Научная статья на тему 'Основные функции резервных требований и практика их реализации в Республике Беларусь'

Основные функции резервных требований и практика их реализации в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П А. Маманович

В статье излагаются понятие и основные параметры резервных требований, главное внимание уделено их функциям. Проанализирована практика использования и реализации функций резерв-ных требований Национальным банком Республики Беларусь, выявлено, какие из общепризнан-ных проявляются в Беларуси наиболее существенно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC FUNCTIONS OF RESERVE REQUIREMENTS AND PRACTICE OF THEIR REALIZATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

In article the concept and key parameters of reserve requirements are stated, the main attention is giv-en to their functions. Practice of use and realization of functions of reserve requirements by National bank of Byelorussia is analysed, is revealed, what their conventional are shown in the Republic of Belarus most essential.

Текст научной работы на тему «Основные функции резервных требований и практика их реализации в Республике Беларусь»

УДК 336.711(476)

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ РЕЗЕРВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ПРАКТИКА ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

П.А. МАМАНОВИЧ

Национальный банк Республики Беларусь, г. Минск, Республика Беларусь

ВВЕДЕНИЕ

Резервные обязательства впервые были использованы в США в 1863 году задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков. Для кредитных организаций других шестнадцати крупных городов США действовали такие же резервные требования. Половину из них региональные банки должны были хранить на счетах в нью-йоркских банках. Для других банков норма резервирования составляла 15%, из которых 2/3 средств размещалось на счетах региональных банков шестнадцати крупных городов более высокой «иерархии».

В настоящее время резервные требования характеризуются следующими ключевыми параметрами: резервные требования, минимальные или обязательные резервы; резервная база; норма резервирования или резервный коэффициент; расчетный период требований; период выполнения резервных требований; усреднение; выплаты по резервам.

Резервные требования, минимальные или обязательные резервы (reserve requirements, minimum reserves, legal reserves) являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Резервы могут храниться в определенной форме как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка.

Резервная база (reserve base) — объем обязательств кредитной организации, служащий основой для расчета резервных требований.

Норма резервирования или резервный коэффициент (reserve ratio) — установленное соотношение обязательных резервов к базе резервирования. Значения коэффициентов могут дифференцироваться в зависимости от видов обязательств (срочные депозиты, счета до востребования, долговые ценные бумаги), размера кредитной организации (резервного класса), резидентства кредиторов банков и некоторых других условий.

Расчетный период резервных требований (calculation period) - период времени в днях, в течение которого рассчитывается резервная база. Как правило, расчетный период равен одному месяцу. Такой промежуток времени используется в Японии, Франции и ряде других стран. В Канаде расчетный период составляет два полумесячных периода.

Период поддержания (выполнения) или хранения резервов (maintenance or holding period) — период времени в днях, на протяжении которого резервы хранятся.

Период поддержания и период расчета резервов могут не совпадать, в результате чего резервные обязательства классифицируются в три группы, в зависимости от лага между двумя периодами: запаздывающие резервы (lagged reserves) — период расчета резервов предшествует периоду их хранения; полузапаздывающие резервы (semi-laggedreserves) — период расчета резервов частично совпадает с периодом поддержания; своевременные резервы (contemporaneousreserves) — периоды расчета и поддержания резервов совпадают. Большинство центральных банков предпочитает запаздывающие резервы.

Усреднение (averaging) — требование поддержания резервов не на ежедневной, а на средней хронологической основе, например на среднемесячной основе.

Выплаты по резервам (remuneration of reserves) — процентные платежи, начисляющиеся на денежные суммы, которые банки хранят в виде обязательных резервов. Резервные требования обездвиживают активы и не приносят никакой выгоды кредитной организации. В качестве компенсации центральные банки иногда начисляют на резервы процент, ставка которого близка к

краткосрочной рыночной ставке денежного рынка.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии Инструкцией о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 28.12.2006 № 225, фонд обязательных резервов представляет собой часть привлеченных банками денежных средств, которая учитывается на счетах (по учету фонда обязательных резервов и корреспондентском счете банка), открытых на балансе Национального банка Республики Беларусь с целью выполнения резервных требований.

При этом под резервными требованиями понимается минимальный объем денежных средств, который банки обязаны поддерживать в течение периода выполнения резервных требований в фонде обязательных резервов в порядке и на условиях, определенных указанной инструкцией и другими нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь. Иначе говоря, резервные требования - это объем денежных средств, который банки должны хранить в Национальном банке, а фонд обязательных резервов - это объем денежных средств, который банки фактически размещают в Национальном банке. В каждый конкретный момент времени величина фонда обязательных резервов может быть как меньше, так и больше величины резервных требований, что обусловлено существованием возможности для банков выполнения резервных требований на усредненной основе.

Резервные требования в Республике Беларусь обязаны выполнять банки и небанковские кредитно-финансовые организации. По состоянию на 01.02.2009 фонд обязательных резервов формировал 31 банк, зарегистрированный в установленном порядке. Небанковские кредитно-финансовые организации на указанную дату не зарегистрированы. Следует отметить, что до 01.01.2007 банки, зарегистрированные в качестве резидентов свободных экономических зон, освобождались от формирования фонда обязательных резервов.

Объем резервных требований (РТ), подлежащий депонированию банками в Национальном банке, определяется по формуле:

РТ _ БР * Н (1)

100

где БР - база резервирования, представляющая собой расчетную величину привлеченных банками денежных средств, от которых формируются резервные требования;

Н - норматив обязательных резервов (в процентах).

В случае если применяются дифференцированные нормативы обязательных резервов для различных составляющих базы резервирования, резервные требования рассчитываются по формуле:

п

2 БР * Н

РТ _ ^--(2)

100

где БРi - ьтая составляющая базы резервирования;

Н1 - норматив обязательных резервов, установленный для ьтой составляющей базы резервирования;

п - количество составляющих базы резервирования.

База резервирования рассчитывается по формуле средней хронологической:

БР _ ПС+ПС8+ПС15 + ПС22 + ПС1с (3)

4

где ПС1, ПС8, ПС15, ПС22 и ПС1с - объемы привлеченных средств, рассчитанные в соответствии с главой 3 настоящей Инструкции, на начало 1-го, 8-го, 15-го, 22-го числа месяца и 1-го числа следующего месяца. При этом привлеченные средства, номинированные в иностранной валюте, рассчитываются в эквиваленте белорусских рублей по официальному курсу Национального банка.

Следует отметить, что до 1 марта 2007 года база резервирования рассчитывалась по формуле средней арифметической:

Выбор в пользу формулы средней хронологической был сделан в ходе унификации инструментов денежно-кредитного регулирования Республики Беларусь и России.

Банки имеют возможность также перейти к расчету базы резервирования на ежедневной основе, для чего они могут обратиться в Национальный банк с соответствующей просьбой. По состоянию на 01.02.2009 все банки, депонирующие средства в фонде обязательных резервов, рассчитывают базу резервирования на пятидневной основе.

В состав привлеченных средств для расчета базы резервирования включаются все денежные средства, привлеченные от физических и юридических лиц на условиях возвратности, независимо от признака резидентства и валюты средств, за исключением следующих привлеченных средств.

1. Средства клиентов, находящиеся на счетах по обеспечению исполнения обязательств (аккредитивы, банковские гарантии), в части сумм валютных покрытий, переведенных в пользу банков-нерезидентов. То есть номинально денежные средства учитываются на балансе банков-резидентов, а реально находятся и заблокированы в банках-нерезидентах и, таким образом, не могут участвовать в процессе мультипликации денег внутри Республики Беларусь;

2. Средства, привлеченные от банков и небанковских финансовых организаций, являющихся нерезидентами Республики Беларусь. Не включение данных средств в базу резервирования обусловлено стремлением создать благоприятные условия для привлечения иностранной валюты из-за рубежа.

3. Средства, привлеченные от банков - резидентов Республики Беларусь. Данные средства не включаются в базу резервирования, поскольку их создание не связано с движением товарной массы. С 15 апреля 2007 года из базы резервирования стали исключаться не только средства банков -резидентов, привлеченные в форме депозитов и кредитов, но и посредством выпуска банками ценных бумаг, при условии, что такие бумаги находились в течение расчетного периода в собственности других банков-резидентов.

Однако, поскольку банки не располагают информацией о том, какой объем ценных бумаг, ими выпущенных, находился в собственности у других банков, было принято решение рассчитывать коэффициент стандартного вычета. Такой же коэффициент использует и Европейский центральный банк.

Данный коэффициент показывает, какая доля ценных бумаг, выпущенных белорусскими банками, находится у банков-резидентов. При расчете базы резервирования пассивные остатки на счетах группы 49 «Ценные бумаги, выпущенные банком» (за исключением пассивных остатков на счетах по учету начисленных процентных расходов) в части фактической цены размещения выпущенных ценных бумаг (номинальная стоимость за минусом суммы дисконта) уменьшаются на произведение фактической цены на коэффициент стандартного вычета.

Коэффициент стандартного вычета рассчитывается ежемесячно на основе данных прошедшего месяца, утверждается Комитетом по монетарной политике Национального банка и размещается на сайте Национального банка в сети Интернет до окончания отчетного месяца. Данный показатель введен начиная с расчета за март месяц 2007 года. Впервые его значение превысило нулевую величину по итогам расчета за июнь (1,79) и в последствии колебалось от 3,29 до 8,79.

Расчетный период требований - это период, за который рассчитывается база резервирования и размер резервных требований. Период выполнения резервных требований - период, в течение которого банки обязаны поддерживать в фонде обязательных резервов установленный объем денежных средств.

Расчетный период устанавливается с 1-го числа месяца по 1-е число следующего месяца включительно.

Период выполнения резервных требований до 01.01.2008 года начинался с 15 числа месяца, следующего за расчетным периодом, и заканчивается 14 числа следующего месяца. В настоящее время начало периода выполнения резервных требований привязано к среде (день недели), ближайшей к середине месяца, а окончание периода припадает на вторник, предшествующий началу

(4)

5

следующего периода. Например, в январе 2009 года ближайшая среда к середине месяца выпадает на 14 число, а значит оно и будет началом периода выполнения резервных требований за расчетный период с 1 декабря 2008 года по 1 января 2009 года. Такое нововведение используется с целью сглаживания колебаний процентной ставки по однодневным межбанковским кредитам (операционная цель денежно-кредитной политики), поскольку основные операции по регулированию ликвидности банковской системы - недельные ломбардные аукционы и аукционы по продаже краткосрочных облигаций Национального банка - проводятся по средам. Необходимо также отметить, что график периодов выполнения резервных требований доводится центральным банком до банков второго уровня на весь календарный год.

История развития обязательных резервов в Республике Беларусь многогранна и насыщена. За относительно небольшой промежуток времени (1993-2009 года) практически каждый из элементов системы обязательного резервирования претерпел изменения. По-разному проявлялись и основные функции резервных требований.

В мировой практике чаще всего выделяют следующие функции резервных требований.

функция монетарного контроля, реализуемая прямым регулированием предложения денежных средств в экономике, а также регулированием величины банковского мультипликатора;

функция управления банковской ликвидностью за счет изменения нормативов обязательных резервов - требования к резервам предопределяют спрос коммерческих банков на заемные ресурсы центрального банка;

функция буфера процентной ставки, реализуемая при наличии законодательного разрешения на использование части депонированных на специальных счетах средств в ежедневных расчетах. При этом сумма, подлежащая депонированию, рассчитывается как средняя хронологическая за расчетный период;

функция «эмиссионного» дохода - депонирование денежных средств, подлежащих обязательному резервированию, на счетах центрального банка с последующим их использованием последним в ходе операций по рефинансированию;

функция налогообложения (квазиналоговая функция). Резервные требования представляет собой некоторое подобие налога на банки. Принудительное привлечение центральным банком дешевых ресурсов ему позволяет извлекать доход монопольного характера, т.е. резервные обязательства являются источником сеньоража государства.

Кроме того, резервные требования они могут играть пруденциальную роль, использоваться как средство страхования депозитов и регулирования уровня притока иностранного капитала.

В Республике Беларусь наиболее четко проявляются следующие:

1. Ограничение темпов роста денежной массы (функция монетарного контроля).

2. Стимулирование определенной структуры балансов банков.

3. Сглаживание колебаний краткосрочных процентных ставок (буфер процентной ставки).

Покажем, как это происходит на практике.

Ограничение темпов роста денежной массы тем сильнее, чем большую часть привлеченных средств банки обязаны депонировать в Национальном банке. Изменяя нормативы резервных требований, Национальный банк, при прочих равных условиях, оказывает влияние на величину денежного мультипликатора, которая характеризует возможности банков по созданию денег. Рублевый денежный мультипликатор (м) рассчитывается по формуле:

м = РДМ (5)

РДБ

где РДМ - рублевая денежная масса,

РДБ - рублевая денежная база.

В свою очередь рублевая денежная масса и рублевая денежная база включают в себя:

РДМ _ М0 + Д (6)

РДБ _ М0 + ИР+ОР+ПД (7)

где М0 - наличные деньги в обращении;

Д - привлеченные банками средства физических и юридических лиц, включаемые в состав рублевой денежной массы;

ИР - избыточные рублевые резервы банков (средства банков на корсчетах1 и в инструментах Национального банка);

ОР - обязательные рублевые резервы банков (резервные требования);

ПД - прочие рублевые депозиты клиентов - не банков в Национальном банке.

С учетом формул (6) и (7) формула денежного мультипликатора выглядит следующим образом:

Разделив каждое слагаемое в числителе и знаменателе на Д и сделав некоторые преобразования (М0/Д=КМО, ИР/Д=Кир, ОР/Д=Кор, ПД/Д=Кцц), получим следующую формулу денежного мультипликатора:

где: КМ0, КИР, КОР и Кпд - коэффициенты, характеризующие, соответственно, отношение объема наличных денег, избыточных резервов, обязательных резервов и прочих депозитов к объему безналичных денег.

Коэффициент КОР по сути близок к нормативу резервных требований: оба данных показателя характеризуют отношение объема резервных требований, депонированных банками в Национальном банке, к объему привлеченных банками средств. Вместе с тем значение Кор, как правило, выше норматива резервных требований. Это обусловлено тем, что в состав базы резервирования, кроме привлеченных средств, включаемых в денежную массу, включаются также средства на счетах центрального Правительства и средства нерезидентов. Следует учитывать также, что обязательные резервы от валютных привлеченных средств формируются в белорусских рублях.

Формула (9) является удобным и наглядным инструментом для анализа факторов, влияющих на изменение денежного мультипликатора. Так, например, при повышении Национальным банком нормативов обязательного резервирования, знаменатель дроби (9) повысится за счет увеличения коэффициента КОР, что приведет к уменьшению величины денежного мультипликатора и, соответственно, возможностей банков по созданию денег.

Динамика денежного мультипликатора за последние три года, а также влияющих на него факторов, показана на рисунке 1. Как следует из этого рисунка, коэффициент КМ0, характеризующий отношение наличных денег к безналичной рублевой денежной массе, имеет понижательный тренд, что увеличивает денежный мультипликатор. Аналогичное (обратно пропорциональное) влияние на значение мультипликатора оказывает также изменение коэффициентов КОР и КИР. Следует отметить, что коэффициент КОР наиболее подконтролен Национальному банку - для его изменения достаточно соответствующим образом изменить нормативы резервных требований. Значения коэффициентов КМ0 и КИР обусловлены влиянием большего количества факторов. Так, например, объем рублевых избыточных резервов зависит от эмиссионной политики Национального банка, ситуации на валютном рынке, спроса на кредитные ресурсы и других факторов.

м =

МО + Д

(8)

МО+ИР+ОР+ПД

м =

(9)

1 С 15.04.2007, после того, как усредняемая часть резервных требований стала храниться на корсчете, средства на корсчетах перешли из избыточных в обязательные резервы.

0.60

0.50

0.40 1

0.30 -

0.20

ААЛ^Мл

0.10

0.00

Кмо ----Кир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кор -м

3.50

-- 3.00

У* " »

ч'\

--•'ЛУ-' ■V

„ // у \ .

2.50 2.00 1.50

-- 1.00 -- 0.50 0.00

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 1. Динамика денежного мультипликатора.

Для более глубокого понимания роли резервных требований в сдерживании роста денежной массы рассмотрим механизм создания денег в экономике. Но прежде проанализируем структуру рублевой денежной базы, или, другими словами, пассив баланса Национального банка (рис. 2).

2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 2. Динамика структуры рублевой денежной базы.

Как видно из рисунка, около 60% рублевой денежной базы составляют наличные деньги в обращении (М0), около 15% - избыточные резервы банков и около 25% - обязательные резервы банков. Остальные составляющие базы резервирования составляют менее 0,1%, поэтому для простоты мы ими пренебрежем. Структура денежной базы колеблется, однако в среднесрочном периоде она стремится к некому равновесному состоянию. Равновесная структура денежной базы показывает, как распределится эмиссия денег Национальным банком с течением времени. Например, если Национальный банк осуществляет эмиссию на 100 млн. рублей, то, с учетом вышеприведенной структуры денежной базы, через некоторое время эти 100 млн. рублей распределятся следующим образом: на 60 млн.рублей увеличится объем наличных денег в обращении, на 15 млн. рублей прирастут избыточные резервы и на 25 млн. рублей увеличится фонд обязательных резервов. Кроме того, объем безналичных денег возрастет на 193 млн. рублей при значении денежного мультипликатора 2,53. Рассмотрим это более детально (рис. 3).

Выдача Национальным банком кредита банку (рис. 3, этап 1) оформляется следующими проводками:

- в балансе Национального банка:

Д-т "Кредит банку", К-т "Корсчет банка"

- в балансе банка:

Д-т "Корсчет в НБ", К-т "Кредит НБ". В результате этой кредитной операции денежная база возросла на 100 млн. рублей. При этом денежная масса еще не создана, поэтому денежный мультипликатор равен нулю.

Этап 1. Национальный банк выдает банку кредит в размере 100 млн. рублей. (м = 0)

А НБ РБ П А 5анк П

Кредит банку 100 РДБ корсчет банка (ИР) 100 Корсчет в НБ 100 Кредит НБ 100

Баланс 100 Баланс 100 Баланс 100 Баланс 100

Этап 2. Промежуточный (м = 1,26)

А НБ РБ П А 5анк П

Кредит банку 100 РДБ корсчет банка (ИР) - ОР - М0 58 12 30 Корсчет в НБ ОР Кредиты 58 12 126 Кредит НБ Депозиты 100 96

Бала нс 100 Баланс 100 Баланс 196 Баланс 196

Этап 3. Завершение процесса создания денег ( м = 2,53)

А НБ РБ П А 5анк П

Кредит банку 100 РДБ корсчет банка (ИР) - ОР - М0 15 25 60 Корсчет в НБ ОР Кредиты 15 25 253 Кредит НБ Депозиты 100 193

Баланс 100 Баланс 100 Баланс 293 Баланс 293

Рис. 3. Механизм создания денег. Получив кредит от Национального банка, и, соответственно, имея деньги на своем корсчете,

банк теперь имеет возможность выдавать кредиты своим клиентам, что он и начинает делать. Деньги, получаемые клиентами в кредит, поступают на их расчетные (текущие) счета, увеличивая объем привлеченных банками средств (на рис. 3 - "Депозиты"). При этом часть кредитов выдается наличными деньгами, увеличивая тем самым объем наличных денег в обращении. Последний также увеличивается за счет того, что некоторые клиенты снимают часть полученных в кредит денег наличными. Рост объема привлеченных средств обязывает банки депонировать часть средств в фонде обязательных резервов в Национальном банке.

Этап 2 на рис. 3 представляет собой срез балансовых показателей Национального банка и банков на некой промежуточной стадии процесса создания денег. Здесь мы видим, что активы и пассивы баланса банков растут (идет процесс создания денег), структура денежной базы меняется, денежный мультипликатор увеличивается.

Описанный выше процесс будет продолжаться до тех пор, пока структура денежной базы не приблизится к своей равновесной величине, что характеризуется окончанием процесса создания денег. Банки больше не могут выдавать кредиты, поскольку денег на корсчете осталось ровно столько, чтобы поддерживать необходимый уровень ликвидности.

В результате по завершении процесса создания денег (рис. 3, этап 3), величина денежного мультипликатора (при данной равновесной структуре денежной базы) составляет 2,53. Другими словами, каждые 100 рублей эмиссии Национального банка через некоторое время увеличивают денежную массу на 253 рубля (объем выданных банками кредитов), в том числе наличные деньги в обращении прирастают на 60 рублей (равновесная доля М0 в денежной базе), средства на счетах клиентов в банках - на 193 рубля.

Зададимся вопросом, как бы проходил вышеописанный процесс создания денег, если бы резервных требований не существовало. Очевидно, что равновесная структура денежной базы будет в этом случае другая. Предположив, что значения коэффициентов КМ0 и КИР при этом не изменятся, путем несложных вычислений получаем новую равновесную структуру денежной базы: МО -80%, ИР - 20%. Завершающий этап процесса создания денег выглядел бы в этом случае следующим образом.

.. .Этап 3. Завершение процесса создания денег (м = 3,37)

А НБ РБ П А 5анк П

Кредит банку 100 РДМ корсчет банка (ИР) - М0 20 80 Корсчет в НБ Кредиты 20 337 Кредит НБ Депозиты 100 257

Баланс 100 Баланс 100 Баланс 357 Баланс 357

Рис. 4. Завершающий этап процесса создания денег при отсутствии резервных требований

Таким образом, отсутствие резервных требований привело бы к росту денежного мультипликатора, но не безграничному (с 2,53 до 3,37). В роли «естественного» ограничителя возможностей банков по созданию денег по-прежнему выступала бы потребность экономики в наличных деньгах.

Из вышеизложенного можно сделать важный вывод о том, что резервные требования являются дополнительным «искусственным» ограничителем роста денежной массы. Значение этого инструмента неоценимо в периоды разгула инфляции, когда центральному банку требуется жесткий контроль над ростом денежной массы. В условиях стабильности национальной денежной единицы и повышения доверия к ней, жесткий контроль над денежными агрегатами перестает быть актуальным, а резервные требования уже не являются активным инструментом в регулировании роста денежной массы. В этих условиях Национальный банк осуществляет политику постепенного снижения нормативов обязательного резервирования. Резкие шаги в этом направлении нецелесообразны, поскольку могут привести к дестабилизации ситуации на денежном рынке.

Функция стимулирования определенной структуры балансов банков реализуется в Республике Беларусь посредством снижения (дифференцирования) нормативов обязательного резервирования по определенным видам привлеченных средств. Так, если по какому-то виду привлеченных средств Национальный банк устанавливает более низкий норматив резервных требований, то, при прочих равных условиях, прибыль банка будет увеличиваться с ростом объема данных привлеченных средств, поскольку объем не приносящих доход активов (отчислений в фонд обязательных резервов) будет расти меньшими темпами. То есть банк, заинтересованный в увеличении прибыли, будет уделять большее внимание именно этому виду привлеченных средств.

С 01.01.1993 по 01.02.1993, с 01.04.1994 по 01.11.1994 и с 01.07.1996 по 01.07.1998 за счет установления нормативов, дифференцированных по срокам, Национальный банк стимулировал банки привлекать более долгосрочные рублевые ресурсы, так как нормативы резервных требований по ним были ниже.

С 01.03.2002 и по настоящее время Национальный банк стимулирует привлечение банками рублевых депозитов населения за счет установления по ним более низких нормативов резервных требований по сравнению с другими привлеченными средствами.

Снижение нормативов обязательного резервирования по определенным видам привлеченных средств может быть как безусловным, так и условным. В первом случае для получения выгод от пониженных нормативов обязательного резервирования банку достаточно иметь в составе ресурсов соответствующие привлеченные средства. Так, в 2009 году Национальный банк с помощью пониженного норматива резервных требований продолжает стимулировать привлечение банками срочных рублевых депозитов физических лиц. Норматив по ним по состоянию на 01.02.2009 составляет 1%, в то время как по остальным привлеченным средствам банков он установлен в размере 6%.

Во втором случае, кроме того, банку необходимо выполнить определенные условия. Так, например, в 1997-2002 годах норматив резервных требований для привлеченных на заданный срок средств уменьшался (вплоть до нуля) при обеспечении банками определенной доли инвестиционных кредитов в привлеченных и собственных средствах банка.

Третья функция - сглаживание колебаний краткосрочных процентных ставок - реализуется посредством механизма усреднения резервных требований.

Суть механизма усреднения заключается в том, что соответствие объема денежных средств в фонде обязательных резервов с объемом резервных требований может обеспечиваться не на каждый день периода выполнения, а в целом за период выполнения резервных требований. В Республике Беларусь механизм усреднения распространяется пока не на весь объем резервных требований, а только на их часть, получившую название «усредняемая часть резервных требований». Оставшаяся часть резервных требований является фиксированной и для ее выполнения банки обязаны поддерживать в фонде обязательных резервов денежные средства в объеме не ниже ее величины. Для определения того, какой объем резервных требований является фиксированным, Национальный банк устанавливает величину норматива фиксированной части резервных требований. По состоянию на 01.02.2009 она составляет 60% от всего объема резервных требований. Соответственно 40% приходится на усредняемую часть резервных требований.

Кроме того, до 15.04.2007 механизм усреднения распространялся на резервные требования, рассчитанные только от рублевых привлеченных средств. В настоящее время возможность усредненного выполнения существует для всего объема резервных требований (в рамках их усредняемой части).

Счета по учету фонда обязательных резервов включают корреспондентские счета банков в Национальном банке (сч. 3200, 3202 ) и специальные счета по учету фонда обязательных резервов (сч. 3220, 3223)1. На корреспондентских счетах банки депонируют средства в выполнение усредняемой части резервных требований, на специальных счетах по учету фонда обязательных резервов - в выполнение фиксированной части резервных требований. Следует отметить, что до 15.04.2007 средства на корреспондентских счетах не включались в состав фонда обязательных резервов. Поэтому банкам для заимствования средств из фонда обязательных резервов (в рамках ме-

1 Номера счетов указаны в соответствии с Инструкцией по ведению бухгалтерского учета в Национальном банке Республики Беларусь, с учетом изменений и дополнений , внесенных постановлениями Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 18.07.2006 № 182 и от 04.12.2006 № 338

ханизма усреднения) приходилось переводить часть средств со специального счета на свои корреспондентские счета, а для возврата средств - совершать обратную операцию.

Рассмотрим на примере работу механизма усреднения резервных требований. Предположим, что объем резервных требований по данным за июль 2008 года составил 60,6 млрд. рублей. Соответственно величина фиксированной части резервных требований составит 42,4 млрд. рублей (60,6 * 70%), а усредняемой - 18,2 млрд. рублей (60,6 - 42,4). Данные величины Национальный банк доводит до банка не позднее, чем за один рабочий день до начала нового периода выполнения резервных требований. На конец первого рабочего дня (и каждого последующего дня) периода выполнения резервных требований банк обязан обеспечить остаток средств на специальном счете по учету фонда обязательных резервов не ниже установленной ему величины фиксированной части резервных требований, то есть не ниже 42,4 млрд. рублей. Кроме того, на конец каждого календарного дня периода выполнения резервных требований банк обязан обеспечить остатки средств на корреспондентском счете в Национальном банке на таком уровне, чтобы их среднеарифметическая величина, рассчитанная за весь период выполнения резервных требований, была не ниже величины усредняемой части резервных требований, рассчитанной для этого периода. То есть средний остаток средств на корреспондентском счете банка в Национальном банке с 15.08 по 14.09 должен быть не ниже 18,2 млрд. рублей.

Весь вышеописанный процесс выполнения резервных требований показан на рисунке 5. Оранжевая пунктирная линия - это объем резервных требований, доведенный банку (60,6 млрд. рублей). Серая область представляет объем денежных средств, который банк поддерживает на счете по учету фонда обязательных резервов с целью выполнения фиксированной части резервных требований (40,4 млрд. рублей). Как правило, она не изменяется в течение всего периода выполнения резервных требований. Светло-оранжевая область отражает динамику остатков средств на корреспондентском счете банка, которые засчитываются в выполнение усредняемой части резервных требований. Как видно из рисунка, остатки средств на корреспондентском счете колеблются изо дня в день, изменяясь от нуля (30.08) до 42 млрд. рублей (11.09). Вместе с тем их среднеарифметическая величина за период с 15.08 по 14.09 обеспечивается в размере 18,2 млрд. рублей, то есть на уровне усредняемой части резервных требований.

Оранжевая столбиковая диаграмма (рис. 5) показывает значение показателя «единовременной дорегулировки фонда обязательных резервов».

Рис. 5. Динамика средств ФОР в течение периода выполнения резервных требований

Данный показатель представляет объем средств, на который требуется откорректировать фактическую величину совокупного остатка средств на корреспондентских счетах банков в Национальном банке, засчитываемых в исполнение усредняемой части резервных требований для того,

чтобы до конца периода выполнения резервных требований не было бы необходимости производить операции по регулированию указанного остатка средств и одновременно была бы сформирована среднеарифметическая величина указанных ежедневных остатков за весь период выполнения резервных требований на установленном для этого периода уровне. На рисунке 6 графически показана методика расчета показателя единовременной дорегулировки ФОР.

Сплошная кривая синего цвета (рис. 6) показывает средний фактический остаток средств на корреспондентском счете с начала периода выполнения резервных требований. Так, за период с 15.08 по 02.09 он достиг 10,05 млрд. рублей. Вместе с тем величина усредняемой части резервных требований составляет 18,2 млрд. рублей и, чтобы выйти на нее, банку необходимо в оставшиеся дни до конца периода выполнения резервных требований поддерживать на корсчете объем денежных средств "Х", рассчитываемый по формуле:

Остаток на корсчете Остаток средств на счете по учету ФОР Достигнутая средняя с начала периода Требуемая средняя до конца периода Резервные требования

сососососососососоо>о>о>а>о>о>о> юг^аэ^союг^ся^-сч^гсЬсоосч^г ^-^-^-смсмсмсмсмсо

100 -

80 -

Рис. 6. Расчет единовременной дорегулировки ФОР Х _ РТУ +{РТу - КСф)'Дн (10)

Дк

где РТу - величина усредняемой части резервных требований;

КСф - фактический средний остаток средств на корреспондентском счете с начала периода выполнения резервных требований;

Дн - количество дней, прошедших с начала периода выполнения резервных требований; Дк - количество дней, оставшихся до конца периода выполнения резервных требований; Х - требуемый средний остаток средств на корреспондентском счете до конца периода выполнения резервных требований.

В результате величина "Х" будет равна:

10„ (18,2-10,05)-19 „

Х _ 18,2 + ^-^-_ 31,1 млрд. рублей.

12

Поддерживая за период с 03.09 по 14.09 средний остаток на корсчете на уровне 31,1 млрд. рублей, банк тем самым выйдет за период с 15.08 по 14.09 на средний остаток по корсчету на уровне 18,2 млрд. рублей и тем самым обеспечит выполнение усредняемой части резервных требований. Чтобы на конец дня 03.09 обеспечить остаток средств на корсчете на уровне 31,1 млрд. рублей, банку необходимо в течение дня увеличить остаток на корсчете на 29,1 млрд. рублей, так как остаток на утро 03.09 составлял 2 млрд. рублей. Вот эти 29,1 млрд. рублей и являются величиной единовременной дорегулировки фонда обязательных резервов.

Единовременная дорегулировка является важным показателем для оценки текущей ликвидно-

сти банковской системы. Отрицательное значение данного показателя свидетельствует о том, что банковская система имеет избыточную краткосрочную ликвидность, которая размещается на счетах фонда обязательных резервов. Напротив, положительная ее величина говорит о недостатке текущей ликвидности, который восполняется за счет средств фонда обязательных резервов.

Таким образом, благодаря механизму усреднения фонд обязательных резервов может поглощать краткосрочные колебания ликвидности, тем самым, сглаживая колебания краткосрочных процентных ставок денежного рынка. Если бы возможности усреднения не было, то, например, при наличии избыточной ликвидности, банку уже не целесообразно было бы размещать ее на счетах фонда обязательных резервов. Во-первых, средства на данных счетах не приносят дохода, а во-вторых, данный избыток средств не засчитывался бы в выполнение резервных требований. В результате банк выходил бы с избыточной ликвидностью на рынок, увеличивая денежное предложение, и, при прочих равных условиях, оказывая понижающее давление на процентные ставки. Обратная ситуация наблюдалась бы при дефиците текущей ликвидности.

По мере создания необходимых условий нормативы обязательных резервов будут постепенно снижаться, будет снижаться и норматив фиксированной части резервных требований.

На рисунке 7 показаны даты снижения нормативов обязательного резервирования и их значения на фоне ситуации с ликвидностью банковской системы. Можно отметить, что в периоды устойчивого избытка ликвидности нормативы, как правило, не снижались. При изменении нормативов также учитывается ситуация на валютном рынке, уровень инфляции и другие факторы.

3 2 -1

2 500

■ Позиция по инструментам НБ о Нормативы ФОР от ФЛ в нац. валюте (левая ось) » Нормативы ФОР от прочих привл. средств (левая ось)

4

0

Рис. 7. Позиция банков по инструментам регулирования текущей ликвидности и хронология изменения

нормативов резервных требований.

При рассмотрении вопроса о снижении норматива фиксированной части резервных требований, Национальный банк принимает во внимание такие факторы, как степень использования банками фонда обязательных резервов для регулирования колебаний ликвидности, а также влияние данного шага на волатильность ставок денежного рынка. При введении механизма усреднения для всех банков (с 15.01.2000) норматив фиксированной части резервных требований был установлен на уровне 90%. С 15.04.2005 он был понижен до 80%, а с 15.12.2005 - до 70%, с 12.11.2008 - до 60%. . С 15.04.2007, при сохранении номинального значения норматива фиксированной части резервных требований, абсолютный объем заимствования из фонда обязательных резервов увеличился в связи с распространением механизма усреднения на резервные требования, рассчитанные от валютных привлеченных средств.

ВЫВОДЫ

В Республике Беларусь наиболее четко проявляются следующие функции резервных требований: ограничение темпов роста денежной массы (функция монетарного контроля); стимулирование определенной структуры балансов банков; сглаживание колебаний краткосрочных процентных ставок (буфер процентной ставки).

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулев, В. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики / В.Гулев // Банковский вестник.- 2000. - №21.

2. Деньги, кредит, банки : учебник / Г.И.Кравцова [и др.]; под ред. проф. Г.И.Кравцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. -Минск: БГЭУ, 2007. - 444 с.

3. Инструкция о порядке формирования банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями фонда обязательных резервов, размещаемого в Национальном банке Республики Беларусь: утв. Постановлением Правления Национального банка Респ. Беларусь 28.12.2006. - № 225.

4. Казимагомедов, А.А.. Организация денежно-кредитного регулирования /А.А. Казимагомедов, С.М.Ильясов-. М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Моисеев,С. Структура, функции и международная практика резервных требований / С. Моисеев.// Финансы и кредит., 2002.- №17. - С. 107

6.. Организация деятельности центрального банка: учеб. пособие / С.С. Ткачук. [и др.]; под ред. С.С.Ткачука, О.И. Румянцевой. - Минск: БГЭУ, 2006. - 295 с.

THE BASIC FUNCTIONS OF RESERVE REQUIREMENTS AND PRACTICE OF THEIR REALIZATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

P.A. MAMANOVICH Summary

In article the concept and key parameters of reserve requirements are stated, the main attention is given to their functions. Practice of use and realization of functions of reserve requirements by National bank of Byelorussia is analysed, is revealed, what their conventional are shown in the Republic of Belarus most essential.

Поступила в редакцию 19 мая 2009г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.