Научная статья на тему 'Основные гарантии осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований субъектов РФ'

Основные гарантии осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований субъектов РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫЕ ОРГАНЫ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / САНАТОРНО-КУРОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БЫТОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Собянина С. В., Перов В. И., Кличева Е. В.

В статье рассматриваются основные гарантии осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований субъектов РФ. Построение устойчивого государства невозмож-но без формирования стабильного и высококвалифицированного кадрового состава контрольно-счетных органов муниципальных образований. В ка-честве одного из приоритетных направлений поддержания стабильности кадрового состава в обеспечении социально-экономического развития му-ниципальных образований субъектов РФ следует рассматривать повышение уровня социально-экономической и правовой защищенности должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований. Поэтому цель статьи состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать информа-цию об основных гарантиях осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетного органа муниципальных образований по всем феде-ральным округам РФ, таких как обязательное государственное страхование, медицинское, санаторно-курортное, транспортное и бытовое обслуживание, пенсионное обеспечение и иные выплаты. В результате проведенного иссле-дования сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования материальных и социальных гарантий лиц, замещающих муниципальные должности контрольно-счетных органов для эффективного осуществления ими своих полномочий в обеспечении укрепления системы финансового контроля и повышения качества проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные гарантии осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований субъектов РФ»

УДК 331.34

ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СУБЪЕКТОВ РФ

С.В. Собянина, В.И. Перов, Е.В. Кличева

Аннотация. В статье рассматриваются основные гарантии осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований субъектов РФ. Построение устойчивого государства невозможно без формирования стабильного и высококвалифицированного кадрового состава контрольно-счетных органов муниципальных образований. В качестве одного из приоритетных направлений поддержания стабильности кадрового состава в обеспечении социально-экономического развития муниципальных образований субъектов РФ следует рассматривать повышение уровня социально-экономической и правовой защищенности должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований. Поэтому цель статьи состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать информацию об основных гарантиях осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетного органа муниципальных образований по всем федеральным округам РФ, таких как обязательное государственное страхование, медицинское, санаторно-курортное, транспортное и бытовое обслуживание, пенсионное обеспечение и иные выплаты. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования материальных и социальных гарантий лиц, замещающих муниципальные должности контрольно-счетных органов для эффективного осуществления ими своих полномочий в обеспечении укрепления системы финансового контроля и повышения качества проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Ключевые слова: контрольно-счетные органы, медицинское обслуживание, санаторно-курортное обслуживание, бытовое обслуживание, транспортное обслуживание, пенсионное обеспечение.

THE FUNDAMENTAL GUARANTEES FOR THE EXERCISE OF AUTHORITY OF THE OFFICERS OF THE CONTROLLING AND COUNTING MUNICIPAL BODIES OF CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

S.V. Sobyanina, V.I. Perov, E.V. Klicheva

Abstract. This article discusses the basic guarantees of the exercise of the powers of the officers of the controlling and counting municipal bodies of constituent

entities of the Russian Federation. Building a stable state is impossible without the creation of a stable and highly qualified cadre controlling and counting bodies of municipalities. As one of the priority areas to maintain the stability of staffing in ensuring socio-economic development of the municipalities of constituent entities of the Russian Federation should consider increasing the level of socio-economic and legal security officials controlling and counting bodies of municipalities. Therefore, the purpose of the article was to collate and analyse information on basic guarantees of the exercise of the powers of the officers of the control and the accounts of the authority of municipalities in all federal districts of the Russian Federation, such How to: compulsory State insurance, ... This article discusses the basic guarantees of the exercise of the powers of the officers of the controlling and counting municipal bodies of constituent entities of the Russian Federation. Building a stable state is impossible without the creation of a stable and highly qualified cadre controlling and counting bodies of municipalities. As one of the priority areas to maintain the stability of staffing in ensuring socio-economic development of the municipalities of constituent entities of the Russian Federation should consider increasing the level of socio-economic and legal security officials controlling and counting bodies of municipalities. Therefore, the purpose of the article was to collate and analyse information on basic guarantees of the exercise of the powers of the officers of the control and the accounts of the authority of municipalities in all federal districts of the Russian Federation, such how to: the compulsory State insurance, medical, sanatorium, transport and welfare, pensions and other payments. The study makes proposals to improve the legal regulation of material and social guarantees for persons holding municipal posts controlling and counting agencies for the effective exercise of its powers in ensuring the strengthening of financial supervision and improve the quality of monitoring and expert-analytical activities.

Keywords: control-counting bodies, health services, spa services, personal services, transport services, pensions.

Стоит отметить, что построение устойчивого государства невозможно без формирования стабильного и высококвалифицированного кадрового состава контрольно-счетных органов муниципальных образований. Формирование условий социально-экономической и правовой защищенности создает возможность для притока и закрепления в контрольно-счетных органах муниципальных образований наиболее компетентных и добросовестных работников, осознающих важность, общественную значимость выполняемой работы и способных стать связующим звеном между органами местного самоуправления и населением субъектов РФ. В настоящее время наблюдается разрыв в уровне жизни представителей частного бизнеса и работников контрольно-счетных органов муниципальных

образований, что создает основание для суждений о слабой социально-экономической и правовой защищенности данной группы работников. Поэтому повышение уровня социально-экономической и правовой защищенности должностных лиц контрольно-счетных органов муниципальных образований следует рассматривать в качестве одного из приоритетных направлений поддержания стабильности кадрового состава в обеспечении социально-экономического развития муниципальных образований субъектов РФ.

В соответствии со ст. 34, 40 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной Палате Российской Федерации» установлены гарантии обязательного государственного страхования, а также материального и социального обеспечения сотрудников Счетной палаты РФ. Так, на сотрудников Счетной палаты распространяется порядок медицинского, санаторно-курортного, бытового и транспортного обслуживания, установленный для работников Аппарата Правительства РФ. Медицинское и бытовое обслуживание Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты и аудиторов Счетной палаты устанавливается на уровне обслуживания соответствующих должностных лиц Правительства РФ.

Согласно ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ должности председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, заместителя председателя контрольно-счетного органа муниципального образования, аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта РФ.

Следует отметить, что практически во всех уставах установлены гарантии осуществления полномочий депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления с указанием отсылочных норм на муниципальные правовые акты либо на нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Под гарантиями осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетного органа следует понимать меры, обеспечивающие социально-правовую защищенность служащих и членов их семьи.

В ходе анализа были выявлены основные гарантии осуществления полномочий должностных лиц контрольно-счетного органа (КСО) муниципальных образований по всем федеральным округам РФ, такие как обязательное государственное страхование, медицинское, санаторно-курортное, транспортное и бытовое обслуживание, пенсионное обеспечение и иные выплаты.

Так, в части обязательного государственного страхования сотрудников КСО муниципальных образований можно констатировать, что в Северо-Западном, Дальневосточном, Южном федеральных округах имеются гарантии у муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, а в Центральном, СевероКавказском, Приволжском федеральных округах имеются гарантии страхования только у муниципальных служащих. В некоторых городах таких как, Белгород, Воронеж, Иваново, Калининград, Петрозаводск, Казань, Самара, Ульяновск, Тюмень, Магадан и др. гарантии страхования отсутствуют.

Рассматривая вопрос о гарантиях на медицинское обслуживание, можно отметить, что в основном в городах муниципальные служащие получают ежегодную компенсацию на лечение (оздоровление). Так, в городе Черкесск муниципальным служащим выплачивается ежегодная компенсация на лечение в размере двух должностных окладов, а в городе Ханты-Мансийск компенсируется стоимость лечения муниципального служащего до 20 тыс. руб.

В городе Ульяновск муниципальные служащие закрепляются за поликлиникой, в том числе после выхода на пенсию в обеспечение гарантий на медицинское обслуживание.

Стоит отметить, что во многих городах РФ правами по медицинскому обслуживанию наделены муниципальные служащие, в то время как такие права отсутствуют у лиц, замещающих муниципальные должности в КСО.

В обеспечение гарантий по санаторно-курортному обслуживанию муниципальным служащим предоставляется чаще всего ежегодная выплата на санаторно-курортное лечение и отдых либо

денежная компенсация стоимости санаторных путевок. Однако стоит отметить, что условия предоставления гарантий по санаторно-курортному обслуживанию муниципальных служащих отличаются в зависимости от муниципального образования.

Например, в городе Архангельск предусмотрена оплата стоимости санаторно-курортных путевок один раз в два года в размере не выше двух должностных окладов.

В городе Ростов-на-Дону возмещаются расходы, связанные с санаторно-курортным обслуживанием муниципального служащего и одного из членов его семьи, но не более 50 % стоимости санаторно-курортной путевки.

В городе Иркутск для муниципальных служащих предусмотрена один раз в пять лет оплата в размере 50 % стоимости санаторно-курортной путевки. В городе Новосибирск предусмотрена выплата один раз в три года в размере 75 % стоимости санаторной путевки.

В городе Ульяновск для муниципальных служащих предусмотрена один раз в два года оплата стоимости санаторно-курортных путевок и оплата стоимости к месту отдыха и обратно, а также ежегодно обеспечивается санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых детей муниципального служащего в возрасте до 18 лет включительно на каждого ребенка.

А в городе Благовещенск возмещаются расходы, связанные с санаторно-курортным лечением при наличии медицинского заключения, стажа 5 лет и суммы до 20 тыс. руб.

Интересна практика города Ставрополь, где установлен уровень оплаты стоимости санаторной путевки в зависимости от группы, к которой относится лицо, замещающее должность муниципальной службы:

- высшая группа - 75 % стоимости путевки и 50 % стоимости путевки для члена семьи (супруга, супруги);

- главная группа - 50 % стоимости путевки и 30 % стоимости путевки для члена семьи (супруга, супруги);

- ведущая, старшая или младшая группа - 30 % стоимости путевки.

В части гарантий по бытовому обслуживанию муниципальным служащим предоставляется либо единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период муниципальной службы либо, как в городе Ульяновск, муниципальный

служащий обеспечивается служебным жильем (общежитием) или ему выплачивается единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения с привлечением средств ипотечных кредитов.

Гарантии по транспортному обслуживанию сводятся к предоставлению муниципальным служащим служебного транспорта в связи с исполнением должностных обязанностей в зависимости от группы замещаемой должности муниципальной службы или выплате компенсации за использование личного транспорта в служебных целях либо, как в городе Белгород, дополнительно предоставляются месячные проездные билеты для проезда на муниципальном транспорте.

Кроме выше перечисленных гарантий лицам, замещающим муниципальные должности и муниципальным служащим, выплачиваются и иные единовременные и ежемесячные выплаты.

Так, например, в городе Астрахань муниципальным служащим выплачивается единовременное поощрение:

- в связи с выходом на пенсию (при стаже муниципальной службы 15 и более лет - 10 должностных окладов, от 10 до 15 лет -5 должностных окладов, менее 10 лет - 2 должностных оклада);

- при рождении ребенка, усыновлении (30 тыс. руб.);

- при бракосочетании (20 тыс. руб.);

- в случае тяжелой болезни (от 3 до 10 тыс. руб.);

- смерти муниципального служащего (10 должностных окладов);

- смерти близких родственников (детей, родителей, одного из супругов) - 10 тыс. руб.;

- государственные / профессиональные праздники, юбилейные даты органов местного самоуправления (10 тыс. руб.).

В городе Краснодар выплачивается единовременное вознаграждение в размере одного должностного оклада за ученую степень кандидата наук и двух должностных окладов за доктора наук, а в городах Ставрополь и Ростов-на-Дону данные доплаты носят ежемесячный характер.

В городах Великий Новгород и Благовещенск после прекращения своих полномочий муниципальные служащие и лица, замещающие муниципальные должности, продолжают получать установленное представительным органом денежное содержание

в течение одного года до устройства на новое место работы. Также в некоторых городах предусмотрены выплаты за выслугу лет:

- в городе Майкоп муниципальным служащим выплачивается единовременное вознаграждение при стаже 15 лет - три размера денежного содержания; за каждые последующие полные три года муниципальной службы, но не более, - шести размеров денежного содержания;

- в городе Ростов-на-Дону выплачивается единовременное поощрение за полные годы муниципальной службы (от 5 до 10 лет - в размере пяти должностных окладов; от 10 до 15 лет - в размере десяти должностных окладов; от 15 до 20 лет - в размере пятнадцати должностных окладов; свыше 20 лет - в размере двадцати должностных окладов).

В отношении гарантий по пенсионному обеспечению можно отметить, что обеспечение муниципальных служащих, в отличие от лиц, замещающих муниципальные должности в КСО, урегулировано нормами права во всех регионах России.

Так, в городах Белгород, Орел, Брянск, Архангельск, Псков, Ставрополь, Якутск и др. муниципальным служащим установлено пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Стоит отметить, что практически во всех муниципальных образованиях муниципальный служащий и лицо, замещающее муниципальные должности, получает пенсионное обеспечение за выслугу лет и дополнительно 3 % за каждый полный год работы, но наблюдается вариативность в размере процента среднемесячного денежного вознаграждения при расчете пенсионного обеспечения и его предельной величины.

Например, в городе Майкоп лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе не менее одного года, устанавливается пенсионное обеспечение в размере 25 % среднемесячного денежного вознаграждения, но не более 60 %.

В Краснодаре муниципальные служащие имеют пенсионное обеспечение, при условии не менее 12 полных месяцев,

непосредственно перед увольнением в размере 60 %, но не более 80 % суммы месячного денежного содержания. В городе Курган муниципальным служащим установлено пенсионное обеспечение в размере 45 % среднемесячного денежного содержания, но не более 85 %.

Так, в городе Волгоград лицам, замещающим муниципальные должности на постоянной основе не менее двух лет до 23 ноября 2010 г., назначается пенсия за выслугу лет в размере 75 % ежемесячного денежного содержания, после 23 ноября 2010 г. - в размере 55 % ежемесячного денежного содержания, но не более 75 %.

В городе Челябинск муниципальным служащим установлено пенсионное обеспечение в зависимости от стажа: 15-20 лет - 65 %, 20-25 лет - 100 %, свыше 25 лет - 135 % месячного денежного вознаграждения.

Следует особо отметить значительную разницу в пенсионном обеспечении муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности в разных муниципальных образованиях, вследствие того, что при расчете пенсионного обеспечения процент от месячного денежного содержания варьируется в диапазоне от 25 % до 60 %, а его предельная величина от - от 5 % до 135 % соответственно.

Проведенный анализ о закреплении в уставах муниципальных образований гарантий осуществления полномочий должностных лиц КСО показал, что они закреплены, в основном, для муниципальных служащих. В то время как гарантии для лиц, замещающих муниципальные должности, практически отсутствуют.

Стоит отметить, что одной из приоритетных задач в соответствии со Стратегией деятельности Счетной палаты РФ на 20132019 гг. является повышение результативности аудиторской работы, выраженной в снижении коррупционных рисков в этой сфере и обеспечение эффективности расходования бюджетных средств.

Поэтому закрепление в уставах муниципальных образований гарантий осуществления полномочий должностных лиц КСО становится все более актуальным на национальном уровне, в современных условиях формирования и развития системы управления рисками [4].

В реализации приоритетных задач в рамках стратегии деятельности Счетной палаты РФ, по мнению авторов, целесообразно,

во-первых, законодательно закрепить нормы, осуществляющие правовое регулирование материальных и социальных гарантий лиц, замещающих муниципальные должности КСО, а также порядка их обязательного государственного страхования. Во-вторых, установить норму о равенстве уровня и порядка медицинского, санаторно-курортного, бытового и транспортного обслуживания лиц, замещающих муниципальные должности КСО и должностных лиц законодательных (представительных), исполнительно-распорядительных органов соответствующих муниципальных образований для унификации статуса должностных лиц КСО муниципальных образований и эффективного осуществления ими своих полномочий в обеспечении укрепления системы финансового контроля и повышения качества проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N° 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2017 г.). // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc. (дата обращения: 30.06.2018)

2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7.

3. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 г. (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc. (дата обращения: 30.06.2018)

4. Хачатурян М.В. Эволюция моделей управления владельческими рисками. Экономика и предпринимательство. 2016. № 5 (70).

5. Goncharenko L.P., Sybachin S.A., Khachaturyan M.V. Peculiarities of Organizational Economic Mechanism Development in correspondence with State Strategic Management in Russia. Proceedings of Conference Trends of Technologies and Innovations in Economic and Social Studies (TTIESS 2017). Advances in Economics, Business and Management Research, volume 38, 2017. Atlantis Press, 2017.

6. Khachaturyan М. V Organizational-economic mechanism of formation and realization of the industrial policy within the framework of the CMEA and

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

the EU: experience and prospects for Russia. International Business Management. 2016. Vol. 10. Issue 14.

С.В. Собянина

кандидат экономических наук

доцент кафедры экономики и управления

Московского финансово-юридического университета МФЮА

E-mail: [email protected]

В.И. Перов

доктор экономических наук

заведующий кафедрой ресторанного бизнеса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва E-mail: [email protected]

Е.В. Кличева

кандидат экономических наук

доцент кафедры ресторанного бизнеса Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.