задач для совершенствования двигательной и познавательной деятельности школьников не требует дополнительных затрат времени.
Одна из наиболее актуальных проблем в физической культуре является разработка и внедрение непосредственно в учебный процесс автоматизированных, универсальных систем контроля и управления формированием и совершенствованием двигательных действий учащихся, которые способствуют повышению уровня физической подготовленности.
В полной мере осознавая, как сложно работать сейчас школьному учителю, позволим себе все же высказать ряд предположений, направленных на общую цель - помочь молодому поколению не только сохранить здоровье, но и повысить его уровень.
Хотелось бы остановиться на основном понятийно-терминологическом аппарате.
Контроль - это функция руководства и управление учебной деятельностью учащихся, способствующая развитию их творческих сил и способностей.
Управленческий контроль - одна из необходимых функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие его функции.
Физическое воспитание - неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса и не может рассматриваться как второстепенный его компонент.
Контроль выступает как функция управления. Функции контроля многогранны, поскольку включают выявление и анализ фактического положения дел, сопоставление реального положения с намеченными целями, оценку контролируемой деятельности и принятие мер по удалению вскрытых недостатков. Можно выделить следующие основные функции контроля: информационную, профилактическую и воспитательную.
Контроль призван обеспечить правильную оценку реальной ситуации и тем самым создать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития отдельных подразделений. Повышение роли функции контроля в управлении физической культуры тесно связано с использование информационных систем, которые позволили оперативно и точно передавать по назначению информацию, производить ее обработку и анализ, выявлять отклонения от намеченных показателей и принимать в связи с этим срочные решения.
Контроль призван обеспечить правильную оценку реальной ситуации и тем самым создать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития отдельных подразделений. Повышение роли функции контроля в управлении физической культуры тесно связано с использование информационных систем, которые позволили оперативно и точно передавать по назначению информацию, производить ее обработку и анализ, выявлять отклонения от намеченных показателей и принимать в связи с этим срочные решения.
© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2017
УДК 378 172
Хохлова Ольга Алексеевна
кандидат пед. наук, доцент кафедры физвоспитания Тульского государственного университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
E-mail: astro1963@mail.ru Алешина Наталья Сергеевна кандидат пед. наук зав. кафедрой физвоспитания Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, г. Тула, РФ
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
Аннотация
В статье приводятся доводы в пользу того, что успешно овладеть основами профессиональной
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_
деятельности педагога можно лишь на индивидуально-личностном уровне и подготовка специалиста должна быть ориентированна на развитие его профессионально-личностных качеств.
Ключевые слова
профессионально-личностные качества, профессиональная деятельность, мотивация, двигательные навыки,
физическая культура.
На современном этапе развития общества существенно возросли требования к профессиональному развитию личности будущих специалистов, которые должны обладать не только системой знаний, умений и навыков, но и иметь богатый внутренний потенциал личностных качеств, способствующих саморазвитию, самообразованию и реализации как специалиста.
В нашей статье мы обращаемся к процессу формирования профессионально-личностных качеств студентов на занятиях по физической культуре.
Основные противоречия между необходимостью развития творческой, саморазвивающейся личности и традиционной системой образовательного процесса на занятиях по физической культуре; осознанием необходимости создания педагогических условий формирования профессионально-личностных качеств студентов в процессе занятий по физической культуре и недостаточной разработанностью технологий их применения составляют актуальность данной проблемы.
Профессиональное развитие личности предполагает изменение степени выраженности социально и профессионально значимых черт.
Поскольку профессиональной деятельностью педагога можно овладеть лишь на индивидуально-личностном уровне, подготовка специалиста должна быть ориентированна на развитие его профессионально-личностных качеств.
Профессионально-личностные качества - это взаимосвязь общечеловеческих и социальных качеств с профессиональными, придающая личностным качествам профессионально-выраженный характер.
Профессионально- личностными качествами студентов педвуза являются профессиональная пригодность и готовность; педагогическое мастерство; педагогическая и гуманитарная культура; практическая, конструктивная, организаторская и коммуникативная деятельность; самостоятельное изучение, творческое и эмоциональное воспроизведение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненно необходимых знаний, умений и навыков.
Одну из базовых характеристик личности педагога составляют ее гуманистические ценности. Они предполагают осознание педагогом самоценности человеческой личности и ее неповторимой индивидуальности; признание разностороннего развития личности целью и основным назначением деятельности педагога; сознательное и эмоциональное принятие избранной профессии, приносящей высшее удовлетворение; понимание творческой природы профессиональной деятельности, требующей огромных нервно-психических затрат, постоянной работы над собой; овладение профессионально-этической культурой, включающей в себя единство внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности, тонкое восприятие прекрасного и безобразного в человеческих отношениях, способность сопереживать, сострадать.
Профессионально-значимые качества педагога должны быть дополнены таким новообразованием его личности, как профессиональное самосознание.
Объектом профессионального самосознания выступают индивидуальные, личностные, коммуникативные, статусно-позиционные, деятельностно-профессиональные и внешнеповеденческие качества.
Класс индивидуальных качеств выражает динамические характеристики субъекта профессиональной деятельности. К ним относятся сила, уравновешенность, подвижность, уровень интеллектуального развития и т. д.
В совокупности личностных (индивидуально-психологических) качеств педагога приоритетное значение имеют адекватность самооценки и уровня притязаний, целенаправленность, компетентность, воспитанность, образованность. Это должен быть добрый, расположенный к людям, гуманный, внимательный и искренний человек.
Коммуникативные качества определяют отношение педагога к активному субъекту совместной деятельности, партнеру общения, которое строится по схеме: субъект-субъект.
Статусно-позиционные качества педагога отражают систему его отношения к обществу, к людям, к самому себе, к нормам, правилам, социальным и профессиональным ценностям.
Деятельностно-профессиональные качества лежат в основе мотивационной, содержательно-информационной готовности педагога к профессиональной деятельности. Они включают в себя профессиональное познание, профессиональное программирование деятельности, профессиональное отношение.
Сейчас актуализируется развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности педагога, его способности осуществлять инновационные процессы, процессы творчества в широком смысле.
Формирование профессионально-личностных качеств студентов на занятиях по физической культуре способствует признанию и реализации уникальных возможностей, имеющихся у каждого студента.
Занятия по физической культуре представляют собой форму организации обучения, характеризующуюся определенным объемом теоретико-методических знаний, двигательных навыков и умений, направленных на формирование профессионально-личностных качеств студентов, устойчивых интересов и мотивов к занятиям физической культурой и спортом.
Основным критерием личностного развития в процессе занятий по физической культуре является физическая культура личности студента.
К основным характеристикам физической культуры личности относятся: определенный уровень двигательных умений, навыков, физического развития, физической подготовленности (все это вместе характеризуется как компоненты физического совершенства); наличие физкультурной образованности (применение знаний и умений на практике); мотивационно-ценностные ориентации, базирующиеся на знаниях, убеждениях, целевых установках; физкультурно-спортивную деятельность (с учетом разнообразной ее направленности), в основе которой лежат физическое самовоспитание и самосовершенствование личности.
Основополагающим принципом наших занятий было управление с упором на самоуправление. Это способствовало раскрытию потенциала личности студентов, создавая тем самым обстановку для совместной и самостоятельной творческой работы. Главное внимание уделялось развитию субъективных свойств личности студентов: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самопознания. Именно такой подход расширяет спектр профессиональных качеств, проявляемых педагогом в своей творческой деятельности.
© Хохлова О.А., Алешина Н.С., 2017
УДК 376.37
Якушева Вероника Владимировна
канд. пед. наук, доцент СмолГУ, Бебик Надежда Александровна студент СмолГУ, г. Смоленск, РФ E-mail: bebiknadezda@gmail.com
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К РАБОТЕ С ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Аннотация
В данной статье раскрыта значимость изучения устного народного творчества. Представлены