Научная статья на тему 'Значение и роль информационной базы в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях'

Значение и роль информационной базы в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1268
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In conditions of market economies accounting reporting managing субъектов becomes main means of communi-cation and most important data ware element of financial analysis. Any enterprise constantly needs for concourses of financing. Find their possible on the market of capital, attracting potential investors and obliges by the way of objective informing them on its financialeconomic activity, and from that, are insofar attractive published financial results, show current and perspective financial condition of enterprise, is far enough high and probability of getting the concourses of financing.

Текст научной работы на тему «Значение и роль информационной базы в проведении анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия в современных условиях»

Н.Н. Медведев

потребуется увеличить пределы средств, оставляемых в качестве ОР в кассе до 30-50 % от расчетной величины ОР. Возможно, следует учитывать категорию и группу проблемности банка. Для финансово стабильных банков сумма денег в кассе, учитываемая при операциях обязательного резервирования, могла бы быть выше.

В целом новый механизм ОР в России может быть представлен в виде формулы:

ОРБР = (Об • Н - Ккас) - (Об • Н - Ккас) • Куср,

где ОРБР - сумма обязательных резервов, подлежащая депонированию на счетах в Банке России; Об -резервируемые обязательства, состав которых определяется Банком России; Н - норматив обязательных резервов в процентном отношении к резервируемым обязательствам кредитной организации, установленный советом директоров Банка России; Ккас - сумма наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассе кредитной организации (включаемая в расчет в пределах, установленных Банком России); Куср - коэффициент усреднения - числовой множитель, значение которого находится в интервале от 0 до 1, устанавливаемый советом директоров Банка России для расчета усредненной величины обязательных резервов.

Если в эту формулу подставить фактически действующие значения нормативов и провести несложные преобразования, то можно убедиться, что в настоящее время на счета обязательного резервирования, открытые в Банке России, перечисляется только 60 % средств ОР. Остальные 40 % остаются в распоряжении кредитной организации.

ОРБР = (Об • Н - 0,25 О • Н) - (Об • Н - 0,25 Об • Н) • 0,2 ОРБР = Об • Н • 0,6

Таким образом, изменения в механизме обязательного резервирования, снижение нормативов и исключение из состава резервируемых средств, привлеченных банками на срок более 3-х лет, увеличили объем работающих ресурсов кредитных организаций. Введение механизма усреднения, новый подход к учету средств в кассе кредитных организаций более приближены к общемировой практике и усиливают конкурентоспособность российских банков.

Общая экономическая ситуация в стране стимулирует появление предложений о необходимости дальнейших преобразований обязательного резервирования в России. Но как показывает анализ, управленческие решения в этой сфере должны быть взвешенными.

1. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики в 2004 году // Вестник Банка России. 2005. № 13(811). 11 марта. С. 5-10.

УДК 351.72

И.А. Курьянов, А.И. Лыба

Омский государственный аграрный университет

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ В ПРОВЕДЕНИИ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

In conditions of market economies accounting reporting managing субъектов becomes main means of communication and most important data ware element of financial analysis. Any enterprise constantly needs for concourses of financing. Find their possible on the market of capital, attracting potential investors and obliges by the way of objective informing them on its financial- economic activity, and from that, are insofar attractive published financial results, show current and perspective financial condition of enterprise, is far enough high and probability of getting the concourses of financing

В условиях рыночной экономики бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Любое предприятие постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, и от того, насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и

© И.А. Курьяков, А.И. Лыба, 2005

122

Значение и роль информационной базы в проведении анализа...

перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Основное требование к информации состоит в том, чтобы она была полезной для пользователей и ее можно было бы использовать для принятия деловых решений. Но чтобы информация была полезной, она должна отвечать следующим требованиям:

• уместность - данная информация значима и оказывает влияние на решение, принимаемое пользователем. Она считается также уместной, если она обеспечивает возможность перспективного и ретроспективного анализа;

• достоверность информации определяется ее правдивостью, преобладанием экономического содержания над юридической формой, возможностью проверки и документальной обоснованностью;

• информация считается правдивой, если она не содержит ошибок и пристрастных оценок, а также не фальсифицирует событий хозяйственной жизни;

• нейтральность - предполагает, что в финансовой отчетности нет акцента на удовлетворение интересов одной группы пользователей общей отчетности в ущерб другой;

• понятность. Она означает, что пользователи могут понять содержание отчетности без специальной профессиональной подготовки;

• сопоставимость. Требует, чтобы данные о деятельности предприятия были сопоставимы с аналогичной информацией о деятельности других фирм. В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться ограничения;

• оптимальное соотношение затрат и выгод, извлекаемых предприятием от представления этих данных заинтересованным пользователям;

• принцип осторожности предполагает, что документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов, прибыли и заниженной оценки обязательств;

• конфиденциальность требует, чтобы отчетная информация не содержала данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.

Пользователями информации являются многие, в том числе и конкуренты. Поэтому классификация пользователей бухгалтерской отчетности выделяет три укрупненные группы: внешние пользователи по отношению к конкретному предприятию; сами предприятия (точнее их управленческий персонал); собственно бухгалтеры.

В соответствии со статьей 13 III главы Федерального закона РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ все организации «обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

• бухгалтерского баланса;

• отчета о прибылях и убытках;

• приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

• аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с Федеральным законом подлежит обязательному аудиту;

• пояснительной записки» [1].

В том же Законе отмечено, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный период к предшествующему ему году и т. д.

Ученые и экономисты предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры: экспресс-анализ финансового состояния, детализированный анализ финансового состояния. Целью экспресс-анализа финансового состояния является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. В процессе анализа В.В. Ковалев [3] предлагает рассчитать различные показатели и дополнить их методами, основанными на опыте и квалификации специалиста. Он считает, что экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности.

Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансово-хозяйственной деятельности. Здесь проводится визуальная и счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.

123

И.А. Курьяков, А.И. Лыба

Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Третий этап считается основным. Его цель - обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

Таким образом, детализированный анализ финансового состояния позволяет иметь подробную характеристику имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта, результатов его деятельности в отчетном периоде, а также возможностей развития субъекта на перспективу. Он конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные процедуры экспресс-анализа. Степень детализации зависит от желания аналитика (таблица 1).

Поскольку движение финансовых, трудовых и материальных ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, то, по мнению И.Т. Балабанова [2], финансовое состояние хозяйствующего субъекта отражает все стороны его производственно-торговой деятельности, и характеристику финансового состояния можно проводить по следующей схеме: анализ доходности (рентабельности); анализ финансовой устойчивости; анализ кредитоспособности; анализ использования капитала; анализ уровня самофинансирования; анализ валютной самоокупаемости.

1. Поскольку анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями, то абсолютный показатель доходности будет представлять собой сумму прибыли, или доходов.

2. Финансово устойчивым считается такое предприятие, которое за счет собственных средств покрывает средства, вложенные в активы (основные фонды, оборотные средства), не допускает неоправданной дебиторской и кредиторской задолженности и расплачивается в срок по своим обязательствам. Главным в финансовой деятельности, считает И.Т. Балабанов, являются правильная организация и использование оборотных средств. Поэтому в процессе анализа финансового состояния вопросам рационального использования оборотных средств уделяет особое внимание. Например, характеристика финансовой устойчивости включает в себя: состав и размещение активов хозяйствующего субъекта; динамику и структуру источников финансовых ресурсов; наличие собственных оборотных средств, кредиторской задолженности; наличие и структуру оборотных средств, дебиторской задолженности, платежеспособности.

Таблица 1

Совокупность аналитических показателей для экспресс-анализа

Направление анализа Показатели

1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования

1.1. Оценка имущественного положения 1. Величина основных средств и их доля в общей сумме активов. 2. Коэффициент износа основных средств. 3. Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия

1.2. Оценка финансового положения 1. Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников. 2. Коэффициент покрытия (общий). 3. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме. 4. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников. 5. Коэффициент покрытия запасов

1.3. Наличие «больных» статей в отчетности 1. Убытки. 2. Ссуды и займы, не погашенные в срок. 3. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженности. 4. Векселя, выданные (полученные) просроченные

2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности

2.1. Оценка прибыльности 1. Прибыль. 2. Рентабельность общая. 3. Рентабельность основной деятельности

2.2. Оценка динамичности 1. Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала. 2. Оборачиваемость активов 3. Продолжительность операционного и финансового циклов. 4. Коэффициент погашаемости дебиторской задолженности

2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала 1. Рентабельность авансированного капитала. 2. Рентабельность собственного капитала

124

Значение и роль информационной базы в проведении анализа...

3. Под кредитоспособностью понимается наличие у хозяйствующего субъекта предпосылок для получения кредита и способность возвратить его в срок. Кредитоспособность заемщика характеризуется его аккуратностью при расчетах по ранее полученным кредитам, его текущим финансовым состоянием и перспективами изменения, способностью при необходимости мобилизовать денежные средства из различных источников. При анализе кредитоспособности используется целый ряд показателей. Наиболее важными из них являются норма прибыли на вложенный капитал и ликвидность. Если первый показатель определяется отношением суммы прибыли к общей сумме пассива по балансу, то ликвидность хозяйствующего субъекта показывает способность его быстро погашать свою задолженность. Она определяется соотношением величины задолженности и ликвидных средств.

Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли, приходящаяся на рубль вложенного капитала. Эффективность капитала это комплексное понятие, которое включает в себя использование оборотных средств, основных фондов. Поэтому анализ эффективности использования капитала проводится по отдельным частям.

1. Эффективность использования оборотных средств характеризуется их оборачиваемостью, т. е. продолжительностью прохождения средствами отдельных стадий производства и обращения, которая исчисляется продолжительностью одного оборота в днях или количеством оборотов за отчетный период.

2. Эффективность использования капитала в целом представляет собой сумму оборотных средств и основных фондов. Эффективность использования капитала измеряется его рентабельностью, а уровень рентабельности капитала - процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала.

Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников (амортизационных отчислений и прибыли). Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить по формуле:

К =

П + А

К + З ’

где Кс - коэффициент самофинансирования; П - прибыль, направляемая в фонд накопления; А - амортизационные отчисления; К - заемные средства; З - кредиторская задолженность и другие привлеченные средства.

Поскольку хозяйствующий субъект не всегда может полностью обеспечить себя собственными финансовыми ресурсами, он вынужден использовать заемные и привлеченные денежные средства. Поэтому принцип валютной самоокупаемости - это превышение поступлений валюты над его расходами. Соблюдение этого принципа означает, что хозяйствующий субъект не «проедает» свой валютный фонд, а постоянно накапливает его.

Е.С. Стоянова [4], например, особое внимание уделяет специфическим методам анализа, которые включают в себя расчеты эффекта финансового и операционного рычага, а также расчету финансовых коэффициентов. Важнейшими коэффициентами отчетности являются:

• коэффициенты ликвидности (коэффициент текущей ликвидности, срочной ликвидности и чистый оборотный капитал);

• коэффициенты деловой активности или эффективности использования ресурсов (оборачиваемость активов, оборачиваемость дебиторской задолженности, оборачиваемость материально-производственных запасов и длительность операционного цикла);

• коэффициенты рентабельности (рентабельность всех активов предприятия, рентабельность реализации, рентабельность собственного капитала);

• коэффициенты структуры капитала (коэффициент собственности, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент защищенности кредиторов);

• коэффициенты рыночной активности (прибыль на одну акцию, балансовая стоимость одной акции, соотношение рыночной цены акции и ее балансовой стоимости, доходность акции и доля выплаченных дивидендов).

Однако инструментом финансового управления должен быть не только анализ уровня и динамики основных коэффициентов в сравнении с определенной базой, но и возможность определения оптимальных пропорций между ними с целью разработки наиболее конкурентоспособной финансовой стратегии.

Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на его платность. В то же время предприятие, использующее только собственные средства, ограничивает их рентабельность примерно двумя третями

125

И.А. Курьяков, А.И. Лыба

экономической рентабельности, а предприятие, использующее кредит, увеличивает или уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения собственных и заемных средств в пассиве и от величины процентной ставки. Тогда и возникает эффект финансового рычага, который определяется по формуле:

ЭФР = 2/3(ЭР - СРСП) • ЗС/СС,

где ЭФР - эффект финансового рычага; ЭР - экономическая рентабельность, равная отношению прибыли до выплаты процентов и налогов к активам; СРСП - среднерасчетная ставка процента; ЗС - заемные средства; СС - собственные средства.

Таким образом, чтобы повысить рентабельность собственных средств, предприятие должно регулировать соотношение собственных и заемных средств. Исходя из этого, Е.С. Стоянова [4] уделяет особое внимание операционному анализу, называемому «издержки-объем-прибыль», который отражает зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.

Ключевыми элементами операционного анализа служат: операционный рычаг, порог рентабельности и запас финансовой прочности. Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи (результата от реализации после возмещения переменных затрат) к прибыли.

Порог рентабельности - эта такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли. Вычислив порог рентабельности, получаем пороговое (критическое) значение объема производства. Ниже этого количества предприятию производить не выгодно: обойдется себе дороже. Пройдя порог рентабельности, фирма предприятия имеет дополнительную сумму валовой маржи на каждую очередную единицу товара. При этом наращивается и масса прибыли. Разница между достигнутой фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности. Например, некоторые авторы считают возможным применение матричных методов оценки и анализа финансовых показателей, с учетом действующей формы бухгалтерского баланса. Поскольку матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязь объектов, то она очень удобна для финансового анализа, так как является простой и наглядной формой совмещения разнородных, но взаимосвязанных экономических явлений. Поэтому бухгалтерский баланс предприятия можно представить как матрицу, где по горизонтали расположены статьи актива (имущество), а по вертикали - статьи пассива (источники средств). Размерность матрицы бухгалтерского баланса может соответствовать количеству статей по активу и пассиву баланса 42х35, но для практических целей вполне достаточно размерности 10х10 по сокращенной форме баланса. В матрице баланса необходимо выделить четыре квадранта по следующей схеме.

Укрупненная структура баланса

Актив Пассив

Внеоборотные средства Собственный капитал

Оборотные средства Обязательства

При составлении сокращенной формы баланса необходимо не только сгруппировать его статьи, но и исключить из сумм уставного и добавочного капитала статьи актива баланса «Расчеты с учредителями» и «Убытки прошлых лет и отчетного года».

Понадобятся также данные из отчета о финансовых результатах и их использовании. На основе перечисленных отчетных данных составляется четыре аналитические таблицы: матричный баланс на начало года, матричный баланс на конец года, разностный (динамический) матричный баланс за год, баланс денежных поступлений и расходов предприятия.

Матричные балансы предприятия составляются по единой методике. Первые два носят статистический характер и показывают наличие средств предприятия на начало и конец года. Третий баланс отражает динамику - изменение объемов средств предприятия за год (наиболее пригоден для аналитических и прогнозных расчетов).

Правила составления матричной модели для первых трех балансов не сложны. Для этого:

• выбирается размер матрицы, статьи актива отражаются по горизонтали матрицы, статьи пассива - по вертикали;

• заполняется балансовая строка и графа матрицы в точном соответствии с данными бухгалтерского баланса;

126

Значение и роль информационной базы в проведении анализа...

• последовательно, начиная с первой строки актива баланса, подбираются источники средств, находящиеся в распоряжении предприятия (см. таблицу 1);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• проверяются все балансовые итоги по горизонтали и вертикали матрицы (таблица 2).

Таблица 2

Структура бухгалтерского баланса

Статьи актива баланса Источники средств (статьи пассива)

Внеоборотные средства

1. Основные средства и нематериальные активы 1. Уставный и добавочный капитал. 2. Долгосрочные кредиты и займы. 3. Фонды накопления и нераспределенная прибыль

2. Капитальные вложения 1. Долгосрочные кредиты и займы. 2. Уставный и добавочный капитал. 3. Фонды накопления и нераспределенная прибыль

3. Долгосрочные финансовые вложения 1. Уставный и добавочный капитал. 2. Фонды накопления и нераспределенная прибыль

Оборотные средства

1. Запасы и затраты 1. Уставный и добавочный капитал (остаток). 2. Резервный капитал. 3. Фонды накопления и нераспределенная прибыль (остаток). 4. Краткосрочные кредиты и займы. 5. Кредиторы. 6. Фонды потребления и резервы

2. Дебиторы 1. Кредиторы. 2. Краткосрочные кредиты и займы

3. Краткосрочные финансовые вложения 1. Резервный капитал. 2. Кредиторы. 3. Фонды потребления и резервы

4. Денежные средства 1. Резервный капитал. 2. Фонды накопления и нераспределенная прибыль. 3. Кредиты и займы. 4. Фонды потребления и резервы

Наиболее ответственным является третий этап составления матрицы - подбор источников средств, находящихся в распоряжении предприятия. Здесь, как правило, исходят из круга финансовых прав и полномочий, предоставленных предприятию, экономической природы внеоборотных и оборотных, собственных и заемных средств, хозяйственной целесообразности. В связи с этим считали бы возможным предложить следующий вариант подбора источников средств в названной последовательности и в пределах их остатка (см. таблицу 3).

Таблица 3

Матричный баланс предприятия

Актив Пассив

УК и добавочный капитал Резерв- ный капитал Фонды накопления и прибыли Итого собст- венный капитал Долго- срочные креди- ты Креди- торы Фонды потребления и резервы Итого обяза- тельств БАЛАН С

ОС и НМА х х х

Кап. вложения х х х х х х

Долгосрочные фин. вложения. х х х

Итого внеоборотные активы х х х х х х

Запасы и затраты х х х х х х х

Дебиторы х х х

Краткосрочные фин. вложения х х х

Денежные средства х х х х

Итого оборотные активы х х х х х х х х

БАЛАНС х х х х х х х х х

127

И.А. Курьяков, А.И. Лыба

Следует отметить, что матричные балансы существенно расширяют информационную базу для финансового анализа. С их помощью можно определить увязку статей актива (имущества предприятия) и статей пассива баланса (источники средств); структуру и качество активов по балансу предприятия и достаточность источников их финансирования; рассчитать весь набор показателей и коэффициентов, необходимых для оценки финансовой устойчивости, платежеспособности, использования ресурсов предприятия; объективно оценить финансовое состояние предприятия, выяснить причины его изменения за отчетный период; установить параметры приближения предприятия к порогу неплатежеспособности (банкротству).

На основании приведенного самостоятельного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Баланс денежных поступлений и расходов предприятия тесно связывает бухгалтерский баланс с финансовыми результатами работы, а также наличием денежных средств на счетах, текущим оборотом денежных средств.

2. Баланс денежных поступлений позволяет реально оценить, сколько денежных средств и на каком этапе потребуется предприятию, а также дает наглядное представление о составе и структуре денежных доходов и расходов, факторах, повлиявших на изменение денежных остатков на счетах.

3. На наш взгляд, методики для исследования обозначенной проблемы перечисленных авторов имеют несомненно свои достоинства, которые могут быть использованы в практической деятельности при анализе финансового состояния любого предприятия, функционирующего в условиях рыночных отношений.

1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1996. 288 с.

2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 1994. 384 с.

3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996. 432 с.

4. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Перспектива, 1996. С. 76.

УДК 336.71

А.В. Воробьева

Омский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ БАНКОВ

In the article was considered local banking market in which leading positions are occupy by branches of Moscow banks. This situation leads local banks for the problem of their surviving and competitiveness. For that were considered strong and weakness sides of local banks and branches of Moscow banks. As a result is necessary of work and specialization local banks on small business.

Последние несколько лет развитие банковского сектора характеризуется концентрацией активов и капитала в крупнейших банках столицы, что сопровождается их экспансией в регионы. При этом почти во всех регионах наметилась тенденция к прекращению создания новых банков и даже к их сокращению. На омском банковском рынке представлены 55 коммерческих банков, 8 из которых являются региональными банками, остальные - филиалы крупных иногородних банков.

Различия между региональными банками и филиалами в масштабах деятельности, что подтверждается следующими данными. За первые два месяца 2005 г. выдано всего кредитов: региональными банками Омской области на сумму - 7 460 млн руб., филиалами иногородних банков на сумму -26 252 млн руб. В процентном соотношении это составило соответственно 22 и 78 %. В том числе выданные кредиты физическим лицам за первые два месяца 2005 г.: региональными банками составили -796 млн руб., филиалами иногородних банков - 5 202 млн руб., процентное соотношение соответственно составило 13 и 87 %. За этот же период привлечено депозитов от физических лиц: региональными банками на сумму 5 968,3 млн руб., филиалами иногородних банков на сумму 12 493,8 млн руб. В процентном соотношении это составило соответственно 38 и 62 % [1].

© А.В. Воробьева, 2005

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.