СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
И.Г. Дахов
Современная гуманитарная академия ул. Нижегородская, 32-4, Москва, Россия, 109029
В статье рассматриваются вопросы, от решения которых зависит инновационное развитие экономики муниципальных образований. Показана роль контрольно-счетных органов муниципальных образований в решении этих проблем.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, местное самоуправление, муниципалитеты, муниципальные контрольно-счетные органы, местные бюджеты, муниципальная собственность.
Практика показывает, что коррупция, как социально-экономическое явление, поражает все управленческие структуры общества. Особенно ярко это проявляется на муниципальном уровне. Поэтому «встроить» в механизм муниципального управления антикоррупционные рычаги как инновационный ресурс социально-экономического развития муниципальных образований важнейшая социально-экономическая задача.
Речь идет, прежде всего, об эффективном управлении муниципальной собственностью, надлежащем порядке учета муниципального имущества. При этом необходимо учитывать, что в результате решений, принятых в начале 1990-х гг., а также передачи в муниципальную собственность ведомственных социальных объектов муниципалитеты сосредоточили в своих руках значительные объемы собственности. В первую очередь это жилищный фонд, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта, другие объекты социальной сферы, а также муниципальные унитарные предприятия и организации
в сфере строительства, ремонта и обслуживания жилищного фонда, тепло-и водоснабжения, других отраслей коммунального хозяйства, транспорта и др.
Эффективное управление собственностью, повышение экономической отдачи от ее использования, грамотная политика приватизации являются главными факторами продуктивной финансово-экономической деятельности муниципальных образований. При проведении реформ ЖКХ, социальной сферы, государственных и муниципальных предприятий важно не допустить коррупционных проявлений, особенно при управлении бюджетными ресурсами по обеспечению муниципальных заказов.
Однако до настоящего времени законодательно не урегулированы отдельные вопросы по разграничению и перераспределению муниципальной собственности, а также по учету муниципального имущества, что создает предпосылки для злоупотреблений, связанных с отчуждением и незаконной приватизацией муниципального имущества и, как следствие, приводит к уменьшению доходов бюджетов муниципальных образований.
Когда нет порядка в учете земли, нет контроля над собственностью поселений, существует реальная опасность криминализации этого сектора экономики. По оценкам Счетной палаты Российской Федерации, на балансе муниципальных образований находится собственности на сумму около 10,5 трлн рублей. В нарушение статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ на федеральном уровне не принят законодательный акт, устанавливающий особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества. Поэтому, в соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления регулируют внутренними нормативными правовыми актами вопросы по управлению муниципальной собственностью и учету муниципального имущества. Отсутствие однообразия в части учета имущества не позволяет качественно организовать эффективную систему контроля использования муниципального имущества, в полной мере осуществлять антикоррупционные мероприятия.
До сих пор остаются проблемы, возникающие при оформлении собственности на земельные участки, при государственной кадастровой оценке земли, формировании электронной базы для обеспечения налоговых органов сведениями при начислении земельного налога.
В связи с неурегулированностью федеральным законодательством многих финансово-экономических вопросов местного самоуправления в муниципальных образованиях принимаются нормативные правовые акты, содержащие много коррупциогенных факторов. Это широко распространенное необоснованное применение исключений из общих правил, положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и/или обременительные требования к гражданам и организациям, создающие условия для проявления коррупции.
В связи с вступлением в действие в полном объеме Федерального закона № ФЗ-131 и антикоррупционных нормативных правовых документов Минюстом РФ проводится экспертиза местных правовых актов на соответствие действующему федеральному законодательству. По сообщению Минюста РФ, принятые органами местного самоуправления нормативные правовые акты в большинстве случаев не соответствовали действующему федеральному законодательству. Основными нарушениями федерального законодательства, выявляемыми экспертами, являются превышение полномочий субъектов РФ по регулированию вопросов местного значения, несоблюдение порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществление контроля исполнения указанных полномочий, отступление от порядка прохождения муниципальной службы и др.
В послании Федеральному Собранию в декабре 2013 г. В. В. Путин отметил: «Сегодня в системе местного самоуправления накопилось немало проблем. Объем ответственности и ресурсы муниципалитетов, к сожалению, не сбалансированы. Отсюда часто неразбериха с полномочиями. Они не только размыты, но и постоянно перекидываются с одного уровня власти на другой: из района в регион, с поселения на район и обратно. Органы местного самоуправления то и дело сотрясают и коррупционные скандалы». Глава государства тогда заявил о необходимости создания сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах.
Указом Президента РФ № 226 от 11 апреля 2014 г. утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 гг. В мае текущего года Государственная дума приняла поправки к Федеральному закону № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Как объясняет первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» и автор закона Вячеслав Тимченко, с новыми поправками регионам предлагается самим определять, как избирать глав муниципальных образований - напрямую, голосованием населения, или из состава представительного органа власти. Депутаты региональных законодательных собраний в течение полугода должны выбрать из двух моделей местного самоуправления. Еще три месяца им дают на изменение уставов муниципальных собраний.
В результате в России появятся два новых типа муниципальных образований. Это городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. В крупных городах будут создаваться собственные советы депутатов на районном уровне. В свою очередь, из районных депутатов будет формироваться городская дума.
В муниципальных районах (объединение городских и сельских поселений) также появится представительный орган. Депутатов в него делегируют от дум поселений, входящих в состав района. Туда также могут войти и гла-
вы поселений. Сити-менеджера, в руках которого находятся все хозяйственные рычаги, будут нанимать на срок от двух до пяти лет.
Местному самоуправлению Дума оставляет «несгораемый остаток» полномочий: 13 - для сельских поселений, 16 - для всех остальных типов муниципальных образований. Субъекты также могут делегировать местному самоуправлению дополнительные вопросы местного значения, подкрепляя их деньгами.
Депутат Тимченко считает главным плюсом законопроекта страховку от конфликта элит - губернатора и законодательного собрания, которые теперь смогут договариваться в вопросе о назначении глав городов. По мнению сторонников реформы, многие мэры, особенно крупных городских округов, вместо хозяйства увлекались политикой. Теперь же региональные чиновники смогут договариваться с муниципальными о совместной работе в хозяйственной и социальной сфере. Поправки дают возможность регионам выбирать систему самоуправления: избирать или не избирать мэра и депутатов, решать, как учитывать мнение населения, что делать с сити-менеджером и прочее. Реформы системы МСУ дают возможность убрать политическую окраску из решения конкретных хозяйственных вопросов. Помимо того, реформа увеличит количество муниципальных вакансий и соответственно независимых муниципальных групп, работающих на благо жителей муниципальных образований.
После принятия Федерального закона «О противодействии коррупции» во всех субъектах и муниципалитетах Российской Федерации приняты антикоррупционные законы.
Большая работа проведена по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов органов местного самоуправления для выявления в них коррупциогенных факторов и последующего их устранения в связи с принятием Федерального закона № 172-ФЗ от 17 июля 2009 г. «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Проведение антикоррупционных действий на муниципальном уровне необходимо и оправданно. Эту работу в основном проводят прокуратура и другие правоохранительные органы.
На муниципальном уровне субъектами преступлений коррупционной направленности могут быть лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в муниципальных учреждениях.
Для предотвращения коррупционного поведения должностных лиц из органов местного самоуправления может осуществляться депутатский и общественный контроль правовых актов, принятых по их инициативе в областях наибольшего коррупционного риска.
Областями наибольшего коррупционного риска в муниципальных образованиях являются:
- размещение муниципального заказа;
- сдача муниципального имущества в аренду;
- приватизация муниципального имущества;
- предоставление муниципальной гарантии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
- строительство и капитальный ремонт жилья, переселение, другие вопросы ЖКХ;
- организации, образованные органами исполнительной власти МСУ по оказанию платных услуг населению.
Советом по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации принята концепция взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции, которая разработана с участием Минюста РФ, Ассоциации юристов и представителей экспертного сообщества. В концепции есть предложение ввести возможность подачи «коллективных исков» против коррупционеров, создать в интернете реестр лиц, осужденных за коррупционные правонарушения. В концепции также предусматривается формирование антикоррупционного настроя в обществе. Подчеркнуто, что участие в коррупционных схемах, взяточничество должны стать аморальными, позорными фактами.
30 октября 2013 г. Совет при президенте по противодействию коррупции рассмотрел вопросы реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и обсудил эффективность принятых в последнее время законодательных и административных мер. Выступая на заседании Совета, В.В. Путин подчеркнул, «что в стране необходимо создать атмосферу нетерпимости к коррупции. Необходимо выстроить надежную систему обратной связи между обществом и государством, чтобы каждый сигнал о коррупционных проявлениях получал адекватную реакцию». Говоря об основных направлениях борьбы с коррупцией, президент подчеркнул: «Необходимо жестко пресекать коррупцию внутри правоохранительных органов и судебной системы, ЖКХ, потребительского рынка, при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительстве и ремонте различного рода объектов. Здесь берут возвраты, или так называемые откаты, от 30 до 50% выделяемых бюджетных средств».
Депутаты в соответствии с их правами и гарантиями вправе затребовать интересующую их информацию и объяснения у должностных лиц органов МСУ. В случае если депутаты усматривают возможность возникновения конфликта интересов при исполнении муниципальным служащим своих обязанностей, они уведомляют руководителя органа МСУ, а при обнаружении данных, указывающих на признаки преступления, депутаты могут передавать материалы в правоохранительные органы.
Статьей 38 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено право органов МСУ в части образования и создания контрольных органов. Статьями 265
и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено создание органов финансового контроля муниципальных образований. Большую роль в этой работе сыграл Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В соответствии с Законом (статья 8), КСО муниципального образования может обладать правами юридического лица.
Контрольно-счетные органы (КСО) в соответствии с действующим законодательством осуществляют контрольно-ревизионную, экспертно-анали-тическую и информационную деятельность, проводят необходимые мероприятия по противодействию коррупции.
По информации, предоставленной субъектами РФ, количество созданных представительными органами муниципальных образований КСО по состоянию на 1 января 2014 г. составляет 2 145 единиц, это всего 9,3% от общего числа муниципальных образований: в городских округах - 466 КСО, или в 89,5% городских округов (520), в муниципальных районах - 1 346, или в 74% муниципальных районов (1 819), в городских и сельских поселениях -333, или в 1,6% городских и сельских поселений (20 499). Около 50% КСО муниципалитетов имеют права юридического лица. 10 266 муниципальных образований (поселений), не имеющих КСО или 50,1% от городских и сельских поселений, передали свои полномочия в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ контрольно-счетным органам муниципальных районов. Численность сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов России по состоянию на 1 января 2014 г. составляет около шести тысяч.
В 2002 году образован Союз муниципальных контрольно-счетных органов России, объединяющий ныне около 300 муниципальных контрольно-счетных органов.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований совместно с контрольно-счетными палатами субъекта в рамках субъекта РФ образуют различные объединения. Так, в 67 субъектах Российской Федерации действуют ассоциации, союзы, советы и др.
Союз МКСО, ассоциации и другие объединения КСО проводят различные антикоррупционные мероприятия на муниципальном уровне. Ими разработаны планы мероприятий по противодействию коррупции. Организуется взаимодействие МКСО с КСО субъектов и Счетной палатой Российской Федерации по проведению антикоррупционных мероприятий, различных ревизий и проверок.
К примеру, в 2012 г. было проведено общероссийское контрольное мероприятие в сфере ЖКХ. Союзом МКСО было обобщено 170 отчетов, которые говорят о системных нарушениях в сфере ЖКХ: завышение сметной стоимости, объемов ремонтных и строительных работ, а также нарушение
их технологии, подмена строительных материалов, низкое качество работы технического надзора.
Членами Союза МКСО в 2012 г. проведено 7 250 контрольных мероприятий, в ходе которых устранено финансовых нарушений на сумму 62,5 млрд руб. Более 2 015 материалов передано в правоохранительные органы. По материалам проверок возбуждено 214 уголовных дел.
В большинстве выявляемых финансовых нарушений присутствуют коррупционные проявления. При проведении проверок полноты и своевременности поступлений в местные бюджеты платежей от использования и продажи имущества, находящегося в собственности муниципальных образований, очень часто устанавливаются недостатки, способствующие проявлению коррупции.
Не везде разработаны положения об учете и ведении реестров муниципального имущества, рекомендованные Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 г. № 447 «О совершенствовании учета муниципального имущества». В связи с этим сведения, содержащиеся в реестрах муниципальной собственности, не корректируются и не отражают достоверных данных об имуществе муниципального образования.
Договоры аренды нежилых помещений заключаются часто без проведения конкурсов, в них несвоевременно вносятся изменения размера базовой и минимальной ставок на очередной год.
Использование межбюджетных трансфертов, выделяемых на капитальный ремонт жилья, улично-дорожной сети и объектов жилищно-коммунального хозяйства контролируются недостаточно.
Выявлены различные нарушения Федерального закона № 94-ФЗ при проведении закупок и др.
Следует отметить, что по инициативе Счетной палаты 5 апреля 2013 г. был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие 1 января 2014 г.
По результатам контрольных мероприятий для устранения выявленных нарушений руководители КСО должны направлять в организации представления или предписания по возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства, а также вносить в представительные и исполнительные органы муниципалитетов предложения по совершенствованию и выработке критериев противодействия коррупции. В устранении коррупционных правонарушений важно взаимодействие КСО муниципальных образований с прокуратурой. Для этого необходимо, чтобы некоторые контрольно-счетные органы муниципальных образований заключали соглашения с прокуратурами о порядке совместной деятельности.
На состоявшемся 8 ноября 2013 г. Всероссийском съезде местного самоуправления В. В. Путин встретился с большой группой делегатов съезда.
Были обсуждены вопросы полномочий муниципальных образований, использования земель, налога на землю и другую муниципальную недвижимость. В.В. Путин обратил внимание на финансирование муниципалитетов. Оно будет проводиться по трем направлениям: муниципальное сотрудничество в финансировании отдельных программ, наделение органов местного самоуправления правом налогообложения, софинансирование из федерального бюджета.
Президент предложил ограничить проверки муниципалитетов контрольно-надзорными органами, как и право разного рода проверяющих органов вмешиваться в работу муниципалитетов, использовать проверки как инструмент давления на местное самоуправление, используемый порой в личных интересах.
На съезде принято решение передать органам местного самоуправления вопросы контроля и надзора в сфере строительства, транспорта, экологии и ЖКХ. По предложению президента РФ Государственная дума приняла поправки в законодательство о местном самоуправлении по ограничению проверок и другим вопросам. Решение этих вопросов окажет положительное влияние на борьбу с коррупцией, повышение ответственности муниципальных служащих.
Критерием для отнесения работников муниципальных учреждений к категории должностных лиц как субъектов коррупционных правонарушений является обладание правом совершать по службе юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения, т. е. действия организационно-распорядительного характера. В то же время ответственность должна стать неотъемлемым элементом статуса муниципального служащего. Отсутствие нормативно закрепленной ответственности и фактической ответственности соответствующих должностных лиц поощряет коррупционные проявления.
Организация эффективного противодействия коррупции на муниципальном уровне абсолютно реальна.
1. На местном уровне органы власти и депутаты более доступны для населения, большинство общественных организаций также действуют на местном уровне. На муниципальном уровне легче обсудить, а при необходимости изменить местные нормативные акты, чем на уровне субъекта Федерации.
2. Некоторые коррупционные преступления, не попадающие под действие уголовного законодательства, а также преступления мелкого масштаба могут быть пресечены на местном уровне путем применения не силовых, а «домашних» методов, таких как публичное оповещение, общественное порицание, ограничения на занятия муниципальных должностей, на участие в тендерах и др.
3. Общественный контроль осуществляется отдельными гражданами и их объединениями с использованием прав, закрепленных в федеральных законах № 59-ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 г. «Об обеспечении доступа к инфор-
мации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
4. В ходе реформы местного самоуправления проявились проблемы с муниципальной собственностью. А именно: необходима обязательная приватизация непрофильных объектов, передача полномочий между уровнями власти вместе с соответствующей собственностью, составление реестров муниципальной собственности, оформление муниципальных земель.
Увеличение в связи с этим количества коррупционных преступлений обуславливает необходимость проведения мер именно на уровне муниципалитета.
Проведение мероприятий по противодействию коррупции на муниципальном уровне должно опираться на соответствующие программные документы. Их можно составлять под соответствующие бюджетные и адресные программы. Подготовка программы может содержать следующие этапы:
1. Анализ ресурсов имеющихся для создания антикоррупционной программы, в который входят кадры - инициативная группа, представители правоохранительных органов, политики, эксперты, представители общественных организаций, активные граждане, представители предприятий, организаций. А кроме того, информация, денежные средства на привлечение внешних экспертов.
2. Диагностика: определение качественных и количественных характеристик проблем, возможностей и ограничений для их решения, выявление «узких мест» в системе управления и наиболее острых для жителей тем.
3. Обучение: изучение теории и практики противодействия коррупции, наработка идей и методов.
4. Информирование граждан о проводимой работе, привлечение активных граждан и специалистов.
5. Выработка антикоррупционной политики: определение целей и приоритетов программы.
6. Формализация политики: определение задач и индикаторов их достижения, закрепление целей и задач, критериев их достижения и соответствующих числовых показателей за структурными элементами системы.
7. Описание программы: определение набора проектов и мероприятий по соответствующим направлениям.
8. Создание механизма реализации программы : формирование управляющего органа и контрольного органа программы, рабочих групп по направлениям, создание системы мотивации и обеспечения деятельности этих групп.
9. Организация системы мониторинга: измерение индикаторов достижения целей, оценка качества исполнения, механизм корректировки программы.
10. Принятие программы: широкое обсуждение, утверждение программы решением представительного органа муниципалитета.
Контрольно-счетные органы муниципальных образований должны активно участвовать в разработке и контроле над исполнением этих программ, входить в комиссии органов местного самоуправления по борьбе с коррупцией.
При создании и реализации антикоррупционных программ на муниципальном уровне желательно обратиться к опыту стран, которые достигли определенного успеха в борьбе с коррупцией.
К примеру, система борьбы с коррупцией в Нидерландах на государственном и муниципальном уровнях включает следующие основные процедурные и институциональные меры:
1. Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции и обсуждение последствий - наказаний за коррупционные действия. Ежегодно министр внутренних дел страны представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию виновных.
2. Разработка системы мониторинга возможных очагов возникновения коррупционных действий в государственных и общественных организациях и строгого контроля деятельности лиц, находящихся в этих точках.
3. Создание системы прав и обязанностей должностных лиц с указанием их ответственности за нарушение должностной этики, включая коррупцию, а также правил поведения по исправлению допущенных нарушений.
4. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и органах местного самоуправления, потеря всех социальных льгот, которые предоставляют государственная и муниципальная службы, органы пенсионного и социального обслуживания. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
5. Во всех крупных организациях, в частности в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, которые обязаны регистрировать и выявлять ошибки чиновников, их намеренные или случайные нарушения действующих правил и соответствующие последствия таких нарушений. Государственные организации стремятся поощрять позитивные действия должностных лиц. Система поощрений направлена на то, чтобы чиновнику было выгодно и в материальном, и в моральном плане трудиться честно и эффективно.
6. Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.
7. Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке становятся доступными общественности.
8. Каждый чиновник имеет право ознакомиться с информацией, характеризующей его как с положительной, так и с отрицательной стороны.
9. Создана специальная система обучения чиновников, разъясняющая политический и общественный вред от коррупции и возможные последствия участия в ней.
10. Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией типа специальной полиции, обладающей значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
11. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, и эта информация по соответствующим каналам передается в органы министерства внутренних дел и юстиции.
12. Большую роль в борьбе с коррупцией играют средства массовой информации, которые освещают случаи коррупции и часто проводят независимые расследования.
Осуществление антикоррупционных мер органами местного самоуправления позволит эффективно использовать ресурсы местных бюджетов и межбюджетных трансфертов, рационально управлять муниципальной собственностью, повышать экономическую отдачу от ее использования, сформировать профессионально подготовленных, высоконравственных специалистов органов местного самоуправления.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Путин В.В. Демократия и качество государства // Газета «Коммерсант» от 06.02.2012 г.
[2] Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята IX конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.).
[3] Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (принят резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.).
[4] Противодействие коррупции на муниципальном уровне: сборник. - М.: Волтерс Клувер, 2008.
[5] Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих и муниципальных служащих Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. (Решение президиума Совета при Президенте РФ от 23.12.2010).
[6] Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 «Национальная стратегия противодействия коррупции».
[7] Указ Президента Российской Федерации от 18 декабря 2008 г. № 1800 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества».
[8] Указ Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».
[9] Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 гг.».
[10] Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
[11] Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
[12] Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
[13] Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[14] Федеральный закон 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе в сфере закупок, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
[15] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
REFERENCES
[1] Putin V.V. Demokratija i kachestvo gosudarstva // Gazeta «Kommersant» ot 06.02.2012 g.
[2] Limskaja deklaracija rukovodjashhih principov kontrolja (prinjata IX kongressom Mezhdunarodnoj organizacii vysshih kontrol'nyh organov (INTOSAI) v 1977 godu).
[3] Mezhdunarodnyj kodeks povedenija gosudarstvennyh dolzhnostnyh lic (prinjat rezol-juciej General'noj Assamblei OON ot 12 dekabrja 1996 g.).
[4] Protivodejstvie korrupcii na municipal'nom urovne: sbornik. - M.: Volters Kluver, 2008.
[5] Tipovoj kodeks jetiki i sluzhebnogo povedenija gosudarstvennyh sluzhashhih i munici-pal'nyh sluzhashhih Rossijskoj Federacii ot 23 dekabrja 2010 g. (Reshenie prezidiuma Soveta pri Prezidente RF ot 23.12.2010).
[6] Ukaz Prezidenta RF ot 13 aprelja 2010 g. № 460 «Nacional'naja strategija protivodejstvija korrupcii».
[7] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 18 dekabrja 2008 g. № 1800 «O central'nyh organah Rossijskoj Federacii, otvetstvennyh za realizaciju polozhenij Konvencii ob ugolovnoj otvetstvennosti za korrupciju, kasajushhihsja mezhdunarodnogo sotrudnich-estva».
[8] Ukaz Prezidenta RF ot 1 ijulja 2010 g. № 821 «O komissijah po sobljudeniju trebovanij k sluzhebnomu povedeniju federal'nyh gosudarstvennyh sluzhashhih i uregulirovaniju konflikta interesov».
[9] Ukaz Prezidenta RF ot 11 aprelja 2014 g. № 226 «O Nacional'nom plane protivodejstvija korrupcii na 2014-2015 gg.».
[10] Federal'nyj zakon ot 17 ijulja 2009 goda № 172-FZ «Ob antikorrupcionnoj jekspertize normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov».
[11] Federal'nyj zakon ot 7 fevralja 2011 g. № 6-FZ «Ob obshhih principah organizacii i de-jatel'nosti kontrol'no-schetnyh organov subektov Rossijskoj Federacii i municipal'nyh obrazovanij».
[12] Federal'nyj zakon ot 2 marta 2007 goda № 25-FZ «O municipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii».
[13] Federal'nyj zakon ot 6 oktjabrja 2003 goda № 131-FZ «Ob obshhih principah organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii».
[14] Federal'nyj zakon 5 aprelja 2013 g. № 44-FZ «O federal'noj kontraktnoj sisteme v sfere zakupok, rabot i uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd».
[15] Federal'nyj zakon ot 25 dekabrja 2008 g. № 273-FZ «O protivodejstvii korrupcii».
STRUGGLE CORRUPTION AS AN INSTRUMENT OF INNOVATIVE ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES
Ivan G. Dahov
Modern University for the Humanities
Nijegorodskaya st., 32-4, Moscow, Russia, 109029
The article deals with the solution of which depends on innovative economic development of municipalities. The author shows the role of the audit authority of municipalities in addressing these issues.
Key words: corruption, corruption counteraction, local government, municipalities, municipal audit authority, local budgets, municipal property.