Казанский педагогический журнал. 2015. №6
УДК 378.046.4
ЦЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОГО
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А.А. Ширан
Аннотация. Общий кризис традиционной системы образования привел к бесспорной необходимости изучения инновационных аспектов преподавательской деятельности, в том числе и в сфере военного образования. В статье обосновывается и формулируется авторское определение понятия «ценности инновационной деятельности военного преподавателя». Представлен его структурно-содержательный конструкт в единстве ведущих компонентов - ценностей-мотиваторов, ценностей-ресурсов и ценностей-регуляторов. Дано их содержательное описание, выявлены показатели.
Ключевые слова: ценности инновационной деятельности военного преподавателя, ценности-мотиваторы, ценности-ресурсы и ценности-регуляторы.
MILITARY EDUCATOR’S VALUES OF INNOVATIVE ACTIVITY:
STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS
A. Shiran
Abstract. The general crisis of the traditional system of education has led to undisputed need to explore innovative aspects of teaching activity, including in the sphere of military education. Authors’ definition of the concept of "value of innovative activity military teacher" are substantiated and formulated in the article. Its structural and meaningful construct unity of leading component: values-motivators, values-resources and values-regulators are presented. Descriptions of the content are given, indicators are identified.
Keywords: military educator’s values of innovative activity, values-motivators, values-resources, values-regulators.
В рамках теории и практики педагогической науки ценности
инновационной деятельности следует рассматривать как системное образование? и не как сумму частей, а нечто большее, что создается за счет определенной функциональной связи всех элементов изучаемой структуры [1].
Исходя из цели и задач нашего исследования, необходим синтез понятий «ценность» и «инновационная деятельность военного преподавателя» и их изучение как единого термина. Синтетический подход позволяет преодолеть односторонность исследования за счет методологического плюрализма, взаимосвязи различных учений о структуре и средствах познания и обоснования, трактовки ценностей
инновационной деятельности военного преподавателя.
Ценности инновационной деятельности мы рассматриваем как совокупность внутренних, эмоционально освоенных ориентиров,
раскрывающих значение и смысл основных инвариантных компонентов профессиональнопедагогической деятельности военного преподавателя, направляющих и
регулирующих процесс освоения и реализации педагогических нововведений в
образовательный процесс профессиональной подготовки будущих офицеров.
Структура ценностной системы инновационной деятельности будет определяться доминированием объектнопредметного содержания направленности личности военного преподавателя как динамической организации его «сущностных сил» (А.С. Прангишвили), в виде ценностей-мотиваторов улучшения его инновационной деятельности. В свою очередь, ценность, имеющая для индивида наибольшую значимость, определяет ведущую
направленность личности (М.С. Яницкий).
Эффективность освоения и внедрения инноваций обусловлена так же научно -технологическим обеспечением, то есть известными ресурсами личности военного преподавателя. В логике нашего исследования, необходимо наряду с интециональными характеристиками выделять в структуре ценностей инновационной деятельности ресурсные основания, поскольку в понимание ресурсов ученые традиционно включают в его понимание такие компоненты, как интеллект, критическое мышление, высокую самооценку, способность контролировать ситуацию (М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.Н. Марков и др.).
38
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
Ресурсы - это ценность, поскольку это действительное, актуальное образование; это -реальные возможности человека, которые могут быть использованы в случае надобности; это средство достижения цели, результата. Например, компетентность как ценность выступает ресурсом военного преподавателя и позволяет успешно внедрять инновации, усовершенствовать
образовательный процесс. К ресурсам мы относим: весь потенциал личности
преподавателя (интеллектуальный,
эмоциональный, коммуникативный,
творческий, энергетический и др.); его компетентностные характеристики,
качественные и количественные показатели которых подлежат целенаправленному изменению.
Находясь на пересечении
мировоззренческой и мотивационно-потребностной структур сознания, ценности являются мощным регулятором поведения и деятельности личности. При этом система регуляции инновационной деятельности обладает собственными конкретными ценностями-регуляторами. О ценностях как регуляторах деятельности имеется немалое количество научных исследований [2].
Ценности согласно М.С. Кагану выполняют не только рефлексивноэмоциональную, но и регуляторную функцию. То есть в ценностях инновационной деятельности правомерно изучать
регуляторный аспект данного явления, который служит согласованию, гармоничному сочетанию всех ценностных оснований
поступков и отношений военного
преподавателя к себе и окружающему миру [6]. Ценности инновационной деятельности способны непосредственно/опосредованно «воздействовать» (контролировать,
корректировать) на саму личность и через нее на деятельность, общение, труд, приводя к искомому результату.
Мы считаем, что ценностный аспект включен в регуляцию и определяет в значительной степени способы
профессионального поведения военного преподавателя - способы активности; действия по удовлетворению ведущих потребностей;
способы самовыражения и самореализации в профессии; способы проявления
профессиональной компетентности.
Подтверждение этому мы находим в концепциях саморегуляции деятельности и поведения (Л.Г. Дикая, В.А. Иванников, В.И.
Моросанова, А.К. Осницкий и др.). В рамках данных концепций с различной степенью принятия отражена идея участия в регуляции личностью собственного поведения, деятельности всех ее уровней -психофизиологического и ценностномотивационного [9].
Изучение состава и структуры ценностей инновационной деятельности опиралось на анализ имеющихся исследований ценностей, в которых они представляются в виде самых различных понятийных конструктов: как
направленность сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн); как нравственные позиции и мотивы поведения личности (Л.И. Божович); как система отношений личности к самой себе, окружающим, обществу (В.Н. Мясищев); как терминальные и инструментальные ресурсы, возможности личности (М. Рокич); как регулирующий фактор индивидуальной жизнедеятельности (В.А. Ядов) и т.п. [цит. по 2].
Такая активная обращенность к проблеме ценностей в образовании, многообразие их трактовок обусловливают необходимость
поиска их классификации. В научной литературе приводятся многочисленные классификации и типологии ценностей, которые зачастую трудно сопоставимы друг с другом. Преимущественно они выделены в результате теоретического анализа с использованием качественного метода и по своей природе определяются
концептуальными представлениями того или иного исследователя. Принципиально в процессе типологизации исследователи
предпринимают попытку упорядочить, описать систему ценностей; выявить их сходства и различия; обнаружить способы их идентификации.
В контексте нашего исследования особую значимость приобретают ценности
педагогической деятельности (И.Ф. Исаев, А.В. Кирьякова, Е.Н. Шиянов и др.) [5, 8]. В научной литературе довольно широко используется термин «педагогические
ценности», под которыми мы понимаем нормы, регламентирующие педагогическую
деятельность и выступающие как познавательно-действующая система,
служащая опосредующим и связующим
звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
В настоящем исследовании мы выделяем типологию ценностей инновационной
39
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
деятельности военного преподавателя, в основание которой положены значимые для ее реализации мотивы, ресурсы, регуляторы в виде общепризнанных структурных компонентов деятельности и сфер личности. То есть классифицируем ценности в соответствии с видом и содержательными характеристиками инновационной
деятельности, в которой за основу принимается личность как сфера педагогической профессии и как фундаментальная социокультурная ценность.
Таким образом, ценности инновационной деятельности как сложное педагогическое явление, могут быть описаны в единстве взаимодействия трех ведущих подсистем: подсистемы направленности ценностей; подсистемы ресурсов ценностей и подсистемы регуляции ценностей инновационной деятельности.
На основе теоретического анализа различных подходов к классификации ценностей (И.Ф. Исаев, Б.Т. Лихачев, М. Рокич, В.А. Сластенин, Г.И.Чижакова, Е.Н. Шиянов и др.), обобщения опыта собственной профессионально-педагогической деятельности, проведенных эмпирических
исследований в настоящем определены в
самом общем виде 3 группы ценностей, которые придают значимость и смысл направленности и регуляции процесса освоения и внедрения педагогических новшеств в профессионально-образовательный процесс военного вуза.
1. Ценности-мотиваторы в структуре ценностей инновационной деятельности
военного преподавателя раскрывают значение и смысл мотивов инновационной деятельности; отражают внутренний
побудитель, придающий инновационной
Литература:
1. Абдалина Л.В. Особенности
инновационной направленности личности преподавателя / Л.В. Абдалина // Современные концепции научных исследований, «ЕНО». -Москва. - № 2. - 2015. - С. 225-226.
2. Асташова Н.А. Учитель: проблема
выбора и формирование ценностей. - М., 2000. -272 с.
3. Желтобрюх С.П. Профессиональнопедагогическая подготовка преподавателей военноучебного заведения, http://www.km.ru/referats/ 82959D83A9804E33A3086AF1BA3D5A18
4. Идея системности в современной психологии / под ред. В.А. Барабанщикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 496 с.
деятельности личностный смысл и определяющий ее направленность и цели; помогают осознать, объяснить и оценить ее значимость для преподавателя как субъекта инновационной деятельности. Проявляются в следующих показателях: убежденности в
социальной значимости инноваций, в мотивации достижения успеха и стремлении к самореализации.
2. Ценности-ресурсы раскрывают значение
и смысл теории и практики педагогической инноватики, а также способов и средств ее организации и реализации. Обеспечивают
содержательно-технологический и
отношенческий план инновационной деятельности. Их показатели проявляются: в виде знаний о сущности инновационного педагогического процесса; во владении преподавателем инновационными
технологиями образования и взаимодействия; в способности к сотрудничеству.
3. Ценности-регуляторы в структуре
ценностей инновационной деятельности
раскрывают личностные, профессиональные, субъектные, коммуникативные, творческие и другие качества преподавателя.
Характеризуют их как внутренние условия, необходимые для успешной реализации инновационной деятельности. Ценности-
регуляторы проявляются в следующих
показателях: в творческой активности;
способности к самоорганизации; социальной зрелости.
Очевидно, что ценности инновационной деятельности военного преподавателя не могут формироваться случайно, стихийно и требуют целенаправленного, специально
организованного процесса в условиях внутривузовского повышения квалификации.
5. Исаев И.Ф. Профессиональнопедагогическая культура преподавателя:
учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ф. Исаев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
6. Каган М.С. Философская теория ценностей. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. -205 с.
7. Кочергин В.Б. Развитие педагогической культуры военного преподавателя в условиях внутривузовского повышения квалификации: дисс. ...канд.пед.наук. - Воронеж, 2010. - 259 с.
8. Петровская М.В. Аксиологические
аспекты психологической культуры
преподавателей военных вузов / М.В. Петровская // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-3. - С. 648-651.
40
Казанский педагогический журнал. 2015. №6
9. Психология адаптации и социальная
среда: современные подходы, проблемы,
перспективы / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев. - М.: «Институт психологии РАН», 2007. - 624 с.
10. Сластенин В.А. Педагогика:
инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М., 1997. - 224 с.
References:
1. Abdalina L.V. Osobennosti innovacionnoj napravlennosti lichnosti prepodavatelja / L.V. Abdalina // Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovanij, «ENO». - Moskva. - № 2. - 2015. - S. 225-226.
2. Astashova N.A. Uchitel': problema vybora i formirovanie cennostej. - M., 2000. - 272 s.
3. Zheltobijuh S.P. Professional'no-pedagogicheskaja podgotovka prepodavatelej voenno-uchebnogo zavedenija, http://www.km.ru/referats /82959D83A9804E33A3086AF1BA3D5A18
4. Ideja sistemnosti v sovremennoj psihologii / pod red. V.A. Barabanshhikova. - M.: Izd-vo «Institut psihologii RAN», 2005. - 496 s.
5. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaja kul'tura prepodavatelja : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / I.F. Isaev. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 208 s.
6. Kagan M.S. Filosofskaja teorija cennostej. -SPb.: TOO TK «Petropolis», 1997. - 205 s.
7. Kochergin V.B. Razvitie pedagogicheskoj kul'tury voennogo prepodavatelja v uslovijah vnutrivuzovskogo povyshenija kvalifikacii: diss. ... kand.ped.nauk. - Voronezh, 2010. - 259 s.
8. Petrovskaja M.V. Aksiologicheskie aspekty psihologicheskoj kul'tury prepodavatelej voennyh vuzov / M.V. Petrovskaja // Fundamental'nye issledovanija. - 2014. - № 11-3. - S. 648-651.
9. Psihologija adaptacii i social'naja sreda: sovremennye podhody, problemy, perspektivy / Otv. red. L.G. Dikaja, A.L. Zhuravlev. - M.: «Institut psihologii RAN», 2007. - 624 s.
10. Slastenin V.A. Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost' / V.A. Slastenin, L.S. Podymova. - M., 1997. - 224 s.
Сведения об авторе:
Ширан Александр Анатольевич (г. Воронеж, Россия), заместитель начальника факультета обеспечения боевых действий авиации Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», e-mail: mariana_g@mail .ru
Data about the author:
A. Shiran (Voronezh, Russia), deputy head of Faculty of Combat Support of Aicraft of Air Force Military Educational and Scientific Center “Air Force Academy named after professor N. Zhukovsky and Yu. Gagarin”, e-mail:mariana_g@mail
41