Психолого-педагогические особенности процесса адаптации иностранных студентов к условиям обучения в вузе в России
Клюшина Алёна Михайловна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», [email protected]
Торгашева Марина Александровна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», [email protected]
Решение проблемы адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности процесса адаптации иностранных студентов, раскрывается значение проблемы, предлагаются возможные пути ее решения. Ключевые слова: адаптация; иностранные студенты; высшее учебное заведение; психолого-педагогические особенности.
Обучение в ВУЗе считается важнейшим периодом жизни, так как является периодом личностного роста и становления современного молодого человека как специалиста с высшим образованием. Для всех студентов первого года обучения проблема поиска путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является актуальной; ее решение требует большого напряжения функциональных систем организма [1; 2; 3].
Иностранный студент, приезжая в Россию для получения высшего образования, как никто другой сталкивается с множеством трудностей, оказывается в новой языковой, социокультурной и академической среде. Опыт работы на факультете иностранных языков и на отделении русского языка как иностранного показывает, что без специальной работы по адаптации невозможно сделать обучение иностранных студентов максимально эффективным.
Цель настоящего исследования заключается в выявлении психолого-педагогических особенностей адаптации иностранных студентов к обучению в Самарском государственном социально-педагогическом университете (СГСПУ). Выборка представлена студентами, обучающимися на факультетах и отделении русского языка как иностранного СГСПУ.
Оптимизация процесса адаптации в первый год обучения иностранных студентов в вузе представляет теоретический и практический интерес для психологии и педагогики. Работая над этой проблемой, российские высшие учебные заведения стремятся обеспечить максимально быструю и успешную адаптацию иностранных граждан-первокурсников как к новой системе обучения, так и к новой системе социальных отношений.
Отметим, что первый год обучения иностранного студента в российском учебном заведении считается одним из самых проблематичных. Подтверждением этому служит ряд причин. Для начала подчеркнем, что студент попадает в незнакомую для него микро- и макросреду, он мало знает о политической, экономической и социальной системах России, о культурных традициях, о нормах и обычаях этой страны. Кроме того, иностранному студенту приходится общаться с окружающими людьми на иностранном для него языке, что вызывает дополнительный трудности при адаптации. Также известно, что при адаптации к новой среде
да о
С4
происходит этап социализации и адаптации личности студента. Иностранные же студенты - это уже зрелые личности, они прошли период социализации в другой культурной среде. Кроме того, каждый из них уже имеет свою жизненную позицию, свои индивидуальные особенности, а также особенности национально-психологические, личностные, этнические, психофизиологические и т.д. [4]. Таким образом, как мы можем заметить, трудности периода адаптации различны по своему происхождению; часть из них имеет объективный характер, часть - субъективный.
Обзор психолого-педагогических работ приводит нас к выводу, что необходимость адаптации возникает при взаимодействии человека с какой-либо системой в условиях определенного рассогласования с ней, что ведет за собой некую потребность в изменениях. Выявлено, что эти изменения связаны как с самим человеком, так и с системой, с которой он взаимодействует. Необходимость в переменах становится очевидной, когда привычное для человека поведение оказывается малоэффективным, а иногда и вообще неэффективным, когда появляются затруднения, связанные с новизной условий. Мы считаем, что адаптация иностранных студентов - это сложный и многогранный процесс, который требует совместных усилий студентов, старост групп, преподавателей, кураторов академических групп, деканата, профкома студентов и, конечно же, семьи.
Анализ научных исследований последних лет показывает, что проблема адаптации иностранных студентов в настоящее время изучается на социально-психологическом, психолого-педагогическом и психофизиологическом уровнях. Однако изучены лишь отдельные стороны адаптационного процесса. На сегодняшний день до сих пор не существует четкого определения сущности адаптации как объективного и закономерного процесса, обладающего определенной структурой.
Для выявления особенностей периода адаптации иностранных студентов считаем необходимым привести определения психологов и педагогов разных лет. Так, А.В. Сиомичев (1985 г.) считает, что "адаптация - это процесс преодоления трудностей при вхождении в новую социальную среду, установления внутригрупповых отношений, а также приспособления к новым формам обучения" [5].
В свою очередь, Т.И. Ронгинская (1987 г.) пишет, что "адаптация студентов - это сложный процесс перестройки психической деятельности, и он непременно должен проявляться в изменениях уровневых значений отдельных характеристик личности, в изменении взаимосвязей между ними, а также в различных соотношениях изменений в различные периоды адаптационного процесса" [6].
В работах А.К. Гришанова (1990 г.) находим такое определение: "адаптация студентов - это процесс приведения основных параметров их социальных и личностных характеристик в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды как внешнего фактора по отношению к студентам" [7].
По мнению В.Я. Якунина (1994 г.), "адаптация -это процесс взаимодействия человека и окружающей среды, в результате которого у человека складываются модели и стратегии поведения, соответствующие меняющимся в этой среде условиям" [8].
Считаем важным отметить, что в современном понимании адаптация чаще рассматривается не как процесс приспособления, а как процесс гармонизации при взаимодействии субъекта и среды [9; 10; 11].
На наш взгляд, два последних определения наиболее удачны при изучении взаимодействия студента и образовательной среды по той причине, что они подчеркивают активность (а не пассивность) субъекта в адаптационном процессе.
С момента открытия отделения русского языка как иностранного в СГСПУ обучение по дополнительной образовательной программе "Русский язык как иностранный" на кафедре иностранных языков прошли более 300 иностранных граждан из стран Европы (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Италия, Венгрия, Норвегия), Азии (Турция, Китай, Вьетнам), Африки (Египет, Марокко, Алжир, Тунис, Нигерия), Латинской Америки (Эквадор, Перу, Колумбия) и ближнего зарубежья (Туркменистан). Говоря о факультетах СГСПУ, отметим, что в большей степени иностранными студентами являются граждане стран ближнего зарубежья (Казахстан, Туркменистан).
В основе нашего исследования мы применили следующие методики: выявление характерных трудностей иностранных студентов первого года обучения (Б.Г. Мещеряков), определение уровня адаптированности студентов и изучение мотивации обучения в вузе (А.А. Реан, В.А. Якунин) [12; 13; 14]
В ходе работы над настоящим исследованием мы обнаружили связь особенностей адаптационного процесса у иностранных студентов с определенными характеристиками. Для начала мы выявили мотивационные характеристики (мотивация выбора профессии и учебного заведения) у иностранных студентов первого года обучения. Было установлено, что на выбор вуза и направления подготовки повлияли такие факторы: интерес к выбираемой профессии - 59%; желание получить российский диплом о высшем образовании - 28%; пример знакомых, друзей, родственников - 9%; влияние родителей - 4%.
Из полученных результатов понятно, что большинство иностранных студентов сознательно и целенаправленно связывало свое будущее обучение именно с СГСПУ, отдавая предпочтение вузу со сформированной базой, традициями и кадровым составом. Таким образом, на наш взгляд, на момент поступления у этих студентов сформировалась положительная мотивация на обучение.
Далее мы произвели попытку определить степень удовлетворенности иностранных студентов первого года обучения выбором учебного заведения спустя два месяца. Систематизация и обобщение полученных данных позволяют констатиро-
вать полную удовлетворенность процессом обучения у 77% иностранных студентов-первокурсников. 23% студентов лишь частично удовлетворены процессом обучения.
Известно, что работа с иностранными гражданами имеет свои отличительные черты, что можно объяснить психофизиологическими особенностями; социальными факторами; культурными, религиозными, образовательными приоритетами; особенностями менталитета; национальным характером и стереотипом поведения.
По мнению Г.П.Шолоховой и И.В.Чиковой, существует три вида факторов, оказывающих непосредственное влияние на процесс адаптации иностранных студентов первого курса к обучению в российском вузе: социологический, психологический и педагогический [15]. К социологическим факторам относятся возраст студента, его социальное происхождение и тип образовательного учреждения, которое он закончил. Индивидуально-психологические и социально-психологические особенности (интеллект, личностный потенциал, направленность, положение в группе) относятся к психологическим факторам. Педагогические факторы включают уровень педагогического мастерства преподавателей, материально-техническую базу вуза, организацию учебного процесса и проч.
При опросе иностранных студентов СГСПУ мы попытались выявить основные трудности, с которыми приходится сталкиваться таким студентам. Самыми значительными были названы следующие:
- недостаточный уровень владения русским языком;
- увеличение объема учебной нагрузки;
- сложность усвоения учебных дисциплин;
- сложности в отношениях с одногруппниками и однокурсниками;
- сложности в отношениях с преподавателями;
- неумение организовать свое время для самостоятельного изучения учебного материала;
- фактор удаленности от родных и близких.
Полученные нами данные можно использовать
при определении основных направлений деятельности старост, профоргов групп, преподавателей, кураторов учебных групп при разработке системы организационного, научно-методического сопровождения воспитательной и внеучебной работы с иностранными студентами первого года обучения.
Признавая, что адаптация - это многофакторный процесс, считаем важным отметить роль педагогического управления этим процессом. Одной из самых эффективных форм работы над процессом адаптации, на наш взгляд, является деятельность кураторов академических групп и преподавателей, работающих в таких группах. Таким образом, перечислим формы внеучебной работы кураторов и преподавателей учебных групп, в которых есть иностранные студенты.
Внеучебная работа с иностранцами включает несколько направлений. Одно из них - участие в культурно-массовых мероприятиях, что способствует воспитанию толерантного отношения к
представителям других культур и религий, познанию самобытной русской культуры, выявлению и развитию творческих способностей. Студенты традиционно участвуют в творческих мероприятиях, в частности, «Русская песня», «Русская сказка», в вечерах интернациональной кухни, в спортивных мероприятиях, в проведении празднований российских и международных праздников (Масленица, Новый год, Рождество). Кроме того, достаточно времени уделяется знакомству таких студентов с Самарой. Кураторы академических групп и сотрудники международного отдела СГСПУ проводят обзорные экскурсии по исторической части города, по набережной Волги, часто посещают разнообразные выставки, художественные галереи и театры.
Различные формы внеаудиторной деятельности позволяют полнее реализовывать свой потенциал кураторам групп и преподавателям (работающим в этих группах), так как способствуют получению им возможности работать с более мотивированными студентами, использовать различные методы и приемы, которые не всегда могут быть применимы в аудитории. Иностранные студенты в свою очередь, включаясь в новые формы работы, получают дополнительную возможность развивать и совершенствовать свой интеллектуальный и творческий потенциал.
Участие в учебно-воспитательных программах расширяет круг общения иностранных студентов, предупреждает межкультурную интерференцию, способствует формированию этнической толерантности. Особенно важную роль играют мероприятия, в которых участвуют не только иностранные, но и российские студенты. Такие мероприятия помогают молодым людям познакомиться, увидеть сходство и различие культур разных народов, проследить общечеловеческие ценности.
Таким образом, разнообразная и интересная внеучебная работа помогает иностранным студентам быстрее адаптироваться в новых условиях и достичь определенных успехов. В эффективном процессе адаптации иностранных студентов первого курса к условиям обучения в российском вузе заинтересованы все участники образовательного процесса - сами студенты, преподаватели (работающие с ними), руководство вуза. Успешное начало обучения поможет такому студенту в его дальнейшей учебе, позитивно повлияет на процесс построения отношений с преподавателями, одногруппниками, однокурсниками. От успешности адаптации иностранного студента первого года обучения к учебной деятельности в российском вузе зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста. Систематическая работа в этом направлении позволяет повысить не только эффективность образовательного процесса, но и имидж нашего вуза.
Литература
1. Якунин В.А. Педагогическая психология : учебное пособие. 2-е изд. СПб. : Изд-во В.А. Михайлова, 2000. 349 с.
2. Извольская А.А. Возрастные особенности развития личности студента как фактор адаптации к процессу обучения в вузе // Молодой ученый. 2010. № 6. С. 327-329.
3. Колмогорова Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 4. С. 100-103.
4. Свиридов Н.А. Адаптационные процессы в среде молодежи // Социс. - 2002. - №1.
5. Сиомичев А.В. Психологические особенности адаптации студентов в сфере познания и общения в вузе : автореф. ... канд. психол. наук. Л. : ЛГУ, 1985. 17 с.
6. Ронгинская Т.А. Изменение системы личностных характеристик в процессе адаптации студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л. : ЛГУ, 1987. 16 с.
7. Гришанов Л.К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев : Штиинца, 1990. С.29-41.
8. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М. : Логос, 1994. 140 с.
9. Кусакина С.Н. Психологическая готовность к обучению в вузе // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2011. № 8. С. 24-37.
10. Николаева Е.И. Сравнительный психофизиологический анализ функционального состояния студентов разных форм обучения в педагогическом вузе // Вопросы психологии. 2011. № 4. С. 2432.
11. Смирнов С.Д. Учеба - в радость: психологические факторы успешной учебы студентов // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2011. № 4(58). С. 9-11.
12. Новая попытка открыть скрытое опознание лиц / Б.Г. Мещеряков [и др.] // Экспериментальная психология. 2015. Т. 8, № 4. С. 45-60.
13. Реан А.А. Психология личности. СПб. : Питер, 2013. 288 с.
14. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Бадмае-ва Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : монография. Улан-Удэ : ВСГТУ, 2004. С. 151-154.
15. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3(164). С. 103-107.
Psychological and pedagogical features of the adaptation process of the foreign students to the conditions of the russian university Klyushina A.M., Torgasheva M.A.
Samara State University of Social Sciences and Education The solution of the problem of foreign students' adaptation to the conditions of study at the Russian university is of theoretical and practical interest for psychology and pedagogy. The article examines the psychological and pedagogical features of the adaptation process of foreign students, reveals the significance of the problem, suggests possible solutions. Keywords: adaptation period; foreign students; higher education
institution; psychological and pedagogical features. References
1. Yakunin V.A. Pedagogical psychology: a textbook. 2nd ed. SPb. :
Publ. V.A. Mikhailova, 2000. 349 p.
2. Izvolskaya A.A. Age features of the development of the personality of the student as a factor of adaptation to the learning process at the university // Young scientist. 2010. No. 6. pp. 327-329.
3. Kolmogorov L.A. Features of learning motivation and adaptation
of first-year students with different types of professional self-determination // World of Science, Culture, Education. 2008. No. 4. P. 100-103.
4. Sviridov N.A. Adaptation processes among young people // Socis. - 2002. - №1.
5. Siomichev A.V. Psychological features of adaptation of students
in the field of knowledge and communication in high school: author. ... Cand. psychol. sciences. L.: Leningrad State University, 1985. 17 p.
6. Ronginskaya T.A. Changes in the system of personal characteristics in the process of adaptation of students: author. dis. ... Cand. psychol. sciences. L.: Leningrad State University, 1987. 16 p.
7. Grishanov L.K. Sociological problems of adaptation of undergraduate students // Psychological and pedagogical aspects of the adaptation of students to the educational process at the university. Chisinau: Shtiintsa, 1990. pp. 29-41.
8. Yakunin V.A. Psychology of educational activity of students. M.:
Logos, 1994. 140 p.
9. Kusakina S.N. Psychological readiness to study at the university
// Management of pre-school educational institution. 2011. No. 8. P. 24-37.
10. Nikolaev E.I. Comparative psychophysiological analysis of the functional state of students of different forms of training in a pedagogical university // Questions of psychology. 2011. No. 4. P. 24-32.
11. Smirnov S.D. Study - joy: psychological factors of successful study of students // Students: Dialogues about education. 2011. № 4 (58). Pp. 9-11.
12. New attempt to open the latent identification of persons / B.G. Meshcheryakov [et al.] // Experimental Psychology. 2015. Vol. 8, No. 4. P. 45-60.
13. Rean A.A. Psychology of Personality. SPb. : Peter, 2013. 288 c.
14. N. Badmaeva. Methods for the diagnosis of educational motivation of students (A. A. Rean and V. A. Yakunin, modification N. Ts. Badmaeva) // Badmaeva N.Ts. Influence of the motivational factor on the development of mental abilities: monograph. Ulan-Ude: VSSTU, 2004. pp. 151-154.
15. Sholokhov G.P., Chikova I.V. Adaptation of first-year students to the conditions of education in the university and its psychological and pedagogical features // Bulletin of the Orenburg State University. 2014. № 3 (164). Pp. 103-107.
О ^
О
СЧ