ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
УДК 613.287 DOI: 10.17238^П1998-5320.2020.14.3.10
Н. В. Семенова1, С. В. Вяльцин2, А. С. Вяльцин1, Л. В. Лонская1
1Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г Омск 2Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург
Образовательный маршрут студента в процессе преподавания дисциплины «Медицина катастроф»
Аннотация. В статье представлен материал о составляющих образовательного маршрута студента в процессе изучения дисциплины «Медицина катастроф». Применение технологии образовательного маршрута позволяет студентам совершенствовать свои профессиональные навыки и компетенции. В исследовании использован социологический метод (100 респондентов).
Ведущими направлениями для студентов в процессе изучения дисциплины «Медицина катастроф» являются индивидуализация обучения через занятия в молодежном научном кружке, помощь в адаптации к процессу обучения, основным средовым факторам образовательного процесса, поддержка творческой самореализации обучающихся (через мероприятия по воспитательной работе). На формирование индивидуального маршрута влияет профессионализм преподавателей, образовательные потребности обучающихся. Успешная реализация маршрута возможна через участие в научных конференциях, олимпиадах. Оптимальной формой преподавания дисциплины «Медицина катастроф» является оригинальное объяснение.
Для внедрения технологии образовательного маршрута студента необходим тщательный подбор средств обучения, способствующих развитию мышления обучающихся и научно-исследовательских навыков у них.
Ключевые слова: образовательный маршрут, студенты, медицина катастроф
Дата поступления статьи: 4 марта 2020 г.
Для цитирования: Семенова Н. В., Вяльцин С. В., Вяльцин А. С., Лонская Л. В. (2020). Образовательный маршрут студента в процессе преподавания дисциплины «Медицина катастроф» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Т. 14. № 3. С. 87-93. DOI: 10Л7238^п1998-5320.2020Л4.3Л0
Проблема. Несмотря на применение традиционных, ставших классическими методик обучения в связи с введением ФГОС третьего поколения принципиально меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их измерения [1, 2]. Если ранее оценка результатов обучения была представлена исследованием уровня знаний, умений и навыков обучающегося, то в соответствии с ФГОС оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности носит комплексный, интегративный характер через степень сформированности у выпускника [3, 4, 5].
В настоящее время актуально использование новых педагогических технологий для оптимизации процесса обучения, в том числе в высших учебных заведениях. Оценка образовательного маршрута студента как современная педагогическая технология позволяет выявлять интеллектуальный уровень студентов с использованием
психолого-педагогической диагностики, помогает выбрать средства обучения, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в учебной и внеучебной деятельности, способствует развитию у студентов профессиональных компетенций, основанных в том числе на нравственных ценностях [7, 8, 9].
Цель исследования - определение ведущих составляющих образовательного маршрута у студентов медицинского вуза в процессе преподавания дисциплины «Медицина катастроф» для обоснования корректирующих персонифицированных мероприятий по улучшению образовательного процесса.
Задачами исследования являлись: - оценка индивидуального образовательного маршрута студента медицинского вуза в процессе изучения дисциплины «Медицина катастроф»;
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Раздел 2. Педагогические науки
- обоснование проведения персонифицированных мероприятий по коррекции образовательного процесса.
Методы. В исследовании использован социологический метод - анкетирование. Нами был разработана анкета, содержащая 10 реквизитов. Вопросы касались формирования навыков научно-исследовательской и внеучебной деятельности для характеристики образовательного маршрута студентов при изучении дисциплины «Медицина катастроф». Было проведено несколько отдельных независимых экспериментов, направленных на исследование устойчивости и информативности анкет в разных условиях, чтобы оценить валидность анкет. Численность респондентов составила 100 человек. Таким образом, была обеспечена репрезентативность выборки. Для анализа данных был использован статистический метод. Математическая обработка полученных данных осуществлена с помощью программ Excel.
Результаты.
Дисциплину «Медицина катастроф» изучают студенты всех факультетов на з, 6 курсе. Основными направлениями стратегии обучения для студентов являются: индивидуализация обучения через занятия в молодежном научном кружке, помощь в адаптации к процессу обучения и основным средовым факторам образовательного процесса, поддержка творческой самореализации обучающихся (через мероприятия по воспитательной работе) [1, 2, 6].
Индивидуализация процесса обучения предлагает конструирование индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), обеспечивающих студентам перспективу и осознание своего профессионального потенциала в контексте требований современного общества. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), формирует компетентности, определяемые Федеральными государственными стандартами высшего образования.
На кафедре медицины катастроф ОГМУ в рамках стратегии обогащения обучения при изучении дисциплины применяются:
самопознание, углубление в предмет, освоение знаний о профессиональной деятельности.
При реализации стратегии проблемати-зации обучения в курсе ««Медицина катастроф» используются оригинальное объяснение, внеучебная деятельность.
Проведённый опрос респондентов (рисунок 1) показал, что в индивидуальном образовательном маршруте студента в процессе изучения дисциплины первое рейтинговое место занимает профессионализм преподавателей и составляет 55,6 %, второе место - образовательные потребности обучающихся (51,9%), на третьем месте - индивидуальные с пособности и возможности студента (44,4 %) и оснащенность материально-технической базы кафедры оказалась лишь на четвертом месте (33,3 %).
■1 образовательные потребности обучающихся ■1 индивидуальные способности и возможности студента ■1 возможности материально-технической базы кафедры ■1 профессионализм преподавателей
Рис. 1. Чем определяется индивидуальный образовательный маршрут студента, %
ИОМ - форма организации обучения, основанная на принципах индивидуализации и вариабильности образовательного процесса, необходимо учитывать индивидуальные особенности личности, после чего можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута.
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Анализ мнения респондентов показал, что, наиболее эффективными составляющими образовательного маршрута студента при изучении дисциплины «Медицина катастроф» (рисунок 2) являются организация научных студенческих конференций (59,3 %), формирование портфолио студента в течение изучения дисциплины (25,6 %), проведение олимпиады по предмету (22,2 %), издание сборника научных трудов (14,8 %).
3,70% 3,70%
проведение олимпиады по предмету организация научных студенческих конференций издание сборников научных трудов
формирование портфолио студента в течение изучения дисциплины
никакие
прочее
Рис. 2. Составляющие образовательного маршрута по дисциплине «Медицина катастроф» %
Эффективен выбор тех форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления индивидуального образовательного маршрута; также важно определение содержания учебно-тематического плана и методов работы в рамках каждой индивидуальной образовательной программы. Основой выбора индивидуального образовательного маршрута студента при изучении дисциплины «Медицина катастроф», по данным опроса обучающихся, являются жизненные и профессиональные планы (74,1 %). Это диктуется современными тенденциями в высшем образовании, в том числе в медицинских вузах. В рамках конкурсов для поступления в ординатуру на бюджетные места, при приёме на работу специалиста рассматривается его порт-фолио, достижения в процессе обучения.
" занятия в аудитории ■ групповые дополнительные занятия
■ самостоятельное изучение материала ■ практические занятия с экскурсиями
Рис. 3. Способы реализации индивидуального маршрута студента, %
На рисунке 3 представлены наиболее оптимальные, на взгляд обучающихся, способы реализации индивидуального образовательного маршрута по дисциплине «Медицина катастроф»: занятия в аудитории (55,6 %), практические занятия с экскурсиями (например, в Центры медицины катастроф и пр.) (77,8 %), самостоятельная работа (33,3 %), групповые дополнительные занятия (11,1 %). Важной формой организации индивидуального обучения является практика, которая может проходить в различных организациях и учреждениях здравоохранения, науки и т. п. Одной из форм формирования практических навыков может быть тьюторское сопровождение студентов при совпадении образовательных траекторий. В раздел практики входят многочисленные формы кружковых занятий, организуемых как на базе вуза, симуляционного центра, так и вне ее, в условиях клинических баз, средствами современных информационных технологий. На этом этапе планируется психологическое, методическое, тьюторское и информационно-техническое обеспечение индивидуальных образовательных маршрутов студентов, а значит, и взаимодействие с разными специалистами в образовательном пространстве вуза.
Согласно принципам построения индивидуального образовательного маршрута студента, на кафедре при преподавании дисциплины «Медицина катастроф» используется концентрическая структура -
ISSN 1998-5320 (Print) ISSN 12587-943Х (Online)
Раздел 2. Педагогические науки
структурирование учебного материала по типу нескольких кругов. В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких модулей, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг (в рамках цикловых занятий это раздел «Медицина катастроф»), студент осваивает второй (раздел «Токсикология» в рамках цикла).
Для разработки этапа индивидуального образовательного маршрута студента в процессе изучения дисциплины «Медицина катастроф» преподавателями используются следующие критерии:
- диагностика уровня развития способностей обучающегося и его индивидуальных интересов, особенностей;
- определение цели и постановка задач, которые реализуются во время прохождения индивидуального образовательного маршрута;
- определение времени, которое должен и может затратить студент на освоение базовой и специальной части своей индивидуальной образовательной программы;
- выбор форм занятий, методов и приемов, технологий, которые могут быть наиболее продуктивными для осуществления индивидуального маршрута;
- выбор способов оценки успешности освоения маршрута и подготовка презентации достижений.
Выводы:
1. В процессе обучения, в курсе ««Медицина катастроф» преподавателями применяются прежде всего оригинальное объяснение, занятость студента во внеучебной сфере.
2. Составляющие индивидуального образовательного маршрута студента при изучении дисциплины «Медицина катастроф» - это профессионализм преподавателей (55,6 %), образовательные потребности обу чающихся (51,9 %), индивидуальные способности и возможности студента (44,4 %), оснащённость материально-технической базы кафедры (44,4 %).
3. Содержание образовательного маршрута студента при изучении дисциплины «Медицина катастроф» составляют организация научных студенческих конференций (59,3 %), проведение олимпиады по предмету (22,2 %), издание сборника научных трудов (14,8 %), формирование портфолио студента в течение изучения дисциплины
(25,6 %).
4. Основой выбора индивидуального образовательного маршрута студента при изучении дисциплины «Медицина катастроф», по данным опроса обучающихся, являются жизненные и профессиональные планы (74,1 о/о).
5. По мнению обучающихся, наиболее эффективными способами реализации индивидуального образовательного маршрута по дисциплине «Медицина катастроф» являются занятия в аудитории (55,6 %), практические занятия с экскурсиями- 77,8 %, самостоятельная работа (33,3 %), групповые дополнительные занятия (11,1 %).
Рекомендации: согласно материалам исследования, для оптимального формирования индивидуального образовательного маршрута студента в процессе преподавания дисциплины «Медицина катастроф» необходимы: 1) оптимальное определение интеллектуального уровня студентов с использованием психолого-педагогической диагностики; 2) отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в учебной и внеучебной деятельности; 3) организация разнообразной внеучеб-ной деятельности; 4) развитие у студентов высокого интеллектуального уровня, профессиональных компетенций. Необходимо применение стратегии проблематизации обучения: использование оригинальных объяснений, нахождение нового смысла, внеучебная общественная деятельность (например, создание студенческого спасательного отряда).
ISSN 12587-943Х (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Источники
1. Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. Новосибирск: Сибирское университетское издательство. 2010. 214 с.
2. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников/Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Флянку И.П., Усачева Е.В., Куликова О.М.//Гигиена и санитария. 2020. Т. 99. № 3. С. 279-285.
3. Денисов А. П. Формирование здоровья детей раннего возраста в различных типах семей/ А. П. Денисов, А. И. Бабенко// В сборнике: Материалы XLVII научно-практической конференции с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология» и семинара «Актуальные вопросы современной профпатологии» Под редакцией В. В. Захаренкова. 2012. С. 73-76.
4. Здоровый образ жизни молодежи (от абитуриента медицинского вуза до специали-ста)/Семенова Н.В., Василевская Е.С., Денисов Ю.П., Авдеев Д.Б.//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 68.
5. Ненашева Е. В., Деревянко А. С., Кодякова Н. В. Адаптация студентов-медиков // Электронный научный журнал «Аргюгь Серия: гуманитарные науки» № 6, 2015. - С. 1-6.
6. Ковалева С. А. Выявление уровня физической подготовленности студентов по результатам сдачи норм ГТО / С. А. Ковалева//Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. №4. С 73-77.
7. Кармазина Н.В., Федорова Е.Н., Янюшкина Г.М. Особенности реализации студентами вуза индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. С. 43.
8. Нутритивное сопровождение студентов-спортсменов медицинского университета в предсоревновательный период/Семенова Н. В., Блинова Е. Г.//Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 9. С. 30-32.
9. Условия труда и состояние здоровья врачей крупной медицинской организации/Труфа-нова Н.Л., Новикова И.И.//Медицина труда и промышленная экология. 2019. Т. 59. № 9. С. 777.
Информация об авторах Семенова Наталья Владимировна
Кандидат медицинских наук (кафедра безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, кафедра топографической анатомии, оперативной хирургии). Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (644050, РФ, г. Омск, ул. Ленина, 12). SPIN-код: 1594-3282. Author ID: 621459. E-mail: [email protected]
Вяльцин Сергей Валентинович
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры медицины катастроф. Оренбургский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (460000, РФ, г. Оренбург, Парковый пр., 7, учебный корпус № 3). SPIN-код: 5970-4163. Author ID: 292290
Вяльцин Алексей Сергеевич
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры топографической анатомии, оперативной хирургии. Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (644050, РФ, г. Омск, ул. Ленина, 12). SPIN-код: 1341-7794. Author ID: 621463. E-mail: [email protected]
Лонская Лариса Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ДПО. Омский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации (644050, РФ, г. Омск, ул. Ленина, 12). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6467-8169. SPIN-код: 2630-7536. Author ID: 799249. E-mail: [email protected]
Issn i2587-943xPonHne) Наука о человеке: гуманитарные исследования Т. 14 № 3 2020
Раздел 2. Педагогические науки
N. V. Semеnova1. S. V. Vyaltsin2, A. S. Vyaltsin1, L. V. Lonskaya1
1Omsk State Medical University, Omsk, Russian Federation 2Orenburg State Medical University, Orenburg, Russian Federation
Educational route of a student training in disaster medicine
Abstract. The article presents material on the components of the student's educational route training in ''Disaster Medicine''. The educational route technology allows students to improve their professional skills and competencies.
Sociological method (50 respondents) was used in the study.
The leading directions for students training in ''Disaster Medicine'' are: education individualization through classes in the youth scientific club, assistance in adaptation to the learning process, the main environmental factors of the educational process, support of creative self-realization of students (through educational activities). An individual route formation is influenced by the professionalism of teachers and the educational needs of students. Successful implementation of the route is possible through participation in scientific conferences, Olympiads. The best form of teaching ''Disaster Medicine'' is the original explanation. In order to introduce the technology of the student's educational route, it is necessary to carefully select the means of education contributing to the development of the students thinking and research skills.
Keywords: educational route, students, disaster medicine.
Paper submitted: March 4, 2020
For citation: Semenova N.V., Vyaltsin S. V., Vyaltsin A. S., Lonskaya L. V. (2020). Educational route of a student training in disaster medicine. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 14, no. 3, pp. 87-93. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2020.14.3.10.
References
1. Aizman R. I. Fundamentals of medical knowledge and a healthy lifestyle: Textbook/R. I. Aizman, V. B. Rubanovich, M. A. Subotyalov. Novosibirsk: Siberian University Publishing House. 2010. 214 p. (In Russian)
2. Motor activity and individual cumulative risks of violation of the health components of schoolchildren / Novikov I. I., Erofeev Yu. V., Flyanka I. P., Usacheva E. V., Kulikova O. M. Hygiene and sanitation. 2020. T. 99. NO. 3. C. 279-285. (In Russian)
3. Denisov A.P. Formation of the Health of Young Children in Various Types of Families/A.P. Denisov, A.I. Babenko//In the collection: Materials of the XLVII Scientific and Practical Conference with International Participation «Hygiene, Healthcare Organization and Professional Pathology» and the seminar «Current Issues of Modern Occupational Pathology» edited by V. V. Zakharenkov. 2012 (In Russian)
4. Healthy lifestyle of young people (from an applicant of a medical university to a specialist) /Semenova N. V., Vasilevskaya E. S., Denisov Yu. P., Avdeev D. B. Modern problems of science and education. 2015. NO. 1-1, pp. 68. (In Russian)
5. Nenasheva E. V., Derevyanko A. S., Kodyakova N. V. Adaptation of medical students. Electronic scientific journal. Apriori. Series: Humanities No. 6, 2015, pp. 1-6. (In Russian)
6. Kovalyov S.A. Identification of level of physical fitness of students by results of hitting qualifying standards of GTO / S.A. Kovalyova. Physical education: education, education, training. 2016. No. 4. From 73-77. (In Russian)
7. Karmazina N. V., Fedorova E. N., Yanyushkina G.M. Features of the implementation by university students of individual educational routes (IOM ). Modern problems of science and education. 2014. No. 3, pp. 43. (In Russian)
8. Nutritional support of students-athletes of medical university in pre-competition period/ Semenova N.V., Blinova E.G. Hygiene and sanitation. 2015. T. 94. NO, 9 pp. 30-32. (In Russian)
9. Working conditions and health of doctors of a large medical organization/Trufanov N. L., Novikova I. I. Labor medicine and industrial ecology. 2019. T. 59. NO. 9. P. 777. (In Russian).
ISSN 12587-943X (Online)
Part 2. Pedagogical Science
Information about the authors
Natal'ya V. Semenova
Cand. Sc. (Medicine). Omsk State Medical University. (12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation). SPIN-Kog: 1594-3282. Author ID: 621459. E-mail: [email protected]
Sergey V. Vyaltsin
Cand. Sc. (Medicine), Associate Professor. Orenburg State Medical University (6 Soviet St., Orenburg, 460000, Russian Federation). SPIN-Kog: 5970-4163. Author ID: 292290. E-mail: aleksey_ [email protected]
Aleksey S. Vyaltsin
Cand. Sc. (Medicine), Associate Professor. Omsk State Medical University. (12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation). SPIN-Kog: 1341-7794. Author ID: 621463. E-mail: aleksey_vyaltsin@ mail.ru
Larisa V. Lonskaya
Cand. Sc. (Pedagogy), Associate Professor. Omsk State Medical University. (12 Lenin st., Omsk, 644099, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6467-8169. SPIN-Kog: 26307536. Author ID: 799249. E-mail: [email protected]
© H. B. CeMeHoea, C. B. BRAb^H, A. C. BRAb^H, M. B. MoHCKaR, 2020