ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
The practice of media education
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В ОБЛАСТИ МЕДИАПЕДАГОГИКИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ*
А.В. Федоров, доктор педагогических наук, профессор
The main characteristics of Russian and foreign media educational centers: comparative analysis
Prof. Dr. Alexander Fedorov
Abstract. Contemporary media education model of scientific-educational centers are oriented to maximize the potential of media education literacy, depending on its goals and objectives, they are inherent variability, the possibility of a holistic or piecemeal implementation of the educational process. In this case, they focus not only on common didactic principles of learning (education and comprehensive development of personality, the availability, regularity, linking theory with practice, the visibility, the transition from education to self-education, communication training with life, strength training results, a positive emotional background, taking into account individual characteristics of students, etc.), but also on specific, related to the material media, media culture, media competence.
Key words: media educational centers, comparative analysis, media education, media literacy, media culture, media competence.
* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров.
Современные медиаобразова-тельные модели научно-образовательных центров (НОЦ) ориентируются на максимальное использование потенциальных возможностей медиаобразования в зависимости от стоящих перед ним целей и задач; им присущи вариативность, возможность целостного или фрагментарного внедрения в образовательный процесс. При этом они ориентируются не только на общедидактические принципы обучения (воспитание и всестороннее развитие личности в процессе занятий, научность, доступность, систематичность, связь теории с практикой, наглядность, переход от обучения к самообразованию, связь обучения с жизнью, прочность результатов обучения, положительный эмоциональный фон, учет индивидуальных особенностей учащихся и т.д.), но и на специфические, связанные с материалом медиа.
Среди таких принципов можно назвать соблюдение единства эмоционального и интеллектуального в развитии личности, творческих способностей, индивидуального мышления в методике проведения занятий, направленных на максимальное использование потенциальных возможностей медиакуль-туры (с учетом использования гедонистических, компенсаторных, терапевтических, познавательно-эвристических, креативных и игровых потенций медиакультуры, позволяющих вовлечь аудиторию в перцептивно-интерпретационную деятельность и анализ пространственно-временной, аудиовизуальной структуры медиатекста).
Плюс соотнесение с современной медиаситуацией, которая наря-
ду с минусами (засилье произведений низкопробной массовой культуры и т.п.) открывает для педагогов широкие перспективы, прежде всего, связанные с использованием видеозаписи, компьютеров, интернета, приближающих современного зрителя к статусу читателя книги (индивидуальное, интерактивное общение с медиа).
Технология, предложенная при реализации современных моделей НОЦ медиаобразования, как правило, базируется на циклах (блоках, модулях) творческих и игровых заданий, которые могут использоваться педагогами, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Важная особенность рассмотренных моделей - широкий диапазон внедрения: школы, вузы, учреждения дополнительного образования и досуговой деятельности; при этом медиаобразовательные занятия могут проходить в форме отдельных уроков, факультативов, спецкурсов, интегрированных в различные учебные предметы, применяться в кружковой работе и т.д.
На основании сравнительного анализа нами была составлена сводная таблица (таб. 1) основных характеристик (моделей и задач и др.) научно-образовательных центров (НОЦ) медиаобразования в России и ведущих зарубежных странах.
Таким образом, сравнительный анализ моделей и функций медиа-образовательных центров в России и в зарубежных странах показал, что, несмотря на определенные различия и специфику, им присущи следующие общие характеристики:
- дифференцированные источники финансирования (госбюджет, гранты, бизнес-структуры и др.) и
информационная поддержка региональными медиа;
- наличие известных медиапе-дагогов, стоящих во главе научно-образовательных центров;
- целевая аудитория широкого возрастного и профессионального спектра (с доминантой учащиеся образовательных учреждений разных типов, педагогов, специалистов медиасферы);
- основная цель НОЦ медиаоб-разования, как правило, прописывается многоаспектно, однако в целом может быть обобщена единым тезисом - развитием медиа-компетентности аудитории. При этом под медиакомпетентностью личности мы понимаем «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотива-ционный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-де-ятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатек-стов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007];
- основные задачи НОЦ меди-аобразования также разнообразны, однако, в целом преобладают те, что в максимальной степени способствуют повышению уровня медиакомпетентности различных слоев населения: развитие у аудитории умений находить, предавать, принимать, создавать медийную информацию (медиатексты), с использованием телевизионной, видео, компьютерной, мультимедийной техники; обучение аудитории
восприятию и критическому анализу информации, передаваемой по медийным каналам; организация курсов повышения квалификации по медиаобразованию для педагогов; поддержка фестивального, киноклубного и кино/медиалюбитель-ского движения и др. При этом можно отметить и общие для научно-образовательных центров любого типа задачи: учебно-методическая работа, организация и проведение научных исследований, конференций, издательская деятельность;
- как базовое определение ме-диаобразования используется либо формулировка, предложенная ЮНЕСКО, либо близкая к ней терминология;
- в качестве основной теоретической концепции, как правило, используется синтез практической и культурологической теорий медиа-образования, теории развития критического мышления, либо близкая к «практической», но вобравшая в себя элементы других теорий теория медиаактивности/медиадея-тельности;
- базовая модель НОЦ медиа-образования, как правило, состоит из следующих блоков: целевого (развитие медиакомпетентности аудитории), содержательного (с теоретической составляющей развития мотивации аудитории, уровня ее знаний о медиакультуре и практической составляющей развития перцептивных и аналитических способностей аудитории, умений в области создания медиатекстов), результативного (повышение уровня ключевых показателей медиакомпетентности); диагностический блок (констатация уровней медиа-
компетентности аудитории) далеко не всегда присутствует в явном виде, но часто подразумевается;
- организационные формы, применяемые в НОЦ, направлены на внедрение медиаобразования в учебную, внеучебную и досуговую деятельность аудитории, организацию медиаобразовательных курсов повышения квалификации педагогов, организацию кино/медиаклу-бов для школьников и молодежи, поддержку школьно-молодежных интернет-сайтов, прессы, телевидения и т.д.; проведение «круглых столов», семинаров, мастер-классов, тренингов, конференций, фестивалей, конкурсов по тематике медиа-образования; издание монографий и учебных пособий;
- методы, используемые в НОЦ медиаобразования, разнообразны как по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические, так и уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские. Однако, как правило, предпочтение отдается практическим методам;
- основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ в целом соответствуют указанным выше задачам и направлены на получение аудиторий широкого спектра знаний о медиакультуре, на развитие способностей к восприятию, критическому анализу, пониманию медиатекстов, медиатворчества, овладение медиаобразовательными умениями (для педагогов);
- области применения медиа-образовательных программ, разра-
ботанных в НОЦ, как правило, охватывают широкий спектр учреждений образования и культуры (с учетом самообразование аудитории, в том числе с помощью материалов медиаобразовательных интернет-порталов).
Наш анализ показал также, что медиаобразовательные модели, предложенные ведущими российскими медиапедагогами, довольно близки к моделям их зарубежных коллег, хотя, бесспорно, имеют и свои отличия, прежде всего - в более толерантном отношении к изучению эстетического/ художественного спектра медиакультуры.
Так или иначе, НОЦ медиаоб-разования стремятся к единому результату: повышению уровней всех основных составляющих/показателей медиакомпетентности аудитории: мотивационных, информационных, перцептивных, аналитических, практико-деятельност-ных, креативных.
Таблица 1. Сравнение основных характеристик (моделей и задач и др.) научно-образовательных центров (НОЦ) медиаобразования в России и ведущих зарубежных странах (составитель - А.В.Федоров)
м
№ Харак- Россия: США: Канада: Великобритания: Германия: Франция:
тери- НОЦ в области НОЦ в НОЦ в НОЦ в области НОЦ в области НОЦ в
стики медиаобразова- области области медиаобразова- медиаобразования области
НОЦ в ния медиаобра- медиаобра- ния медиа-
области зования зования образо-
медиа- вания
образо-
вания
1 Ведущие НОЦ «Медиаобра- НОЦ медиа- Канадская Отдел образова- Центр медиапедагогики Государ-
НОЦ в зование и медиа- образовани ассоциация ния при Британ- и медиакомпетентности ственный
области компетентность» я при Аппа- медиаобраз ском киноинсти- Университета Майнца нацио-
медиа- при Таганрогском лачинском ования туте Johannes Gutenberg нальный
образо- государственном государств Canadian http://www.bfi.org. Universität Mainz, AG медиа-
вания педагогическом енном уни- Association uk Medienpadagogic. образова
институте. верситете for Media Исследователь- http://www.medienpaed.fb тельный
НОЦ также осущест- Media Education - ский центр «Дети, 02.uni-mainz.de/moodle/ центр
вляет координацию Literacy CAME, молодёжь и ме- Медиацентр Лейпциг- CLEMI -
Ассоциации медиа- Center, Toronto. диа» при Лондон- ского университета Centre de
педагогики России. Appalachian http://www. ском университете Zentrum für Medien und liaison de
http://edu.of.ru/medi State mediastudies Centre for the Study Kommunikation, Institut für l'enseigne
aeducation University. .com of Children, Youth Kommunikations - und ment et
http://edu.of.ru/medi http://www.ee and Media, Medienwissenschaft an des médias
аНЬгагу d.appstate.ed University of London der Universität Leipzig. d'info rmati
http://edu.of.ru/medi u/department http://www.childreny http://www.uni- on.
асотре(епсе s/ci/programs /edmedia/me dialit outhandmedia.org. uk leipzig.de/~mepaed/ http://www. clemi.org
с с< о :»; С
с<
■Q
I §
С о
3
о ■Q
с с
■Q
С
с
а
■Q
0)
1 С :»; С
о-с 0) а
CD
M M
№ Харак- Россия: США: Канада: Великобритания: Германия: Франция:
тери- НОЦ в области НОЦ в НОЦ в НОЦ в области НОЦ в области НОЦ в
стики медиаобразова- области области медиаобразова- медиаобразования области
НОЦ в ния медиаобра- медиаобра- ния медиа-
области зования зования образо-
медиа- вания
образо-
вания
1 Ведущие НОЦ лаборатории Образова- Канадская Отдел развития Общество медиапеда- Исследо-
НОЦ в экранных искусств тельный ассоциация медиаграмотности гогики и коммуникации- ватель-
области Института художест- видеоцентр медиаобра- Media Literacy, онной культуры ская
медиа- венного образова- Education зова тель- OFCOM Федеральной Земли группа
образо- ния Российской Video Center, ных органи- при британском Баден-Вюртемберг «Дети и
вания Академии образо- N.Y. заций Управлении по те- Gesellschaft für медиа»
вания http://www. Canadian лекоммуникациям Medienpadagogik und GRREM:
http://www.art- evc.org Association Office of Kommunikationskultur Group de
education.ru/otd- Центр ме- of Media Communications, e.V. (GMK), recherche
dop-ekran.htm диаграмотн Education OFCOM Landesgruppe Baden- sur la
НОЦ лаборатории ости в Лос- Organization http://www.ofcom.or Württemberg. relation
медиаобразова- Анджелесе s-CAMEO, g.uk/advice/mediaji http://www.gmk-net.de/ Enfants/Me
ния и технических Center for Toronto. teracy http://www.medienpaed.de dias).
средств обучения Media Literacy, http://interact. НОЦ кинообразо- Институт исследования http://www.
Института содержа- LA, CA. uoregon.edu/ вания и практики медиапеда- grrem.org
ния и методов обу- http://www.rn MediaLit/CA Film Education гогики JFF - Institut für Регио-
чения Российской edialit.org MEO/index. http://www.filmedu Medienpadagogik in нальная
Академии образо- НОЦ Проект html cation.org Forschung und Praxis. Ассоциа-
вания «Медиаграм Центр английского http://www.jff.de ция обра-
http://www.mediaedu отность», языка и медиа Институт прикладных зователь
cation.ru Нью-Мекси- The English and исследований медиа ной моло-
ко Media Media Centre для детей дежной
Literacy http://www. IFAK: Institut für прессы
Project, NM. englishandmedia. angewandte
http://www. co.uk Kindermedienforschung
nmmlp.org
2
со
0
S
1 §
INJ О
1 Ведущие НОЦ «Медиаобра- Центр ме- Ассоциация Центр кино/ ме- при Высшей медийной Association
НОЦ в зовательные тех- диаобразов медиагра- диаобразования школе (Hochschule der regional
области нологии и новые ания в Нью- мотности детско-юношес- Medien), http://www.hdm- press
медиа- формы обучения Джерси Association кой аудитории stuttgart.de/ifak/startseite enseig nem
образо- в современном Center for for Media First Light Movies Юго-западный институт ent
вания образовательном Media Literacy- http://www.fi rstligh медиапедагогических jeuness -
учреждении» Studies, AML, tonline.co.uk исследований ARPEJ:
при московской го- NJ. Rutgers Toronto. НОЦ медиаобра- Medienpadagogischer http://www.
родской площадке University, http://interact. зования в Уэльсе Forschungsverbund pressealec
лаборатории коор- NJ, uoregon.edu/ Media Education Sudwest MPFS. ole.fr
динации экспери- http://www. MediaLit/ Wales http://www.mpfs.de Le
ментальных иссле- mediastudies НОЦ «Иезу- http://www.mediaed Центр «Дидактика и НОЦ
дований Центра об- .rutgers.edu итский KOM- wales.org.uk медиакомпетентность» СЕМЕА:
щих проблем сред- Вашингтоне муникацион Ассоциация ме- при Университете Дети, мо-
него образования кий Центр ный диаобразования им. Гумбольдта лодежь и
Института медиаобраз проект» Англии и Уэльса Humboldt-Universität / медиа
содержания и мето- ования Jesuit Media Education Humboldt University, http://www
дов обучения Рос- Center for Communicati Association Berlin. .cemea.as
сийской Академии Media on Project- http://www.mediaed http://www.ewi.hu- so.fr
образования Education, JCP, association.org.uk berlin.de/institut/abteilunge /multimedia
http://art.ioso.ru Washington, Toronto. Шотландская ас- п/didaktik/ /enfants-
НОЦ факультета DC. http://interact. социация медиа- Междисциплинарный medias/
журналистики uoregon.edu/ образования центр медиаобразова-
Московского MediaLit/JCP Association for ния и медиа при
государственного /index.html Media Education in Людвигсбургском
университета Scotland университете
http://www.joum.msu.ru http://www.mediaed scotland.org.uk Interdiszipl. Zentrum fur Medienpadagogik und Medienforschung - IZMM, PH Ludwigsburg. http://www.ph-ludwigsburg.de/64.html
M
№ Харак- Россия: США: Канада: Великобритании Германия: Франция:
тери- НОЦ в области НОЦ в НОЦ в области я: НОЦ в НОЦ в
стики медиаобразования области медиаобразова- НОЦ в области области области
НОЦ в медиаобра- ния медиаобразова- медиаобра- медиаобра-
области зования ния зования зования
медиа-
образо-
вания
1 Ведущие Тверская школа НОЦ медиа- Ассоциация Отдел образо- Институт НОЦ APTE:
НОЦ в кинообразования. образова- Медиаобразова вания при наци- развития Экран,
области Воронежский кино-видео- ния при Уни- ния в Квебеке, ональном медиаком- медиа и мы
медиа- центр им. В.М.Шукшина. верситете The Association агентстве по петентности http://www.
образо- Региональный центр Вебстер for Media делам кино и при Кельн- apte.asso.fr
вания медиаобразования Webster Education in телевидения ском уни-
(Екатеринбург) University, Quebec Северной верситете
http://www.omo-ps.ru МО. - AMEQ, Ирландии приклад-
Уральский научно-методи- http://www. Montreal. Northern Ireland ных наук
ческий центр медиакупь- webster.edu/ НОЦ «Молодежь Screen, Institut zur
туры и медиаобразования medialiteracy и изучение Education Forderung
(Екатеринбург) медиа», http://www. norther von
http://www.urfomediacenter.ru Монреаль. nirelandscreen. Medienkomp
Южно-Уральский Центр Centre for Youth co.uk. etenz,
медиаобразования and Media Fachhochsch
(Челябинск) Studies-CYMS, ule Köln.
Межрегиональный центр Montreal. http://www1.
«Томск-Медиа» (Томск) Group de fh-koeln.de/
Сибирская Ассоциация Recherche sur les Spielraum/
медиаобразования Jenes et les
http://tiit.tomsk.ru Medias (GRJM):
http://www.zhilavskaya.ru/kur http://www.
sy.html fas.umontral.ca/c om/imagination
2
со
0
S
1 §
INJ О
№
Характеристики НОЦ в области медиаобразования
Россия: НОЦ в области медиаобразования
США:
НОЦ в области медиаобразования
Канада: НОЦ в области медиаобразования
Великобритания:
НОЦ в области медиаобразования
Германия: НОЦ в области медиаобразования
Франция: НОЦ в области медиаобразования
Целевая аудитория
школьники, студенты, аудитория различного возраста (включая, например, учителей, пенсионеров и дошкольников)
школьники, студенты, аудитория различного возраста (включая, например, учителей, пенсионеров и дошкольников)
школьники, студенты, аудитория различного возраста (включая, например, учителей, пенсионеров и дошкольников)
школьники, студенты, аудитория различного возраста (включая, например, учителей, пенсионеров и дошкольников)
школьники, студенты, аудитория различного возраста (включая, например, учителей, пенсионеров и дошкольников)
школьники, студенты, аудитория различного возраста (включая, например, учителей, пенсионеров и дошкольников)
с с< о :»; С
с<
■О
I §
с о
3
о ■о с с
■О
с с
а
■О
о>
1 с :»; С
о-с 01 а со
Основные задачи образования, которые ставят перед собой НОЦ в рамках общей медиа-образо-ватель-ной цели
м
СП
- изучение и анализ медиапедаго-гического опыта;
- проведение исследований в области медиа и медиаобразования (в том числе в рамках аспирантуры);
- консультирование в области медиаобразования и медиакомпетентности;
- проведение конференций, семинаров по проблемам медиаобразования;
- изучение и анализ медиапедаго-гического опыта;
- проведение исследований в области медиа и медиаобразования;
- консультирование в области медиаобразования и медиакомпетентности;
- проведение конференций, семинаров по проблемам медиаобразования;
- изучение и анализ медиапедаго-гического опыта;
- проведение исследований в области медиа и медиаобразования:
- консультирование в области медиаобразования и медиакомпетентности;
- проведение конференций, семинаров по проблемам медиаобразования;
- изучение и анализ медиапедаго-гического опыта;
- проведение исследований в области медиа и медиаобразования;
- консультирование в области медиаобразования и медиакомпетентности;
- проведение конференций, семинаров по проблемам медиаобразования;
- изучение и анализ медиапедаго-гического опыта;
- проведение исследований в области медиа и медиаобразования;
- консультирование в области медиаобразования и медиакомпетентности;
- проведение конференций, семинаров по проблемам медиаобразования;
- изучение и анализ медиапедаго-гического опыта;
- проведение исследований в области медиа и медиаобразования:
- консультирование в области медиаобразования и медиакомпетентности;
- проведение конференций, семинаров по проблемам медиаобразования;
I\J CO
№
Характеристики НОЦ в области медиаобразования
Россия:
НОЦ в области
медиаобразования
США: НОЦ в области медиаобразования
Канада: НОЦ в области медиаобразования
Великобрита -ния: НОЦ в области медиаобразования
Германия: НОЦ в области медиаобразования
Франция: НОЦ в области медиаобразования
2
со
0
£
1 §
INJ О
Основные задачи образования, которые ставят перед собой НОЦ в рамках общей медиа-образо-ватель-ной цели
- написание и публикация монографий, учебных пособий и рабочих материалов по тематике медиаобразования;
- развитие медиакомпетент-ности / медиаграмотности, критического, демократического мышления, критической автономии аудитории (одна из основных целей практически всех медиаобразовательных организаций России, приоритетна для Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и научной школы «Ме-диаобразование и медиаком-петентность» под руководством А.В.Федорова);
- написание и публикация монографий, учебных пособий и рабочих материалов по тематике медиа-образования;
- развитие ме-диакомпетен-тности / медиа-грамотности, критического мышления, критической автономии, демократического мышления, гражданской ответственности аудитории^_
- написание и публикация монографий, учебных пособий и рабочих материалов по тематике медиа-образования;
- развитие ме-диакомпетент-ности / медиа-грамотности, критического мышления, критической автономии, демократического мышления, гражданской ответственное-ти аудитории;
- написание и публикация монографий, учебных пособий и рабочих материалов по тематике медиа-образования;
- развитие ме-диакомпетент-ности / медиа-грамотности, критического мышления, критической автономии, демократического мышления, гражданской ответственное-ти аудитории;
- написание и публикация монографий, учебных пособий и рабочих материалов по тематике медиа-образования;
- развитие ме-диакомпетент-ности / медиа-грамотности, критического мышления, критической автономии, де мократического мышления, гражданской ответственное ти аудитории;
- написание и публикация монографий, учебных пособий и рабочих материалов по тематике медиа-образования;
- развитие ме-диакомпетентн ости / медиа-грамотности, критического мышления, критической автономии, демократического мышления, гражданской ответственное ти аудитории;
Основные задачи образования, которые ставят перед собой НОЦ в рамках общей медиа-образо-ватель-ной цели
- развитие практических умении аудитории обращаться с ме-диатехникой, создавать и распространять собственные ме-диатексты (одна из основных целей практически всех медиа-образовательных организаций России, приоритетна для НОЦ при факультете журналистики МГУ, Южно-уральского центра медиаобразования, Сибирской Ассоциации медиаобразования);
- развитие эстетического восприятия и вкуса школьников и студентов (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, лаборатория экранных искусств Института художественного образования РАО);
- защита детской аудитории от вредного воздействия медийного насилия (Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России);
- развитие практических умений аудитории обращаться с медиатехникой, создавать и распространять собственные медиатексты; -защита несовершеннолетней аудитории от негативного влияния медиа (задача в большей степени свойственна религиозным медиаобразо-вательным организациям, в США такого рода позиции особенно сильны);
- развитие практических умений аудитории обращаться с медиатехникой, создавать и распространять собственные медиа-тексты; -защита несовершеннолетней аудитории от негативного влияния медиа;
- развитие практических умений аудитории обращаться с медиатехникой, создавать и распространять собственные медиа-тексты; -защита несовершеннолетней аудитории от негативного влияния медиа;
- развитие практических умений аудитории обращаться с медиатехникой, создавать и распространять собственные медиа-тексты; -защита несовершеннолетней аудитории от негативного влияния медиа;
- развитие практических умений аудитории обращаться с медиатехникой, создавать и распространять собственные медиа-тексты; -защита несовершеннолетней аудитории от негативного влияния медиа
м оо
№ Харак- Россия: США: Канада: Великобрита- Германия: Франция:
тери- НОЦ в области НОЦ в области НОЦ в области ния: НОЦ в области НОЦ в области
стики медиаобразо- медиаобразо- медиаобразо- НОЦ в области медиаобразо- медиаобразо-
НОЦ в вания вания вания медиаобразо- вания вания
области вания
медиа-
образо-
вания
4 Основ- - эстетическая - теория развития - теория развития - теория развития - теория развития - теория развития
ные тео- теория; критического, де- критического, де- критического, де- критического, де- критического, де-
ретичес- - теория развития мократического мократического мократического мократического мократического
кие кон- критического, де- мышления и кри- мышления и кри- мышления и кри- мышления и кри- мышления и кри-
цепции, мократического тической автоно- тической автоно- тической автоно- тической автоно- тической автоно-
на кото- мышления и кри- мии; мии; мии; мии; мии;
рые опи- тической автоно- -«практическая» -«практическая» -«практическая» -«практическая» -«практическая»
раются мии; теория / теория теория / теория теория / теория теория / теория теория / теория
НОЦ в -«практическая» практической ме- практической ме- практической ме- практической ме- практической ме-
области теория / теория диадеятельности/ диадеятельности/ диадеятельности/ диадеятельности/ диадеятельности/
медиа- практической ме- медиаактивности. медиаактивности. медиаактивности. медиаактивности. медиаактивности.
образо- диадеятельности/ - культурологи- - культурологи- - культурологи- - культурологи- - культурологи-
вания медиаактивности; ческая и социо- ческая и социо- ческая и социо- ческая и социо- ческая и социо-
- культурологи- культурная тео- культурная тео- культурная тео- культурная тео- культурная тео-
ческая и социо- рии развития рии развития рии развития рии развития рии развития
культурная тео- личности. личности; личности; личности; личности;
рии развития - семиотическая - семиотическая - семиотическая - семиотическая
личности. теория теория теория теория
2
со
0
£
1 §
N3 О
Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ
Теоретическая составляющая моделей:
- блок подготовки аудитории в области теории медиа, медиакульту-ры и медиаобразования;
- блок подготовки аудитории в области истории медиа /медиакуль-туры и медиаобразования. Формирующая, практическая составляющая моделей:
- блок развития медиаобразова-тельной мотивации;
- блок креативной деятельности,
- блок перцептив-но-аналитической деятельности.
Теоретическая составляющая моделей:
- блок подготовки аудитории в области теории медиа, медиакульту-ры и медиаобразования;
- блок подготовки аудитории в области истории медиа /медиакуль-туры и медиаобразования. Формирующая, практическая составляющая моделей:
- блок развития медиаобразова-тельной мотивации;
- блок креативной деятельности,
- блок перцептив-но-аналитической деятельности.
Теоретическая составляющая моделей:
- блок подготовки аудитории в области теории медиа, медиакульту-ры и медиаобразования;
- блок подготовки аудитории в области истории медиа /медиакуль-туры и медиаобразования. Формирующая, практическая составляющая моделей:
- блок развития медиаобразова-тельной мотивации;
- блок креативной деятельности,
- блок перцептив-но-аналитической деятельности.
Теоретическая составляющая моделей:
- блок подготовки аудитории в области теории медиа, медиакульту-ры и медиаобразования;
- блок подготовки аудитории в области истории медиа /медиакуль-туры и медиаобразования. Формирующая, практическая составляющая моделей:
- блок развития медиаобразова-тельной мотивации;
- блок креативной деятельности,
- блок перцептив-но-аналитической деятельности.
Теоретическая составляющая моделей:
- блок подготовки аудитории в области теории медиа, медиакульту-ры и медиаобразования;
- блок подготовки аудитории в области истории медиа /медиакуль-туры и медиаобразования. Формирующая, практическая составляющая моделей:
- блок развития медиаобразова-тельной мотивации;
- блок креативной деятельности,
- блок перцептив-но-аналитической деятельности.
Теоретическая составляющая моделей:
- блок подготовки аудитории в области теории медиа, медиакульту-ры и медиаобразования;
- блок подготовки аудитории в области истории медиа /медиакуль-туры и медиаобразования. Формирующая, практическая составляющая моделей:
- блок развития медиаобразова-тельной мотивации;
- блок креативной деятельности,
- блок перцептив-но-аналитической деятельности.
с с< о :»; С
с<
■О
I §
с о
3
о ■о с с
■О
с с
а
■О
о>
1 с :»; С
о-с 01 а со
м со
со о
№
Характеристики
Россия: НОЦ в области медиаобразо-вания
США:
НОЦ в области
медиаобразо-
вания
Канада: НОЦ в области медиаобразо-вания
Великобритания:
НОЦ в области
медиаобразо-
вания
Германия: НОЦ в области медиаобразо-вания
Франция: НОЦ в области медиаобразо-вания
Перечень
базовых
блоков
модели
медиа-
образо-
вания в
НОЦ
Диагностическая
составляющая
моделей:
- констатирующие и результативные блоки модели, с соответствующими показателями ме-диакомпетентности (мотивационным, пользовательским / контактным, когнитивным / информационным, перцептивным, интерпретационным /оценочным, прак-тико-операцион-ным / деятельност-ным и креативным). Примечание: В практико-ориен-тированных ме-диаобразователь-ных центрах акцент делается, как правило, на формирующую, практическую составляю-щую модели.
Диагностическая
составляющая
моделей:
- констатирующие и результативные блоки модели, с соответствующими показателями медиа компетентности (пользовательским, когнитивным, перцептивным, оценочным, практико-операционным / деятельностным Примечание: В практико-ориентированных медиаобразовате льных центрах акцент делается, как правило, на формирующую, практическую составляющую модели.
Диагностическая
составляющая
моделей:
- констатирующие и результативные блоки модели, с соответствующими показателями ме-диакомпетентности (пользовательским, когнитивным, перцептивным, оценочным, практико-операционным / деятельностным Примечание: В практико-ориентированных медиаобразовате льных центрах акцент делается, как правило, на формирующую, практическую составляющую модели.
Диагностическая
составляющая
моделей:
- констатирующие и результативные блоки модели, с соответствующими показателями медиа компетентности (пользовательским, когнитивным, перцептивным, оценочным, практико-операционным / деятельностным Примечание: В практико-ориентированных медиаобразовате льных центрах акцент делается, как правило, на формирующую, практическую составляющую модели.
Диагностическая
составляющая
моделей:
- констатирующие и результативные блоки модели, с соответствующими показателями медиа компетентности (пользовательским, когнитивным, перцептивным, оценочным, практико-операционным / деятельностным Примечание: В практико-ориентированных медиаобразовате льных центрах акцент делается, как правило, на формирующую, практическую составляющую модели.
Диагностическая
составляющая
моделей:
- констатирующие и результативные блоки модели, с соответствующими показателями медиа компетентности (пользовательским, когнитивным, перцептивным, оценочным, практико-операционным / деятельностным Примечание: В практико-ориентированных медиаобразовате льных центрах акцент делается, как правило, на формирующую, практическую составляющую модели.
Методы, используемые в НОЦ медиаобразования
по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности: объяснит ельно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, час-тично-поисковые или эвристические, исследовательские.
по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, час-тично-поисковые или эвристические, исследовательские.
по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности: объяснит ельно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, час-тично-поисковые или эвристические, исследовательские.
по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности: объяснит ельно-иллюстративные. репродуктивные, проблемные, час-тично-поисковые или эвристические, исследовательские.
по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, час-тично-поисковые или эвристические, исследовательские.
по источникам полученных знаний: словесные, наглядные, практические.
По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, час-тично-поисковые или эвристические, исследовательские.
со l\J
№ Характеристики НОЦ в области медиа-образо-вания Россия: НОЦ в области медиаобразования США: НОЦ в области медиаобразования Канада: НОЦ в области медиаобразования Великобритания: НОЦ в области медиаобразования Германия: НОЦ в области медиаобразования Франция: НОЦ в области медиаобразования
7 Тип финансовой поддержки научных исследований НОЦ в области медиа-образо-вания Государственное финансирование, гранты Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов (МИОН - Иноцентр, Фулбрайт, IREX, DAAD и др.). Государственное финансирование, гранты различных фондов, коммерческая деятельность, спонсорские пожертвования Государственное финансирование, гранты различных фондов, коммерческая деятельность, спонсорские пожертвования Государственное финансирование, гранты различных фондов, коммерческая деятельность, спонсорские пожертвования Государственное финансирование, гранты различных фондов, коммерческая деятельность, спонсорские пожертвования Государственное финансирование, гранты различных фондов, коммерческая деятельность, спонсорские пожертвования
2
со
0
£
1 §
INJ О
со со
8 Издава-
емые
НОЦ
(или
при их
участии)
журналы
и полно-
тексто-
вые элек-
тронные
библио-
теки по
медиа-
образо-
ванию,
издание
моно-
графий и
учебных
пособий
по про-
блемам
медиа-
образо-
вания
Журнал «Медиаобразова-ние» (печатная и электронная версии) http://www. mediagram.ru/mediaed/journal/ http://www.ifap.ru/projects/ mediamag.htm http://www.edu.of.ru/ mediaeducation/default.asp? ob_no=6096 http://www.edu.of.ru/ medialibrary/default.asp? ob_no=34437
Журнал - «Образование. Медиа. Общество: пространство сотрудничества» http://www.omo-ps.ru/ Открытая электронная библиотека "Медиаобразова-ние":
http://edu.of.ru/medialibrary Электронная Библиотека на сайте «Информационная грамотность и медиаобразование»: http:// www.mediagram.ru/ library/ С 1992 по 2010 года в России издано свыше 80 монографий и учебных пособий по проблемам массового медиа-образования. Список изданной литературы для вузов, специализирующихся в области журналистики, рекламы, кино и телевидения гораздо более обширен.
Читальный зал «Медиаграмот-ность»
http://www.medialit.
org/reading_room/
Электронный
жур-нал «Медиа-
образование и
медиаграмот-
ность»
Journal of Media
Literacy
Education
http://www.jmie.
org/index.php/
JMLE/issue/
archive
Журнал «Медиа-грамотность»
The Journal of Media Literacy (прежнее название журнала: Telemedium) http://www.nation aiteiemediacoun cii.org/pages/ teiemedium.html Портал «Медиа-грамотность» http://www.medial iteracy.com/
Портал
«Сеть
Медиа-
знаний»
Media
Awareness
Network
http://www
.media-
awarenes
s.ca
http://www .reseau-media.ca Журнал «Мед неграмотность» Mediacy
Сайт отдела образования при Британском киноинституте http://www.bfi.org.uk Бюллетень «Медиаграмотность» Ofcom Media Literacy Bulletin
http://stakeholders. ofcom.org.uk/market-data-research/media-iiteracy/mediitpub/ bulletins/previous/ Электронные журналы «Медиамазин» и «Э-магазин» MediaMagazine Emagazine
http://www.englishand media.со.uk/mm/index .html
Журнал «Медиаобразование»
(Шотландия)Т11е edia Education Journal http://www.mediaedsc otiand.org.uk/journais .html
Журнал «Медиаобра-зовательные исследования»
The Media Education Research Journal http://www.cemp.ac. uk/merj/_
Медиаобразо вательный журнал MERZ
http://www.merz
-zeitschrift.de/
Медиакультура
- Media Culture
http://www.medi
aculture-
online.de/
Медиапедаго-
гика -
Medienpadagog ik http://www. bpb.de/ methodik/ QQCQC7,0,0, Medienp% E4dagogik.html Медиапедаго-гика: информационная система Informationssys tem
Medienpadagogik http://www.ism-info.de/ Медиап рак-тика -
Medienpraktisch http://websitewi ki.wikia.com/Me dienpraktisch, de
Электронная
библиотека
CLEMI
www.demi, org
Медиаобразование и интернет-образование
Education aux médias et a l'Internet http://www. educnet.
education.fr
dossier/ education-aux-medias Библиотечный раздел сайта исследовательской группы "Дети и медиа" GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/ Medias). http://www. grrem.org
с c< о :»; С
c<
■G
I §
С о
3
о ■G с с
■G
С
с
а ■о а
1 с :»; С
о-с
О)
а
CD
со
№
Характеристики НОЦ в области медиа-образо-вания
Россия:
НОЦ в области
медиаобразования
США: НОЦ в области медиаобразования
Канада: НОЦ в области медиаобразования
Великобрита-ния: НОЦ в области медиаобразования
Германия: НОЦ в области медиаобразования
Франция: НОЦ в области медиаобразования
Положительные и негативные тенденции развития
медиа-
образо-
ватель-
ных
НОЦ
Положительные тенденции:
- в ряде НОЦ ведется интенсивная научно-исследовательская работа по тематике медиаобразования при грантовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Российского гуманитарного научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, программы Президента РФ «Поддержка ведущих научных школ России», ЮНЕСКО, ряда зарубежных фондов, активно защищаются диссертации по медиа-образовательной тематике;
Положительные тенденции:
- в ряде НОЦ ведется интенсивная научно-исследователь екая работа по тематике медиаобразования при государственной и грантовой поддержке различных фондов, спонсорской помощи, защищаются диссертации по медиаобразо-вательной тематике;
Положительные тенденции:
- в ряде НОЦ ведется интенсивная научно-исследователь екая работа по тематике медиаобразования при государственной и грантовой поддержке различных фондов, спонсорской помощи, защищаются диссертации по медиа-образователь-ной тематике;
Положительные тенденции:
- в ряде НОЦ ведется интенсивная на-учно-исследователь-ская работа по тематике медиаобразования при государственной и грантовой поддержке различных фондов, спонсорской помощи, защищаются диссертации по медиа-образовательной тематике;
- интенсивно публикуется медиаобра-зовательная литература;
Положительные тенденции:
- в ряде НОЦ ведется интенсивная научно-исследовательс кая работа по тематике медиаобразования при государственной и грантовой поддержке различных фондов, спонсорской помощи, защищаются диссертации по медиаобразова-тельной тематике;
- интенсивно публикуется медиа-образовательная литература;
Положительные тенденции:
- в ряде НОЦ ведется интенсивная научно-исследо-вательская работа по тематике медиаобразования при государственной и грантовой поддержке различных фондов, спонсорской помощи, защищаются диссертации по медиаобразова-тельной тематике;
- интенсивно публикуется медиа-образовательная литература;
Положительные и негативные тенденции развития
медиа-
образо-
ватель-
ных
НОЦ
- интенсивно публикуется медиаобразова-тельная литература, включая ежеквартальный журнал «Медиа-образование»;
- все чаще проводятся медиаобразователь-ные конференции и семинары;
- с официальным открытием (с 2002 года) вузовской специализации «Медиаобразова-ние» имеются перспективы расширения спектра высших учебных заведений России, внедряющих медиаобра-зование в учебный процесс.
Негативные тенденции, трудности:
Теоретические и практические разработки НОЦ медиаобразования не получают масс-сового внедрения, т.к.
- интенсивно публикуется медиаобразо-вательная литература;
- регулярно проводятся медиа-образователь-ные конференции и семинары;
- к медиаобра-зовательному процессу подключаются медийные агентства (периодическая печать, общественное телевидение);
- американские медиапедагоги все чаще обращаются к опыту зарубежных коллег (особенно Канады, Австралии и Великобритании).
- теоретические и практические разработки НОУ медиаобразования получают массовое внедрение, (например, в учебном процессе средних школ Канады);
- интенсивно публикуется ме-диаобразова-тельная литее-ратура;
- регулярно проводятся ме-диаобразова-тельные конференции и семинары;
- к медиобразо-вательному процессу подключены медийные агентства;
- регулярно проводятся медиаобразо-вательные конференции и семинары;
- к медиобразова-тельному процессу подключены медийные агентства;
- все больше британских школьников выбирают медиа-образовательные курсы для обучения и сдачи выпускных экзаменов.
- регулярно про-водятся медиа-образовательные конференции и семинары;
- к медиобразо-вательному процессу нередко подключаются медийные агентства;
- медиаобразо-вание в школах развито довольно интенсивно и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер;
- медиаобразо-вание учителей осуществляется в основном на специальных курсах;
- регулярно проводятся медиаобра-зовательные конференции и семинары;
- к медиобразова-тельному процессу активно подключаются медийные агентства;
- медиаобразова-ние в школах развито довольно интенсивно и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер;
- медиаобразова-ние учителей осуществляется в основном на специальных курсах;
№
Характеристики
Россия: НОЦ в области медиаобразования
США: НОЦ в области медиаобразования
Канада: НОЦ в области медиаобразования
Великобрита-ния: НОЦ в области медиаобразования
Германия: НОЦ в области медиаобразования
Франция: НОЦ в области медиаобразования
Положительные и негативные тенденции развития
медиа-
образо-
ватель-
ных
НОЦ
- медиаобразова-ние не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа);
- медиаобразова-ние в школах (как интегрированного в базовые предметы, так и автономного - факультативного, кружкового характера) развито все еще слабо;
- медиаобразова-ние студентов педагогических вузов и учителей также не является обязательным и охватывает ограниченный круг учреждений._
Негативные
тенденции,
трудности:
Теоретические и практические разработки НОЦ медиаобразования не получают массового внедрения, т.к.:
- медиаобразо-вание является обязательным не только в специализированных вузах и факультетах, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа, но и (как, например, и в Австралии) во всех средних школах Канады - с 1 по 12 классы включительно. При этом практикуется интегрированное медиаобразо-вание.
- активное обучение (acti ve/actio n-o rie nted learning) в контексте британского медиаобразования трактуется в не только как форма воспитания критически мыслящих активных медиапользователей, но и как процесс вовлечения учащихся в различные искусственно-смоделированные ролевые ситуации (simulations), имитирующие реальность, или экспериментальные ме-диапроекты, организованные с целью более глубокого изучения деятельности и сущности медиа, медиакультуры;
- Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования.
-Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования. Негативные тенденции, трудности: Теоретические и практические разработки НОЦ медиаобразования все еще не получают подлинно массового внедрения, т.к.:
-Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиа-образования. Негативные тенденции, трудности:
Теоретические и практические разработки НОЦ медиаобразования все еще не получают подлинно массового внедрения, т.к.:
2
со
0
S
1 §
ISJ
о
Положительные и негативные тенденции развития
медиа-
образо-
ватель-
ных
НОЦ
- очевидна инертность руководства многих вузов, не торопящихся делать конкретные шаги для чтения медиаобразова-тельных курсов;
- Министерство об-азования и науки РФ традиционно, концентрирует свое внимание на поддержке учебных курсов по информатике и информационным технологиям образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиапедаго-гики.
- медиаобразо-вание не явля ется обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа), хотя школьные очаги интегрированного ме-диаобразова-ния имеются во всех 50-ти штатах США.
- медиаобразо-вание студентов вузов и учителей также не является обязательным и охватывает ограниченный круг учреждений.
Негативные
тенденции,
трудности:
- не во всех школах медиа-образователь-ные возможности используются в полную силу, иногда медиаобра-зование подменяется информатикой или использование м TCO на учебных занятиях.
Негативные тендеции трудности:
Теоретические и практические разработки НОЦ медиаобразования не получают подлинно массового внедрения, т.к.:
- медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профес-сионалов в сфере медиа), хотя школьные очаги интегрированного медиаобразования имеются во всей Великобритании,-медиаобразование студентов вузов и учителей также не является обязательным и охватывает ограниченный круг учреждений.
- несмотря на очевидные успехи, медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).
- медиаобразование студентов вузов и
учителей также не является обязательным и пока не охватывает всех педагогов.
- несмотря на очевидные успехи, медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа).
- медиаобразование студентов вузов и учителей также не является обязательным и пока не охватывает всех педагогов
со оо
№
Характеристики НОЦ в области медиа-образования
Россия: НОЦ в области медиаобразования
США:
НОЦ в области медиаобразования
Канада: НОЦ в области медиаобразования
Великобрита-ния: НОЦ в области медиаобразования
Германия: НОЦ в области медиаобразования
Франция:
НОЦ в области медиаобразования
10
Выводы
Необходима консолидация НОЦ медиаобразования, педагогических вузов, факультетов журналистики, медиапе-дагогов-экспе-риментаторов и также медийного сообщества, координация взаимодействия государственных структур, уже существующих медиа-образователь-ных НОЦ и многочисленных экспериментальных площадок в данной области.
Необходима консолидация НОЦ медиаобразования, учебных учреждений, медиапе-дагогов-экспе-риментаторов и медийного сообщества, координация их взаимодействия со стороны уже существующих медиа-образовательных НОЦ и многочисленных экспериментальных площадок в данной области.
Необходима дальнейшая консолидация НОЦ медиаобразования, учебных учреждений, медиапеда-гогов-экспе-риментато-ров и медийного сообщества с целью сделать обязательное ме-диаобразо-вание в Канаде более эффективным.
Необходима консолидация НОЦ медиаобразования, учебных учреждений, медиапе-дагогов-эксперимента-торов и медийного сообщества, координация их взаимодействия со стороны уже существующих медиаобразова-тельных НОЦ и многочисленных экспериментальных площадок в данной области. Нуждается в реальном воплощении Резолюция Европейского Парламента (2008), рекомендующую введение обязательного школьного медиаобразования.
Необходима консолидация НОЦ медиа-образования, учебных учреждений, медиа-педагогов-экспери-ментаторов и медийного сообщества, координация их взаимодействия со стороны уже существующих медиаобразователь-ных НОЦ и многочисленных экспериментальных площадок в данной области. Нуждается в реальном воплощении Резолюция Европейского Парламента (2008), рекомендующую введение обязательного школьного медиаобразования.
Необходима консолидация НОЦ медиаобразования, учебных учреждений, медиа-педагогов-экспери-ментаторов и медийного сообщества, координация их взаимодействия со стороны уже существующих медиаобразова-тельных НОЦ и многочисленных экспериментальных площадок в данной области.
Нуждается в реальном воплощении Резолюция Европейского Парламента (2008), рекомендующую введение обязательного школьного медиаобразования.