Научная статья на тему 'Противодействия в сфере коррупции: о деятельности Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 году'

Противодействия в сфере коррупции: о деятельности Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 году Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
220
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / КОМИССИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ / COMMISSION ON COUNTERING CORRUPTION / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS / ГРАЖДАНСКИЕ СЛУЖАЩИЕ / CIVIL SERVANTS / ДУМА ЮГРЫ / THE DUMA OF UGRA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куриков В. М., Хакназаров С. Х.

Известно, что коррупция является одним из наиболее существенных деструктивных факторов системного характера для любого современного общества. В свою очередь, коррупция серьезно усложняет экономическое и политическое его развитие, обеспечивая приоритет частных интересов в управлении, переподчиняя политическую волю государства узкогрупповым интересам должностных лиц и всей своей практикой подрывая доверие простых граждан к власти. Коррупция несет явную социальную угрозу обществу и разрушает социальные связи и отношения.В статье обобщается опыт Думы Югры в сфере антикоррупционной деятельности. В частности, анализируется деятельность работы Комиссии по противодействию коррупции при окружной Думе по данному направлению в 2014 г. и обобщаются результаты социологических исследований по выбранной тематике на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куриков В. М., Хакназаров С. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anti-corruption: on the activities of the Duma of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra in 2014

It is known that corruption is one of the most significant destructive factors of a systemic nature for any modern society. In turn, corruption seriously complicates economic and political development, providing priority to private interests in the management, submitting political will of the state to the narrow partisan interests of the officials and by all its practice undermining the confidence of ordinary citizens to the authorities. Corruption carries explicit social threat to society and destroys social bonds and relationships. The article summarizes the experience of the Duma of Ugra in the field of anti-corruption activities. In particular, it is analyzed the activities of the Commission on Countering Corruption in 2014 and summarizes the results of sociological research on this topic in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug Ugra.

Текст научной работы на тему «Противодействия в сфере коррупции: о деятельности Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 году»

УДК 343 3

В.М. Куриков, С.Х. Хакназаров

Противодействия в сфере коррупции: о деятельности Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014 году

Аннотация. Известно, что коррупция является одним из наиболее существенных деструктивных факторов системного характера для любого современного общества. В свою очередь, коррупция серьезно усложняет экономическое и политическое его развитие, обеспечивая приоритет частных интересов в управлении, переподчиняя политическую волю государства узкогрупповым интересам должностных лиц и всей своей практикой подрывая доверие простых граждан к власти. Коррупция несет явную социальную угрозу обществу и разрушает социальные связи и отношения.

В статье обобщается опыт Думы Югры в сфере антикоррупционной деятельности. В частности, анализируется деятельность работы Комиссии по противодействию коррупции при окружной Думе по данному направлению в 2014 г. и обобщаются результаты социологических исследований по выбранной тематике на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Ключевые слова: коррупция, Комиссия по противодействию коррупции, социологические исследования, респонденты, гражданские служащие, Дума Югры.

V.M. Kurikov, S.Kh. Khaknazarov

Anti-corruption: on the activities of the Duma of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra in 2014

Abstract. It is known that corruption is one of the most significant destructive factors of a systemic nature for any modern society. In turn, corruption seriously complicates economic and political development, providing priority to private interests in the management, submitting political will of the state to the narrow partisan interests of the officials and by all its practice undermining the confidence of ordinary citizens to the authorities. Corruption carries explicit social threat to society and destroys social bonds and relationships.

The article summarizes the experience of the Duma of Ugra in the field of anti-corruption activities. In particular, it is analyzed the activities of the Commission on Countering Corruption in 2014 and summarizes the results of sociological research on this topic in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra.

Keywords: corruption, Commission on Countering Corruption, sociological research, respondents, civil servants, the Duma of Ugra.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», коррупция [1]:

1) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в

целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

2) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Коррупция и преступность в сфере экономической деятельности являются самыми глобальными проблемами мирового

сообщества. В том или ином объеме они проявляются в любом государстве, подчеркивая все возрастающие противоречия в отношениях между гражданским обществом и государством в условиях рыночных отношений. Эти два тесным образом связанных между собой явления представляют главную угрозу для развития современной цивилизации, поскольку создают непреодолимые препятствия и в корне подрывают необходимые условия для нормального функционирования и социально-экономического прогресса общества на основе рационального использования его интеллектуального, нравственно-психологического, экономического и научно-технического потенциала. Она охватывает собой как общесоциальное, так и правовое поле жизнедеятельности общества. Одной из причин такого положения, по нашему мнению, является недостаточно четкое законодательное определение понятия «коррупция» [2].

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон [3] и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» [3], противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

По мнению А.В. Чуманова [4], для Российской Федерации проблема коррупции и борьбы с ней является особо актуальной. Системный кризис, по целому ряду показателей отбросивший страну на десятилетия назад, не мог не сказаться на масштабах коррупции. Многочисленные исследования показывают, что в той или иной степени коррупцией поражены все системы социального управления, причем не только в «публичной», но и в негосударственной сфере.

Исключительную опасность для безопасности российского общества и государства представляет тесная связь коррупции с организованной преступностью, обеспечивающая последней благоприятные условия существования и многократно повышая ее жизнестойкость. Масштаб угрозы, которую представляет коррупция для развития человечества, обусловил степень озабоченности российского общества и государства данной проблемой. Это нашло выражение в многочисленных антикоррупционных инициативах, в разработке законопроектов о борьбе с коррупцией [4].

Как следует из работы О.В. Павленко [5], проблема противодействия коррупции сегодня стала одной из актуальных и широко освещаемых как в средствах массовой информации, так и в научном мире.

По мнению автора, никем не отрицается необходимость комплексного воздействия на данное сложное явление, но, как правило, коррупция понимается только через систему коррупционных преступлений, что, безусловно, влияет на неверные подходы в противостоянии данному явлению.

С целью оценки состояния и эффективности противодействия коррупции на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ХМАО) Департамент общественных связей ХМАО начиная с 2009 г., проводит ежегодный мониторинг отношения жителей региона к проблеме коррупции и мерам, предпринимаемым органами власти по противодействию ей.

В отчете [6] отмечено, что в 2011-2012 гг. коррупция вошла в десятку проблем, которые в первую очередь осложняют жизнь жителей Югры, причем в 2011 г. данная проблема занимала десятое место, в 2012 г. - девятое. Доля респондентов, которые отметили коррупцию как жизненно важную проблему, составила 12,8% в 2011 г. и 12,2% в 2012 г. Бесспорными же лидерами в указанном рейтинге на протяжении двух лет являются такие проблемы, как материальные трудности, наплыв мигрантов, нехватка жилплощади, сложности с трудоустройством.

Далее респонденты, отвечая на поставленный им вопрос: «Как, по Вашему мнению, изменился уровень коррупции в стране и в Югре за последний год?», 27,4% опрошенных полагают, что в 2012 г., за истекший год уровень коррупции в России вырос, 46% респондентов считают, что не изменился, 13,5% говорят о снижении уровня коррупции. В 2011 г. эти показатели составляли 26%, 48,9%, 12,2% соответственно. Касаясь вопроса об изменении уровня коррупции в округе, респонденты оценили следующим образом: 18,1% опрошенных отметили рост (в 2011 г. этот показатель составлял 18%); 46,1% указали на его неизменность (в 2011 г. - 49,2%); 17% предположили, что уровень коррупции

снизился (в 2011 г. доля граждан, которые говорили о сокращении, составлял 14,7%). При оценке уровня коррумпированности государственных и муниципальных служащих в 2012 г., уровень коррумпированности чиновников муниципальных образований ХМАО, где проживают респонденты, был оценен в 2,63 балла из пяти возможных; уровень коррумпированности чиновников по ХМАО - Югре - в 2,15 балла; оценка чиновникам по стране в целом составила 3,09 балла. По результатам опросов в 2011 г. оценка коррумпированности чиновников муниципального уровня составляла 2,94 балла, по округу

- 3,09 балла и 3,73 балла соответственно

- уровню коррумпированности госслужащих по стране в целом [6]. Распространенность коррупции в Югре в сравнении с другими регионами России респонденты оценили следующим образом: 7,2% опрошенных полагают, что коррупция в округе распространена более, чем в других регионах; 39,5% - приблизительно также; 40,2% - что распространенной коррупции в Югре ниже, чем в других регионах страны. В 2011 г. эти показатели составляли 8,9%, 44,9% и 32% соответственно.

Результаты исследования, проведенного в 2013 г., свидетельствуют об относительно невысокой распространенности коррупции на территории ХМАО. Доля респондентов, указавших, что коррупция осложняет их жизнь, составила 10,5%. Этот показатель близок доле участников опроса 2013 г., признавшихся в использовании в течение последнего года коррупционных схем для решения своих проблем

- 12,5%. Как среди населения, так и в экспертном сообществе преобладает мнение о том, что уровень коррупции в ХМАО -Югре находится на среднем для России уровне или ниже, чем в других субъектах Федерации. Следует отметить, что эксперты оценивают ситуацию с коррупцией в автономном округе более оптимистично, чем население [7]. Изменение ситуации с коррупцией в Югре было охарактеризова-

но респондентами в 2013 г. несколько более позитивно, чем по России в целом. По мнению 43,3% опрошенных, за последний год уровень коррупции в округе не изменился, 24,6% высказали мнение, что он вырос, 11,3% - что сократился. Каждый пятый респондент (20,8%) с ответом на данный вопрос затруднился.

Далее анализируем деятельность Думы ХМАО в сфере противодействия коррупции в 2014 г.

Отметим, что при Думе ХМАО осуществляет свою деятельность Комиссия по противодействию коррупции (далее -Комиссия), которая является постоянно действующим совещательным органом Думы ХМАО и подотчетна ей.

В соответствии с Положением о Комиссии по противодействию коррупции при Думе ХМАО, утвержденным постановлением Думы ХМАО от 28.10.2009 г. № 4436, основными целями Комиссии являются выявление в законодательстве ХМАО положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, внесение предложений по совершенствованию законодательства автономного округа в области правового обеспечения противодействия коррупции.

Основными направлениями деятельности Комиссии являются:

1) анализ законодательства автономного округа в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;

2) коррупциогенный анализ проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Думы автономного округа, в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, и подготовка по ним решений;

3) подготовка предложений по совершенствованию законодательства автономного округа в области правового обеспечения противодействия коррупции.

Комиссия в пределах своих полномочий:

1) проводит работу по изучению федерального законодательства в области борьбы с коррупцией;

2) изучает законопроекты при подготовке их к рассмотрению Думой автономного округа в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции, представляет в комитеты Думы автономного округа свои решения;

3) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства автономного округа в области правового обеспечения противодействия коррупции;

4) вырабатывает рекомендации по повышению эффективности противодействия коррупции;

5) взаимодействует с органами по противодействию коррупции, созданными в государственных органах автономного округа и органах местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

6) информирует депутатов Думы автономного округа о результатах своей работы;

7) осуществляет содействие развитию общественного контроля в области противодействия коррупции;

8) работает с обращениями граждан и организаций по вопросам наличия в законодательстве автономного округа корруп-циогенных норм;

9) рассматривает по представлению депутатов Думы автономного округа информацию о возникновении коррупции;

10) инициирует проведение депутатских слушаний, общественных слушаний, круглых столов, семинаров, совещаний и конференций.

Постановлением Думы автономного округа «О Комиссии по противодействию коррупции при Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» № 123 от 27 мая 2011 г. утвержден состав данной Комиссии в количестве 16 чел. В состав Комиссии вошли руководители Думы, депутаты - руководители комитетов и начальники управлений аппарата Думы. Возглавляет Комиссию Председатель Думы.

Комиссией в соответствии с Планом работы Комиссии по противодействию коррупции при Думе ХМАО постоянно проводились следующие мероприятия:

1) осуществление антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, поступивших в Думу ХМАО;

2) подготовка изменений в действующие нормативные правовые акты автономного округа по совершенствованию правового регулирования противодействия коррупции в соответствии с изменениями, вносимыми в федеральное законодательство;

3) взаимодействие Комиссии с правоохранительными и иными государственными органами в рамках ранее заключенных Думой автономного округа соответствующих соглашений, с Общественной палатой автономного округа и общественными советами по реализации антикоррупционных задач;

4) принятие мер, направленных на привлечение государственных гражданских служащих, работающих в Думе автономного округа, а также граждан к активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

5) оптимизация и конкретизация полномочий структурных подразделений аппарата Думы автономного округа путем принятия соответствующих должностных регламентов;

6) контроль за приведением положений о структурных подразделениях аппарата Думы автономного округа и должностных регламентов их сотрудников в соответствие с федеральным законодательством и законодательством автономного округа в сфере государственной гражданской службы.

В целях содействия средствам массовой информации по вопросам освещения ими мероприятий по противодействию коррупции, в том числе освещения выступлений депутатов Думы автономного округа по данному вопросу, производится размещение на сайте Думы автономного округа информации, связанной с принятием мер по противодействию коррупции.

В соответствии с распоряжением Председателя Думы от 28 февраля 2014 г. № 24-рп «О персональной ответственности за состояние антикоррупционной работы в аппарате Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» установлена персональная ответственность за состояние антикоррупционной работы на руководителей структурных подразделений аппарата Думы (18 гражданских служащих), соответствующая норма внесена в должностные регламенты данных руководителей.

Назначены лица из сотрудников отдела государственной службы, кадров и наград за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Организовано обучение по вопросам противодействия коррупции на курсах повышения квалификации: в 2014 году прошел обучение по теме «Антикоррупционные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих. Антикоррупционная экспертиза правовых актов» гражданский служащий, на которого возложена ответственность за работу Комиссии по противодействию коррупции при Думе ХМАО.

Разработаны Памятки по профилактике антикоррупционного законодательства, которые доведены до гражданских служащих под роспись.

Распоряжением от 21.06.2013 г. № 102-рп утвержден Порядок уведомления государственными гражданскими служащими Думы ХМАО представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и проверки содержащихся в них сведений. Для усовершенствования института уведомления в данный Порядок внесен механизм защиты и поощрения государственного служащего, уведомившего представителя нанимателя о вышеуказанных фактах. Порядок доведен до сведения гражданских служащих и размещен на официальном сайте Думы.

Утверждено распоряжение от 14 марта 2014 г. № 39-рп «О мерах по реализации постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2014 г. № 15», регламентирующее порядок уведомления лицами, замещающими в Думе ХМАО государственные должности ХМАО, должности государственной гражданской службы ХМАО обо всех случаях получения подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

Для повышения эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов государственных гражданских служащих Думы автономного округа распоряжением Председателя Думы от 8 февраля 2012 г. № 15-рп в Думе автономного округа создана комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Комиссия проводит обеспечение действенного функционирования по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих аппарата Думы ХМАО и урегулированию конфликта интересов путем:

1) анализа представленных государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

2) принятия мер при выявлении неполных либо недостоверных сведений;

3) размещения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих и членов их семей на официальном сайте;

4) разъяснения норм законодательства о необходимости передачи в доверительное управление принадлежащих государственным гражданским служащим ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций.

В 2014 г. проведено 5 заседаний комиссии, на которых были рассмотрены уведомления от 6 гражданских служащих о

намерении выполнять ими иную оплачиваемую работу. Так как должности, которые замещают эти гражданские служащие, включены в перечень должностей, при замещении которых гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, в соответствии с постановлением Губернатора от 27.12.2013 г. № 150 представленные уведомления были обязательны к рассмотрению на заседании комиссии. Во всех рассмотренных случаях комиссия приняла решение, что в намерении гражданских служащих выполнять иную оплачиваемую работу отсутствует конфликт интересов.

В рамках взаимодействия Думы автономного округа с гражданами, в том числе по вопросам противодействия коррупции, проводится осуществление приема граждан должностными лицами и депутатами Думы, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности Думы. Кроме того, средствами массовой информации создаются условия для освещения заседаний Думы, ее комитетов, депутатских фракций (проведение пресс-конференций депутатов окружной Думы); ежедневное размещение на официальном веб-сайте Думы автономного округа новостной ленты; трансляция заседаний Думы автономного округа на сайте окружной Думы); создание единой виртуальной сети для передачи данных для работы депутатов окружной Думы автономного округа и депутатских приемных с информационными ресурсами окружной Думы.

На заседаниях Комиссии в соответствии с Планом работы Комиссии по противодействию коррупции при Думе автономного округа на 2014 год рассматривались следующие основные вопросы:

1) о взаимодействии Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа -Югры с правоохранительными органами;

2) об итогах проведения в городе Ханты-Мансийске круглого стола на тему «Антикоррупционное образование - воспитание гражданской позиции» (обсуждение организации работы по

внедрениюэлементовантикоррупционного воспитания и образования в школьные программы и внеклассную работу);

3) о роли предпринимательского сообщества в программах противодействия коррупции;

4) об итогах проведения семинара на тему «Антикоррупционный урок для муниципалитетов» (изучение актуальных вопросов реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014 г. и последующий годы, последних изменений федерального законодательства и законодательства автономного округа в этой сфере, обсуждение вопросов, возникших в связи с реализацией Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Государственно-правовым управлением Думы ХМАО в течение 2014 г.:

1) проведена антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов 118 заключений, а также предварительная правовая оценка проекта закона 92 проектов законов автономного округа;

2) в целях реализации постановления Губернатора ХМАО от 18 февраля 2014 г. № 15 «Об утверждении Положения о сообщении лицами, замещающими государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должности государственной гражданской службы ХМАО - Югры, а также работниками организаций, в отношении которых автономный округ выступает единственным учредителем, о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации» (далее - постановление Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 18 февраля 2014 г. № 15) утверждено соответствующее распоряжение Председателя Думы автономного округа;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) проведен мониторинг правоприменения положений законодательства Российской Федерации, связанных с повседневными потребностями граждан, с целью выявления противоречий, избыточного регулирования и сложных для восприятия положений;

4) в аппарат Губернатора ХМАО, а также территориальный орган Министерства юстиции РФ предоставлена информация о том, что в Думу ХМАО заключения по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы не поступали;

5) депутатам Думы автономного округа направлены разъяснительные письма по вопросу полученных подарков в связи с проведением юбилейных мероприятий со дня образования Думы ХМАО;

6) подготовлен доклад «О законодательном обеспечении вопросов противодействия коррупции в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;

7) разработана Памятка лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности, должности государственной (муниципальной) службы о сообщении о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

Отметим, что в ноябре 2012 г. подписано соглашение между Думой автономного округа, Администрацией города Сургута и Межотраслевым институтом коммунальных стратегий (г. Москва) о взаимодействии в целях разработки и внедрения современных механизмов противодействия коррупции на муниципальном уровне. Межотраслевой институт коммунальных стратегий по заказу Думы автономного округа провел социологическое исследование на тему «Диагностика проблемы коррупции в городе Сургуте» (январь-февраль 2013 г.) [Куриков В.М., Хакназаров С.Х., 2014 ]. Целями социологического исследования являлись оценка уровня, потенциала и причин коррупции, выявление особо важных зон с точки зрения проти-

водействия коррупции, определение возможных направлений противодействия и уровня поддержки антикоррупционных программ (планов) в городе. По итогам исследования институт подготовил методику разработки муниципальных программ (планов) противодействия коррупции на примере города Сургута. Были определены цели и задачи программы по подготовке методики разработки муниципальных программ противодействия коррупции на примере города Сургута, которая была обсуждена на окружном семинаре-тренинге (27.02-01.03.2013 г.).

По итогам социологического исследования и семинара Администрация города Сургута внесла изменения в план работы межведомственного Совета при главе города по противодействию коррупции на 2013 г., в дальнейшем планирует итоги исследования учитывать при разработке планов на последующие годы. Муниципальные образования город Нижневартовск и Советский район также внесли изменения в планы работы Межведомственного совета при главе муниципального образования по противодействию коррупции на 2013 г. и планируют провести подобные социологические исследования.

В Думе округа постоянно осуществляется антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов, поступающих в Думу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за 2011 г. было проведено 183 экспертизы, за 2012 г. - 158, за 2013 г. - 254 экспертизы. Организована горячая телефонная линия, а в фойе первого этажа находится почтовый ящик для письменного обращения избирателей и населения автономного округа по фактам коррупционной направленности.

Комиссией совместно с Общественной палатой проведен круглый стол на тему «Формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению» с целью использования потенциала общественных организаций в борьбе с коррупцией; создания открытого канала

обратной связи по обсуждению участия общественных организаций в реализации антикоррупционной программы на муниципальном и региональном уровнях. На круглом столе были затронуты вопросы, касающиеся духовно-нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения, являющегося залогом будущего прогрессивного развития округа и сохранения общественной стабильности [8].

В целях дальнейшего совершенствования деятельности органов местного самоуправления в области профилактики, предупреждения и противодействия коррупции участниками круглого стола органам местного самоуправления муниципальных образований, общественным организациям рекомендуют:

- изучить и использовать передовой опыт противодействия коррупции муниципальных образований субъектов Российской Федерации;

- при подготовке муниципальных программ противодействия коррупции проводить исследование проблемы (по возможности - с привлечением социологических служб), позволяющее определить специфические для конкретного муниципального образования цели и задачи программы, выявить ресурсы поддержки среди населения, установить контрольные показатели для оценки эффективности программ;

- использовать опыт создания в муниципальных образованиях комиссий по противодействию коррупции, руководителями которых являются представители общественности, а не должностные лица органов местного самоуправления;

- организовать контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами по противодействию коррупции;

- обеспечить своевременную корректировку планов в соответствии с национальным планом противодействия коррупции на предстоящий период;

- принять программы широкого информирования общественности через средства массовой информации о мерах

по противодействию коррупции и формированию среди жителей критического отношения к фактам бытовой коррупции;

- размещать тексты проектов правовых актов на своих официальных сайтах в сети Интернет с указанием дат начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы;

- проводить в средствах массовой информации информационные кампании антикоррупционной направленности.

В целях повышения эффективности работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на официальном сайте Думы размещены сведения о составе комиссии; положение о комиссии; порядок направления информации, являющейся основанием для проведения заседания комиссии; требования к данной информации, порядок ее рассмотрения; почтовый и электронный адреса, по которым может направляться информация для рассмотрения комиссией, контактный номер телефона секретаря комиссии; результаты работы комиссии.

Отделом государственной службы, кадров и наград Управления делами проведена работа по представлению лицами, замещающими государственные должности, государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о расходах.

Председателем Думы утвержден Перечень должностей государственной гражданской службы, при назначении на которые и при замещении которых государственные гражданские служащие автономного округа обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также сведения о расходах (распоряжение от 30 августа 2010 г. № 131-рп, с изменениями от 21 июня 2013 г., от 10 декабря 2013 г.).

В 2014 г. подали сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2013 г.:

- лица, замещающие государственные должности - 15;

- государственные гражданские служащие - 110.

Также 2 гражданских служащих представили сведения о расходах.

В соответствии с распоряжением Председателя Думы от 11 сентября 2013 г. № 134 рп «О Порядке размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности государственной гражданской службы ХМАО в Думе ХМАО, их супругов и несовершеннолетних детей на официальном сайте Думы ХМАО и предоставления этих сведений общероссийским и окружным средствам массовой информации» в 2014 г. на официальном сайте Думы размещены сведения о 31 депутате и 26 государственных гражданских служащих.

2014 г. проходил как юбилейный, посвященный 20-летию образования Думы ХМАО. В рамках юбилейных мероприятий 26 марта была проведена конференция «Двадцатилетие законодательства Югры: опыт, перспективы развития» на которой выступило 17 чел., половина выступлений была посвящена вопросам противодействия коррупции.

В соответствии с планом работы Комиссии по противодействию коррупции при Думе ХМАО совместно с Общественной палатой автономного округа 10 июня под председательством вице-спикера парламента региона Александра Ивановича Сальникова прошло заседание круглого стола на тему «Антикоррупционное образование - воспитание гражданской позиции».

В работе круглого стола приняли участие председатель Общественной палаты ХМАО Чистова Любовь Александрона, руководители и представители органов исполнительной власти Югры, представители высших учебных заведений,

общественных организаций и молодёжных движений региона, руководители и учителя бюджетных общеобразовательных учреждений города Ханты-Мансийска, члены окружного Молодёжного парламента, участники Молодёжного форума, всего около 80 чел.

Основной темой обсуждения стала организация работы по внедрению элементов антикоррупционного воспитания и образования в школьные программы, а также внеклассную работу учеников. Выступили на заседании 10 чел. Участники круглого стола выразили убеждение в том, что только взаимодействие всех уровней власти и преподавательского корпуса, в конечном итоге, приведёт к формированию системы антикоррупционного образования в регионе. Для этого необходимо дальнейшее формирование целостной системы антикоррупционного просвещения и воспитания югорских школьников и молодёжи, а также чёткое определение роли и ответственности органов местного самоуправления муниципальных образований в процессе реализации данной системы.

Рекомендации круглого стола с учетом предложений выступающих и заинтересованных департаментов автономного округ были доработаны и размещены на официальном сайте Думы автономного округа.

В соответствии с планом работы Комиссии на 2014 г. 21 ноября на площадке Югорского государственного университета был проведен семинар на тему «Антикоррупционный урок для муниципалитетов» (изучение актуальных вопросов реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014 и последующие годы, а также последних изменений федерального и законодательства автономного округа в указанной сфере, обсуждение вопросов, возникших в связи с реализацией Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В работе семинара приняли участие около 60 чел.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено внимание в выступлениях работников департаментов Правительства и аппарата Думы автономного округа. Нормы закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок. Еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Задача закона о контрактной системе - изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль.

Представителям муниципальных образований округа понравился формат проведения подобных семинаров. К сожалению, не было представителей Белоярского района, городов Радужного, Нижневартовска и Югорска.

В отличие от классической международной коррупции, российская коррупция за последние десять лет приобрела форму коррупционного вымогательства. Коррупционное вымогательство - это форма коррупции, в которой ни бизнесмену, ни предприятию, ни человеку ничего от чиновника, бюрократа, иного публичного должностного лица не нужно, а публичное должностное лицо приходит и требует то, что ему хочется: деньги у гражданина, кусок собственности у предпринимателя, откат на контракте.

Ни один из инструментов в борьбе с коррупцией, которые придуманы и используются в мире, здесь не применим. О коррупционном вымогательстве нет упоминания ни в одном антикоррупционном международном документе. России надо в первую очередь вернуться от коррупции вымогательства к классической коррупции, а уж потом низводить ее до того социально приемлемого минимума, когда

она не убивает людей, страну и экономику. Коррупция на данный момент является тем негативным фактором, который препятствует развитию бизнеса в нашем государстве и установлению доверительных отношений предпринимателей как между собой, так и с иностранными коллегами. При этом эффективное противодействие указанному явлению невозможно без привлечения частных лиц, выступающих такими же сторонами этого процесса, как и властные структуры.

В этой связи и в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции была разработана «Антикоррупционная хартия российского бизнеса». Данный документ предусматривает объединение делового сообщества России по вопросам борьбы с коррупцией, формирования принципов неприятия к ее проявлениям как при осуществлении взаимодействия с органами государственной власти, так и в корпоративных отношениях. Антикоррупционную хартию российского бизнеса подписали (21.09.2012 г.): Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Катырин С.Н., Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Шохин А.М., сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Галушка А.С., Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Борисов С.Р.

Хартия предполагает внедрение компаниями специальных антикоррупционных программ, направленных на установление эффективного и добросовестного сотрудничества внутри компании между партнерами по бизнесу, а также между бизнесом и государством. Хартия предусматривает отказ от преференций, закупки на основе открытых торгов, финансовый контроль, обучение и работа с персоналом, содействие правоохранительным органам и другие меры.

Присоединение к Антикоррупционной хартии российского бизнеса положительно

отразится на деловой репутации, так как участие в реализации ее положений будет свидетельствовать о вовлеченности субъекта в процесс противодействия коррупции и его добросовестности в этой сфере.

Хартия открыта для присоединения любого предпринимателя или компании вне зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы, масштаба и профиля деятельности. Индивидуальные предприниматели, присоединяясь к Хартии, применяют только те положения, которые могут быть отнесены к их деятельности.

В рамках подготовки вопроса на заседании Комиссии «О роли предпринимательского сообщества в программах противодействия коррупции» 10 декабря 2014 г. Торгово-промышленная палата Ханты-Мансийского автономного округа -Югры подписала соглашение с представителями югорских сетей: СГМУП «Сургутский хлебозавод», ООО «Элемент-Трейд», торговые сети «Лабаз», торговая сеть «О'кей», ООО «Кешка-Сладкоежка», ООО «Капитал», Ханты-Мансийское

Городское Потребительское Общество, ОАО «Юграторг», ООО «Виктор-Маркет», ООО «Лого-Югра», ИП Иванова Е.А., ООО «Русский Стиль».

В заключение отметим, что Комиссией по противодействию коррупции при Думе Ханты-Мансийского автономного округа

- Югры в 2014 г. проводились различные мероприятия по вопросам антикоррупционной деятельности на территории ХМАО

- Югры. Следует отметить, что для эффективного противодействия коррупции необходимо использовать комплексную системную стратегию. Вместе с Торгово-промышленной палатой, Уполномоченным по защите прав предпринимателей в ХМАО - Югре, Департаментами автономного округа, отвечающими за профилактику коррупционных правонарушений и Думой автономного округа более активно совместными усилиями будут обучаться предприниматели округа эффективным технологиям противодействия коррупции, для формирования у них навыка разработки и осуществления антикоррупционной политики бизнеса.

Литература

1. Противодействие коррупции: Понятия «коррупция» и «противодействие коррупции». Основные принципы противодействия коррупции. [Электронный ресурс] // URL: http://www. ach.gov.ru/ru/corruption3/ (дата обращения: 10.02.14).

2. Кальман А.Г. Проблемы противодействия коррупции в сфере экономической деятельности. [Электронный ресурс] // URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1225141 (дата обращения: 05.04.14).

3. Федеральный закон РФ «О противодействии коррупции» (принят Государственной Думой 19 декабря 2008 г. Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 г.). [Электронный ресурс] // URL: http://www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html (дата обращения: 19.02.15).

4. Чуманов А.В. Правовая политика в сфере противодействия коррупции в России (вопросы теории и истории): дисс... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. [Электронный ресурс] // URL: http://www.dslib.net/teoria-prava/pravovaja-politika-v-sfere-protivodejstvija-korrupcii-v-rossii.html (дата обращения: 05.02.14).

5. Павленко О.В. Противодействие коррупции: реальные и формальные подходы // Юридическая наука и правоохранительная практика. [Электронный ресурс] // URL: http:// anatolysidorov.ru/korruptsiya.html (дата обращения: 05.02.14).

6. Информация о результатах изучения в 2012 году мнения населения о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [Электронный ресурс] // URL: http: //www.югражданин.рф/analytics/ research/290/ (дата обращения: 13.02.15).

7. Информация о состоянии и эффективности противодействия коррупции на территории автономного округа (итоги социологического исследования, проведенного в 2013 году). [Электронный ресурс] // URL: М1р://югражданин.рф/ага1^^ЛгаеагсЫ2794/ (дата обращения: 19.02.15).

8. Куриков В.М., Хакназаров С.Х. Об опыте деятельности Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в сфере противодействия коррупции // Проблемы и перспективы этнокультурного и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера: материалы Всероссийской НПК (31.10.2013, г. Ханты-Мансийск). Тюмень:

000 «ФОРМАТ», 2014. С. 136-149.

References

1. Protivodejstvie korrupcii: Ponjatija «korrupcija» i «protivodejstvie korrup-cii». Osnovnye prin-cipy protivodejstvija korrupcii. [Jelektronnyj resurs] // URL: http://www.ach.gov.ru/ru/corrup-tion3/ (data obrashhenija: 10.02.14).

2. Kal'man A.G. Problemy protivodejstvija korrupcii v sfere jekonomiche-skoj dejatel'nosti. [Jelektronnyj resurs] // URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1225141 (data obrashhenija: 05.04.14).

3. Federal'nyj zakon RF «O protivodejstvii korrupcii» (prinjat Gosudar-stvennoj Dumoj 19 dekabrja 2008 g. Odobren Sovetom Federacii 22 dekabrja 2008 g.). [Jelektronnyj resurs] // URL: http:// www.rg.ru/2008/12/30/korrupcia-fz-dok.html (data obrashhenija: 19.02.15).

4. Chumanov A. V. Pravovaja politika v sfere protivodejstvija korrupcii v Rossii (voprosy teorii

1 istorii): diss.. kand. jurid. nauk. Volgograd, 2007. [Jelektronnyj resurs] // URL: http://www. dslib.net/teoria-prava/pravovaja-politika-v-sfere-protivodejstvija-korrupcii-v-rossii.html (data obrashhenija: 05.02.14).

5. Pavlenko O.V. Protivodejstvie korrupcii: real'nye i formal'nye podhody // Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika. [Jelektronnyj resurs] // URL: http://anatolysidorov.ru/korruptsiya. html (data obrashhenija: 05.02.14).

6. Informacija o rezul'tatah izuchenija v 2012 godu mnenija naselenija o sosto-janii i jeffektiv-nosti protivodejstvija korrupcii na territorii Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry. [Jelektronnyj resurs] // URL: http: //www.jugrazhdanin.rf/analytics/research/290/ (data obrashhenija: 13.02.15).

7. Informacija o sostojanii i jeffektivnosti protivodejstvija korrupcii na territorii avtonomnogo okruga (itogi sociologicheskogo issledovanija, provedennogo v 2013 godu). [Jelektronnyj resurs] // URL: http://jugrazhdanin.rf/analytics/research/2794/ (data ob-rashhenija: 19.02.15).

8. Kurikov V.M., Haknazarov S.H. Ob opyte dejatel'nosti Dumy Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga - Jugry v sfere protivodejstvija korrupcii // Pro-blemy i perspektivy jetnokul'tur-nogo i social'no-jekonomicheskogo razvitija korennyh malochislennyh narodov Severa: mate-rialy Vserossijskoj NPK (31.10.2013, g. Hanty-Mansijsk). Tjumen: OOO «FORMAT», 2014. S. 136-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.