УДК 355.3
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ В СТРУКТУРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
© Лариса Васильевна Абдалина
Воронежский филиал Российского государственного социального университета, г. Воронеж, Россия, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии, психологии и теории социальной работы, e-mail: [email protected] © Владимир Борисович Кочергин Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Россия, преподаватель кафедры инженерно-аэродромного обеспечения, e-mail: [email protected]
В статье на основе анализа структуры и содержания профессионально-педагогической деятельности военного преподавателя вуза сформулировано определение его педагогической культуры, дана характеристика основных компонентов педагогической культуры военного преподавателя вуза.
Ключевые слова: педагогическая культура; педагогическая культура военного преподавателя вуза; компоненты педагогической культуры военного преподавателя вуза.
Несмотря на имеющиеся достижения в педагогической науке и практике (А.В. Барабанщиков, А.М. Герасимов, А.К. Быков,
В.А. Сластенин, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев и др.) проблема развития педагогической культуры военного преподавателя вуза по-прежнему актуальна и требует своего решения.
Это подтверждается также выявленными в исследовании противоречиями между:
- стремлением начинающего военного преподавателя быть компетентным, обладать высоким уровнем педагогической культуры и недостаточной готовностью самого военного преподавателя к этому;
- актуальной необходимостью развития педагогической культуры военного преподавателя и недостаточной изученностью ее сущностных и структурных особенностей;
- демонстрируемой педагогической
информированностью, осведомленностью
военного преподавателя и отсутствием прочных научных психолого-педагогических знаний и др.
Основанием для формулирования авторского понимания педагогической культуры военного преподавателя вуза явилось изучение точек зрения известных отечественных ученых-педагогов на понимание профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы (И.Ф. Исаев, В.А. Сла-стенин, Е.В. Бондаревская); на рассмотрение особенностей педагогической культуры военного преподавателя вуза (А.В. Барабанщиков, С.С. Муцинов, В.И. Вдовюк).
Кроме того, были проанализированы структура и содержание профессиональнопедагогической деятельности военного преподавателя вуза, квалификационные требования, предъявляемые к данной категории преподавателей, закономерности и особенности процесса повышения квалификации военного преподавателя.
В рассмотренных научных источниках педагогическая культура преподавателя вуза рассматривается как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации (взросления, становления) личности (Е.В. Бондаревская). В.А. Сластенин рассматривает педагогическую культуру как способность педагога анализировать свою деятельность, положительно относиться к ней, делать ее предметом концептуального осмысления и целевых преобразований [1]. И.Ф. Исаев под профессионально-педагогической культурой преподавателя вуза понимает меру и способ творческой самореализации его личности в разнообразных видах педагогической деятельности, направленной на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий [2].
При этом педагогическая культура преподавателя военного вуза раскрывается в следующих определениях. А.В. Барабанщи-
ков рассматривает ее как специфически профессиональное явление, которое означает определенную степень овладения преподавателем педагогическим опытом человечества, его совершенства в этой деятельности, достигнутый им уровень развития как профес-сионала-педагога [3]. В.И. Вдовюк, Г.А. Шабанов характеризуют ее как совокупность интеллектуальных, духовных, творческих способностей, качеств и свойств личности преподавателя, сложившегося стиля педагогической деятельности, устойчивого образа жизни, сформированных на основе общих и специфических психолого-педагогических
знаний, общей культуры, положительного опыта, позволяющих ему эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи [4]. Как сложное, динамическое и целостное педагогическое образование, характеризующее преподавателя как подготовленного педагога-специалиста, призванного осуществлять преподавательскую деятельность на высоком профессиональном уровне, обладающего совокупностью личностных качеств и педагогических свойств, позволяющих ему эффективно и качественно решать образовательные задачи вуза, представлена педагогическая культура преподавателя высшей военной школы в понимании Ю.А. Мешкова [5].
В настоящем исследовании методологическим основанием изучения сущностных характеристик феномена «педагогическая культура военного преподавателя вуза» явились основные положения системного подхода (В .П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Барабанщиков и др.). В рамках данного подхода педагогическая культура военного преподавателя вуза рассмотрена как системное образование - многогранное, многоаспектное, многоуровневое, отражающее нестатичный, а динамический характер этого феномена, проявляющийся в постоянном движении, изменении, в преобразовании его структурно-содержательных компонентов и уровне-вых характеристик, в условиях развития.
Целостность педагогической культуры военного преподавателя вуза может быть обнаружена в следующих принципах его системного описания (В.А. Барабанщиков).
1. Педагогическая культура как психическое явление многомерно.
2. Педагогическая культура - многоуровневое образование, построенное иерар-
хически, включает в себя ряд подсистем -компонентов, обладающих различными
функциональными качествами.
3. Педагогическую культуру следует рассматривать в динамике, развитии.
4. Последнее требует учитывать влияние различного рода детерминант - внешних и внутренних условий.
Непосредственное выявление структурно-содержательных компонентов педагогической культуры военного преподавателя вуза обеспечивалось анализом психологической структуры деятельности (А.Н. Леонтьев,
С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков) и психологической структуры личности (Б.Г. Ананьин, К.Н. Платонов, В.А. Сластенин). Кроме того, учитывалась разработанная Э.Ф. Зеером профессионально обусловленная структура личности современного специалиста, которая включает: профессиональную направлен-
ность специалиста, профессиональную компетентность, профессионально важные качества, психофизиологические свойства. Мы считаем, что их сформированность и оптимальное сочетание не только раскрывают суть, основания профессионализма специалиста, но и указывают на области профессионального мастерства и профессиональной культуры специалиста.
На основе вышеизложенного, педагогическую культуру военного преподавателя вуза мы рассматриваем как уровень владения способами, приемами проектирования и организации профессионально-образовательного процесса, регулируемый профессионально-педагогической позицией и свойствами и обеспечивающий самореализацию всех его участников.
Соответственно в качестве компонентов педагогической культуры военного преподавателя вуза правомерно выделить: ценностный, когнитивный, технологический, волевой, оценочный.
Ценностный компонент в структуре культуры военного преподавателя вуза представляет совокупность ценностей как устойчивых ориентиров, норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность. Речь идет: о ценностях-целях; ценностях-средствах; ценностях-отношениях; ценностях-качествах (В.А. Сластенин), которые образуют систему, как содержательную основу, стержень педагогической культуры во-
енного преподавателя вуза. При этом ценности-цели рассмотрены нами в качестве доминирующих в системе предпочтений ценностей, которые раскрывают смысл профессиональной деятельности преподавателя. Мы считаем, что развитие ценностной сферы современного военного преподавателя вуза имеет принципиальное значение для становления высшего уровня его педагогической культуры.
Когнитивный компонент - своеобразное поле в структуре педагогической культуры военного преподавателя вуза, которое характеризует совокупность педагогических, психологических знаний, представлений о сущности педагогической культуры, закономерностях, логике проектирования и организации профессионально-образовательного процесса. Он раскрывает предметное содержание процесса обучения. Знание современных, инновационных педагогических теорий и концепций позволяют преподавателю успешнее ориентироваться в профессиональной деятельности.
Технологический компонент педагогической культуры включает в себя способы и приемы педагогической деятельности военного преподавателя вуза. Особое внимание технологическому компоненту педагогической культуры уделял В.А. Сухомлинский. Он писал: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между знаниями учеников и своей педагогической культурой. Логическое следствие анализа собственной работы заключается в том, что учитель сосредоточивает внимание на какой-то, по его мнению, играющей в данном случае наиболее важную роль стороне педагогического процесса, исследует, изучает факты, читает педагогическую и методическую литературу. Так начинается высший этап педагогического творчества - сочетание практики с элементами научного исследования».
Особый интерес к технологическому компоненту в структуре педагогической культуры военного преподавателя вуза можно объяснить следующим:
- многообразные задачи, стоящие перед военными преподавателями, предполагают не только знание теоретических основ
образовательного процесса, но и владение современными способами, приемами технологического обеспечения учебного процесса;
- классическая дидактика с ее сложившимися закономерностями, принципами, формами и методами обучения и воспитания не всегда оперативно реагирует на научное обоснование новых идей, подходов, методик обучения, а иногда сдерживает внедрение нового;
- широкое внедрение в учебный процесс обучающей, контролирующей техники, информатики и ЭВМ потребовало существенного изменения традиционных способов осуществления педагогического проектирования и организации;
- общая дидактика остается теоретизи-рованной, методика обучения и воспитания -практической; требуется промежуточное звено, позволяющее связать теорию и практику.
Волевой компонент в структуре культуры военного преподавателя вуза выражает степень сформированности умений и навыков саморегуляции - самоконтроля и само-коррекции в условиях реализации образовательного процесса.
В волевой компонент педагогической культуры военного преподавателя вуза входят профессионально важные качества личности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения в условиях профессионально-образовательного процесса военного вуза.
К важнейшим волевым и эмоциональным качествам военного преподавателя вуза нами отнесены:
- социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности;
- целеустремленность - умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач;
- уравновешенность - способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях;
- способность не теряться в экстремальных ситуациях - умение оперативно принимать оптимальные педагогические решения и действовать в соответствии с ними;
- гуманность - стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую
помощь обучающимся в их личностном развитии;
- эрудиция - широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания [6].
Данный компонент обеспечивает военному преподавателю вуза гармоничное общение и эффективную деятельность с участниками образовательного процесса.
Оценочный компонент раскрывает готовность военного преподавателя вуза объективно оценивать и анализировать результаты профессиональной деятельности, свою роль в профессионально-образовательном процессе. Он указывает на необходимость владения преподавателем такими умениями, как: верно оценить деятельность обучающихся; подходить с педагогических позиций к анализу явлений жизни курсантов; анализировать опыт других преподавателей с целью обобщения и переноса эффективных, инновационных форм, методов и приемов в практику своей деятельности; на основе анализа достигнутых результатов выдвигать и обосновывать новые педагогические задачи.
Выделенные и обоснованные структурные компоненты педагогической культуры находятся в тесном взаимодействии, образуя целостную динамическую систему педагогической культуры военного преподавателя
вуза. Дальнейший научный поиск будет состоять в том, чтобы с учетом основных положений теорий уровневого подхода (Б. Блум, Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, ВА. Сластенин и др.) сформулировать уровни проявления педагогической культуры военного преподавателя вуза.
1. Сластенин В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры // Педагогическое образование и наука. 2008. № 12.
2. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М., 2002.
3. Психология и педагогика высшей военной школы / под ред. А.В. Барабанщикова. М., 1989.
4. Вдовюк В.И., Шабанов Г.А. Педагогика высшей военной школы. Современные проблемы в структурно-логических схемах и таблицах. М., 1996.
5. Мешков Ю.А. Совершенствование педагогической культуры преподавателей вузов МВД
РФ: автореф. дис...... канд. пед. наук. М.,
2001.
6. Абдалина Л.В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М., 2008.
Поступила в редакцию 19.04.2010 г.
UDC 355.3
THE MAIN COMPONENTS IN THE STRUCTURE OF HIGHER EDUCATION CULTURE OF MILITARY LECTURER
Larisa Vasilyevna Abdalina, Voronezh Branch of the Russian State Social University, Voronezh, Russia, Doctor of Psychology, Associate Professor, Professor of Sociology, Psychology and Theory of Social Work Department, e-mail: [email protected]
Vladimir Borisovich Kochergin, Military Aviation Engineering University, Voronezh, Russia, Lecturer of Engineering and Airfield Supply Department, e-mail: [email protected]
In the article on the basis of the structural analysis and the content of the professional pedagogical activity of the military lecturer the definition of the pedagogic culture is formulated and the description of the main components of pedagogic culture of a military lecturer is given.
Key words: pedagogic culture; pedagogic culture of military lecturer; components of pedagogic culture of military lecturer.