_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.
3. Пидкасистый, П.И., Воробьева, Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. -М., 2007.
© Фетисова Е.Ю., 2017
УДК 378 172
Хохлова Ольга Алексеевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
E-mail: [email protected] Алешина Наталья Сергеевна кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
КРИТЕРИИ И ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В истории педагогики предпринималось немало попыток структурировать личность, но все варианты в какой-то степени, отличаются друг от друга. Данная статья раскрывает основные критерии развития личности в процессе методико-практических занятий по физической культуре в вузе.
Ключевые слова
Личность, физическая культура личности, индивид, физкультурная деятельность, физическая культура.
Одну из базовых характеристик личности составляют ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание педагогом самоценности человеческой личности и ее неповторимой индивидуальности; признание разностороннего развития личности целью и основным назначением деятельности педагога; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, приносящей высшее удовлетворение; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой; овладение профессионально-этической культурой, включающей в себя единство внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкое восприятие прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, способность сопереживать, сострадать.
Первый ориентир, который необходимо постоянно иметь в виду в процессе формирования физической культуры личности - это разделение понятий «индивид» и «личность». При выведении понятия «индивид» в психологии личности отвечают прежде всего на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Это не однозначно с понятием «индивидуальность», с помощью которого дается ответ на вопрос, в чем данный человек отличается от всех других людей. Индивидом рождаются, а личностью становятся. Личность есть системное, динамическое, «сверхчувствительное» качество.
Личность - понятие более узкое, чем понятие человек. Личность - не только продукт, но и субъект общественных отношений. Личность - это человеческий индивид как носитель сознания, как существо, способное к трудовой и познавательной деятельности.
Второй ориентир - деятельность, которая представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром. Рассматривать личность вне анализа
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
деятельности - значит не учитывать основного для понимания любой саморазвивающейся системы вопроса: для чего? Возникает личность как совершенно особая реальность, любые попытки понимать личность вне контекста реального процесса взаимоотношений в мире, с самого начала обессмысливает изучение ее сущности.
Человек - система динамическая, существующая, становящаяся личностью и проявляющаяся как личность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Деятельность человека является формой его реального существования. В самом широком плане виды деятельности подразделяются на общие для всех людей и специальные (профессиональные). Динамика личности (наряду с деятельностью) определяет постоянное изменение свойств и качеств человека. Становление личности именно и состоит в прогрессивном изменении качеств человека, то есть включает в себя развитие функциональных механизмов психики; усвоение опыта личности, воспитание типологических свойств личности (характер, темперамент и др.). Ведущим видом деятельности признается учение.
Целесообразно по ходу изложения сути деятельности дать определение и понятию «физкультурная деятельность», ибо до сегодняшнего дня в теории физической культуры это понятие понимается неоднозначно.
Физкультурная деятельность в социальном аспекте представляется как исторически определенный тип социальной практики физкультурного воспитания, проявляющейся в ее различных видах (оздоровительный, прикладной, спортивный, образовательный, пропагандистский, самосовершенствование и пр.).
Понятие же «физкультурная деятельность личности» видится в несколько ином аспекте: как динамическая социальная саморазвивающаяся система активных, упорядоченных и целенаправленных действий, направленных на освоение ценностей физической культуры. При этом виды и формы физкультурной деятельности личности могут быть самыми разнообразными.
Третий ориентир при формировании физической культуры личности - мотивационная сфера личности. Мотив - это то, что побуждает личность к действию или бездействию. Мотивы, как уже говорилось ранее, подразделяются на социально-значимые, личностно-значимые и профессионально-значимые; положительные и отрицательные. Мотивы определяются знаниями, убеждениями, установками, интересами и потребностями. В качестве примера структуризации мотивов в образовании часто используется иерархическая модель классификации мотивов, предложенная американским психологом А. Маслоу: 1) физиологические потребности; 2) потребности безопасности; 3) потребности в социальных связях, 4) потребность самоуважения; 5) потребность самоактуализации. Первые потребности считаются низшими (нужды), пятые - высшими (роста).
Все виды перечисленных мотивов в различных их сочетаниях могут присутствовать в основе физкультурной деятельности личности. При этом мотивационная составляющая технологии воспитания физической культуры личности в процессе МПЗ по физической культуре должна вести занимающихся от личностно-значимых мотивов к социально-значимым, от низших потребностей к высшим. Необходимо учитывать также, что мотивы представляют собой скрытый механизм деятельности человека. На первый взгляд, они понятны и просты, как и сам человек, но на самом деле могут иметь довольно завуалированное непростое содержание и непредсказуемый выход в определенную деятельность или поступок. В физической культуре мотивы подкрепляются психофизическими ощущениями и физиологическими потребностями, генетически присутствующими и вырабатываемыми в процессе регулярных занятий. Поэтому их исследование и формирование, по существу, должны носить комплексный характер. Более того, мотивы могут носить как устойчивый, осознанно подкрепленный, так и неустойчивый, малоаргументированный характер.
Наконец, четвертый ориентир - совокупная характеристика структуры личности. В общей педагогике в нее включаются основные свойства, качества и признаки.
В истории педагогики предпринималось немало попыток структурировать личность, но все варианты в какой-то степени, отличаются друг от друга.
Основным критерием развития личности в процессе методико-практических занятий по физической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 05/2017 ISSN 2410-700Х_
культуре является физическая культура личности студента. Чтобы понять, что же имеется в виду под физической культурой личности, были проанализированы определения Л.П. Матвеева, М. Я. Виленского, В. К. Бальсевича, В. И. Столярова, Л. И. Лубышевой и других авторов.
Итак, к основным характеристикам физической культуры личности специалисты относят: определенный уровень двигательных умений, навыков, физических качеств, физического развития, физической подготовленности (все это вместе характеризуется как компоненты физического совершенства); далее наличие физкультурной образованности (применение знаний и умений на практике); мотивационно-ценностные ориентации, базирующиеся на знаниях, убеждениях, целевых установках; физкультурно-спортивную деятельность (с учетом разнообразной ее направленности), в основе которой лежат физическое самовоспитание и самосовершенствование личности.
© О.А. Хохлова, Н.С. Алешина, 2017