МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х
сферической симметрией или осевой симметрией относительно магнитного поля.
Учащиеся старших классов средней общеобразовательной школы, ориентированные на поступление в физико - математический, химический или технический факультет высшего учебного заведения, самостоятельно изучают основы современных теорий парамагнетизма, пользуясь методом информационного моделирования фрагментов природной действительности [1] на основе достижений элементарной математики и начал высшей математики.
Дидактический опыт свидетельствует, что выделенное множество выпускников средних общеобразовательных школ хорошо учатся в высшем учебном заведении и очень скоро определяются с тематикой курсовых работ по естественно - математическим или техническим дисциплинам, проявляя высокий уровень самостоятельности субъекта познания природной или технической действительности.
В этой связи учителям физики и химии можно рекомендовать проектирование и реализацию собственного школьного курса естественно - математической дисциплины осуществить на основе соответствующих университетских учебников, написанных выдающимися отечественными или зарубежными учеными [2].
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о том, что изучение парамагнитных свойств веществ в средней общеобразовательной школе может значительно повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
© Каримов М.Ф., Закиева Э.Ф., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Никонова Надежда Андреевна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ ДИАМАГНИТНЫХ СВОЙСТВ ВЕЩЕСТВ
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения на занятиях по физике и химии учащимися средних общеобразовательных школ явления диамагнетизма веществ.
Ключевые слова Вещество, магнитные свойства вещества, диамагнетизм
Химия как фундаментальная естественно-математическая дисциплина изучает вещества и их превращения друг в друга.
В этой связи среди задач химии как научной и учебной дисциплины выделяется изучение настоящими и будущими исследователями природной действительности магнитных свойств веществ.
Учителям физики и химии согласно дидактическому принципу историчности обучения [1] следует напомнить учащимся средних общеобразовательных школ о том, что со времен античности было известно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
о существовании камней, способных притягивать к себе железные предметы [2]. Эти камни получили название магнитов, по-видимому, по имени местности Магнезия в Малой Азии, где их пастухи находили в большом количестве. В настоящее вещество этих магнитных камней установлено учеными и представляет собой химическое соединение железа с кислородом Fe3O4 - магнитный железняк.
В течение последних трех веков физиками и химиками экспериментально и теоретически выявлено о том, что если какое-либо вещество помещено во внешнее магнитное поле определенной напряженности, то величина магнитной индукции внутри вещества может быть либо меньше, либо больше напряженности внешнего поля в окружающей образец среде.
В первом рассмотренном выше случае исследуемое вещество называется диамагнитным (от греч. диа - расхождение), во втором парамагнитным (от греч. пара - рядом).
В результате развития научного познания действительности к концу двадцатого и началу двадцать первого века в науке известны и на практике используются еще ферромагнитные, ферримагнитные и антиферромагнитные вещества [3].
Экспериментальные исследования последних трех столетий показывают, что большинство веществ материального мира являются диамагнетиками, к числу которых относятся: углерод, фосфор, сера, сурьма, серебро, золото, медь, ртуть, висмут, вода и почти все органические химические соединения.
Физическая причина возникновения диамагнетизма вещества, излагаемая учителем в школьной аудитории, состоит в нижеследующем.
Суммарный магнитный момент атома или молекулы диамагнитного вещества равен нулю в связи с тем, что имеющиеся в атомах образца орбитальные, спиновые и ядерные магнитные моменты взаимно компенсируются. Под влиянием внешнего магнитного поля у атомов диамагнитного вещества согласно правилу Э.Х.Ленца (1804 - 1865) возникает или индицируется магнитный момент, направленный противоположно внешнему магнитному полю. Итогом выделенного физического процесса является создание собственного магнитного поля диамагнитной среды, направленное противоположно внешнему магнитному полю и в связи с этим ослабляющее его.
На факультативных занятиях по физике и химии творчески целеустремленные, интеллектуально активные и научно компетентные учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ согласно дидактическим принципам научности [4] и историчности [5] обучения изучают, в связи с тем, что диамагнетизм вещества невозможно описать с позиции только классической физики, термодинамическую и статистическую теорию диамагнетизма П.Ланжевена (1872 - 1946) и теорию диамагнетизма электронов проводимости Л.Д.Ландау (1908 - 1968).
Дидактический опыт показывает, что при освоении основ теории диамагнетизма методом моделирования [6] старшеклассники начинают глубже понимать смысл и значение алгебры и начал анализа, включенных в учебную программу современной средней общеобразовательной школы.
На основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала можно сформулировать вывод о том, факультативное изучение в старших классах средней общеобразовательной школы концептуальных классических и квантовых представлений о диамагнетизме вещества способствует сближению сфер учебного и научного познания природной действительности у учащейся молодежи.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
2. Каримов М.Ф. Начала естествознания по Демокриту и их значения для становления науки и дидактики // История и педагогика естествознания. - 2012. - № 4. - С. 27 - 31.
3. Кандаурова Г.С., Васьковский В.О., Каримов М.Ф. Магнитные свойства и доменная структура неоднородных аморфных пленок Gd-Co // Физика металлов и металловедение. - 1981. - Т.51. - Вып.1. - С. 81 - 88.
4. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
5. Каримов М.Ф. Прикладная химия Джабира ибн Хайяна и ее роль в естествознании // Башкирский
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 07/2017 ISSN 2410-700Х_
химический журнал. - 2011. - Т. 18. - № 1. - С. 67 - 70.
6. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
© Каримов М.Ф., Никонова Н.А., 2017
УДК 378 172
Хохлова Ольга Алексеевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
E-mail: [email protected] Алешина Наталья Сергеевна кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
В статье раскрываются основные задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования. Которым соответствуют формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, общей культуре, органической частью которой является физическая культура.
Ключевые слова
физический потенциал, личностно-ориентированное образование, физическая культура, физическая
подготовленность.
Ориентация современных научных исследований в области физической культуры в сторону единства физического и духовного развития как основы гармоничного и всестороннего совершенствования личности требует такой организации физкультурно-спортивной деятельности студентов, которая позволит им не только совершенствовать свои физические качества, но и обогатит духовно, будет содействовать формированию физической культуры личности, адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности.
Однако для того, чтобы процесс обучения стал процессом развития личности, важно, в какой позиции он находится по отношению к предмету и процессу освоения его ценностного потенциала, чем мотивирован этот процесс и какую целевую направленность он имеет. Методико-практические занятия по физической культуре на основе личностно-ориентированного подхода способствуют выявлению и развитию уникальных способностей, имеющихся у каждого студента, формируют физическую культуру личности.
Здоровье и физическая подготовленность студенческой молодежи - важнейшие критерии физического потенциала личности и общества в целом. Центральными задачами высшей школы в условиях гуманитаризации образования является формирование у студентов системы общеобразовательных и профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональной компетентности, творческого отношения к учебно-трудовой деятельности, общей культуре, органической частью которой является физическая культура. Совершенно очевидно, что физическая культура студенческой молодежи - один из основных видов культуры общества в целом и культуры личности, поскольку всестороннего и универсального развития молодого человека за ее пределами осуществить невозможно.
Физическая культура в вузах нефизкультурного профиля реализует специфическую сторону