Научная статья на тему 'Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России'

Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
270
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты денежно-кредитного регулирования: новации обязательного резервирования в России»

Денежно-кредитная

политика

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: НОВАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО РЕЗЕРВИРОВАНИЯ

В РОССИИ

H.H. МЕДВЕДЕВ, кандидат экономических наук, начальник экономического управления Главного управления Центрального банка Российской Федерации

по Омской области

Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из наиболее эффективных инструментов денежно-кредитной политики прямого действия. При создании системы обязательного резервирования (далее — ОР) центральному банку любой страны необходимо учитывать синергети-ческое взаимодействие ряда факторов-. В России длительный период времени при обсуждении проблем ОР на первое место ставился вопрос о размерах нормативов резервирования. Особенно часто требования о снижении нормативов звучали со стороны банковского сообщества в 2002-2003 гг. После существенного уменьшения нормативов резервирования в 2004 г. интенсивность дискуссии ослабла. В большинстве выступлений снижение нормативов рассматривается как оперативная и адекватная реакция Банка России на события лета 2004 г. Пока нет оценок долгосрочных последствий столь радикального (более чем в 2 раза) и столь быстрого снижения нормативов. Практически без должного внимания остался и не менее важный вопрос - существенная модернизация механизма обязательного резервирования.

Обязательные резервы как инструмент денежно-кредитного ре1улирования. Суть ОР как инструмента денежно-кредитного регулирования состоит в том, что центральным банком устанавливаются огра-

ничения на использование части ресурсов. Исторически сложились 3 основные формы хранения средств, выделенных в качестве резерва. Первая, в виде неснижаемого остатка денежной наличности в кассе кредитной организации. Вторая — неснижаемого уровня средних хронологических остатков на корреспондентском счете организации. Третья, размещение резервов на специально открытых для этих целей счетах в центральном банке. В современных условиях часто используется сочетание всех трех форм. В отдельных странах используются другие формы хранения средств ОР, например, в виде вложений в государственные ценные бумаги.

Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы. Обязательное резервирование входит в состав денежной базы и, соответственно, изменения ОР оказывают существенное воздействие на способность банковского сектора к мультиплицированию денежной массы, т.е. меняется денежный мультипликатор. Кроме этого, средства ОР могут и реально используются для удовлетворения требований кредиторов банка в случае его ликвидации.

В самом общем виде модель механизма обязательного резервирования (рис. 1) предполагает выделение группы средств (активов или пассивов) кредитной организации, служащих базой резерви-

Группы средств, включенных в базу резервирования:

Группа 1

Группа №

Средства, исключаемые из базы резервирования

Нормативы резервирования

Норматив 1

Норматив №

Норматив резервирования равен нулю

Банк

Расчет 1 размеров ОР

Периодичность

проведения регулировок ОР

Формы ОР:

Средства в кассе банка

Средства на корсчете банка

Средства на специальных счетах в центральном банке

Другие формы ОР

Рис. 1. Модель механизма обязательного резервирования

рования. Банк, используя установленные центральным банком нормативы, по каждой группе средств рассчитывает величину резервов. Цифровое значение нормативов ОР может быть как единым для всех групп средств, так и различным. Часть средств может быть исключена из базы резервирования.

В соответствии с установленным центральным банком порядком кредитная организация составляет специальный расчет и распределяет средства ОР по формам хранения. Важное значение имеет периодичность, с которой производится регулирование ОР. Как правило, такие регулировки делаются 1 раз в месяц. В ряде стран кредитные организации на определенных условиях могут использовать часть средств ОР.

Впервые обязательные резервы были введены в США. Первоначально они рассматривались как своеобразная гарантия по обязательствам банков. Затем все более значимой стала их функция как инструмента регулирования денежного предложения в стране. Масштабы использования и величина нормативов обязательного резервирования в различных странах в разные годы существенно отличается. Наиболее высокий их уровень был установлен в Италии (25%), Испании (17%). Напротив, в Японии норматив составлял 2,5%, в Великобритании 0,45%. В последние годы наблюдается общая тенденция к отходу от активного использования резервных требований центральными банками в качестве регулирующего инструмента и снижения их величины. Особенно ярко это проявилось в связи с созданием Европейского валютного союза. Европейский центральный банк установил диапазон возможных колебаний отчислений в резервы от 0 до 10%. В настоящее время ставка резервных

отчислении по всем видам депозитов и эмитированных ценных бумаг со сроком действия до 2-х лет установлена в 2%, а по ряду других обязательств равна 0. Отдельные страны, например, Канада, Дания, Мексика не используют ОР для целей денежно-кредитного регулирования [1. с.39].

Становление обязательного резервирования в России. В апреле 1989 г., одновременно с процессом формирования двухуровневой банковской системы в Государственном банке СССР был образован Фонд регулирования кредитных ресурсов. Норматив резервирования был установлен в 5%, в 1990 г. он был увеличен до 10, в 1991 г. - до 15%. Столь высокие нормативы отчислений были продиктованы нарастающими инфляционными процессами в экономике страны.

Основным критерием группировки резервируемых средств в этот период были сроки привлечения средств. Например, для депозитов «до востребования» норматив резервирования был установлен на уровне 15%, для депозитов со сроками привлечения средств: «менее 1 года» — 12%; «от 1 годадоЗлет»— 10%. По депозитам, привлеченным на срок «свыше 3 лет», резервы не создавались. Еще одной особенностью политики ОР в это время было то, что с 1 декабря 1990 г. обязательное резервирование было разрешено полностью или частично осуществлять в форме вложений в облигации Государственного внутреннего займа. С этого времени и до создания Центрального банка РФ в стране существовала возможность получения доходов на средства ОР.

После образования Центрального банка РФ с 30 апреля 1991 г. был создан Резервный фонд кредитной системы России. Фонд был образован за

счет депонирования части ресурсов, привлеченных банками. Норматив резервирования был установлен на уровне 2%. Этот норматив был в 5-7 раз меньше чем нормативы, установленные Государственным банком СССР. Это обстоятельство можно считать отражением противоречий и политической борьбы между властными структурами Союза ССР и Российской Федерации. Косвенным подтверждением этого служит тот факт, что после распада СССР и прекращения деятельности Госбанка СССР очень быстро (в период с 1 февраля по 1 апреля 1992 г.) нормативы обязательных резервных отчислений в России повысились с 2 до 20% суммы привлеченных средств банка.

Совет директоров Банка России активно использовал изменение нормативов обязательных отчислений исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в обращении в заданных параметрах, регулирования ликвидности банков и содействия снижению уровня инфляции. Максимальное значение нормативов ОР было установлено равным 22% и действовало в период с 1 февраля по 1 мая 1995 г. Затем произошло снижение норматива до 20%. Это первое за время введения в России инструмента ОР снижение было вызвано не экономическими причинами, а вступлением в действие Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и содержащемся в нем законодательно установленном максимальном значении этого норматива в 20%. В дальнейшем нормативы ОР постепенно снижались, но абсолютные значения сумм, депонированных на счетах ОР в Банке России, устойчиво росли (рис. 2) [2].

Изменяя нормативы, устанавливая их различными для рублевых и валютных счетов, Банк России стимулировал кредитные организации к расширению их ресурсной базы в валюте РФ. Од-

300 ---

250 --П-

200

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Рис. 2. Обязательные резервы банковского сектора России по состоянию на 1 января года (млрд руб.)

новременно эти меры способствовали сдерживанию долларизации российской экономики. Грамотное управление обязательными резервами в период кризисных явлений августа 1998 г. позволило смягчить и предотвратить лавинообразное нарастание объема неплатежей. Банк России (трижды: 18,25 сентября и 2 октября 1998 г.) проводил многосторонние межбанковские клиринги с одновременным внеочередным регулированием размера резервов. Высвободившиеся в результате этого средства в объеме 7,1 млрд руб. были направлены на завершение расчетов. Со счетов обязательного резервирования средства направлялись в распоряжения ликвидационных комиссий и использовались для удовлетворения требований кредиторов банка в случае его ликвидации. В 1999 г. изменение нормативов осуществлялось исключительно в целях ослабления давления на валютный рынок и курс рубля.

В 2000-2003 гг. политика обязательного резервирования в России была подчинена задаче абсорбции свободной ликвидности банковского сектора [3]. Все это время нормативы ОР оставались неизменными. Они составляли: по привлеченным кредитными организациями средствам юридических лиц в валюте РФ, юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%; по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты) в валюте РФ, — 7%. За эти годы в условиях относительно низкого уровня инфляции в России средневзвешенные процентные ставки по кредитам снизились с 31-34 до 17-18%. Налоговый характер обязательных резервов стал оказывать все более существенное влияние на стоимость банковских услуг и цену кредитов. За время действия этих нормативов сумма средств на счетах ОР в Банке России увеличилась более чем в 4 раза и на 1 января 2004 г. составляла 267,4 млрд руб. [2]. Все более очевидным становилась необходимость снижения нормативов. Это находило отражение и в официальных документах [4].

В 2004 г. нормативы ОР менялись 4 раза. В период с 1 апреля по 1 августа 2004 г. нормативы резервирования по отдельным группам привлеченных средств снизились в 3-5 раз. Решающим фактором, подтолкнувшим Банк России к быстрому снижению нормативов обязательного резервирования, стал отток рублевых вкладов из коммерческих банков из-за кризиса доверия в отношении отдельных банков в мае-июле 2004 г. Изменение нормативов привело к значительному изменению сумм средств на счетах ОР в Банке России (рис. 3). По сравнению с пиковым значением на 1 июня 2004 г. затри

Рис. 3. Динамика обязательных резервов банковского сектора России в 2004 г. (млрд руб.)

2,05 2

1,95 1,9 1,85 1,8 1,75 1,7 1,65 1,6

\ , г /\ |

1 1 \г

;

! ;

!

1 д — -4 -------- ...............

: !

- ! 1

т- т— т— см см см со СО со тГ ■ч- ю

о о о о о о о о о о о о о

о о о о о о о о о о о о о

см см см см см СЧ1 см см см см см см см

ш >5 X со >5 X со >5 X ЕВ X т

I та ® X я 0) X та О) X со 0) X

к г и к г о о; 5 о к 2 о к

Рис. 4. Динамика денежного мультипликатора в 2001-2004 гг. (фактическое значение и по тренду)*

месяца произошло снижение в 2,4 раза. Со счетов ОР в Банке России в распоряжение банковского сектора страны было направлено более 170 млрд руб. [2] Эти действия в сочетании с масштабными операциями рефинансирования способствовали оперативному решению проблем восстановления ликвидности банковского сектора.

Уменьшение средств на счетах ОР в Банке России привело к значительному изменению денежного мультипликатора (рис. 4). В период относительной стабильности в банковском секторе и стабильных нормативов ОР (2001-2003 гг.) денежный мультипликатор оставался относительно стабильным на уровне 1,7-1,8.

В 2004 г. флуктуации денежного мультипликатора возросли. В условиях абсолютного сокращения денежной базы и роста денежной массы в январе-сентябре 2004 г. денежный мультипликатор после некоторого снижения в начале года существенно (на 21,5%) возрос и на 1 октября 2004 г. составил более 2,0. В октябре-декабре 2004 г. при опере-

* Денежный мультипликатор представляет собой соотношение денежного агрегата М2 и денежной базы в широком определении.

жающих темпах роста денежной базы по сравнению с увеличением денежной массы произошло снижение значения мультипликатора до 1,828 на 1 января 2005 г., или на 10,4% по сравнению с началом квартала [5, с.7].

Два последних года временной лаг между изменением параметров инструментов денежно-кредитного регулирования и реакцией денежного рынка в России составляет около 6 месяцев [3]. Это обстоятельство позволяет сделать вывод

0 том, что одной из причин относительно высокого уровня инфляции в I кв. 2005 г. стало снижение нормативов ОР летом 2004 г. и вызванное этим увеличение способности банковского сектора страны к мультипликационному увеличению предложения денег.

Современный механизм ОР России. В 2004 г. существенные изменения претерпел механизм обязательного резервирования. Политика ОР в Российской Федерации является исключительной прерогативой Банка России. Конкретный порядок проведения операций ОР устанавливается Советом директоров Банка России в специальном нормативном документе. С

1 июля 2004 г. в России действует Положение Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» [6], ставшее правовой основой современного механизма обязательного резервирования России (рис. 5).

Резервирование производится на 1-е число каждого месяца. На эти даты кредитные организации представляют в территориальные учреждения Банка России специальный Расчет регулирования размера обязательных резервов (далее — Расчет), подлежащих депонированию.

Банк России сверяет данные Расчета с размером фактически зарезервированных средств. При их соответствии требования считаются выполненными кредитной организацией. При недовзносе средств кредитная организация производит их доперечисление. Если выявлен перевзнос средств в обязательные резервы, учреждение Банка России (РКЦ или ГРКЦ) на основании распоряжения возвращает кредитной организации излишне внесенную сумму обязательных резервов.

В 2004 г. изменения коснулись практически всех основных элементов механизма обязательного резервирования в России.

Рис. 5. Современный механизм обязательного резервирования

Во-первых, произошли изменения в составе резервируемых обязательств кредитных организаций. Из состава резервируемых обязательств были исключены средства юридических лиц, привлеченные на срок не менее 3 лет в соответствии с условиями заключенных договоров. Эта новация призвана увеличить работающие ресурсы кредитных организаций, но пока ее влияние не велико. В объеме привлеченных средств депозиты предприятий со сроком привлечения «более 3-х лет» на 1 января 2005 г. составили почти 40 млрд руб. Это менее 2% общего объема привлеченных средств. Соответственно на масштабах обязательного резервирования исключение этих средств пока существенно не сказывается. Но как показывает анализ данных об объемах привлеченных банковских вкладов и депозитов, депозиты предприятий и организаций «на срок свыше 3 лет» в IV кв. 2004 г. был самым быстро увеличивающимся ресурсом. За один квартал они увеличились в 2,1 раза [2].

Наоборот, в состав резервируемых обязательств кредитных организаций включены ранее не учитываемые обязательства перед банками-нерезидентами. Объем этих обязательств в конце 2004 г. превышал 25 млрд дол. США [2]. Исходя из установленного для этой категории средств норматива ОР — 2%, под эти ресурсы созданы ОР в сумме около 15 млрд руб. Это довольно заметная величина, превышающая 10% от суммы средств ОР, депонированных на счетах в Банке России.

Второй заметной новацией стало существенное упрощение условий временного использования средств ОР. При необходимости кредитные организации могут получить в Банке России разрешение

на хранение части ОР на корреспондентском счете в РКЦ с правом его использования.

«Старый» механизм предусматривал сложную процедуру, требовавшую оформления значительного количества документов. При этом потенциальный размер перечисляемых в распоряжение банка средств не превышал 5% от объема ОР и пользоваться этими средствами можно было не более 25 дней за месяц. Поэтому просьбы об использование средств ОР внутри месяца были крайне редки.

В «новом» механизме этих недостатков нет. Дополнительных документов оформлять не надо, просто в Расчете делается соответствующая отметка о желании кредитной организации воспользоваться правом на усреднение. Это означает, что кредитная организация принимает на себя обязательство обеспечить средний хронологический остаток на корсчете на уровне не меньше, чем установленная Банком России величина. Соответственно на эту величину уменьшается объем средств, перечисляемых на счета ОР в Банке России. Уже первые месяцы показали востребованность этого механизма. В 2004 г. правом на усреднение пользовались более 40% кредитных организаций России.

Доля средств, оставляемых на корсчете, определяется Банком России. В 2004 г. предельный размер коэффициента усреднения был равен 0,2. Практически все банки использовали его по максимуму. По оценкам автора, использование механизма усреднения увеличило средний остаток на корреспондентских счетах кредитных организаций, воспользовавшихся правом усреднения, почти на 10%. Использование кредитными организациями права на усреднение обязательных резервов в сочетании с операциями по рефинансированию способствовало поддержанию бесперебойных расчетов по платежам клиентов. Положительный опыт наверняка будет стимулировать появление предложений о повышении размера коэффициента усреднения. Как представляется, по мере совершенствования механизмов надзора, развертывания системы страхования вкладов возможно появление условий, позволяющих рассмотреть вопрос об увеличении коэффициента усреднения до 0,4-0,5. В перспективе, возможно, можно будет разрешить кредитным организациям все средства ОР держать на своем корреспондентском счете.

100

75

50

25

%

¥1

1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

II Доля средств в кассах кредитных организаций □Доля средств на счетах ОР

Рис. 6. Соотношение средств на счетах ОР и средств в кассах кредитных организаций на 1 января года, (%)

Значительные новации произошли в механизме влияния денежных средств в кассе кредитной

организации на размер ОР. До августа 2004 г. из расчетной величины ОР вычитался остаток в кассе в пределах установленной величины неснижаемого остатка. При этом в случае относительно либерального подхода территориального учреждения Банка России к установлению величины неснижаемого остатка наличных денег в операционной кассе кредитной организации происходило обнуление счетов обязательных резервов и концентрация всех резервных требований исключительно в виде наличных денег в кассах коммерческих банков. Новый механизм этот недостаток устранил. Сейчас в Расчете величина обязательных резервов, подлежащих депонированию в Банке России по обязательствам в валюте РФ, уменьшается на величину фактических рублевых денежных средств в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25% размера обязательных резервов по обязательствам в валюте РФ, рассчитанного до его уменьшения на указанную величину.

Как показывает анализ, уже более 10 лет в России доля средств в кассах составляет около 20% ОР, в том числе на начало 2004 г. 22,5% (рис. 6) [2,3]. Резкое увеличение этой доли в 1999 г. было следствием кризисных явлений 1998 г. Это позволяет сделать вывод, что установленный Банком России предел в 25% статистически и экономически обоснован. Это означает, что при переходе к «новому» механизму большинство банков должны уменьшить ОР на величину фактического средне-хронологического остатка в кассе.

Кредитные организации, имеющие запасы наличных денег в кассах больше чем 25% от расчетной величины ОР, будут вынуждены осуществлять практически двойное резервирование этого превышения как в виде средств в кассе, так и путем перечисления средств на счета ОР в Банке России. Это будет уменьшать работающие активы кредитных организаций и стимулировать разумный подход к формированию запасов наличных денег в кассах банков.

Необходимо также отметить, что снижение нормативов ОР в 2004 г. привело к снижению абсолютных размеров средств на счетах обязательного резервирования. Соответственно относительная доля наличных денег в кассах банков возросла, и количество банков, сталкивающихся с проблемой «двойного резервирования», в 2005 г. будет расти. По оценкам автора, в Омской области масштабы «двойного резервирования» в I кв. 2005 г. составили около 17,5 млн руб.

По-видимому при появлении статистики по итогам 2005 г. можно будет дать более четкую количественную оценку этому явлению. Возможно, для предотвращения «двойного резервирования» потребуется увеличить пределы средств, оставляемых в качестве ОР в кассе до 30-50% от расчетной величины ОР. Возможно, следует учитывать категорию и группу проблемное™ банка. Для финансово стабильных банков максимально допустимая сумма денег в кассе могла бы быть выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом новый механизм ОР может быть представлен в виде формулы: ОРбр = (Об • Н - К) - (Об • Н

^кас^уср '

(1)

где: ОРбр - сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию на счетах в Банке России;

Об — резервируемые обязательства, состав которых определяется Банком России; Н — норматив обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, установленный Советом директоров Банка России; Ккас — сумма наличных денежных средств в валюте РФ в кассе кредитной организации (включаемая в расчет в пределах, установленных Банком России);

К^р — коэффициент усреднения — числовой множитель, значение которого находится в

интервале отОдо 1, устанавливаемый Советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов. Если в (1) подставить фактически действующие значения нормативов и провести несложные преобразования, то можно убедиться, что в настоящее время на счета обязательного резервирования, открытые в Банке России, перечисляется только 60% средств ОР. Остальные 40% остаются в распоряжении кредитной организации.

ОРбр = (Об Н-0,25 Об Н)-- (Об Н - 0,25 06 Н)0,2 , ОРбр = Об Н 0,6 . (3)

Таким образом, изменения в механизме обязательного резервирования, снижение нормативов и исключение из состава резервируемых средств, привлеченных банками на срок более трех лет, увеличили объем работающих ресурсов кредитных организаций. Введение механизма усреднения, новый подход к учету средств в кассе кредитных организаций более приближены к общемировой практике и усиливают конкурентоспособность российских банков.

Общая экономическая ситуация в стране стимулирует появление предложений о необходимости преобразований обязательного резер-

вирования в России. Но как показывает анализ, управленческие решения в этой сфере должны быть взвешенными.

Позиция и оценки, приведенные в статье, выражают исключительно точку зрения автора и не могут рассматриваться как позиция либо оценки Банка России или Главного управления Банка России по Омской области.

Литература

1. Москвин В.А., Ларина О.И. Пути совершенствования обязательного резервирования // Деньги и кредит. - 2002. - №3.- С. 39-44.

2. Бюллетень банковской статистики. (№ 20-141 (1994, 1995, ..., 2005 гг.). Центральный банк Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации. Годовой отчет. (1993, 1994,..., 2003 гг.).

4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (1993,1994, ...,2005 гг.).

5. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2004 г. //Вестник Банка России от 11.03.2005 №13 (811). С.5-10.

6. Положение Банка России от 29 марта 2004г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций».

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: 237-8657 Http:/www.financepress.ru

237-8659 959-6979 e-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.