Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННОЙ ОХОТОЙ'

ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННОЙ ОХОТОЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
693
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕЗАКОННАЯ ОХОТА / СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ДИНАМИКА / УДЕЛЬНЫЙ ВЕС В СТРУКТУРЕ ПРЕСТУПНОСТИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВИНОВНОГО ЛИЦА / ILLEGAL HUNTING / CURRENT STATE OF CRIME / DYNAMICS / SPECIFIC GRAVITY IN THE STRUCTURE OF CRIME / DETERMINANTS OF ILLEGAL HUNTING / CRIMINOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE GUILTY PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Таюрская Елена Анатольевна

В статье анализируется современное состояние экологической преступности на территории Российской Федерации, ее удельный вес, динамика, приведены данные о количестве раскрытых преступлений. Отдельное внимание уделено одному из наиболее распространенных видов экологических преступлений - незаконной охоте. Определены детерминанты незаконной охоты, рассмотрена ее общественная опасность, дан криминологический портрет лица, совершающего данный вид преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CRIMINOLOGICAL INDICATORS OF CRIME RELATED TO ILLEGAL HUNTING

The article analyzes the current state of environmental crime in the territory of the Russian Federation, its specific weight, dynamics, data on the number of crimes disclosed. Special attention is paid to one of the most common types of environmental crimes - illegal hunting. The determinants of illegal hunting are determined, its social danger is considered, the criminological portrait of the person committing this type of crime is given.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННОЙ ОХОТОЙ»

3. Бурмейстер В.А. Публично-правовое образование: законодательство и доктрина (сравнительно-правовые аспекты) // Сибирский юридический вестник. Иркутск, 201б. №1(72). С. 12б-132.

4. О Совете глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации распоряжение Министерства иностранных дел от 29.04.2003г. № 17019/TC // Дипломатический вестник. 2003. №5.

5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.193б) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 193б. б декабря. № 283.

6. Манукян Г.А. Опыт международной деятельности республик советского союза // Социально-политические науки. 2017. №4. С.7б-81.

7. Официальный информационный портал Республик Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. URL: https://dvs.sakha.gov.ru/ (дата обращения: 14.09.2018). 8).

8. Департамент внешних связей Президента Республики Татарстан [Электронный ресурс]. URL: http://president.tatarstan.ru/apparat/structure?department_id=49103 (дата обращения: 14.09.201

9. Международное и межмуниципальное сотрудничество | Городской Совет депутатов Калининграда [Электронный ресурс]. URL: http://gorsovetklgd.ru/sovet/sotrudnichestvo (дата обращения: 14.09.2018).

10. Cм. п.8 ст.12 Устав города Иркутска (с изменениями на 4 мая 2018 года), от 20 мая 2004 года №003-20-430537/4 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/440522127 (дата обращения: 14.09.2018).

References and Source

1. Burmejster V.A. Osobennosti normativnogo regulirovaniya mezhdunarodnoj deyatel'nosti otdel'nyh vidov publichno-pravovyh obrazovanij // Sibirskij yuridicheskij vestnik. Irkutsk, 2018. №1. S. 115-125.

2. Konstituciya Rossijskoj Federacii : prinyata vsenar. golosovaniem 12 dek. 1993 g. (s uchetom popravok.ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // Rossijskaya gazeta. 2014. 23 iyulya.

3. Burmejster V.A. Publichno-pravovoe obrazovanie: zakonodatel'stvo i doktrina (sravnitel'no-pravovye aspekty) // Sibirskij yuridicheskij vestnik. Irkutsk, 201б. №1(72). S. 12б-132.

4. O Sovete glav sub"ektov Rossijskoj Federacii pri Ministerstve inostrannyh del Rossijskoj Federacii rasporyazhenie Ministerstva inostrannyh del ot 29.04.2003g. № 17019/GC // Diplomaticheskij vestnik. 2003. №5.

5. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem CHrezvychajnogo VIII S"ezda Sovetov SSSR ot 05.12.193б) // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 193б. б dekabrya. № 283.

6. Manukyan G.A. Opyt mezhdunarodnoj deyatel'nosti respublik sovetskogo soyuza // Social'no-politicheskie nauki. 2017. №4. S.76-81.

7. Oficial'nyj informacionnyj portal Respublik Saha (YAkutiya) [EHlektronnyj resurs]. URL: https://dvs.sakha.gov.ru/ (data obrashcheniya: 14.09.2018). 8).

8. Departament vneshnih svyazej Prezidenta Respubliki Tatarstan [EHlektronnyj resurs]. URL: http://president.tatarstan.ru/apparat/structure?department_id=49103 (data obrashcheniya: 14.09.201

9. Mezhdunarodnoe i mezhmunicipal'noe sotrudnichestvo | Gorodskoj Sovet deputatov Kaliningrada [EHlektronnyj resurs]. URL: http://gorsovetklgd.ru/sovet/sotrudnichestvo (data obrashcheniya: 14.09.2018).

10. Cm. p.8 st.12 Ustav goroda Irkutska (s izmeneniyami na 4 maya 2018 goda), ot 20 maya 2004 goda №003-20-430537/4 [EHlektronnyj resurs]. URL: http://docs.cntd.ru/document/440522127 (data obrashcheniya: 14.09.2018).

БУРМЕЙСТЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ - аспирант юридического института Иркутского государственного университета

BURMEISTER, VLADIMIR A. - Ph.D. student, Juridical Institute, Irkutsk State University (vburmeister@icloud.com)

УДК 343.9

ТАЮРСКАЯ Е.А.

ОСНОВНЫЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕСТУПНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С НЕЗАКОННОЙ ОХОТОЙ

Ключевые слова: незаконная охота, современное состояние преступности, динамика, удельный вес в структуре преступности, детерминанты незаконной охоты, криминологическая характеристика виновного лица.

В статье анализируется современное состояние экологической преступности на территории Российской Федерации, ее удельный вес, динамика, приведены данные о количестве раскрытых преступлений. Отдельное внимание уделено одному из наиболее распространенных видов экологических преступлений - незаконной охоте. Определены детерминанты незаконной охоты, рассмотрена ее общественная опасность, дан криминологический портрет лица, совершающего данный вид преступления.

TAYURSKAYA, E.A.

MAIN CRIMINOLOGICAL INDICATORS OF CRIME RELATED TO ILLEGAL HUNTING

Keywords: illegal hunting, current state of crime, dynamics, specific gravity in the structure of crime, determinants of illegal hunting, criminological characteristics of the guilty person.

The article analyzes the current state of environmental crime in the territory of the Russian Federation, its specific weight, dynamics, data on the number of crimes disclosed. Special attention is paid to one of the most common types of environmental crimes - illegal hunting. The determinants of illegal hunting are determined, its social danger is considered, the criminological portrait of the person committing this type of crime is given.

Уголовное законодательство имеет ряд признаков, одним из которых является социальная обусловленность существующих правовых запретов. Для рассмотрения и юридического анализа

эффективности конкретной уголовно-правовой нормы следует провести криминологический анализ данного вида преступления. В связи с этим, полагаем возможным согласиться с утверждением А.С. Курманова, который говорит, что к результатам анализа статистических данных о современном состоянии преступности, вообще, и отдельного вида преступления - в частности, нужно подходить с определенной долей критики. Сегодня эти данные в большей мере свидетельствуют о показателях борьбы с нею уголовно-правовыми средствами, а не о ее реальном состоянии. При этом основная масса совершенных преступлений не находит отражения в данных официальной статистики, иначе бы уровень преступности был бы значительно выше. Если говорить об экологической преступности, то латентными остаются примерно 97 % всех совершенных деяний [1]. Полагаем, что эти показатели несколько завышены, однако определенная доля правды все же здесь есть.

Экологическая преступность представляет собой совокупность общественно опасных деяний, посягающих на установленный порядок природопользования и предусмотренных главой 26 Уголовного кодекса РФ. Целью статьи является рассмотрение современного состояния незаконной охоты. Уголовная ответственность за незаконную охоту предусмотрена ст. 258 УК РФ. Согласно официальным данным МВД России преступность в Российской Федерации на протяжении нескольких последних лет имеет отрицательную динамику (см. табл. 1).

Таблица 1. Состояние преступности на те рритории Российской Федерации

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 (январь-ноябрь)

Количество 2302,2 2206,4 2166,4 2352,1 2160 1920 тыс.

зарегистрированных тыс. тыс. тыс. тыс. тыс.

преступлений

Темп роста - 4,3 % - 4.2 % - 1,8 % + 8,6 % - 10 % - 4,3 %

При этом современное состояние экологической преступности, в целом, соответствует тенденциям всей преступности, зарегистрированной на территории РФ, т.е. на протяжении последних 6 лет общее количество преступлений экологической направленности снижалось, положительная динамика отмечена лишь в 2014 и 2017 годах (см. табл. 2).

Таблица 2. Состояние экологической преступности на территории Российской Федерации

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 (январь- ноябрь)

Количество 27583 24728 25566 24856 23688 22700

зарегистрированных

преступлений

Темп рост - 5,4 % -10,4 % + 3,2 % - 3,1 % - 4,7 % + 3,6 %

Раскрыто 14103 13398 13414 13055 11910 10967

Однако процент раскрываемости данного вида преступлений находится, на наш взгляд, на низком уровне и в среднем равен 50 %, а в 2016, 2017 года не достигает и этого показателя. Все это говорит о необходимости дальнейшего исследования экологической преступности.

Так статистические данные о количестве зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 258 УК РФ свидетельствуют о несколько иной тенденции, а именно о росте анализируемого вида преступлений в последние годы (см. табл. 3).

Таблица 3. Состояние преступности, связанной с незаконной охотой на территории РФ

Год 2012 2013 2014 2015 2016 2017 (январь-ноябрь)

Количество зарегистрированных 1873 1640 1613 1922 1905 22700

преступлений

Темп роста + 23 % - 12,4 % - 1,64 % + 19,15 % - 0,8 % + 3,6 %

Доля в структуре экологической преступности 6,8 % 6,7 % 6,3 % 7,73 % 8 % 10967

Анализ структуры экологической преступности свидетельствует о том, что доля рассматриваемых преступлений в последние годы также положительную динамику.

В целом можно заключить, что проблема борьбы с браконьерством, как негативным социальным явлением, создающим опасность истребления не только редких видов диких животных и птиц, но и в принципе животных и птиц, обитающих в природе, является не просто региональной проблемой, об этой проблеме говорят на государственном уровне. Мировая практика противодействия браконьерству активно использует уголовно-правовые способы.

По данным министерства природных ресурсов и экологии РФ, всего на территории нашего государства располагается 1,5 млрд. га охотничьих угодий, из них в отношении половины, а именно 54 %, заключены охотхозяйственные соглашения с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Если говорить о численности диких животных, то на обозначенной территории угодий обитает 91% от общей численности кабана, 75% - лося, 61% -косуль. Оставшиеся 46 % территорий охотничьих угодий составляют резервный фонд охотничьих угодий государства. Данный объем территорий, их состояние и численность животных позволяют увеличить численность диких животных в 6 раз, однако фактический прирост гораздо скромнее и составляет примерно 3 % в год.

Говоря о незаконной охоте как о преступлении, необходимо упомянуть и об ущербе, который причиняется ей. Так стоимостная оценка диких животных, в отношении которых ведется охота на территории РФ, составляет 87 млрд. рублей, однако ежегодно в результате совершенных преступлений причиняется ущерб в размере 18 млрд. рублей, т.е. ежегодный ущерб, причиняемый государству составляет примерно 20 % от стоимости всех диких животных, полагаем что такой размер ущерба является угрожающим.

Говоря о личности виновного можно отметить следующие характеристики. Прежде всего - гендерный признак. Незаконную охоту, как показал анализ судебной практики, совершают мужчины. Нами не было встречено ни одного случая, в котором к уголовной ответственности за данный вид преступления была бы привлечена женщина. В этой связи, можно напомнить, что охота традиционно считается мужским видом деятельности, женщины ей увлекаются крайне редко. Говоря о семейном положении нарушителей, можем сказать, что доля лиц состоящих в браке составила 47 %, остальные лица были холосты. Все осужденные, состоящие в браке, имели на иждивении малолетних детей. Все лица, привлеченные к уголовной ответственности по ст. 258 УК РФ были гражданами РФ. Случаи совершения данного преступления иностранными гражданами нами не выявлены.

По уровню образования были выявлены следующие показатели: неполное среднее имело 5% осужденных, среднее образование имели около 50 % осужденных, остальные имели высшее образование. Практически все виновные в незаконной охоте имели место работы, не трудоустроены были всего 8 %.

Достаточно важной характеристикой виновного выступает «судимость». Большинство осужденных за преступление, предусмотренное ст. 258 УК РФ, ранее к уголовной ответственности не привлекались. Лишь у 5 % была не снятая или не погашенная судимость. Примерно столько же ранее были привлечены к уголовной ответственности по другим составам преступлений, но судимость у них уже была погашена.

Рассматривая нравственно-психологическую характеристику личности виновного, можно отметить, что браконьерам характерно безразличное, скорее даже потребительское отношение к природным ресурсам, пренебрежительное отношение к установленным федеральным законодательствам правилам производства охоты, вопросы причиненного животному миру ущерба им также безразличны.

В целом, можно отметить, что незаконной охотой чаще всего занимаются лица, проживающие в населенных пунктах, расположенных вблизи охотничьих угодий (города, села, поселки и т.д.) [2], а также полагаем сюда можно отнести «профессиональных браконьеров».

На что хотелось бы обратить особое внимание. Нами не встречено ни одного случая совершения данного преступления в состоянии опьянения. Это обстоятельство можно пояснить либо желанием соблюсти элементарные меры безопасности самими виновными, либо недостаточно внимательным сбором материала лицами, производящими предварительное расследование. Практически все преступления были совершены в соучастии. Лишь четверть деяний были совершены одним виновным.

В 75 % случаев действиями виновных лиц был причинен крупный ущерб (п. «а» ч. 1 ст. 258 УК РФ). Данный критерий является оценочным, но практика вынуждена, вменяя его, указывать конкретный размер ущерба. Так, чаще всего крупным признается ущерб в размере от 50 до 100 тыс. руб. (треть всех случаев). Чуть менее, чем в 30 % случаев крупным признавался ущерб на сумму от 100 до 150 тыс. рублей. В каждом десятом случае крупным признан ущерб на сумму от 10 до 50 тыс. руб. или от 150 до 250 тыс. рублей.

Также достаточно часто незаконная охота совершается с применением механического транспортного средства. Данное обстоятельство предусмотрено в качестве кримообразующего признака в ч. 1 ст. 258 УК РФ (п. «б») и было выявлено в 80 % случаев. В основном, в качестве механического транспортного средства используются различные автомобили, в зимнее время года не редко используются снегоходы [3].

Около трети преступлений было совершено на особо охраняемой природной территории, т.е. при наличии признака предусмотренного п. «г» ч. 1 ст. 258 УК РФ. В 15 % случаев было выявлено, что виновные производили охоту отношении птиц и зверей, в отношении которых охота запрещена (п. «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ).

Несколько иные показатели отмечены при анализе судебной практике в Сибирском Федеральном округе. Здесь с причинением крупного ущерба совершено 69 % преступлений, с применением механического транспортного средства было совершено лишь 26 % случает, что значительно отличается от общероссийских показателей. Использование взрывчатых веществ и газов отмечено лишь в 3 % уголовных дел. Иные способы массового уничтожения диких животных и птиц были использованы примерно в 8 % случаев. Более половины виновных совершили преступление на особо охраняемой территории (53,3 %), в то время как лишь менее 1 % осуществляли незаконную охоту в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Доля преступлений совершенных в соучастии также достаточно высока и составляет 45 % от общего числа совершенных преступлений [4].

Говоря о времени совершения преступления, можно заключить, что примерно три четверти были совершены в вечернее или ночное время, около трети анализируемых преступлений совершены в зимнее время года.

Отдельное внимание хочется уделить детерминантам. Именно выделение данных факторов позволит в последующем разрабатывать и реализовывать профилактические мероприятия, которые в перспективе позволять снизить уровень данного преступления.

Итак, в свете сказанного хочется выделить некоторые факторы, детерминирующие совершение незаконной охоты:

1) Низкое финансирование охранных мероприятий в данной сфере деятельности. Правительством РФ предусмотрено выделение средств на осуществление деятельности по контролю за осуществлению охотничьей деятельности, выдаче лицензий на добычу животных, заключению охотхозяйственных соглашений и т.д. в размере всего 1,27 млрд. рублей. В масштабе бюджета страны эта сумма составляет весьма малые значения (так в 2017 г. на охрану окружающей среды было предусмотрено 76 млрд. рублей или 0,44 %, а в 2018 г. 78 млрд. рублей или 0,49 %).

2) Малочисленный штат работников охотхозяйств. По данным министерства природных ресурсов и экологии РФ, их численность примерно равна 80 тыс. человек, исходя из площади охотничьих угодий, не находящихся в государственном резерве. На одного работника приходится примерно10,5 тыс. га. Этого явно недостаточно.

3) Лица, занятые в охотхозяйствах, в большинстве своем не имеют профильного образования, что также мешает развитию данной сферы деятельности.

4) Правовой нигилизм, который в нашем случае выражается в отсутствии охотничьей культуры.

5) Отсутствие единой государственной системы наблюдения, контроля и управления за природными ресурсами (дикими животными, их миграцией и средой обитания и пр.).

6) Высокая стоимость лицензий на добычу диких животных.

7) Недостаточная популяция диких охотничьих животных.

8) Отсутствие эффективной правовой базы. В настоящее время значительные пробелы в вопросах регулирования охотничьей деятельности имеются как в области гражданского законодательства, так и в области уголовного, кроме того на уровне субъектов РФ также уделяется недостаточное внимание данным вопросам.

9) Недостаточная эффективная профилактическая деятельность правоохранительных органов.

10) Высокий уровень латентности данного вида преступления.

В целом, снижение уровня браконьерства невозможно, если государство будет использовать только уголовно-правовые методы борьбы. Приведенные выше данные наглядно демонстрируют, что государство должно вновь обратиться к вопросам разработки социальных механизмов противодействия незаконной охоте. В первую очередь, необходимо, конечно же, воздействовать на причины и условия, способствующие проявлению фактов незаконной охоты, а также формированию равнодушного, пренебрежительного или потребительского отношения граждан к объектам живой природы. В противном случае, политика сохранения объектов животного мира будет оставаться лишь номинальной и к желаемым результатам не приведет. Значительный толчок в этом направлении может дать изучение и учет международного опыта в области охраны природы, а также анализ истории отечественного законодательства.

Литература и источники

1. Курманов А.С. Криминологическая характеристика незаконной охоты // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2003. Т. 9. № 1 (5). С. 47-51.

2. Ишигеев В.С., Бондарь А.Я. Особенности личности преступника в сфере незаконной охоты и добычи водных биологических ресурсов // Всероссийский криминологический журнал. 2013. № 2. С. 88-93.

3. См.: Приговор № l^^Q^ от 4 марта 2Q^ г. Пинежский районный суд (Архангельская область) URL: http://sudact.ru/regular/doc/wT3iKv7ej8Lr/?regular-txt=doс

4. Забавко Р.А. Уголовная ответственность за незаконную охоту. Дисс. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2Q17. С. 184.

References and Source

1. Kurmanov A.S. Kriminologicheskaya harakteristika nezakonnoj ohoty // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pravo. 2003. T. 9. № 1 (5). S. 47-51.

2. Ishigeev V.S., Bondar' A.YA. Оsobennosti lichnosti prestupnika v sfere nezakonnoj ohoty i dobychi vodnyh biologicheskih resursov // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2QB. № 2. S. 88-93.

3. Sm.: Prigovor № 1-8/2013 ot 4 marta 2013 g. Pinezhskij rajonnyj sud (Arhangel'skaya oblast') URL: http://sudact.ru/regular/doc/wT3iKv7ej8Lr/?regular-txt=dos

4. Zabavko R.A. Ugolovnaya otvetstvennost' za nezakonnuyu ohotu. Diss. ... kand. yurid. nauk. Irkutsk, 2017. S. 184.

ТАЮРСКАЯ ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра уголовного права и криминологии Восточно-Сибирского института МВД России (tayurskaya@bk.ru)

TAYURSKAYA, ELENA A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Criminal Law and Criminology? East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (tayurskaya@bk.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.