Научная статья на тему 'Медиаобразовательные центры Франции'

Медиаобразовательные центры Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ФРАНЦИЯ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федоров А. В.

В статье анализируется деятельность французских центров медиаобразования, включая их цели и задачи, краткую характеристику ведущих сотрудников, медиапедагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные центры Франции»

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

Media Education in the World

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ ФРАНЦИИ*

А. В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института

им. А.П.Чехова. mediashkola@rambler.ru

Аннотация. В статье анализируется деятельность французских центров медиаобразования, включая их цели и задачи, краткую характеристику ведущих сотрудников, медиапедагогов.

Ключевые слова: медиаобразование, Франция, медиаобразовательный центр, медиаграмотность, медиакомпетентность.

Prof. Dr. Alexander Fedorov, president of Russian Association for Film and Media Education, prorector of Anton Chekhov's Taganrog State Pedagogical Institute,

mediashkola@rambler.ru

Abstract. The article examines the activities of French media education centers, including their goals and objectives, a brief description of key personnel, media educators.

Key words: Media education, media education centers, France, media literacy, media competence.

* Написано при поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1. (III очередь) - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (рук.проекта - доктор педагогических наук, профессор А.В.Федоров).

French Media Education Centers

На сегодняшний день во Франции можно выделить несколько крупных медиаобразовательных центров _ государственный национальный медиаобразовательный центр CLEMI _ Centre de liaison de l'enseignement et des medias d'information. http://www.clemi.org; Исследовательская группа «Дети и медиа» GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias). http:/ /www.grrem.org; Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы Association regional press enseignement jeuness _ ARPEJ: http://www.pressealecole.fr; APTEHYPERLINK "http://

www.apte.asso.fr/APTE08 09/ index.html" : Экран, медиа и мы http://www.apte.asso.fr

Во время нашей научной поездки во Францию нам удалось систематизировать и обобщить опыт работы крупнейших медиаобразо-вательных центров в различных

регионах страны.

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: государственный национальный медиаобразо-вательный центр CLEMI _ Centre de liaison de l'enseignement et des medias d'information. http:// www.clemi.org

2.Год создания, место расположения НОЦ: 1982, Париж.

3.Источники финансирования НОЦ: государственное финансирование и гранты различных фондов.

4. Руководство НОЦ: Франс Ре-нуччи (France Renucci), Эвелин Бе-вор (Evelyne Bevort).

Ренуччи, Франс (France Renucci): краткая творческая биография

Ф. Ренуччи - доктор наук, директор CLEMI, преподает в Сорбонне дисциплины, связанные с теорией и историей медиа. Член редколлегии журнала Medium, организатор и участница многих международных конференций и программ - как на уровне Европейского Союза, так и на уровне ЮНЕСКО. Бевор, Эвелин (Evelyne Bevort): краткая творческая биография

Э.Бевор - исполнительный директор CLEMI, известный медиапедагог и исследователь, организатор и участница многих международных конференций и программ - как на уровне Европейского Союза, так и на уровне ЮНЕСКО. Участвовала в медиаобразова-тельных конференциях в России.

Библиография

Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L'Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris -London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.

Bevort, E. & De Smedt, T. (1997) Peut-on evaluer l'education aux medias? La revue Educations. 1997. N 14, p. 50-54.

Bevort, E. & Smedt, T. (1997). Une research en vue d'envaluer les effets de l'education aux medias. Les jeunes et les medias demain. Paris: UNESCO-GRREM.

Bevort, E., Breda, I. (2001) Les jeunes et Internet. - Paris: CLEMI, 160 p.

Bevort, E., Cardy H., De Smedt, T., Garcin-Marrou, I. (1999J Evaluation des pratiques en education aux medias, leurs effects sur les enseignants et leurs eleves. - Paris: CLEMI, 152 p.

Savino-Blind, J., Bevort, E., Fremont, P., Menu, B. (2008). Eduquer aux medias ca s'apprend! Paris: SNDP-CLEMI, 152 p.

Бевор, Э. Юные, медиа и медиа-образование//Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка /Ред. А.В.Шариков. М.: ЮНПРЕСС, 1994. С. 29-35.

5. Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: школьники разных возрастных групп, дошкольники, школьные учителя, студенты.

6.Основная цель НОЦ: медиа-образование школьников, выполнение научных исследований, связанных с медиаобразованием школьников (в основном на материале прессы и интернета), с изучением влияния медиа на подрастающее поколение, повышением медиакомпетентности и т.д.

7.Основные задачи НОЦ:

- развивать критическое мышление путем сравнения различных источников информации и формировать более активных и ответственных граждан;

- развивать дух толерантности, способность услышать аргументы друг друга, понимание плюрализма идей, их относительности;

- внедрить динамичные педагогические инновации, касающиеся учебных заведений всех уровней;

- покончить с изоляцией школы от медиа, то есть установить тесные отношения с жизненными реалиями;

- использовать преимущества специфических форм печатной и аудиовизуальной культуры в нашем обществе» [CLEMI, 1996, р.12].

8.Определение медиаобразо-вания, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.

9.Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, практическая, семиотическая теории медиаобразова-ния. Важнейшее ключевое понятие во французском медиаобразова-нии - словосочетание l'éducation critique aux medias (le jugement critique). Очевидно, тут можно про-

вести прямую параллель с концепцией формирования критического мышления по отношению к медиа-текстам, выдвинутой британцем Л.Мастерманом (L.Masterman). Имеется в виду что учащиеся должны не только критически воспринимать и осмысленно оценивать произведения медиакультуры, но и осознавать, какую роль она играет в окружающей действительности (медиа как средство самовыражения человека, как средство его культурного развития и пр.), как медиа-тексты влияют на аудиторию и т.д.

10.Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок констатирующих экспериментов, направленных на выявление исходных уровней развития медиа-компетентности аудитории; блок формирующих экспериментов, направленных на развитие медиа-компетентности той или иной возрастной группы людей; блок итоговых констатирующих экспериментов, выявляющих изменения, произошедшие у аудитории в процессе формирующих экспериментов.

11.Организационные формы, применяемые в НОЦ: внедрение медиаобразования в учебную, вне-учебную и досуговую деятельность учащихся; интегрированные занятия в школах, дополнительное медиаоб-разование. Медиаобразование на материале прессы традиционно самая сильная сторона французской модели медиаобразования. Именно в этом направлении осуществляется львиная доля деятельности ^ЕМ1, проходит большая часть ежегодных конференций и семинаров.

12.Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных

знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, медиакультуре, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения). Предпочтение оказывается процессу практической меди-аобразовательной деятельности, медийным проектам, циклам игровых/творческих занятий.

13.Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий ме-диаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»). В CLEMI разработаны подробные программы и методические рекомендации по медиаобразова-нию для начальной и средней школы, лицеев — как для школьной аудитории, так и для учителей [Savino-Blind, Bevort, Fremont, Menu,

2008, p.8-34]. В частности, предполагается, чтобы учащиеся сравнивали точки зрения авторов медиатекстов разных видов и жанров, обнаруживали их противоречия, идентифицировали источники информации, анализировали сюжетные конструкции, аудиовизуальный ряд, экономические механизмы рекламы, аргументировано обосновывали свою точку зрения, умели создавать собственные медиатексты и т.д. В итоге аудитория должна обладать развитым критическим мышлением по отношению к медиа и медиатек-стам, основанным на демократических ценностях.

Аудиовизуальная сфера меди-аобразования представлена в методических рекомендация П.Берте-ло, Э.Бевор и др. под названием «Телевидение: способ использования». Здесь дается представление о телевизионных жанрах и особенностях телеязыка, о том, как создаются телепередачи, и как они воспринимаются различными социальными, возрастными и иными группами аудитории [Berthelot, Bevort. et les autres, 2003, p.8-47]. Еще детальнее методика медиаоб-разования на материале телевидения с четкой ориентацией на развитие критического и демократического мышления дана в учебном пособии, разработанной сотрудниками отделения CLEMI в Бордо [CLEMI de l'academie de Bordeaux, 2003, p.78-83]. Сотрудники регионального отделения CLEMI в Бордо разработали также методические рекомендации для использования интегрированного медиаоб-разования на уроках французского и иностранных языков, литературы,

истории, географии, художественного образования, экологии, математики, технологии и др. [CLEMI de I'academie de Bordeaux, 2003].

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: в школах, в специализированных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации учителей, на кружковых занятиях (в клубах, студиях, учреждениях дополнительного образования и досуга). Очаги медиаобразо-вания на материале прессы есть практически во всем французских школах. В начале текущего столетия во Франции был успешно проведен второй национальный конкурс школьных и лицейских журналов, в котором участвовали 982 журнала, созданных школьниками [CLEMI, 2009, p. 19]. Только в 2007-2008 годах в процесс медиа-образования (с учетом деятельности всех национальных отделений CLEMI) было вовлечено 30 тысяч человек. Из них — 24,5% составили школьники, 8% - студенты, 13,7% -педагоги, 9,5% - члены различных ассоциаций, 4,5% - исследователи. Остальную аудитория - журналисты, библиотекари, работники архивов, иностранцы и пр. (CLEMI, 2009, p. 10). Успешно проведенная в 2008 году девятнадцатая национальная Неделя прессы и медиа в школе вовлекла в свою деятельность 4,7 миллиона учащихся и 415,5 тысяч педагогов в четырнадцати тысячах учебных заведений по всей территории Франции [CLEMI, 2009, р.12]. Как всегда в Неделе прессы и медиа участвовали профессиональные журналисты из 1750 средств массовой информации (пресса,

радио, телевидение, интернет).

Учитывая стремительный рост влияния интернет-сайтов на подрастающее поколение, CLEMI активизировала свою деятельность в данном направлении. Это касается не только расширения функций и поддержки базового сайта организации www.clemi.org, содержащего тексты и аудиовизуальные файлы медиаобразовательного характера, но и проведения семинаров и круглых столов по тематике интернет-образования. В итоге это привело к восьмикратному увеличению числа посещений страниц сайта (2008) по сравнению с аналогичными данными начала XXI столетия [CLEMI, 2009, p.20-21]. Во Франции существуют также и другие медиа-образовательные сайты или меди-апедагогические секции в рамках образовательных сайтах

(www.educaresources.education.fr,

www.curiospere.tv и др.).

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Исследовательская группа «Дети и медиа» -GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias). http:// www.grrem.org

2.Год создания, место расположения НОЦ: 1995, Париж.

3.Источники финансирования НОЦ: государственное финансирование и гранты различных фондов.

4.Руководство НОЦ: Коринн Десталь (Corinne Destal), Элиза-берт Оклэр (Elisabeth Auclaire).

5.Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: широкие слои населения.

6.Основная цель НОЦ: выполнение научных исследований, связанных с изучением влияния медиа на детскую аудиторию и повышением медиакомпетентности подрастающего поколения.

7.Основные задачи НОЦ:

- изучение и анализ медиапе-дагогического опыта;

- проведение научных исследований;

- проведение конференций и семинаров по проблемам медиа-образования, влияния медиа на детскую аудиторию;

- публикации по тематике ме-диакультуры, медиаобразования.

8.Определение медиаобразования, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.

9.Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, семиотическая теории медиаобразования.

10.Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок констатирующих экспериментов, направленных на выявление уровней развития медиакомпетен-тности детской аудитории, степени влияния медиа на детей и подростков; блок анализа результатов такого рода экспериментов.

11.Организационные формы, применяемые в НОЦ: исследовательская деятельность, семинары, конференции.

12.Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демон-

страция медиатекстов); исследовательские. Предпочтение оказывается исследовательским методам.

13.Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»):

- влияние медиа на детскую аудиторию;

- методы и формы медиаобра-зования школьников;

- методология и методы научных исследований по тематике «Дети и медиа».

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: дисциплины базовых и факультативных циклов (для базовых курсов в университетах, для школ, специализированных учебных заведений, для курсов повышения квалификации учителей, в учреждениях дополнительного образования), кружковые занятия (в клубах, студиях, учреждениях дополнительного образования и досуга).

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы - Association regional press enseignement jeuness - ARPEJ: http:// www.pressealecole.fr

2.Год создания, место расположения НОЦ: 1977, Париж.

3.Источники финансирования НОЦ: государственное финансиро-

вание и гранты различных фондов.

4. Руководство НОЦ: Жан-Клод Бонно (Jean-Claude Bonnaud), Жан-Пьер Спирле (Jean-Pierre SPIRLET).

5.Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: школьники, студенты, школьные учителя.

6.Основная цель НОЦ: медиа-образование молодежи на материале прессы.

7.Основные задачи НОЦ:

- проведение конференций и семинаров по проблемам прессы и медиаобразования молодежи;

- медиаобразование молодежной аудитории.

8.Определение медиаобразования, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.

9.Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, практическая теории медиаобразования.

10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок практической деятельности, направленной на медиаобразование молодежи на материале прессы.

11.Организационные формы, применяемые в НОЦ: поддержка и развитие движения школьной и молодежной прессы в различных регионах Франции.

12.Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале прессы). Предпочте-

ние оказывается процессу практической медиаобразовательной деятельности, медийным проектам на материале прессы.

13.Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»):

- роль прессы в современном мире;

- пресса и молодежь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обучение школьников и молодежи процессу создания газет и журналов.

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: в школах и высших учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования и досуга.

***

1. Название научно-образовательного центра (НОЦ) в области медиапедагогики: НОЦ

APTEHYPERLINK "http://

www.apte.asso.fr/APTE08 09/ index.html" : Экран, медиа и мы http://www.apte.asso.fr

2.Год создания, место расположения НОЦ: 1986, Париж.

3.Источники финансирования НОЦ: различные источники.

4.Руководство НОЦ: коллективное руководство Ассоциации APTE.

б.Целевая аудитория, на которую ориентирован НОЦ: школьники, студенты, школьные учителя.

6.Основная цель НОЦ: медиа-образование аудитории (преимущественно на материале аудиови-

зуальных медиа), выполнение научных исследований, связанных с изучением влияния медиа на различные слои населения и повышением медиакомпетентности различных возрастных групп.

7.Основные задачи НОЦ:

- изучение и анализ медиапе-дагогического опыта;

- проведение конференций и семинаров по проблемам медиа-образования;

- медиаобразование школьной студенческой аудитории на материале телевидения, кино, радио, интернета, мультимедиа.

8.Определение медиаобразования, на которую опирается деятельность НОЦ: определение ЮНЕСКО.

9.Основные теоретические концепции медиаобразования, на которые опирается НОЦ: культурологическая, развития критического мышления, практическая теории медиаобразования.

10. Перечень базовых блоков модели медиаобразования в НОЦ: блок констатирующих экспериментов, направленных на выявление исходных уровней развития медиакомпетентности аудитории; блок формирующих экспериментов, направленных на развитие медиакомпетентности и практических умений на материале аудиовизуальных медиа; блок итоговых констатирующих экспериментов, выявляющих изменения, произошедшие у аудитории в процессе формирующих экспериментов.

11.Организационные формы, применяемые в НОЦ: внедрение медиаобразования в учебную, вне-учебную и досуговую деятельность учащихся.

12.Методы, используемые в НОЦ: по источникам полученных знаний: словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия); наглядные (иллюстрация и демонстрация медиатекстов); практические (выполнение различного рода заданий практического характера на материале медиа). По уровню познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные (сообщение педагогом определенной информации о медиа, медиакультуре, восприятие и усвоение этой информации аудиторией); репродуктивные (разработка и применение педагогом различных упражнений и заданий на материале медиа для того, чтобы учащиеся овладели приемами их решения), проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или медиатекста с целью развития критического мышления); частично-поисковые или эвристические, исследовательские (организация поисково-творческой деятельности обучения). Предпочтение оказывается процессу практической меди-аобразовательной деятельности, медийным проектам, циклам игровых/творческих занятий на аудиовизуальном материале.

13.Основные разделы содержания медиаобразовательной программы НОЦ (касающиеся изучения таких ключевых понятий медиаобразования как «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа»):

- медиаобразование на материале радио и телевидения;

- медиаобразование и Интернет;

- мультимедийные возможности обучения.

14. Области применения меди-аобразовательных программ, разработанных в НОЦ: в школах и высших учебных заведениях, в учреждениях дополнительного образования и досуга.

Выводы. Важнейшее направление деятельности французских научно-образовательных центров в области медиапедагогики - развитие медиаобразования школьников и молодежи. В настоящий момент оно носит как интегрирован-

ный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер. Медиаобразова-ние учителей осуществляется в основном на специальных курсах повышения квалификации. Медиаоб-разование во Франции пока не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа). Однако Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного ме-диаобразования.

Таб. 1. Современное медиаобразование во Франции

о

X ■D С

tu

H

(S

m

о м re ср ю о

(S

h tu (S s n

H

tu ^

m о

Государственный национальный медиаобразовательный центр (с многочисленными филиалами в разных городах Франции) CLEMI - Centre de liaison de l'enseignement et des medias d'information. http://www.clemi.org

Исследовательская группа "Дети и медиа" (GRREM: Group de recherche sur la relation Enfants/Medias). http://www.grrem.org

Региональная ассоциация образовательной молодежной прессы /

Association regional press enseignement jeuness - ARPEJ:

http://www.pressealecole.fr

CEMEA: экран и дети

http://www.cemea.asso.fr/multimedia/enfants-medias/ APTEHYPERLINK

"http://www.apte.asso.fr/APTE0809/index.html" : экран, медиа и мы

http://www.apte.asso.fr/APTE0809/index.html

о sS

ней

о ю о

Ï г!)

«u ге н ю а о tu ю

1 t О ^

11

z с о с

X

_ X

X ю

au ^

> -я

tu

m о

х

ГС

m

о

м

- — «< <® » » J a

* M

2 4 c 4 x ■©■ с 2

Медиаобразовательные журналы выпускаются в основном на базе С1.ЕМ1 (например, обзоры лицейской прессы), хотя многие французские педагогические и медийные журналы время от времени публикуют статьи на тему медиаобразования.

С 1992 по 2011 годы французскими медипедагогами изданы десятки монографий, учебных пособий и методических рекомендаций по проблемам массового медиаобразования. Некоторые из данных материалов можно найти в свободном доступе на сайте С1.ЕМ1 www.clemi.org Список журнальных статей по вопросам медиаобразования еще более обширен.

2

3 Главные задачи медиаобра-зования - Развитие критического, демократического мышления на медийном материале, умений анализа медиатекстов различных видов и жанров; - Развитие практических умений обращаться с медиатехникой и создавать собственные медиатексты (например, школьную и лицейскую прессу, интернет-сайты)

4 Основные медиаобра-зователь-ныетеории - теория развития критического мышления; рактическая» теория; - семиотическая теория; - культурологическая теория

5 Базовые медиаобразовательные модели - Развития критического и демократического мышления, творческих способностей на медиаматериале - на всех уровнях обучения. - Практические (изучение использования медиа на практике) - на всех уровнях обучения. - Социокультурного развития личности (в области развития эстетического восприятия и вкуса, интерпретации, анализа и т.д.) - на всех уровнях обучения; - Образовательно-информационные (изучение теории и истории медиакультуры и языка медиа), преимущественно на уровне высшей школы

6 Ключевые темы медиа-образовательных занятий Язык медиа, Аудитория медиа, Категории медиа, Технологии медиа, Медийные агентства, Медийные репрезентации, Теория и история медиакультуры, Проблемы медийного насилия и др.

7 Грантовая поддержка научных исследований в области медиа-образования Государственные гранты и гранты различных структур Европейского Союза, ЮНЕСКО. Число диссертаций французских педагогов по медиаобразовательной тематике, защищенных в XXI веке, не превышает десятка.

Медиаобразование не является обязательным (за исключением специализированных вузов, школ и факультетов, ориентированных на подготовку профессионалов в сфере медиа). Однако Резолюция Европейского Парламента (2008) настоятельно рекомендует введение обязательного школьного медиаобразования. Медиаобразование в школах развито довольно интенсивно и носит как интегрированный в базовые предметы, так и автономный (факультативный, кружковой) характер. Медиаобразование учителей осуществляется в основном на специальных курсах. Для того, чтобы дать движению медиаобразования новый импульс необходима консолидация всех образовательных и медиапедагогических организаций, медийного сообщества.

Литература / References Berthelot, P., Bevort, E. et les autres

(2003). Television: mode d'emploi. Paris: CNDP-CLEMI, 64 p.

Bevort, E. & Breda, I. (2001). Les jeunes et Internet. Paris: CLEMI, 2001, 160 p. CLEMI(1996).L'Actualite' et les medias 'a l'ecole primaire, au college et au licee. Paris: CLEMI,120 p.

CLEMI (2008). Bilan de la formation 20072008. Paris: CLEMI, 96 p, CLEMI (2009). Rapport d'activite' - 2008. Paris: CLEMI, 96 p,

CLEMI de l'academie de Bordeaux (2003). Parcours medias au college. Approaches disciplinaires et transdisciplinaires. Bordeux: CRDP, 168 p. Corroy, L. (Ed.) (2008). Les jeunes et le medias. Les raisons du succes. Paris: CLEMI-Vuibert-INA, 268 p.

European Parliament Resolution (2008) on Media Literacy in a Digital World. 16 December 2008 - Strasbourg.http:// www.europarl.europa.eu/sides/ getDoc.do?pubRef=-//EP//TEXT+TA+P6-TA-2008-0598+0+D0c+XML+V0//EN Fremont, P. (Ed.) (2002). Un partenaire exemplaire: l'ecole et les medias. Paris: CLEMI.

Fremont, P. & Bevort, E. (Eds.) (2001). Medias, violence et l'education. Paris: CNDP, 184 p.

Porcher, L. (2006). Les medias entre education et communication. Paris: CLEMI-Vuilbert-INA, 210 p.

Savino-Blind, J. (2009). 20e semain de la press et des medias dans l'ecole. Paris: CLEMI, 66 p.

Savino-Blind, J., Bevort, E., Fremont, P., Menu, B. (2008). Eduquer aux medias ca s'apprend! Paris: SNDP-CLEMI, 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.