_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
химический журнал. - 2011. - Т. 18. - № 1. - С. 67 - 70.
6. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
© Каримов М.Ф., Никонова Н.А., 2017
УДК 378 172
Хохлова Ольга Алексеевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
E-mail: [email protected] Алешина Наталья Сергеевна кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье раскрываются основные задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования. Которым соответствуют формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, общей культуре, органической частью которой является физическая культура.
Ключевые слова
физический потенциал, личностно-ориентированное образование, физическая культура, физическая
подготовленность.
Ориентация современных научных исследований в области физической культуры в сторону единства физического и духовного развития как основы гармоничного и всестороннего совершенствования личности требует такой организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит им не только совершенствовать свои физические качества, но и обогатит духовно, будет содействовать формированию физической культуры личности, адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности.
Однако для того, чтобы процесс обучения стал процессом развития личности, важно, в какой позиции он находится по отношению к предмету и процессу освоения его ценностного потенциала, чем мотивирован этот процесс и какую целевую направленность он имеет. Методико-практические занятия по физической культуре на основе личностно-ориентированного подхода способствуют выявлению и развитию уникальных способностей, имеющихся у каждого студента, формируют физическую культуру личности.
Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи - важнейшие критерии физического потенциала личности и общества в целом. Центральными задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования является формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, общей культуре, органической частью которой является физическая культура. Совершенно очевидно, что физическая культура студенческой молодежи - один из основных видов культуры общества в целом и культуры личности, поскольку всестороннего и универсального развития молодого человека за ее пределами осуществить невозможно.
Физическая культура в вузах нефизкультурного профиля реализует специфическую сторону
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
деятельности студентов, не совпадающую, например, с политической, учебной, профессиональной и другими сторонами. Она, так же как и материальная культура, как культура труда и общения, как искусство, развивается вместе с развитием всего общества. В интересах совершенствования молодого человека и используются физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим питания и отдыха. Приоритетными компонентами формирования потребностей при этом становятся широта и глубина знаний в этой области деятельности, потребностно-мотивационная сфера личности.
Однако современная образовательная практика в сфере физической культуры не в полной мере оправдывает социальные и личностные ожидания. Выпускники вузов в своем большинстве не являются активными, самостоятельными носителями ценностей, накопленных в сфере культурного развития, что существенно ограничивает перенос полученных знаний, практических умений, отношений на культуру учебного и профессионального труда, быта, отдыха, стиля жизни, отношение к здоровью, снижает в целом гуманистическое личностное развитие.
Рассмотрение студента как субъекта физической культуры логично соотносится с целеполаганием в физическом воспитании - формированием физической культуры личности. Ведь быть личностью - значит быть субъектом - в первую очередь собственной жизни, то есть, активно строить свои физические, психофизические, психологические, социальные и другие контакты с природным и социальным окружением; затем - предметной, образовательной и физкультурно-спортивной деятельности; наконец, общения; самосознания, включая самооценку, открытие своего «я» и другие собственно личностные конституанты (В.А. Петровский, 1993).
Профессиональное развитие личности предполагает изменение степени выраженности социально и профессионально значимых черт. Психологи рассматривают личность как сложное структурированное единство, в котором каждый из входящих в него элементов взаимосвязан со всеми остальными и функционально зависим от всей структуры в целом. Любое личностное свойство или черта личности обладают очень широким диапазоном проявления и, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть различную роль в деятельности человека.
Поскольку профессиональной деятельностью педагога можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, подготовка специалиста должна быть ориентированна на развитие его профессионально-личностных качеств. Идеалом подготовки педагога, с целью формирования его профессионально-личностных качеств, можно считать такую систему, когда общечеловеческое и социальное развитие синтезируется с профессиональным, которое входит в структуру личности и тем самым личностные качества приобретают профессионально-выраженный характер.
Нам надо сегодня позаботиться о том, чтобы ценности и нормы культуры, искусство, нравственность, все достижения духовной сферы жизни создавали атмосферу обращенности к человеческой личности, проникали во все структуры целостного образовательного процесса, обеспечивали его ориентацию на гуманитарно-личностное развитие студентов.Личностное включение студентов в освоение профессиональной деятельности как части человеческой культуры обеспечивает не только простое воспроизводство уже известного социального опыта, но и его обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста. Только осознав свои профессионально-личностные качества будущий педагог может полностью реализовать себя как личность.
Список использованной литературы:
1. Физическая культура: учебник / Под ред. М. Я. Виленского. - М.: КНОРУС, 2013, 2-е издание.
2. Хохлова О. А., Алешина Н. С. Психолого-педагогические аспекты повышения уровня здоровья будущих специалистов // Физическая культура, спорт и здоровье. - № 25. - Йошкар - Ола, 2015. С. 35-36.
3. Хохлова О. А., Афонский В. И. Тенденции и проблемы профессионального образования в сфере физической культуры // Физическая культура, спорт и здоровье: «Виртуаль 23»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Йошкар - Ола, 2014. С. 66-67.
© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2017