Научная статья на тему 'Индивидуальный образовательный маршрут в системе психолого-педагогического сопровождения студентов вуза'

Индивидуальный образовательный маршрут в системе психолого-педагогического сопровождения студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
957
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТА / ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / СУБЪЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF STUDENTS / PARTICIPATORY APPROACH / SUBJECT OF EDUCATIONAL ACTIVITY / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н.

В работе описаны современные подходы и модели индивидуализации обучения студентов педагогического вуза. Раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения студента как субъекта образовательной деятельности. Определены содержательные характеристики индивидуального образовательного маршрута студента и функционал куратора, тьютора, эдвайзера в его реализации. В ходе исследования выявлены социально-педагогические и организационно-педагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута в вузе. К социально-педагогическим условиям относятся: демократизация образовательного процесса вуза, принятие субъектами педагогического процесса индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации и профессионального становления будущего педагога; активное включение обучающихся в формирование своего индивидуального учебного плана по годам обучения; сопровождение студента в индивидуально-ориентированном образовательном процессе через введение академических консультантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириенкова Н. В., Свиридов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE IN SYSTEM OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

In the research work modern approaches and models of individualization of training of students of pedagogical higher education institutions are described. The contents of psychology and pedagogical support to a student as a subject of educational activity is analyzed. Substantial characteristics of an individual educational route of a student and functionality of a curator, tutor and advisor in their realization are defined. The functions of the academic advisor at the undergraduate level in addition to assistance in solving various organizational and educational issues, information and psychological support, according to the students, includes employment assistance, counseling and support in finding and implementing various research programs and projects. In students’ supervision model the researchers find a number of options: a curator a member of students’ activists; students who are teaching practice; member of the student teaching unit; volunteer. In the interaction of students of junior and senior courses have brought such personal qualities as autonomy, freedom of creative. Integration of different models of supervision in the modern university is expanding opportunities for students to self-education and self-realization, self-organization and self-stimulation.

Текст научной работы на тему «Индивидуальный образовательный маршрут в системе психолого-педагогического сопровождения студентов вуза»

6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. Москва: МГУ, 1971.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Санкт-Петербург: Питер; Москва: Смысл, 2003.

8. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Москва: «Академия», 2003.

References

1. Dobrynin N.F. Problema znachimosti v psihologii. Materialy soveschaniya po psihologii. Moskva, 1957.

2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.

3. Shahov V.I. Psihologicheskie osnovy pedagogicheskoj nauki. Pedagogika. 2002; 4.

4. Babushkin G.D. Formirovanie sportivnoj motivacii. Omsk, 2000.

5. Kiknadze D.A. Sistema faktorov dejstviya i razvitiya lichnosti. Tbilisi, 1982.

6. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy, 'emocii. Moskva: MGU, 1971.

7. Hekhauzen H. Motivaciya ideyatel'nost'. Sankt-Peterburg: Piter; Moskva: Smysl, 2003.

8. Slastenin V.A., Chizhakova G.I. Vvedenie vpedagogicheskuyu aksiologiyu: Moskva: «Akademiya», 2003.

Статья поступила в редакцию 16.03.15

УДК 37.015.3

Kiriyenkova N.V., teacher, Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: kirnat67@mail.ru

Sviridov A.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy, Altai State Pedagogical University (Barnaul,

Russia), E-mail: sviridan@list.ru

THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE IN SYSTEM OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL ASSISTANCE TO STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS. In the research work modern approaches and models of individualization of training of students of pedagogical higher education institutions are described. The contents of psychology and pedagogical support to a student as a subject of educational activity is analyzed. Substantial characteristics of an individual educational route of a student and functionality of a curator, tutor and advisor in their realization are defined. The functions of the academic advisor at the undergraduate level in addition to assistance in solving various organizational and educational issues, information and psychological support, according to the students, includes employment assistance, counseling and support in finding and implementing various research programs and projects. In students' supervision model the researchers find a number of options: a curator - a member of students' activists; students who are teaching practice; member of the student teaching unit; volunteer. In the interaction of students of junior and senior courses have brought such personal qualities as autonomy, freedom of creative. Integration of different models of supervision in the modern university is expanding opportunities for students to self-education and self-realization, self-organization and self-stimulation.

Key words: psychology and pedagogical support of students, participatory approach, subject of educational activity, individual educational route.

Н.В. Кириенкова, ст. преп. каф. педагогики Алтайского государственного педагогического университета,

г. Барнаул, E-mail: kirnat67@mail.ru

А.Н. Свиридов, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики Алтайского государственного педагогического университета,

г. Барнаул, E-mail: sviridan@list.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В работе описаны современные подходы и модели индивидуализации обучения студентов педагогического вуза. Раскрыто содержание психолого-педагогического сопровождения студента как субъекта образовательной деятельности. Определены содержательные характеристики индивидуального образовательного маршрута студента и функционал куратора, тьютора, эдвайзера в его реализации. В ходе исследования выявлены социально-педагогические и организационно-педагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута в вузе. К социально-педагогическим условиям относятся: демократизация образовательного процесса вуза, принятие субъектами педагогического процесса индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации и профессионального становления будущего педагога; активное включение обучающихся в формирование своего индивидуального учебного плана по годам обучения; сопровождение студента в индивидуально-ориентированном образовательном процессе через введение академических консультантов.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение студента, партисипативный подход, субъект образовательной деятельности, индивидуальный образовательный маршрут

Актуальность настоящего исследования связана, прежде всего, с тем, что в новом ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (2012), в ФГОС школы и вузов впервые определён статус понятий «социально-педагогическое», «психолого-педагогическое сопровождение». В современной нормативно-правовой базе российского образования четко сформировался новый тезис: «сущность современного образования - в парадигме сопровождения развития личности обучающихся». Эта позиция отражена, например, в названии профессионального стандарта воспитателя, утвержденного Минтруда РФ в 2013: «Профессио-

нальный стандарт. Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению обучающихся)».

В ряде исследований отмечается, что понятие «сопровождение» вошло в жизнь педагогического сообщества России в первой половине 90-х годов благодаря российско-фламандским семинарам, посвящённым построению в нашей стране особой системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Е.И. Казакова и А.П. Тряпицина подчёркивают, что «использование термина «сопровождение» продиктовано необходимо-

стью дополнительно подчеркнуть самостоятельность субъекта в принятии решения. Термин «сопровождение» может быть раскрыт через «обеспечение условий для принятия субъектом решения» [1, с. 15].

По мнению Л.Г. Тариты, сопровождаемое развитие выступает определённой альтернативой методу «направляемого» развития. В этом плане возникновение метода сопровождения как необходимой составляющей образования продиктовано рядом обстоятельств:

- общей гуманистической концепцией образования;

- ориентацией на развитие личности и общества как самоценности образования;

- опорой на внутренний потенциал развития любой системы;

- осознанием новой сущности методов индивидуализации и дифференциации в образовании как методов, отстаивающих право личности на выбор наиболее целесообразного пути развития [2, с. 12].

Сопровождение образовательной деятельности студентов в теоретическом и технологическом планах базируется на принципах индивидуального подхода.

Совершенствованию системы преподавания на принципах индивидуализации обучения в высшей школе посвятили свои труды: С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, С.В Воробьева, Н.А. Лабунская, В.М. Монахов, В.В. Сериков, Н.В. Чекалева, А.П. Тряпицына. Работы ученых нацелены на разрешение фундаментального противоречия - между многообразием индивидуально-личностных запросов людей и ограниченными возможностями образовательных систем. В ряде педагогических исследований экспериментально доказано, что если в образовательном процессе вуза осуществляется проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студента, построение студентом своего образовательного пути, в формировании которого обучающийся выступает как субъект выбора, разработки и реализации образования, то уровень осознанности учения, мотивации и интереса к предметам, а следовательно, и конечные результаты профессионального обучения становятся гораздо выше [3, 4, 5].

Взгляд на полисемантизм индивидуального образовательного маршрута представлен различными точками зрения учёных:

- образовательная программа (Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына);

- дифференцированная образовательная программа (С.И. Воробьева);

- вариативный личностно направленный учебный план (В.В. Лаптева);

- путь восхождения студента к образованию (В.И. Богословский).

В образовательном маршруте выделяются три линии продвижения: линия личностного роста; линия знаний и линия профессионального самоопределения.

С точки зрения Н.А. Лабунской, можно выделить следующие типы индивидуальных образовательных маршрутов в вузе:

• Я-центрированный; ориентированный на получение знаний;

• связанный с формированием студентом себя как человека образованного;

• связанный с формированием студентом себя как будущего специалиста;

• с формированием себя как будущего учителя;

• ориентированный на научную деятельность [3, с. 151].

В исследованиях Н.В. Чекалевой доказано, что обеспечение готовности студента к построению индивидуального образовательного маршрута профессионального становления - это новое системное качество профессионального образования - совокупность средств обучения и технологий их использования, которые проектируются преподавателем в целях организации самостоятельной образовательной и учебно-профессиональной деятельности студента [6, с. 9].

С позиций компетентностного подхода индивидуальный образовательный маршрут помогает готовить профессионально-компетентного педагога, обладающего следующими качествами: адаптирующийся, коммуникабельный, с креативным мышлением, субъектный, интеллектуально развитый, профессионально мобильный и умеющий развивать эти качества в другом. Студент - будущий современный учитель должен являться не только носителем знаний, умений, навыков, но и субъектом своего труда, то есть сам ставит цели деятельности,

самостоятельно выбирает средства ее достижения и несет ответственность за ее реализацию.

В ходе исследования нами выявлены социально-педагогические и организационно-педагогические условия, реализация которых значительно повышает эффективность реализации индивидуального образовательного маршрута в вузе. К социально-педагогическим условиям относятся: демократизация образовательного процесса вуза, принятие субъектами педагогического процесса индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самореализации и профессионального становления будущего педагога; активное включение обучающихся в формирование своего индивидуального учебного плана по годам обучения; сопровождение студента в индивидуально-ориентированном образовательном процессе через введение академических консультантов.

В основу организационно-педагогических условий реализации индивидуального образовательного маршрута положен индивидуальный учебный план. При организации индивидуально-ориентированного способа освоения компетентностей каждый студент составляет свой индивидуальный учебный план. В этой связи индивидуальный учебный план (как документ) содержит:

- наименование основной образовательной программы, название факультета (института), выпускающей кафедры или дирекции образовательной программы, сведения о руководителе образовательной про граммы и сведения об академическом консультанте;

- график учебного процесса;

- индивидуальный рабочий план на каждый семестр с указанием количества зачетных единиц за каждый вид деятельности, а также итогов промежуточной и текущей аттестации;

- технологическую карту научно-исследовательской работы (для магистранта);

- технологические карты практик;

- сведения о выпускной квалификационной работе для магистранта или бакалавра четвертого года обучения (тема, дата утверждения темы на заседании кафедры, срок представления и срок защиты, сведения о научном руководителе);

- технологическую карту выпускной квалификационной работы и др.

Перед студентом встают проблемы: формирование индивидуального учебного плана, выбор модулей и учебных курсов. Обучающийся может испытывать затруднения при выборе того или иного курса, результаты освоения которого могут быть полезны для его профессионального роста. В данных условиях обучения студенту необходима консультация или совет компетентного специалиста - академического консультанта [7].

Опираясь на опыт организации индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена, мы считаем, что реализация индивидуального образовательного маршрута в современном вузе возможна при выполнении академическим консультантом следующих функций:

• консультирование по поводу выбора дисциплин, курсов, изменения намеченного маршрута;

• оказание помощи студенту в разрешении проблем, связанных с учебой, здоровьем, финансами и личными проблемами;

• информирование студента о существующих службах для студентов в вузе;

• поддержка и сопровождение во время обучения и др.;

• регистрация в начале каждого учебного года, написание рекомендаций для работодателя, отслеживание студенческих достижений, посещения и др.;

• поддержка при появлении личных проблем, представление интересов студента на совете экзаменаторов и др.

Необходимо отметить, что для эффективного выполнения своих обязанностей академический консультант должен:

• быть в курсе инфраструктуры университета, его служб, особенностей организации учебного процесса: правил приема, регистрации на курс (дисциплину), требований, которым должны соответствовать студенты на определенном этапе их обучения, планирования индивидуального образовательного маршрута, исходя из жизненных и профессиональных планов студента;

• знать, как личные проблемы студента могут повлиять на его академические достижения;

• отслеживать достижения студентов в процессе обучения и вести записи каждой встречи со студентом для того, чтобы можно было проследить продвижение студента;

• знать, где заканчиваются его обязанности, чтобы вовремя направить студента в другую службу с целью качественного оказания ему помощи (например, психологической);

• относиться с пониманием к трудностям в обучении и личным проблемам студента, выслушивать студента, стараться помочь разрешить существующую проблему, не забывая о том, что общение со студентом должно носить конфиденциальный характер [7, с. 53-54].

Следовательно, роль академического консультанта в реализации индивидуального образовательного маршрута является одним из организационно-педагогических условий в осуществлении индивидуализированной помощи и психолого-педагогического сопровождения студентов. Педагогическое сопровождение студентов - это многоплановое и полиморфное взаимодействие, основная функция которого состоит в стимулировании той индивидуальной совокупности личностно значимых потребностей субъекта образовательной деятельности, которая обуславливает его самореализацию.

Академический консультант - понятие, отражающее деятельность различных специалистов. Е.И. Соколова провела содержательный анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования [8, с. 8-12]. Общим признаком данных социальных ролей является их посредническая функция, а различия кроются в особенностях взаимодействия студента и педагога по достижению целей образования.

Данный анализ актуализировал проблему субъектности студента в проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута. Как технологически студенту реализовать свое право субъектности в вузе?

На наш взгляд, решение данного вопроса возможно на основе партисипативного подхода. Его важнейший принцип - переориентация ответственности исполнителей с процессов и функций на результаты и цели, что делает структуру управления более гибкой и динамичной. Анализ научной литературы (Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова) показал, что термин «партисипативность» соотносится с такими понятиями, как «участие», «соучастие», «вовлеченность» [9; 10] .

Партисипативность предполагает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для выработки и реализации совместного решения коммуникативной ситуации, которое является субъект-субъектным. В связи с этим механизм такого взаимодействия должен быть близок переговорам с целью нахождения общности взглядов на проблему принятия единого согласованного решения и обеспечения активности обучаемых. Характерные черты, присущие партисипативному подходу:

• влияние студентов на разрешение значимых коммуникативных проблем;

• совместное принятие и исполнение решений преподавателем и будущим специалистом;

• диалогическое взаимодействие преподавателя и студента, основанное на паритетных началах;

• достижение консенсуса при решении коммуникативной проблемы;

• добровольность и заинтересованность всех участников образовательного процесса;

• коммуникативная компетентность участников образовательного процесса;

• коллективнаяответственность.

На наш взгляд, соотношение понятий «куратор», «тьютор», «эдвайзер» в процессе сопровождения студента педагогического вуза определяется на уровне функциональных различий [11, с. 221].

Куратор - (от лат. curare - заботиться, опекать) наставник в период адаптации студента в вузе. Актуален на первом курсе бакалавриата.

Тьютор - (от лат. tutorem - наставник, опекун) в значении «старший, назначенный опекать младшего студента в занятиях» фиксируется в источниках с 1580 года. Тьютор - исторически сложившаяся педагогическая позиция, которая обеспечивает возможность разработки индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, сопровождая процесс индивидуального продвижения в школе, вузе, системах дополнительного и непрерывного образования. Актуален на втором курсе бакалавриата.

Эдвайзер ^dvisor) - производное от старофранцузского «avisen» в значении «раздумывать» (конец XII века). Значение «давать совет» появилось в конце XIV века. Эдвайзер - это пре-

подаватель, выполняющий функции академического наставника студента, обучающегося по определенной специальности. В современной образовательной практике можно выделить три основные функции эдвайзера: 1) помогать личностному росту студентов; 2) помогать в разработке контента учебных программ; 3) помогать поддерживать традиции в студенческой культуре конкретного университета.

Эдвайзер (Advisor) - преподаватель, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения. Эдвайзер представляет академические интересы обучающихся и участвует в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса, предоставляет их обучающемуся и содействует ему в составлении и корректировке индивидуального учебного плана. Эдвайзер назначается из профессорско-преподавательского состава и хорошо успевающих студентов-активистов с целью академического оповещения. За своевременность назначения эдвайзеров ответственность возлагается на деканов. Актуален на 3-4 курсах бакалавриата.

Нами проведено лонгитюдное (2005 - 2014 гг.) исследование потребности студентов в академическом консультанте в вузах города Барнаула [11] .

Среди самых значительных трудностей первых месяцев обучения в вузе наряду с большим объемом учебной нагрузки и сложностью новых предметов студенты отмечают проблему взаимоотношений преподавателей и студентов. На вопрос об актуальности психологической помощи в вузе, только 30% из всех опрошенных первокурсников категорически отрицают её необходимость. Еще 30% учащихся затруднились с ответом. Остальные 40% первокурсников считают, что психологическая помощь им нужна, в первую очередь, при решении следующих вопросов: преодоление стресса перед первой сессией; вхождение в новый коллектив; сплочение учебной группы; решение личностных проблем.

По мнению опрошенных, работая с первокурсниками, куратор в первую очередь должен осуществлять информационную функцию: рассказывать об университете, его истории и традициях, помогать сориентироваться в расположении корпусов и аудиторий, знакомить с правами и обязанностями, сообщать о различных событиях и мероприятиях, проводимых в университете.

Во-вторых, куратор должен помогать в решении самых разнообразных проблем, связанных с учебой и заниматься различными организационными вопросами.

В-третьих, студенты считают, что в функции куратора входит оказание психологической помощи в период адаптации к вузу, работа по сплочению учебной группы.

Значительное число студентов, около 80%, думают, что куратор необходим не только на первом и втором, но и на старших курсах.

В функции академического консультанта (куратора, тьютора, эдвайзера) на старших курсах помимо помощи в решении различных организационных и учебных вопросов, информирования и психологической поддержки, по мнению студентов, входит помощь в трудоустройстве, профориентации, поддержке в поиске и реализации различных научно-исследовательских программ и проектов, выпускных квалификационных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институт кураторов академических групп обладает серьЁзным воспитательным потенциалом и может рассматриваться как актуальный инновационный ресурс современного высшего профессионального образования, предполагающий наличие системы научно-методической, организационно-методической, социально-психологической, финансово-экономической поддержки деятельности кураторов студенческих групп.

Безусловно, деятельность куратора направлена и на обеспечение участия студентов во внеучебной деятельности - мероприятиях, проводимых вузом, факультетом. Куратор академической группы выступает как старший наставник, товарищ и консультант, он помогает развивать инициативу и самостоятельность.

Решая ключевые задачи организационно-методического, социально-психологического, педагогического характера, куратор выступает в качестве посредника между руководством факультета, вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студенческим.

Апробация различных вариантов (моделей) кураторства позволяет содержание образования приблизить к идеалу инновационного проектирования в сфере предоставления населению

образовательных услуг. В некоторых вузах студенческая модель кураторства работает наряду с традиционной в рамках движения помощников кураторов академических групп. Деятельность помощников кураторов определяется соответствующим положением. Общим для всех вариантов студенческой модели кураторства является то, что студенты-кураторы работают под руководством заместителя декана факультета по воспитательной работе и в тесном взаимодействии с куратором студенческой группы и специалистом Управления по организационно-воспитательной работе вуза, осуществляющем психолого-педагогическую и научно-методическую поддержку их деятельности.

В студенческой модели кураторства выделяют несколько вариантов: куратор - член студенческого актива факультета; студент, проходящий педагогическую практику; член студенческого педагогического отряда; волонтер. При взаимодействии студентов младших и старших курсов у них воспитываются такие личностные качества, как самостоятельность, свобода творческого

Библиографический список

осмысления и ответственность за поступки, толерантность, взвешенность решений. Интеграция различных моделей кураторства в условиях современного вуза расширяет возможности студентов для самопознания и самореализации, стимулирует процессы самоорганизации и самообразования.

Кураторство можно понимать как инструмент помощи в образовательной деятельности студентов, или «патронажного сервиса» (В.Г. Трифонова) в сфере образования. Использование института кураторов, как показывает реальность, позволяет улучшить координационные и субординационные связи в системе, повысить их эффективность [12].

Реализация технологии индивидуального образовательного маршрута в рамках целостной модели профессионализации на весь период обучения является источником модернизации высшего педагогического образования и зависит от научно-теоретической, психологической и технологической подготовки вузовских преподавателей и академических консультантов.

1. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха. Санкт-Петербург, 1997.

2. Тарита Л.Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2000.

3. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный путь студента вуза как предмет педагогического исследования. Новое в педагогических исследованиях. Вып.1: Сборник научных статей аспирантов и докторантов кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Под ред. А.Г. Козловой, А. П. Тряпицыной. Санкт-Петербург, 2004.

4. Воробьева С.И. Теоретические основы дифференциации образовательных программ. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 1999.

5. Богословский В.И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете. Диссертация ... доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2000.

6. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе. Омск, 1998.

7. Организация индивидуально-ориентированного образовательного процесса в РГПУ им. А.И. Герцена: методические материалы. О.В. Акулова и др. Санкт-Петербург, 2007.

8. Соколова Е.И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования. Непрерывное образование: XXI век. 2013; Вып. 4.

9. Никитина Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы. Москва, 2006.

10. Орлова Т.В. Партсипативные методы в системе мотивационно-целевой деятельности руководителя школы. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 1996.

11. Шаталова Е.А., Свиридов А.Н. Инновационный потенциал кураторства в социально-педагогическом пространстве вуза. Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сборник материалов международной конференции. Барнаул: АлтГПА, 2014.

12. Горшкова М.А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2011.

References

1. Kazakova E.I., Tryapicina A.P. Dialog na lestnice uspeha. Sankt-Peterburg, 1997.

2. Tarita L.G. Metodicheskoe soprovozhdenie innovacionnyh processov v rajonnoj obrazovatel'noj sisteme. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.

3. Labunskaya N.A. Individual'nyj obrazovatel'nyj put' studenta vuza kak predmet pedagogicheskogo issledovaniya. Novoe vpedagogicheskih issledovaniyah. Vyp.1: Sbornik nauchnyh statej aspirantov i doktorantov kafedry pedagogiki RGPU im. A.I. Gercena. Pod red. A.G. Kozlovoj, A. P. Tryapicynoj. Sankt-Peterburg, 2004.

4. Vorob'eva S.I. Teoreticheskie osnovy differenciacii obrazovatel'nyh programm. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1999.

5. Bogoslovskij V.I. Teoreticheskie osnovy nauchnogo soprovozhdeniya obrazovatel'nogo processa v pedagogicheskom universitete. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2000.

6. Chekaleva N.V. Teoreticheskie osnovy uchebno-metodicheskogo obespecheniya processa izucheniya pedagogicheskih disciplin v pedagogicheskom vuze. Omsk, 1998.

7. Organizaciya individual'no-orientirovannogo obrazovatel'nogo processa v RGPU im. A.I. Gercena: metodicheskie materialy. O.V. Akulova i dr. Sankt-Peterburg, 2007.

8. Sokolova E.I. Analiz terminologicheskogo ryada «kouch», «mentor», «t'yutor», «fasilitator», «'edvajzer» v kontekste nepreryvnogo obrazo-vaniya. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. 2013; Vyp. 4.

9. Nikitina E.Yu. Pedagogicheskoe upravlenie kommunikativnym obrazovaniem studentov vuzov: perspektivnye podhody. Moskva, 2006.

10. Orlova T.V. Partsipativnye metody vsisteme motivacionno-celevoj deyatel'nosti rukovoditelya shkoly. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1996.

11. Shatalova E.A., Sviridov A.N. Innovacionnyj potencial kuratorstva v social'no-pedagogicheskom prostranstve vuza. Modernizaciya profes-sional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt: sbornik materialov mezhdunarodnoj konferencii. Barnaul: AltGPA, 2014.

12. Gorshkova M.A. Model' vospitatel'noj deyatel'nosti kuratora studencheskoj gruppy v pedagogicheskom vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2011.

Статья поступила в редакцию 12.03.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.