УДК 378.1 DOI: 10.17238^1998-5320.2020.14.4.15
А. Д. Бухалко1
'Омский государственный педагогический университет, г. Омск, Российская Федерация
Основные характеристики модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе
Аннотация. В статье рассмотрены основные характеристики модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. Охарактеризованы два уровня сопровождения: организационный и фасилитативный. Рассмотрены условия эффективности сопровождения как особого вида педагогической деятельности. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторские подходы к организации сопровождения иностранных студентов в образовательном процессе российского вуза, к созданию психологически комфортной, благоприятной адаптационной среды. Основным методом послужил анализ научной литературы по проблемам адаптации студентов в образовательном процессе, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Применены классификация теорий и подходов, их сопоставление на непротиворечивость и взаимодополняемость, а также обобщение педагогического опыта. Материалами служили диссертационные исследования последних лет, статьи в научных журналах. Автором уточнена теоретическая база организации психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов в образовательном процессе современного российского вуза, дана общая характеристика его научных основ, раскрыты некоторые условия их реализации на практике в современном техническом вузе. Сделан вывод о достаточной степени разработки теоретической базы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в образовательном процессе вуза при дефиците практических инструментов работы со студентами.
Ключевые слова: адаптация иностранных студентов, образовательный процесс, психолого-педагогическое сопровождение.
Дата поступления статьи: 23 июня 2020 г.
Для цитирования: Бухалко А. Д. (2020) Основные характеристики модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 4. С. 118-127. DOI: l0Л72з8/issm998-5320.2020Л4.4.l5.
Экспорт образования - одна из актуальных тенденций развития и один из показателей эффективности современного российского вуза. Популярность российских образовательных программ за рубежом определяется не только мировым признанием их качества, рейтингом и активным маркетингом, но и возможностью в кратчайшие сроки адаптироваться к условиям и организации обучения. Кроме языкового барьера, адаптационные проблемы иностранных студентов возникают в новой социокультурной среде и в связи с новыми для них технологиями обучения, причём по большей части эти проблемы образуют единый комплекс (его подробная характеристика дана в монографии Т. Г. Аркадьевой, М. И. Васильевой и С. С. Владимировой [1]), разрешение которого продолжается несколько лет, а в ряде случаев приводит к
отчислению. Академическая адаптация особенно актуальна для технического, технологического и инженерного образования, где отличия от привычной для иностранного студента образовательной и технической практики располагаются в широком диапазоне: от системы единиц измерения до организации массивов данных в русскоязычной информационной среде, от используемых категорий и понятий до лабораторных навыков, которыми априори владеет выпускник российской школы. Не до конца решив проблему содержательного и технологического разрыва между школьным и вузовским уровнем образования, отечественная педагогика признаёт, что её сложность существенно увеличивается, когда речь идёт об иностранных студентах (см., например, работы О. В. Буховцевой [2], Е. А. Василенко [3] и др.).
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Внимание к адаптации иностранных студентов в условиях вуза является актуальной научной проблемой, решение которой определяет принципиальные возможности любой национальной системы высшего образования наращивать экспорт образовательных услуг. Её разработка активно ведётся практически во всех странах - потенциальных экспортерах образования, однако направление российских разработок в этой области имеет свои особенности. Если, например, согласно исследованиям американских учёных (А. Дарроу [4], А. Клинчиу [5], Л. Фухс и Н. Бишоп [6] и др.), адаптация иностранных студентов обеспечивается развитием предметно-пространственного окружения и образовательной среды, то в отечественной традиции в большей степени уделяется внимание психологической поддержке и сопровождению адаптационных процессов (Л. А. Антипова, Н. А. Стадульская [7], А. А. Корниенко, Д. П. Шамрова, С. Б, Квескос, Ю. А. Никитина и Ю. И. Чаплинская [8], др. авторы).
Нельзя не согласиться с В. Ф. Мартюшовым, Ф. Н. Абу-Абедом и О. Ю. Вариатовой [9] в том, что адаптация иностранных студентов к обучению в российском вузе - это прежде всего психологическая проблема и только во вторую очередь материальная. Авторы, безусловно, правы, утверждая необходимость педагогических решений в этой области. Экспериментальные исследования Н. В. Виничук [10], О. А. Ивановой [11], В. В. За-дирина, М. В. Потаповой, Е. А. Гнатишиной, Н. В. Увариной и В. В. Даниловой [12], др. авторов, дают возможность понять, что адаптация иностранцев в российской системе образования - это сложный социально-психологический процесс «вхождения» как в новую образовательную, так и в новую энтнокультурную среду, в которой человек «выстраивает» свою учебную деятельность. На наш взгляд, в качестве основных следует выделить три объекта адаптации иностранных студентов: учебную деятельность в системе высшего образования, социальную среду российского вуза, а также собственно российское социокультурное пространство. Сошлемся на мнение А. Н. Суховой [13], которая разделяет адаптацию иностранных студентов к обучению в российском вузе на академическую, социальную и культурную. Мы определяем адаптацию иностранных студентов к обучению в российском вузе как социально-психологический процесс активного
и сознательного построения конструктивного взаимодействия личности и образовательной системы за счёт самоизменения, закреплённого в личностном плане (накопление опыта взаимодействия) и одновременно за счёт преобразования образовательной системы (использование накопленного опыта взаимодействия). К перечню условий успешной адаптации иностранных студентов к обучению относится организация в российском вузе системы психолого-педагогического сопровождения данного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к обучению - это системный компонент образовательного процесса вуза, целенаправленная, планируемая и особым способом организованная совместная деятельность его субъектов, обеспечивающая благоприятные условия для как можно более быстрого и безболезненного протекания адаптационных процессов в учебной деятельности (с учётом особенностей технического образования), образовательной среде российского вуза и российском поликультурном пространстве. Содержательно психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к обучению исследовано нами сразу на двух уровнях:
- как часть образовательного процесса - в этом смысле сопровождение представляет собой особый общепринятый подход к организации своей деятельности профессорско-преподавательским составом вуза; на таком объективном уровне задаётся адаптационная среда вуза;
- как фасилитативная деятельность конкретного преподавателя, управляющего процессом адаптации обучающегося, - это субъективный уровень психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающий помощь в преодолении трудностей.
В силу глубоко субъективного характера процессов адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе целесообразным методом его изучения является моделирование. Его суть, как следует из теорий педагогического моделирования А. Н. Дахина [14], А. А. Остапенко [15], Е. А. Ло-датко [16], В. А. Ясвина [17] и др., заключается в создании модели - упрощённого заменителя, в котором из всего многообразия выделены только необходимые и наиболее существенные компоненты и связи системы.
Раздел 2. Педагогические науки
Модель психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов в российском вузе - это упрощённый знаково-сим-вольный объект-заменитель, представляющий с необходимой и достаточной для её изучения и формирования на практике точностью структуру и функции этой педагогической системы. Структурный аспект моделирования в большей степени относится к организационному уровню психолого-педагогического сопровождения и заключается в создании графического и словесно-логического описания структурных компонентов и связей благоприятной адаптационной среды. Функциональный аспект моделирования предполагает формирование графического и словесно-логического описания алгоритма педагогического взаимодействия иностранного студента с остальными субъектами образовательного процесса - алгоритма, поддерживающего процессы адаптации к обучению в российском техническом вузе и используемого в
качестве основы для индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения. Варианты структуры модели психолого-педагогического сопровождения адаптационных процессов в разных авторских трактовках отличаются друг от друга не только составом компонентов, но и выбранным типом модели. Опытно-экспериментальным путём мы установили, что достаточным будет включение в структуру модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе целевого, содержательного, организационного, субъектного, процессуального, результативно-оценочного и управляющего компонентов (рис. 1.). Такой состав, разумеется, не охватывает всей полноты психолого-педагогического сопровождения как педагогической системы, но отражает необходимый минимум для её изучения, а также направления организационной педагогической деятельности, которую необходимо вести
Рисунок 1 - Структурная модель психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе (авт.)
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
для формирования системы на практике. Обратимся к их краткой характеристике
Целевой компонент модели формирует представление об индивидуализированной цели (идеальном представлении, образе) процесса адаптации конкретного иностранного студента в российском техническом вузе, отвечающего критериальным требованиям. Постановка индивидуализированной цели осуществляется на основе требований ФГОС к организации обучения, особенностей и характеристик выбранной студентом образовательной программы, индивидуальных условий адаптации. Кроме целей психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе, в целевой компонент модели нами включены прогнозы адаптации, задачи адаптации, а также индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения адаптации.
Содержательный компонент модели отражает объём педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса, необходимый для достижения индивидуальной цели адаптации. Его условно можно разделить на инвариантную, общую для всех иностранных студентов часть и вариативную часть, связанную с проблемами и трудностями адаптации конкретного студента. Инвариантное содержание психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в образовательном процессе российского технического вуза образуют организационно-управленческая деятельность по созданию в вузе благоприятной адаптационной среды, поддержка процессов самопознания, целеполагания и планирования адаптационных процессов. К вариативному содержанию относятся поддержка развития личного адаптационного потенциала студента и помощь ему в преодолении адаптационных проблем и трудностей.
Организационный компонент модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе демонстрирует все формы и методы педагогического взаимодействия, которые, в потенциале, могут быть использованы педагогами для реализации индивидуальной программы адаптации. Организационные формы психолого-педагогического сопровождения - это установленные, методически разработанные, апробированные,
поддержанные виды взаимодействия субъектов образовательного процесса, характеризующиеся чётко поставленной локальной целью адаптации, ограниченным объёмом и алгоритмом учебной и управляющей деятельности, методологией и педагогическим средствами. При полноценных представлениях о содержании психолого-педагогического сопровождения именно богатство и эффективность организационных форм образует потенциал вуза для сопровождения процесса адаптации иностранных студентов. В организационных формах психолого-педагогического сопровождения отражаются те ресурсы вуза, которые задействованы в организации этого вида деятельности: кадровый, методический, информационный, материальный и пр. Методы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе - это способы взаимодействия субъектов образовательного процесса, с высокой долей вероятности обеспечивающие решение педагогической задачи, поставленной в каждой из организационных форм. Исходя из содержания адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе, а также предполагаемых проблем и трудностей адаптации, в организационный компонент модели мы включаем следующие организационные формы и методы психолого-педагогического сопровождения.
1. Прогнозирование процессов адаптации: исследование исходных условий адаптации, экспертную оценку и формирование экспертного заключения. Используется метод экстраполяции и сценариев.
2. Программирование психолого-педагогического сопровождения, которое подразумевает разработку и утверждение индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождение кураторами учебных групп. Используются метод последовательного приближения к заданным уровням адаптации и метод формирования индивидуальной образовательной траектории.
3. Мониторинг адаптационных процессов - постоянное, включённое изучение состояния личности в естественных нормальных условиях по трём заданным критериям адаптации: продуктивности учебной деятельности, социального взаимодействия и социального самочувствия студента. Используются методы психолого-педагогической диагностики и метод контрольных срезов;
4. Дополнительные общеразвивающие программы. Имеется в виду разработка и предоставление специальных образовательных программ, позволяющих ликвидировать образовательные дефициты. Используются методы обучения и воспитания, методы разработки образовательных программ на платформе МООДУС и управления обучением, а также методы контроля и самоконтроля учебных достижений.
5. Кураторство - межличностное взаимодействие студента с преподавателем, в ходе которого ему оказывается помощь в разрешении адаптационных проблем и трудностей. Используются методы педагогической поддержки.
6. Наставничество - межличностное взаимодействие со старшим, уже адаптированным студентом с целью обмена опытом разрешения проблем и трудностей адаптации. Используются методы обмена опытом.
7. Индивидуальная воспитательная работа - внешнее целенаправленное влияние на развитие качеств личности, необходимых для построения ею конструктивных моделей взаимодействия в образовательном процессе технического вуза, а также для преодоления адаптационных проблем и трудностей. Используются методы наблюдения и беседы, поощрения и создания ситуаций успеха, психологические тренинги и консультации.
8. Внеурочная деятельность - вовлечение иностранных студентов в научно-исследовательскую работу, социально значимую и досуговую деятельность. Используются методы социального проектирования, коллективных творческих дел, групповой работы.
9. Рефлексивная деятельность - организационные формы осмысления и коррекции личных процессов адаптации. Используются методы пробле-матизации, сравнения полученного результата с предыдущим, изменения программ.
Перечисленные выше организационные формы и методы представляются необходимым минимумом, поэтому они включены в организационный компонент модели. В реальности состав форм и методов работы может быть гораздо более широким. Более того, совершенствование форм и методов является наиболее перспективным направлением совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе.
Субъектный компонент модели определяет основных субъектов психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. К их числу мы отнесли самих иностранных студентов, российских студентов, преподавателей и воспитателей вуза, специалистов психологической службы вуза, студенческие коллективы и студенческие сообщества. Модель допускает расширение круга субъектов в связи с условиями индивидуальных образовательных программ, например включение в сопровождение представителей конфессий, национальных культурных объединений, национальных диаспор, представителей миграционной службы, вузовских структур, занимающихся вопросами академической мобильности и международного сотрудничества и др.
Поскольку время является одним из измерений, в которых формируется индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе, актуальным является выделение в его модели процессуального компонента. Процессуальный компонент объединяет этапы психолого-педагогического сопровождения и их содержательные характеристики: предадаптационный, подготовительный, интеграционный, коррекционный и рефлексивный.
Систему оценки, диффренцирования и интерпретации результата адаптации студента отражает оценочно-результативный компонент модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе. В состав компонента мы включили критерии оценки, показатели оценки, её методы, измерительные линейки и уровни адаптации.
Управляющий компонент модели выделяет основные функции управления психолого-педагогическим сопровождением адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе. В управляющий компонент включены функции:
- целеполагания, прогнозирования и программирования: они обеспечивают планирование психолого-педагогического сопровождения адаптации;
- мотивации и стимулирования: этот компонент заключается в изменении предпочтений субъектов образовательного процесса технического вуза, в формировании и поддержании у иностранных студентов мотивов к саморазвитию,
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
объективно связанных с результатом и процессом адаптации, долгосрочных стимулов, в которых адаптация является критерием оценки профессиональной и личностной самореализации;
- коррекции, сущность которой заключается в оперативном реагировании на изменение динамических и результативных характеристик адаптации в сравнении с запланированной траекторией, появление проблем и трудностей адаптации.
В целом структурная модель формирует представления о содержании и структуре психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе, необходимые для организации системы на практике, а также управления ею. Общее представление о динамике психолого-педагогического сопровождения даёт функциональная модель.
Психолого-педагогическое сопровождение адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе можно разделить на отдельные этапы, в каждом из которых специфические задачи адаптации требуют собственного содержания сопровождения. В практико-о-риентированных исследованиях (например, у Е. П. Албитовой и Г. И. Рогалевой [18], Г. А. Кручи-ниной и Н. Н. Дарьенковой [19], Н. Н. Ширковой [20] и др.) встречаются разные позиции в отношении этапирования психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов.
В функциональной модели психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском техническом вузе выделены этапы:
- предадаптационный, в течение которого происходит изучение и оценка исходных условий адаптации, адаптационного потенциала личности, индивидуальной ситуации профессионального и личностного развития студента, прогнозирование процесса адаптации и возможных персональных трудностей, а также индивидуальное программирование психолого-педагогического сопровождения;
- подготовительный, предусматривающий формирование компетенций, необходимых для освоения программ технического образования, взаимодействия в образовательной среде технического вуза, а также жизнедеятельности в российском социокультурном пространстве;
- интеграционный, в течение которого студент приобретает первичный опыт взаимодей-
ствия с остальными субъектами образовательного процесса;
- коррекционный, в ходе которого ликвидируются индивидуальные проблемы адаптации;
- рефлексивный, позволяющий оценить адаптацию иностранного студента к обучению в российском техническом вузе и сформировать ему индивидуальное образовательное пространство (рис. 2.).
Выделение отдельного предадаптационного этапа связано с нашей убежденностью в том, что индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения могут формироваться ещё до начала обучения иностранного студента в российском вузе. Ведущими формами педагогического взаимодействия с иностранным студентом на предадаптационном этапе являются изучение личного дела кандидата, офлайн-собеседование с кандидатом, предварительная экспертная оценка адаптационного потенциала будущего студента.
Основным результатом начального этапа психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе, согласно замыслу, заложенному в функциональную модель, является достижение начального уровня адаптации. Ведущими задачами сопровождения является преодоление языкового барьера, освоение норм социального взаимодействия и ликвидация образовательных дефицитов. Для решения этих задач необходимы программы дополнительного образования
Следующий этап, интеграционный, предполагает достижение иностранным студентом достаточного уровня адаптации к обучению в российском техническом вузе. Главная задача этапа - полноценное и контролируемое включение студента в учебную деятельность и социальное взаимодействие, создание адаптационных ситуаций, а также выявление индивидуальных проблем и трудностей адаптации. Взаимодействие субъектов на данном этапе предполагает вхождение в учебные группы, вовлечение во внеучебную деятельность, а также организация кураторства и наставничества.
За счёт преодоления индивидуальных адаптационных проблем и трудностей на следующем, коррекционном этапе иностранный студент может достичь нормальной адаптации. С учётом индивидуального характера проблем, на данном этапе осуществляются индивидуальная психолого-педагогическая воспитательная работа и индивидуальное консультирование студентов.
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Раздел 2. Педагогические науки
Наконец, на последнем, рефлексивном этапе за счёт опыта самостоятельной учебной деятельности студент приобретает полную самостоятельность и при благоприятном результате уже не нуждается в психолого-педагогическом сопровождении адаптации. Это не значит, что адаптационные процессы полностью завершены - напротив, усложнение учебной деятельности создаёт дополнительные задачи адаптации, но студент сможет решать их самостоятельно, т. е. выйдет на оптимальный уровень адаптации. Задачи дальнейшего профессионального развития требуют от студента полного понимания адаптационных процессов, их контроля и планирования саморазвития и самообразования, поэтому на
данном этапе в основном планируется совместная рефлексивная деятельность со студентом.
На всех этапах психолого-педагогического сопровождения планируется мониторинг адаптации иностранных студентов. Кроме непрерывного изучения адаптационных процессов, он предполагает четыре контрольных среза - по окончании подготовительного, интеграционного, коррекционного и рефлексивного этапов.
Структурное и функциональное моделирование формирует необходимый комплекс теоретических положений о психолого-педагогическом сопровождении адаптации иностранных студентов к обучению в российском вузе и позволяет перейти к практическому решению этой задачи.
Рисунок 2 - Функциональная модель психолого-педагогического сопровождения адаптации иностранных студентов
к обучению в российском вузе (авт.)
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Источники
1. Т. Г. Аркадьева, М. И. Васильева, С. С. Владимирова. Языковая, учебно-профессиональная и социокультурная адаптация иностранных студентов в российском вузе: теоретические и прикладные аспекты : коллект. монограф. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 173 с.
2. Буховцева О. В. Адаптация студентов к условиям вуза : монограф. Биробиджан : ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2020. 103 с.
3. Василенко Е. А. Проблемы социально-психологической адаптации студентов к условиям вуза : монограф. Челябинск : Б-ка А. Миллера, 2018. 141 с.
4. Darrow А. (2008) Adaptations in the classroom: accommodations and modifications. Part 2. General Music Today, vol. 21, issue 3, 2008, рр. 32-34. DOI: https://doi.org/10.1177/1048371308317089
5. Clinciu A. (2013) Adaptation and stress for the first year university students. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, 78, pp. 718-722. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.04.382
6. Fuchs L. S., Fuchs D., Bishop N. (1992) Instructional adaptation for students at risk. The Journal of Educational Research, 1992, vol. 86, no. 2, pp. 70-84. DOI: https://www.jstor.org/stable/27541846
7. Антипова Л. А., Стадульская Н. А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе: монография. Ставрополь : Логос, 2017. 103 с.
8. Kornienko A. А. et al. (2016) Adaptation problems experienced by international students in aspect of quality management. WELLSO 2016 - III International Scientific Symposium on Lifelong Wellbeing in the World. DOI: http://dx.doi.org/10. 15405/epsbs.2017.01.48
9. Мартюшов В. Ф., Абу-Абед Ф. Н., Вариатова О. Ю. Социальная адаптация иностранных студентов в России: механизм и управление : монограф. Тверь : ТвГТУ, 2018. 159 с.
10. Виничук Н. В. Психологическое сопровождение межкультурной адаптации иностранных студентов в полиэтническом образовательном пространстве ДВФУ: групповые формы работы : монограф. Владивосток : Изд-во ДФУ, 2013. 112 с.
11. Иванова О. А. Формирование учебно-профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации: монограф. Воронеж : ЦНТИ, 2014. 230 с.
12. Sadyrin V. V. et al. (2016) Students' adaptation in the social and cultural dynamics. International Journal Of Environmental & Science Education, 2016, vol. 11, no. 15, pp. 8580-8591. DOI: https://files.eric.ed.gov/ fulltext/EJ1118078.pdf
13. Сухова А. Н. Социальная, академическая и культурная адаптация иностранных студентов : авто-реф. дис... . канд. социолог. наук : 22.00.04 : защ. 27.06.2013 : [место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского] / Анна Николаевна Сухова. Нижний Новгород, 2013. 23 с.
14. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование : монограф. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2005. 229 с.
15. Остапенко А. А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М. : Народное образование ; НИИ школьных технологий, 2005. 384 с.
16. Лодатко Е. А. Моделирование педагогических систем и процессов : монограф. Славянск : СДПУ, 2010. 240 с.
17. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл, 2001. 365 с.
18. Албитова Е. П., Рогалева Г. И. Социальная адаптация студентов вуза на основе педагогической поддержки : учеб. пособие / Забайкальский гос. ун-т. Чита : ЗабГУ, 2017. 194 с.
19. Кручинина Г. А., Дарьенкова Н. Н. Адаптация студентов первого курса к обучению в техническом вузе в условиях информатизации образования: монограф. Нижний Новгород : ННГАСУ, 2016. 187 с.
20. Ширкова Н. Н. Педагогическое обеспечение социокультурной адаптации иностранных студентов: дис. ... канд. пед. наук. : 13. 00. 01 : защ. 22.12. 2017 : [место защиты : Рос. ун-т дружбы народов] / Наталия Николаевна Ширкова. М., 2017. 228 с
Информация об авторе
Бухалко Александр Демьянович
Соискатель кафедры социальной педагогики и социальной работы. Омский государственный педагогический университет (644099, РФ, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-3580-9382. E-mail: [email protected]
A. D. Buchalko1
'Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation
The main characteristics of a model of psychological and pedagogical assistance for foreign students' adaptation to the Russian higher
education institutions
Abstract. The study examines the main characteristics of a model of psychological and pedagogical support for foreign students' adaptation to a Russian university. The organizational and facilitative levels of support are described. The conditions for the support effectiveness being a special type of pedagogical activity are considered. The purpose of the article is to substantiate and discover the author's approaches to the organization of foreign students' assistance in the educational process of a Russian university; it also considers the formation of psychologically comfortable and favorable adaptation environment. The main method of research is the scientific information analysis concerning students' adaptation problems, as well as required psychological and pedagogical assistance. The study applies different theories and approaches classifications, their comparison for consistency and complementarity; it summarizes the world pedagogical experience as well. The author investigates the theories of psychological and pedagogical assistance organization for students adaptation to the educational process of a modern Russian university, the general description of the scientific foundations of psychological and pedagogical assistance in adaptation has been completed, the conditions of assistance in practice have been determined. The author concluded that the development of a theoretical basis for psychological and pedagogical assistance to foreign students during adaptation at a Russian university is sufficient, but it lacks practical tools.
Keywords: adaptation, training, technical college, foreign students, psychology and pedagogical assistance.
Paper submitted: June 23, 2020
For citation: Buchalko A. D. (2020) The main characteristics of a model of psychological and pedagogical assistance for foreign students' adaptation to the Russian higher education institutions. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 4, pp. 118-127. DOI: I0.i7238/issni998-5320.2020.i4.4.i5.
References
1. T. G. Arkadieva, Moscow I. Vasil'eva, S. S. Vladimirova. Languistic, educational-professional and socio-cultural adaptation of foreign students in a Russian university: theoretical and applied aspects. Collected monograph. St. Petersburg, Herzen RSPU. Publ., 2017, 173 p. (In Russian).
2. Bukhovtseva O. V. Students adaptation to university conditions. Monograph. Birobidjan, Sholem Aleichem PSU. Publ., 2020, 103 p. (In Russian).
3. Vasilenko E. A. Problems of social and psychological adaptation of students to university conditions: monograph. Chelyabinsk, A. Miller Library, 2018, 141 p. (In Russian).
4. Darrow A. (2008) Adaptations in the classroom: accommodations and modifications. Part 2. General Music Today, vol. 21, issue 3, 2008, pp. 32-34. DOI: https://doi.org/10.1177/1048371308317089 (In English).
5. Clinciu A. (2013) Adaptation and stress for the first year university students. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2013, 78, pp. 718-722. DOI: 10.1016/j.sbspro.2013.04.382 (In English).
6. Fuchs L. S., Fuchs D., Bishop N. (1992) Instructional adaptation for students at risk. The Journal of Educational Research, 1992, vol. 86, no. 2, pp. 70-84. DOI: https://www.jstor.org/stable/27541846 (In English).
7. Antipova L. A., Stadulskaya N. A. Psychological and pedagogical aspects of junior students adaptation to the university education conditions. Monograph. Stavropol, Logos Publ., 2017. 103 p. (In Russian).
8. Kornienko A. A. et al. (2016) Adaptation problems experienced by international students in aspect of quality management. WELLSO 2016 - III International Scientific Symposium on Lifelong Wellbeing in the World. DOI: http:// dx.doi.org/10. 15405/epsbs.2017.01.48 (In English).
9. Martyushov V. F., Abu-Abed F. N., Variatova O. Yu. Social adaptation of foreign students in Russia: mechanism and management. Monograph. Tver, TvSTU Publ., 2018, 159 p. (In Russian).
10. Vinichuk N. V. Psychological support of intercultural adaptation of foreign students in the multiethnic educational space of FEFU: group forms of work. Monograph. Vladivostok, DFU Publ., 2013, 112 p. (In Russian).
11. Ivanova O. A. Formation of educational and professional self-concept of foreign students with different levels of intercultural adaptation. Monograph. Voronezh, TsNTI Publ., 2014, 230 p. (In Russian).
ISSN 12587-943X (Online)
Part 2. Pedagogical Science
12. Sadyrin V. V. et al. (2016) Students' adaptation in the social and cultural dynamics. International Journal Of Environmental & Science Education, 2016, vol. 11, no. 15, pp. 8580-8591. DOI: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ EJ1118078.pdf (In English).
13. Sukhova A. N. Social, academic and cultural adaptation of foreign students: Dissertation abstract for the degree of candidate of social science. (Sociology): 22.00.04: def. 06.27.2013: [place of the defense: Nizhny Novgorod State Un-ty named after N. I. Lobachevsky] / Anna Nikolaevna Sukhova. Nizhny Novgorod, 2013. 23 p. (In Russian).
14. Dakhin A. N. Pedagogical modeling. Monograph. Novosibirsk, NIPKiPRO Publ., 2005, 229 p. (In Russian).
15. Ostapenko A. A. Modeling of multidimensional pedagogical reality: theory and technology. Moscow, Public Education Publ.; Research Institute of School Technologies, 2005, 384 p. (In Russian).
16. Lodatko E. A. Modeling of pedagogical systems and processes: monograph. Slavyansk, SDPU Publ., 2010, 240 p. (In Russian).
17. Yasvin V. A. Educational environment: from modeling to design. Moscow, Smysl Publ., 2001, 365 p. (In Russian).
18. Albitova E. P., Rogaleva G. I. Social adaptation of university students based on pedagogical support: textbook / Transbaikal State Un-ty. Chita, ZabGU Publ., 2017, 194 p. (In Russian).
19. Kruchinina G. A., Darienkova N. N. Adaptation of first-year students to study at a technical university in the context of informatization of education. Monograph. Nizhny Novgorod, NNGASU Publ., 2016, 187 p. (In Russian).
20. Shirkova NN Pedagogical support of socio-cultural adaptation of foreign students Dissertation for the degree of candidate of pedagogical science. (Ped.) : 13.00.01: def. 22.12.2017: [place of the defense : RUDN Un-ty] / Natalia Nikolaevna Shirkova. Moscow, 2017. 228 p. (In Russian).
Information about the author
Alexander D. Buchalko
Applicant of Department of social pedagogics and social work. Omsk State Pedagogical University (14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-3580-9382. E-mail: [email protected]
© A. fl. ByxaAKO, 2020