3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
3.1. ОСНОВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА В ВИДОВДАНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России
Аннотация: принятая в 1921 году Видовданская Конституция Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев 1921 года стала во многом образцом сочетания консервативных традиций и новых тенденций в конституционализме того исторического периода. На нее оказало влияние новейшее европейское конституционное законодательство. Это особенно наглядно проявилось в сфере прав и свобод гражданина. Так, Видовданская конституция 1921 года содержала два специальных раздела, посвященные правам и свободам. Причем они располагались в самом начале конституционного текста вслед за Разделом I «Общие положения», что, несомненно, указывает на то большое значение, которое придавал конституционный законодатель регулированию правового статуса личности в Королевстве. Кроме того, конституционные права и свободы, представленные в Конституции 1921 года, делились на основные гражданские права, предусмотренные в Разделе II и социально-экономические, установленные в Разделе III Конституции. Основные гражданские права, закрепленные в Видовданской конституции, являются предметом настоящей статьи. Ключевые слова: Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. История конституционализма. Конституция 1921 года. Гражданские права и свободы. Избирательное право.
BASIC CIVIL RIGHTS IN THE VIDOVDAN CONSTITUTION
Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of Department of Constitutional Law Work place: MGIMO University
Annotation: the Vidovdan Constitution of the Kingdom of Serbs, Croats and Slovens adopted in 1921 became in many ways an example of the combination of conservative traditions and new trends in the constitutionalism of that historical period. This is particularly evident in the sphere of the rights and freedoms of the citizen. The Vidovdan Constitution of 1921 contained two special sections on rights and freedoms. They were located at the very beginning of the constitutional text following Section I «General Provisions», which undoubtedly indicates the great importance that the constitutional legislator attached to the regulation of the legal status of the individual in the Kingdom. In addition, the constitutional rights and freedoms presented in the Constitution of 1921 were conventionally divided into civil rights, provided for in Section II and the socio-economic ones set in Section III of the Constitution. The basic rights enshrined in the Vidovdan Constitution are the subject of this article.
Keywords: Kingdom of Serbs, Croats and Slovenes. History of constitutionalism. Constitution of 1921. Civil rights and freedoms. Suffrage.
Конституция 1921 года была принята абсолютным большинством голосов депутатов Учредительной скупщины Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев и подписана королем Александром и всеми министрами во главе с председателем Министерского совета Николой Пашичем. Конституция была обнародована в чрезвычайном номере 142а «Официальной газеты» Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, который вышел 28 июня 1921 года. Именно благодаря этой дате Конституция 1921 года называется Видовданской1.
Конституция Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев 1921 года состоит из 142 статей, сгруппированных в 14 разделов, названия которых во многом точно определяют их общее
1 Речь идет о том, что 28 июня южные славяне отмечают праздник Видовдан (рус. Видов день). Для сербов этот день является и днем скорби, поскольку 28 июня 1389 года они потерпели историческое поражение на Косовом поле от османских полчищ.
содержание. Так, Раздел I содержал «Общие положения». В результате, права и свободы заняли почетное второе место в структуре Видовданской конституции. Собственно, Раздел II получил соответствующее название «Основные гражданские права и обязанности». Это, несомненно, свидетельствует о той важности, которую конституционный законодатель придавал этому вопросу, пытаясь обеспечить либеральные черты формируемому в Королевстве государственному режиму. Однако в Разделе II не исчерпывающе были представлены все положения, регулирующие основы правового статуса личности. Так, ряд прав, которые в современной литературе справедливо называются социально-экономическими, были представлены в отдельном Разделе III Конституции с характерным названием «Социально-экономические положения». И выделение социально-экономических прав из основных гражданских прав крупнейший современный ученый, академик Александр Фира,
ФИО
ОСНОВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА В ВИДОВДАНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
считает новаторским и весьма прогрессивным для того времени 2. При этом крупнейший ученый юрист описываемого исторического периода, академик Слободан Йованович, в своей книге Конституционное право Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, указывал: «Все эти права и свободы, которые индивидууму прямо гарантированы этой Конституцией, охватываются общим понятием личной свободы»3. При этом ниже в этом же исследовании академик Йованович выражает мнение о том, что целый ряд конституционных положений, которые в современной конституционно-правовой литературе также рассматриваются как права и свободы человека и гражданина, абсолютно оправдано помещены в отдельном Разделе III под названием «Социально-экономические положения». Так, он обращал внимание на то, что: «Право собственности не рассматривается в качестве гражданского права в Видовданской Конституции, оно помещено в Раздел «Социально-экономические положения»4. Хотя еще со времен Джона Лок-ка жизнь, свобода и собственность считались базовыми гражданскими правами.
Итак, регулирование основных гражданских прав и обязанностей в Разделе II Конституции Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев начинается с определения гражданства: гражданство во всем Королевстве устанавливалось единым. При этом все граждане объявлялись равными перед законом и вправе были пользоваться одинаковой защитой государственной власти. Общее правило о равенстве граждан дополнялось тем, что в Королевстве не признавались ни дворянские титулы, ни какие-либо иные преимущества по рождению и происхождению. Конечно, можно смело утверждать то, что эти положения олицетворяли радикальный разрыв с классической феодальной иерархией общества. С другой стороны, вышеуказанные положения не являлись новацией конституционного регулирования, если учесть опыт конституционного строительства Королевства Сербия. Так, уже в Конституции Королевства Сербия 1888 года устанавливалось равенство перед законом всех сербов (ст. 7) и предусматривалось, что гражданам Сербии не могло быть предоставлено дворянство, а также не признавались дворянские титулы и другие привилегии как выражения феодальной иерархии. Однако, поскольку уже в Конституции 1888 года феодальная структура общества была на конституционном уровне упразднена, постольку Конституция Королевства Сербия 1903 года, действовавшая до формирования Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев подобных положений уже не содержала. И только в Конституции Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев 1921 года в дополнение к установлению равенства граждан был установлен прямой запрет на установление и признание феодальных привилегий. По мнению академика Фиры, это стало прямым следствием того, что творцы Конституции учитывали то, что Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев как новое государство, включило территории, где до объединения с Сербией и принятия новой
2 Фира А. Уставни положа] човека и гра^анина у Уставу Краевине Срба, Хрвата и Словенаца од 28. ^на 1921. године. Два века српске уставности. Београд. 2010. Стр. 230.
3 Jовановиfi С. Уставно право Краевине Срба, Хрвата и Словенаца. Ге-ца Кон. Београд. 1924. Стр. 442.
4 Там же.
Конституции Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев еще продолжала существовать феодальная социальная структура5.
В статье 5 Конституции гарантировалась свобода личности. Никто не мог быть задержан или иным образом лишен свободы, за исключением случаев, предусмотренных законом. В той же статье предусматривались определенные процессуальные гарантии, которыми предоставлялось право на обращение с жалобой в компетентный суд в течение трех дней, и эта жалоба должна была быть рассмотрена в течение 24 часов.
Никто не мог быть подвергнут содержанию под стражей без письменного и обоснованного решения компетентного органа. Об этом решении должно было быть сообщено лицу, которое заключалось под стражу, либо во время задержания, либо, если это было невозможным, не позднее 24 часов с момента задержания. На решение о содержании под стражей могла быть подана жалоба в компетентный суд в течение трех дней. Если в течение этого срока жалоба не была подана, то в этом случае следственный орган должен был направить решение в суд в течение 24 часов. Суд обязан был принять свое решение в течение двух дней со дня получения решения следственного органа. Решение суда подлежало исполнению. Органы власти, нарушившие вышеуказанные положения, подлежали наказанию за незаконное лишение свободы.
С правом на свободу личности напрямую были связаны процессуальные гарантии: так, во-первых, статья 6 Конституции предусматривала, что лицо могло быть осуждено только компетентным судом в соответствии с подсудностью. Во-вторых, Конституция 1921 года установила право на защиту индивида: никто не мог быть осужден, пока он не был должным образом выслушан, обладая правом на законные способы защиты. В-третьих, наказание могло быть установлено только законом. Причем закон, устанавливающий наказание не имел обратной силы. Близкими выше обозначенным являлись положения статьи 10 Конституции, установившие свободу передвижения, согласно которым, во-первых, ни один гражданин не может быть выслан из Королевства, во-вторых, не мог быть принудительно перемещен, в-третьих, не мог принудительно удерживаться в одном месте, за исключением случаев, предусмотренных законом. Решение об ограничении свободы передвижения могло быть принято исключительно судом.
Важнейшим проявлением свободы личности являлись закрепленные в Конституции 1921 года гарантии свобода совести и вероисповедания. Важнейшее значение имело установленное Конституцией равенство перед законом всех признанных религиозных общин, которые вправе были публично исповедовать свою религию. При этом пользование гражданскими и политическими правами не зависело от вероисповедания. В то же время никто не мог быть освобожден от своих гражданских и военных обязанностей, ссылаясь на правила своей религии. Свобода вероисповедания распространялась на те вероучения, которые имели статус законно признанных в какой-либо части Королевства. Другие вероучения могли быть признаны только принятием специального закона. Религиозные общины самостоятельно регулировали свои внутренние религиозные вопросы и управляли своей собственностью и финансами в рамках закона. Конституция устанавливала гарантии того, что если в государственном бюджете предусматрива-
5 Фира А. Уставни положа] човека и гра^анина у Уставу Краевине Срба, Хрвата и Словенаца од 28. ^на 1921. године. Два века српске уставности. Београд. 2010.Стр. 232.
лись расходы на религиозные цели, то они подлежали распределению между религиозными общинами пропорционально количеству их верующих и с предоставлением ими доказательств их потребностей.
В развитие права на свободу совести Конституцией 1921 года была установлена гарантия того, что, во-первых, никто не обязан был публично исповедовать свои религиозные убеждения, во-вторых, никто не обязан был участвовать в религиозных актах, церемониях, обрядах или учениях, за исключением государственных праздников и церемоний.
Религиозные общины вправе были поддерживать связи со своими высшими религиозными лидерами и за пределами государства, если этого требовали духовные правила их вероучений. Однако порядок поддержания таких отношений регулировался специальным законом. При этом запрещалось использовать религиозные воззрения в политических целях: духовные иерархи не вправе были использовать свой духовный авторитет при исполнении своих канонических обязанностей в «партийных целях».
Следует обратить внимание на то, что Конституция 1921 года прямо не предусмотрела право на жизнь. Тем не менее, Конституция предусмотрела ряд ограничений для применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания. Так, смертная казнь не могла быть установлена за политические преступления. Исключения составляли преступления, связанные с покушением на личность монарха и члена Королевского дома, а так же если политическое преступление было связано с совершением иного преступления, за которое уголовный кодекс или военное законодательство предусматривали наказание в виде смертной казни.
К классическим личным правам относилось право на граждан на неприкосновенность жилища. Академик Слободан Йо-ванович отмечал высокий уровень детализации ограничений и запретов, связанных с принудительным обыском. И действительно, статья 11 Конституции предусматривала, что компетентные органы не вправе были проводить обыски в жилище гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законом и в порядке, установленном законом. Так, до проведения обыска компетентный орган обязан был представить лицу, в жилище которого должен был быть проведен обыск, письменное решение следственного органа, на основании которого проводился обыск. Это решения могло быть обжаловано в суде первой инстанции. Правда, подача жалобы не препятствовала проведению обыска. При этом, во-первых, обыск должен был всегда проводиться в присутствии двух граждан, а, во-вторых, сразу же после завершения обыска компетентный орган обязан был представить лицу, в жилище которого был проведен обыск, справку о результатах обыска и списке вещей, изъятых для проведения дальнейшего расследования. В-третьих, в ночное время полицейские органы могли войти в частную квартиру только в случае крайней необходимости, а также когда из квартиры исходила «просьба о помощи из квартиры». При совершении вышеуказанных действий полицейскими органами должен был присутствовать представитель општины или два приглашенных гражданина, за исключением случаев просьбы о помощи. Важной гарантией соблюдения вышеуказанных правил было то, что органы, нарушившие вышеуказанные положения, подлежали наказанию за незаконное вторжение в жилище.
Еще одним личным правом, предусмотренным Конституцией 1921 года было право на тайну переписки: в статье 17 Кон-
ституции гарантировалась тайна переписки, телеграфных и телефонных сообщений, за исключением случаев уголовного расследования, мобилизации или войны. При этом важным условием, обеспечивающим действенность этого конституционного права, было положение Конституции, согласно которому лица и органы, нарушившие тайну переписки, телеграфных и телефонных сообщений подлежали наказанию по закону.
При анализе вышеприведенных личных прав, обращает на себя внимание тот факт, что Конституция указывала на принадлежность личных прав и свобод гражданам Королевства, не упоминая при этом о правах тех, кто не являлся гражданами Королевства. Однако, по справедливому мнению Александра Фиры, большинство личных прав, среди которых и право на свободу личности, неприкосновенность жилища, тайну переписки, процессуальные права и другие, «...распространялись на всех людей, находившихся на территории Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев»6.
Отдельное внимание конституционный законодатель уделил политическим правам и свободам в Королевстве. Так, в статье 13 Конституции гарантировалась свобода печати. Конституция прямо запрещала цензуру: никакие превентивные меры не могли быть установлены для препятство-вания выпуска, продажи и распространения газет и других печатных изданий. Исключение составляли состояние войны или мобилизации, в ходе которых цензура могла быть установлена, но только для достижения целей, непосредственно предусмотренных законом.
Кроме того, запрещалось продавать и другим образом распространять газеты или другие печатные издания, которые бы содержали: оскорбление монарха или членов Королевского дома, глав иностранных государств, Народной скупщины, а также прямой призыв к гражданам принудительно изменить Конституцию или законы государства или же их контент грубо нарушал общественную мораль. Однако в вышеуказанных случаях компетентные органы обязаны были в течение 24 часов после установления запрета на деятельность печатного органа направить дело в суд, а последний в течение 24 часов обязан был утвердить или отменить запрет. В противном случае считалось, что запрет был снят. Таким образом, окончательное решение о запрете деятельности средства массовой информации по Конституции 1921 года принимал суд. Конституция предусматривала, что за правонарушения, совершенные в сфере печати несли ответственность: авторы, редакторы, издатели и распространители. В специальном законе о печати детально было определено, когда и в каких случаях и кто из вышеперечисленных лиц и каким образом нес ответственность за правонарушения в сфере печати. При этом дела о правонарушениях вышеуказанных лиц в сфере печати были подсудны судам общей юрисдикции.
Конституция1921 года предусматривало, что граждане обладают правом на объединения и собрания. Более детальные положения, регулирующие свободу собраний и объединений, были урегулированы специальным законом. Не допускались собрания вооруженных граждан. О собрании под открытым небом компетентные органы должны были быть уведомлены не позднее, чем за 24 часа до его проведения. Что же касается права граждан на объединения, то граждане имели право
6 Фира А. Уставни положа] човека и гра^анина у Уставу Краевине Срба, Хрвата и Словенаца од 28. ^на 1921. године. Два века српске уставности. Београд. 2010.Стр. 235.
ФИО
ОСНОВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА В ВИДОВДАНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
объединяться исключительно в целях, за преследование которых законом не предусматривалась ответственность. Также Конституция 1921 года предусматривала право петиций. Так, согласно статье 15 петиция могла быть подписана одним или несколькими лицами, в том числе и юридическими и быть поданной абсолютно во всех государственные органы и органы местного самоуправления.
Особое внимание Конституция Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев уделила важнейшему из политических прав -избирательному праву. Однако в отличие от других политических прав, избирательное право было установлено в Разделе VII «Народная скупщина». Итак, согласно статье 70 Конституции 1921 года избирательным правом обладал каждый гражданин мужского пола по достижению двадцатиоднолетнего возраста. Однако заявленное всеобщее избирательное право было серьезно ограничено положениями самой же Конституции: так, например, офицеры (в том числе и запаса), унтер-офицеры, а также иные военнослужащие, находившиеся на действительной военной службе, не вправе были избирать и быть избранными. Конституция предусмотрела то, что избирательное право женщин должно было регулироваться специальным законом, который так и не был принят за время действия Конституции 1921 года. Кроме того, в соответствии со статьей 71 Конституции временно утрачивали избирательное право: во-первых, приговоренные к тюремному заключению, пока не восстанавливались их права; во-вторых, приговоренные к утрате гражданской чести на срок действия этого наказания; в-третьих, находящиеся под стражей и, в-четвертых, находящиеся под опекой граждане.
Что же касается пассивного избирательного права, то, оно было урегулировано в Конституции для избрания депутатов Народной скупщины. Однако, как замечает Александр Фира, оно было урегулировано таким образом, что «... могло быть применено ко всей избирательной системе».
Итак, депутатом Народной скупщины могло быть избрано только лицо, во-первых, обладавшее активным избирательным правом, независимо от того, было ли оно внесено в реестр избирателей.
Во-вторых, оно должен был быть гражданином по рождению или натурализированным гражданином Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. При этом натурализированный гражданин не сербско-хорватско-словенской национальности должен был для обретения пассивного избирательного права прожить не менее десяти лет на территории Королевства, начиная со дня его натурализации.
В-третьих, гражданин должен был достигнуть тридцатилетнего возраста.
В-четвертых, уметь говорить и писать на национальном языке. К дополнительных профессиональным требованиях, предъявляемым к кандидатам в депутаты Народной скупщины, относилось то, что не могли баллотироваться в народные депутаты должностные лица полиции, чиновники финансовых органов и органов лесопользования, а также чиновники, участвовавшие в аграрной реформе, если они не ушли в отставку не менее чем за год до назначения выборов. Иные должностные лица не могли баллотироваться в избирательных округах своей территориальной компетенции. Это требование не распространялось на министров и профессоров университета, которые вправе были беспрепятственно выдвигать свои кандидатуры в депутаты, и в случае избрания сохраняли свои должности. Конституция во избежание коррупции специально
предусмотрела, что народные депутаты не могли быть одновременно государственными подрядчиками. Таким образом, по справедливому мнению профессора Марковича, поскольку как активного, так и пассивного избирательного права было лишено более половины взрослого населения, а также в связи с относительно высоким возрастным цензом для их реализации Народная скупщина по Конституции 1921 года не была действительно народным представительством7.
Конституция среди базовых личных прав и свобод предусмотрела в статье 18 комплекс прав, связанных с защитой своих гражданских прав. Так, каждому гражданину гарантировалось право на судебную защиту от незаконных действий государственных органов и органов местного самоуправлении. Гражданин вправе был в судебном порядке непосредственно и без чьего-либо одобрения обвинить государственные органы, соответственно, органы самоуправления в совершении преступлений, совершенных в отношении него при осуществлении ими официальных полномочий. При этом Конституция 1921 года предусмотрела специальное регулирование вопросов ответственности, применимой к министрам, судьям и военнослужащим, находившимся на действительной военной службе. Важной гарантией защиты прав и правовых интересов граждан были конституционные положения, предусматривающие, что за ущерб, причиненный гражданам государственными органами или органами самоуправления вследствие противозаконного исполнения их представителями должностных полномочий, ответчиком в суде общей юрисдикции являлось государство, соответственно, орган самоуправления. А ответственность перед ними в порядке регресса несли уже должностные лица, совершившие противозаконные действия. При этом срок исковой давности по делам о возмещении убытков составлял девять месяцев.
Конституция 1921 года установила равный доступ к государственной службе. Так, статья 19 Конституции предусматривала, что все должности по всем направлениям государственной службы были одинаково доступны всем гражданам как по рождению, так и натурализированным гражданам сербо-хорватско-словенской национальности. Иные же натурализированные граждане могли поступить на государственную службу, только если прожили на постоянной основе в Королевстве в течение десяти лет. При этом для занятия государственных должностей вышеуказанными гражданами, прожившими на территории Королевства менее десяти лет, требовалось специальное одобрение Государственного совета, полученное по обоснованному запросу компетентного министра.
В статьях 20 Конституции предусматривались обязанности государства по защите своих граждан за рубежом. Так, каждый гражданин пользовался защитой государства в зарубежных странах. Кроме того, каждый гражданин независимо от порядка приобретения гражданства вправе был свободно выходить из гражданства после выполнения своих гражданских обязательств перед государством. Также Конституция 1921 года запрещала государству экстрадировать своих граждан.
В специальной статье 21 Конституции весьма компактно устанавливались обязанности граждан Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев. Так, каждый гражданин обязан был соблюдать законы, служить интересам национального сооб-
7 Маркович Ратко. Уставно право и политичке институц^е. Београд. 2008. Стр. 113.
щества, защищать родину и нести государственное бремя в соответствии со своими экономическим возможностями и согласно положениям законов.
Итак, Конституция Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев 1921 года стала образцом сочетания консервативных традиций и относительно новых тенденций в конституционализме того исторического периода. На ее содержание оказало значительное влияние новейшее европейское конституционное законодательство, прежде всего Веймарская конституция 1919 года. Это особенно наглядно проявилось в сфере прав и свобод человека. Так, Видовданская конституция 1921 года содержала два специальных раздела, посвященные правам и свободам. Причем они располагались в самом начале конституционного текста вслед за Разделом I «Общие положения», что, несомненно, указывает на то большое значение, которое придавал конституционный законодатель регулированию правового статуса личности в Королевстве. Еще одним важным аспектом, требующим фокусировки внимания, являлось то, что все конституционные права, представленные в Конституции 1921 года, условно делились на гражданские, предусмотренные в Разделе II и социально-экономические, установленные в Разделе III Конституции. В структуру гражданских прав были включены личные и политические права. Что касается личных прав и свобод в Конституции 1921 года, то они во многом являлись сочетанием классических конституционных принципов XIX и новых тенденций в конституционности XX века. Так, Конституция закрепила такие классические права и свободы как свобода личности, неприкосновенность жилища, тайна переписки, ряд процессуальных прав. В то же время право собственности, классическое личное право, в Конституции 1921 года в соответствии с конституционными тенденциями того периода было отнесено к экономическим правам. Кроме того, следует отметить, что Видовданская конституция, указав на принадлежность личных прав и свобод гражданам Королевства, не упоминала о правах тех, кто не являлся гражданами Королевства. Однако большинство личных прав, предусмотренных в Конституции 1921 года «...распространялись на всех людей, находившихся на территории Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев»8. Кроме того, Видовданская конституция заложила механизмы судебной защиты прав личности в Королевстве.
Что же касается политических прав, предусмотренных в Конституции 1921 года, то они также были весьма обширны, включая свободу печати, собраний и объединений, право петиций, равный доступ к государственной службе и, конечно же, избирательное право. Особо детально в Конституции Королевства
Сербов, Хорватов и Словенцев было представлено регулирование избирательного права. Собственно, в его конституционном регулировании весьма наглядно проявлялась противоречивость Видовданской конституции - сочетание в ней откровенно консервативных начал с бесспорно прогрессивными. Так, с одной стороны, конституционное регулирование фактически лишило избирательного права значительную часть населения Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, а с другой -ряд его положений звучит вполне актуально даже на современном этапе: например, запрет «государственным предпринимателям» баллотироваться в депутаты, а также право профессоров права совмещать преподавание в университете с депутатскими полномочиями.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95,22%.
Список литературы:
1. Фира А. Уставни положа] човека и гра^анина у Уставу Краевине Срба, Хрвата и Словенаца од 28. Jуна 1921. године. Два века српске уставности. Београд. 2010.
2. Jовановиfi Слободан Политичке и правне расправе. Кжига дру-га.Београд.
3. Jовановиfi С. Уставно право Краевине Срба, Хрвата и Словенаца. Геца Кон. Београд. 1924.
4. Jaнковиfi Д. Мирковип М. Државноправна истор^а Jугославиjе. Београд. 1984.
5. Костив Лаза М. Коментар Устава Кралевине Jугославиje од 3 сеп-тембра Оугославенско уставно право). Београд. 1934.
6. Маркович Ратко Уставно право и политичке институци]е. Београд. 2008.
7. Никифоров К.В. Сербия на Балканах XX век. Москва. 2012.
8. Павлович Марко Српска правна исгор^а. Краг^евац. 2005.
9. PavliCeviC Dragutin Povijest Hrvatske. Zagreb. 1994.
10. Perovic Latinka Vidovdanski ustav (29. jun 1921), prvi ustav jugoslov-enske drzave:pobeda unitaristiCko-centralistickog koncepta nad koncep-tom slozene drzave Beograd, 2015. http://yuhistorija.com /serbian/jug_prva_txt01c1.html
11. Радо]евип Мира Темел државе или узрок поддела. Аутор: Jован Га]ипуторак, «Политика» 28.06.2016.
12. Шашкова А.В. Региональные и местные органы самоуправления Государственная власть и местное самоуправление. 1999. № 1.
13. Smerdel Branko Ustavno uredeje Evropske Hrvatske. Zagreb. 2013.
14. Sirotkovic Hodimir i Margetic Lujo Povijest drzava i prava naroda SFR Jugoslavije. Zagreb. 1988.
15. Стефанович Jован Уставно право ФНР Jугославиjе и компаративно. Кжига I. Загреб. 1956.
16. С^ановип Драган Уставно право. Ниш. 2014.
8 Фира А. Уставни положаj човека и гра^анина у Уставу Краевине Срба, Хрвата и Словенаца од 28. ^на 1921. године. Два века српске уставности. Београд. 2010.Стр. 235.