуг, работ или товаров, на которые распространяется налоговая ставка 0 %, составляет не менее 70 % от общего дохода.
Стоит учитывать, что налоговые каникулы действуют не более двух налоговых периодов с момента регистрации индивидуального предпринимателя. У региональных властей есть право самостоятельно определять виды деятельности, подпадающие под налоговые льготы, и устанавливать сроки действия каникул. В каких-то регионах индивидуальные предприниматели получают два полных льготных года, в других — только год. Также могут устанавливаться дополнительные «лимиты» в виде ограничения средней численности работников или предельного размера доходов.
В любом случае вопрос применения налоговых каникул требует уточнения «на местах». Например, в Краснодарском крае налоговыми каникулами предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения (при условии что: средняя численность сотрудников предпринимателя не превышает 15 человек; доход от видов деятельности, в отношении которых используется ставка 0 процентов, не превышает 1/4 от предельного дохода, установленного пунктом 4 статьи 346.13 Налогового кодекса РФ) могли воспользоваться с 13 мая 2015 года по 31 декабря 2017 г. Виды деятельности, в отношении которых применялась нулевая ставка налога, приведены в приложении к Закону Краснодарского края от 8 мая 2015 г. № 3169-КЗ «Об условиях применения упрощенной системы налогообложения на территории Краснодарского края». То есть в 2018 г. налоговые каникулы предпринимателям Краснодарского края, находящимся на упрощенной системе налогообложения, не предоставляются.
Для получения налоговых каникул предприниматели, находящиеся на патентной системе налогообложения на территории Краснодарского края должны отвечать следующим условиям: их деятельность должна осуществляться без привлечения наемных работников; доход от льготных видов деятельности должен составлять не более 1/10 от предельного дохода, установленного подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 Налогового кодекса Российской Федерации. Виды деятельности в отношении которых применялась нулевая ставка налога, установлены пунктом 1 статьи 2.5 Закона Краснодарского края от 16 ноября 2012 года №2 2601 -КЗ «О введение в действие патентной системы налогообложения на территории Краснодарского края». В данном случае срок действия налоговых каникул в регионе с 1 января 2016 года по 31 декабря 2020 года.
2. Надзорные каникулы.
С 1 января 2016 по 31 декабря 2018 года для субъектов малого предпринимательства, кроме тех, кто допускал значительные нарушения за последние три года, действуют надзорные каникулы. Это послабление имеет отношение и к действующим, и к вновь созданным компаниям. При этом надзорные каникулы не затрагивают малый бизнес, связанный с социальной сферой, образованием и здравоохранением. Также каникулы не распространяются на виды госконтроля, предусмотренные частью 1 статьи 26.1 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Кроме того, надзорные каникулы не распространяются на налоговые проверки и ревизии со стороны Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования Российской Федерации (Федеральный закон Российской Федерации от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ).
Предприниматель вправе подать в орган контроля (надзора) заявление об исключении себя из ежегодного плана проверки, если обнаружит себя в плане и посчитает эту проверку незаконной. Решение по заявлению принимается в течение 10 дней со дня поступления. Если принимается положительное решение, проверка отменяется и удаляется из плана. Для поиска запланированных проверок предпринимателям лучше пользоваться сводным ежегодным планом проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Что касается сроков проверки, то они для малого бизнеса сокращены: ни одна контролирующая организация, согласно статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не имеет права вести проверку более 50 часов в год. Причем 50 часов - это общий срок проведения проверок, то есть часы суммируются на все ведомства. Для внеплановых проверок установлен лимит в 20 рабочих дней на каждую проверку.
Есть большая вероятность, что надзорные каникулы тоже будут продлены, предположительно до 2022 года. Известно, что с марта Министерство экономики России совместно с Генпрокуратурой работает над поправками о продлении моратория на проведение плановых проверок малого бизнеса, так возможно надзорные каникулы будут распространены также и на средний бизнес.
Инициатива о бессрочных налоговых каникулах включена в проект «дорожной карты» по выполнению в 2018-2019 годах «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года».
3. Региональные налоговые льготы.
Такие льготы имеют право вводить местные власти. Поэтому наиболее точную информацию следует узнавать на региональных сайтах центров поддержки предпринимательства. Так, например, в Краснодарском крае плательщикам, находящимся на упрощенной системе налогообложения, занятым в производственной, социальной и научной сферах, предоставляются льготные налоговые ставки, помимо налоговых каникул. Для организаций, которые выбрали в качестве объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», с 1 января 2016 года действует налоговая ставка в размере 5 %, по объекту «доходы» в размере 3 % (Закон Краснодарского края от 30 ноября 2015 года № 3279).
4. Субсидии.
Малый бизнес может претендовать на субсидию от государства. Случаи, когда она предоставляется, перечислены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». В этом же документе указан перечень документов, необходимых для получения денег.
Условия и порядок получения субсидии следует уточнять на региональных сайтах администраций, центров развития и поддержки предпринимательства и других государственных структур, связанных с проблемами предпринимательства. Например, на сайте Департамента промышленной политики Краснодарского края можно найти информацию по субсидиям как для начинающих предпринимателей, так и для более опытных бизнесменов.
Так, на территории Краснодарского края начинающий предприниматель может рассчитывать на:
- субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства;
- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на приобретение оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг);
- субсидирования части затрат субъектов малого предпринимательства на ранней стадии их деятельности.
5. Кадровый учет.
Благодаря Федеральному закону Российской Федерации от 3 июля 2016 года № 348-ФЗ «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» с 1 января 2017 года микропредприятия освободились от ведения кадрового учета, то есть они могут полностью или частично отказаться от оформления и применения таких локальных нормативных актов, как правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и др.
Закон определяет, что для регулирования трудовых отношений работодателю придется включить в трудовые договоры с работниками условия, предусмотренные трудовым законодательством. Трудовые договоры заключаются на основе типовой формы.
Как только микропредприятие переходит в положение малого бизнеса, оно становится обязанным вести кадровый учет. В этом случае ему придется за четыре месяца утвердить все необходимые кадровые документы.
6. Учет и отчетность.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухгалтерский учет, а для малого бизнеса важна. Подробнее ознакомиться со списком послаблений для малого бизнеса в этом направлении можно в Информации Министерства финансов Российской Федерации № ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности».
7. Закупки.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 19 августа 2016 года № 819 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» с 1 января 2018 года годовой объем прямых закупок государственных компаний
у субъектов малого и среднего предпринимательства вырастет до 15 %. Хотя стратегия развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, принятая в июне, подразумевает постепенное наращивание квоты до 25 % с 2018 года.
В рамках Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» малому бизнесу предоставлен ряд льгот. В частности, как отмечается в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 марта 2016 года № 182 «О случаях и об условиях, при которых в 2016 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта», заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения контракта при проведении конкурсов, электронных аукционов и запросов предложений, в которых участниками закупок являются только средние и малые предприятия. Также, согласно части 8 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заказчик должен оплатить работы или товары не позже 30 дней с даты подписания документа о приемке.
Послабления для малого бизнеса по Федеральному закону Российской Федерации от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, например, документ обязывает заказчика разрабатывать, утверждать и публиковать в Единой информационной системе перечень того, что будет закупаться только у субъектов малого и среднего предпринимательства (при условии соблюдения нормы - не менее 10 % от совокупного годового объема закупок заказчика). В то же время заказчик имеет право требовать от поставщика только декларацию, подтверждающую его статус. 8. Льготная аренда.
У малого бизнеса есть возможность заключать с региональными властями на льготных условиях договоры аренды, но в каждом отдельном случае нужно узнавать детали и условия на местах.
Например, для отдельных хозяйствующих субъектов в ряде регионов Российской Федерации действуют следующие виды поддержки: льготная ставка по арендной плате и преимущественное право на выкуп помещения.
Для того, чтобы получить льготную ставку по арендной плате, субъекты малого и среднего бизнеса должны арендовать нежилые помещений определенной площадью, находящиеся в имущественной казне региона, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Чтобы иметь преимущественное право на выкуп помещения, нужно прежде всего соответствовать условиям, обозначенным в Федеральном законе от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а именно:
- не иметь задолженности по арендной плате;
- быть включенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- а также владеть или пользоваться арендуемым имуществом непрерывно в течение двух и более лет. Предпринимательство играет в экономике страны наиболее значимые роли: оно формирует конкуренцию, а следовательно, способствует повышению качества товаров и снижению цен. Благодаря малому бизнесу создается значительное количество рабочих мест и появляются новинки производства, формируются основы спроса и предложения.
Источники:
1. Адаменко А.А., Петров Д.В., Стадник А.И. Способы обеспечения развития региональной системы предпринимательства внутренними ресурсами сферы малого и среднего бизнеса // Вестник академии знаний. - 2018. - № 2(25). -С. 12-19.
2. Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Мелик М.Д. Становление рыночной экономики в России // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VI международной научной конференции. - 2016. - С. 639-643.
3. Адаменко А.А., Хорольская Т.Е., Петрашова О.Н. Действующая система государственных закупок в Российской Федерации // Экономика России: реалии и перспективы развития: материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - 2018. - С. 352-360.
4. Адаменко А.А., Хохоева З.В. Генерация перспективных ресурсов развития региональной экономики // Социально-экономический ежегодник-2017: сборник научных статей. - 2017. - С. 5-7.
5. Азиева З.И., Адаменко А.А., Петров Д.В. Формирование концептуального представления о генерации перспективных ресурсов субъектов малого и среднего бизнеса, востребованных на мезо-уровне при новой модели роста // Вестник Академии знаний. - 2017. - № 22(3). - С. 13-19.
6. Стадник А.И., Петров Д.В., Насыбулина В.П. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства России и пути их решения // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-2 (52-2). - С. 925-929.
7. Хорольская Т.Е., Адаменко А.А., Сивченко А.И. Модель развития современной рыночной экономики в России // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы,
учетно-аналитическое обеспечение: материалы VI Международной научной конференции. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». - 2016. - С. 360-364.
Sources:
1. Adamenko A.A., Petrov D.V., Stadnik A.I. Ways to ensure the development of a regional business system with internal resources in the sphere of small and medium business // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 2 (25). - p. 12-19.
2. Adamenko A.A., Khorolskaya, E.E., Melik M.D. Formation of a market economy in Russia // Informational support of the effective management of the activities of economic entities: proceedings of the VI International Scientific Conference. - 2016. - p. 639643.
3. Adamenko A.A., Khorolskaya, E.E., Petrashova, ON The current system of public procurement in the Russian Federation // Economy of Russia: realities and development prospects: materials of the International Scientific Conference of young scientists and university professors. - 2018. - p. 352-360.
4. Adamenko A.A., Khokhoeva Z.V. Generation of promising resources for the development of the regional economy // Socio-Economic Yearbook 2017: a collection of scientific articles. - 2017. - p. 5-7.
5. Azieva ZI, Adamenko A.A., Petrov D.V. Formation of a conceptual idea of the generation of promising resources of small and medium-sized businesses that are in demand at the meso-level with a new growth model // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2017. - No. 22 (3). - pp. 13-19.
6. Stadnik A.I., Petrov D.V., Nasybulina V.P. Problems of development of small and medium-sized businesses in Russia and their solutions // Economy and Entrepreneurship. - 2014. - № 11-2 (52-2). - p. 925-929.
7. Khorolskaya T.E., Adamenko A.A., Sivchenko A.I. Model of development of a modern market economy in Russia // Formation of the economic potential of business entities: problems, prospects, accounting and analytical support: materials of the VI International Scientific Conference. FGBOU VPO "Kuban State Agrarian University". - 2016. - p. 360-364.
Э.В. Гайдаенко - старший преподаватель кафедры экономического анализа Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (kennad@rambler.ru),
E.V. Gaidaenko - Senior Lecturer at the Department of Economic Analysis Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
АГРОСТРАХОВАНИЕ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ AGRICULTURE AS A FACTOR OF EFFECTIVE DEVELOPMENT AGRICULTURAL PRODUCERS
Аннотация. Сельское хозяйство как отрасль, обеспечивающая продовольственную безопасность государства и занятость населения, представляет особый интерес со стороны органов власти всех уровней. С целью формирования эффективной системы функционирования сельхозтоваропроизводителей со стороны государства оказывается помощь посредством различных инструментов воздействия (реализация государственных программ, оказание безвозмездной помощи, льготное налогообложение и т.д.). Наибольший практический интерес среди инструментов защиты доходов отечественных товаропроизводителей имеет агрострахование. Автором проведен сравнительный анализ рынка агрострахования продукции растениеводства за период 2013-2017гг., а также обозначена основная причина его сокращения. За 2017г. выполнен анализ страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений в разрезе федеральных округов, что позволило выделить субъекты, в которых, не смотря на определенные сложности, высокий уровень застрахованных посевных площадей. Также рассмотрены основные направления развития агрострахования с государственной поддержкой.
Annotation. Agriculture as an industry that ensures state food security and employment of the population is of particular interest on the part of all levels of government. In order to form an effective system of functioning of agricultural producers, the state provides assistance through various instruments of influence (implementation of state programs, gratuitous assistance, preferential taxation, etc.). Agroinsurance has the greatest practical interest among the instruments for protecting the incomes of domestic producers. The author has conducted a comparative analysis of the agricultural insurance market for crop production for the period 2013-2017, and also identifies the main reason for its reduction. For 2017 The analysis of crop insurance and planting of perennial plantings in the context of federal districts was carried out, which allowed us to identify subjects, in which, despite certain difficulties, a high level of insured sown areas. The main directions for the development of agricultural insurance with state support are also considered.
Ключевые слова: агрострахование с государственной поддержкой, страховая сумма на 1 га посевной площади, средняя страховая сумма на 1 договор агрострахования.
Keywords: agricultural insurance with state support, the insured amount per 1 hectare of sown area, the average insured amount per 1 agricultural insurance contract.
Исторически сложилось так, что отрасль сельского хозяйства чрезвычайно зависима от природно-климатических условий. В последнее время актуализируется рискованность ведения агробизнеса ввиду существенного роста аномальных климатических явлений и стихийных бедствий, а также значительного обострения политической обстановки. В условиях действия международных санкций и природно-климатических факторов снижается инвестиционная привлекательность отрасли из-за роста рискованности. Вследствие этого успех аграрного бизнеса определяется и государственным регулированием отрасли. Анализ современного состояния и перспектив